Диплом: Воспитание гражданственности и патриотизма

Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без

своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к

ней».

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и

углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной

природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых

морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими

специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли

внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются

экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край»,

различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить

новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и

эмоциональных переживаний делиться ими с другими. [12, с. 329]

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания

учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе

нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и

могущество Родины. Здесь по мимо уроков русского и родного языка, а так же

уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера

посвященные Дню Победы,23 февраля. Нельзя забывать так же о интеллектуальных

и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами

и участниками войн, тесном общении с ними.

Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых

деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном

преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский

просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство

привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

Ознакомление с жизнью и деятельностью А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов,

А.И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, классиках «Серебряного и

Золотого века», все это дает учащимся представление о патриоте, носителе

передовой идеи.

1.4Воспитание гражданина в современной школе.

Закончился XX век, который принес нашей стране великие бедствия: революции,

войны, массовые репрессии народов России со стороны государства,

непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы.

Иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную

самостоятельность. Но на помощь всегда приходили патриотические традиции,

национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание

неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на

решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и

испытаний. Согласно И. Канту, самосознание и осознания внешнего мира

согласуются между собой: "Сознание моего собственного бытия есть одновременно

непосредственное осознания бытия других вещей, находящихся вне меня". Не

осознав себя представителем одного из этносов, носителем одной из

национальных культур, человек неизбежно будет считать свою культуру, свой

обычай и традиции единственно разумными и верными. Все отличное будет

казаться ему чуждым,враждебным.

Об особенностях российского патриотизма писал известный прозаик В. Тендряков:

"Все русское стало вдруг вызывать возвышению болезненную гордость... Что не

по-русски, что напоминает чужеземное - все враждебно. Папиросы - гвоздики

"Норд" стали "Севером", французская булка превращается в московскую булку, В

Ленинграде исчезает улица Эдисона: « Ходили слухи, что один диссертант

доказывал: Россия - родина слонов". Тендряков В. объясняет такие настроения,

взгляды особой психологией победителей, которая была у советских людей в

послевоенный период: невозможно одержать победу и не ощутить самодовольстве,

не проникнуться враждебной подозрительностью: а так ли тебя принимают, как ты

заслуживал? Для преодоления отрицательных последствий державного патриотизма

необходимо национальное самосознание, которое является важнейшим шагом к

принятию многообразия других культур. [17, с. 190]

В период перестройки и после распада СССР обрушилась другая крайность. В

сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое,

иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало

пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного

достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма.

Эти мысли прослеживаются в сочинениях учащихся: сейчас, наверное, не за что

любить Родину, так как она ничего для тебя не делает (Александр С.)", ": для

меня патриотизм не имеет большого значения (Олег Ч.)"; "Любить Родину надо,

по-нашему поколению ее любить не за что, она ничего нам не дала, почти ничего.

Может это чувство возникает оттого, что у нас такое правительство? И мы все

время сравниваем наше страну с Западом: « Я до сих пор не могу понять - люблю

свою Родину или нет. У наших родителей чувство любви к Родине угасает. Если

правительство будет работать в интересах людей, то мы будем любить свою Родину

и гордиться ей (Лена Т)». Ситуация, сложившаяся в России за последние десять

лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией

разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В

обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации,

заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что

настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной

дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены,

война в Чечне. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя

любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их,

переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина -

твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо».

Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.

Учащиеся пишут: "В моих делах чувство патриотизма не проявляется. Однако, когда

по телевизору передают, что на войне снова убили наших солдат: мне становится

обидно за свою страну (Лина Ц.)"; ": я берегу природу, не бросаю мусор, покупаю

отечественную продукцию (Марина К.); "чувство патриотизма проявляется у меня на

общегородских субботниках, работе на пришкольном участке (Таня П.); "любить

свою Родину - это значит помогать в решении проблем, связанных с экологическими

загрязнениями (Наташа К.)"; "Я думаю, что любовь к Родине проявляется в том,

как ты относишься к армии, службе за Отечество: Любовь моя искренняя, и я ее

люблю за то, что она воспитывает характер, отвечает за нас (ЕвгенийВ.)".

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного

перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? Должна ли школа

заниматься воспитанием или это обязанность только семьи? Есть разные точки

зрения на данную проблему. Например, есть авторы, которые считают, что учитель

истории не должен заниматься воспитанием патриотизма, любви к «малой» в том

числе. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен

как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и

чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

Выпускница школы пишет: "Я думаю, что воспитанием должны заниматься как

родители, так и школа, и общество. С самого раннего возраста изучать искусство

патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в

школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих

Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек -

зависит многое. Вспомним, как наша страна праздновала 55-летие Победы в Великой

Отечественной войне, как относились в эти дни к ветеранам: их старались

окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов

окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не хватает молодым людям

чувства патриотизма и этот недостаток нужно восполнить (Виолета Ц).

И так, задача поставлена, верно. Современная школа призвана осуществить

гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно

воспитанию. "Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный

процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства:"

(Закон РФ "Об образовании". Преамбула).

Считаю, что воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы.

Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не

стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического

воспитания:

1)необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание;

2)воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве,

необходимо активно использовать краеведческий материал;

3)необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках

патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание

основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и

"Государство" (как показывают ученические работы), не могут способствовать

формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

На роли гражданского образования в системе патриотического воспитания бы

хотелось остановиться подробнее. Как уже отмечалось, после краха старой

партийно-государственной идеологии наблюдалась некоторая растерянность у

педагогов, особенно гуманитарного цикла. Со временем стало ясно, что все-таки

необходима система позиций, принципов, целей, которая должна объединять

общество. Такой объединяющей системой может стать гражданственность -

нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека

перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности

отставать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.

Гражданственность – это единство правовой, политической и нравственной

культуры. Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование

гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов,

прежде всего литературы, обществознания, истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал:

"Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством

видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в

государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали

еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и

праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает

наше благо и согласие общества".

Большие возможности для гражданского образования школьника содержатся в

содержании большинства учебных предметов.

Незаменимую роль играет в школе специальный курс "Граждановедение", который

решает те задачи гражданского образования, которые не могут решить

литература, география, история. Этот курс содержит сведения о государстве,

законах, правах и обязанностях человека, о его культуре, о гражданских

добродетелях.

Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного

процесса, определили национальных приоритетов возможно воспитание у молодого

поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального

самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России

и всего мира, к человеческой личности, правам человека. Мы живем в жесткое

время, полное драматизма, но граждан страны не покидает надежда на

возрождение России, ибо (как пишет в своей работе ученица Настя Ф.) "у нее

героическое прошлое и большое будущее".

Глава II. Исследование проблемы патриотического и гражданского воспитания

Для разрешения выше поставленных проблем и задач проводились исследования на

базе средних общеобразовательных школ №8 и №23 с 5 по 11 классы. Основная

задача исследовательской работы следующая:

1. Достичь полного взаимодействия между всеми субъектами воспитательного и

образовательного процессов, а также родителями в воспитании патриотизма и

гражданственности школьников, любви к малой родине и своему Отечеству.

2. Через различные формы работы привить ребенку ощущение себя как

гражданина своей страны и истинного ее патриота.

Чтобы подтвердить гипотезу исследования, основанную на том, что в современной

России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому

воспитанию, что ведет к падению нравственности и духовности. Это ведет к

падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации Российского

общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества.

Для подтверждения гипотезы были использованы следующие методы: беседа,

метод наглядности, метод театрализации, метод воспитывающей ситуации, анализ,

синтез, сравнение, рассказ.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и

гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.

В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как

о стране, где они родились и растут. Школьники среднего возраста,

подростки еще склонны в восприятию конкретного и яр­кого в жизни, но начавшийся

процесс самосознания побуждает их к политическому осмыс­лению происходящего в

мире и определению своего отношения к нему. Старшие школьники, юноши и

девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей,

которые помогают найти место в жизни, выбрать профес­сию и реализовать себя как

личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек

способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политиче­ских

демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной

оцен­ке политической информации.

Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и

гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и

развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание

учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое

эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство

любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения.

2.1. Литературно – документальная композиция, посвященная дню памяти жертвам

политических репрессий.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким

светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность темы.

Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского

народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Тол­стой

сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не

проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, -писал он, -

что у моих сы­новей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это

нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед

Толстому вторил П. Струве, конста­тировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали

перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать

угасший в народе патриотизм».

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-патриотизма

(Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная

война). Мы гневно и непримиримо презирали геноцид иноземных захватчиков,

однако не гнушались проявлять геноцид по отношению к собственному народу.

Несмываемым позором останется в нашей истории ГУЛАГ и миллионы исковерканных

там судеб.

Отсюда целями данного мероприятия было:

1. Воспитания уважения к опыту прошлого.

2. Вызвать чувство сострадания к невинно осужденным и репрессированным.

3. Показать героизм и твердость духа у людей, которые ценою собственной

жизни отстаивали свои взгляды и убеждения.

Думаю, что актуальность данной темы очевидна, так как кому, как ни нам –

потомкам узников, осужденных по навету, доносу, за принадлежность к

национальности, рассказать людям грустную историю наших дедов и отцов.

Сценарий разработан с учетом возрастных особенностей детей (9-11класс). Все

действие построено на основе местного материала, так как частью Гулага был наш

город – это наша история, наша память, без которого не может истории настоящего

и будущего. Были взяты стихи местных поэтов, таких как Нора Пфеффер,

Л.Н.Гумилев, Д. Кугультинов и др., а также воспоминания заключенных нашего

города таких, как Ефросинья Керсновская, Н. Супруненко, М. Колпакова.

Форма мероприятия литературно – документальная композиция, так же выбрана не

случайно. Очень удачно переплелись между собой театрализация и информационная

справка, а также костюмы всех действующих лиц. Наиважнейшую роль в композиции

сыграла и музыка, которая усиливала трагизм и пафос слов, выраженных еще и

танцем. Память, обращенная к прошлому должна стать историческим уроком,

который нельзя и опасно забывать. Старшеклассники мало знают об условиях

содержания заключенных, поэтому в сценарий были включены станицы их жизни в

Гулаге.

Поколением этих людей был построен прекрасный город за Полярным кругом, с

помощью примитивных орудий труда: тачка, кайло и др. Не смотря на тысячи

жизней невинно осужденных, из различных слоев населения как интеллигенции,

так обычных работяг, в лагере жили надеждой, верой и любовью. Декорации,

передающие историзм событий, эмоциональность и чувственность исполнителей не

оставили зрителей равнодушными. Зал проживал целую жизнь, вместе с героями,

переживал и плакал.

Думаю, что это состояние, удачно отражают слова:

«.Мы выжили, а тех затерян след.

Бесцельны поиски, их нет на свете.

Но правда есть! Пройдет пусть много лет,

И спросит Родина: «Где мои дети?»

В ответ на глыбе черного гранита

Навеки врежется суровая строка:

«Ничто не позабыто.

Мы помним вас безвинные зека».

2.2. Праздник, посвященный 8 марта.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты