Реферат: Еврейское книгопечатание

Реферат: Еврейское книгопечатание

Государственная еврейская академия им. Маймонида

филологический факультет

кафедра еврейской истории и этнографии

Основные центры книгопечатания

в Европе и в России.

реферат по дисциплине “Введение в иудаизм”

студент I курса Фадеева Ю.Ю.

преподаватель Зайчик Ц.Р.

Москва 1999 год

СОДЕРЖАНИЕ :

Введение

1. Центры еврейского книгопечатания в Европе в XV - XVII вв.

1.1. Книгопечатание в Италии.

1.2. Книгопечатание в Стамбуле.

1.3. Книгопечатание в Центральной Европе.

1.4. Книгопечатание в Голландии.

1.5. Книгопечатание в Германии и Франции.

2. Центры еврейского книгопечатания в Европе в XVIII - начале XX вв.

3. Книгопечатание в России.

3.1. Книгопечатание в Российской империи в XVIII - первом десятилетии

XX в.

3.2. Книгопечатание в России после февральской революции 1917 г.

4. Книгопечатание в Восточной Европе в период с 20-х по 70-е гг. XX в.

4.1. Книгопечатание в Польше.

4.2. Книгопечатание в Латвии.

5. Центры иудаики в Европе.

5.1. Немецкая иудаика. Берлин.

5.2. Иудаика в других западноевропейских странах.

6. Книги по иудаике в России и Польше.

Заключение.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ

История еврейского типографского дела начинается лишь немного позже

изобретения книгопечатания. До нас дошли десять сочинений, напечатанных до

1480 г., которые, по мнению многих, были выпущены еврейской типографией в

Риме ранее 1475 г. Были найдены следы еврейской типографии в Германии еще до

эпохи Гутенберга / 1, с. 849-850/ .

Печатное дело после того, как И.Гутенберг изобрел набор подвижными литерами

(ок. 1440), некоторое время оставалось достоянием исключительно христиан.

Видимо, немцы К.Свайнхайм и А.Паннарц , которые в 1465 году начали печатать

книги на латыни в итальянском монастыре Субиако (близ Рима), между 1469 и

1472 обучили книгопечатанию римских евреев Овадию (б.Моше?), Менашше и

Биньямина, издавших в этот период комментарии Нахманида к Пятикнижию. С тех

пор евреи активно участвовали в книгопечатании (не только еврейском). Оно

почиталось многими евреями “венцом всех наук”, а труд печатника - “святым

ремеслом”, которое сродни написанию книги. В книгопечатании видели путь к

осуществлению пророчества Исайи о том, что “полна будет земля знанием

Господа”. Нововведению противились, прежде всего, переписчики книг (софрим),

но возникли также галахические проблемы, в т.ч. вопрос о допустимости

размножать печатанием Тору, тфиллин, мезузы. Религиозные авторитеты XVI и

XVII вв. установили, что Тора для публичного чтения должна быть только

рукописной, равно как и все тфиллин и мезузы, а книги, предназначенные для

домашнего изучения, могут быть печатными.

Книгопечатание оказало глубокое влияние на религиозную и культурную жизнь

еврейских общин, образование, синагогальные ритуалы и т.д. Рапространение

печатных молитвенников исключало произвольное формулирование молитвы.

Книгопечатание делало доступным более широким кругам изучение Библии и

Талмуда, а понимание их облегчали печатные словари и грамматические

справочники. Добавление к тексту Талмуда комментариев Раши и Тосафот придало

его изучению новое направление, способствовавшее развитию правовой новеллы и

пилпула.

Сохранилось свыше 175 еврейских первопечатных книг, изданных до 1 января 1501

(инкунабул). Они не имели титульных листов и лишь в конце текста (в так

называемых колофонах) приводилась не всегда полная информация о типографе,

его помощниках, месте печатания и дате его окончания, а иногда также имя

лица, финансировавшего издание. До нас дошло очень мало таких колофонов.

Самая ранняя еврейская книга с полными выходными данными в колофоне - это

комментарий Раши к Пятикнижию, который издал Аврахам б.Гартон б.Ицхак 18

февраля 1475 в Реджо-ди-Калабрия. Ему же приписывают выдающееся по мастерству

исполнение 4-е издание “Божественной комедии” Данте (Неаполь,1477) /2,

с.367/.

В первые два десятилетия было открыто не менее 16 еврейских типографий,

которыми было выпущено не менее ста объемистых фолиантов (нередко размером от

300 до 480 листов). Число еврейских типографий умножалось в разных странах

Западной Европы и на Востоке. Во многих местах еврейские типографии

предшествовали возникновению нееврейских (Португалия и др.). Число

местностей, где существовали еврейские типографии, достигает около 400. Число

еврейских книг, напечатанных в этих типографиях, не может быть точно

установлено. Бесконечные гонения на еврейские книги были причиной того, что

многие в свое время весьма распространенные сочинения до нас не дошли /1,

с.850/.

1. ЦЕНТРЫ ЕВРЕЙСКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЕВРОПЕ В XV-XVII ВВ.

1.1. Книгопечатание в Италии.

Классической родиной еврейского книгопечатания является Италия. Родиной

типографского дела вообще является Германия. Этим объясняется тот факт, что

еврейские типографии основываются почти всюду немецкими евреями. В это время

вообще была сильна еврейская эмиграция из Германии в Италию. Основатель

знаменитой типографской фирмы Сончино, р.Самуил, был родом из Фюрта.

Немецкого происхождения были также мантуанские и неаполитанские типографы.

Где была основана первая еврейская типография, достоверно не известно. Первая

общая типография была основана в Риме в 1465г. Было высказано предположение,

что и первая еврейская типография в Италии была основана в Риме между 1466 и

1474 гг. Фактически известно лишь то, что в 1475 г. две объемистые еврейские

книги закончили печататься почти одновременно в противоположных окраинах

Италии: в Реджио-ди-Калабри (5 февраля) и Пиове-ди-Сакко (3 июля).

Напечатанный в Реджио комментарий Раши к Пятикнижию содержит 58 печатных

листов, почему Хвольсон относит начало его печатания к началу 1474 г.

Напечатанный же в Пиове-ди-Сакко кодекс р.Якова б.Ашера содержит 460 листов,

и печатание его отняло, по крайней мере, два года. Таким образом, родиной

еврейского типографского дела следует, по всей вероятности, считать Пиове-ди-

Сакко (первым еврейским типографом в Италии, известным нам, является Мешуллам

Рафа б.Моисей Яков Куси). После этого следы еврейской типографии в Пиове-ди-

Сакко теряются. В 1474 г. основана была Авраамом б.Гартоном б.Исаак еврейская

типография в Реджио- ди-Калабри. Нам известен лишь один экземпляр его издания

Раши к Пятикнижию. Вскоре еврейская типография в Реджио исчезает, несмотря на

то, что Реджио был большим культурным центром, в особенности с 1492г. до 1511

г. Около 1475 г. была открыта типография в Мантуе. В связи с церковной

политикой Франческо Гонзаго, преследующего цель обращения евреев в

христианство, существование еврейской типографии в Мантуе стало невозможным.

Лишь в 1513 г. там опять основывается еврейская типография Самуилом

Латифом. В 1477 г. в Пезаро и в Ферраре, в 1482 г. в Болонье, в 1483 г. в

Сончино, в 1484 г. - в Казале-Маджиоре, в 1486 г. - в Неаполе. В XVI в.: в

Фано, Генуе, Венеции, Пизе, Ортоне, Римини, Трани, Турине, Саббионетте,

Кремоне, Риве, Падуе, Киери, Ливорно, Флоренции /1, с.851-852/.

Первая половина XVI в. была ”золотой порой” еврейского книгопечатания в

Италии, и ведущими мастерами этого дела была до 1526 г. семья Сончино. Новые

еврейские типографии, открытые в Мантуе (с 1513), Риме (с 1518), Болонье (с

1537), Турине (с 1525), выпускали в основном прекрасно оформленные

молитвенники, нередко напечатанные на пергаменте. Крупным центром еврейского

книгопечатания к XVI-XVII вв. стала Венеция благодаря исключительно высокому

качеству изданий печатни Д.Бомберга, у которого корректором был Э.Левита, а

печатником с основания еврейской типографии -Исраэль Корнелиус Аделькинд,

осуществивший выпуск около 200 книг на иврите, в т.ч. первые издания обоих

Талмудов в 1520-23 (постраничное расположение текста Вавилонского Талмуда

стало стандартным) и Мидраш Рабба (1554, совм. изд. Б.Бомберга и М.А.

Джустиниани). Запрет в 1553 Папой Юлием III Талмуда и связанной с ним

раввинистической литературы на некоторое время почти прервал еврейское

книгопечатание. В 1554 собрание раввинов в Ферраре постановило, что на

еврейских книгах должно иметься печатное одобрение (хаскама) трех раввинов и

главы общины. Это должно было предупредить появление еврейских изданий,

могущих вызвать новые запреты Ватикана, а также утвердить право издателя и

автора на печатание книги (как и лицензия папского нунция). Постановление

вызвало резкое недовольство христиан, издававших еврейские книги, но запрет

раввинов покупать книги, не имеющие хаскама, заставил их смириться.

В 1563 Папа Пий IV разрешил выпуск раввинистической литературы, исключая

Талмуд. Тем не менее, полные или частичные издания Талмуда продолжали

выходить , изуродованные церковной цензурой (например, Базельское издание,

1578-81). С 1563 оживилось еврейское книгопечатание в Венеции, остававшееся

главным образам в руках христиан, которые стремились продолжить традицию

типографии Бомберга, но место Талмуда заняли религиозно-правовые своды.

Выделялись печатни семейств Брагадини (1550-1710) и Ди Гара (1565-1616): у

первых печатниками вначале были братья Меир (ум.1575) и Ашер Паренцо, у

вторых корректором - Ицхак б.Гершон из Цфата (ум. после 1620), а печатником с

1575 также работал А.Паренцо и его семейство (вплоть до 1609). Из печатни Ди

Гара вышли первое издание правового свода Шулхан Арух (1565) и два

последующих, а в 1574 - 75 - новое издание Яд ха-хазака Маймонида с

комментариями “Кесеф Мишне” И.Каро. В 1579-1600 обе печатни работали сообща.

Среди других еврейских печатен , действовавших в Италии второй половины XVI

в. (с 1551 в Ферраре и Сабионете, с 1558 в Рива-ди-Тренто) выделялась печатня

христианина Винченцо Конти в Кремоне (1556-66), выпустившая около 40

еврейских книг, в т.ч. прекрасное издание книги Зохар (1559) /2, с.371/.

1.2. Книгопечатание в Стамбуле.

Важнейшим центром еврейского книгопечатания после Италии был Стамбул, куда

книгопечатание было завезено изгнанниками из Испании. Братья Шмуэль (ум. 1509)

и Давид (ум. 1510) Ибн Нахмиас издали в 1493г. Арба,а Турим Я,

акова б.Ашера, в 1503-04 гг. - Пятикнижие с комментариями Раши и хафтарот

Д.Кимхи, в 1505 г. - пасхальную Хаггаду с гомилетическими комментариями

И.Абраванеля “Зевах Песах” (“Жертва пасхальная”), позднее - сочинения гаонов,

И.Алфаси, Маймонида и др. Сын Давида - Шмуэль Ибн Нахмиас (ум. 1518) продолжил

дело отца, затем оно перешло к другим владельцам. До 1530г. было издано свыше

100 книг. В 1530-47гг. семья Сончино издала свыше 40 книг в Стамбуле, куда

переехала из Салоник, где издавала книги в 1526-28 гг. В Салониках же с 1513 по

1535 гг. свыше 30 книг издала семья Гдалия, изгнанная из Португалии

(типографский знак - Маген Давид в кроне пальмы). Во второй половине XVI в.

братья Шломо (ум. до 1593) и Иосеф Я,бец издали в Салониках и

Стамбуле ряд раввинистических, философских, антихристианских и караимских

трудов, дважды выпустили Талмуд по изданию Бомберга. В 1516- 22 гг. книги на

иврите печатались также в Фесе (Марокко) /2, с. 371-372/.

В Стамбуле на ладино была издана была издана в 1540 г. книга Псалмы, в 1546 и

1547 вышли (в типографии Сончино) два четырехъязычных Пятикнижия: в первом

рядом с текстом на иврите и арамийском помещались переводы на еврейско-

персидский и на еврейско-арабский, во втором - переводы на еврейско-греческий

язык и на ладино. Перевод всей Библии на ладино (Стамбул, 1739-45) сделал

Аврахам б.Ицхак Асса (ок.1700 - ок.1768). Книги на ладино в Стамбуле

печатались в XIX и XX вв.(до 1940, в т.ч. переводы с французского и

английского). В Салониках в 1568 г. вышел на ладино перевод книги Бахьи Ибн

Пакуды “Ховот халевавот” (“Обязанности сердца”) и извлечения из Шулхан Аруха,

а в 1572 - часть Библии (Пророки). Центром еврейского книгопечатания также

был Измир (Смирна), где книги на иврите печатались с 1657, а в 1838-1922

вышли 117 книг на ладино (изд. прекратились в 1941). С традицией еврейского

книгопечатания в Стамбуле была связана первая типография караимов в Чуфут-

Кале (Крым: 1734-41 гг.) / 2, с.375/.

1.3. Книгопечатание в Центральной Европе.

В Центральной Европе начало еврейскому книгопечатанию было положено в 1512 г. в

Праге группой печатников во главе с Х.Шахором (ум. до 1550), к которой в 1514

присоединился Гершом б.Шломо ха-Кохен (ум. 1544), родоначальник династии

типографов. Они выпустили к 1522 г. четыре молитвенника и Пятикнижие, на

титульном листе которого появляется орнаментированное изображение

благословляющих рук кохена, ставшее почти до конца XVIII в. типографским

знаком семьи Кохен. В 1599 из Венеции в Прагу переехал Я,аков Бак

(ум. 1618). Основанная им типография с 1605 г. печатала главным образом

молитвенники.

Учениками Гершома б.Шломо ха-Кохена были братья Халич (Шмуэль, Ашер и Эльяким),

переехавшие в Краков, где получили лицензию от Сигизмунда I в 1534г., когда

издали галахические сочинения Ицхака б.Меира Дюрена (2-я половина XIII в.). ”Ша

,арей Дура” (“Врата Дюрена”) с нарядным титульным листом. Они продолжали

печатать еврейские книги и после 1537, когда приняли христианство, и их

издания, бойкотируемые евреями, были по приказу короля скуплены общинами

Кракова, Познани и Львова. В Кракове же вышла в 1534 первая из дошедших до нас

печатных книг на идиш - словарь-конкорданция “Миркевет ха-Мишне” (позднее

название “Сефер рабби Аншел”- “Книга рабби Аншела”). С переездом в 1569 из

Венеции в Краков Ицхака б.Ахарона Простица (ум.1612), издательский дом которого

(сыновья, племянники) за почти 60-летний период выпустил около 200 книг (из них

73 на идиш), в т.ч. Библию, Талмуд, Зохар, сочинения по философии, истории,

математике и др., в Польшу проникло влияние итальянского стиля книгопечатания.

До 1590 г. их типографским знаком был овен, а затем - рыбы. В 1630-70 гг.

издательская семья Майзеле вернулась к пражскому стилю книгопечатания.

Другим центром еврейского книгопечатания XVI - XVIII вв. в Польше стал

Люблин, куда в 1547 переехала семья Х.Шахора и печатала там махзоры, а

в 1557 издала нарядное Пятикнижие, в числе печатников которого значится

зять Шахора - Калонимус б. Мордехай Яффе (ум. ок. 1603; типографский

знак - изображение Храма). В 1573 г. он возглавил типографию,

просуществовавшую до конца XVII в. (с 1604 типографский знак - олень и рыбы)

/2, с.372/.

1.4. Книгопечатание в Голландии.

В 1626 г. ученый Менашше б.Исраэль основал первую в Амстердаме еврейскую

типографию и ввел собственный шрифт, ставший впоследствии преобладающим в

Европе (даже в Венеции). После его смерти некоторое время титульные листы его

изданий повторял Иосеф Атиас (ум. 1698), открывший типографию в 1658 (шрифт по

рис. Кристофала ван Дейка) и выпустивший в 1661 роскошное издание Библии. В

1681 Атиас приобрел оборудование и шрифты, оставшиеся от Д.Эльзевира. В 1685 в

дело вошел его сын, Иммануэль Атиас (ум. 1709); с 1687 они печатали для Англии

и Шотландии Библию на английском языке (около 1 млн. экз.). Элегантностью

отличалось начатое ими в 1685 издание Яд ха-хазака Маймонида (тт. 1-5, 1702-03)

с комментариями “Лехем мишне” (“Хлеб повторения”) Аврахама б.Моше де Ботона

(конец XVI в.), а также так называемый Амстердам. Хаггада (1695) с

иллюстрациями прозелита Аврахама б.Я,акова. Печатню Атиасов купил в

1709 Шломо Проопс (ум. 1734). Его отец Иосеф в 1697-1703 гг. участвовал в

еврейском книгопечатании на паях, а он сам в 1704 г. открыл собственное дело,

которое от его наследников перешло в 1849 к семье Левиссон и до 1917 было

ведущим в области издания еврейской книги. Ш.Проопс выпустил первый в еврейском

книгопечатании каталог изданных им книг “Аппирйон Шломо” (“Балдахин Шломо”,

1730).Типографским знаком его и его потомков было изображение благословляющих

рук кохена. Амстердамский печатник Ури б.Ахарон ха-Леви (1625-1715), издававший

также книги на идиш (Библию, Иосиппон, Бове-бух и др.), в 1692 перевел свою

типографию в Жолкву /2, с.375-376/.

1.5. Книгопечатание в Германии и Франции.

Все возраставший спрос на еврейские книги, в т.ч.на идиш, особенно после

погромов Б.Хмельницкого, когда было уничтожено множество синагог и личных

библиотек, с последней трети XVII в. начали удовлетворять, наряду с печатнями

Амстердама, типографии немецких городов. Так как еврейским печатникам

лицензии здесь почти не выдавались, они чаще всего действовали как негласные

компаньоны христиан. Книги на иврите печатали в Баварии (Зульцбах-Розенберг,

с 1667; Вильхермсдорф, с 1669; Фюрт, с 1691), во Франкфурте-на-Майне (с

1657), Франкфурте-на-Одере (систематически с 1677), Берлине (с 1697) и др. В

XVIII в. число таких типографий возросло, увеличилось и количество печатен,

владельцами которых были евреи (в т.ч. Я.Эмден в Альтоне, печатавший с 1745

главным образом собственные сочинения). Только Талмуд в XVIII в. издавался 10

раз по несколько тысяч экз. Еврейские типографии появились и во Франции: в

Меце (около 1760), Страсбурге (с 1770) и в Париже (с 1806) /2, с.376/.

2. ЦЕНТРЫ ЕВРЕЙСКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЕВРОПЕ

В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.

В XVIII в. еврейское книгопечатание постепенно перемещается в Центральную, а

затем и в Восточную Европу (что нередко сопровождалось снижением качества

бумаги и печати). В Австрийской империи молитвенники, а также назидательную

литературу на идиш в 1753-1802 печатал в Брно христианин Й.Нойман. В Праге

книги на иврите продолжали выпускать типографии семейств Кохен (с 1701 - Кац)

и Бак, объединившиеся в 1784. В 1789 их дело перешло к другим владельцам и

вскоре заглохло. В Вене, где лицензии выдавались только христианам, Й. фон

Курцбек, закупивший часть типографского оборудования Бомбергов и Проопсов,

издавал с 1793 совместно с А.Шмидтом Мишну, Библию с коммент. М.Мендельсона и

проч., а И.Хразчанский печатал в 1791-97гг. Талмуд. В 1782 австрийские власти

настояли (для удобства цензурного надзора) на переводе нескольких еврейских

типографий из Жолквы во Львов, и уже в 1783 Х.Д.Мадфес напечатал здесь новое

издание труда Э.Левиты “Пиркей Элияху”. Однако в 1791 христианин А.Майерхофер

открыл в Жолкве новую еврейскую печатню, а в 1794 семья Леттерис (потомки Ури

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты