Реферат: Выдающиеся победы Александра Невского

князь или несколько, соединившись вместе, снова приходили на Русь.

Св. Александру Невскому пришлось оборонять русскую землю и от этого врага.

Постоянные набеги литовцев особенно усилились в 1242 году, в следующее за

Ледовым побоищем лето.

Св. Александр пошел на Литву. Он разбил один за другим семь, проникших на

новгородскую землю, литовских отрядов. Новгородцы ловили уцелевших от

разгрома литовцев и, озлобленные на них, уводили в плен, привязавши к хвостам

коней. Этот быстрый разгром прекратил литовские набеги. Несколько лет за

Ледовым побоищем и поражением Литвы прошли спокойно. Постоянные враги

Новгорода - шведы, орден и литовцы - примолкли. Мир был и в Новгороде. За это

время не было слышно ни о мятежах, ни о восстаниях, ни ссорах с князем. Как

новгородский князь Св. Александр принимал участие в управлении Новгородом.

В 1244 году, 5 мая, скончалась мать Св. Александра княгиня Феодосия

Ярославна, жившая в Новгороде. Перед смертью она была пострижена в монашество

при монастыре Св. Георгия с именем Евфросинии и погребена в том же монастыре,

рядом со своим сыном, князем Феодором.

В 1245 году Литва снова совершила набег на новгородские владения. Несколько

литовских князей, соединившись вместе, прошли до Бежецка и Торжка. Жители

Торжка со своим князем Ярославом Владимировичем выступили против них и были

разбиты. Литовцы захватили большой полон и повернули назад в Литву. Этот

набег поднял всю северную Русь. Тверичи, дмитровцы и новоторжцы погнались за

уходившею с полоном Литвою и разбили ее под Торопцем. Литовские князья со

своей ратью скрылись за стенами города. Русские обложили город. Наутро после

этой сечи к Торопцу подошел с новгородцами Св. Александр. Взяв приступом

город, он отнял у литовцев весь полон. В этом бою пало восемь литовских

князей.

Здесь, под стенами Торопца, у Св. Александра вышло разногласие с

новгородцами. Новгородцы считали, что поход кончен. Но Св. Александр знал,

что поражение одного литовского отряда не избавит Новгород от дальнейших

набегов. После длительных споров князя с посадником и воеводами новгородская

рать разделилась. Новгородское ополчение и владычний полк с посадником и

тысяцким вернулись в Новгород, а Св. Александр со своей княжей дружиной пошел

в литовские пределы. Войдя в Смоленскую землю, он встретил Литву под Жижичем

и разбил ее. На обратном пути он разбил и другую рать под Усвятом.

Разгром литовцев не на новгородской земле, а в литовских лесах надолго

прекратил набеги. Эта война, как и все войны Св. Александра, была

оборонительной по существу, но наступательной по действиям.

8. Западная политика Св. Александра.

Отвергнув союз с Западом, Св. Александр принял подчинение Востоку. Его

политика по отношению к татарам была его самым великим, но и самым тяжелым

историческим делом.

Из ясного осознания своей миссии - сохранить Русь - и двух сторон татарского

ига - несокрушимости и гибельности при открытой борьбе и известной

терпимости, дающей простор для внутреннего роста при повиновении - вытекает

вся восточная политика Св. Александра Невского, которая стала политикой его

преемников и которая всецело оправдала себя в дальнейшие века.

Нашествия были величайшим злом, грозившим полной гибелью. Русь десятилетиями

оправлялась от Батыева разгрома. При нашествии татары стремились до основания

разрушить страну. Новое нашествие на Русь, подобное Батыеву, могло

окончательно подорвать ее, уничтожить и ту внутреннюю силу, которая теплилась

и начинала возрождаться.

Поэтому вся политика Св. Александра Невского сводилась к предотвращению

нашествий. Он шел на все уступки, лишь бы только предотвратить ханский гнев

на Русь. Для этого он добивался полным повиновением доверия ханов, пытался,

как можно больше отдалить Русь от ханов и стать посредником между ними. Для

этого он должен был становиться как бы наместником хана, от которого он

получал саму власть, и возможность предотвращать всякую попытку мятежа.

Только с этой точки зрения понятно все дело жизни Св. Александра Невского.

Перед Св. Александром лежала трудная задача сдерживания возмущенного и

озлобленного народа.

9. Поездка к Батыю.

К 30 сентября 1246 года скончался в далекой Монголии "нужною", то есть

насильственной смертью, великий князь Ярослав Всеволодовича. Бояре привезли

тело его во Владимир. Узнав об этом, Св. Александр поспешил немедленно из

Новгорода туда же, чтобы воздать последний долг почившему.

Смерть Ярослава освободила на Руси великокняжеский престол. Великим князем

временно сделался брат Ярослава - Святослав Всеволодович. Перемена на великом

княжении вызвала перемещения на других столах. Перемещение коснулось и Св.

Александра, как старшего сына умершего великого князя. Занятие нового стола

зависело от татар. Для получения княжеств Св. Александр и его брат Андрей

должны были ехать за ярлыком в Орду.

Кипчацкие ханы из своей ставки следили за Русью. Имя Св. Александра было уже

прославлено по всей Pycи. Победы его над шведами, меченосцами и Литвой

сделали из него народного героя, защитника Руси от иноземцев. Он был князем в

Новгороде - единственной области Руси, куда не доходили татары. И, вероятно,

многих русских в то время жила надежда, что этот князь, разбивавший с

небольшим ополчением иноземные рати, освободит Русь от татар. Это подозрение

должно было возникнуть и в ханской ставке. Поэтому приказ Батыя явиться в

Орду вполне понятен.

Так же понятно и колебание Св. Александра - нежелание его ехать в Орду. Это

был самый решительный и трагический момент в жизни Св. Александра. Перед ним

лежали два пути. На один из них нужно было становиться. Решение

предопределяло его дальнейшую жизнь.

Этот шаг был полон тяжких колебаний. Поездка в Орду - это была угроза

бесславной смерти - князья и шли туда, почти как на смерть, уезжая, оставляли

завещания - отдача на милость врага в далеких степях и, после славы Невского

и Чудского побоищ, унижение перед идолопоклонниками.

Казалось бы, что и слава, и честь, и благо Руси требовали отказа - войны.

Можно твердо сказать, что Русь и, особенно, Новгород, ждали неповиновения

воле хана. Бесчисленные восстания свидетельствуют об этом. Перед Св.

Александром был путь прямой героической борьбы, надежда победы или

героической смерти. Но Св. Александр отверг этот путь. Он поехал к хану.

Здесь сказался его реализм. Если бы у него была сила, он пошел бы на хана,

как шел на шведов. Но твердым и свободным взглядом он видел и знал, что нет

силы и нет возможности победить. И он смирился. И в этом унижении себя,

склонении перед силой жизни был больший подвиг, чем славная смерть. Народ

особым чутьем, быть может, не сразу и не вдруг, понял Св. Александра. Он

прославил его еще задолго до канонизации, и трудно сказать, что больше

привлекло к нему любовь народа: победы на Неве, или эта поездка на унижение.

Приказ Батыя застал Св. Александра во Владимире. Всех ехавших в Орду особенно

смущало требование татар поклониться идолам и пройти через огонь. Эта тревога

была и у Св. Александра, и с ней он пошел к Митрополиту Киевскому Кириллу,

жившему в то время во Владимире.

"Святый же (Александр) слышав сие от посланных печален быша, вельми боля

душею и недоумевашеся, что о сем сотворити. И шед святой поведа епископу

мысль свою".

Митрополит Кирилл сказал ему: "Брашно и питие да не внидут в уста твоя, и не

остави Бога сотворившаго тя, яко инии сотвориша, но постражи за Христа, яко

добрый воин Христов".

Св. Александр обещал исполнить это наставление. Митрополит Кирилл дал ему

запасные Св. Дары "в спутники быти" и отпустил со словами: "Господь да

укрепит тя".

Как и других князей, Св. Александра по приезде в Орду привели к двум кострам,

между которыми он должен был пройти, чтобы подвергнуться очищению и затем

поклониться идолам. Св. Александр отказался исполнить обряд, сказав: "Не

подобает ми, христианину сущу, кланятисея твари, кроме Бога; но поклонитеся

Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, иже сотвори небо и землю, и море,

и вся, яже в них суть".

Татарские чиновники послали сказать Батыю о неповиновении князя. Св.

Александр стоял у костров, ожидая решения хана, как год перед этим Св. Михаил

Черниговский. Посол Батыя привез приказ привести к нему Св. Александра, не

заставляя проходить между огней. Ханские чиновники привели его к шатру и

обыскали, ища спрятанного в одежде оружия. Секретарь Хана провозгласил его

имя и велел войти, не наступая на порог, через восточные двери шатра, потому

что через западные входил лишь сам Хан.

Войдя в шатер, Св. Александр подошел к Батыю, который сидел на столе из

слоновой кости, украшенном золотыми листьями, поклонился ему по татарскому

обычаю, т.е. четырехкратно пал на колени, простираясь затем по земле, и

сказал:

"Царь, тебе поклоняюся, понеже Бог почтил тебе царством, а твари не

поклоняюся: та бо человека ради сотворена бысть, но поклоняюся единому Богу,

Ему же служю и чту".

Батый выслушал эти слова и помиловал Св. Александра.

В Орде Св. Александр воочию увидел мощь татар, единое царство которых,

несмотря на внутренние распри, простиралось от Тихого океана до границ

Европы.

10. Татары-монголы.

Многим соотечественникам Александра его политика мира с Ордой ка­залась

ошибкой. Даже самые близкие лю­ди - брат Андрей и сын Василий перейдут в

ряды сторонников неотложной войны против Татаро-монголов.

Александр всеми средствами старался ублажить хана и его сановников, чтобы

избавить Русскую землю от новых бед. Только в 1252 году хан признал

Александра великим князем и дал ему Владимир. С этого времени пришлось ему

взять на себя тяжелое дело. Нелегко было ему раньше отбиваться от западных

врагов, но зато блестящие победы, воинская слава, чувства народной радости и

благодарности были тогда наградою ему за тяжелые воинские труды. Теперь ему

приходилось унижаться перед ханом, заискивать расположения сановников его,

одаривать их, чтобы спасти родную землю от новых бед; приходилось уговаривать

свой народ не противиться татарам, уплатить требуемую дань. Даже иной раз

приходилось ему самому, в случае сопротивления, силою заставлять свой народ

исполнять требования татар. Конечно, болезненно сжималось сердце.

Александра, когда ему приходилось наказывать своих людей за непослушание

татарам. Многие в то время думали, что Александр не жалел своего народа,

действовал сообща с татарами, и злобились на него. Немногие понимали тогда,

что тяжелая необходимость заставляла Александра так действовать, что, поступи

он иначе, новый страшный погром татарский обрушился бы на несчастную Русскую

землю.

В 1256 году новый хан (Берке) приказал сделать вторую перепись на Руси.

(первая перепись была сделана при Ярославе Всеволодовиче.) В земли рязанскую,

муромскую и суздальскую явились татарские численники, ставили своих

десятников, сотников, тысячников; всех жителей, исключая духовных лиц,

переписывали, чтобы обложить поголовною данью. Новый хан пожелал, чтобы

перепись была сделана и в Новгороде. Когда весть об этом дошла до Новгорода,

поднялся здесь мятеж. Новгород не был, подо­бно другим русским городам,

покорен татарским оружием, и новгородцы не думали, чтобы им пришлось

добровольно платить постыдную дань. Чувствовал Александр, что быть беде, но

не мог ничего сделать в пользу Новгорода. Прибыл он сюда с татарскими

послами, которые требовали десятины. Новгородцы наотрез отказались уплатить

дань; однако ханских по­слов не только не обидели, но даже одарили и с честью

отпустили до­мой. Народ волновался. Многие злобились на Александра за то, что

он держал сторону татар. Новгородский князь Василий, сын Александра, был на

стороне недовольных новгородцев. Тяжело было его положение; не по­нимал и он,

как большинство новгородцев, какая беда может постигнуть ослушников хана:

стать на сторону отца, по мнению князя Василия, зна­чило — изменить

Новгороду, а противиться отцу было ему тяжело. Кон­чил он тем, что бежал во

Псков. Александр на этот раз сильно озлобил­ся, выгнал сына своего из Пскова,

а некоторых новгородских бояр, глав­ных зачинщиков мятежа, жестоко казнил.

заволновался народ, и сборщики дани были перебиты.

В сильную ярость пришел хан. В Орде собирались уже полчища: готовились татары

страшно наказать мятежников. Александр поспешил в Орду.

Видно, нелегко ему было ублажить хана и его приближенных, зиму и лето

пришлось ему прожить в Орде. Зато ему удалось спасти родную страну не только

от нового погрома, но и выпросить для нее важную льготу: по просьбе

Александра хан освободил русских от обязанности поставлять татарам

вспомогательное войско. Тяжело было бы русским биться за татар, проливать

свою кровь за злейших врагов своих!..

11. Смерть Александра Ярославовича Невского.

«Дети мои милые,

закатилось солнце земли Русской!»

Митрополит Кирилл

Из Орды Александр возвращался больным. Крепкое его здоровье было надорвано

постоянными тревогами и трудами. С трудом, еле перемогаясь, продолжал он свой

путь. Доехал он до Городца. Здесь окончательно слег. Когда почувствовал он

приближение смерти, принял схиму. Ночью 14 ноября 1263 г. его не стало.

Скоро дошла до города Владимира скорбная весть о кончине Александра.

Митрополит Кирилл, служивший в это время обедню, обратился к народу со

слезами на глазах и сказал:

-Дети мои милые, закатилось солнце земли Русской! Народ долго оплакивал

своего князя. Тело усопшего князя перевезли во Владимир. Несмотря на зимнюю

стужу, митрополит Кирилл с духовенством встретил тело у Боголюбова, и отсюда

со свечами и кадилами все духовенство провожало его до Владимира.

Огромная толпа теснилась около гроба: каждому хотелось приложиться. Многие

громко плакали. 23 ноября тело Александра Невского погребли во владимирском

монастыре Рождества Богородицы.

Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он

с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ от хищных татар. Среди

трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских

обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных

выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим «ангелом-

хранителем». Русская церковь причислила его к лику святых.

13. Воля Петра Первого.

Петр Великий, нуждавшийся в покровителе для борьбы со шведами за Балтику,

перенес мощи святого князя из Владимира в Петроград и даже уставил

праздновать его память 30 августа, в день заключения Нейштадтского мира со

Швецией. Интересно, что впоследствии большевики организовали перенос мощей в

фонды музея истории религии и атеизма, хотя впоследствии новой власти князь

тоже пригодился. Образ Александра во время надвигавшегося конфликта с немцами

призвал в союзники Сталин. Именно тогда появился знаменитый фильм

Эйзенштейна, который можно назвать гениальным, если бы не исполнение

социального заказа и черты сходства с произведениями гитлеровского

кинематографа.

14. Рассуждения об Александре Невском.

Едва ли во всей российской истории найдется более известная и противоречивая

личность, чем Александр Невский. И это не удивительно, так как подлинный его

образ скрыт завесой мифов, созданных официозной историографией, в итоге

признавшей за князем две заслуги: обеспечение безопасности северо-западных

границ Руси и смягчение тягот монголо-татарского ига.

Современники Невского не выделяли как-то особенно его, несомненно, выдающиеся

победы в бесконечной череде пограничных столкновений с немцами, шведами,

датчанами и литовцами. Даже наоборот, через четверть века после Ледового

побоища летописец записал про случившуюся тогда битву, что "ни отцы, ни деды

наши не видали такой жестокой сечи". Однако в более поздние времена именно

венные триумфы князя сделали его символом верного курса проводимой

государственной политики.

В правление Александра Невского произошло первое междоусобие в Орде,

окончившееся её разделением. Именно, один из могущественнейших ханов – Ногай,

восстав против Беркая, отделился от него и основал особое царство на севере

от Черного моря. От имени этого хана произошло название татар ногайских.

Я думаю, что Александр Невский показал русскому народу, что есть в них ещё

сила для защиты родины. Если бы не он Новгородская земля не пала бы в

зависимость от Золотой Орды, а была бы разделена между немцами, литовцами,

шведами. Поскольку Русь во время правления Александра в Новгороде была

ослаблена, и удельные княжества зализывали раны после нашествия Батыя.

Новгороду не помог бы не кто, а силы, точнее умения вести бой, у них не было.

Кто знает, чем бы закончились противостояния русского народа против баскаков.

Александр Невский показал всем, что каждый покланяется своему одному богу.

Этим он вырази глубокую веру в бога православного.

Список литературы.

1. С.В. Новиков «История отечества, справочник школьника» Изд. Москва 1996.

2. Ю.В. Тот, М.М. Шумилов, Е.А. Шаскольская «История России IX-XX вв.»

Изд. Санкт-

Петербург 1994. Ст. 12-19

3. И.В. Петрова, Б.Г. Смирнов «Великий князь Александр Невский» Изд.

Лениздат 1992

.

4. Г.М. Прохоров, С.С. Бычков, И. Сайко, В. Савиных «Жизнеописание

достопамятных людей земли русской X-XX вв.» Изд. Московский рабочий 1992. Ст.

50-57.

5. В. Князева, Б. Файзуллин, А. Бородин «Иллюстрированная история России

до Петра Великого» Изд. Санкт-Петербург 1993. Ст. 93-94.

6. Ю.К. Бегунов, А.Н. Кирпичников «Князь Александр Невский и его эпоха»

Изд. Санкт-Петербург 1995.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты