Реферат: Выдающиеся победы Александра Невского
Алтайский государственный университет
Бийский филиал
Заочное отделение
Реферат по истории отечества
На тему: «Выдающиеся ПОБЕДЫ Александра Невского»
Студентки
Группы № 1 – ЭЗ
Еремеевой Елены Анатольевны
г. Бийск
2002 год
Оглавление
1. Введение..........................3
1.1.Феодальная раздробленность...............3
1.2.Владимиро-Суздальская княжество..............4
1.3.Юго-Западная Русь (Галицко-волынское княжество)......4
1.4.Новгородская феодальная боярская республика.........5
2. Предки Св. Александра Невского.............6
3. Жизнь и деятельность Александра Ярославовича Невского..7
4. Нашествие Батыя....................12
5. Невская битва.....................13
6. Ледовое побоище.....................15
7. Походы Св. Александра на Литву............17
8. Западная политика Св. Александра............18
9. Поездка к Батыю...................19
10. Новгородский мятеж 1255 г. Завоевание Тавасландии....21
11. Татаро-монголы....................22
12. Смерть Александра Ярославовича Невского.........23
13. Воля Петра Первого...................24
14. Рассуждения об Александра Невского...........24
15. Список литературы..................25
1. Введение
Период XI–XIII веков в истории Руси Известны как время феодальной
раздробленности. Причина этого явления заключена в самом ходе экономического и
политического развития Руси как феодального государства. Укрепление крупного
землевладения – вотчина, в которых господствовало натуральное
хозяйство, привело к тому, что они стали самостоятельными производственными
комплексами, связанными только с ближайшим их окружением. Торговые и
ремесленные потребности также удовлетворялись в соседних городах и центрах
ярмарочной торговли. С другой стороны, для управляющих вотчинами
землевладельцев были выгодны различные формы зависимости от него
землевладельцев и ремесленников.
Из Киевской Руси образовались самостоятельные княжества, каждое из которых
было равно по территории западноевропейскому королевству: Черниговское,
Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-
Суздальское, Киевское и Новгородская земля. В каждом из княжеств не только
существовал свой внутренний порядок (строй земельный), но и проводилась
самостоятельная внешняя политика.
Феодальная раздробленность просуществовала на Руси до конца XV века, когда
большая часть территорий Киевской Руси объединилась в составе Московского
государства.
Говоря о дроблении древнерусского государства, не следует впадать в
негативизм. Обратим внимание, что на территории бывшей Киевской Руси в
XII–XIII вв. образовалось несколько жизнеспособных государственных центров,
независимых друг от друга.
1.1. Владимиро-Суздальская княжество.
Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги.
Благоприятное географическое положение обусловило экономическое развитие
княжества, выразившееся и в появлении ряда новых городов, среди которых была
Москва. Она ранее принадлежала боярину Степану Кучке. После того как он был
казнён, эта небольшая крепость оказалась в руках Юрия Долгорукого. По данным
летописи, в 1256 г. в Москве была построена деревянная крепость. Однако
временной отсчёт существования города отмечается с первого упоминания его в
летописи и датируется весной 1147 года.
В начале XIII в. после смерти Всеволода княжество распадается на 7 княжеств-
уделов. В них утверждается потомки. С развитием удельного порядка роль вече
постепенно снижается.
1.2 Юго-Западная Русь (Галицко-волынское княжество).
Территория Галицко-волынской земли располагалась в юго-западной части
тогдашних русских земель, около Карпатских гор. Она захватывала бассейны рек
Днестр, Прута, Буга, Припяти. Природные условия – плодородная земля и мягкий
климат – способствовали развитию земледелия. В предгорьях Карпат добывали
соль. Близость к Западной Европе позволяла вести интенсивную торговлю с
другими странами. Столицей княжества был город Галич на реке Днестр, а
торговыми центрами – Перемышль и Владимир Волынский. Спокойному развитию
Галицкого княжества помогало и то, что его достигали половецкие набеги.
Активную роль в управлении княжеством играли бояре. Следует также отметить,
что на ситуацию в княжестве влияла политика соседних государств – Венгрии,
Польши, Литвы, за помощью к которым обращались и князья, и представители
боярских группировок.
После смерти Романа его владения распались, поскольку наследником стал его
старший сын Даниил (1205-1264 гг.), которому было тогда всего лишь четыре
года. Начался длительный период междоусобиц, поскольку Галицию и Волынь
пытались поделить между собой Польша и Венгрия. Только в 1238 г. Даниилу
Романовичу удалось утвердиться в Галиче.
После завоевания Руси монголо-татарскими войсками Даниил Романович оказался в
вассальной зависимости от Золотой Орды. В это время в полной мере раскрылись
дипломатические способности князя. Правитель Золотой Орды сохранили
княжество, поскольку рассчитывали использовать его в качестве заслона от
угрозы с запада. В свою очередь Ватикан планировал расширить сферу своего
влияния и за это обещал князю поддержку в борьбе с татарами, и даже
королевский титул. В 1255 г. Даниил Романович был коронован, однако
католичество не принял и поддержки от Рима в борьбе с татарами не получил.
После смерти князя Галицко-волынского княжество распалось, к середине XIV
века Галицкая Земля была захвачена Польшей, а Волынь – Литвой.
1.3 Новгородская феодальная боярская республика.
Феодальное государство на Руси XII-XV вв. Тенденции к обособлению от Киева в
Великом Новгороде проявлялись уже в начале XI в. Их выразителем являлось
новгородское боярство, подержанное городским населением, обязанным платить
дань и поставлять для походов киевского князя. В начале XII в. Новгород уже
начинает приглашать князей без согласования с киевским великим князем. В 1136
г. боярство и купеческая верхушка добились политической самостоятельности. В
XII-XV вв. происходит расширение территории республики в восточном и северо-
восточном направлении.
Высшим органом власти в республике являлось вече, на которое собиралось как
городское, так и свободное сельское население. Вече избирало посадника и
тысяцкого, фактическая власть находилась в руках боярства. Во главе
исполнительной власти Новгорода стоял архиепископ, В его ведении находилась
казна, внешние сношения, право суда и др. Новгородский князь приглашался из
других княжеств вечем, которое заключало с ним договор. Функции князя были
ограничены: он был, прежде всего, военачальником.
Новгородская федеральная республика вела борьбу с агрессией шведских, а
затем немецких феодалов. Новгородская земля не испытала ужаса монголо-
татарского нашествия, но признала себя зависимой от Золотой Орды. И стала
платить ей дань. С XIV в. начинаются попытки Твери, Москвы и Литвы подчинить
Новгород своей власти. В этой борьбе победила Москва. С 1478 г. новгородские
земли были включены в состав Русского централизованного государства.
Новгородская феодальная республика перестала существовать.
2. Предки Александра Ярославовича Невского.
Отец Св. Александра – князь Ярослав Всеволодович – сын Всеволода Большое
Гнездо и внук Юрия Долгорукого – был типичным суздальским князем. В его
образе уже слагается облик будущих скопидомных собирателей земли – московских
князей. Некоторые черты особенно сближают Ярослава с его дядей Андреем
Боголюбским. В их характере и во всём их образе чувствуется кровная, родовая
связь. Они оба наиболее ярко воплотили особенности своего рода.
Юрий Долгорукий (?-1157 г.) – князь суздальский с 1125 г., великий князь
киевский в 1149-1151, 1155-1157 гг. сын Владимира Мономаха. Во время его
княжения произошло оформление границ Ростово-Суздальского княжества. С начала
30-х годов боролся за южный Переяславль и Киев, за что получил прозвище
«Долгорукий». При Юрии Долгоруком была впервые упомянута в летописи Москва
(1147 г.). В 1156 г. он укрепил Москву новыми деревянными стенами и рвом.
Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212 гг.) – сын Юрия Долгорукого,
внук Владимира Мономаха, дед Александра Невского великий князь владимирский с
1176 г. Свое прозвище получил за многочисленное семейство (восемь сыновей,
четыре дочери). Разгромив князей, претендовавших на Владимир, и ростовских
бояр, противившихся усилению его власти, Всеволод III конфисковал их земли и
имущество. Активно боролся за усиление своей власти над русскими землями,
подчинил своему влиянию Рязань, Киев, Чернигов. В период его княжения
продолжался расцвет культуры Владимирского княжества.
Ярослав II Всеволодович (1191-1246 гг.) великий князь владимирский в 1238-
1246 гг., третий сын Всеволода Большое Гнездо. В 1200 г. начал княжить в
Переяславле Южном, принимал активное участие в борьбе с половцами и
междоусобицами южнорусских князей. После смерти отца получил во владения
Переяславль Залесский. В 20-30 годы XIII в. Ярослав II неоднократно княжил в
Новгороде Великом, активно воевал с его соседям. В 1238 г. после гибели
своего брата, великого князя владимирского Юрия, в битве с татарами Ярослав
занял владимирский великокняжеский стол.
Основной чертой суздальских князей было глубокое и коренное благочестие. Они
глубоко чувствовали красоту церковных служб, церковного пения и
храмостроительства. Каждый из них оставил по себе храмы, которые он любил
крепкой любовью, как своё творение и как свой дар Богу.
Суздальские князья-хозяева держали землю крепкой рукой, и для многих эта рука
была тяжёлой. В них чувствуется тяжёлая, но верная поступь, знающая, куда она
направляет шаги. Они умели смиряться и выжидать. Но, выжидая, они не
забывали. Их отличает не забывчивость, подчас злопамятность. В своих войнах
они предпочитали медлить, утомлять противника, пользоваться распутицами,
разливами рек, холодами. Но, раз уверившись в победе, они шли решительно и
становились беспощадными к врагам. На большинстве суздальских князей и,
главным образом, на Андрее и Ярославе, лежит печать медлительности, тяжести
расчётливого взгляда.
Глубоко верующий, благочестивый, суровый и замкнутый, с прорывами гнева и
милосердия – таким встаёт перед нами образ отца Св. Александра.
О его матери — княгине Феодосии — известно очень мало. Летописные сказания
противоречивы даже в указаниях того, чьей она была дочерью. Её имя изредка и
кратко упоминается в летописи и всегда только в связи с именем мужа или сына.
Житие называет её «блаженной и чудной». У неё было девять человек детей.
Через житие Св. Александра она проходит тихой и смиренной, отдавшей себя
своему женскому служению.
3. Жизнь и деятельность Александра Ярославовича Невского.
Св. Александр вырастает из своего рода. Вместо неподвижной, медленной тяжести
характера отца и дедов в нём есть ясность, лёгкость сердца, быстрота мысли и
движений. Но он унаследовал от них серьёзность взгляда, сдержанность и умение
переживать и таить в себе свои думы. Во всей своей деятельности он является
преемником суздальских князей, ни в чём не ломает родовых традиций, лишь
преображая их благоуханием своей святости.
Святой Александр Невский родился 30-го мая 1219 года в уделе своего отца –
Переяславле Залесском.
Прямые сведения о детстве Св. Александра очень скудны. Но летописные
сведения, намечающие внешние вехи его жизни, рассказ жития и сведения о
воспитании княжичей восстанавливают обстановку его детства.
До трёх лет Св. Александр, как и все княжичи его времени, жил в тереме, при
матери. В этих годах, по-видимому, была детская тишина, отгороженность от
мира. Кругом были только княгинины покои, внутренний быт семьи и церковь.
По достижении трёхлетнего возраста над Св. Александром был совершён обряд
пострига. После молебна священник, а, может быть, и сам епископ, первый раз
обстриг ему волосы, а отец, выведя из церкви, впервые посадил на коня. С
этого дня он был взят из княгинина терема и сдан на попечение кормильцу или
дядьке — ближнему боярину.
После пострига начиналось воспитание, которое вёл кормилец. Воспитание
заключало в себе две стороны: обучение грамоте и письму по Библии и Псалтири
и развитие силы, ловкости и храбрости. Княжича сызмала брали на лов. С своего
коня он видел облавы на туров, оленей и лосей. Потом, когда он подрастал, его
приучали поднимать с рогатиной медведя из чащи. Это была опасная охота. Но и
впереди княжича ждала опасная жизнь. Молодые князья рано узнавали жизнь со
всей её суровостью и грубостью. Иногда уже шестилетних княжичей брали в
поход. Поэтому для них с молодых лет, наряду с играми, благостью церковной
жизни и тишиной терема, были ведомы война, кровь и убийство.
То постепенное познавание жизни, которое совершается в годы детства, имеет
неизгладимое значение на всю последующую жизнь человека. Миросозерцание
начинает складываться именно в детские годы.
Две стороны суздальской жизни должны были оказывать особое влияние на
выработку миросозерцания молодых князей.
Во-первых, это была церковь и церковная жизнь. Княжеский терем внутренним
ходом сообщался с церковью. С самых ранних лет князья ежедневно ходили на
раннюю обедню и на все другие церковные службы. Вся жизнь княжеской семьи
определялась кругом богослужений. Церковное благолепие было главной заботой.
Вся красота жизни сосредотачивалась в церкви. Поэтому и для молодого князя
церковь была первым откровением иного мира, отличавшегося от всей окружающей
жизни. «Занеже Церковь наречется земное небо» - это свойственное всей древней
Руси ощущение церкви входило в сознание с ранних лет. Вся внешняя обстановка
церкви – красота храма и икон, горящие свечи и лампады, облачения, курящийся
фимиам – было для княжича самым ярким впечатлением детства.
Последующее воспитание не разрушало этого первого детского впечатления.
Княжич обучался письму и грамоте по Библии и Псалтири. Он постоянно слышал
жития святых. Древнерусская письменность указывает, насколько библейский мир
был реален для Руси. На старинных иконах события Ветхого и Нового Заветов
изображены на фоне русских городов и русской природы. Таким же было и русское
миросозерцание. В нём не было отрыва жизни от Библии. При появлении чего-либо
непонятного и нового древняя Русь пыталась найти объяснение в Писании. Так,
например, неизвестно откуда пришедшие татары были для Руси библейскими
народами, вышедшими из «пустыни Ефровския, их же загна тамо (судия) Гедеон».
Эта цельность церковного миросозерцания сказывалась и в воззрениях на жизнь и
долг князя. Церковь была мерилом жизни. Многие из князей самым грубым образом
попирали церковное учение. Но всё же и у них было церковное сознание добра и
зла. Древняя Русь не создала внецерковных ценностей. Церковь входила с
детства в жизнь как высшая ценность и так сопутствовала человеку до самой его
смерти.
Второй особенностью суздальской жизни, накладывавшей отпечаток на князя с
молодых лет и дававшей ему особое восприятие предстоящей ему государственной
деятельности и власти, было сближение княжеского двора со всем княжеством.
Это первое детское восприятие в известной мере также оставалось на всю жизнь.
В князьях складывалось новое, для Киевской Руси не известное понимание своей
власти над княжеством как над своим хозяйством и достоянием. В них
выковывалась твёрдая воля к единодержавию и к стяжанию земли, которая так
ярко проявилась у московских князей.
Житие указывает на способности Св. Александра, проявившиеся ещё в детстве. Он
быстро научился читать и писать, пристрастился к чтению и целыми часами сидел
над книгами. Он был силён, ловок и красив. Поэтому во всех играх, на лове, а
потом и на войне он был всегда первым, как и за чтением Псалтири.
Житие повествует, что ещё мальчиком он был серьёзен, не любил игр и
предпочитал им Священное Писание. Эта черта осталась у него на всю жизнь. Св.
Александр – это ловкий охотник, храбрый воин, богатырь по силе и сложению. Но
в то же время в нём есть постоянная обращенность вовнутрь. Из слов жития
видно, что эта резко его отличающая особенность – совмещение двух, казалось
бы, противоречивых черт характера – начала проявляться ещё в годы раннего
детства.
Но эти детские годы в Переяславле были очень кратки. Св. Александру рано
пришлось выйти в жизнь. Причиной этому послужил переезд его вместе с отцом из
Переяславля в Новгород.
В 1222 году Ярослав с княгиней Феодосией, сыновьями Феодором и Св.
Александром и дружиной приехал из Переяславля на новгородское княжение.
Новгородский князь жил с семьёй и дружиной не в самом Новгороде, а в княжьем
селе Городище, в трёх верстах от стен города. Эта новая обстановка Городища,
в которой жил Св. Александр, немногим отличалась от Переяславля. Всё же
переезд в Новгород был большой переменой в жизни Св. Александра. В
Переяславле весь удел был расширенным княжеским двором. Выезжая из него,
князь повсюду был хозяином. Княжий двор переносился в волости, и волости
приходили на княжий двор. Здесь, в Новгороде, за пределами Городища кончался
суздальский двор и начинался иной мир, живший по своей, враждебной Городищу
воле. Жизнь в Городище была для княжичей продолжением суздальской жизни, но
выезды в город и подчас буйное вторжение города в Городище и самый вид
богатого и пёстрого Господина Великого Новгорода глубоко отличались от
залесской тишины Переяславля.
Княжение Ярослава в Новгороде было неспокойным. В первый же год по своём
приезде он пошёл походом на Чудь. С тех пор летопись пестрит рассказами о его
походах на Литву, на Емь и на Чудь, со всех сторон, наседавших на
новгородские пределы.
1228 году Ярослав поссорился с Новгородом и ушёл осенью с своей княгиней в
Переяславль, оставив в Новгороде сыновей с боярином Феодором Даниловичем и
тиуном Акимом.
Так девятилетний Александр остался с братом один без поддержки отца среди
взметенного Новгорода. Молодые князья не могли править самостоятельно. За них