популярного в 30-40-е гг. XIX в. западноевропейского утопического социализма.
Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она уже
сама по себе есть зачаток социализма, он создал теорию русского общинного
социализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России. Не
видя возможности активной борьбы с мрачной действительностью в России, тяжело
переживая цензурный гнет, Герцен в 1847 г. покинул Россию, чтобы стать
"свободным русским словом" за границей. Покинув Россию и поселившись в
Англии, Герцен и Огарев стали первыми политическими эмигрантами. В начале 50-
х гг. XIX века они основали в Лондоне Вольную русскую типографию. Издаваемая
ими газета "Колокол" и журнал "Полярная звезда" с большим интересом читались
передовыми людьми России.
В 40-е годы XIX в. Белинский стал популярным публицистом и литературным
критиком России. Белинский выступал с обзорами русской литературы, со
статьями о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Кольцове и других русских писателях.
"Отечественные записки" и "Современник", в которых сотрудничал Белинский,
стали известными журналами, а каждая статья Белинского, как отмечали
современники, воспринималась радикалами как праздник. Ф. Булгарин в своих
доносах в III Отделение неоднократно писал, что Белинский проповедует
революцию, "коммунизм" и "терроризм": "Безрассудное юношество ...
семинаристы, дети бедных чиновников и прочие - почитают "Отечественные
записки" своим Евангелием, а "первого министра" журнала - Белинского -
"апостолом".
Итогом всей деятельности Белинского является его "Письмо к Гоголю", которое
он написал в 1847 г., будучи тяжело больным, незадолго до смерти. Критикуя
Гоголя за его "Выбранные места из переписки с друзьями" как "проповедника
кнута", "апостола невежества", Белинский противопоставляет его
консервативным взглядам программу революционного преобразования России "...
не в аскетизме..., а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности... видит
свое спасение Россия"; "Самые важные, современные национальные вопросы в
России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания,
введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые
есть".
"Славянофилы" (А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, братья И. В. и
П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин) считали необходимым вернуться к идеалам
допетровской Руси (отсюда их название). Московское царство, по мнению
славянофилов, гораздо более соответствовало духу и характеру русского
народа, чем петербургская бюрократическая монархия, построенная Петром I по
европейским образцам. Славянофилы считали, что для России исконными идейными
началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней
правды и духовной свободы, воплощением этих начал в жизни является община,
крестьянский мир как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки. По
мнению славянофилов, ни западные принципы, ни западные организационные формы
не нужны и неприемлемы для России. Политическим идеалом славянофилов была
патриархальная монархия, опирающаяся на добровольную поддержку народа. "Сила
мнения" народа должна выражаться в совещательном земском соборе, который царь
должен был бы созывать по примеру московских царей.
Подлинным центром, душой славянофильского кружка был А. С. Хомяков. "Ильей
Муромцем" славянофильства назвал его Герцен, который писал: "Хомяков был
действительно опасный противник ... он пользовался малейшим рассеянием,
малейшей уступкой. Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной
эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие богородицу, спал
вооруженный. Во всякое время дня и ночи он был готов на запу-таннейший спор".
Славянофилы видели недостатки общественно-политического строя николаевской
России и иногда подвергали резкой критике засилье бюрократии и ее произвол,
несправедливость судей, взяточничество чиновников.
"Где рабство - там бунт и беда, защита от бунта - свобода", - писал К. С.
Аксаков. Положительное значение имел практический вклад славянофилов в
изучение быта, нравов, песен народа.
В 40-е годы XIX в. противники обвиняли славянофилов в том, что очи находятся
под покровительством правительства. Под впечатлением недавних споров Герцен
писал в 1850 г.: "Славянофилы пользовались большим преимуществом перед
европейцами (западниками -Л.П.), но преимущества такого рода пагубны:
славянофилы защищали православие и национальность, тогда как европейцы
нападали на то и другое; поэтому славянофилы могли говорить почти все, не
рискуя потерять орден, пенсию, место придворного наставника или звание камер-
юнкера. Белинский же, напротив, ничего не мог говорить; слишком прозрачная
мысль или неосторожное слово могли довести его до тюрьмы, скомпрометировать
журнал, редактора и цензора. Но именно по этой причине все симпатии снискал
смелый писатель, который, в виду Петропавловской крепости, защищал
независимость, а все неприязненные чувства обратились на его противников,
показывавших кулак из-за стен Кремля и Успенского собора и пользовавшихся
столь широким покровительством петербургских "немцев".
Споры западников и славянофилов... Они были парадоксальным отражением
глубокого внутреннего единства западничества и славянофильства. На одну из
сторон этого единства указал Герцен: "Да, мы были противниками их, но очень
странными. У нас была одна любовь, но неодинаковая. И мы, как Янус или как
двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось
одно".
При всех идейных разногласиях славянофилы и западники сходились в
отрицательном отношении к крепостному праву и к современному им
бюрократическому полицейскому строю государственного управления. Оба течения
требовали свободу слова и печати и в глазах правительства оба являлись
"неблагонадежными" (западники в большей степени).
Особое место в общественном и освободительном движении тех лет занимает
кружок петрашевцев (1844-1849), получивший свое название по имени его
руководителя - М. В. Буташевича-Петрашевского. Члены кружка находились под
влиянием идей современного французского социализма - идей Фурье - и обсуждали
на своих собраниях социальные вопросы. Петрашевский называл себя "старейщим
пропагандистом социализма". На собраниях Петрашевского бывали М. Е. Салтыков-
Щедрин, Ф. М. Достоевский. Большинство петрашевцев, в отличие от либералов
(западников и славянофилов), выступало за республиканское устройство, полное
освобождение крестьян без выкупа. Все участники кружка петрашевцев (в т. ч. и
великий русский писатель Ф. М. Достоевский) были арестованы и приговорены к
расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1826-1856 гг.
В течение всего царствования Николая министерством иностранных дел управлял
граф Карл Нессельроде. При Александре - дипломат по особым поручениям,
орудие личной политики императора по части секретных переговоров с
предателями Наполеона - Талейраном и Коленкуром, с 1816 г. - его статс-
секретарь по дипломатической части.
Как пишет русский историк А. Е. Пресняков: "При раздвоении русской внешней
политики между общеевропейскими тенденциями эпохи конгрессов и русскими
интересами в Восточной Европе, Нессельроде был носителем первых, как другой
статс-секретарь Каподистрия - вторых, по их связи с его греческим
патриотизмом".
Поворот к большей независимости русской политики в восточном вопросе,
происшедший в конце правления Александра I и усвоенный Николаем, был
сформулирован Нессельроде в первом же его докладе новому императору, где
умело разграничивались общеевропейские вопросы и непосредственные интересы
России.
Николай I дорожил этими принципами прусского монарха Фридриха-Вильгельма III
и Александра I, дорожил и Нессельроде как удобным и опытным сотрудником. Он
внимательно вчитывался в доклады Нессельроде, учился у него, но по существу
Николай I сам вел свою политику. Нессельроде называл себя "скромным орудием
его (Николая I) предначертаний и органом его политических замыслов".
Нессельроде стал вице-канцлером и государственным канцлером Российской
империи, но оставался все тем же статс-секретарем по дипломатической части.
Начало царствования Николая I ознаменовалось войнами в Закавказье, успешными
для России.
Причиной Турецкой войны (1828-1829 гг.) послужили греческие события. Еще во
время императора Александра I греки начали борьбу с турками за свое
освобождение и вызвали сочувствие в Европе к своему делу. Зверства турок над
греками и обаяние греческой культуры и истории вызывали в европейском
обществе широкое движение в защиту восставших греков. Но европейские
правительства, в том числе и русское, под влиянием тенденций "Священного
союза" долго не решались заступиться за мятежных греков перед их законным
монархом-султаном.
Император Николай I, вступая на престол, застал отношения России и Турции
очень напряженными, но все-таки он не видел необходимости воевать с турками
из-за греков. Он согласился лишь на то, чтобы совместно с Англией и Францией
принять дипломатические меры против турецких зверств и постараться примирить
турецкого султана с греками. Только в 1827 году, когда стало ясно, что
дипломатия бессильна, Англия, Франция и Россия условились силою прекратить
борьбу турок с греками. Соединенные эскадры, русская, английская и
французская, заперли турецкий флот, действовавший против греков, в гавани
города Наварина (древний Пилос на западном берегу Пелопоннеса) и сожгли его
после кровопролитной битвы (20-го октября 1827 года). Наваринская битва была
турками отнесена к враждебному влиянию русского правительства, и Турция
стала готовиться к войне с Россией.
Война началась в 1828 году. Русские войска перешли Дунай и осадили турецкие
крепости Варну и Шумлу. Взятие Варны позволило русским получать припасы
морем, при помощи своего флота, и открыло дорогу на Балканы. Но Шумла не
сдавалась и это осложняло действия русской армии. Только тогда, когда
русскому главнокомандующему, генералу Дибичу, удалось выманить турецкую
армию из Шумлы и нанести ей сильное поражение (у деревни Кулевчи), ситуация
изменилась к лучшему. Дибич двинулся за Балканы и взял Адрианополь, вторую
столицу Турции. В то же время в Закавказье (в азиатской Турции) граф Паскевич
взял турецкие крепости Каре и Ахалцих и после удачных боев с турецкой армией
занял город Эрзерум. Победы русских заставили турок просить мира. По
Адрианопольскому мирному договору к России отошли Анапа, Поти, Ахалцих и
Ахалкалаки. В результате было завершено присоединение Закавказья к России.
В 20-е годы XIX века Персия (Иран) добивалась пересмотра Полистанского
договора (1813 г.), требуя возвращения Талышского и Карабахского ханств. При
шахском дворе сложилась сильная антирусская группировка. Английские офицеры
обучали персидские войска. Персия получала из Англии оружие и боеприпасы.
В июне 1826 г. иранская армия под командованием Аббас-Мирзы вторглась в
Карабах. Началась вторая русско-персидская война (1826-1828 гг.). Небольшой
русский гарнизон крепости Шуша задержал продвижение персидской армии на 48
дней. Большую помощь русским солдатам оказывало местное население.
Главнокомандующий русскими войсками на Кавказе генерал Ермолов не располагал
достаточными силами для наступления и держался оборонительного плана до
прибытия подкреплений. Помощь пришла под начальством генерала Паскевича,
которому и было поручено главное руководство русскими силами. Паскевич разбил
персиян под г. Елизаветполем, взял важную крепость Эривань, перешел р. Араке,
овладел г. Тавризом и пошел на столицу Персии,-Тегеран. Персия запросила
мира. В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, в
заключение которого принял активное участие известный русский писатель и
дипломат А. С. Грибоедов. По этому договору ханства Эриванское и
Нахичеванское полностью вошли в состав России, границей между Россией и
Персией (Ираном) стала река Араке. В марте 1828 г. на территории обоих ханств
была образована Армянская область. После подписания Туркманчайского мирного
договора более 140 тысяч армян (христиан) прибыли в Закавказье из
мусульманских Турции и Персии.
Император Николай I удостоил Паскевича большой награды, пожаловав ему титул
графа Эриванского.
Кавказская война (1817-1864)
Утвердившись в Закавказье, Россия неизбежно должна была обратить особое
внимание на горские мусульманские племена Кавказа. Кавказские племена
(черкесы, чеченцы и другие) мешали сообщениям русских с Закавказским краем и
беспокоили русские поселения на Кубани и Тереке.
Главнокомандующий Кавказом генерал А. П. Ермолов начал осуществлять
планомерное продвижение вглубь Чечни и Дагестана путем прорубки просек и
строительства укрепленных пунктов. В 1817-1819 гг. были построены крепости
Грозная и Внезапная, что дало возможность контролировать плодородную долину
реки Сунжи. Это вызвало протест дагестанских феодалов, которые пытались в
1819-1821 гг. отбросить русских от Сунжинской линии.
Наступление России на горные районы Северного Кавказа, возведение на землях
горцев крепостей, использование местного населения на строительстве дорог,
обременительные подати (налоги) и повинности, произвол чиновников вызывали
недовольство местных жителей.
В конце 20-х годов среди мусульманских народов Северного Кавказа получил
широкое распространение мюридизм. Мюриды (борцы за веру) проповедовали
духовное совершенствование на основе мусульманской религии, безусловное
слепое подчинение своим вождям и наставникам. Для них были характерны
религиозный фанатизм и провозглашение газавата - священной войны против
неверных.
В основном движение мюридизма получило распространение и Чечне и горном
Дагестане. Первым имамом (руководителем движения) стал в 1828 г.
мусульманский священник Гази-Магомед, выдвинувший идею объединения на основе
ислама народов Чечни и Дагестана. В 1831 г. Гази-Магомед захватил Кизляр. В
ответ царское правительство осуществило в 1832 г. карательную экспедицию в
Чечню. В ауле Гимры Гази-Магомед был окружен и погиб в бою. Второй имам
Дагестана Гамзат-Бек пал жертвой кровной мести в 1834 году.
В 1834 году имамом был провозглашен Шамиль (1799-1871), которому удалось
создать достаточно прочное теократическое государство - имамат. Шамиль
сосредоточил в своих руках военную, административную и духовную власть,
создал сильную армию (от 10 до 20 тысяч человек). Обычное право - адат - было
повсеместно заменено шариатом (сводом религиозно-этических и правовых
предписаний ислама), государственным языком стал арабский. Имамат
делился на округа, которые управлялись наместниками Шамиля - наибами. Шамиль
попытался завязать связи с иностранными государствами (Турцией и Англией),
найти у них поддержку в своей борьбе против России.
40-е годы XIX века стали периодом высших успехов Шамиля: движение охватило
всю Чечню, ему удалось занять ряд укреплений Черноморской береговой линии. В
1840-1843 гг. он нанес несколько поражений отдельным русским отрядам
Кавказского корпуса, занял Аварию и утвердил свою власть в значительной части
Дагестана, Территория имамата увеличилась более чем в два раза, численность
армии Шамиля возросла до 20 тысяч человек.
В конце 40-х - начале 50-х годов XIX века государство Шамиля начало клониться
к закату. Феодальная эксплуатация, бесконечные военные поборы, суровые
законы шариата оттолкнули горское крестьянство от мюридизма. Теряя
поддержку в народе, Шамиль усиливал репрессии, что еще больше разжигало
внутренний конфликт. Ослабленный имамат не сумел оказать действенную помощь
турецкой армии в годы Крымской войны. Летом 1854 г. отряды Шамиля вторглись
в Кахетию (Грузию), захватили Цинандали, но были вскоре разбиты русской
армией и грузинским ополчением. Поражение турецкой армии на Кавказском
фронте окончательно рассеяло надежды Шамиля на помощь извне. После окончания
Крымской войны русский усиленный Кавказский корпус, преобразованный в армию,
повел решительное наступление на горные районы Северного Кавказа. В августе
1859 года после ожесточенной битвы пало последнее убежище Шамиля - аул Гуниб.
Шамиль был взят в плен. Имамат прекратил свое существование.
В 1863-1864 гг. русские войска заняли всю территорию по северному склону
Кавказского хребта. В мае 1864 г. русские войска взяли штурмом последний очаг
сопротивления черкесского племени убыхов Кбааду. Длительная Кавказская война
закончилась.
Европейская политика и восточный вопрос
В европейской политике Николай I следовал заветам своего брата - основателя
"Священного союза" Александра I: он стремился защищать легитимные (законные)
правительства от революционных потрясений.
С особой тревогой Николай следил за источником всех революционных потрясений,
за Францией. Он осуждал революцию 1830 г. во Франции, падение Карла X и
переход власти к Луи - Филиппу принял как вызов остаткам "старого порядка".
Власть, созданная революцией и полагавшая свою законность в "воле народа", по
мысли Николая I, не могла быть признана "законной".
Особенно возмутил Николая I распад Нидерландов на Бельгию и Голландию; он
настаивал на вооруженной защите другими 5 державами "прав" нидерландского
короля и готовил для этого русские войска. Но независимость Бельгии имела
поддержку в Англии и во Франции; Пруссия и Австрия держались пассивно:
пришлось Николаю I отступить.
Николай I сотрудничал с монархами Австрии и Пруссии. Он дорожил прусской
дружбой. "Но, - писал он Фридриху-Вильгельму, -Россия всегда будет верною
союзницей своего старого друга - доброй, старой и лояльной Пруссии", а не
Пруссии новой, пошедшей на компромисс с революцией.
Опасным считал Николай I революционное движение в Австрийской империи (1848-
1849 гг.). Когда венгерское восстание грозило разрушением Австро-Венгерской
монархии, австрийский монарх Франц-Иосиф попросил Николая I о помощи. Русский
император послал в Венгрию 150-тысячную армию во главе с генералом
Паскевичем. Русские войска подавили восстание венгров и восстановили в
Венгрии власть австрийского императора.