Диплом: Национально-освободительное движение в Греции Филики Этерия

Диплом: Национально-освободительное движение в Греции Филики Этерия

ВВЕДЕНИЕ

При освещении национально-освободительного движения в Греции, использовались

материалы о русско-турецких войнах ХVIII века, международных отношениях

XVIII - XIX веков, влиянии идей Французской революции на развитие

самосознания угнетенных балканских народов.

В качестве источников использовались записки И. Каподистрии "О нынешнем

состоянии греков" (1811) и "Соображения о способах улучшения участи греков"

(1814), опубликованные советским историком Г. Л. Аршем в работе "И. Каподистрия

и греческое национально-освободительное движение"

[i].

В указанной работе и исследованиях "Этеристское движение в России"

[ii] и "Тайное общество "Филики Этерия"

[iii], Г. Л. Арш стремится наиболее полно и объективно раскрыть суть и ход

национально-освободительного движения в Греции.

Советская и зарубежная историография рассматривает в основном четыре вопроса,

связанных с раскрытием проблем национально-освободительного движения в

Греции.

1. "Греческий вопрос" (Г. Л. Арш, О. Б. Шпаро); (советская историография);

а) на основании изучения архивных источников советские историки, оценивая

позиции держав в этом вопросе, доказали, что все они исходили из позиций

своих правящих кругов. Цели английского капитализма были не менее агрессивны,

чем цели российского царизма. Россия, стремясь обеспечить свободу прохода

своих судов через проливы в Средиземное море и развитию южнорусской торговли,

добивалась максимального ослабления Турции и неизменно способствовала этим

борьбе греческого народа за независимость. Россия, объективно сыграла большую

роль в освобождении Греции от турецкой зависимости;

б) греческая историография, - почти все греческие историки подчеркивают, что

Россия была инициатором сначала дипломатической, а затем и военной помощи

борющейся Греции и что победы русской армии в русско-турецкой войне 1828 -

1829 гг. сыграли решающую роль в освобождении Греции;

в) западноевропейские историки, - А. Прокеш фон Остен, М. Леритье, Ж. Изамбер

и другие историки, стремясь оправдать позиции Англии, Франции и Австрии в

"греческом вопросе", изображали единственным агрессором на Балканах Россию,

другие же державы, по их мнению, только противодействовали захватнической

политике России.

г) английская историография (А. Степлтон, Х. Темперли), - всеми силами

английские буржуазные историки стараются скрыть агрессивную политику Англии,

направленную на то, чтобы обеспечить себе абсолютное господство в этом

районе, и изображают дело так, будто главной целью английской политики было

удержать Россию от войны с Турцией. Английские историки утверждают, что

Англия была единственным покровителем и спасителем греков.

2. Деятельность Каподистрии (греческая историография: С. Ласкарис,

Е. Куккос, Д. Пертидис, Т. Макрис);

Существующая зарубежная литература о Каподистрии весьма обширна и постоянно

пополняется. В основном, она имеет биографический уклон. Наиболее важными

являются исследования, специально посвященные периоду пребывания Каподистрии

в России (Ласкарис, Кроули).

Ласкарис считает, что в годы русской службы для Каподистрии освобождение

своих братьев было единственной целью его политики. Но в своей работе

национально-патриотическую деятельность Каподистрии Ласкарис освещает слабо.

Деятельностью Каподистрии много занимается греческая историография.

В общих трудах по истории новой Греции и греческой революции 1821 -1829 гг.,

а также в специальных работах о национально-патриотической деятельности,

Каподистрии уделяется большое внимание. Серьезное исследование о национально-

просветительном обществе "Филомузос Этерия", которым руководил Каподистрия,

написано Е. Куккосом. Интересный обзор дипломатической деятельностью

Каподистрии по "греческому вопросу", основанный на опубликованных источниках

и материалах венских архивов, дан в 70-х гг. в работе греческого историка Д.

Петридиса.

В греческой литературе мировоззрение и политическая деятельность Каподистрии

нередко трактуется с субъективных позиций. В качестве примера можно назвать

исследования Т. Макриса "Иоанн Каподистрия и его деятельность". В работе

чувствуется тенденция к сглаживанию острых идейных и политических расхождений

внутри греческого национального движения начала XIX века. Чтобы представить

Каподистрию безупречным греческим патриотом, Макрис стремится доказать, что

он во время пребывания в России, вел революционную деятельность и был связан

с тайной национально-освободительной организацией "Филики Этерия". Во

взглядах Макриса не достает серьезных документальных доказательств.

3. Политика России на Балканах (Г. Л, Арш, И. С. Достен, В. М.

Виноградов, А. В. Фадеев, А. М. Станиславская, Е. И. Дружинина, В. Я. Горсул).

В целом национально-освободительное движение в балканских странах в последнее

время привлекает внимание российских историков. Объектом серьезного изучения

стала политика России на Балканах и русско-балканские связи.

4. Этеристское движение (греческая историография - И. Филимон, Э.

Протопсалтис, Т. Вурнас, К. Вакадопулос, Я. Кордатос, П. Русос, Т. Коккунос).

Неразработанность истории этеристского движения в России объясняется сложным

комплексным характером данной темы. Без исследования материальной и духовной

жизни греческого общества в конце XVIII - начале XIX века, мало что можно

понять в деятельности "Филики Этерия" в России. "Изучение экономических и

политических предпосылок возникновения этеристского движения немыслимо без

опоры на большой фактический материал и важные теоретические положения,

полученные в этом вопросе новогреческой историографией почти за полтора века"

[iv]. До 80-х годов новогреческая литература была очень плохо известна в

нашей стране. Новая история Греции, в отличие от других разделов балканской

истории, почти не разрабатывалась.

Серьезная трудность, с которой сталкивается историк, изучая этеристское

движение, состоит в отрывочности и разбросанности документальных материалов.

В свое время, обладатели документов "Филики Этерии", как и любой тайной

организации, не были заинтересованы в их сохранении. Документов, относящихся

ко времени существования тайного общества и отражавших его деятельность,

сохранилось мало. В их розыске и опубликовании большая заслуга принадлежит

греческому историку И. Филимону. В приложении к своему "Историческому очерку

греческой революции" Филимон впервые опубликовал некоторые материалы

семейного архива Ипсиланти и "Архи" - верховного руководящего органа тайного

общества. Эта публикация имеет важное значение для изучения деятельности

"Филики Этерия" в России.

В 1964 году в Греции и других странах широко отмечалось 150-летие основания

"Филики Этерия". В связи с этим юбилеем появился ряд статей, сборников,

монографий. Из работ, вышедших в Греции, можно отметить статью видного историка

Э. Протопсалтиса "Филики Этерия " и ее дело". Работа

отражает точку зрения официозной историографии, в которой долгое время был

распространен взгляд на "Филики Этерия", как на "слишком революционную

организацию, действия которой были преждевременными и нанесли ущерб нации"

[v]. Но современная историография Греции отказалась от этого взгляда.

Протопсалтис называет "Филики Этерия" спасительной организацией, которая

объединила все живые силы нации. В своей статье Протопсалтис указывает на

некоторые нерешенные вопросы истории "Филики Этерия". К их числу он относит

вопрос об отношении русского правительства к тайной организации.

Юбилею революционной организации посвящен раздел в одном из номеров журнала

"Новая и новейшая история" [vi].

Среди других материалов в этом номере была опубликована статья о "Филики Этерия"

греческого историка Т. Вурнаса. В статье обобщены взгляды прогрессивных

историков Греции на происхождение и характер деятельности "Филики Этерия".

Статья частично используется в работе. Большое место истории "Филики Этерия"

занимает в научном творчестве виднейшего представителя прогрессивной греческой

историографии Я. Кордатоса. В своем капитальном труде "История новой Греции" он

исследует вопросы создания и деятельности тайной организации.

Малоизученность комплекса проблем, связанных с национально-освободительным

движением в Греции способствует дальнейшему выявлению первоисточников и

печатных материалов. Трудность работы с ними состоит в том, что множество

опубликованных источников остаются непереведенными на русский язык. Но для

российского историка остается большая свобода для применения дедукции в

освещении национально-освободительного движения с помощью имеющихся

материалов. Данная выпускная работа рассматривает историю Греции нового

времени в период с XVIII по XIX века. Время порабощения Греции Османской

империей с XV до середины XVIII века рассматривается обзорно.

Целью работы является попытка частично обобщить полученные сведения в ходе

работы с исторической литературой и наиболее доступно, выведением частного из

общего, раскрыть суть и историю национально-освободительного движения в

Греции.

Задачами работы является следующее:

1. Обзорно изложить историю порабощения Греции и существование ее в начальный

период Османского господства.

2. Показать связи Греции с Россией и влияние идей Французской революции и

декабристов на развитие национально-освободительного движения.

3. Осветить национально-освободительное движение посредством обзора

деятельности И. Каподистрии, Ригаса Велестинлиса, "Филики Этерии" и других

патриотов и тайных обществ.

4. В обобщенном виде показать основные этапы Восстания 1821 - 1829 гг. и

характерные черты восстания.

Работа способствует развитию дедукции историка, существует возможность

использовать рассотренную тему на уроках истории в школе и для отдельного

факультативного занятия. Раскрытие данной темы позволяет более глубоко узнать

взаимосвязанные проблемы европейских государств и обществ XVIII и XIX

веков.

1. ГРЕЦИЯ В ПЕРИОД ОСМАНСКОГО ГОСПОДСТВА

Период турецкого господства в Греции принято считать со времени захвата

турками Константинополя в 1453 году. Хотя и после этой даты значительная

часть Греции продолжала оставаться свободной.

Еще в 1430 году Турция завладела Салониками, крупнейшим тогда городом Греции,

через 18 лет она подчинила себе эпирский деспотат, одно из небольших

государств, на которые в то время была разделена Греция. После падения

Константинополя в 1460 году султан Мехмед II ликвидировал Афинское герцогство

и Морейский деспотат.

В руках завоевателей оказалась значительная часть континентальной Греции: в 1462

году турецкий флот захватил о. Лесбос; в итоге турецко-венецианских войн 1463 -

1502 годов в руки турок попали о. Эвбея и венецианские владения в Пелопоннесе.

Далее турки завладели островами Родосом (1522), Хиосом (1566), герцорством

Наксос вместе с Кикладами (1579). Однако многие острова и часть греческого

побережья находились под властью венецианцев. Карловицкий мир в 1699 году

закрепил за Венецией Пелопоннес, завоеванный ею в ходе войны с турками 1689 -

1699гг. В 1715 году турки отвоевали Пелопоннес, но зато "до 1797 года

венецианцам принадлежали Ионические острова и некоторые прибрежные города

Западной Греции" [vii].

Лишь к началу XVIII века туркам удалось одолеть своих соперников в войнах за

венецианские владения. Османская империя стала владеть очень большими

территориями на Балканах, в том числе и Грецией, завоевание которой тормозило

социально-экономическое и политическое развитие.

На завоеванную территорию Греции турки распространили военно-ленную систему,

способствовавшую оживлению натуральных форм хозяйства. Завоеватели присвоили

лучшие плодородные земли. В некоторых районах Греции часть земель оставалась

у прежних собственников, перешедших на службу к завоевателям. В дальнейшем

многие состоятельные греки также сумели приобрести землю.

Греческие крестьяне и ремесленники были обложены тяжелыми налогами. Они

отдавали завоевателям все, чем была богата греческая земля. Полное бесправие,

гражданская неполноценность характеризовали положение греков во времена

турецкого господства. Даже в официальных документах греки и другие христиане

назывались "портой райей", т. е. стадом. Особенно широкий размах

злоупотребления и притеснения пашей достигли в XVII - XVIII веках, во время

прогрессировавшего упадка Османской империи.

Наиболее тяжелым для христианского населения был "налог кровью" -

насильственный набор мальчиков с 13 лет для пополнения янычарского корпуса.

Кроме того, острова и некоторые прибрежные районы Греции должны были

поставлять еще и матросов для турецкого флота.

"В системе турецких владений в Европе, континентальная Греция входила в эйялет

Румелия, которым управлял капудан-паша (главнокомандующий турецким флотом)"

[viii]. Эйялеты делились на санджаки, в свою очередь подразделявшиеся

на казы. Все местное самоуправление находилось в руках греческих

землевладельцев. Значительную роль в управлении играли имущие слои населения

Греции.

Большую экономическую и политическую силу представляла собой греческая

православная церковь. Турки стремились использовать в своих интересах эту

могущественную организацию и не только сохранили, но и расширили ее

привилегии и иммунитеты. Огромные земельные наделы оставались у монастырей.

Патриарх являлся одновременно главой греческой церкви и турецким сановником.

Получение этой должности зависело от султана и великого везира.

С одной стороны, верхушка служителей церкви была не против господства Турции,

и даже имела от этого свои выгоды. А часть более низкого духовенства была за

народ и хотела добиться освобождения своей страны. Но может быть это желание

было не от особого патриотизма, а от того, что они не получали в полной мере

всей выгоды от турецкого господства.

К числу греческих привелигированных слоев общества можно отнести фанариотов. "Во

второй половине XVII века они проникли в правительственный аппарат Османской

империи" [ix]. Это были богатые и

влиятельные греки, которые жили в Стамбуле, в квартале Фанар ¾ отсюда и

их название. Фанариоты считали, что происходили от византийских аристократов и

очень этим гордились. Влияние их в государственном аппарате Османской империи

еще более возросло "во второй половине XVIII века, когда там царил хаос и в

дела Турции открыто вмешивались иностранные державы"

[x]. Видя упадок Османской империи, фанариоты втайне мечтали стать ее

наследниками и возродить Византийскую империю. Но нужно полагать, что это

желание проявлялось не вследствии обосого патриотизма, а из потребности самим

стоять у руля власти.

Захватив Салоники, султан Мурад II приказал разграбить город. Тысячи его

жителей были убиты и уведены в рабство. Такая же участь постигла и многие

другие города. Завоеватели присваивали себе лучшие земли. Многие города и

прибрежные районы Греции просто стали пустовать, так как большинство жителей,

оставшихся в живых и неуведенные в рабство, уходили в безопасные горные

районы. Люди, которые не признавали турецкой неволи и способные защитить

себя с оружием в руках селились в горах Греции, - это были клефты.

"Клефт" означает "вор", так называли горных партизан турки".

[xi] Нужно отметить, что турки относились с презрением ко всей греческой

нации, судя по прозвищам, которые они давали грекам. Думаю, что и высшее

духовенство они особо не уважали, даже допуская его к управлению.

В летописях вековой истории клефтов нередко встречаются одни и те же фамилии.

Например, "семья Колокотронисов, из которой вышел знаменитый полководец времен

греческой войны за независимость, упоминалось еще в XVI веке".

[xii]

Много раз турки пытались очистить горы от их "беспокойного населения". Однако на

место погибших бойцов вставали новые. Тогда Порта решила внести раскол в среду

клефтов. При султане Сулеймане I Законодателе (1520-1566) Порта поручила

некоторым отрядам из клефтов охранять порядок в тех районах, где они

действовали. Те из клефтов, которые пошли на соглашение с турецким

правительством стали называться арматолами (вооруженный). Хотя турки и

использовали иногда арматолов против клефтов, но полагаться особенно на них

турецкие паши не могли. "Также помимо отрядов клефтов на суше и на море, в

Греции имелись целые области, сохранявшие фактическую независимость."

[xiii] Они должны были ежегодно выплачивать султану дань, но

выплачивали ее не всегда. Ни одного турка не было на их территории. Эти области

служили оплотом антитурецких восстаний, часто потрясавших Грецию. К таким

восстаниям можно причислить, например: восстание на Пелопоннесе в период

турецко-венецианской войны 1463 - 1479 гг.; восстание в 1571 году в

континентальной части Греции, Македонии, на островах Эгейского моря; восстание

Дионисия Философа в 1611 году и многие другие. Чаще всего, толчком к этим

восстаниям всегда служили войны христианских государств против Османской

империи. Характерные особенности ранних восстаний заключаются в том, что они

были слабо подготовлены, носили разрозненный характер и жестоко подавлялись

турецкими властями.

Следует отметить, что первые восстания в Греции сыграли свою определенную

роль в деле освободительного движения. Но они принесли больше жертв и

поражений, чем побед. На горьком опыте первых восстаний росло национально-

освободительное движение: учитывались их ошибки и пресекались попытки

разделить движение изнутри. Эти восстания во время османского господства

поддерживали боевой дух народа и развивали патриотизм.

Долгое время шло порабощение греков турками. Но все-таки свободолюбивый дух и

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты