Диплом: Человек тыла

Вот о чём писали омские газеты тех дней:

Уже 23 июня на заводе «Механик» за первые четыре часа работы токарь Белогузов

выполнил дневную норму на 450%, Коносова – на 248%. Слесарь – арматурщик

Омского паровозовагоноремонтного завода Волкова только в первой половине дня

выполнила две нормы. Бригада Кудинова и Федорчук за те же четыре часа дала

250%. 4 июля слесарная группа Быдрина выполнила дневное задание на 180%, а 5

июля – уже на 200%. Группа слесарей Комогорова этого же завода 3 июля сделала

300% дневного задания, 4 июля – 325%. Рабочий Зиман, работая на двух станках,

уже 3 июля дал продукции в 4 раза больше, чем прежде.

[44]

Рабочие одного из старейших омских предприятий – паровозоремонтного завода

решили: «Будем считать каждого работающего на заводе с сегодняшнего дня

мобилизованным для организации победы над врагом». Мобилизовал себя на всё

время Отечественной войны на боевую вахту до полного разгрома фашистов

коллектив Сибзавода.

Железнодорожники, металлисты, швейники, рабочие пищевой промышленности,

текстильщики были единодушны в стремлении отдать все силы разгрому врага. В

Омске широко развернулось соревнование за досрочное выполнение

производственных заданий: передовые рабочие выполняли производственные

задания на 200, 300, 500%, становились многостаночниками, овладевали 2 – 3

профессиями.

Кузнец Рыбалтовский, старый кадровый рабочий Омского депо, все военные годы

выполнял свои задания более чем на 500%. Рабочий механического цеха Ходырев

первым перешёл на многостаночное обслуживание и ежедневно давал 3 нормы.

Пример Ходырева увлёк всех слесарей цеха, и все дни войны они вкладывали

нечеловеческие усилия в общее дело победы.

Стахановка – формовщица Омского завода им. Розы Люксембург Ефимова заявила:

«Обязуюсь выполнять по 5 норм в день. Не пожалею никаких сил для того, чтобы

приблизить день разгрома ненавистного врага».

[45]

В апреле 1942 г. «Омская правда» писала о высокой производительности труда

рабочих агрегатного завода им. Куйбышева Н.Змеева, П.Константинова и особенно

отмечала Георгия Субботина, который за одну только смену выполнил 32 нормы.

[46]

Лето второго военного года добавило немало героев трудового фронта. В июле

механик по холодной обработке металлов завода «Электроточприбор» А.Рожон,

применив своё собственное приспособление, за 46 минут рабочего времени дал

370% к норме и выполнил за день более чем месячную программу. В августе

токари завода им. Козицкого Васина, Собикова, Сенцов под руководством

механика Плисецкого за один день выполнили план полутора месяцев.

За первое полугодие 1943 г. на этом заводе звания мастеров высокой

производительности присвоены 301 рабочему. Здесь трудились 287

«многостаночников» и 8 «тысячников». Среди них – механики Тотубалин, Шашурин,

Виноградов, Чабров, Ковтуненко, Журавль, которые вырабатывали от 1033 до 1083%

к норме, стеклодув Жуков -–1542%.[47]

Героический труд работников тыла ценился высоко, и 7 ноября 1943 г. газета

«Омская правда» сообщила о присвоении звания Героя Социалистического Труда

зачинателю стахановского движения на Омской железной дороге Н.Ф.Полякову.

В труднейших условиях военного времени люди изыскивали внутренние ресурсы,

совершенствовали технологию. Пожалуй, никогда до этого заводские БРИЗы не

получали такого количества рационализаторских предложений. Вот некоторые:

В июне 1943г. начальник цеха завода имени Козицкого Ильин и инженер – лаборант

внесли рацпредложение, дающее годовую экономию только на одном полуфабрикате

700 тысяч рублей. В мае 1944г. на Сибзаводе внедряется в производство ценное

изобретение инженера технологического бюро Никитина: при изготовлении гайки для

одной из деталей вместо стали начали применять пластмассу. Это высвободило 40

рабочих, 17 станков. Годовая экономия составила 800 тысяч рублей.

[48]

4 июня 1944г. «Омская правда» отмечала творческую инициативу орденоносца завода

«Электроточприбор» Д. Киричека: он стал нарезать изделия сразу двумя резцами и

втрое за счёт этого увеличил производительность труда.

[49]

И ещё один тяжёлый крест выпал на долю города. Из районов страны,

подвергшихся нападению, с завода на восток потянулись толпы беженцев, пошли

эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий. Местом назначения многих

из них стал Омск. Около 110 предприятий из Москвы, Киева, Запорожья,

Ворошиловграда, Ленинграда, Ногинска, Харькова, Ростова-на-Дону, Одессы,

Ярославля, Краснодара, Тулы, Воронежа, Орла, Зарайска, Гомеля, Торжка,

Кунцево, Кунавино, Шатуры, Брянска. Эшелон за эшелоном, дни и ночи без

передышки. Скольким предприятиям, учреждениям, организациям, людям далёкий

сибирский город Омск в лихую годину стал домом. Для многих – навсегда.

Надо было всех принять, разместить, в кратчайший срок начать выпуск продукции.

15/VIII – 1941г. бюро Омского обкома ВКП(б) приняло специальное постановление о

приёме устройстве и обслуживании эвакуированного населения.

[50]

Потеснились Омские заводы, принимая собратьев по труду, им передавались любые

пригодные здания. Одновременно развёртывалось небывалое по размаху, темпам и

условиям промышленное строительство.

Ленинградский завод «Прогресс», например, занял учебные корпуса

сельскохозяйственного института. Оборудование устанавливалось быстро,

монтировалось прямо в аудиториях. Завод смог включиться уже в предоктябрьское

соревнование 1941г., перевыполнив программу.

В кратчайший срок был налажен выпуск корпусов мин, а позднее снарядов –

противотанковых и для знаменитых «Катюш» – на Сибзаводе. В считанные дни на

ходу перестраивалось производство: в цехах и на участках десятки станков

меняли места, выстраивались в поток по выпуску новых, очень нужных на фронте

изделий.

Создавались и новые цеха, в которых размещалось оборудование эвакуированных

заводов. На территории Сибзавода был размещён отдельный завод «Поршень»,

эвакуированный из Харькова в 1941г. и подготовленный к выпуску продукции уже

через несколько недель. Он ежемесячно выдавал 120 – 130 тысяч мин и снарядов.

[51]

Миллионы штук боеприпасов к орудиям и миномётам, сотни тысяч «эре сов» для

«Катюш» – таков вклад сибзаводовцев в победу.

[52] Но одновременно завод не прекращал выпуск и основной довоенной

продукции – запасных частей для тракторов.

Невозможно реально ощутить, какая работа легла на плечи женщин, вставших у

кузнечных молотов и вагранок, у термических печей и сложных станков.

А. М. Масюкова (Пахотина) руководила комсомольско – молодёжной бригадой девушек

18 – 20 лет, прибывших на завод из сёл Омской области. Они быстро овладели

профессией станочников и смогли ежедневно выполнять по 5 норм. Накал

соревнования был очень высок. На каждом станке устраивались картонные часы.

Стрелки их постоянно переводились: часовая показывала время, а минутная

количество деталей. Вот по ним и проверяли свой ритм. Победителям вручались

алые флажки, цветы, их поощряли дополнительным питанием. Рекордсменами были

Маша Русанова, Катя Пахомова, выполнявшие по 8 – 9 норм. Девушки шествовали над

госпиталем, расположенным тогда в 66 школе. В нерабочее время за счёт сна

вязали варежки, носки, шарфы и отправляли на фронт.

[53]

М.Ф.Поварницына (Казанцева) работала кузнецом и выполняла норму на 500% - II

место во Всесоюзном социалистическом соревновании. Рядом с ней по-ударному

трудились подруги Валя Машурова, Валя Булатова, Рая Маслова, Таня Котова.

Трудом таких людей в декабре 1941 г. план поставки военной продукции завод

выполнил более чем на 300%.[54]

За самоотверженный труд в тылу, большую помощь фронту медалью «За доблестный

труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.» награждено 2214

сибзаводовцев.[55]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28/ XII – 1944 г. Сибирский завод

был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В Указе говорилось: «За

успешное выполнение заказов для фронта и обеспечение сельского хозяйства

тракторными запасными частями».[56]

Омский авиационный завод №166 создан на базе эвакуированных в 1941 г. московских

авиационных заводов №81, №156, да прибывшего из г. Кимры завода №288. Днём

рождения нового завода, принявшего номер строящегося Омского - №166, считается

24/VII – 1941г.[57]

Нелёгкая задача легла на плечи объединённого коллектива заводчан: строить

производственные площади, выпускать самолёты, обустраивать жильё для

приехавших семей. На завод пришли, как и везде, тысячи не работавших ранее

женщин и подростков до 14 лет.

Завод сразу же начал выпуск высотного бомбардировщика главного конструктора В.

С. Мясищева (изделие «102»). [58]

Одновременно началось освоение нового военного самолёта ТУ- 2 – скоростного

пикирующего бомбардировщика А. Н. Туполева, с группой конструкторов прибывшего

в Омск. Вместе с заводом в Омск эвакуировался С. П. Королёв, незадолго до этого

А. Н. Туполев разыскал его, почти умирающего, в одном из лагерей ГУЛАГа. На

Омском заводе С. П. Королёв стал заместителем начальника цеха №4 – одного из

ведущих в производстве. Уже 8/XII- 1941г. был собран первый ТУ – 2, в 1942г. –

их выпущено 78. Боевые качества пикирующего бомбардировщика сделали его любимым

самолётом военных лётчиков.[59]

С конца 1942г. завод начал выпускать новейшую конструкцию истребителя

генерального конструктора А. С. Яковлева – ЯК – 7, ставшего грозой для «Фонке –

Вульфа», затем, с 1944г. - более совершенный ЯК – 9. Из 14 тысяч самолётов этой

конструкции около 3300 выпущено в Омске. На ЯК – 9, преимущественно Омского

завода, летали лётчики полка «Нормандия – Неман», где техническое обслуживание

осуществлял бывший работник отдела «100» завода Н. Ф. Ремизов.

[60]

С Омским авиационным заводом связан ещё один факт истории. Патриотическим

движением «Малый театр – фронту» было собрано более 1 миллиона рублей. На эти

деньги на заводе купили эскадрилью ЯК – 9 и 8/VI – 1944г. передали 909-му

авиационному полку.[61]

Одно из крупнейших предприятий города – завод транспортного машиностроения

имени Октябрьской революции, тоже начинался в 1941г. на базе

паровозовагоноремонтного завода, который в ноябре из системы Наркомата путей

сообщения был передан в Наркомат танковой промышленности.

Фронту нужны были танки. Ремонт паровозов передали другим предприятиям, а на

освободившиеся площади приняли оборудование Ворошиловградского

паровозостроительного завода имени Октябрьской революции. В марте 1942г. на

завод прибыли ленинградцы и танковый завод имени Ворошилова из г. Чкалова.

Эвакуация завода из Ленинграда была очень сложной: 26/VIII – 1941г. выехал

7-ой эшелон, остальные не успели. Восстановить завод без оставшихся в

осаждённом Ленинграде кадров и оборудования было невозможно, и 04.10.41г. ГКО

принимает решение эвакуировать часть рабочих, их семьи, оборудование завода

через Ладожское озеро.[62]

Вновь созданный завод получил важнейшее задание: в предельно сжатые сроки

организовать производство боевой машины- лучшего танка Великой Отечественной

войны – Т – 34.[63]

Зима 1941 – 1942г.г. в Омске была очень суровой, март мало чем напоминал весну.

И вот на площадку завода начали прибывать эшелоны с людьми и оборудованием. Его

сразу же устанавливали в имеющиеся цеха и на расчищенные площадки, которые

позднее стали цехами. Дни и ночи, без перерыва, без остановки. И всё это делали

люди – замёрзшие, полуголодные, недосыпающие. Вместе с мужчинами работали дети,

женщины.[64]

Трудились не щадя сил, не обращая внимания на тяжёлое материальное положение,

порой засыпали здесь же, в цехе, чтобы, отдохнув, опять встать на рабочее

место.

В конце мая 1942г. первые боевые машины, изготовленные на Омской земле, были

отправлены на фронт.

31/XII – 1942г. выпущена первая плавка стали из первого западно – сибирского

мартена.

Невозможно перечислить имена всех, кто в тяжёлое время ежедневно выполнял

задание на 300 – 400%. Мастер цеха Вера Воронина организовала специальную

ночную смену (в основном из домашних хозяек), которая славилась скоростной

работой. Токарь Анна Киселёва, сверловщица Анна Миронова, электросварщица

Мария Сосункевич, фрезеровщица Серафима Шелекова, штамповщица Феодосья

Фёдорова, револьверщица Вера Телецких, многостаночница Анастасия Череп

выполняли задание на 250-300%.

Коллектив завода держал связь с танковыми частями, что помогало устранять

дефекты машин, выявленные в боевых условиях, и повышать качество боевой

техники.[65]

В августе 1941г. из Запорожья начали прибывать первые эшелоны с оборудованием и

людьми, эвакуированными с авиационного завода имени Баранова. Последние эшелоны

пришли в сентябре. Всего прибыло 1056 вагонов с оборудованием, 11178 человек.

Строительство и монтаж первой очереди, что в мирное время заняло бы 6 – 7

месяцев, были выполнены за 21 день. Накопив опыт, второй стенд смонтировали за

14 дней. К концу октября были собраны первые двигатели. И в то время, когда

немцы утверждали, что Запорожский авиационный завод стёрт с лица земли, утром 7

ноября 1941г. на испытательной станции подал свой громкий голос первый

авиационный мотор М–88Б, запущенный лучшим мотористом завода Ю. Н. Попандопуло.

Это было второе рождение завода имени Баранова на сибирской земле в Омске.

[66]

По итогам работы за май 1942г. барановцы были признаны победителями во

Всесоюзном соревновании, им вручено Красное знамя Государственного Комитета

Обороны.[67]

За образцовое выполнение заданий правительства по серийному производству

авиамоторов и обеспечению нужд фронта Указом Президиума Верховного Совета

СССР от 29 апреля 1944г. коллектив завода награждён орденом Трудового

Красного Знамени, а за успешное выполнение заданий Родины на завершающем

этапе войны 16 сентября 1945г. награждён вторым орденом Ленина.

485 работников завода награждены орденами и медалями Советского Союза.

10 апреля 1944г. на заводе состоялся слёт работающих женщин – матерей, жён,

сестёр и дочерей фронтовиков. Их собралось 420 человек. Слёт завершил свою

работу принятием письма – рапорта «Слушай, фронт», отправленного в

действующую армию. Это были искренние слова, обращённые к фронтовикам:

Дорогие отцы, сыновья и мужья!

Мы в коротком письме

вам расскажем о многом.

Пусть летит наше слово

в чужие края,

Где шагаете вы по военным дорогам.

.Нам за долгие годы

большого труда

Не придётся, родные, краснеть

перед вами,

Мы работаем так, боевые друзья,

Чтоб могли вы скорее дойти до Берлина.

Мы даём по две нормы:

одну за себя,

А другую за мужа, за брата, за сына.[68]

Помощь, оказывавшаяся трудящимся, тесно переплеталась с непосредственной их

связью с частями и соединениями. Она была многосторонней и начиналась в

первые дни войны на призывных пунктах, где проходило формирование воинских

частей, или при получении ими новой боевой техники, при вручении самолётов,

танковых колонн и т.п. И здесь же, на предприятиях, завязывалась дружеская

связь рабочих с воинами, которая потом уже не прекращалась. Например, с

воинами вели переписку.

В своих письмах трудящиеся рассказывали воинам о трудовых успехах, о выполнении

заказов фронта, заботе о семьях фронтовиков, заверяли их в обеспечении всем

необходимым для разгрома немецко-фашистских захватчиков, призывали не жалеть

сил для быстрейшего освобождения советской земли от гитлеровских оккупантов.

[69]

Немало поступало задушевных писем на фронт безымянным воинам от отдельных

граждан. Вот одно из них. «Дорогой боец! В этот день хочется самыми тёплыми,

идущими от самого сердца словами поздравить тебя и пожелать тебе здоровья и

много хороших боевых дел. Товарищ! Кто бы ты ни был - рабочий или студент,

русский или украинец, боец или командир, тебя мы всегда считаем своим родным,

близким человеком, твоими подвигами гордимся. Так будь же, дорогой товарищ, ещё

беспощадней к врагу и уничтожай его, мсти за кровь и слёзы матерей, за невинные

жертвы детей, за замученных и истерзанных твоих друзей.К этому призывает тебя

рядовая советская девушка, сестра трёх красноармейцев, которая старается всеми

силами работать для нашей победы».[70]

Так писала комсомолка Катя Рябчинская.

Или такое письмо. «Кланяюсь,- кому не знаю. Но, кто бы ты ни был, дорогой

товарищ, ты мне родной, ибо ты освобождаешь нас от немецкой неволи. Желаю тебе

счастья и здоровья. Скорее добивай врага и возвращайся с победой».

[71]

Заменили ушедших на фронт железнодорожников и освоили далеко не женскую

специальность машиниста паровоза-Капитолина Остроухова, Мария Горбач, Мария

Домброва и другие. Женские бригады были организованы на судоремонтном заводе,

лесозаготовительных пунктах, на других предприятиях города.

Ещё один крупный завод – завод имени Козицкого – эвакуирован в Омск из

Ленинграда. Первый эшелон с оборудованием прибыл в сентябре 1941г. Последние

вместе с оборудованием доставили 842 человека.

В VIII – 1941г. в Омске происходило восстановление Ленинградского оптико –

механического завода «Прогресс». С 4 по 29 августа 1941г. в город прибыло 9

эшелонов с оборудованием. Государственный Комитет Обороны поставил задачу дать

готовую продукцию этого производства через 15 дней после прибытия последнего

эшелона. И дали. План ноября 1941г. был выполнен на 83%, а в декабре – уже на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты