В начале Великой Отечественной войны намеченная XVIII съездом партии программа
введения семилетнего всеобуча и развития общего среднего образования в стране
была прервана. Система народного образования выдержала в годы войны суровые
испытания. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, на одну треть
сократилась численность учительских кадров, многие дети лишились возможности
учиться. Осложнялось снабжение школ учебниками и письменными принадлежностями.
Всё это привело к тому, что за время войны общее число школ уменьшилось более
чем вдвое, наблюдался большой отсев детей из общеобразовательных школ.
[147]
В особо трудных условиях задача всеобщего обучения в период Великой
Отечественной войны решалась в Сибири. Это объяснялось тем, что в самом начале
войны на сибирскую территорию перебазировалось большое количество фабрик,
заводов, военных госпиталей и различных учреждений. Вместе с заводами
переезжали в Сибирь рабочие со своими семьями, среди которых было много детей
школьного возраста. Вывозились детские дома и масса подростков, потерявших
родителей. В Омскую область за время войны было эвакуировано 142 детских
учреждения и 15,6 тыс. детей. [148]
Это привело к тому, что учебные учреждения были сильно переполнены школьниками.
Положение осложнялось тем, что с первых месяцев войны значительная часть
учебных заведений была передана в военные и другие ведомства страны. В них
размещались общежития эвакуированных рабочих и военные госпитали. Всего за
первые три месяца войны на территории Сибири закрылось 738 школ, из них
259-семилетних и средних.[149] Из-за
недостатка учебных учреждений занятия проводились в две-три смены.
В этих условиях местные органы власти активизировали работу педагогических
коллективов, общественности на преодоление сложившихся трудностей. В городах и
районах создавались штабы всеобуча, проводились воскресники и месячники помощи
школе. В сельской местности работали комиссии содействия нуждающимся
школьникам. Они выясняли причины неявки учеников на занятия и принимали меры к
возвращению их в школу. Помощь в первую очередь получали дети фронтовиков.
Необходимые вещи приобретались на средства фонда всеобуча.
[150]
Наперекор смерти звучала в окопах и блиндажах, на коротких привалах и на
фронтовых дорогах песня, помогая выстоять наперекор голоду и тяжести потерь,
помогая создать всё необходимое для фронта.
Омск жил на пределе человеческих возможностей. Насчитывая к началу войны
около 280 тысяч жителей, он в первые несколько месяцев принял почти столько
же эвакуированных вместе с предприятиями рабочих и членов их семей,
ленинградцев, детей из детских домов центральной части России, раненых в
открывшихся госпиталях. Несмотря на неимоверные трудности, почти на пустырях
строились заводы, бараки для рабочих.
Город отправлял своих сыновей на фронт, в военкоматах выстраивались очереди
добровольцев.
В эту тяжелейшую годину омичей объединяла одна беда, одна забота, одна надежда.
Живая душа каждого искала отклика в другой, в общении, в искусстве.
[151]
В первые же дни войны в городе, в районах были созданы военно-шефские
комиссии, партийно-комсомольские инициативные группы на местах – в клубах,
театрах, в библиотеках. Накануне войны в Омске насчитывалось около 40 рабочих
клубов и 50-ти библиотек. Самыми крупными центрами культурно-массовой работы
были клубы им. Лобкова, «Металлист», Дом Красной Армии (ныне Дом офицеров).
Все участники самодеятельности, а к ней тогда тянулись многие, переключились на
работу в госпитали, на призывные пункты военкоматов.
[152] Многие политпросветработники уходили в армию. Некоторые из них позднее
оказывались во фронтовых ансамблях песни и пляски. Знаменательно, что из таких
ансамблей вышли профессиональные артисты, такие, как заслуженный деятель
искусств России, почётный гражданин города Омска В.Я.Тулупова, заслуженные
артисты Н.А.Блохина, А.Ф.Липатов, артистка балета Е.Г.Мартен и другие.
Концерты для раненых или уходивших на фронт были особенно ответственными. Обычно
они начинались с чтения сводок. Информбюро и краткого выступления
политработника, а затем звучала «Священная война» Александрова А., пели
«Катюшу», «Огонёк», «Синий платочек», любимые песни Соловьёва – Седого
«Соловьи», «На солнечной поляночке», песню Листова К., «В землянке» и другие.
Зал не только внимательно слушал, но часто пел вместе с самодеятельными
артистами.[153]
Разучивались песни по текстам, которые печатались в газетах, мелодию ловили
по радио, воспроизводили на слух, а иногда и слова записывали по трансляции.
В многочисленных концертах исполнялись полюбившиеся стихотворения Симонова
К., А.Твардовского, читались отрывки из статей И.Эренбурга, фронтовые
зарисовки военных корреспондентов.
Омские политпросветчики выходили с концертами на заводские стройки, в цеха
военных заводов. Песни звучали на стройплощадках, в красных уголках, в цехах
в обеденные перерывы.
А так как молодые парни и девчата уходили на фронт или становились к станкам,
самодеятельность заметно «молодела», основными её активистами стали
комсомольцы школьного возраста.
Особой заботой омские политпросветчики стремились окружить раненых.
Формировались библиотечки – передвижки, за право выступить в госпитальных
палатах соревновались классы, отдельные школы. Там ставились такие же
концерты «малых форм». Стремясь поднять настроение, самодеятельные артисты
прибегали к песням, посвящённым фронтовому быту, в которых преломлялись
традиции частушечного, шуточного жанра. Любовно исполнялись «Давай закурим»,
«Самовары – самопалы», «Вася – Василёк» и другие. Слушателей на таких
концертах было немало, исполнителей не меньше. Пели вместе. А затем
расходились в палаты к тяжелораненым, и для каждого, если разрешали врачи,
вполголоса исполнялись песни по его заявкам. Особо увлекающихся
самодеятельных артистов иногда приходилось вежливо выпроваживать из
госпиталей, о чём интересно рассказала заведующая музеем госпиталя инвалидов
Великой Отечественной войны Т.И.Щепкина.
Приведу один эпизод, о котором трогательно вспоминает академик Валентина
Павловна Бисярина:[154]
«Однажды во время посещения омского эвакогоспиталя я была свидетельницей
следующего. К начальнику госпиталя обратилась группа мальчиков и девочек за
разрешением выступать перед ранеными с маленьким концертом. Это были
школьники – дети артистов театра им. Е.Вахтангова. Им разрешили, сообразуясь
с характером ранений. Трудно описать то впечатление, которое произвело
появление детей. Сияющие глаза, улыбки на всех лицах. Дети вдохновенно читали
стихи, отрывки, эпизоды. Особенно среди них выделялись Женя Симонов и Миша
Державин. Вероятно, сказалось влияние отца Жени, талантливого и прекрасного
артиста Р.Н.Симонова.
Среди шумных аплодисментов запомнился мне стук костылей – это был особый звук.
Навсегда в моей памяти сохранились минуты, когда раненые получали подарки от
детей. Они принесли их с собой. Это были рисунки, самоделки, носовые вышитые
платочки и даже куски пирогов, ватрушки и другое. При этом нередко можно было
видеть скупые мужские слёзы. Потом один из раненых подозвал детей к своей
кровати, вынул из завязанного платочка осколок и обратился к ним со словами:
«Пусть это будет наш подарок вам. Этот осколок вынули у меня из груди. Хотел до
своих ребят довезти, да их теперь нет у меня, не пришлось.».
[155] Позже я узнала, что этот осколок они сохранили для школьного музея
театра.
Надо отметить, дети в те годы были оптимистами. Достаточно было посмотреть на
их рисунки. В самое тяжкое время, когда становилось невмоготу дышать,
мальчишки и девчонки неизменно рисовали нашу победу.
Потом раненые попросили ребят написать письма родным. Быстро нашлись бумага,
карандаши. Эти письма нельзя было читать без слёз. Если вдуматься в эти
письма, то становится ясно, что дети тоже участвовали в войне.
Надолго мне запомнилось, как измученные и страдающие лица находили для детей
улыбку и ласковое слово. Доброжелательность, сердечная теплота и любовь царили
в такие торжественные минуты в палатах госпиталей. А ведь это было для них
несравнимое, лучшее духовное лекарство!»
[156]
Кроме самодеятельных, в городе активно выступали с концертами профессиональные
артисты. Омская филармония создавала временные коллективы из артистов театров,
преподавателей музыкальной школы и училища, отдельных исполнителей. Они
выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах перед началом очередного киносеанса.
[157]
Песня помогала жить и труженикам села. Сельский клуб собирал на посиделки
солдаток, долгими зимними вечерами готовящих для фронтовиков тёплые рукавицы
и кисеты, и молодёжь, поющую под гармонь как привычные, так и новые военные
песни. В Крутинском районе, например, откуда известная исполнительница
народных песен А. Оленичева ушла во фронтовой ансамбль песни и пляски, во
время войны часто выступал хор А.И.Мартыновой. Её сын Афанасий Мартынов,
тогда ещё совсем ребёнок, уже пробовал выступать в качестве аккомпаниатора.
Хор участвовал в объявленном ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1943 – 1944гг. смотре
художественной самодеятельности, был отменён Почётной грамотой.
Много интересных событий песенной жизни тех лет хранит память непосредственных
участников военных концертов, любовь к песне помогает им жить и сейчас.
Послушайте, как звучит хор ветеранов под руководством заслуженной артистки
России И.М.Ивановой. В нём более 300 исполнителей, средний возраст которых –
свыше 70 лет, на репетиции они ходят, как на праздник. А ведь большинство из
них – участники самодеятельности военных лет.
[158]
Напряжённой творческой деятельностью отмечалась в годы войны жизнь омских
театров. Омский драматический, которым с 1941г. руководила Л.С.Самборская,
был общепризнанным, одним из лучших областных драматических театров. Народный
артист России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский, А.Ф.Теплов были
особо любимы омичами. Набирал силу талант В.Дворжецкого. В театре шёл
поставленный им спектакль Э.Ростана «Романтики». В репертуаре сохранились
«Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях Украины» А.Корнейчука. Развивая
тему исторического величия русской армии, к 7 ноября 1941г. Театр сдал
спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с большим успехом шли
«Парень из нашего города» К.Симонова и «Разлом» Б.Лавренёва в постановке
Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического шли при переполненных залах.
Часто они ставились специально для призывников, для выздоравливающих раненых
из госпиталей.
В ноябре 1941г. в наш город прибыл театр им. Е.Вахтангова, эвакуированный из
Москвы после того, как его здание было разрушено бомбёжкой. Вахтанговцы нашли в
Омске немало творческих друзей и вплоть до августа 1943 года работали вместе с
нашим драматическим театром поочерёдно – 3 дня в неделю шли спектакли
вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил немало масштабных спектаклей высокого
патриотического звучания – «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова,
«Олеко Дундич» М.Канца и А.Ржешевского.
[159]
Творческое содружество с вахтанговцами создало новые возможности. В 1942г.
Народный артист СССР, профессор Б.Е.Захава поставил в Омском театре
«Нашествие» Л.Леонова, а Н.Охлопков стал режиссёром – постановщиком спектакля
«Осада мельницы» по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову принадлежит
авторство спектакля для детей «Тимур и его команда» по А.Гайдару.
Часто артисты обоих театров вместе выезжали на концерты, а когда в 1942г. из
фронтовой бригады вахтанговцев был создан филиал театра, в его спектаклях
нередко принимали участие омские артисты, совместно проводились творческие
встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге эвакопунктах.
В городе продолжали работать открытые накануне войны театр юных зрителей и
театр кукол. Вписались в театральную семью города и эвакуированный к нам
Львовский театр им. Зеньковецкой, и часть труппы Сталинградской оперетты. У
каждого находился свой зритель, хотя работать приходилось в трудных условиях –
ТЮЗ сначала размещался в клубе им. Лобкова, затем на некоторое время переехал в
Тару, а когда вновь вернулся в Омск и работал в кинотеатрах между сеансами, то
оставил часть своей труппы в приютившем его районном центре. Вокруг этой части
труппы сформировался самостоятельный Тарский городской театр, просуществовавший
вплоть до пятидесятых годов. Театр кукол размещался в Доме пионеров. И на его
спектаклях залы были всегда переполнены. Театральная муза не молчала, её детища
находили живой отклик у горожан.[160]
О связях омских артистов с фронтовиками, их поездках на передовую линию
борьбы с врагом очень хорошо повествует в своей книге «Омский драматический»
С.Яневская.
«В феврале 1944г. вышел приказ по Омскому драматическому театру: «Актёров
тт.Спроге и Теплова полагать с 25.11.1944г. в командировке с бригадой отдела
искусств по художественному обслуживанию фронта». В бригаду вошло семь человек.
[161]
«Когда мы ехали на фронт, - говорил А.Ф.Теплов, - то не были уверены в своей
необходимости там. Идёт наступление, непрерывные бои изматывают людей, им бы
отдохнуть, а тут мы пожаловали. Как-то нас встретят? Но уже первый концерт
показал, насколько сильно мы заблуждались. Солдаты тянулись к нам доверчиво и
жадно, и хотелось отдать им всё, на что были способны».
[162]
Репертуар фронтовой бригады состоял из песен, танцев, водевилей,
юмористических рассказов. Теплов и Спроге вели парный конферанс и играли
скетчи «Рядовой Шульц», «Жених и папенька».
.За полтора месяца поездки было немало трогательных встреч с земляками. Лишь
приезжали в часть, сразу находились люди, встречавшие омичей возгласами: «Наши
приехали!» Понятие «наши» необычайно расширялось. Так их называли все, кто имел
малейшее отношение к Сибири. Слово «наши» произносилось с такой теплотой и
нежностью, словно артисты и солдаты жили рядышком – дом к дому, окно в окно. И
когда они вернулись домой и прошло много времени, это душевное тепло людей
фронта их грело – словно прикоснулись к чему-то большому, надёжному и светлому.
[163]
Спектакли, фронтовые бригады, концерты в госпиталях, у сельского населения, в
мобилизационных пунктах – так работал тогда весь советский театр. И в том
числе Омский драматический.
Сейчас трудно себе представить, что в городе, где рабочий день продолжался
12-14 часов, а транспортные связи были очень ненадёжными, в кинотеатрах
всегда толпились люди. И пристойных мест показа было мало – кинотеатры
«Художественный», «Октябрь», сохранившиеся до сих пор, а также деревянный
«Гигант», что размещался в нынешнем сквере К.Лигети, «Луч». И фильмов
выпускалось в военную пору по 10-20 в год, но их смотрели по нескольку раз.
Особенно злободневными считались киносборники, спецвыпуски: «Все силы на
разгром врага», «На защиту родной Москвы», «Ленинград в борьбе»,
документальные фильмы «День войны», «Народный мститель», «Сталинград» и
другие. Это были живые зарисовки с фронта, они привлекали всеобщее тревожное
внимание.
С неменьшим интересом шли зрители на художественные фильмы «Секретарь райкома»,
в котором образ коммуниста-подпольщика с огромным мастерством был раскрыт
актёром В.Ваниным, «Она защищает Родину», где В.Марецкой удалось создать
подлинно героический образ партизанки Прасковьи, с болью в сердце смотрели
омские зрители фильм «Радуга» о жестокости фашистов на оккупированных
территориях, о мужестве и борьбе наших людей. В главной роли партизанки Олены в
нём зрители познакомились с актрисой Н.Ужвий.
[164]
Особой теплотой и надёжностью веяло от фильмов о любви и фронтовой дружбе.
После картины «Два бойца» с популярным дуэтом Б.Андреева и М.Бернеса песня
«Тёмная ночь» звучала повсюду. Фильм по развёрнутому сюжету известного
стихотворения К.Симонова «Жди меня» с участием В.Серовой, Б.Блинова,
Л.Свердлина был у всех на устах. Вышедший в 1943г. «Воздушный извозчик»
благодаря обаянию М.Жарова – исполнителя главной мужской роли – стал как бы
рубежным фильмом, знаменующим скорую победу, так же как «В шесть часов вечера
после войны». Спросите наших ветеранов, живших в то время в Омске, они
обязательно вспомнят о том, как стояли в длинных очередях за билетами, мёрзли
в плохо отапливаемых кинозалах, но всё равно по нескольку раз шли на свои
любимые фильмы.
Своё достойное место заняло с первых дней войны изобразительное искусство.
Омское отделение Союза художников вело широкую выставочную деятельность.
Выставки устраивались в краеведческом музее, на промышленных предприятиях, на
призывных пунктах, агитплощадках города. Картины К.Белова, Т.Козлова, В.Волкова
и А.Оськина репродуцировались и в центральных журналах.
[165]
Боевым направлением в работе художников стал плакат. Известно, что
центральное издательство «Искусство» за годы войны выпустило около 1,5 тыс.
плакатов. Первый из них – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». У многих
в памяти остались плакаты «Родина – мать зовёт!», «Боец, спаси меня от
рабства!», «Вперёд! На Запад!» и другие. Листая газеты того времени, дивишься
изобретательности и мастерству карикатуристов. Но эти издания доходили до
Омска в ограниченных количествах, и местные художники стали готовить свои
военно-политические плакаты.
По сводкам Информбюро готовились специальные Окна ТАСС с картами передвижения
наших войск, краткими описаниями боевых и трудовых подвигов, карикатурами на
фашистов. В связи с тем, что полиграфическая база была недостаточной, часто
местные издания выходили рукописными и тиражировались, что называется, «под
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9