Доклад: Культурная революция 30-х годов

тому, чтобы культуры разных народов – больших и малых – сохранялись,

взаимодействовали друг с другом, влияли друг на друга, но не поглощали друг

друга. Что такое "тепловая смерть", нам объяснили философствующие физики –

это когда в планетарном масштабе тепловой градиент (различие в температуре)

станет равным нулю. Что такое "культурная смерть" – менее ясно. Для его

объяснения методом "от противного" используем формулу, выдвинутую Сталиным в

первой половине 30-х годов. Тогда он прогнозировал, что постепенно, в

результате осуществления большевистской культурной политики, культуры всех

народов Советского Союза – национальные по форме, социалистические по

содержанию – сольются в единую социалистическую культуру. Градиент (различие)

станет нулевым. Все, конец света!

Вот главное испытание, которое ставит перед человеческом глобализация

культуры – лавинообразное умножение каналов межкультурных коммуникаций,

неподвластных национальным правительствам. Не случайно сегодня так актуальна

проблема национальной идентичности. Большинство конфликтов, которые

приходится решать современным (очень культурным!) государствам, –

необходимость обеспечить культурную автономию (или независимость) так

называемым "малым" народам. Они не хотят растворяться в мощных, доминирующих

в европейской культуре социумах. Они осознают себя как "других" и ради этого

готовы терпеть экономические трудности, которые иногда лежат на поверхности

подобных конфликтов, подменяя собой истинные, культурные истоки.

Итак, столкнулись лбами две глобальные тенденции – налаживание глобальных

кросскультурных коммуникаций и оппонирующие этому процессу опасения

национальных культур и субкультур утратить свою самоидентичность. Где выход?

Нет ответа. По крайней мере, убедительного для сегодняшней ситуации. И она,

эта ситуация, будет усугубляться. Так что нам полезно попытаться играть эту

историческую в самом высоком смысле слова партию, прогнозируя хотя бы один

два хода вперед.

В основе любой культуры лежит язык. Сегодня язык мирового общения –

английский. Очевидно, что русский его никогда не заменит. Значит, с этим нам

нужно смириться, но и подумать о том, как сохраниться на арене мировой

культуры. Кстати, заглядывая вперед, не пришлось бы нам в обозримом будущем

изучать китайские иероглифы в качестве языка мирового общения. Обозначенная

проблема – предмет внешней культурной политики, решением которой сегодня в

нашем отечестве, похоже, никто всерьез (стратегически) не озабочен. Все

движения России в этом направлении, насколько об этом можно судить, сводятся

к решению чисто тактических политических задач.

Огромное, чуть вспаханное поле – это культурная социодинамика на просторах

Российской империи. Это именно так, ибо развалилась только Советская империя;

Российская еще жива, но больна той же болезнью, чреватой распадом. На

поверхности находятся какие-то региональные экономические претензии. Но в

основе всех конфликтов, грозящих целостности Российской Федерации, те же

культурные напряжения, которые не только беда, но прежде всего огромное

благо, залог культурного здоровья страны (культурное разнообразие). Да, мы

очень разные, чем и интересны друг для друга. Между тем мы не оставляем

попыток культурно доминировать друг над другом, подчинить (поглотить,

нивелировать культурные различия) так называемые "малые" культуры некоей

культуре общегосударственной, которой пока (и это очень хорошо!) не

существует, но которая ассоциируется с экспансией русской культуры (кстати,

состоящей из букета весьма своеобразных субкультур). "Нужны новые формы", –

заявил на рубеже ХХ в. чеховский герой. Нужна новая государственная

культурная политика – скажем мы, перешагнув в XXI в. И разрабатывать ее нужно

общими усилиями, ибо никто не знает "единственно верного" решения. Очень

важно, чтобы мы не забывали уроки российской истории, о которой речь шла

выше.

Культурные преобразования в России после Октябрьской революции

Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став рубежом,

эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По

масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в

один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и

реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью

изменений в политической и социальной сферах.

Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные

последствия. В полной мере это проявилось в истории послереволюционной

России. Одной из сфер, развитие которой отразило эту двойственность, явилась

сфера образования и науки. Сразу после революции партия большевиков и

советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В

конце 1917–начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от

государства и школы от церкви. Руководство народным просвещением декретом

ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во

главе с А. В. Луначарским.

Главным достижением молодого советского государства явилось создание системы

по-настоящему всеобщего начального образования. В первые послереволюционные

годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое

материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было

организовано добровольное общество "Долой неграмотность!". Развернулось

всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом масштабной

деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых явилось

возрастание доли грамотных среди населения России. По переписи 1926 г. число

грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент.

Значительны были успехи в деле демократизации среднего и высшего

профессионального образования. Массовыми формами подготовки квалифицированных

рабочих и среднего технического персонала стали школы фабрично-заводского

ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для

облегчения поступления в высшие учебные заведения рабочих и крестьян при

институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие факультеты

("рабфаки"), "подтягивавшие" их знания до необходимого уровня. Быстро

возрастает количество вузов. Преимуществом при приеме пользуются

представители "неэксплуататорских классов" – пролетариат и "трудовое"

крестьянство.

Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными

трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком

преподавателей, многие из которых в годы революции были уничтожены или

изгнаны из страны как "буржуазный элемент". Решить проблему призван был

Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее

качество преподавания упало. Это было неизбежным побочным действием

масштабной демократизации образования, которую невозможно было провести без

некоторой потери качества.

Школа стала могучим идеологическим оружием в руках большевистского

государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из

которых были исключены не только дисциплины, прямо противоречащие характеру

установившегося политического режима (такие как Закон Божий), но и философия,

история, на волне революционного максимализма также отнесенные к

"пережиткам". Вместо них были введены предметы, призванные сформировать

марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение у широких масс

учащейся молодежи: исторический материализм, экономическая политика диктатуры

пролетариата и пр.

Важную роль в становлении новой советской культуры сыграли экстренные меры,

предпринятые советским правительством по сохранению культурного наследия

прошлого, которое, будучи связано в сознании "революционных масс" с бытом

"господствующего класса", подчас подвергалось бессмысленному варварскому

истреблению (например, крестьяне сожгли усадьбу А. А. Блока Шахматово вместе

с прекрасной библиотекой). Были приняты декреты об охране библиотек, музеев,

художественных галерей, дворцов и усадеб. Ценой огромных усилий в условиях

гражданской войны и повсеместной разрухи удалось сохранить большое количество

памятников истории и культуры, хотя очень многое было утрачено.

Важным мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения

грамотности, была реформа правописания, проведенная в 1918 г. О необходимости

проведения такой реформы много говорили еще до революции. Более того, была

проведена подготовительная работа, которая, однако, из-за противодействия

сторонников традиционной орфографии не была завершена реальными

преобразованиями. После революции, когда пафос кардинальных перемен охватил

все стороны жизни общества, реформа правописания пришлась как нельзя к стати.

Из алфавита были исключены буквы i, Θ,ѣ, ע, употребление

которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими обучение чтению

и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов, оканчивавшихся на

согласные.

Советское и партийное руководство понимало необходимость сохранения и

развития научного потенциала страны. Видным ученым, особенно представителям

естественнонаучных дисциплин, лояльным к новой власти, предоставлялись

условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое

вольнодумство, правда, до известных пределов. Они продолжали исследования,

начатые еще до революции, сотрудничали с государством, помогая ликвидировать

последствия гражданской войны и оккупации. Один из основоположников русской

научной школы физиологов растений, член-корреспондент РАН,

естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев, автор фундаментальных трудов по

фотосинтезу, агрономии, истории науки, был депутатом Моссовета. Большую роль

в развитии сельского хозяйства сыграла деятельность академика ВАСХНИЛ И. В.

Мичурина, селекционера, автора более чем 300 сортов плодово-ягодных культур.

Продолжали работу отечественные авиаконструкторы. В 1918 г. был основан

Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Создателями его были Н. Е.

Жуковский и С. А. Чаплыгин.

Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником

современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по инициативе

которого были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников

АН СССР и др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую деятельность П. Л.

Капица, впоследствии академик, основатель Института физических проблем АН

СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.).

Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К. Э.

Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев;

изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф. А. Цандер; биогеохимик,

автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.

Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями

Вавиловыми. Н. И. Вавилов – биолог, основоположник современного учения о

биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ

(Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов –

физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН

СССР.

Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла

Петербургская академия наук, переименованная сначала в Российскую, а затем в

АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно-исследовательские

институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала 30-х гг. начинают

открываться академии наук в союзных республиках.

Сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших в

области гуманитарных и общественных наук. В силу их неразрывной связи с

идеологией и политикой, сотрудничество государства с учеными-немарксистами в

этой области было затруднено. Многие из них оказались за границей (историк,

организатор партии кадетов П. Н. Милюков, экономист П. Б. Струве, социолог и

философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ Н. А. Бердяев и многие,

многие другие). Видную роль в отечественной гуманитарной науке стали играть

те ученые, которые еще до революции придерживались марксистских взглядов.

Среди них наиболее заметной является фигура М. И. Покровского, историка и

политического деятеля. Покровский был участником Октябрьской революции, с

1918 г. заместителем наркома просвещения, руководителем Коммунистической

академии, Института красной профессуры и т. д. и т. п. Вместе с тем он был

видным историком, одним из первых применившим теорию К. Маркса для

исторического исследования, основателем целой исторической школы. Подходы

Покровского подчас грешили вульгарным социологизмом, и все же его вклад в

становление советской исторической науки был весьма значительным.

В целом интеллигенция, сначала весьма отрицательно в массе своей отнесшаяся к

большевистскому перевороту, со временем примирилась со сложившейся ситуацией

и вынуждена была вступить во взаимодействие с новой властью. Поначалу

сотрудничество было обусловлено страхом смерти или изгнания. Затем ко многим

представителям интеллигенции пришло понимание того, что, как бы то ни было

неприятно, большевики прочно утвердились у кормила власти, а значит, помощь

советскому государству – их патриотический долг, их обязанность по отношению

к Родине и своему народу, пусть и представшим в образе Страны Советов.

Понимание этого появилось даже у тех, кто в период революционных катаклизмов

оказался в эмиграции. В начале 20-х гг. ХХ в., когда в России набирает

обороты НЭП, в эмигрантской среде возникает движение сменовехства, получившее

название от литературно-политического сборника "Смена вех", издававшегося в

Париже в 1921–1922 гг. Идеологи сменовехства (Н. В. Устрялов и др.) призывали

перейти от конфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними.

Литература и искусство в СССР в 20-е гг

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие искусства.

Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой

сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы в 20-е

гг. несомненно, является поэзия. По форме литературная жизнь во многом

осталась прежней. Как в начале века тон ей задавали литературные кружки,

многие из которых пережили кровавое лихолетье и продолжали действовать в 20-е

гг.: символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают новые кружки и

объединения. Однако соперничество между ними теперь выходит за пределы

художественной сферы и часто приобретает политическую окраску. Наибольшее

значение для развития литературы имели объединения РАПП, "Перевал",

"Серапионовы братья" и ЛЕФ.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I

Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили

писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные

критики. Предшественником РАПП был "Пролеткульт" - одна из самых массовых

организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов "Пролеткульта" и РАПП,

всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового

пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была

создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые

интересы. На "свалку истории" пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина,

Толстого, Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело

пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители

РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как "классовых врагов"

практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов,

которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А.

Ахматова, З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные "певцы революции",

как М. Горький и В. Маяковский.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа "Перевал" (Всесоюзное

объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером которой был

литературный критик А. К. Воронский, основатель первого советского "толстого"

(т. е. литературного) журнала "Красная новь". "Переваловцы" (среди них М.

Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею внеклассового, общечеловеческого значения

искусства как средства понимания мира. Для них новая советская культура не

могла состояться без восприятия культурного наследия. В итоге противоборство

между двумя идейными течениями закончилось разгромом "Перевала". Воронскому

пришлось оставить литературную критику и уйти из редакции организованного им

журнала. На дискуссии в Комакадемии группа была обвинена в "буржуазном

либерализме".

Одним из самых интересных литературных объединений 20-х гг. является группа

"Серапионовы братья", созданная в 1921 г. в петроградском Доме искусств. В

группу входили такие известные писатели, как Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин

и др. По своим идейным позициям "серапионы" близки "Перевалу". Для них

характерно неприятие примитивизма и узкоклассового подхода в литературе,

утверждение гуманистической ценности искусства.

ЛЕФ - левый фронт искусств. Позиции членов этой организации (В. Маяковский,

Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы. Сочетая футуризм с

новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма фантастической идеей

создания некого "производственного" искусства, которое должно было выполнять

в обществе утилитарную функцию обеспечения благоприятной атмосферы для

материального производства. Искусство рассматривалось как элемент

технического строительства, лишенный личностного начала, вымысла,

психологизма и т. д. Творчество представителей ЛЕФ было шире и многогранней

провозглашаемых ими идейных позиций. Величайшим поэтом был Владимир

Владимирович Маяковский (1893-1930). Революцию он воспринимал как художник: в

ней его привлекала поэзия глобального взрыва, крушения старого мира,

катастрофы, в огне которой должно было появиться новое общество, построенное

на началах справедливости, разума, чистоты. Сама идея построения нового мира

была близка ему как футуристу. Творчество его глубоко оригинально и,

безусловно, очень талантливо. В советское время образ Маяковского в массовом

сознании был искажен. Наследие поэта рассматривалось однобоко - в нем видели

только "агитатора, горлана-главаря", часто забывая о том, что помимо

произведений, воспевающих революционную борьбу ("Левый марш", "Владимир Ильич

Ленин", "Хорошо"), у него есть несколько прекрасных лирических стихотворений

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты