Диплом: Национально-освободительное движение в Греции Филики Этерия

греков в общество, а далее уже и людей простых.

"В первый период существования "Филики Этерия" ее деятельность сводилась главным

образом к вербовке новых людей".[xxv]

Рост численности "Филики Этерия" с 1814 по 1818 гг. происходил за счет среднего

купечества и мелких буржуа из греков, проживавших в колониях. К началу 1817

года число активных участников исчислялось единицами. Тайное общество еще не

приступало к вербовке в самой Греции, это произойдет почти перед восстанием.

Как уже говорилось, в 1817 - 1818 гг. руководители "Филики Этерия" покинули

Россию. Цакалов уехал в Стамбул в декабре 1817 года. В апреле в Стамбул прибыл

Скуфас. Некоторые греческие историки считают, что отъезд руководителей из

России объясняется тем, что это общество оказалось под угрозой раскрытия и

гонения со стороны царских властей. Но даже сам царь считал, что "Россия не

имела никакой власти над лицами, составлявшими это общество", но над Скуфасом

и Цакаловым русское правительство имело власть."

[xxvi]

На самом деле причиной отъезда руководителей из России было их стремление

организовать вербовку в общество в самой Греции. Это вытекало из основной

цели этеристов - освобождение своей родины от турецкого господства. Наверное

можно сказать, что обе причины послужили поводом для отъезда главный

этеристов из России. Последняя была очень важна для будущей деятельности

общества и благополучного хода событий.

Вербовка греческих офицеров была большим успехом тайного общества. "Вновь

завербованные были патриотами и непосредственно связаны с вооруженным

сопротивлением турецкому господству в Греции, проявлявшимся в движении

клефтов".[xxvii] Греческие офицеры

продолжили в Москве вербовку в "Этерию", начатую еще руководителями. В

результате были завербованы почти все видные греки.

"В 1818 - 1819 гг. в России было завербовано 42 человека, в Измаиле, в Одессе,

Москве, Кишиневе и других городах. Эти данные являются неполными и рост

этеристов в России в тот период был большим."

[xxviii]

Рост материального благополучия греческих общин России и общая атмосфера

национального подъема в последние предреволюционные годы содействовали

деятельности греческих патриотов. Наибольшую активность на национально-

патриотическом фронте проявляли одесские греки.

Как уже отмечалось, одной из причин отъезда руководителей "Филики Этерия"

являлась угроза раскрытия общества. Этому способствовало безответственное

поведение одного из активных участников общества Николая Галатиса.

Он родился в 1789 году на острове Итаки. В 1816 году Галатис приехал в

Одессу. Целью его приезда в Россию было желание отправиться в Петербург и

встретился с И. Каподистрией. Но в Одессе Галатис встречается со Скуфасом и

тот решает через Галатиса предложить руководство обществом во время восстания

Каподистрии.

Скуфас завербовал Галатиса и ввел его в состав руководителей общества.

Галатис проявил энтузиазм и обещал выполнить все задания общества, он

отличался смелостью и энтузиазмом, но прежде всего он стремился занять

руководящую роль в национально-освободительном движении.

В 1816 году Галатис прибыл в Петербург и встретился с Каподистрией. Он

рассказал министру иностранных дел в России о существовании "Филики Этерия" и

попросил его стать во главе этого общества. Каподистрия, как министр

Александра I доложил ему о разговоре с Галатисом, но он испытывал

противоречивые чувства во время доклада как греческий патриот. Александр I

хотел, чтобы Каподистрия проник с помощью Галатиса в секреты тайной

организации. За Галатисом была установлена слежка, из-за его собственных

непродуманных действий. В феврале 1817 года он был арестован, но его

дальнейшему нахождению под арестом противостоял Каподистрия. Как патриот он

понимал, что данные, рассказанные Галатисом на допросах, могут повредить

национально-освободительному движению, хотя сам Каподистрия был против

революционных методов борьбы.

27 февраля 1817 года Галатис был освобожден и переправлен в Кишинев. Но

Каподистрия решил переправить его в более безопасное место Османской империи.

По мнению Каподистрии, вина Галатиса состояла не в принадлежности к

революционной организации, а в предании огласке факта ее существования.

Каподистрия советовал распустить организацию и ждать дальнейшего хода

событий, которые произойдут с Грецией. В связи с делом Галатиса, при

содействии Каподистрия, царская полиция не произвела какого-либо

расследования деятельности греческого революционного общества в России.

Представления о "Филики Этерия" у полиции были неточными и расплывчатыми.

"В марте 1817 года Галатис прибыл в Кишинев под наблюдением Г. Левендиса.

Встреча Левендиса с Галатисом имела далекоидущие последствия для "Филики Этерия

".[xxix]

Георгис Левендис, уроженец Пелопоннеса, был ревностным греческим патриотом.

Имея крупное состояние, он тратил значительные суммы на просвещение Греции.

Левендис проявил интерес к человеку, который был связан с освободительным

тайным обществом. Левендис не препятствовал Галатису в вербовке греков и

вскоре сам вступил в общество.

Патриотическая деятельность самого Левендиса дала сильный толчок деятельности

"Филики Этерия" в Молдавии и Валахии. Это способствовало усилению потенциала

национально-освободительного движениея, способствовало объединению угнетенных

народов Османской империи для борьбы за освобождение, как то предполагал

Ригас Велестинлис.

"Русское консульство в Яссах во время управления им Левендиса в апреле-июне 1817

года, фактически превратилось в штаб-квартиру "Филики Этерия".

[xxx]

Левендис активно учавствовал в деятельности тайного общества, он первый начал

действовать по линии установления сотрудничестива между "Филики Этерия" и

революционными силами других балканских народов. Особенно важно было то, что

в общество был вовлечен предводитель сербских повстанцев Карагеоргия. Но

после возвращения из Бессарабии в Сербию он был убит. Его смерть нанесла

большой удар по планам греко-сербского сотрудничества в общей освободительной

борьбе.

"Много бейпокойства у Левендиса было из-за неосторожных действий Галатиса. В

Яссах он вел революционные проповеди прямо на улицах, Каподистрия позаботился о

выдворении Галатиса из Ясс".[xxxi]

Осенью 1818 года Галатис отправился в Стамбул. Он встал на путь шантажа, угрожая

выдать "Филики Этерию", если ему не дадут деньги. Руководители общества

вынуждены были принять в отношении него решительные меры. Галатис был отправлен

в Грецию и там в декабре 1818 года он был убит этеристом Димитропулосом.

Такая смерть Галатиса не должна зачеркивать его определенного вклада в

деятельность общества. Помимо прочих заслуг, он первым начал вербовку в

общество в Дунайских княжествах, что способствовало расширению и объединению

национально-освободительного движения народов Балкан. Это привело к тому,

что в 1818 году Молдавия и Валахия превратились в важный очаг деятельности

греческих революционеров.

Накануне революционного выступления 1821 года в рядах "Этерии" сформировалось

три течения, которые имели разные взгляды на вопрос о поддержке государств

восстания и участия в нем народных масс:

¨ буржуазно-демократическое направление;

Корнями оно уходило к обществу Ригаса, а затем развивалось по руководством Н.

Скуфаса. Испытывало влияние Французской революции и стремилось опираться в

восстании на народные массы. После смерти Скуфаса этим течением руководил

Анагностопулос, Колокотронис и др. Деятели данного течения ориентировались на

поддержку России;

¨ консервативно-компромиссное направление;

Состояло из консервативной части буржуазии, которая с одной стороны желала

революции, а с другой боялась участия в ней народных масс. Консерваторы

хотели употребить революцию для воплощения в жизнь своих интересов. Они

заигрывали с англичанами и тоже надеялись на поддержку европейских

правительств. Активными деятелями этого направления были фанариоты -

Маврокордатос, Карадзас, Орладос и др.

¨ реакционное направление;

Состояло из феодальных элементов. Они выступали против любой перемены,

которая бы затронула их интересы. Подыгрывали национально-освободительному

движению изнутри, стремились сорвать организацию восстания. Получается, что

они были за засилье турецких пашей в Греции. Между этим течением и

консерваторами были серьезные разногласия, которые во время восстания привели

к вооруженным столкновениям. Деятели этого течения были - Заилис, Нотарас и

др.

Объединяло эти течения надежда на помощь в восстании европейских держав, а

отличало их отношение к участию народных масс в восстании и отношение к

самому восстанию.

В конце 1818 года в состав руководящего комитета "Архи" входило семь человек:

Э. Ксантос, А. Цакалов, П. Анагностопулос, стамбульский купец П. Секерис и

его брат А. Секерис, московский купец А. Комизопулос, ученый и просветитель

А. Газис. Работа "Архи", особенно перед восстанием, была окружена величайшей

тайной.

Руководящий комитет общества в сентябре 1818 года принял решение официально

просить Каподистрию войти в его состав. Руководители "Филики Этерия"

надеялись, что с приходом Каподистрии к руководству обществом нейтрализуется

деятельность оппозиции в организации.

Переговоры было поручено вести Э. Ксантосу. В 1820 году он встретился в

Петербурге с Каподистрией.

"Каподистрия по-прежнему оставался противником революционных методов борьбы за

освобождение Греции, но также он оставался и греческим патриотом, иначе

встреча его с Ксантосом вообще бы не состоялась".

[xxxii]

Ксантос в общих чертах рассказал Каподистрии о греческом революционном

обществе, особо отметив об увеличении численности в псоледнее время. Ксантос

попросил Каподистрию лично возглавить восстание или сообщить самый

подходящий, по его мнению, план действий и наиболее стоящего руководителя.

Каподистрия посоветовал ничего не предпринимать, пока не произойдет

благоприятный для Греции поворот в европейской политике, так как своими

силами они не в состоянии будут освободиться. Он отказал в помощи Ксантосу, и

миссия Ксантоса оказалась безрезультатной.

Таким образом Каподистрия, как греческий патриот и как министр иностранных

дел России, был постоянно осведомлен о деятельности тайного революционного

общества чуть ли не с начала его основания. Как министр, он мог бы

способствовать прекращению деятельности общества, но как патриот он

нейтрализовывал проблемы, связанные с деятельностью общества в России или в

Греции.

"Филики Этерия" проделали большую работу по подготовке восстания -

материальную, моральную и организационную. Руководителям общества нужно было

не надеятся на помощь правительств других держав, а направить все

организационные способности на объединение борющихся народов в самой

Османской империи. Может на это ушло бы больше времени, но международное

положение Греции усилилось бы в связи с самостоятельным освобождением от

Османского господства. Но возможно, что те же европейские государства

воспрепятствовали самостоятельному освобождению Греции или сами начали бы

помогать ей, чтобы добиться влияния на Балканах. Особенно это было выгодно

России.

2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ И. КАПОДИСТРИИ

Деятельность Иоанна Каподистрии была тесно связана с освободительной борьбой

греческого народа против турецкого ига, за национальную независимость своей

страны. Он был связан проблемами движения со многими его участниками. И хотя

не во всем поддерживал методы и взгляды своих соотечественников, всячески

старался им содействовать.

И. Каподистрия родился 31.01.1776 года на о. Корфу в старинной

аристократической семье. Учился он в университете в Падуи (Италия).

В соответствии с заключенной 21 марта 1800 году между Россией и Турцией

конвенцией, из бывших венецианских владений в Ионическом море была создана

Республика Семи Соединенных Островов. Каподистрия стал активным деятелем

этого первого в новой истории самостоятельного греческого государства.

"В 1803 - 1806 гг. он занимал пост государственного секретаря республики".

[xxxiii] Здесь Каподистрия получил первые практические уроки дипломатии.

Для него островная республика стала и первой школой патриотического воспитания.

3 марта 1804 года Александр I подписал указ о пожаловании государственного

секретаря Республики Каподистрии. Когда же по Тильзитскому договору

Ионические острова были переданы Франции и Республика прекратила свое

существование, Каподистрия получил приглашение поступить на русскую службу.

В 1809 году он приезжает в Петербург и поступает на службу в министерство

иностранных дел. Начав свой путь скромным чиновником, Каподистрия через 6 лет

становится статс-секретарем и вместе с Нессельроде с 1815 по 1822 гг.

возглавляет МИД России. Возвышение Каподистрии было связано, помимо его

личных заслуг, с неопределенными либеральными настроениями, проявившимися у

Александра I.

Главная задача, которая была поручена Каподистрии, состояла в содействии

развитию торговых связей России с другими странами. Но впоследствии задачи

его как политического деятеля усложнялись.

В октябре 1814 года Каподистрия по указанию царя прибыл в Вену. Здесь он с

большим исскуством содействовал осуществлению царской программы послевоенного

устройства Европы (после войны с Наполеоном). В 1815 году ему были поручены

заключительные мирные переговоры с Францией. От имени России Каподистрия

подписал Парижский мирный договор от 20.11.1815 года. В январе 1816 года

министр вернулся в Петербург.

Дух компромисса был характерен для политической деятельности Каподистрии.

Формирование его мировоззрения происходило во многом под воздействием философии

эпохи Просвещения. Некоторые современники называли его "более философом, чем

государственным деятелем".Как многие европейские аристократы того времени,

Каподистрия был напуган социальными и политическими потрясениями, которыми

ознаменовалась история Европы конца XVIII - начала XIX веков. "Революцию вообще

он считал большим злом и бедствием для общества".

[xxxiv] Однако Каподистрия отдавал себе отчет в необратимости тех

изменений, которые принесла Французская революция. Он сознавал также угрозу

новых революционных взрывов и считал, что их можно предотвратить или во всяком

случае, отдалить посредством политики сочетающей "законные интересым монархов с

правами народов".[xxxv] Ближе всего к

политическим взглядам Каподистрии в современной ему Европе была английская

конституционная монархия. Вслед за Монтескье он сильно идеализировал

политическую систему Англии.

В целом взгляды Каподистрии можно охарактеризовать как конституционно-

монархические, но он признавал и закономерность существования уже сложившихся

республиканских форм. Это профвилось в его подходе к швейцарским и ионическим

делам.

Административная компетенция статс-секретаря Каподистрии охватывала не только

внешние отношения, но и некоторые важные вопросы внутреннего управления. В

его ведении, например, находилось управление Бессарабией, имевшей после

присоединения к России в 1812 году особый статус. Также он был советником и

по польским делам.

"На всех ступенях своей необычной карьеры в России - и как сверхштатный

секретарь русской миссии в Вене, и как чрезвычайный посланник в Швейцарии, и

как статс-секретарь по иностранным делам - Каподистрия не переставал быть

патриотом Греции и в первую очередь своей ионической родины".

[xxxvi]

Каподистрия будучи русским дипломатом, стал одновременно и "доверенным в

делах" Греции при русском правительстве.

ВЗГЛЯДЫ И. КАПОДИСТРИИ

НА ПРОБЛЕМЫ ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Будучи сотрудником МИДа России, Каподистрия получил доступ ко всем

материалам, касавшимся русской политики в Греции, а позднее играл

первостепенную роль в ее осуществлении. Все это способствовало расширению его

кругозора, ввело в курс важнейших проблем греческогообщества, расширило рамки

его политического мышления до общегреческого масштаба. Важным свидетельством

этого качественного сдвига явилась завершенная Каподистрией в 1811 году

"Записка о нынешнем состоянии греков". В своей записке Каподистрия делает

попытку анализа социальной структуры современного ему греческого общества. Он

делит его на четыре "класса":

· собственников и дворянство;

· купцов и моряков;

· работников и людей, знающих только военное искусство;

· духовенство и ученых.

Однако в этой схеме действительные классовые различия оказываются сильно

стертыми.

"Каждый из классов, на которые Каподистрия подразделяет греческое общество,

оценивается им не только с социальной, но и с моральной точки зрения. Главное

внимание уделяется при этом патриотическим качествам".

[xxxvii]

Оценивая в целом взгляды Каподистрии в "Записке", следует отметить, что

будущий правитель Греции весьма серьезно изучал греческие проблемы и составил

для себя цельную картину современного ему греческого общества. В его работе

едва ли не впервые в истории греческой общественно-политической мысли,

сделана попытка социальной дифференциации греческого общества. Правда,

разделение это весьма неточно.

В записке, возможные освободительные выступления в Греции рассматриваются

исключительно как результат внушений иностранных держав. Вопрос о возможности

проявления греками самостоятельной политической инициативы не ставится. Этот

взгляд деятелей умеренного толка, сформировался под влиянием исторического

опыта 15 - 18 столетий, когда освободительные выступления в Греции

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты