Реферат: Владимир Мономах, Ярослав Мудрый и князь Олег

Анну. Ярослав давал убежище при своем дворе изгнанным европейским особам

королевской крови и правителям, в том числе английским и норвежским принцам.

Ярослав покровительствовал торговле, ревностно охранял торговые пути от

кочевников.

При Ярославе продолжалось распространение на Руси христианства. Именно ему

приписывают основание знаменитого по сей день храма Св. Софии в Киеве, именно

по его настоянию в Киеве был назначен первый митрополит, русский по

происхождению, именно Ярослав приказал переводить церковные книги с

греческого на русский язык. Продолжая дело своего отца, князь организовывал

на Руси школы для обучения грамоте (например, в Новгороде он основал училище,

рассчитанное на 300 учеников). Сам он был хорошо образованным человеком,

любил книги и чтение и собрал первую на Руси библиотеку, которая потом была

передана храму Св. Софии в Киеве.

Но самым знаменитым деянием Ярослава стало введение на Руси первого свода

законов, называвшегося «Русская Правда». Конечно, этот объемный свод законов

был составлен не одним человеком и не за один год, но именно во времена

княжения Ярослава впервые письменный свод законов стал мерилом законности или

незаконности поступков и наказаний. Именно «Русская Правда» впервые в русской

истории запретила кровную месть и заменила ее денежными выплатами.

Подобно своим предшественникам Ярослав продолжал основывать города: Ярославль

на Волге, Юрьев (Дерпт) на землях чуди. Именно Ярослав построил линию

укрепленных острожков, защищавших южную границу Руси от степных кочевников.

Ярослав умер в 1054 году в Вышгороде (под Киевом), прожив 76 лет, и похоронен

в храме Св. Софии в Киеве.

Умирая, Ярослав, проведший полжизни в войнах с собственными братьями, завещал

своим сыновьям жить в мире и согласии. Летописец передал нам его последнее

завещание: «Вот я отхожу от этого света дети мои! Любите друг друга, потому

что вы братья родные, от одного отца и от одной матери. Если будете жить в

любви между собою, то Бог будет с вам Он покорит вам всех врагов, и будете

жить в мир если же станете ненавидеть друг друга, ссориться то и сами

погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом

своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга свой стол - Киев

поручаю вместо себя старшему сыну моему Изяславу; слушайтесь его, как меня

слушались: пусть он будет вам вместо меня». Летописец писал о Ярославе: «Он

был хромоног, но ум у него добрый, и на рати был он храбр», а народ прозвал

его Мудрым. С именем Ярослава связывается эпоха «высшего процветания Киевской

Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку.

3. Князь Владимир II (Мономах) (1113-1125)

Отец - Всеволод I Ярославич, Великий князь Киевский.

Мать - жена Всеволода Анна, Византийская царевна, дочь византийского

императора Константа Мономаха.

Родился в 1052 году и получил от отца в управление Чернигов. Еще до воцарения

в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался

народной любовью и влиянием среди друг князей.

Его отец, Великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое

княжение, но Мономах не желая возобновления междоусобных войн, отказался от

этой чести и собственноручно провозгласил Великим князем Киевским своего

двоюродного брата Святополка II Изяславича.

Вместе с ним (и без него) участвовал в поход против половцев (в 1093, 1094,

1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 и др.), в которых терпел поражения и

одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер: ни одна

из сторон не могла добиться решающего успеха. Да половцы и не стремились к

завоеванию земель, их целью были грабежи, а российским князьям никак не

удавалось эти грабежи прекратить, хотя временами они и добивались успехов. По

его собственным словам, Владимир девятнадцать раз заключал с половцами мир,

вообще стремился закончить дело миром, если существовала хоть какая-то

возможность. Но именно он выступил инициатором ответных нападений на половцев

(1095 год) и постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в

отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101,

1103 годов и др.).

В отношениях с другими удельными князьям стремился поддерживать мир. Когда в

1094 году князь Олег Святославич явился под стены Чернигова во главе

половецкого войска, желая захватить город, в котором когда-то правил его

отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой

дружиной в Переславль, где и княжил. Позже он передал Переславль своему брату

Ростиславу и княжил в Смоленске.

Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 году в

Любече и в 1100 году в Уветичах или Витичеве. Но стремление поддерживать мир

между князьями нередко приводило князя Владимира в самый центр междоусобных

войн.

После смерти Великого князя Киевского Святополка киевляне собрали вече и

решили, что следующим киевским князем должен быть Владимир Мономах. К нему

послали гонцов. Мономах вновь (уже второй раз) отказался от чести быть

великим князем, поскольку по праву старшинства Киевское княжество должно было

перейти к его двоюродным братьям Святославичам, сыновьям Великого Киевского

князя Святослава II Ярославича, второго сына Ярослава Мудрого (отцом же

Владимира был третий, младший сын Ярослава).

Но киевляне и слышать не желали ни о каком другом князе, а пока суд да дело,

в безвластии в Киеве поднялся мятеж, начались грабежи и пожары. И киевляне

второй раз послали просить Владимира принять Киевский стол.

В 1113 году Владимир дал свое согласие и принял Великое княжение. Как ни

странно, но Святославичи не решились или не захотели требовать своих законных

прав и не выступили против него. С тех пор Святославичи довольствовались

Черниговской областью, которая стала совершенно независимой от центральной

власти киевского князя. Но междоусобные войны то здесь, то там вспыхивали

вновь и вновь. Причем князья не гнушались приглашать на помощь враждебные

Руси племена поляков и венгров.

Продолжалась война с половцами: едва услышав о смерти Святополка, они были

тут как тут на восточных границах Руси, но Владимир, объединившись с другими

князьями, обратил их в бегство. А в 1116 году Владимир послал в поход на Дон,

против половцев, своего сына. В этом походе русское войско взяло приступом

три города, принадлежавших половцам.

Эти победы вдохновили покоренных половцами печенегов и торков восстать. Битва

между тремя племенами была жестокой и долгой. В результате печенеги и торки

были побеждены и пришли на Русь в поиске защиты. Владимир Мономах поселил их

на границе. Время от времени в поисках убежища приходили к Русь представители

и других степных народов, н поскольку они вели себя крайне беспокойно, то в

1120 году Мономах выгнал из российских пределов берендеев, а печенеги и торки

бежали сами.

В 1116 же году Владимир воевал против греков (Византии), поддерживая

свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимир Мария

была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но

Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым

сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин новый византийский император,

был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского

Неофита, который привез в подарок князю царский венец, знаменитую Шапку

Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом

впоследствии венчались на царство русские государи, еще и сегодня он хранится

в Оружейной палате Московского Кремля.

Во время правления Владимира Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с

племенем чудь на западе от Чудского озера (1116 год).

На северо-востоке Руси русские не менее успешно воевали против болгар и

мордвы. В 1120 году сын Владимира Мономаха Юрий, князь Ростовский, ходил в

поход против болгар и возвратился с победой.

Владимир Мономах дополнил свод российских законов, знаменитую «Русскую

Правду». Видимо, одной из причин киевского мятежа 1113 года было то, что

ростовщики устанавливали слишком высокие проценты. Первым делом Владимира

Мономаха по восшествии на Киевский стол стало ограничение «ростов» и внесение

этого ограничения в законодательство.

Владимир Мономах умер в 1125 году. По словам летописи, «слава его прошла по

всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и

нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало

по нем как по святом и добром князе; ... весь народ плакал по нем, как плачут

дети по отце или по матери».

Заключение

Древнеславянское государство стало великой вехой в истории не только братских

славянских народов, но и оказало неоспоримое влияние на развитие мировой

культуры.

Возникновение Древнерусского государства явилось решающим событием в жизни

восточных славян, определившим их дальнейшую историческую судьбу. За короткое

время Киевская Русь выдвинулась в число ведущих стран средневекового мира, с

которой вынуждены были считаться такие могущественные державы, как

Византийская империя и Арабский халифат.

В конце IX — начале Х в. власть киевского князя Олега распространялась уже на

полян, новгородских словен, кривичей, северян, радимичей, древлян, хорватов,

уличей, на неславянские племена чудь и мерю. Территориальный рост Киевской

Руси связывается с военными походами Олега, но в основе этого процесса лежали

внутренние факторы — экономическая, политическая и культурная консолидация

восточного славянства.

Значительных успехов достигла Киевская Русь в начале Х в. и во внешней

политике. В 907 г. состоялся поход князя Олега на Византию, в котором

согласно летописи приняло участие 80-тысячное войско. Заключение договоров

Руси с Византией было актом большой исторической важности, поскольку они

показали силу молодого восточнославянского государства. В договорах нашло

отражение много сторон общественной жизни Руси — общественный строй,

политическая структура государства, уровень ее культурного развития. Кроме

того, во времена правления Олега на Руси появилась письменность.

Правление Ярослава Мудрого приходится на период расцвета Киевской Руси.

Первая половина XI в. ознаменовалось общим подъемом страны, укреплением

экономических и культурных связей между ее отдельными частями. Во времена

Ярослава был составлен первый памятник русского права — так называемый «Устав

Ярослава», или древнейшая «Русская правда», которая была дана Новгороду в

1016 г. как сборник правовых норм при рассмотрении разных конфликтов среди

новгородского населения. Вместе с тем она отражала определенные черты жизни

русского средневекового города вообще.

Правление Ярослава снискало ему на Руси большую славу и любовь; за его ум и

начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги и

собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и покупали книги

славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном Киевском храме

св. Софии, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную

мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца

верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству

учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся

просветителем Руси.

Он был и её крепким защитником, деятельно охраняя границы государства от

внешних врагов. Ему удалось наголову разбить печенегов и навсегда отогнать их

от Киева (1034). Значение этой победы Ярослава над печенегами не было

помрачено даже неудачею предпринятого при нём набега на Византию (1034). 3-х

летняя война с греками, вызванная этим набегом, была последним столкновением

Руси с Византией и окончилась освобождением русских пленных, захваченных

греками во время набега.

Киевское государство при Ярославе, несомненно, окрепло и процветало. Ярослав

обладал, большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и

великолепные постройки. В Киеве он выстроил замечательный храм Св.Софии и

несколько других каменных храмов и монастырей. Для своих построек Ярослав

выписал из Греции мастеров и строительные материалы. Всё это он делал не щадя

средств и поэтому добивался блестящих результатов. При Ярославе торговля на

Руси связывалась тесными отношениями с Германией, Францией, Венгрией, Польшей

и скандинавскими странами странами.

Первыми десятилетиями XII в. закончился раннефеодальный период истории

Киевской Руси, началась эпоха феодальной раздробленности. По мнению академика

Б. А. Рыбакова, новый этап исторического развития Руси правильнее называть не

периодом феодальной раздробленности, а начальным этапом развитого феодализма.

Его характерными особенностями были: углубление процессов феодализации в

городе и селе, а также дальнейшая кристаллизация и обособление отдельных

древнерусских княжеств.

К 30-м годам XII в. отдельные древнерусские княжества настолько окрепли и

выросли, что смогли начать самостоятельную, во многих отношениях независимую

от Киева жизнь. Власть великого киевского князя, ставшего первым среди

равных, отошла в прошлое и больше не распространялась на все древнерусские

земли.

Одновременно с экономическим развитием древнерусских земель в XII—XIII вв.

значительно расширились торговые связи между ними. Их укреплению

способствовало наличие определенной ремесленной специализации как отдельных

городов, так и целых районов. Успешно развивалась в это время и международная

торговля Руси; для защиты торговых путей от половцев («греческого»,

«соляного», «залозного») неоднократно выступали объединенные дружины русских

княжеств.

Важную роль в развитии древнерусского общественного строя играло общерусское

законодательство. В отличие от некоторых феодально-раздробленных государств

Западной Европы (например, Германии), где в каждом княжестве действовали свои

законы, в Древней Руси XI—XI II вв. был единый юридический кодекс судебно -

правовых норм, имевший одинаковую силу во всех землях. Характерно, что

длительный процесс сложения текста «Русской правды» (пространная редакция

«Русской правды») завершился вполне на втором этапе исторического развития

Руси. В нем нашли отражения все важнейшие стороны экономической и

общественно-политической жизни страны — развитие феодальной собственности на

землю, дворцово-вотчинная система управления, правовое положение различных

категорий зависимого населения, развитие торговли и ограничение

ростовщичества, социальная борьба, отмена кровной мести и др. Стройность и

продуманность законоположений «Русской правды» свидетельствует о высоком

уровне юридической мысли на Руси. Не случайно этот законодательный свод

приобрел общерусское значение и имел юридическую силу во всех княжествах

вплоть до XVв.

Активизация общественно-политической жизни Руси периода феодальной

раздробленности пробуждала чувстве общенародного единства, что нашло

отражение в многочисленных летописях и литературных произведениях — от

«Поучения» Мономаха до «Слова о погибели земли Русской». В своем

патриотическом отношении к Русской земле летописцы и публицисты поднимались к

пониманию общерусских интересов. Во многом они отражали чувства и настроения

народных масс Руси. Этническое развитие Руси XII—XIII вв. проходило по пути

дальнейшей консолидации древнерусской народности, в основе которой лежали

сознание общности происхождения и развития, чувство территориальной

целостности, единство языка, культуры, веры, наличие прочных экономических

связей. Если на первом этапе существования Древней Руси силой,

способствовавшей этнической сплоченности восточного славянства, было

государство, то на втором — древнерусская народность сама стала одним из

важнейших условий государственного единства.

При Владимире Мономахе Киевская Русь на краткий миг вернула свою былую славу.

С. М. Соловьев писал о нем: «Мономах не возвышался над понятиями своего века,

не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными

доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки

существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже

способным удовлетворить его общественные потребности». Владимир Мономах

похоронен в Киеве, в церкви Св. Софии.

Подводя итоги нашей работы, можно сделать вывод, что правление трёх

вышеозначенных правителей было неоценимо для всей истории развития русского

государства. Князья каждый по-своему добивались расцвета своего государства и

не жалели на это сил.

Список использованных источников

1. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855. Петрозаводск.1997г.

2. Введение христианства на Руси. М., 1987.

3. Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989.

4. Гумилев Л.Н. "От Руси к России" М., 1992.

5. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985.

6. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991.

7. История крестьянства в Европе. М., 1985. Т.1.

8. История крестьянства СССР: С древнейших времен до Великой Октябрьской

социалистической революции. М., 1987. Т.1; 1990. Т.2.

9. История культуры Древней Руси. М., Л., 1948. Т.1; 1951. Т.2.

10. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ- начала

ХХ в. М., 1991.

11. История России. Учебное пособие. Т.1 М., 1995.

12. История СССР. С древнейших времен до 1861 г. М., 1983.

13. История СССР. С древнейших времен до конца ХVIII века. Под редакцией

Рыбакова. М., 1975.

14. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.).

М., 1985.

15. Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и

исторические судьбы восточного славянства. М., 1982.

16. Пособие по истории отечества. Для поступающих в ВУЗы. М., 1993.

17. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.

18. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси (IX - первая половина X в.). М., 1980.

19. Соловьев С.М. Соч.: В 18 кн. М., 1988. Кн.1.

20. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII

вв. М., 1969.

21. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV

вв. М., 1960.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты