Диплом: Человек тыла

В начале Великой Отечественной войны намеченная XVIII съездом партии программа

введения семилетнего всеобуча и развития общего среднего образования в стране

была прервана. Система народного образования выдержала в годы войны суровые

испытания. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, на одну треть

сократилась численность учительских кадров, многие дети лишились возможности

учиться. Осложнялось снабжение школ учебниками и письменными принадлежностями.

Всё это привело к тому, что за время войны общее число школ уменьшилось более

чем вдвое, наблюдался большой отсев детей из общеобразовательных школ.

[147]

В особо трудных условиях задача всеобщего обучения в период Великой

Отечественной войны решалась в Сибири. Это объяснялось тем, что в самом начале

войны на сибирскую территорию перебазировалось большое количество фабрик,

заводов, военных госпиталей и различных учреждений. Вместе с заводами

переезжали в Сибирь рабочие со своими семьями, среди которых было много детей

школьного возраста. Вывозились детские дома и масса подростков, потерявших

родителей. В Омскую область за время войны было эвакуировано 142 детских

учреждения и 15,6 тыс. детей. [148]

Это привело к тому, что учебные учреждения были сильно переполнены школьниками.

Положение осложнялось тем, что с первых месяцев войны значительная часть

учебных заведений была передана в военные и другие ведомства страны. В них

размещались общежития эвакуированных рабочих и военные госпитали. Всего за

первые три месяца войны на территории Сибири закрылось 738 школ, из них

259-семилетних и средних.[149] Из-за

недостатка учебных учреждений занятия проводились в две-три смены.

В этих условиях местные органы власти активизировали работу педагогических

коллективов, общественности на преодоление сложившихся трудностей. В городах и

районах создавались штабы всеобуча, проводились воскресники и месячники помощи

школе. В сельской местности работали комиссии содействия нуждающимся

школьникам. Они выясняли причины неявки учеников на занятия и принимали меры к

возвращению их в школу. Помощь в первую очередь получали дети фронтовиков.

Необходимые вещи приобретались на средства фонда всеобуча.

[150]

Наперекор смерти звучала в окопах и блиндажах, на коротких привалах и на

фронтовых дорогах песня, помогая выстоять наперекор голоду и тяжести потерь,

помогая создать всё необходимое для фронта.

Омск жил на пределе человеческих возможностей. Насчитывая к началу войны

около 280 тысяч жителей, он в первые несколько месяцев принял почти столько

же эвакуированных вместе с предприятиями рабочих и членов их семей,

ленинградцев, детей из детских домов центральной части России, раненых в

открывшихся госпиталях. Несмотря на неимоверные трудности, почти на пустырях

строились заводы, бараки для рабочих.

Город отправлял своих сыновей на фронт, в военкоматах выстраивались очереди

добровольцев.

В эту тяжелейшую годину омичей объединяла одна беда, одна забота, одна надежда.

Живая душа каждого искала отклика в другой, в общении, в искусстве.

[151]

В первые же дни войны в городе, в районах были созданы военно-шефские

комиссии, партийно-комсомольские инициативные группы на местах – в клубах,

театрах, в библиотеках. Накануне войны в Омске насчитывалось около 40 рабочих

клубов и 50-ти библиотек. Самыми крупными центрами культурно-массовой работы

были клубы им. Лобкова, «Металлист», Дом Красной Армии (ныне Дом офицеров).

Все участники самодеятельности, а к ней тогда тянулись многие, переключились на

работу в госпитали, на призывные пункты военкоматов.

[152] Многие политпросветработники уходили в армию. Некоторые из них позднее

оказывались во фронтовых ансамблях песни и пляски. Знаменательно, что из таких

ансамблей вышли профессиональные артисты, такие, как заслуженный деятель

искусств России, почётный гражданин города Омска В.Я.Тулупова, заслуженные

артисты Н.А.Блохина, А.Ф.Липатов, артистка балета Е.Г.Мартен и другие.

Концерты для раненых или уходивших на фронт были особенно ответственными. Обычно

они начинались с чтения сводок. Информбюро и краткого выступления

политработника, а затем звучала «Священная война» Александрова А., пели

«Катюшу», «Огонёк», «Синий платочек», любимые песни Соловьёва – Седого

«Соловьи», «На солнечной поляночке», песню Листова К., «В землянке» и другие.

Зал не только внимательно слушал, но часто пел вместе с самодеятельными

артистами.[153]

Разучивались песни по текстам, которые печатались в газетах, мелодию ловили

по радио, воспроизводили на слух, а иногда и слова записывали по трансляции.

В многочисленных концертах исполнялись полюбившиеся стихотворения Симонова

К., А.Твардовского, читались отрывки из статей И.Эренбурга, фронтовые

зарисовки военных корреспондентов.

Омские политпросветчики выходили с концертами на заводские стройки, в цеха

военных заводов. Песни звучали на стройплощадках, в красных уголках, в цехах

в обеденные перерывы.

А так как молодые парни и девчата уходили на фронт или становились к станкам,

самодеятельность заметно «молодела», основными её активистами стали

комсомольцы школьного возраста.

Особой заботой омские политпросветчики стремились окружить раненых.

Формировались библиотечки – передвижки, за право выступить в госпитальных

палатах соревновались классы, отдельные школы. Там ставились такие же

концерты «малых форм». Стремясь поднять настроение, самодеятельные артисты

прибегали к песням, посвящённым фронтовому быту, в которых преломлялись

традиции частушечного, шуточного жанра. Любовно исполнялись «Давай закурим»,

«Самовары – самопалы», «Вася – Василёк» и другие. Слушателей на таких

концертах было немало, исполнителей не меньше. Пели вместе. А затем

расходились в палаты к тяжелораненым, и для каждого, если разрешали врачи,

вполголоса исполнялись песни по его заявкам. Особо увлекающихся

самодеятельных артистов иногда приходилось вежливо выпроваживать из

госпиталей, о чём интересно рассказала заведующая музеем госпиталя инвалидов

Великой Отечественной войны Т.И.Щепкина.

Приведу один эпизод, о котором трогательно вспоминает академик Валентина

Павловна Бисярина:[154]

«Однажды во время посещения омского эвакогоспиталя я была свидетельницей

следующего. К начальнику госпиталя обратилась группа мальчиков и девочек за

разрешением выступать перед ранеными с маленьким концертом. Это были

школьники – дети артистов театра им. Е.Вахтангова. Им разрешили, сообразуясь

с характером ранений. Трудно описать то впечатление, которое произвело

появление детей. Сияющие глаза, улыбки на всех лицах. Дети вдохновенно читали

стихи, отрывки, эпизоды. Особенно среди них выделялись Женя Симонов и Миша

Державин. Вероятно, сказалось влияние отца Жени, талантливого и прекрасного

артиста Р.Н.Симонова.

Среди шумных аплодисментов запомнился мне стук костылей – это был особый звук.

Навсегда в моей памяти сохранились минуты, когда раненые получали подарки от

детей. Они принесли их с собой. Это были рисунки, самоделки, носовые вышитые

платочки и даже куски пирогов, ватрушки и другое. При этом нередко можно было

видеть скупые мужские слёзы. Потом один из раненых подозвал детей к своей

кровати, вынул из завязанного платочка осколок и обратился к ним со словами:

«Пусть это будет наш подарок вам. Этот осколок вынули у меня из груди. Хотел до

своих ребят довезти, да их теперь нет у меня, не пришлось.».

[155] Позже я узнала, что этот осколок они сохранили для школьного музея

театра.

Надо отметить, дети в те годы были оптимистами. Достаточно было посмотреть на

их рисунки. В самое тяжкое время, когда становилось невмоготу дышать,

мальчишки и девчонки неизменно рисовали нашу победу.

Потом раненые попросили ребят написать письма родным. Быстро нашлись бумага,

карандаши. Эти письма нельзя было читать без слёз. Если вдуматься в эти

письма, то становится ясно, что дети тоже участвовали в войне.

Надолго мне запомнилось, как измученные и страдающие лица находили для детей

улыбку и ласковое слово. Доброжелательность, сердечная теплота и любовь царили

в такие торжественные минуты в палатах госпиталей. А ведь это было для них

несравнимое, лучшее духовное лекарство!»

[156]

Кроме самодеятельных, в городе активно выступали с концертами профессиональные

артисты. Омская филармония создавала временные коллективы из артистов театров,

преподавателей музыкальной школы и училища, отдельных исполнителей. Они

выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах перед началом очередного киносеанса.

[157]

Песня помогала жить и труженикам села. Сельский клуб собирал на посиделки

солдаток, долгими зимними вечерами готовящих для фронтовиков тёплые рукавицы

и кисеты, и молодёжь, поющую под гармонь как привычные, так и новые военные

песни. В Крутинском районе, например, откуда известная исполнительница

народных песен А. Оленичева ушла во фронтовой ансамбль песни и пляски, во

время войны часто выступал хор А.И.Мартыновой. Её сын Афанасий Мартынов,

тогда ещё совсем ребёнок, уже пробовал выступать в качестве аккомпаниатора.

Хор участвовал в объявленном ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1943 – 1944гг. смотре

художественной самодеятельности, был отменён Почётной грамотой.

Много интересных событий песенной жизни тех лет хранит память непосредственных

участников военных концертов, любовь к песне помогает им жить и сейчас.

Послушайте, как звучит хор ветеранов под руководством заслуженной артистки

России И.М.Ивановой. В нём более 300 исполнителей, средний возраст которых –

свыше 70 лет, на репетиции они ходят, как на праздник. А ведь большинство из

них – участники самодеятельности военных лет.

[158]

Напряжённой творческой деятельностью отмечалась в годы войны жизнь омских

театров. Омский драматический, которым с 1941г. руководила Л.С.Самборская,

был общепризнанным, одним из лучших областных драматических театров. Народный

артист России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский, А.Ф.Теплов были

особо любимы омичами. Набирал силу талант В.Дворжецкого. В театре шёл

поставленный им спектакль Э.Ростана «Романтики». В репертуаре сохранились

«Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях Украины» А.Корнейчука. Развивая

тему исторического величия русской армии, к 7 ноября 1941г. Театр сдал

спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с большим успехом шли

«Парень из нашего города» К.Симонова и «Разлом» Б.Лавренёва в постановке

Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического шли при переполненных залах.

Часто они ставились специально для призывников, для выздоравливающих раненых

из госпиталей.

В ноябре 1941г. в наш город прибыл театр им. Е.Вахтангова, эвакуированный из

Москвы после того, как его здание было разрушено бомбёжкой. Вахтанговцы нашли в

Омске немало творческих друзей и вплоть до августа 1943 года работали вместе с

нашим драматическим театром поочерёдно – 3 дня в неделю шли спектакли

вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил немало масштабных спектаклей высокого

патриотического звучания – «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова,

«Олеко Дундич» М.Канца и А.Ржешевского.

[159]

Творческое содружество с вахтанговцами создало новые возможности. В 1942г.

Народный артист СССР, профессор Б.Е.Захава поставил в Омском театре

«Нашествие» Л.Леонова, а Н.Охлопков стал режиссёром – постановщиком спектакля

«Осада мельницы» по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову принадлежит

авторство спектакля для детей «Тимур и его команда» по А.Гайдару.

Часто артисты обоих театров вместе выезжали на концерты, а когда в 1942г. из

фронтовой бригады вахтанговцев был создан филиал театра, в его спектаклях

нередко принимали участие омские артисты, совместно проводились творческие

встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге эвакопунктах.

В городе продолжали работать открытые накануне войны театр юных зрителей и

театр кукол. Вписались в театральную семью города и эвакуированный к нам

Львовский театр им. Зеньковецкой, и часть труппы Сталинградской оперетты. У

каждого находился свой зритель, хотя работать приходилось в трудных условиях –

ТЮЗ сначала размещался в клубе им. Лобкова, затем на некоторое время переехал в

Тару, а когда вновь вернулся в Омск и работал в кинотеатрах между сеансами, то

оставил часть своей труппы в приютившем его районном центре. Вокруг этой части

труппы сформировался самостоятельный Тарский городской театр, просуществовавший

вплоть до пятидесятых годов. Театр кукол размещался в Доме пионеров. И на его

спектаклях залы были всегда переполнены. Театральная муза не молчала, её детища

находили живой отклик у горожан.[160]

О связях омских артистов с фронтовиками, их поездках на передовую линию

борьбы с врагом очень хорошо повествует в своей книге «Омский драматический»

С.Яневская.

«В феврале 1944г. вышел приказ по Омскому драматическому театру: «Актёров

тт.Спроге и Теплова полагать с 25.11.1944г. в командировке с бригадой отдела

искусств по художественному обслуживанию фронта». В бригаду вошло семь человек.

[161]

«Когда мы ехали на фронт, - говорил А.Ф.Теплов, - то не были уверены в своей

необходимости там. Идёт наступление, непрерывные бои изматывают людей, им бы

отдохнуть, а тут мы пожаловали. Как-то нас встретят? Но уже первый концерт

показал, насколько сильно мы заблуждались. Солдаты тянулись к нам доверчиво и

жадно, и хотелось отдать им всё, на что были способны».

[162]

Репертуар фронтовой бригады состоял из песен, танцев, водевилей,

юмористических рассказов. Теплов и Спроге вели парный конферанс и играли

скетчи «Рядовой Шульц», «Жених и папенька».

.За полтора месяца поездки было немало трогательных встреч с земляками. Лишь

приезжали в часть, сразу находились люди, встречавшие омичей возгласами: «Наши

приехали!» Понятие «наши» необычайно расширялось. Так их называли все, кто имел

малейшее отношение к Сибири. Слово «наши» произносилось с такой теплотой и

нежностью, словно артисты и солдаты жили рядышком – дом к дому, окно в окно. И

когда они вернулись домой и прошло много времени, это душевное тепло людей

фронта их грело – словно прикоснулись к чему-то большому, надёжному и светлому.

[163]

Спектакли, фронтовые бригады, концерты в госпиталях, у сельского населения, в

мобилизационных пунктах – так работал тогда весь советский театр. И в том

числе Омский драматический.

Сейчас трудно себе представить, что в городе, где рабочий день продолжался

12-14 часов, а транспортные связи были очень ненадёжными, в кинотеатрах

всегда толпились люди. И пристойных мест показа было мало – кинотеатры

«Художественный», «Октябрь», сохранившиеся до сих пор, а также деревянный

«Гигант», что размещался в нынешнем сквере К.Лигети, «Луч». И фильмов

выпускалось в военную пору по 10-20 в год, но их смотрели по нескольку раз.

Особенно злободневными считались киносборники, спецвыпуски: «Все силы на

разгром врага», «На защиту родной Москвы», «Ленинград в борьбе»,

документальные фильмы «День войны», «Народный мститель», «Сталинград» и

другие. Это были живые зарисовки с фронта, они привлекали всеобщее тревожное

внимание.

С неменьшим интересом шли зрители на художественные фильмы «Секретарь райкома»,

в котором образ коммуниста-подпольщика с огромным мастерством был раскрыт

актёром В.Ваниным, «Она защищает Родину», где В.Марецкой удалось создать

подлинно героический образ партизанки Прасковьи, с болью в сердце смотрели

омские зрители фильм «Радуга» о жестокости фашистов на оккупированных

территориях, о мужестве и борьбе наших людей. В главной роли партизанки Олены в

нём зрители познакомились с актрисой Н.Ужвий.

[164]

Особой теплотой и надёжностью веяло от фильмов о любви и фронтовой дружбе.

После картины «Два бойца» с популярным дуэтом Б.Андреева и М.Бернеса песня

«Тёмная ночь» звучала повсюду. Фильм по развёрнутому сюжету известного

стихотворения К.Симонова «Жди меня» с участием В.Серовой, Б.Блинова,

Л.Свердлина был у всех на устах. Вышедший в 1943г. «Воздушный извозчик»

благодаря обаянию М.Жарова – исполнителя главной мужской роли – стал как бы

рубежным фильмом, знаменующим скорую победу, так же как «В шесть часов вечера

после войны». Спросите наших ветеранов, живших в то время в Омске, они

обязательно вспомнят о том, как стояли в длинных очередях за билетами, мёрзли

в плохо отапливаемых кинозалах, но всё равно по нескольку раз шли на свои

любимые фильмы.

Своё достойное место заняло с первых дней войны изобразительное искусство.

Омское отделение Союза художников вело широкую выставочную деятельность.

Выставки устраивались в краеведческом музее, на промышленных предприятиях, на

призывных пунктах, агитплощадках города. Картины К.Белова, Т.Козлова, В.Волкова

и А.Оськина репродуцировались и в центральных журналах.

[165]

Боевым направлением в работе художников стал плакат. Известно, что

центральное издательство «Искусство» за годы войны выпустило около 1,5 тыс.

плакатов. Первый из них – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». У многих

в памяти остались плакаты «Родина – мать зовёт!», «Боец, спаси меня от

рабства!», «Вперёд! На Запад!» и другие. Листая газеты того времени, дивишься

изобретательности и мастерству карикатуристов. Но эти издания доходили до

Омска в ограниченных количествах, и местные художники стали готовить свои

военно-политические плакаты.

По сводкам Информбюро готовились специальные Окна ТАСС с картами передвижения

наших войск, краткими описаниями боевых и трудовых подвигов, карикатурами на

фашистов. В связи с тем, что полиграфическая база была недостаточной, часто

местные издания выходили рукописными и тиражировались, что называется, «под

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты