Диплом: Воспитание гражданственности и патриотизма

«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая

благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные

связи с отечеством. Любить свою родину –значит пламенно желать видеть в ней

осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать

этому»,- писал В. Г. Белинский.

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме « Кому на Руси жить хорошо»

нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для

которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода

прежде всего!». [24, 18. с. 159, 402]

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и

формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К.

Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,-

так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный

ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными

природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [6, с. 321]

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее

историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с

принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической

активностью.

Понятие «гражданственность - многозначно:

1)антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела

политического сообщества;

2)психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом

политического сообщества;

3)способность и готовность выступать в роли гражданина;

4)высшая добродетель свободного и полноправного участника политического

сообщества;

5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства,

готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность»

взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает

весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими

понятиями, как «политическая активность», «политический активизм»,

политическое участие».

Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с

непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного

типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая

рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и

воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате

гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как

бы его высшей формой. Женщины и несовершеннолетние юноши могли проявлять лишь

патриотизм, но не гражданственность- удел полноправных граждан- политесов. [13,

с. 56]

С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до

уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но

не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности

значительно сужает возможность политического выбора. Однако в условиях

сословно- корпоративного политического устройства отдельные стороны и черты

гражданственности могут сохраняться, а также получать развитие, особенно

если они связаны с правами и свободами, восходящими к общинному праву. [21,

с. 98]

Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей

гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются

лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав

человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и

вольностей подданных. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине,

выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную

совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность

в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего

народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны;

привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и

достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость,

мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с

ними. [19, с. 91]

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как

«общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при

таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли,

продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны,

конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды?

Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной

войне?

Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и

гражданственности в школе.

1.2 Сущность, функции и система гражданского воспитания.

Политика – это форма общественного сознания, выражения и обеспечение

коренных инте­ресов общества, социальных и национальных групп в области

внутреннего устройства жиз­ни и международных отношений. Политическое сознание

определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно

включает в себя совокупность обществен­но значимых взглядов, убеждений,

ценностных ориентацией, формирующих реальные от­ношения социальных и

национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным

группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов лю­дей,

достижение общенародных целей. Политическое сознание – это целостное,

устойчивое социально-психологическое образование, включающие в себя ряд

психологических про­цессов и состояний человека. Его органической частью

является политическая сознатель­ность, которая показывает, насколько овладел

человек мировоззренческим политическими установками, проявляет стойкость в их

проведении в жизнь. [22, 8, с. 117, 290]

Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления,

способности глубоко осмысливать по­литические события, давать им оценку,

делать правильный тактический и стратегические выводы относительно

направления гражданского общественного развития. Политическое гражданское

сознание сопровождается политическими переживаниями, эмоциями, полити­ческими

чувствами высшего порядка. Активно развивающиеся в процессе общественных

отношений политическое мышление и чувства формируют политические потребности.

Они проявляются как нужда человека в политическом сознании, текущей

информации, как мо­тивы и стимулы, побуждающие к общественно-политичекой

деятельности. Политические потребности определяют силу и направленность

политической воли, такого психологиче­ского состояния человека, когда он

сознательно и целеустремленно совершает политиче­ские поступки, действия,

акции. Политическое общегражданское сознание влияет на ста­новление духовных

потребностей и интересов, на нравственное, эстетическое, правовое сознание и

поведение, на художественные идеалы и вкусы людей. [28, с. 176]

В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры.

Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей

его совокуп­ности: политической сознательности, мышления, чувств,

потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая

грамотность и активность в политическом самообразовании; умении вести

дискуссию, оценивать общественные явления с общечело­веческих и классовых

позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убежде­ния,

добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела.

Полити­ческая культура требует воспитания в детях целеустремленности и

активности, ответствен­ности и организованности, честности и сознательной

дисциплинированности.

Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в активном

участии каждого человека в творческом созидательном труде, выработке

политического курса развития общества, в свободном политическом диалоге.

Гражданское политическое воспитание представляет собой систему

общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным

группам, отдельным лично­стям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и

сознания. Оно гражданское по­тому, что определяется принципиальными

общегосударственными, конституционными ми­ровоззренческими позициями,

воплощающимися в реальную практику общественных от­ношений. Оно политическое

потому, что обеспечивает уяснения школьниками идеалов и целей, стратегической и

тактической линии строительства правового государства по обес­печению коренных

интересов большинства народов. [11,с. 149]

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций,

форми­руемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и

общечеловече­ских политических идей детьми; содержание и формы гражданского

воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой

информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их

разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской

воспитанности.

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на

образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам

общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации

перестройки и обновления общества, вооружить школьников уме­ниями политического

диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организа­торского

искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно

раз­вивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного

монолога, обра­щенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему

привычного ответ­ственного гражданского сознания, умения отстаивать свои

убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.

Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми

проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную

общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у

школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а

также высоких морально-политических качеств: порядочности,

морально-политической чистоплотности в отноше­ниях с людьми, к общественному

достоянию, сознательной дисциплинированности, ответ­ственности, политического

чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

Раз­вивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из

образователь­ной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и

деятельность формируют спо­собность политического мышления, умения каждый

общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического

мышления. Школьники учатся самостоятель­но разбираться в потоке политической

информации, давать ей оценку, противостоять ма­нипулированию их сознанием. [27,

с. 144]

Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном

педа­гогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей

детей. В совре­менном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей

насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками,

ценностными ориентациями. Де­ти любого возраста, живя и действуя в этой

атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая

идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от

педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенно­стей детского

восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и со­бытий.

Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного

и яр­кого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к

политическому осмыс­лению происходящего в мире и определению своего отношения

к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить

внимание и уважение старших товари­щей. Эти особенности подростков лежат в

основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них

мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря

активной общественно полезной деятельности. [14,с. 87]

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов,

определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать

профес­сию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса

современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи

гражданственности и политиче­ских демократических ценностей, отстаиванию

своих убеждений, к самостоятельной оцен­ке политической информации.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и

реализуются бла­годаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного

процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы

учебного плана. Естествен­но-математические дисциплины сегодня прямо выходят на

проблемы глобальной полити­ки. В свете глубоко революционных научных открытий

миролюбивая полтика России предстает перед учащимися как политика борьба за

выживание человечества, сохранение жизни на Земле. Просчеты в воспитании,

кризисные явления в жизни общества порождают у некоторой части молодежи

политическую инфантильность и индифферентность, современную обло­мовщину,

стремление замкнутся в кругу узколичных эгоистических интересов. Пережива­ние

школьникам психологического состояния отчуждения от общества, неполноценности,

незрелости, непричастности, непригодности, обусловленного плохой организацией

трудо­вого и нравственного воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит в

сознании мо­лодежи благоприятную почву для воспитания антиобщественных,

антиконституционных влияний.

Кроме того, официальное, нередко формальное, принудительное политическое

воспита­ние в школе вступает в острое противоречие со стихийно

складывающимися обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников

к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении,

под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации.

Некоторые ребята, получая в школе гражданско-политические знания, оценки

политических событий, сталкиваются в семье с равнодушным отношением к

трагическим событиям в стране, с мещанскими взглядами, аполитичными

высказываниями, с эгоистическим укладом семейной жизни.

1.3 Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания

патриотизма и гражданственности.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства,

равен­ства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к

Родине, к зем­ле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения

народа. Патриотизм нераз­рывно сочетается с интернационализмом, чувством

общечеловеческой солидарности с на­родами всех стран. Особое место в

интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства,

дружбы, равенства и братства, объединяющих народы Рос­сии, культуры

межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной

ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль

подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального

созна­ния школьников занимает содержание образования. Например, изучение

истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями

народов России.

Общест­воведение раскрывает детям суть реформы политической системы,

открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного

развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления

и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп;

обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и

народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на прин­ципах

интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок;

создаю­щей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление

политиче­ской системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов

демократии и само­управления. [25, с. 171]

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный

характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации

разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и

гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В

младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о

стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и

старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и

глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о

патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные

суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание

учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое

эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство

любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения.

Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так

различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа

эффективно способствовала воспитаниюу учащихся патриотизма и

гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.

Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены

прежде всего на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению

различных сторон патриотизма и гражданственности.

Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к Родине

появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где

он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты