Шпора: Культура России 9 - 20 вв.
Культура России во второй половине XIX в. Комаровской А. В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВА-НИЯ

НАУКА

ЛИТЕРА-ТУРА

ИСКУССТВО

ПРАВОСЛАВ-НАЯ

ЦЕРКОВЬ

ВЫВО-ДЫ

На культуре этого периода благотворно сказались от-мена крепост-ного права. Но в тоже время сохранились пережитки крепостни-чества рож-дались рабо-чие движе-ния, раз-вивался про-цесс против самодержа-вия. В таких противоречи-вых условиях продолжился «золотой век» Русской культуры осуществлял-ся процесс ее демократиза-ции, борьба с реакцией и консерватиз-мом.В деревне появи-лись «вольные» школы, содержа-вшиеся на средства общины. Выросло число земских и церковных школ. Расширилось среднее образо-вание, с 1870г. открываются жен-ские гимназии, выс-шие курсы. Все большую роль играли библиотеки, музеи, периоди-ческая печать. Стала формироваться рус-ская интеллигенция. Уровень грамотнос-ти за пол века вырос с 6% до 21%. С другой стороны при АлександреIII поя-вились негативные явления. Был издан закон «О кухарки-ных детях» - запре-щавший принимать в гимназии детей прачек, лакеев и пр. Ужесточилась цен-зура, усилилось влияние церкви, ликвидировалась университетская ав-тономия. Наука пополнилась новыми крупнейшими открытиями .И.М.Сеченов создал русскую школу физиологов. В.В.Докучаев разработал основы почво-ведения, геогфических зон А.М.Бутлеров обосновал теорию химического строения вещ-ва. Д.И.Мен-делеев открыл периоди-ческую таблицу. В математике П.Л.Чебышев открыл закон больших чисел, С.В.Ковалевская занималась математи-ческим анализом. Физик А.Г. Столетов открыл теорию света, П.Н.Яблоч-ков изобрел дуговую лампу. А.С.Попов скон-струировал радио (1897г.) Проводились крупные гео. экспедиции: П.П.Семен-ова, Н.М.Прожевальского, Н.Н.Миклухо-Маклая. Ис-следование Сибири провел золотопромышленник А.М. Сибиряков. Значительный вклад в развитие исторической науки внес С.М. Соловьев (29 томов «Истории России с древнейших времен»). Его дело продолжил В.О.Клю-чевский(«Русская правда», «Курс русской истории»). Литература представлена всемирно извест-ными именами Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Карели-на» и др.), И.С. Тургенева («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Нака-нуне»), Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бе-сы») М.Е.Салты-кова - Щедрина. Важную роль сыграли в поэзии Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), в драматургии А.Н. Островский («Гроза», «Бес-приданница», Братья Карам-зины). Развива-ется творчество А.П. Чехова («Ванька», «Ионыч», «Палата №6»), А.К. Толстого.

В музыке образовалась группа композиторов – «Могучая кучка», в которую вошли молодые талантливые композиторы М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»), А.П. Бородин («Князь Игорь»), Н.А. Римский-Корсаков («Майская ночь», «Снегурочка»), Ц.А. Кюи. Великим русским композитором стал П.И. Чайковский (оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). В Петербурге и в Москве были созданы первые русские консерватории.

Театр получил широкое общественное признание. Появились частные театры. Малый театр стал «домом Островского» На сцене блистали М.Н. Ермолова, П. Садовский, Г.Н. Федотова, М.В. Дальский, М.Г Савина.

В живописи в 1870г. во главе с И.Н. Крамским («Христос в пустыне»)сложилось «Товарищество передвижных выставок». В него входили В.Г. Перов («Тройка»), И.Е. Репин («Бурлаки на Волге», «Запорожцы»), В.И.Суриков(«Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и тд.), А.К.Саврасов, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, А.И. Ккуинджи. Формируется творчество В.В. Вере-щагина, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского.

Скульптор М.О.Микешин создал памятник «1000-летие России», «Багдан Хмельнийкий».М.М. Антокольский известен скульптурами ПетраI, Ермака, Вольтера. В архитектуре наблюдался размах строительства, украшения под старину – эклектика. К.А. Тон возвел Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату, Николаевский и Московский вокзалы, Храм Христа Спасителя (строился 46 лет), В.О. Шервуд – автор Историч-еского музея, а Д.Н. Чичагов – здания московской городской думы., где в советское время размещался музей В.И. Ленина.

Падение крепостного права изменило весь уклад русской жизни. Митрополит Филарет до конца своих дней пытался оградить церковь от потрясе-ний и преобразова-ний. Но когда его не стало гос. вмешатель-ство в дела церкви многократно возрос-ло – особенно при обер-прокуроре К.П. Победоносцеве. За 25 лет прокурор свел до минимума роль Сино-да и взял в свои руки фактически все дела церкви. Он считал, что церковь и гос-во должны находиться в неразрывной связи. Но несмотря на то что церковь все сильнее «оказенивалась», мн-огие ее представите-ли (в основном рядо-вые монахи и священ-ники) пользовались громадным авторите-том и влиянием в русском народе. Это говорило о том, что православная церковь обладала большим возможностями нра-вственного влияния. Развитие капита-лизма в стране стимулиро-вало со-вершенст-вование системы просвеще-ния а также продвиже-ние в области науки и культуры. Вторая половина XIXв. стала достойн-ым окон-чанием «золотого века» России – вершиной многове-ковой культуры России.
Культура России в начале XX в. Комаровской А.В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВА-НИЯ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

НОВЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

ВЫВОДЫ
Начало XXв. – переломное время в политической и социально-экономической жизни России. Война с Японией и первая миро-вая война, революции, политический и экономический кризис. Вот в каких тяжелых условиях развивалась культура России. После Октябрь-ской революции деятели куль-туры русского зарубежья внесли большой вклад в мировую культуру, тогда как в новой России культура все больше идеологизирова-лась, обслуживая режим Советскго государства. Грамотность с 21% (1897г.) повысилась до 27% к 1914г. Значительно уве-личилось количес-тво начальных школ. Ставился вопрос о введении всеобщего началь-ного образования, который так и не был осуществлен в царской России. Открывались ко-ммерческие учи-лища, техникумы. Увеличилась сеть ВУЗов (220 шт.). Действовали сотни научных обществ. Большую роль играло книгоиздательство (И.Д. Сытин). Возникли незави-симые культурно-просветительные центры. В 1897г. А.Л.Шанявский на свои средства открыл народный университет, куда принимались лица всех званий и сословий, незави-симо от нацио-нальности и пола.

Наука выдвинула всемирно известных ученых. И.П.Пав-лов разработал учение об условных и безусловных рефлексах., за что в 1904г. по-лучил Нобелевскую премию. И.И. Мечников обосновал теорию иммунитета. К.А. Ти-мирязев создал русскую школу физиологии растений. В.И. Вернадский – один из основателей геохимии, учения о биосфере и экологии. Большой вклад отечес-твенную психиатрию внесли С.С. Керсаков и его ученик П.Б. Ганнушкин. Теорию практической космонавтики развил К.Э. Циолковский. Е.Е.Жуковскому принадлежит разработка основ аэродина-мики. Начало русского самолетостроения положил И.И. Сикорский. П.И. Лебедев существенно продвинул теорию физики. В обществен-ных науках видное место принадлежит историкам В.О.Ключевскому П.И.Милю-кову, С.Ф. Платонову.

Продолжаются различные экспедиции: В.К. Козлов исследовал Монголию и Тибет; Г.Я.Седовизучил устье реки Коломы, а в 1912-1914гг. предпринял экспедицию к Северному полюсу.

Завершается твор-чество Л.Н. Толстого («Воскресенье», «Живой труп», «Хаджи-Мурат»). В 1901г. писатель был отлучен от церкви. А.П. Чехов в последние годы жизни создал «Три сестры», «Вишневый сад». Раскрывается талант В.Г. Короленко («Дети подземелья»), М. Горького («Мат-ь»), Л.Н. Андреева («Бездна»), А.И. Куприна («Поеди-нок», «Олеся»), И.А. Бунина и др. Это время характерно целой плеядой русских поэтов – А.А. Блока, В.Г. Брю-сова, Н.С. Гуми-лева, А.А. Ахмато-вой, С.А. Есенина, И.Северянина, В.В. Маяковск-ого, К.Ф. Бальмон-та, М. Волошина, О.Э. Мандельшта-ма, М.И. Цвета-евой.

В музыке достигло вершины твор-чество Н.А.Римского-Корсакова (оперы «Царская невеста», «Золо-той петушок»). Известными ком-позиторами стали А.К. Глазунов («Раймонд»), С.В. Рахманинов- «Алеко», И.Ф. Стравинский. В живописи продолжают творить И.Е.Репин и В.А. Серов. Создается объединение «Мир искусства» (Н.К. Рерих, Е.Е.Лансере и др.) вы-ступающее против передвижников.

В это время творят художники-символисты: М.А. Врубель («Де-мон»), К.С. Малевич(«Черный ква-драт»). В 1898г. был открыт Мос-ковский театр, созданный К.С.Ста-ниславским и В.И.Немиро-вичем-Данченко. В труппу входили В.И. Качалов, И.М.Москвин и др. В Ма-лом театре продолжает выступать М.Н.Ермо-лова В Питере создается Драм. театр. На сцене театра С.И. Мамонтованачал выступать Ф.И. Шаляпин. С.П. Дягилев проводит «русские сезоны» в Париже. В архитектуре утвердилась эклипти-ка: (фасад Третьяковки[по эскизу В. Васнецова], Казанский собор [А.В. Щусев]). Но на смену эклип-тики постепенно приходит свобод-ный модернизм (Метрополь,1903 – арх. Валькотт; Ярославский вокзал, Художественный театр, дом Рябу-шинского – автор Ф.О.Шехтель.) Строится много невыразительных, помпезных домов для буржуазии.

Весьма влиятельным видом стал кинематог-раф. В 1896г. в Москве, Питере и Нижнем Новгороде появились первые иллюзионы, где демонстрировались фильмы. В 1911г. вышел первый полнометражный фильм «Оборона Се-вастополя». Режиссер Я.А. Протазанов поста-вил талантливые фильмы «Пиковая дама», «Отец Сергий». Звездой рус-ского экрана была актриса Вера Холодная К 1914 г. в стране было построено около 4-х тыс. кинотеатров. Всемирную известность завоевал русский балет. В немалой степени этому способствовала его реформа, проведенная А.А.Горским и М.М. Фокиным. Они стали оформлять балетные спектакли красочными декорациями, привлекая лучших отечественных художников. Органи-зованные С.П.Дягилевым зарубежные гастроли русского балета завое-вали сердца взыскатель-ных европейцев.

Расцвет куль-туры в этот период был беспреце-дентен. Он охватил все виды твор-ческой деятельности, породил выдающиеся художествен-ные произве-дения и научные открытия, от-крыл плеяду блестящих имен, ставш-их гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социо-культурный феномен вошел в историю под названием «серебряного века» русской культуры.
Культурные преобразования в 20-е – 30-е годы XX века Комаровской А.В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

БОЛЬШЕВИКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯВЫВОДЫ
В 20-х г против деятелей рус-ской культуры и науки были при-нят ряд кора-тельных мер. В УК СССР была введена статья, карающая смерт-ной казнью или высылкой за пропаганду или агитацию, содей-ствующую бур-жуазии. В 30-е г. политический и идеологический гнет еще больше усилился. Это было вызвано стремлением власти до конца ликвидировать идейную оппози-цию, утвердить господство ком-мунистической идеологии. Страна была отрезана от рус-ского зарубежья, имена многих деятелей куль-туры предава-лись забвению.

Вопрос о народном образовании всегда был в центре внимания большевиков. В 1919г. издан декрет «О ликви-дации неграмотности». Массово создаются шко-лы, курсы, избы-читаль-ни. В результате уровень грамотности к 1929г. составил 40%. В начале 20-х г. создается 2-х ступенчатая средняя школа. В школе прово-дятся различные экспе-рименты по методике преобразования. Созда-ются рабфаки. Стала создаваться советская интеллигенция.

Но 30-е г. вместо 2 ступеней вводится на-чальная, неполная сред-няя средняя школа. На всех ступенях обязатель-ным было изучение марксизма, максимально упрощенного и доступ-ного для понимания. Семилетнее образование стало обязательным. Усиливается воспита-тельная роль школы: обязанность чтить вождя, разоблачать врагов народа, даже если это касалось членов ее семьи.

Советская власть привлекала к активному сотрудничеству старую интеллигенцию. Мно-гие из этих людей были не согласны с политикой боль-шевиков, но считали своим долгом служить России. Это были ученый-авиатор Н.Е. Жуковский, биохимик В.И. Вернадский, химик Н.Д. Зе-линский, изобретатель К.Э. Циолковский, физиолог И.П. Павлов, генетик Н.И.Вавилов, физик-атомщик И.В. Курча-тов, физик П.Л. Капица, работающий в области низких температур и магнитных полей. Но в начале 30-х гг. Сталин заявил, что все! Науки носят полит. характер. Нача-лись гонения на генетику, социологию, психологию, приведшие к прекращению их развития. Особое внимание Сталин уделял истории, которую необходимо было контролировать и использо-вать в своих целях. В нежный момент цари и герои русской истории возносились на пьедестал: Иван Грозный – чтобы показать неизбежность наказания врагов государства; ПетрI – величие замыслов вождя. Исторические фильмы призваны были формировать определенный психологичес-кий настрой в обществе. Внедрялся метод «социа-листического реализма», где преобладало прославление пар-тии, ее вождей, героики рево-люции, строительства социа-лизма. Среди писателей выдви-нулись А.Н. Толстой, М.А. Шо-лохов, А.А. Фадеев, А.Т. Твар-довский, Д.Фурманов, И. Бабель, С.Я. Маршак, К.И. Чуйковский, сатирики М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. В документальном ки-но работал Д. Ветров, Л. Новицкий. С помощью д\ф в массах поддерживался трудовой энтузиазм и радостное ощуще-ние жизни. И все таки в это время были создано немало замечательных фильмов: «Подру-ги», «Чапаев», «Трактористы; музыкальные комедии – «Весе-лые ребята», «Волга-Волга». Под сталинской редакцией выходили исторические фильмы: «ПетрI», «Иван Грозный». В музыкальном искусстве большую роль играли вкусы самого Сталина, которому не нравились новаторства Д.Д. Шостоковича, С.С. Прокофьева. Популярны были песни И. Дуна-евского, Б. Мокроусова, прослав-лявшие Родину и Сталина. Перед художниками была поставлена задача показывать светлую жизнь. Прославились К.С. Мале-вич, А.В. Лентулов. Создавалось огромное кол-во скульптур и бюстов Ленина и Сталина.

Начало 20-х гг. И.А. Бунин назвал сумерками «серебряного века». Деятели русской культуры, превыше всего ценившие свободу творчества, не смирились с тем, что были поставлены под контроль новой власти. Поэтому многие из них эмигрировали: И.А. Бунин, А.И. Куприн, К.А. Бальмонт, Ф.И. Шаляпин, С.С. Прокофьев К.А. Коровин и даже А.М. Горький (мотивируя болезнью). Но были и такие, кто остался в Советской России, - А.А. Блок, А.А. Ахматова, В.Г. Коро-ленко, М.А. Булгаков и др., некоторые приняли революцию – В.В. Маяковс-кий, В.Я. Брюсов, К.С. Петров-Водкин.

В 1922г. в Петрограде в измене Родине отменили известных писателей и ученых. Следствие ничего не доказало. но суд приговорил к смертной казни десятки человек; среди них был расстрелян поэт Н. Гумилев. Летом 1922г. был учрежден цензурный комитет. 160 оппозиционно настроен-ных деятелей культуры. В 1932г. по указанию ЦК партии были созданы творческие союзы писателей, художни-ков, композиторов, архитекторов с целью установления партийного контроля над деятельностью творческой интеллигенции. Членов союзов, «духов-но» поддерживающие власть, получали материальные блага (дачи, мастерские, гонорары). Отклонение от партийной линии вело к исключению из союза к лишениу права печатать свои призве-дения В сталинских лагерях погибли И. Бабель, Н. Клюев, О. Мандельштам.

Политика советского руководства того времени получила наз-вание культур-ной революции Она повысила культурный уровень наро-да, но с другой стороны укреп-ление идеи марксизма-ленинизма и идеологичес-кие догмы ока-зали отрица-тельноеи влия-ние на все науки, особенно на гуманитарные. Достижения деятелей нау-ки, культуры и искусства со-седствовали в это время с жестким партийным контролем, репрессиями и гонениями.

Культура России в годы Великой Отечественной войны Комаровской А.В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ВЫВОДЫ
Культура страны развивалась в тяжелейших условиях Война внесла серьезные коррективы в деятельность научных учреж-дений страны. «Участие в разгроме фашиз-ма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой» - президент Академии наук СССР В.Л. Комаров. Еще в первые месяцы ВОВ многие научно-исследо-вательские институты из-за быстрого продвижения фашистов были вынуждены эвакуироваться за Волгу, на Урал, в Сибирь.Необходимым условием успешного развития промышленности и сель-ского хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. Обучение в школах, вузах и техникумах не прекраща-лось ни на секунду. Учебные занятия прихо-дилось проводить в несколь-ко смен в малоприспособ-ленных помещениях. В 1941г. прием в вузы был сокращен вдвое и их число уменьшилось с 817 до 460, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а сроки обучения были сокращены до 3-3,5 лет. В старших классах количество учащихся уменьшилось более чем вдвое. И все же вузы и техникумы выпусти-ли за годы войны около 900 тыс. молодых специалист-ов, а созданная на накануне войны система государ-ственных трудовых резервов подготовила 2250 тыс. молодых квалифици-рованных рабочих. К концу войны численность студен-тов, особенно в результате приема женщин, приблизи-лась к довоенному уровню. Советские ученые разработали новые образцы военной техники. В.Ф. Болховитиков изобрел первый реак-тивный истребитель Би-1 с жидкостным двигателем. Е.О. Патон изобрел новые методы сварки, А.П. Александров получил эффективный метод защиты кораблей от магнитных мин. М.Т. Калашников с 1942г. занимался разработкой автоматичес-кого стрелкового оружия, создал ряд автоматов и пулеметов. Огромное значение имела деятельность ученых медиков: академиков Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулева, Л.А. Орбели, А.И. Абрикосова, профессоров-хирургов С.С Юдина м А.В. Вишневского и многих других деятелей медицины, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. В 1943г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И.В. Курчатова, присту-пившая к разработке по расщеплению урана. А концу войны освобожденные из лагерей С.П. Королев, М.К. Ягель, Ю.Б. Харитон начали закладку основ развития ракетной техники, прерванную в результате обрушившихся перед войной репрессий ракетной Благодаря ученым геологам А.Е. Ферсману, К.И. Сатпаеву, В.А. Обручаеву и др. были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбасе, источники нефти в Башкирии. С началом войны основной в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941г. в центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Н.Н.Асеева, М.В. Исаковс-кого, А.А. Суркова, статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева М.А. Шолохова. Создаются «Окна ТАСС», рассказывающие об обстановке на фронтах. В годы войны многие писатели были военными корреспондентами. В газетах впервые появились «Наука ненависти», «Они срахались за Родину» М.А.Шо-лохова, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского, «Волоколамское шоссе» А.А. Бека, «Весна на юге» Б.Л. Горбатого, «Молодая гвардия» А.А. Фадеева и многие другие. Широкую известность получили произведения союзных республик: «Священная кровь» Айбека, «Шиганак» Г. Муста-фина и др. Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особенной популярностью пользовались песни: «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» М.И. Исаковского. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.А. Щипачева, А.А. Ахматовой, М.И. Алигер и др. Основной темой в кинема-тографе была тема героической борьбы советского народа против агрессора. На фронтах работали фронтовые киногруппы. За годы войны было отснято около 5 млн. метров пленки., в последствии использовав-шиеся в многочисленных документальных фильмах («Ленинград в борьбе», «Битва под Москвой» и др.). Во время войны было создано 102 худ. фильма(«Два бойца», «Жди меня», «Радуга»). Выдающиеся произведения были созданы компози-торами Д.Д. Шостаковичем, Д.Б. Кабалевским. Действо-вало 25 фронтовых театров, 400 театрально-концертных и цирковых бригад, как самых дорогих гостей встречали бойцы и офицеры Л.О. Утесова, Л.А. Русланову, К.И. Шульжен-ко. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 473 тыс. непосредственно на передовой. Особую роль в противобор-стве с гитле-ровцами сыграла советская культура. Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высо-кого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкто-ров. Советская культура помо-гала людям осознвть свое место в общей борьбе с врагом, способствовала воспитанию их в духе патриотизма, славных героических традиций.
Культура России в 40 – начале 50-х годов Комаровской А.В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ И СМИ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВОВЫВОДЫ

Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми ма-лейшими, откло-нениями от «задач социалистического строительства». Общество расчи-тывало, что про-цесс ослабления контроля будет продолжен, но уже

С лета 1946г. власти развернули широкое наступ-ление против «за-падного влияния» на развитие отечественной культуры. «Же-лезный занавес был окончательно восстановлен» в ходе развернув-шейся борьбы с «космополитиз-мом». Страна вновь оказалась не только в идеологи- ческой, но и в культурной изоля-ции от остального мира.

В годы войны фашистами было уничтожено 84 тыс. школ, 2 тыс. вузов и техникумов, 600 НИИ, 44 тыс. клубов, театров, музеев. За послевоенное десятилетие на культурное строительство было потра-чено 590 млрд рублей. Во второй половине 40-х гг. было введено обязательное семилетнее образование. Значительно расшитилась сеть библиотек, клубов, домов культуры. Были восстановлены разрушен-ные гитлеровцами музей-усадьба Л.Н. Толстого, музей Чайковского в клину, А.П. Чехова в Таганроге и А.С. Пушкина в Михайловском. В 1946г. была создана Высшая пар-тийная школа(ВПШ). Для подготовки теоретических кадров партии образована Академия общественных наук при ЦК партии. Выросли тиражи газет и журналов, а также книжная продукция различных издательств. Дальнейшее развитие по-лучило радиовещание. В начале 50-х гг. в ряде республик и областей были построены телеви-зионные центры. В 2, 5 раза были увеличены расходы на науку. Вторая половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских ин-ститутов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Велись успешные разработки по вопросам атомной физики в Институте И.В. Курчатова.(1949г. – первая атомная бомба, 1953г. - водородная). Ученые продвинулись в знаниях по астро-номии(В.Г.Фесенков), в области агро-биологии (Н.В. Цицин). В трудах академика Н.Н. Семенова была обос-нована теория цепных реакций, за которую он получил Нобелевскую премию. Быстро развивалось ракето-строение (С.П.Королев), которое поз-волило приступить к практическому освоению космоса. Вместе с тем на развитие на развитие науки крайне отрицательное воздействие оказали идеология и практика культа личности Особому преследованию подверга-лись естественные и гуманитарные науки:генетика, кибернетика, полит-эконономия, философия и др. Серьезному пересмотру подвергались история России и СССР, все зависело от субъективной оценки Сталина или идеолога партии Жданова. После войны вышли различные работы Сталина, которые были объявлены «вершиной» научной мысли в той или иной области знаний. Всякое инакомыслие – в политике, науке, искусстве – объявлялось «идеоло-гической диверсией». Многие произ-ведения советских писателей, созда-нные в послево-енные годы, получили широкое признание народа. Среди них «Звезды» и «Весна на Одере» Э.Г. Казакевича, «Повесть о насто-ящем человеке» Б.Н. Полевого, «Знаменосцы» О. Гончарова и др. С новыми произ-ведениями высту-пили В. Васи-левский, П. Ты-чина, С. Вургун, М. Рыльский. Подвигу комсо-мольцев-красноар-мейцев в Великой Отечественной войне посвятил свой роман «Молодая гвардия» А.Фаде-ева. С другой стороны творчество Н. Маяковскогго, А. Ахматовой, М. Зощенко и др. было отнесено к «антинародному» направлению.

На сценах многих театров шли пьесы Б. Лавренева, К. Симонова, С. Михалкова. Некоторые театры заново поставили пьесы М. Горького, В. Маяковского. Огромный вред театральному искусству нанесло постановление 1446г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Оно вынудило театры почти полностью отказаться отказаться от классики, особенно зарубежной. Не рекомендовалось ставить сатиру и исторические пьесы. Крупными музыкальными явлениями стали оперы Д.Б. Кабалевского («Семья Тараса»), С.С. Прокофьева («Война и мир»), Ю.А. Шапорина («Декабристы»). Появляется ряд новых балетов: «Медный всадник» Р.М. Глиэра, «Тарас Бульба» В.П. Соловьева-Седого. Музыка. Создаются крупные симфонические произведения – Н.Я. Мясковским, Д.Д. Шостаковичем, С.С. Прокофьевым. Большую концерт-ную деятельность вели пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах. В живописи одной из ведущих тем являлась ВОВ. Большую популярность завоевали работы художников А.И. Лактинова «Письмо с фронта», Ю.Н. Непринцева «Отдых после боя», В.Н. Костененко «Возвращение» и др. 4 сентября 1946г. появилось новое постановление ЦК, на этот раз посвя-щенное критике «безыдейности» ряда кинофильмов. В их числе были названы: «Большая жизнь»(2 серия) Л.Лукова за отсутствие картин современного Донбасса, «Адмирал Нахимов» В.И. Пудовкина, «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна за фальшивый образ царя.

В послевоен-ные годы вся сущность культуры и все ее задачи были сведены, по сути, к выпол-нению фун-кции очеред-ного «привод-ного ремня» в обработке общественного сознания. Все это привело к резкому сокра-щению коли-чества новых фильмов, спектаклей и художествен-ных произведений Роль науки сводилась еще и к тому, чтобы обеспечить решение обо-ронных задач и добиться «партийной направленнос-ти» не только в гуманитарных но и в естественных науках.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты