революционность, демократизм, интернационализм; глубоко национальный характер
русской культуры; традиционализм и новаторство. Мировое значение отечественной
культуры: поиск и открытия русских ученых во многом определили основные
направления всей мировой культуры, мощный импульс ее развития.
просвещение: к 17 в России было 30% грамотных, но темпы роста
образованности и грамотности высокие. Начальное образование: накануне войны
дума подняла вопрос о всеобщем начальном образовании (был отложен). Среднее
образование: в гимназиях было ослаблено классическое направление, расширены
права выпускников реальных училищ, создана сеть коммерческих училищ. Печать
: 17 окт 1905 была отменена цензура. 1912 в Р выходила 1131 газета на 24
языках.. издательская деятельность: 1913 издано 106 млн экземпляров книг. 1916
отмечено 50-летие просветительского издательства Сытина.
Основные достижения культуры.
Общественные науки: Ковалевский (работы в области права и социологии).
История: Ключевский, Милюков, Покровский ( выдающиеся работы по истории).
Философия: Бердяев, Булгаков, Розонов (развитие мировой философии).
Технические науки: Циолковский (создатель теории ракетного двигателя,
основоположник космонавтики), Жуковский, Сикорский (авиаконструктор), Павлов
(автор идеи об условных рефлексах), Мечников (изучение деятельности головного
мозга). Литература: Толстой, Чехов, Бунин, Брюсов, Есенин, Цветаева.
Живопись: Репин (заседание госсовета), Серов. Нестеров, Шагал, передвижники.
Скульптура: Андреев, Галубкина, Коненков. Театр: Мхат(1890 основан
Станиславским и Немировичем-Данченко), Мариинский театр, Большой театр, тв-во
Шаляпина. Музыка: Римский-Корсаков (золотой петушок), Скрябин,
Стравинский (петрушка, жар-птица).
Билет 10
1. Россия в первой мировой войне.
2. Попытки социально-экономических реформ в СССР в 50-60 годы.
Причины войны .
Причина: крайнее обострение противоречий между двумя военно-политическими
блоками и невозможность их разрешения мирными средствами
Повод : 28.07.1914 сербский патриот Гаврило Принцип выстрелами из пистолета
убил наследника А-В престола экс-герцога Фердинанда .
Цели сторон Германия : ослабление позиции Англии на море , захват колоний
, анексия французских и русских территорий .
А-В : захват Сербии , утверждение господства на Балканах , захват российских
территорий. Турция: восстановление своих позиций на балканах , захват
закавказья .Англия : сохранение колоний и господства на море , претензии на
Месопотамию и часть аравийского плуострова. Франция : присоединение левого
берега Рейна , захват Рурского угольного бассейна . Россия : сохранение
влияния на балканах , присоединение Голиции. Япония : захват японских
территорий в китае. Общая цель: стремление ослабить классовую борьбу
пролетариата и нац. освобод. движений в колониях. Условия реализации
принципов: пропаганда оборонительного характера войны , игра на
патриотических чувтвах .
Масштаб и х-р войны :
1)масштаб : мировая ; приняло участие 38 гос-в ( 34 + 4 ) ; охватила Европу ,
Азию , Африку ; огромные разрушения ; бесчисленные жертвы .
2)х-р : захватнический , несправедливый , империалистический с обоих сторон
( искл Сербия Бельгия )
Германия спешила с войной , чтобы успеть , пока не выросли силы России и
Франции .
3) крах II интернационала .
Начало войны: 28 июня убийство Фердинанда. 23 июля Ультиматум А-В к
Сербии ( допущение следственных органов А-в в себию).28 июля А-в объявляет
войну Сербии. 1 августа Г. объявляет войну России. 3 авг Г. объявл. войну
Франции. 4 августа Англия объявляет войну Г. 6 авг. А-В объявляет войну России
Соотношение сил накануне войны
Антанта : 5.8 млн. чел, 221 пехотная и 41 кавалл. дивизия , 12 тыс орудий ,
600 самолетов, 300 крейсеров. Тройственный : 3.8 млн чел , 10 тыс орудий ,
300 самолетов, 62 крейсера .
Кампания 14 года: Германия длительно готовилась к войне ; главный театр -
европейский ; главные фронты - западный и восточный ; Г. и А-В. воюют на 2
фронта; Западный фронт : 2 авг. Г. оккупирует Люксембург ; 4 авг. Г. вторглась
в Бельгию , 20 авг. занят Брюссель ; 21-25 авг. развернулось приграничное
сражение между Г. и Францией (Г. вторгается на территорию Ф.); Ф. - наступление
во что бы только не стало ( стратегия Наполеона ) ; упорное сопротивление
бельгийцев , французов и англичан ; Р. приходит на помощь Ф; авг. 1914
наступление в восточной Пруссии и Голиции; 5-9 сент. битва на Марне .
Состояние экономики и обострение соц. отношений в воюющих странах .
1) формирование ВГМК - всеобъмлющее гос. регулирование соц-экон отношений ,
вызванное условиями войны
а) создание гос. военноэконом. управлений , которые осуществляют контроль над
финансированием , распределением гос. заказов и доходов , обеспечение сырьем
б) правительственные комитеты по продовольствию
в) введение карточной системы
г) регулирование рынка труда
д) гражданский мир и трудовые мобилезации
2) кризис гражданского мира . Резкое снижение жизненного уровня населения ,
рост антивоенных выступлений
3) нарастание политического кризиса : февральская революция в России ,
братания на восточном фронте .
Итог года : Г. в 17 переходит к стратегической обороне на всех сухопутных
фронтах , главное внимание уделяет подводной войне , но союзники находят против
нее эффективное противодействие ( система конвоев ) , авантюра германии
провалилась .
Окт. револ. в России и Брестский мир 7.11.17 победа вооруженного
восстания в Петрограде. 8.11.17 декрет о мире ; публикация тайных договоров.
15.12.17 перемирие между Россией и Г. 22.12.17 мирные переговоры российской
делегации ссо странами Четверного союза. Антанта предлагает свою программу
окончания войны. 5.01.18 мирная декларация Лллойд Джорджа. 8.01.18 “ 14 пунктов
“ президента США Вильсона . Г. отвергает “14 пунктов” усиливает давление на
Росссию , предъявляя ей ультиматум. 3.03.18 Россия подписывает мирный договор с
Г. в Брест-Литовске . Р. теряет Польшу , Прибалтику , часть Белоруссии , выодит
войска из Украины и из Финляндии , армия и флот демобилезовыаются ,
выплачивается контрибуция 6 лрд. марок.
Антанта не признает Брестский мир и начинает интервенцию против России (
Мурманск , Архангельск , Закавказье , Владивосток )
Итоги и Уроки первой мировой Итоги : материальные и людские потери ,
участвовало 38 гос-в , численностть населения которых более 1 млрд человек ,
материальные потери 360 млрд. долларов , людские потери : убито 10 млн. ,
ранено и искалечено более 20 млн. Потери Антанты: россия - 1.8 млн франция 1.3
млн, англия 715 тыс италия 578 тыс, сша 114 тыс всего 5 млн 413 тыс. Потери
Четверной союз: германия 2 млн 37 тыс, а-венгрия 1.1 млн турция 804 тыс,
болгария 88 тыс итого 4 млн 29 тыс. Территориально-государственные и
революционные перемены в Европе и мире . Изменение соотношения сил . Рост
революционного и демократического движения . Переоценка ценностей в
послевоенном мире . Сохранение противоречий между империалистическими державами
. Окончание 1-ой мировой войны стало началом новой эпохи - истории новейшего
времени .
СССР в середине 50-х начале 60-х
Хрещевская оттепель.
Социально-экономическое развитие.
1). Начало реформ. Реформы начинаются во второй половине 1953 года.
Экономические реформы, начатые в этом году , благотворно отразились на развитии
н/х. Первым объектом реформ стало с/х. Сельское хоз-во. С инициативой реформ
выступил Маленков в августе на сессии верховного совета и Хрущев в сентябре
1953 на пленуме ЦК.
2). Содержание реформ: освоение целинных и залежных земель (освоено 42
млн га), направление специалистов и партработников на село для поднятия с/х
пр-ва, резкое повышение цен на с/х продукцию, списывание долгов прошлых лет,
авансирование труда колхозников, отмена налогов на личное подсобное хоз-во и
увеличение его размеров, введение пенсий для колхозников, выдача паспортов,
право колхозам на изменение устава, реорганизация МТС (в 58 они ликвидированы -
перешли к колхозам за выкуп).
3). Значение реформ: укрепление с/х, раскрепощение крестьян.
4). Непоследовательность реформаторов. К концу 50-х вновь усиливается
администрирование и вновь обозначается курс на свертывание личного подсобного
хоз-ва. Кукурузная эпопея, рязанская афера, 1962 повышение цен на мясо и
масло(события в Новочеркасске), 1963 хлебный кризис (начало закупки зерна за
рубежом).
Промышленность.Во второй половине 50-х годов страна вступает в эпоху НТР
(освоение космоса, развитие атомной пр-ти, развитие химической пр-ти). 1954
открытие первой АЭС (обнинская). 4 октября 1957 - первый искусственный спутник
земли. 12 апреля 1961 - первый пилотируемый полет в космос. Начинается создание
ракетно-адерного щита (короленко). преимущественное развитие группы А.
Среднегодовые темпы прироста более 10%. Негативные факторы: административные
методы руководства, отставание в области НТР, несбалансированность групп А и Б.
Реформы управления н/х. Переход от отраслевого к территориальному
управлению - осздание совнархозов 1957.(+ децентрализация управления-- рост
местничества). Переход к семилетнему планированию (принято на 21 съезде партии
в 1959, здесь же утвержден семилетний план 59-65). 1962 - создание госкомитетов
по внедрению новой техники - двоевластие в пр-ти: госкомитет и совнархозы. 1962
- разделение партийных организаций на промышленные и сельскохозяйственные,
подмена гос органов партийными. 1963 - создание ВСНХ - курс на возрождение
централизма. Итоги реформ: за годы реформ страна достигла впечатляющих
успехов, за 7 лет промышленный потенциал увеличился на 80%. Впечатляющие успехи
достигнуты в социальной сфере - развернуто жилищное строительство, динамичное
развитие здравоохранения и образования, введение семичасового рабочего дня.
Успех реформ связан с возвращением к экономическим методам руководства,
продвижение по этому пути было остановлено командно-административной системой и
реформы были свернуты.
Билет 11
1. Февральская революция 1917 года и установление двоевластия.
2. Культурная жизнь в СССР в 50-60 годах.
Февральская революция.
Х-р революции: б-д т.к. преследовала б-д цели. свержение самодержавия,
ликвидация помещичьего землевладения, сословного строя, неравенства наций,
установление демократической республики, обеспечение различных демократических
свобод, облегчение положения трудящихся. Причины революции: крайнее
обострение всех противоречий российского общества, усугубленных войной,
хозяйственной разрухой и продовольственным кризисом. Движущая сила:
рабочий класс, крестьянство, либеральная буржуазия, демократические слои
населения, интеллигенция, студенчество, служащие, представители угнетенных
народов, армия. Ход событий: Февраль: забастовки и демонстрации
петроградских рабочих. Вызваны недовольством экономическим положением,
продовольственными трудностями, войной. 14.02 открытие сессии думы. Родзянко и
Милюков осторожничают в критике самодержавия. Прогрессисты и меньшевики
форсируют противостояние с правительством. Итог: сделан вывод о необходимости
смены правительства. 20-21.02 император колеблется, обсуждает вопрос об
ответственности министерства, собирается в думу, но неожиданно уезжает в
ставку. 22.02 путиловцам объявляют локаут. 23.02 стихийный революционный взрыв
- начало революции. 24-25.02 стачки перерастают во всеобщую забастовку. Войска
держат себя нейтрально, подчас даже дружелюбно. Приказа стрелять нет. 26.02
стычки с полицией перерастают в бои с войсками. Приказ стрелять опоздал на 3
дня. 27.02 всеобщая забастовка переходит в вооруженное восстание. Начался
переход войск на сторону восставших. Восставшие занимают важнейшие
стратегические пункты города и правительственные здания. В этот же день царь
прерывает сессию думы. Восставшие приходят к Таврическому дворцу. Авторитет
думы в народе был высок. Дума оказалась центром революции. Депутаты думы
создают временный комитет государственной думы, а рабочие и солдаты формируют
Петросовет. 28.02 министры и высшие сановники арестованы. Родзянко соглашается
взять власть в руки временного комитета думы. Вооруженное восстание победило.
2.03 отречение Николая 2 от престола 3.03 великий князь Михаил Александрович
отрекается от престола. Фактически в стране устанавливается республиканский
строй. Март: революция побеждает по всей стране. Вывод: февральская
революция победила. Революция и проблема власти Революция решила вопрос
о власти в форме двоевластия: Временное правительство, петросовет. Временное
правительство не имело главного атрибута власти- вооруженной силы. Приказ
Петросовета №1: создание солдатских комитетов, офицеры лишились права доступа к
оружию. Дисциплина рухнула, а советы приобрели огромную военную мощь.
Первые шаги временного правительства (2.03-25.08 1917) Учреждение
специального юридического совещания для решения законодательных вопросов.
Деятельность в области экономики: хлебная монополия, твердые цены,
нормированное снабжение. Земельный и военный вопрос решить сразу не удалось.
Взят курс на учредительное собрание, которое должно было решить все главные
вопросы.
Итоги февральской революции.
Свержение самодержавия, начало экономического и социально-политического
реформирования, формирование двоевластия, обострение проблем в России.
Культура и духовная жизнь в 50-60-е годы.
1). 20 съезд КПСС и культура: общественная атмосфера связана с решениями
20 съезда. По данным ЮНЕСКО в 1960 СССР делил 2-3-е место в мире по
интеллектуальному потенциалу.
2). Наука и техника: успехи наших фундаментальных школ (Шоффе,
Благонравов), ядерной физики (Курчатов, Сахаров). В 1962 Ландду удостоен
нобелевской премии за создание теории жидкого гелия. В 1964 Прохоров и Басов
удостоены нобелевской премии за работы в области квантовой электроники -
создатели первого лазера. Математика - Келдыш, Виноградов. Динамично
развивается математическая логика, анализ, теория инфригации, что позволило
создать более совершенные вычислительные машины (Лебедев, Лякунов, Пириков).
Химия (фундаментальная школа Семенова, Жаворонская). В 60-е годы
возрождается генетика и молекулярная биология. Продолжается активное освоение
космоса (Титов, Николаев, Терешкова, Попович). 12 октября 1964 первый групповой
полет. В 1965 Леонов впервые вышел в открытый космос. Авиация (Туполев,
Антонов, Яковлев).Общественные науки: крупные успехи в области
философии. Удалось обосновать антологические корни случайностей, обосновали
теорию относительности, выпущена философская энциклопедия. В истории
обозначились новые подходы либерального характера. Литературный процесс в
50-60 определяли три журнала: новый мир, октябрь, юность. 1958 нобелевская
премия для Пастернака. 1962 нобелевская премия для Солженицына. Музыка
(Хачатурян, Шостакович, Прокофьев). Бурно развивается советский
кинематограф. Народное образование: в 1958 - школьная реформа. Введена 11-ти
летка, старшеклассники должны были совмещать учебу и профессиональную
подготовку (работать). Политехническое образование заменили
профессионализацией. В 1954 в Москве 4 млн. студентов. Резко расширился прием
студентов в области физики, химии, биологии. Основные итоги: уверенное
шествие НТР, изменение характера отношений между советским руководством и
интеллигенцией, формирование общественного мнения, позиция интеллигенции по
отношению к Хрущеву - интеллигенция предала Хрущева и либерализация не
состоялась.
Билет 12
1. Общественно-политические процессы в России от февраля до октября
1917
2. XX съезд КПСС и начало процесса десталинизации.
Россия между двумя революциями. март-октябрь1917 - нарастание
общенационального кризиса. Свержение самодержавия породило хаос в стране.
Двоевластие: 2.03-5.06. 1917. июль-октябрь - диктатура временного
правительства.
Апрельские тезисы Ленина.
3.04 1917 Ленин возвращается из эмиграции. 4.04 выступает с речью перед
большевиками о задачах нашей революции. Речь получила название апрельских
тезисов. Курс на социалистическую революцию.
Ситуация в стране до июня 1917.
Май- 1 правительственный кризис. Произошли столкновения между сторонниками
петросовета и временного правительства.(жертвы). Временное правительство
предложило Петросовету войти в его состав. Сформировано первое коалиционное
правительство
Положение в городе, деревне, армии.
Город: падает пр-во, растет безработица, с 17.06 вводится карточная система.
Деревня: ширятся аграрные беспорядки. Армия: нарастает движение против войны.
В стране в целом нарастает хаос и усталость от беспорядков.Неудачное
наступление на фронте. Первый всероссийский съезд советов (3-24.06). Решались
вопросы о войне и об отношении к временному правительству. Борьба двух
демократий: буржуазной и социалистической - усиливает хаос в стране и
постепенно в общественном мнении формируется установка на диктатуру.
Конец двоевластия.
4.07 в связи с неудачами на фронте в Петрограде состоялась
несанкционированная демонстрация. Войска применили оружие. 700 человек убитых
и раненых. Устанавливается диктатура временного правительства. Закрываются
левые газеты , арестовываются ряд большевиков, на фронте вводится смертная
казнь.8.07 формируется 2-е коалиционное правительство во главе с Керенским.
Но Керенский слабо контролирует ситуацию и кадеты ищут кандидата в диктаторы.
Находят его в лице Корнилова. 26.07-3.08 состоялся 6 съезд РСДРП, который
взял курс на вооруженное восстание. 3-5.08 2 съезд торгово-промышленной
буржуазии и принимает курс на твердую власть.
Корниловский мятеж
Попытка военного переворота. 12.08 Корнилов выступает в Москве на гос.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9