Реферат: Внутренняя политика России при Николае I

Реферат: Внутренняя политика России при Николае I

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I (1825-1855)

Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796-1855) вступил на престол

в 1825 г. Годы царствования императора Нико­лая I (1825-1855) расцениваются

историками как "апогей само­державия".

"С детства был он привержен к военному делу. Очень настойчи­вый и упрямый по

натуре, Николай был, однако, поклонником дис­циплины и сам, когда начал

служить, показывал примеры служеб­ного повиновения и скромности".

К этому следует добавить, что годы учения оставили в Николае непреодолимое

отвращение к "отвлеченным предметам" - филосо­фии, политэкономии и праву.

Хотя отказ Константина Павловича от прав на престол был изве­стен Александру

I и императрице-матери Марии Федоровне уже за­долго до 1825 г., однако

почему-то они не открывали этого великому князю Николаю, который сам никогда

не думал, что ему придется за­нять престол, и совсем не готовился к

управлению государством. И по своему служебному положению Николай Павлович не

мог ознако­миться с практикой верховного управления: в день своего

бракосоче­тания (1 июня 1817 г. с дочерью прусского короля принцессой

Шарлоттой, которая при переходе в православие получила имя Алек­сандры

Федоровны) он был назначен генерал-инспектором инже­нерной части войск и все

время и силы посвящал улучшению саперного дела в русской армии. С вопросами

внутренней и внешней политики он столкнулся уже будучи императором, скоро

усвоил их и повел жизнь государства по тому пути, который считал наилучшим

для блага отечества.

"Обстоятельства воцарения Николая, - как пишет академик С. Ф. Платонов, -

были очень смутны." Сам он с горем писал брату Константину, что получил

престол "ценою крови своих подданых". Дело декабристов имело для молодого

государя, как и для всего госу­дарства, громадное значение. Оно оказало

огромное влияние на всю правительственную деятельность императора Николая и

очень отразилось на общественном настроении его времени (поэтому-то де­ло

декабристов пользовалось всегда большою известностью, несмотря на то, что все

его подробности составляли государственную тайну). Император Николай I во все

свое царствование помнил "своих друзей 14-го декабря" (так он выражался о

декабристах). Лично знакомый с их делом, сам участвуя в допросах и следствии,

Николай имел воз­можность вдуматься в обстоятельства дела.

Из своего знакомства с делом декабристов он вынес заключение о

неблагонадежном настроении дворянства. Очень большое количество людей,

участвовавших в тайных обществах, было из дворянства. Ни­колай I был склонен

считать заговор 14 декабря 1825 г. сословным дворянским движением, охватившим

все круги и слои дворянства. Подозревая дворян в стремлении к политическому

господству в госу­дарстве, Николай постарался создать вокруг себя бюрократию

и править страной посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских

учреждений и деятелей. При Николае I была очень уси­лена централизация

управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в

Петербурге, а местные сословные учреждения обратились в простые

исполнительные органы для мини­стерств.

Знакомясь с делами декабристов, император Николай I убедился, что желание

перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания.

Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей,

произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, на что

жаловались декабристы, было действительным злом русской жизни. Покарав

декабристов, им­ператор Николай I пришел к выводу, что правительство само

должно было произвести исправление и законным путем начать реформы.

Большинство современников видело в Николае I лишь гасителя свободы и мысли,

ослепленного самовластием деспота. Так считали видные общественные деятели Б.

Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и другие. По мнению А. Е. Преснякова, Николай

Павлович "считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров

и ге­нералов, отвечали бы на все его приказы только одним словом "слу­шаюсь".

Другие историки отмечают, что в своей деятельности Николай стремился

воплотить определенный идеал, по своему радел о благе России.

С целью успокоения общественного мнения был создан первый секретный комитет

(Комитет 6 декабря 1826 г.). Перед комитетом Николай I поставил задачу

рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы "обозреть настоящее положение

всех частей управления" и определить, "что ныне хорошо, чего оставить нельзя

и чем заменить". Комитет возглавил председатель Государственного совета,

опытный и осторожный администратор В. П. Кочубей, а одним из активных его

членов стал М. М. Сперанский, конституционные "мечтания" ко­торого давно

исчезли, а его знания, работоспособность, вера в форму и законодательную

деятельность, правительства привлекли симпатии царя.

Комитет 6 декабря регулярно работал 4 года. Его предложения о реформе

центральных органов власти исходили из идеи "разделения властей", однако не

для ограничения самодержавия, а для его упрочения путем более четкого

размежевания функций между различными ведомствами. Проекты реформы местной

администрации свелись к усилению контроля над ней как со стороны смежных

ве­домств, так и со стороны центральных органов власти.

Разработанный комитетом проект закона "о состояниях" носил откровенно

продворянский характер: предлагалось упразднить поло­жение петровской "Табели

о рангах" о получении дворянского звания по выслуге. Для того чтобы

удовлетворить другие сословия, предла­галось ограничить продажу крепостных

без земли. Начавшаяся в 1830 г. революция во Франции и Бельгии, восстание в

Польше напу­гали правительство и заставили его отказаться от таких умеренных

реформ.

Чтобы руководить важными делами, император считал необходи­мым иметь

собственную канцелярию. Началось превращение Собст­венной его императорского

величества канцелярии в важнейший орган государственной власти (I отделение).

Во II-ом отделении велись все законодательные работы и через него

испрашивались и получались отступления от законов или изме­нения в них по

разным поводам "в порядке верховного управления".

В непосредственное заведование своей канцелярии взял Николай и высшую полицию

и учредил для этого знаменитое III отделение во главе с генералом

Бенкендорфом. В связи с III Отделением был уч­режден отдельный корпус

жандармов с разделением всей страны на пять (а затем до восьми) жандармских

округов. Новые учреждения эти выставлялись как благодетельные для

"благонамеренных" обыва­телей и рассчитывали на их поддержку. Инструкция

корпусу жан­дармов возлагала на них обязанность выяснять и пресекать

злоупот­ребления, защищать обывателей от притеснений и вымогательств

чи­новничества, отыскивать и представлять к наградам "скромных вернослужащих"

и даже "поселять в заблудших стремление к добру и выводить их на путь

истинный".

IV отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями. В

1836 г. возникло еще и V отделение для управления государственными

имуществами и казенными крестьянами (затем было учреждено особое

министерство).

Составление законодательного кодекса было поручено М. М. Сперанскому.

Первоначально Сперанский поставил перед собой весьма серьезную задачу:

собрать законы, издать их и на этой основе создать новое действующее

законодательство. Однако Николай 1 ограничил а задачу: собрать все известные

законы, издать их в хронологическом порядке и выбрать из них действующие

законы.

Сперанский провел огромную работу по выявлению, сбору и публикации всех

законов. В 1830-1832 гг. было издано 45 томов "Полного собрания законов

Российской империи", в которое вошло все законодательство, начиная с

"Соборного уложения" 1649 г. до 1825 года, и 6 томов законов, принятых при

Николае I (с 1825 по 1830 г.). Затем ежегодно публиковались тома принятых

законов. Из этой массы законодательных актов Сперанский произвел отбор и

классификацию действующих законов. В 1833 г. было опубликовано 15 томов

"Свода законов", в котором законы были расположены по тематико-

хронологическому принципу.

Принято считать, что попытка Николая усовершенствования государственного

управления потерпела неудачу. Сверхцентрализация обернулась тем, что высшие

инстанции были буквально затоплены морем бумаг и потеряли реальный контроль

за ходом дел на местах. Мелочная регламентация вела к волоките и

злоупотреблениям. При Николае I "завершено было здание русской бюрократии".

(В. О. Ключевский). В бумажном море "входящих" и "исходящих" приказов,

циркуляров, "отношений", запросов тонули нужды и интересы живых людей.

Недаром говорилось при Николае I, что государством правит не император, а

столоначальник.

Крестьянский вопрос

Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта

крестьян. Интерес этот поддерживался частыми волнениями крестьян. В

царствование Николая I насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений.

Несколько раз Николай I учреждал секретные ("негласные") комитеты по

крестьянскому делу. Они собирали сведения и материалы, писали докладные

записки, составляли проекты, но все это бумажное производство оставалось

лежать "под сукном", ибо сам Николай I не мог решиться на серьезную ломку

существующего порядка. При обсуждении в Государственном Совете законопроекта

об "обязанных крестьянах" (в 1842 г.) император Николай I заявил: "Нет

сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении есть зло, для всех

ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь - было бы злом,

конечно, еще более гибельным."

Указ об "обязательных крестьянах" от 2 апреля 1842 г. не отме­нял указ 1803

г. "о вольных хлебопашцах", но владельцам (которые "сами сего пожелают")

разрешалось "заключать с крестьянами своими по взаимному соглашению договоры

на таком основании, чтобы... помещики сохраняли принадлежащее полное право

вотчинной собст­венности на землю... а крестьяне получали от них участки

земли в пользование за установленные повинности". Указ 1842 г. носил толь­ко

рекомендательный характер, нормы надела и повинности крестьян всецело

завысили от помещика, который сохранял и полную власть над "освобожденным",

"обязательным" крестьянином. Практическое значение этого указа было невелико

- до реформы 1861 г. было осво­бождено несколько более 27 тысяч крестьян.

В 1837-1838 гг. для управления "государственными имуществами" (включая

казенных крестьян) было учреждено особое Мини­стерство государственных

имуществ; министром был назначен гуманный генерал граф П. Д. Киселев. Он

настойчиво стремился к всестороннему улучшению их положения.

Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского

самоуправления. Министерство графа П. Д. Киселева заботилось об

удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд кресть­ян: производило

размежевание земель, отводило дополнительные на­делы для малоземельных,

устраивало ссудо - сберегательные кассы, школы и больницы. Реформа

государственной деревни, проведенная П. Д. Киселевым, новая форма организации

казенных крестьян (в том числе введение самоуправления) послужила образцом

для уст­ройства помещичьих крестьян по освобождении их от крепостной

за­висимости.

Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует упомянуть

финансовую реформу графа Е. Ф. Канкрина, который возглавлял министерство

финансов с 1824 по 1844 гг. В 1839-1843 гг. граф Е. Ф. Канкрин произвел

формальную девальвацию (официальное уменьшение золотого содержания денежной

единицы или понижение курса национальной валюты по отношению к золоту,

сереб­ру...) ассигнаций (бумажные деньги), установив, что 350 рублей

ассигнациями равняются 100 рублям серебром, а затем выпустил новые бумажные

деньги - "кредитные билеты", ценность которых обеспечи­валась собранным

министром финансов металлическим разменным фондом.

Экономическое развитие страны заставляло правительство пок­ровительствовать

промышленности, торговле и, в конечном счете, способствовать развитию

капиталистических отношений. Насажде­ние промышленности, учреждение банков,

строительство железных дорог, основание технических учебных заведений,

поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ,

организация выставок - все эти меры поощрения экономического развития

проводились с учетом интересов помещике» и нужд самодержавия.

Военные расходы и затраты на растущий аппарат управления требовали увеличения

денежных поступлений. Отсюда и принятие поощрительных мер для

предпринимателей, издание покровитель­ственных тарифов. Консервативная по

своим истокам политика тормозила, конечно, развитие новых процессов в

экономике. Но они, тем не менее, медленно, но верно пробивали себе дорогу,

углубляя кризис всей социально-экономической системы.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В 20-х - 50-х гг. XIX ВЕКА.

ОХРАНИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Реакцией на неудачу реформ Александра I и на выступление де­кабристов было

нарастание консервативных настроений в русском об­ществе. Николай I мечтал

подчинить себе общество, руководить его идейной жизнью, управлять его

настроениями. Он считал, что луч­шая теория - "добрая нравственность", и дело

подданных "не рассуждать", а повиноваться. Однако начальственное "не

рассуждать" было уже недостаточно для того, чтобы заставить общество не

только повиноваться власти, но и служить ей не за страх, а за совесть.

По официальной доктрине, эффектно сформулированной минист­ром народного

просвещения графом С. С. Уваровым (с 1833 до 1849 г.), в основе самобытной

русской жизни лежат три принципа: самодержавие, православие и народность.

Первым в "теории офици­альной народности", безусловно преобладающим,

являлось, конечно, самодержавие, которому все должно подчиняться не только

внешне, но и внутренне, не только за страх, а за совесть.

Самодержавие объявлялось основным устоем русской жизни, обеспечивающим якобы

величие и мощь России, отсюда преданность и служба ему объявлялась

гражданским долгом всех подданных.

Православие считалось основой духовной жизни народа, поэтому православная

церковь, подчиненная светской власти, являлась опо­рой самодержавия.

"Православие - одна из опор этой власти, отнюдь не та "внутрен­няя правда"

самостоятельной и авторитетной русской церкви, о ко­торой мечтали

славянофилы, а вполне реальная система церковного властвования над духовной

жизнью "паствы", притом церковность -орудие политической силы самодержавия,

вполне покорное граждан­ской власти под управлением синодального обер-

прокурора".

В понятие "народность" вкладывалось отсутствие якобы социаль­ной розни в

России, "единство" народа и "единение" его с царем. "...Под "народностью"

разумелся казенный патриотизм - безусловное преклонение перед

правительственной Россией, перед ее военной мощью и полицейской выправкой,

перед Россией в ее официальном облике, "в противоположность России по бумагам

с Россией в нату­ре", по выражению историка М. П. Погодина, перед Россией

де­коративной, в казенном стиле, притворно уверенной в своих силах, в

непогрешимости и устойчивости своих порядков и умышленно закрывающей глаза на

великие народно-государственные нужды".

"Во внутренней жизни страны эта система "официальной народ­ности" воплощает

полный застой органической, творческой деятель­ности и прикрывает агонию

разлагавшегося старого порядка. В отношениях международных она ведет к

выступлениям, полным чрезмерной самонадеянности, к политическому авантюризму,

ко­торый через перенапряжение сил страны, расшатанных внутренним кризисом,

увлекает государство к роковой катастрофе".

Новый университетский устав 1835 г. передавал руководство де­лом просвещения

в руки попечителей учебных округов (назначав­шихся часто из генералов) и

ограничивал (но не уничтожал) университетскую автономию.

Сам министр просвещения граф Уваров был просвещенным чело­веком, и наука

могла жить под его "отеческим" попечением. По мне­нию ряда современных

исследователей, Уваров стремился не просто пресечь нежелательные тенденции в

духовном развитии страны, но и направить его в нужное русло, до известной

степени поощряя про­свещение. В Московском университете в уваровскую эпоху

действо­вала блестящая плеяда профессоров - Т. Н. Грановский, Н. Д. Каве­лин,

П. Г. Редкий и другие ("золотой век" Московского университе­та).

Рупорами правительственной идеологии были популярные журна­листы Ф. В.

Булгарин и Н. И. Греч, издававшие газету "Северная пчела". Ф. В. Булгарин и

Н. И. Греч являлись нештатными осведоми­телями III Отделения.

Когда в 1830 г. кружок Пушкина, Дельвига и Вяземского стал из­давать

"Литературную газету", то Булгарин, боявшийся кон­куренции, стал яростно

травить газету. Сначала Булгарин не задевал самого Пушкина, но позже в

"Северной пчеле" напечатал против него грязный пасквиль. На это Пушкин

ответил следующей эпиграммой.

Не то беда, Авдей Флюгарин,

Что родом ты не русский барин,

Что на Парнасе ты цыган,

Что в свете ты Видок Фиглярин:

Беда, что скучен твой роман.

Правящая верхушка пыталась исторически и теоретически обос­новать "теорию

официальной народности", придать ей национальную окраску, вывести "устои"

русской жизни из особенностей ис­торического развития России.

Наиболее обстоятельно эта теория была развита и обоснована в трудах

профессора-историка Московского университета М. П. Пого­дина. Он исходил из

противопоставления истории России и стран За­падной Европы. В России, писал

Погодив, сложился особый тип власти, основанный на "единении" царя и народа.

И даже крепостное право у Погодина, который сам был в прошлом крепостным,

вызыва­ет умиление, поскольку оно "сохраняет в себе много патриархально­го":

хороший помещик является "благодетелем" своих крестьян. Сохранение

самобытности России - залог того, что и в будущем Рос­сия станет развиваться

не путем революций, как на Западе, а "мудрым попечением" самодержавной

власти.

Прямее, проще и воинственнее эту же концепцию проводил про­фессор литературы

С. П. Шевырев, который в своих писаниях резко противопоставлял "разлагающийся

и гниющий" Запад, одержимый "злым заразительным недугом, окруженный

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты