«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая
благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные
связи с отечеством. Любить свою родину –значит пламенно желать видеть в ней
осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать
этому»,- писал В. Г. Белинский.
Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме « Кому на Руси жить хорошо»
нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для
которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода
прежде всего!». [24, 18. с. 159, 402]
Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и
формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К.
Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,-
так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный
ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными
природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [6, с. 321]
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее
историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с
принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической
активностью.
Понятие «гражданственность - многозначно:
1)антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела
политического сообщества;
2)психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом
политического сообщества;
3)способность и готовность выступать в роли гражданина;
4)высшая добродетель свободного и полноправного участника политического
сообщества;
5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства,
готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность»
взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает
весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими
понятиями, как «политическая активность», «политический активизм»,
политическое участие».
Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с
непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного
типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая
рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и
воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате
гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как
бы его высшей формой. Женщины и несовершеннолетние юноши могли проявлять лишь
патриотизм, но не гражданственность- удел полноправных граждан- политесов. [13,
с. 56]
С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до
уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но
не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности
значительно сужает возможность политического выбора. Однако в условиях
сословно- корпоративного политического устройства отдельные стороны и черты
гражданственности могут сохраняться, а также получать развитие, особенно
если они связаны с правами и свободами, восходящими к общинному праву. [21,
с. 98]
Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей
гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются
лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав
человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и
вольностей подданных. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине,
выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную
совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность
в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего
народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны;
привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и
достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость,
мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с
ними. [19, с. 91]
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как
«общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при
таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли,
продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны,
конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды?
Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной
войне?
Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и
гражданственности в школе.
1.2 Сущность, функции и система гражданского воспитания.
Политика – это форма общественного сознания, выражения и обеспечение
коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области
внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое сознание
определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно
включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений,
ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и
национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным
группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей,
достижение общенародных целей. Политическое сознание – это целостное,
устойчивое социально-психологическое образование, включающие в себя ряд
психологических процессов и состояний человека. Его органической частью
является политическая сознательность, которая показывает, насколько овладел
человек мировоззренческим политическими установками, проявляет стойкость в их
проведении в жизнь. [22, 8, с. 117, 290]
Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления,
способности глубоко осмысливать политические события, давать им оценку,
делать правильный тактический и стратегические выводы относительно
направления гражданского общественного развития. Политическое гражданское
сознание сопровождается политическими переживаниями, эмоциями, политическими
чувствами высшего порядка. Активно развивающиеся в процессе общественных
отношений политическое мышление и чувства формируют политические потребности.
Они проявляются как нужда человека в политическом сознании, текущей
информации, как мотивы и стимулы, побуждающие к общественно-политичекой
деятельности. Политические потребности определяют силу и направленность
политической воли, такого психологического состояния человека, когда он
сознательно и целеустремленно совершает политические поступки, действия,
акции. Политическое общегражданское сознание влияет на становление духовных
потребностей и интересов, на нравственное, эстетическое, правовое сознание и
поведение, на художественные идеалы и вкусы людей. [28, с. 176]
В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры.
Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей
его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств,
потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая
грамотность и активность в политическом самообразовании; умении вести
дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых
позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убеждения,
добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела.
Политическая культура требует воспитания в детях целеустремленности и
активности, ответственности и организованности, честности и сознательной
дисциплинированности.
Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в активном
участии каждого человека в творческом созидательном труде, выработке
политического курса развития общества, в свободном политическом диалоге.
Гражданское политическое воспитание представляет собой систему
общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным
группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и
сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными
общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями,
воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое
потому, что обеспечивает уяснения школьниками идеалов и целей, стратегической и
тактической линии строительства правового государства по обеспечению коренных
интересов большинства народов. [11,с. 149]
Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций,
формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и
общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского
воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой
информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их
разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской
воспитанности.
Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на
образовательные, воспитательные и развивающие.
Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам
общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации
перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического
диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского
искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно
развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного
монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему
привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои
убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.
Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми
проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную
общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у
школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а
также высоких морально-политических качеств: порядочности,
морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному
достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического
чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.
Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из
образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и
деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый
общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического
мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической
информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием. [27,
с. 144]
Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном
педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей
детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей
насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками,
ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой
атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая
идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от
педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского
восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий.
Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного
и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к
политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения
к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить
внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в
основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них
мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря
активной общественно полезной деятельности. [14,с. 87]
Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов,
определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать
профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса
современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи
гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию
своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации.
Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и
реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного
процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы
учебного плана. Естественно-математические дисциплины сегодня прямо выходят на
проблемы глобальной политики. В свете глубоко революционных научных открытий
миролюбивая полтика России предстает перед учащимися как политика борьба за
выживание человечества, сохранение жизни на Земле. Просчеты в воспитании,
кризисные явления в жизни общества порождают у некоторой части молодежи
политическую инфантильность и индифферентность, современную обломовщину,
стремление замкнутся в кругу узколичных эгоистических интересов. Переживание
школьникам психологического состояния отчуждения от общества, неполноценности,
незрелости, непричастности, непригодности, обусловленного плохой организацией
трудового и нравственного воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит в
сознании молодежи благоприятную почву для воспитания антиобщественных,
антиконституционных влияний.
Кроме того, официальное, нередко формальное, принудительное политическое
воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно
складывающимися обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников
к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении,
под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации.
Некоторые ребята, получая в школе гражданско-политические знания, оценки
политических событий, сталкиваются в семье с равнодушным отношением к
трагическим событиям в стране, с мещанскими взглядами, аполитичными
высказываниями, с эгоистическим укладом семейной жизни.
1.3 Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания
патриотизма и гражданственности.
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.
Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства,
равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к
Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения
народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством
общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в
интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства,
дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры
межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной
ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль
подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального
сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение
истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями
народов России.
Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы,
открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного
развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления
и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп;
обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и
народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах
интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок;
создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление
политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов
демократии и самоуправления. [25, с. 171]
Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный
характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации
разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.
Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и
гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В
младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о
стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и
старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и
глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о
патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные
суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание
учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое
эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство
любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения.
Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так
различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа
эффективно способствовала воспитаниюу учащихся патриотизма и
гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.
Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены
прежде всего на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению
различных сторон патриотизма и гражданственности.
Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к Родине
появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где
он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.