Реферат: Внутренняя политика России при Николае I

популярного в 30-40-е гг. XIX в. западноевропейского утопического социализма.

Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она уже

сама по себе есть зача­ток социализма, он создал теорию русского общинного

социализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России. Не

видя возможности активной борьбы с мрачной действительностью в России, тяжело

переживая цензурный гнет, Герцен в 1847 г. покинул Россию, чтобы стать

"свободным русским словом" за границей. Поки­нув Россию и поселившись в

Англии, Герцен и Огарев стали первыми политическими эмигрантами. В начале 50-

х гг. XIX века они основа­ли в Лондоне Вольную русскую типографию. Издаваемая

ими газета "Колокол" и журнал "Полярная звезда" с большим интересом чита­лись

передовыми людьми России.

В 40-е годы XIX в. Белинский стал популярным публицистом и литературным

критиком России. Белинский выступал с обзорами русской литературы, со

статьями о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Кольцове и других русских писателях.

"Отечественные записки" и "Современник", в которых сотрудничал Белинский,

стали известны­ми журналами, а каждая статья Белинского, как отмечали

современники, воспринималась радикалами как праздник. Ф. Булгарин в своих

доносах в III Отделение неоднократно писал, что Бе­линский проповедует

революцию, "коммунизм" и "терроризм": "Безрассудное юношество ...

семинаристы, дети бедных чиновников и прочие - почитают "Отечественные

записки" своим Евангелием, а "первого министра" журнала - Белинского -

"апостолом".

Итогом всей деятельности Белинского является его "Письмо к Гоголю", которое

он написал в 1847 г., будучи тяжело больным, неза­долго до смерти. Критикуя

Гоголя за его "Выбранные места из переписки с друзьями" как "проповедника

кнута", "апостола невеже­ства", Белинский противопоставляет его

консервативным взглядам программу революционного преобразования России "...

не в аскетиз­ме..., а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности... видит

свое спасение Россия"; "Самые важные, современные национальные вопросы в

России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания,

введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые

есть".

"Славянофилы" (А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, братья И. В. и

П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин) считали необходи­мым вернуться к идеалам

допетровской Руси (отсюда их название). Московское царство, по мнению

славянофилов, гораздо более соот­ветствовало духу и характеру русского

народа, чем петербургская бюрократическая монархия, построенная Петром I по

европейским образцам. Славянофилы считали, что для России исконными идейными

началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней

правды и духовной свободы, воплощением этих начал в жизни является община,

крестьянский мир как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки. По

мнению славянофилов, ни западные принципы, ни западные организацион­ные формы

не нужны и неприемлемы для России. Политическим идеалом славянофилов была

патриархальная монархия, опирающаяся на добровольную поддержку народа. "Сила

мнения" народа должна выражаться в совещательном земском соборе, который царь

должен был бы созывать по примеру московских царей.

Подлинным центром, душой славянофильского кружка был А. С. Хомяков. "Ильей

Муромцем" славянофильства назвал его Герцен, который писал: "Хомяков был

действительно опасный противник ... он пользовался малейшим рассеянием,

малейшей ус­тупкой. Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной

эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие богородицу, спал

вооруженный. Во всякое время дня и ночи он был готов на запу-таннейший спор".

Славянофилы видели недостатки общественно-политического строя николаевской

России и иногда подвергали резкой критике за­силье бюрократии и ее произвол,

несправедливость судей, взяточни­чество чиновников.

"Где рабство - там бунт и беда, защита от бунта - свобода", - писал К. С.

Аксаков. Положительное значение имел практический вклад славянофилов в

изучение быта, нравов, песен народа.

В 40-е годы XIX в. противники обвиняли славянофилов в том, что очи находятся

под покровительством правительства. Под впечатлени­ем недавних споров Герцен

писал в 1850 г.: "Славянофилы пользовались большим преимуществом перед

европейцами (западниками -Л.П.), но преимущества такого рода пагубны:

славянофилы защища­ли православие и национальность, тогда как европейцы

нападали на то и другое; поэтому славянофилы могли говорить почти все, не

рискуя потерять орден, пенсию, место придворного наставника или звание камер-

юнкера. Белинский же, напротив, ничего не мог го­ворить; слишком прозрачная

мысль или неосторожное слово могли довести его до тюрьмы, скомпрометировать

журнал, редактора и цен­зора. Но именно по этой причине все симпатии снискал

смелый писа­тель, который, в виду Петропавловской крепости, защищал

независимость, а все неприязненные чувства обратились на его противников,

показывавших кулак из-за стен Кремля и Успенского собора и пользовавшихся

столь широким покровительством пе­тербургских "немцев".

Споры западников и славянофилов... Они были парадоксальным отражением

глубокого внутреннего единства западничества и славя­нофильства. На одну из

сторон этого единства указал Герцен: "Да, мы были противниками их, но очень

странными. У нас была одна лю­бовь, но неодинаковая. И мы, как Янус или как

двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось

одно".

При всех идейных разногласиях славянофилы и западники сходи­лись в

отрицательном отношении к крепостному праву и к современному им

бюрократическому полицейскому строю госу­дарственного управления. Оба течения

требовали свободу слова и печати и в глазах правительства оба являлись

"неблагонадежными" (западники в большей степени).

Особое место в общественном и освободительном движении тех лет занимает

кружок петрашевцев (1844-1849), получивший свое название по имени его

руководителя - М. В. Буташевича-Петрашевского. Члены кружка находились под

влиянием идей современного французского социализма - идей Фурье - и обсуждали

на своих собраниях социальные вопросы. Петрашевский называл себя "старейщим

пропагандистом социализма". На собраниях Петрашевского бывали М. Е. Салтыков-

Щедрин, Ф. М. Достоевский. Боль­шинство петрашевцев, в отличие от либералов

(западников и славянофилов), выступало за республиканское устройство, полное

освобождение крестьян без выкупа. Все участники кружка петрашевцев (в т. ч. и

великий русский писатель Ф. М. Достоевский) были арестованы и приговорены к

расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1826-1856 гг.

В течение всего царствования Николая министерством иностран­ных дел управлял

граф Карл Нессельроде. При Александре - дипло­мат по особым поручениям,

орудие личной политики императора по части секретных переговоров с

предателями Наполеона - Талейраном и Коленкуром, с 1816 г. - его статс-

секретарь по дипломатической ча­сти.

Как пишет русский историк А. Е. Пресняков: "При раздвоении русской внешней

политики между общеевропейскими тенденциями эпохи конгрессов и русскими

интересами в Восточной Европе, Нес­сельроде был носителем первых, как другой

статс-секретарь Каподистрия - вторых, по их связи с его греческим

патриотизмом".

Поворот к большей независимости русской политики в восточном вопросе,

происшедший в конце правления Александра I и усвоенный Николаем, был

сформулирован Нессельроде в первом же его докладе новому императору, где

умело разграничивались общеевропейские вопросы и непосредственные интересы

России.

Николай I дорожил этими принципами прусского монарха Фридриха-Вильгельма III

и Александра I, дорожил и Нессельроде как удобным и опытным сотрудником. Он

внимательно вчитывался в до­клады Нессельроде, учился у него, но по существу

Николай I сам вел свою политику. Нессельроде называл себя "скромным орудием

его (Николая I) предначертаний и органом его политических замыслов".

Нессельроде стал вице-канцлером и государственным канцлером Российской

империи, но оставался все тем же статс-секретарем по дипло­матической части.

Начало царствования Николая I ознаменовалось войнами в Закав­казье, успешными

для России.

Причиной Турецкой войны (1828-1829 гг.) послужили греческие события. Еще во

время императора Александра I греки начали борьбу с турками за свое

освобождение и вызвали сочувствие в Европе к сво­ему делу. Зверства турок над

греками и обаяние греческой культуры и истории вызывали в европейском

обществе широкое движение в защиту восставших греков. Но европейские

правительства, в том числе и русское, под влиянием тенденций "Священного

союза" долго не решались заступиться за мятежных греков перед их законным

мо­нархом-султаном.

Император Николай I, вступая на престол, застал отношения Рос­сии и Турции

очень напряженными, но все-таки он не видел необхо­димости воевать с турками

из-за греков. Он согласился лишь на то, чтобы совместно с Англией и Францией

принять дипломатические меры против турецких зверств и постараться примирить

турецкого султана с греками. Только в 1827 году, когда стало ясно, что

дипло­матия бессильна, Англия, Франция и Россия условились силою прекратить

борьбу турок с греками. Соединенные эскадры, русская, английская и

французская, заперли турецкий флот, действовавший против греков, в гавани

города Наварина (древний Пилос на западном берегу Пелопоннеса) и сожгли его

после кровопролитной битвы (20-го октября 1827 года). Наваринская битва была

турками отнесе­на к враждебному влиянию русского правительства, и Турция

стала готовиться к войне с Россией.

Война началась в 1828 году. Русские войска перешли Дунай и оса­дили турецкие

крепости Варну и Шумлу. Взятие Варны позволило русским получать припасы

морем, при помощи своего флота, и открыло дорогу на Балканы. Но Шумла не

сдавалась и это осложняло действия русской армии. Только тогда, когда

русскому главнокоман­дующему, генералу Дибичу, удалось выманить турецкую

армию из Шумлы и нанести ей сильное поражение (у деревни Кулевчи), ситуа­ция

изменилась к лучшему. Дибич двинулся за Балканы и взял Адрианополь, вторую

столицу Турции. В то же время в Закавказье (в азиатской Турции) граф Паскевич

взял турецкие крепости Каре и Ахалцих и после удачных боев с турецкой армией

занял город Эрзерум. Победы русских заставили турок просить мира. По

Адрианопольскому мирному договору к России отошли Анапа, Поти, Ахалцих и

Ахалкалаки. В результате было завершено присоединение Закавказья к России.

В 20-е годы XIX века Персия (Иран) добивалась пересмотра Полистанского

договора (1813 г.), требуя возвращения Талышского и Карабахского ханств. При

шахском дворе сложилась сильная антирусская группировка. Английские офицеры

обучали персидские войска. Персия получала из Англии оружие и боеприпасы.

В июне 1826 г. иранская армия под командованием Аббас-Мирзы вторглась в

Карабах. Началась вторая русско-персидская война (1826-1828 гг.). Небольшой

русский гарнизон крепости Шуша за­держал продвижение персидской армии на 48

дней. Большую помощь русским солдатам оказывало местное население.

Главнокомандую­щий русскими войсками на Кавказе генерал Ермолов не располагал

достаточными силами для наступления и держался оборонительного плана до

прибытия подкреплений. Помощь пришла под начальством генерала Паскевича,

которому и было поручено главное руководство русскими силами. Паскевич разбил

персиян под г. Елизаветполем, взял важную крепость Эривань, перешел р. Араке,

овладел г. Тавризом и пошел на столицу Персии,-Тегеран. Персия запросила

мира. В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, в

заключение которого принял активное участие известный русский писатель и

дипломат А. С. Грибоедов. По этому договору ханства Эриванское и

Нахичеванское полностью вошли в состав России, границей между Россией и

Персией (Ираном) стала река Араке. В марте 1828 г. на территории обоих ханств

была образована Армянская область. После подписания Туркманчайского мирного

договора более 140 тысяч армян (христиан) прибыли в Закавказье из

мусульманских Турции и Персии.

Император Николай I удостоил Паскевича большой награды, по­жаловав ему титул

графа Эриванского.

Кавказская война (1817-1864)

Утвердившись в Закавказье, Россия неизбежно должна была обратить особое

внимание на горские мусульманские племена Кавка­за. Кавказские племена

(черкесы, чеченцы и другие) мешали сооб­щениям русских с Закавказским краем и

беспокоили русские поселения на Кубани и Тереке.

Главнокомандующий Кавказом генерал А. П. Ермолов начал осу­ществлять

планомерное продвижение вглубь Чечни и Дагестана пу­тем прорубки просек и

строительства укрепленных пунктов. В 1817-1819 гг. были построены крепости

Грозная и Внезапная, что да­ло возможность контролировать плодородную долину

реки Сунжи. Это вызвало протест дагестанских феодалов, которые пытались в

1819-1821 гг. отбросить русских от Сунжинской линии.

Наступление России на горные районы Северного Кавказа, возве­дение на землях

горцев крепостей, использование местного населе­ния на строительстве дорог,

обременительные подати (налоги) и повинности, произвол чиновников вызывали

недовольство местных жителей.

В конце 20-х годов среди мусульманских народов Северного Кав­каза получил

широкое распространение мюридизм. Мюриды (борцы за веру) проповедовали

духовное совершенствование на основе му­сульманской религии, безусловное

слепое подчинение своим вождям и наставникам. Для них были характерны

религиозный фанатизм и провозглашение газавата - священной войны против

неверных.

В основном движение мюридизма получило распространение и Чечне и горном

Дагестане. Первым имамом (руководителем движения) стал в 1828 г.

мусульманский священник Гази-Магомед, выдви­нувший идею объединения на основе

ислама народов Чечни и Дагестана. В 1831 г. Гази-Магомед захватил Кизляр. В

ответ царское правительство осуществило в 1832 г. карательную экспедицию в

Чеч­ню. В ауле Гимры Гази-Магомед был окружен и погиб в бою. Второй имам

Дагестана Гамзат-Бек пал жертвой кровной мести в 1834 году.

В 1834 году имамом был провозглашен Шамиль (1799-1871), которому удалось

создать достаточно прочное теократическое госу­дарство - имамат. Шамиль

сосредоточил в своих руках военную, административную и духовную власть,

создал сильную армию (от 10 до 20 тысяч человек). Обычное право - адат - было

повсеместно заменено шариатом (сводом религиозно-этических и правовых

предписаний ислама), государственным языком стал арабский. Имамат

делился на округа, которые управлялись наместниками Шамиля - наибами. Шамиль

попытался завязать связи с иностранными государствами (Турцией и Англией),

найти у них поддержку в своей борьбе против России.

40-е годы XIX века стали периодом высших успехов Шамиля: движение охватило

всю Чечню, ему удалось занять ряд укреплений Черноморской береговой линии. В

1840-1843 гг. он нанес несколько поражений отдельным русским отрядам

Кавказского корпуса, занял Аварию и утвердил свою власть в значительной части

Дагестана, Территория имамата увеличилась более чем в два раза, численность

армии Шамиля возросла до 20 тысяч человек.

В конце 40-х - начале 50-х годов XIX века государство Шамиля начало клониться

к закату. Феодальная эксплуатация, бесконечные военные поборы, суровые

законы шариата оттолкнули горское крестьянство от мюридизма. Теряя

поддержку в народе, Шамиль уси­ливал репрессии, что еще больше разжигало

внутренний конфликт. Ослабленный имамат не сумел оказать действенную помощь

турецкой армии в годы Крымской войны. Летом 1854 г. отряды Ша­миля вторглись

в Кахетию (Грузию), захватили Цинандали, но были вскоре разбиты русской

армией и грузинским ополчением. Поражение турецкой армии на Кавказском

фронте окончательно рассеяло надежды Шамиля на помощь извне. После окончания

Крымской войны русский усиленный Кавказ­ский корпус, преобразованный в армию,

повел решительное наступ­ление на горные районы Северного Кавказа. В августе

1859 года после ожесточенной битвы пало последнее убежище Шамиля - аул Гуниб.

Шамиль был взят в плен. Имамат прекратил свое существова­ние.

В 1863-1864 гг. русские войска заняли всю территорию по се­верному склону

Кавказского хребта. В мае 1864 г. русские войска взяли штурмом последний очаг

сопротивления черкесского племени убыхов Кбааду. Длительная Кавказская война

закончилась.

Европейская политика и восточный вопрос

В европейской политике Николай I следовал заветам своего брата - основателя

"Священного союза" Александра I: он стремился защи­щать легитимные (законные)

правительства от революционных потрясений.

С особой тревогой Николай следил за источником всех революционных потрясений,

за Францией. Он осуждал революцию 1830 г. во Франции, падение Карла X и

переход власти к Луи - Филиппу принял как вызов остаткам "старого порядка".

Власть, созданная революцией и полагавшая свою законность в "воле народа", по

мысли Николая I, не могла быть признана "законной".

Особенно возмутил Николая I распад Нидерландов на Бельгию и Голландию; он

настаивал на вооруженной защите другими 5 державами "прав" нидерландского

короля и готовил для этого русские войска. Но независимость Бельгии имела

поддержку в Англии и во Франции; Пруссия и Австрия держались пассивно:

пришлось Нико­лаю I отступить.

Николай I сотрудничал с монархами Австрии и Пруссии. Он дорожил прусской

дружбой. "Но, - писал он Фридриху-Вильгельму, -Россия всегда будет верною

союзницей своего старого друга - доброй, старой и лояльной Пруссии", а не

Пруссии новой, пошедшей на компромисс с революцией.

Опасным считал Николай I революционное движение в Австрий­ской империи (1848-

1849 гг.). Когда венгерское восстание грозило разрушением Австро-Венгерской

монархии, австрийский монарх Франц-Иосиф попросил Николая I о помощи. Русский

император по­слал в Венгрию 150-тысячную армию во главе с генералом

Паскевичем. Русские войска подавили восстание венгров и восстановили в

Венгрии власть австрийского императора.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты