Диплом: Возникновение города на Неве

и ветра присоединяется еще и лед.

Свое название Нева получила от древнего названия Ладожского озера - Нево-

озеро, а вся восточная часть Финского залива вплоть до XVIII века носила

название Котлина озера.

К началу строительства Санкт-Петербурга в дельте Невы имелось 28 островов.

Следует также иметть ввиду, что ряд островов впоследствии образовался

вследствие искусственного прорытия каналов, а некоторые из них исчезли в

результате засыпания проток при строительстве города. Размеры отдельных

островов также менялись - одни из них росли, а другие, наоборот, размывались.

$ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА

БУДУЩЕЙ СТОЛИЦЫ

Для целей обороны Невы место постройки крепости было очень удобно. Остров

находился у самого разветвления реки на два рукава, и крепость могла держать

под обстрелом шведов, откуда бы они не появились. Остров с трех сторон был

окружен широкими просторами Невы, с четвертой его отделял от соседнего

Березового острова пролив, хотя и узкий, но могущий служить оборонительным

рубежом. Стратегические выгоды острова были, по-видимому, оценены Петром

сразу же, и он немеделенно приказал начать работы по возведению на нем

крепости.

Крепость была заложена 16 мая 1703 года, как свидетельствуют документы,

относящиеся к этому событию. 16 мая 1703 года и является датой основания

Петербурга. Крепость первоначальное свое название Санкт-Питербурх получила 29

июня того же года в церковный праздник святых Петра и Павла. Позднее, когда в

крепости был построен собор в честь Петра и Павла, она стала называться

Петропавловской, название же Санкт-Петербург закрепилось за городом, возникшим

вокруг крепости. В начавшей выходить при Петре первой русской печатной газете

"Ведомости", в номере от 4 октября 1703 года, было напечатано: "Его царское

величество по взятии Шлотбурга (Ниеншанца) в одной миле оттуды, ближе к

восточному морю, на острове новую и зелоугодную крепость построить велел, в ней

же есть 6 бастионов, где работали 20 тысяч человек подкопщиков, и тое крепость

на свое государское именование, прозванием Питербурхом, обновити указал".

[31]

Работа по постройке крепости велась с быстротой, подсказывавшейся напряженной

военной обстановкой на Неве. К работам были привлечены прежде всего солдаты,

находившиеся в лагере под Шлотбургом. Кроме того, в постройке крепости

приняли участие работные люди, занятые укреплением Шлиссельбурга. Но этого

было недостаточно. Были немедленно разосланы указы о посылке на Неву рабочих

из разных мест России, и скоро около строящейся крепости раскинулся целый

городок работных людей. Это было первое гражданское население будущей столицы

империи.

Между тем к Неве приблизился, став у реки Сестры, шведский отряд, имея явное

намерение начать активные действия против русских. Петр I не стал дожидаться

этого и сам перешел в наступление. 7 июля он во главе восьмитысячного отряда

пехоты и конницы разбил шведов и заставил их уйти к Выборгу.

Губернатором Петерпбурга в это время был назначен А.Д.Меншиков. Ему было

поручено наблюдать за постройкой города и крепости. Он действовал быстро и

энергично, понимая, какую важность имеет закрепление достигнутого успеха. К

осени 1703 года постройка крепости была почти закончена.

Параллельно со строительством города и крепости велось строительство 15 новых

военных кораблей на Лодейнопольской верфи.

После ухода шведской эскадры от устья Невы, русские вышли на взморье, чтобы

найти место для морской крепости, которая могла бы преградить неприятелю вход в

Неву. Остров Котлин наилучшим образом отвечал этой цели. Но в короткий срок не

представлялось возможным построить крепость на нем. Петр ограничился тем, что

отдал распоряжение соорудить батарею на одной из мелей недалеко от южного

берега Котлина. Эта батарея, имевшая вид трехъярусной деревянной башни, вместе

с батареей, возведенной на острове, закрывала единственный фарватер, по

которому шведы могли подойти к Неве со стороны Финского залива. Сооружение

батарей продолжалось всю зиму. Весной 1704 г. произошло ее торжественное

освящение. Она была названа Кроншлотом. Значение Кроншлота для защиты входа в

Неву было очень велико. Недаром Петр в инструкции коменданту Кроншлота от 3 мая

1704 г. писал: "Содержать сию ситадель с божиею помощию, аще случится, хотя до

последнего человека"[32]

.

К маю 1704 г., т.е. через год после закладки крепости на Неве, самые срочные

и важные мероприятия по защите Невы и очищению от неприятеля окрестностей

были закончены. За этот год на берегах Невы успел вырасти город.

В 1706 г. началось сооружение каменных бастионов Петропавловской крепости

(закончено оно было лишь в 1740 г.), а в следующем году приступили к

постройке кронверка по другую сторону протока, отделяющего крепость от

Березового острова. Одновременно шли работы по укреплению Котлина. На нем

были возведены постоянные сооружения, заменившие собой существовавшие до того

временные.

Знаменитый историограф Карамзин говорил, что Петр I сделал "бессмертную ошибку"

[33], основав Петербург именно на этом месте, а не на другом.

Его взгляд разделили многие. Но здесь не было ошибки Петра: Россия шла

естественным ходом исторической жизни к своему упрочению на Балтийском море.

Петр I стал исполнителем этого исторического процесса, сознавая пользу, которую

принесет Петербург, построенный в устье Невы.

Разветвленная дельта Невы давала возможности как для строительства портовых

сооружений и корабельный верфей, так и для превращения Петербурга в сильную

приморскую крепость. Вот почему выбор Петра I пал на невскую дельту, несмотря

на трудный для освоения болотистый грунт и суровость природы.

Слабые уклоны приморской равнины и обилие вод сделали почву Петербурга

болотистой. И нужно было затратить немало усилий на то, чтобы осушить почву и

сделать ее пригодной для строительства города. Каналы, прорытые при Петре и в

более позднее время, снизили уровень грунтовых вод и улучшили климат, но

опасность морских наводнений все же не была изжита.

Почти во всех специальных трудах, посвященных изучению старого Петербурга,

первое десятилетие с момента основания города считалось временем строительного

беспорядка[34]. А

между тем в истории строительства Петербурга эти годы сыграли весьма

существенную, если не решающую роль.

С первых же лет после основания Петропавловской крепости Петербург стал

развиваться необыкновенными темпами. Уже в том же 1703 г. строительство

перебросилось на Петербургскую сторону и на Васильевский остров. В 1704 г. на

левом берегу возникает Главное Адмиралтейство. Вокруг него разбивается

эспланада (Адмиралтейский луг), за которым вырастает Адмиралтейская слобода.

На Березовом острове (Фомин остров), где еще вчера шумел дремучий лес, на

прорубленных просеках возникли первые улицы. Их заселение шло по сословным и

профессиональным признакам, что получило отражение в названиях многих улиц.

Вблизи Троицкой площади появились Большая Дворянская и Малая Дворянская

улицы, где поселились дворяне. По соседству образовались Поссадские улицы.

Далее в глубь острова - Ружейная, Монетная, Пушкарская, Гребецкая и другие

улицы.

Вдоль самого берега реки были возведены дома "именных людей". Кроме царской

резиденции здесь стояли добротные дома виднейших сановников - А.Д.Меншикова,

Г.И.Головкина, П.П.Шафирова, И.М.Зотова, М.П.Гагарина и других. От того

далекого времени сохранился лишь Домик Петра I. Он был срублен из обтесанных

сосновых бревен солдатами-плотниками за три дня - с 24 по 26 мая 1703 г. А 28

мая под пушечную пальбу основатель города поселился в своем новопостроенном

дворце.

Наплыв населения в Петербург был настолько велик, что в течение десяти с

небольшим лет была застроена терртория между Адмиралтейством и Марсовым полем,

а также и весьма протяженное побережье Невы от Финского залива и до Выборгской

стороны. В 1710 г. напротив впадения в Неву р. Охты, т.е. на расстоянии 5 км.

от "исходного пункта" Петербурга-Петропавловской крепости, появились первые

деревянные здания Александро-Невской Лавры, а через два года между

Адмиралтейством и Лаврой началась прокладка главной магистрали столицы -

Невского проспекта. Таким образром, несмотря на разбросанность застройки и

наличие в черте города обширных "пустопорожних"

[35] мест, Петербург петровского времени охватил громадную

территорию, не уступавшую в размерах крупнейшим европейским столицам. Это

терреториальное распространение города, вызвавшее строительство больших

прямолинейных проспектов, завершенных громадными шпилеобразными башнями,

навсегда определила тот широкий размах, который свойственен Петербургу.

В самом деле, представим себе обстановку, в какой происходило строительство

Петербурга в первые годы после его основания. Десятки тысяч людей разной

социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург.

Но в Петербурге они не имели готовых жилищ и даже самых необходимых

строительных материалов. Указ Петра о запрещении каменного строительства во

всей России, за исключением Петербурга, вышел только в 1714 году

[36], поэтому в первые годы строительство велось из всяких

материалов, находившихся под рукой. Дерево в бревнах и досках, глина для мазки

деревянных стен и для изготовления сырцового кирпича, хворост и дерн для

покрытия домов - все шло в дело. При отсутствии предварительно составленного

генерального плана Петербурга такое строительство могло привести к

непоправимому хаосу. Однако этого не произошло, и даже больше того -

иностранцы, приезжавшие в Петербург в двадцатых годах XVIII в., с восторгом

отзывались о новой петровской столице.

Что же было сделано для того, чтобы предотвратить стихийное развитие города и

сделать его удобным, благоустроенным и красивым? Среди строительных

мероприятий петровского времени выделяются три главных, а именно: 1)

государство приняло на себя руководство работами по осушению почвы и по

прокладке улиц и набережных; 2) государство заняло опорные пункты городского

плана, из которых главным был центр Петербурга; 3) чтобы обуздать стихию

застройки улиц и кварталов, частным застройщикам были предложены образцовые

дома с обязательством строить дом не внутри участка, а по "красной линии"

улицы, что также имело важное противопожарное значение.

Примерно в это же время выходили указы Петра о переходе к регулярной застройке,

о широком применении посадки новых зеленых насаждений и сохранении старых, о

строительстве набережных ("Набережной улице быть 7 сажен шириною и так

погнутой, как сваями назначено"

[37]) и их укреплении, а в последующем и об их облицовке

гранитом; о проведении осушительных работ, замощении и освещении улиц в ночные

часы. Все это составило целый кодекс строительных правил, характерных уже для

нового города, регулярного в своем существе. Отсюда становится очевидным, что

петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского

градостроительства.

$ 3. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского

градостроительства. Одновременно с решительным переломом во всех областях

городского строительства произошли крупнейшие сдвиги и в самих художественных

воззрениях русских зодчих. Для осуществления строительной программы, особенно

широко развернутой в Санкт-Петербурге, требовались многочисленные архитектурные

кадры. В начале XVIII в. Москва, обладавшая крупными зодчими, все же являлась

хранительницей старины, и, следовательно, в новой обстановке, когда сам Петр

стремился к европеизации русской культуры, было необходимо приглашение

иностранцев. Снова, как и при Иване III, в Россию приезжают иностранные

архитекторы. Большинство из них сосредоточилось в Петербурге, где под

руководством самого Петра и Комиссии строений, возглавляемой Ульяном Сенявиным

[38], осуществляются широкие строительные работы. Начиная с 1713

г. в Петербурге работают Шлотер, Шедель, Леблон, Матарнови и ряд других

мастеров.

Самый факт приглашения иностранных мастеров архитектурного дела был вызван

исторической необходимостью и в свете задач, стоявших перед Россией

петровского времени, был прогрессивным явлением. Отдельные иностранные

архитекторы, особенно Трезини, Шедель и Леблон, сделали положительный вклад в

русское зодчество. Однако нельзя преувеличивать творческого значения этих

мастеров и тем более считать их проводниками западноевропейской

художественной культуры, якобы воспринимавшейся в России без каких-либо

существенных изменений.

Следует также отметить, что далеко не все архитекторы, поступившие при Петре I

на русскую службу, оправдали себя в проектной и строительной работе.

Черезмерное доверие к иностранцам со стороны Петра открывало широко двери всем

желавшим ехать в Россию, и, естественно, поэтому наряду со способными людьми в

Петербург попадали посредственные или вовсе никуда негодные

архитекторы-самозванцы. Общеизвестна неудача Расстрелли-отца, котрому пришлось

отказаться от архитектурной карьеры и целиком заняться скульптурой

[39].

По поводу восприятия Россией европейской культуры В.Г.Белинский говорил: "Петр

великий, приобщив Россию к европейской жизни, дал через это русской жизни новую

обширную форму, но отнюдь не изменил ее субстанционального основания точно

также, как представители нового европейского мира, усвоив себе роскошные плоды,

завещенные ему древним миром, отнюдь не сделались ни греками, ни римлянами, но

развивались в собственных самобытных формах"

[40].

Действительно, если подвергнуть анализу творчество архитекторов, прибывавших

в Россию, то между их первыми и позднейшими работами нельзя не заметить

значительной разницы. Так, например, Доминико Трезини, долгое время

работавший при королевском дворе в Копенгагене, принес с собой в Петербург

суровые формы скандинавского зодчества. Эта суровость нашла волплощение в

колокольне Петропавловского собора, которая поднимается над равниной Невы

подобно шпилеобразным башням Стокгольма, Таллина и Риги. Однако в дальнейшем

под влиянием русского зодчества архитектурные формы Трезини заметно

смягчились.

Еще более наглядную эволюцию демонстрирует творчество Шеделя, который прожил

в России 40 лет. Сравнение построек Шеделя показывает, как постепенно, но

неуклонно продолжалось художественное мышление этого мастера, и как

укреплялась связь его творчества с национальной русской архитектурой. Если

первые работы Шеделя в Ораниенбауме и Петербурге еще примыкают к западным

образцам, то его постройки для Киево-Печерской Лавры несут в себе чисто

русскую мягкость и получают богатый орнамент, очень близкий к мотивам

народного творчества.

К сожалению, эта сторона в биографиях иностранных зодчих, работавших в

России, остается еще малоизученной, но можно с полной уверенностью

утверждать, что творчество иностранцев, попавших на русскую почву, не

осталось неизменным. И даже больше того, оторванные от Родины и работавшие в

течение многих лет в обстановке русской природы вместе с русскими плотниками,

резчиками, литейщиками и каменных дел мастерами, попав наконец в страну,

имевшую высокую национальную художественную культуру, эти архитекторы

становились мастерами русского искусства.

Со смертью Петра приглашение иностранцев надолго прекратилось[41].

Конечно, отношение к иноземным архитекторам в эпоху Ивана III было иным, ибо

тем мастерам предлагали забыть их родной художес твенный язык, а у

иностранцев эпохи Петра охотно учились, и тем не менее было бы ошибочным

полагать, что иностранцы обладали полной творческой независимостью, ибо на

них воздействовали запросы и требования русского национального быта.

Апраксины, Головкины, Кикины, Шереметевы и ряд других аристократических

фамилий, еще недавно покинувших Москву, формировали общественное мнение и в

сильной степени влияли на иностранцев.

Так, на русской почве в совместной работе с такими передовыми архитекторами,

как Земцов или Иван Зарудный, и при воздействии русских запросов и требований

переплавлялось художественное мышление иностранных мастеров, органически

включившихся в национальное русское зодчество начала XVIII века.

Смерть Петра, хотя и лишила Россию выдающегося государственного деятеля, но

не изменила ее внешней и внутренней политики и не отразилась существенным

образом на архитектуре и градостроительстве в целом. Петербургская

архитектурная школа по-прежнему сохраняла ведущее значение в стране. Однако

состав архитекторов сильно изменился ввиду возвращения петровских пенсионеров

- первых русских архитекторов, получивших профессиональное образование за

границей. Среди них особенно выделялись Коробов и Еропкин, а если вспомнить,

что еще в 1720-х годах в самой России сложились такие крупные зодчие, как

Иван Бланк, Земцов и Мичурин, то станет понятным, какими сильными

национальными кадрами обладала Россия в послепетровское время.

Планирование и прокладка улиц и магистралей Петербурга - явление в сущности

уникальное. Основная масса архитекторов их планировку объясняет влиянием

западноевропейских планировочных композиций, восходящих к лучевым магистралям

Версаля и Рима. Однако нетрудно доказать своеобразие петербургской

планировочной системы.

Сравнение лучеобразных систем магистралей Рима, Версаля и Петербурга дает

возможность сделать следующие заключения: если в Риме и Версале лучевые

системы обладают симметрией, при которой средняя улица становится главной, то

в Петербурге такой симметрии нет. Наоборот, решающую роль в петербургской

лучевой композиции играет боковой, косо направленный Невский проспект. И это

направление главной магистрали вполне себя оправдывает, ибо комплексы,

окружающие Адмиралтейство, как и весь центр Петербурга, не обладают

симметрией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты