Шпора: Культура России 9 - 20 вв.

Шпора: Культура России 9 - 20 вв.

Культура Киевской Руси в IX XIII вв. Комаровская А.В.

Характеристика исторических

условий

данного периода

времени

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ОСОБЕННОС-ТИ БЫТА

ВЫВОДЫ

Культура Руси этого времени отражает период перехода от союзов племен к единой древнерусской народности, от ранне- феодального общества к более развитому, где укреплялись феодаль-ные отношения от единой Руси с центром в Киеве к раздробленности. В это время господ-ствовали сначала язы-ческие, а затем христианские религи-озные представления.

Культура второй половины XIIIв. связа-на с ослаблением Руси в период раздроблен-ность, монголо-татарским нашест-вием, нападением западноевропейских захватчиков.

После принятия христианства на Русь пришла славянская письмен- ность, созданная Кириллом и Мефодием. Среди князей и бояр, купечества и горожан, начинает распространяться грамотность. Были открыты первые школы при церквях, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестры Моно- маха в Киеве устроили школу для девушек. Посадские люди, как правило, были грамотны. Об этом говорят найденные в Пскове и Новгороде берестяные грамоты – письма, судебные решения, прошения, хозяйственные доку- менты, а также граффити – надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы). У славян были достаточ-но об-ширные познания в геогра-фии, получен-ные из книг в результате путешес-вий. Им были хорошо известны четыре действия арифме-тики, дроби, начала геометрии и астро-номии. Появились переводы греческих и болгарских книг, исторические сочинения («Академия»). Книги были рукописными и стоили очень дорого. Большинство книг были богослужебные. Одним из важнейших литературных памятников Древней Руси являются летописи. За их составление брались лишь самые грамотные и знающие люди. Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет», написанную монахом Нестором в 1113г. Ему же принадлежат «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». Помимо истори-ческих сочинений создаются и другие жанры. В1049 г. митрополит Илларион напи-сал «Слово о законе и благо-дати». В конце XI в. «Память и похвала Владимира» – монаха Иакова. Широко известно «Поучение детям» В. Моно-маха. Великим памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Единственная дошедшая до Нового времени рукопись «Слова.».Зодчество. Вплоть до X в. На Руси строили исключительно из дерева. С христианством на Русь приходит ка-менное зодчество. Начали строить каменные храмы по византийскому образцу. Самая древняя постройка Киева – церковь Богородицы-Десятин-ная. При Ярославе был построен Киевский Софийский собор. Подобные соборы были построены также в Новго-роде и Полоцке. Владимир был окружен каменной стеной с Золотыми воротами. Искусство. Получила распространение иконопись. Древнейшим дошедшим до нас памятником является икона «Влади-мирской Богоматери». Высокого уровня достигла резьба по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры использовали сложную технику – скань, чернь, зернь.

Великолепная чеканка и изящная худо-жественная отделка оружия ставили русских мастеров в один ряд с западно-европейскими.

Музыка. Древнейший жанр русской музыки – обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты: бубны, гусли, трубы, рога.Устное народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заго-ворах, заклинаниях, пословицах, загад-ках, которые были связаны с земледелием и бытом славян. Особое место занимают «старины» - былины, особенно киевского героического цикла Их герои – Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Моно-мах, русские богатыри.

Люди жили в городах (20-30 тыс. чел.), селах и деревнях. Основным типом жилища была усадьба, дом – бревенчатый сруб.

Киев был большим и богатым городом: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах проходили пиры, женщины сидели наравне с мужчинами. Любимая забава богатых – охота. Для простого люда – скачки, кулачные бои, игрища. Одежда шилась из домотканого холоста или сукна. Основой костюма была рубаха. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. Новорожденным давали имена по церковному кален-дарю.

Русская культура накануне монгольского вторжениянаходилась на очень высоком уровне развития, не уступая куль-туре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействия. Хотя накопленные знания еще не обоб-щались, и не получали научного обьяснения. Во второй половины XIIIв. были разгромлены многие куль-турные ценности, убиты или уведены в плен ремесленники, мастера.
Русская культура в XIV XVI вв. Комаровской А.В.

Характеристи-ка исторических

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВА-НИЯ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ОСОБЕННОСТИ БЫТА

ВЫВОДЫ
К XIV в. в условиях раздробленности появились особенности в языке, обычаях, культуре у народов разных частей Руси. Народность распа-лась на три: русскую, укра-инскую, белорус-скую. Период XIV-XVвв. связан с борьбой против ордынского ига и его свержением, с формированием Российского единого государ-ства вокруг Моск-вы и укреплением феодальных отношений. Cере-дине XVIв. связана с самодержавной тиранией Ивана Грозного, с оприч-ниной, с усилением фиодальной зави-симости. Значи-тельно выросла тер-ритория, укрепи-лись связи с Зап. Европой.

Центрами грамотности и просвещения в XVIв. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки. Появляются первые учителя. Ученики осваивали сначала азбуку, Псалтырь, счет. Обучение велось с розгой. Появляются первые учебники – «Начало грамоты русской», «Арифметика, циферная муд-рость».

Книгопечатанье До середины XVIв. все книги были рукописными. В 1553г. возникает Московский пе-чатный двор. В 1564г. дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую печатную книгу «Апостол», затем последовали «Частослов» и др.

Научные знания носили прик-ладной характер. Митрополит Зосима составил пасхалии. Сочине-ния «Шестокрыл», «Космография» позволили вы-числять лунные фазы, затмения. Знания в области физики, техники требовались литейщикам, оружейникам. В 1586г. был организован Пушечный двор. А. Чохов отливает Царь-пушку.

Путешественники, дипломаты состав-ляли карты. Выходили словари – «Славянские слова», «Толк языка» и др.

Большой популяр-ностью пользо-валась немецкая книга «Ветро-град». В ней содержались начальные ме-дицинские знания.

В литературе главными темами были географи-ческая и биографическая. Например «Житие свято-го Александра Невского» Много произведений рассказывают о борьбе с Ордой – «Задонщина», «Тохтамышево разоре-ние 1382г.» В житиях Петра, Алексея прослав-ляется деятельность эт-их митрополитов. В конце XIIIв. возобно-вляется местное летопи-сание в Ростове, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде.

Устное народное твор-чество XIV-XVв.- песни, былины, пословицы, сказки – отражало пред-ставление русских людей о своем прошлом. Веду-щей темой становится борьба против монголо-татар, выделяются сказа-ния о рязанском богаты-ре Евпатии Коловрате, о битве на Калке и др. Появляется новый жанр – исторические песни. Фольклорные записи XVIв. не сохранились, но о народных песнях и сказках упоминается например в Стоглаве.

Живопись все больше отходит от церковных канонов. В XIV в. Феофан Грек расписал храмы в Новгороде и Москве. До нашего времени дошли иконы «Деисус» в Благовещенском соборе. В росписи собора участвовал и Андрей Рублев. Самая извесная работа – «Троица». Он создал роспись в Троице-Сергиевском монастыре, в Кремле и др. Живо-пись XVIв. связана с творчеством Дионисия, работавшего в Успен-ском соборе, в храме Рождества Богородицы и др.

Развитие архитектуры связано с восстановлением каменного строительства. При Иване III возводятся стены Кремля, Успенский (построенный в 1979г. итальянцем Аристотилем Фиоравантием), Архангельский, Благовещенские соборы, Гран-овитая палата. В Россию приглашаются итальянские мас-тера Руффо, Солярио и др. В XVIв. появляется московский стиль шатровых храмов, например храм Василия Блаженного, построенный зодчими Бармой и Постником по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. При Елене Глинской строится Китай-город. Крепостные стены возводятся в Нижнем Новгороде, Туле, Серпухове.

Сильная само-державная власть, усиление позиции церкви в сфере духовной жизни, борьба иосифлян с нестяжателями. Вот в какой обстановке росли новые поколения. Много информации о быте людей того времени мы можем узнать из книги бытового жанра протопопа Сильвестра «Домострой» Она содержала целый кодекс житейских правил, требовав-ший беспре-кос-ловного подчине-ния мужу, отцу. «Домострой» содержал также полезные советы в духе христианской морали. Здесь рассказывалось когда надлежит поститься, какие кушанья и напит-ки употреблять.Нашествие монголо-татарских полчищ на-несло страшный удар развитию русской культуры. С осво-бождением русских земель от ордынского ига постпенно начи-нает складываться общерусская культура. В XVв. при господстве церков-ных представлений и старых обычаев все больше исполь-зовались светские элементы. Проис-ходит своеобразное возрождение культуры. Но общий подъем, в середине XVIв. сменился заметным спадом. Период Ливонской войны и опричнины был неблагопри-ятным временем для русской культуры. Все было строго подчинено идеи церковно – рели-гиозного влияния. Серьезный урон на-несла строгая регла-ментация творческой мысли.
Культура России в XVII в. Комаровской А.В.

Харак -ка историч-ких

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ОСОБЕН-НОСТИ БЫТА

ВЫВОДЫ
Начало XVIIв. связано с серьезными со-циальными кон-фликтами Смут-ного времени, воцарения Романовых. В середине века укрепляется са-модержавие, происходит цер-ковный раскол, крупные народ-ные волнения. Усиление влия-ние западноевро-пейской культу-ры оказали глубокое влия-ние на развитие русской культуры. XVIIв. стал для нее переломным. На протяжении всего столетия шел активный процесс осво-бождения ее от церковного влияния.

Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения не только количественные, но и качественные: наряду с индивидуальным обучением появляются настоящие учебные заведения. Е.Славинецкий создал школу при Крем-левском Чудовом монастыре. Симеон Полоцкий стоял при школе Спасского мо-настыря.

С 1621г. издается первая рукописная газета «Куранты».

В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведениеСлавяно-греко-лати-нская академия. Обучение включало курсы греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. По-является иллюстри-рованный букварь К. Истомина, «Грам-матика» М.Смир-ницкого, «Азбука» В.Бурцева.

Научные знания продолжали носить прикладной практи-ческий характер. Сос-тавленный О.Михай-ловым «Устав.» давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей. Книга астранома Гевелия «Селенография» зна-комила с системой Коперника. Ученяе научились извлекать кубические и квад-ратные корни, изме-рять площади. Накап-ливались географи-ческие знания. Был составлен «Большой чертеж»(карта). Земле-проходцы осваивали Сибирь. Семен Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Усилился интерес к истории России. Первой печатной кни-гой по истории стал «Синопсис» монаха Иннокентия Гизеля.

Проявляются три направ-ления: 1) хвалебное – поэзия Симеона Полоцкого, прославля-ющего правление Алексея Михайловича. 2) народно-обличительное - «Житие протопопа Аввакума»; сатиры «Повесить о Ерше Ершовиче», «Повесть о Куре и Лисе» и др.; 3) русский роман – на смену исторической личности приходит вымышленный герой, собирательный образ – «Повесть о горе-злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне, «Сказа-ние» Авраамия Палицына.

В фольклоре того времени отразились основные по-литические события тех лет: борьба с интер-вентами, восстание кресть-ян, произвол служивых людей. Преодолевается разрыв между фольклором и письменностью. Делаются первые записи пословиц, песен, былин, преданий. Широкое хож-дение приобрели сказки – волшебные, бытовые, героические.

В живописи большую роль сыграл Симон Ушаков, 30 возглавлявший русскую школу иконописи. Его кисти принадлежат иконы «Спас нерукотворный», «Вседержатель» и др. В его работах уже заметны реалистические тенденции, инте-рес к изображению человеческого лица. Появляются портреты (парсуны), пейзажи, использова-вшиеся фоном для икон.

Первый театр возник при царе Алексее Михайловиче. Одним из его создателей был Симеон Полоцкий. Все роли исполняли мужчины. Первые спектакли были поставлены на легендарно-истори-ческие и библейские сюжеты. Но после смерти царя, театр, по настоянию церкви, был закрыт.

В архитектуре для украшения храмов использовались изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным (узорочье). Развивалось нарышкинское барок-ко, отличавшееся многоярусно-стью, пышностью, строгостью про-порций (Храм Троицы в Никитниках, церковь Покрова в Филях). Выдающимся памятником деревянного зодчества стал дворец Алексея Михайловича в Коломен-ском.(1667\78гг.) Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, кокошни-ками, крылечками с витыми колоннами.

Основой костю-ма посадского человека оста-ется длинно-полое платье и сапоги. Боль-шинство мужчин носили длинную бороду, считая ее образом Божьим. Знатные русские женщины того времени вели затворнический образ жизни.

Церковные и судебные по-рядки для дворянской сре-ды и для простых людей начинают иметь разный стандарт. Некоторые люди подчас начинают восставать про-тив вековых традиций и церковных догм, но они не в состоянии прео-долеть житей-ские мудрости «Домостроя».

XVIIв, являясь периодом быст-рого развития древнерусской культуры, но в то же время и ее завершением. Сохраняя основ-ные черты традиционного уклада, русское общество начинает транс-формироваться в направлении, ко-торое в послед-ствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В куль-туре отчетливо выделяются две тенденции: про-никновение западноевропей-сих влияний и прогрессирующий процесс обми-рщения.
Культура России в XVIII в. Комаровской А.В.

Харак -ка историч-ких

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ОСОБЕННОСТИ БЫТА

ВЫВОДЫ
Культура XVIIIв. носила сослов-ный характер, отразила эпоху Просвещения. Разложение фео-даизма, реформы Петра I, дворцовые пере-вороты кресть-янская война под предводительст-вом Пугачева, рост буржуазных отношений, фор-мирование капи-талистического уклада. Про-исходит переход от барокко к классицизму, для которого хара-ктерны четкость, простота и сдер-женность. На-мечается пере-ход от класси-цизма к реализ-му. На развитии культуры отрицательно сказалось время бироновщины.

Образование основывалось на сословности. Появились кадетские корпуса, частные корпуса. Много молодых людей отправились на учебу за границу. Стала формироваться система обще-образовательных школ В губернских городах увеличилось число 4х классовых училищ, а в уездных – 2х классовых. Появились школы дающие специальное образование (горные, медицинские и др) Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого. Был введен гражданский шрифт. Стала выходить первая печатная газета «Ведомости». С 1700г. нача-лом года стало 1 января, отсчет велся от Рождества Христова. Создание первого музея – Кунскамеры. В 1725г. открыта Петербургская академия наук. Центром просвещения стал Мос-ковский университет М.В. Ломоносова (1755г.). В 1757г. была открыта Академия художеств. Смольный институт благородных девиц (1764г.).

Период становления русской науки. В это время работал русский ученый М.В. Ломоно-сов крупнейший поэт, историк, физик, химик. Первым русским врачом называют П.В. Постникова. Врач Д.С. Самойлович описал и начал борьбу с чумой. В.Н. Татищев написал «Историю Российс-кую.». Первый рус-ский академик В.Е. Адодуев известен мате-матическими трудами. Проводится много экспедиций(В.И.Беринг достиг Сев. Америки, В.В. Атласов совершил поход по Камчатке)

Достижения в технике А.К. Нартов изобрел токарный и монетный станок, скорострел. М.В. Ломоносов скон-струировал перископ. Маторины отлили царь-колокол (1735г.) И.И. Ползунов изобрел паровую машину. И.П. Кулибин разработал проект моста через Неву, соорудил опти-ческий телеграф, механическую коляску, лифт.

Начало XVIII в. свя-зано с творчеством Феофана Прокопо-вича – «Духовный регламент», «Слово о власти царской». Большую роль в развитии поэзии сыграл В.К.Треди-аковский. В середи-не века полностью утвердился классицизм. В этом направлении тво-рили поэт-сатирик А.Д.Кантимир, драматург А.П.Су-мароков, М.В.Ломоносов, создатель торжест-венных од. Элемен-ты реализма явственно видны в драматургии русского просве-тителя Д.И.Фонви-зина – «Бригадир», «Недо-росль». В конфликт с канонами клас-сицизма вступала и поэзия Г.Р.Держави-на. В конце века в духе сентимен-тализма писал Н.М.Карамзин.

В живописи в начале века прославился И.Н.Никитин, создавший портрет Петра I, картину «Напольный гетман». А.М.Матвеев написал «Авто-портрет жены». В середине века преобладали парадные портреты - Ф.С.Рокотов (потртет Майкова), В.Л.Боро-виковский (портреты Кураки-на, Лопухиной), Д.Г.Левиц-кий («Екатерина II»). Появи-лись крепостные художники.

В 1750г. в Ярославле первый профессиональный театр открыл Ф.Г.Волков. Скульптура была отмечена творчеством Э.Фальконе («Медный всадник», 1782), М.И.Козловский(пам. Суворо-ву, Самсон).Архитектура. Отстраивается Питер(1703). В стиле барокко В.Растрелли построил Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Смольный монастырь. Один из основоположников класси-цизма В.И.Баженов создал дом Пашкова в Москве, разработал проект ансамбля в Царицыно. Его ученику М.Ф. Казакову В Москве принадлежат такие творения, как здание университета, Сената, Колонного зала. В Петербурге Д.Кваренги возвел Смольный институт, Академию наук.

После возвращение «великого посоль-ства» Петр I начал вводить одежду европейского образца. Царские указы предписы-вали брить бороды, одеваться в европе-йские кафтаны, носить башмаки. Не подчинившимся угрожала ссылка. Поданные были обязаны пить чай, кофе, кутить табак. В 1718г. были введены ассамблеи – торжественные приемы для избран-ного общества, они являлись школой светского воспита-ния. Дворянский быт сильно изме-нился, но жизнь простых горожан и крестьянства не изменилась. Возник глубочайший раз-рыв в образе жизни народа и дворян-ства. Вскоре сто породит глубокое недоверие кресть-янства к любому об-разованному чело-веку. XVIIIв. – эпоха просвещения, когда все больше происходит разрыв между культурным уровнем «верхов» - обра-зованного дво-рянства и «низов» - кресть-янских масс, что приводит к их качественному разделению и складыванию двух типов куль-тур. В XVIIIв., начиная с преобразований Петра I, в недрах феодального строя произош-ли определенные сдвиги, большо-го развития дос-тигла светская культура, подго-товившая «золотой век» русской культу-ры в XIXв.
Культура России в первой половине XIX в. Комаровской А.В.

Харак -ка историч-ких

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗО-ВАНИЯ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ОСОБЕН-НОСТИ БЫТА

ВЫВОДЫ
Предреформенная Россия вступила в завершающий период кризиса феодализма, усилилась борьба новых, прогрессивных направлений с консерватизмом. Большое влияние оказала война 1812г.. Вос-стание декабристов, формирование буржуазного либерализма. Гонением пере-довой мысли стала "нико-лаевщина", ее теория офици-альной народ-ности. Таковы особенности периода начала «золотого века» русской культуры. Значительно увеличилось число учебных заведений, были открыты гимназии, новые военные учили-ща, универ-ситеты (Создано 5 новых: Дерпт-ский, Казанский, Харьковский, Виленский, Кие-всеий, Петер-бургский) и технические институты, по-явились сельские школы. Стало разви-ваться просветительст-во, книгоизда-тельство. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году. Однако в целом число грамотных к 1860г. соста-вило лишь 6 %. Огромный вклад в научную пе-дагогику внес К.Д. Ушинский.

В 1862г. Н.И.Лобачевс-кий обосновал теорию пространственной гео-метрии. В 1839г. под Петербургом была открыта Пулковская обсерватория. Б.С.Якоби разработал основы гальванопластики, изоб-рел электродвигатель. В.В.Петров открыл электрическую дугу. Н.Н.Зинин и А.М. Бутлеров развили основы органической химии, по-лучили красители, души-стые вещества, лекарст-ва. Н.И.Пирогов основал военно-полевую хирург-ию, стал автором атласа «Топографическая анато-мия». Братья Черепанова изобрели первый паро-воз. В изучении истории заметную роль сыграли Т.Н.Грановский и Н.М. Карамзин (12 томник «Истории государства Российского») В географических откры-тиях прославились И.Ф.Крузерштерн и Ю.Ф.Лисяцкий, совер-шившие кругосветку. В Январе 1820г. Ф.Ф.Бел-линсгаузен и М.П. Лаптев открыли Антарктиду.

Основным направ-лением был романтизм, возник интерес к героическому прош-лому, к показу сильной личности, что харак-терно для творчества В.А.Жуковского, К.Н. Батюшкова. Прос-лавился баснописец И.А. Крылов. От рамонтизма начался переход к реализму, связанному с творчеством А.С. Пуш-кина, К.Ф.Рылеева, М.Ю.Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Большую роль в создании литератур-ной критики сыграл В.Г. Белинский. Начинает развиваться творчество И.А.Гончарова, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена, И.С.Тургенева, А.Н. Островского. Большой популярностью пользуется журнал «Современник». В 1826, 1828гг. были введены цензурные уставы. Вообще надо сказать, что именно в начале XIXв. зарождаются все основные литератерные жанры: повесть, роман, рассказ и др.

В живописи классицизм получил назва-ние академизма. Бытовой жанр создал А.Г.Венецианов («Жницы», «Захарка»), по этой же теме работал П.А. Фе-дотов(«Сватовство майора»). Всемирно известными стали К.П. Брюлов («Пос-ледний день Помпеи», «Всадница») и А.А. Иванов («Явление Христа народу»). Прославились портретисты О.А.Кипре-нский(«Пушкин»), В.А.Тропинин («Кру-жевница»). В скульптуре следует отме-тить И.П.Мартоса (памятник Минину и Пожарскому), Б.И. Орловского (памят-ники Кутузову Барклаю-де-Толли), П.К. Клодта («Укротитель коней»). В театре прославились М.С.Щепкин, П.С. Мочалов (Малый театр в Москве), В.А.Каратыгин, А.Е.Мартынов (Асексан-дринский татр в Петербурге). В музыке широкое распространение получили ро-мансы (А.Е. Варламов, А.Л.Гурилев). Ос-новоположником русской классической музыки стал М.И. Глинка («Жизнь за ца-ря», «Руслан и Людмила.»). В архитектуре классицизм три первых десятилетий XIXв. получил название ампира.Для него характерны монумен-тальность форм, богатство украшений. Свои творения создают А.Д.Заха-ров(Адмиралтейство), А.Н. Воронихин (Казанский собор), К.И.Росси (Михай-ловский дворец, Сенат, Синод и др.) О. Монферран 40 лет возводил Исаа-киевский собор. В Москве О.И.Бове восстановил здание Большого театра, создал Малый театр, Манеж, Александ-ровский сад, отстроил город после пожара 1812г.

В начале XIXв. Быт высшего общества был не особенно разнообразен – балы, званные обеды, иногда театр, но рядом с дворянином все увереннее себя чувствует разночинец, придающий духовной жизни страны народный оттенок. С другой сторо-ны процесс урбанизации, связанный с началом капи-тализма, отор-вал людей от старых прин-ципов. Меня-лась социаль-ная структура, что всегда сопроваждается ростом преступности, пьянства, бес-смысленной жестокости.Российское общество перестало искать идеал развития в Европе хотя несом-ненна ее принадле-жала ведущая роль. Россия перестала быть лишь принимающей стороной, копи-рующей чужой образ жизни. Россия стала претендовать на собственное место в мире, прислушиваясь к своей вере, к своим обычаям, менталь-ности. Русская куль-тура стала разви-ваться в постоянном взаимодействии с Европой. Русские писатели восхища-лись произведениями Байрона и В. Скотта, В Москве и Питере звучала музыка Бетховена, Личста. Но в это же время русская куль-тура стала известна европейскому чита-телю и зрителю и начала оказывать вличяние на культуру других народов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты