Реферат: Владимир Мономах, Ярослав Мудрый и князь Олег

Реферат: Владимир Мономах, Ярослав Мудрый и князь Олег

Мордовский государственный университет

имени Н.П.

Огарёва

Юридический факультет

реферат

по предмету: реформы в России

Владимир Мономах, Ярослав Мудрый и князь Олег

Выполнила: студентка I курса 106 гр.

специальности «Юриспруденция»

Ерошкина И.Д.

Проверил: Лебедев А.П.

Саранск 2002

Содержание

С.

Введение 3

1. Князь Олег («Вещий») – (897-912) 5

2. Князь Ярослав (Мудрый) (1019-1054) 10

3. Князь Владимир II (Мономах) (1113-1125) 15

Заключение 18

Список использованных источников 23

Введение

Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени,

когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая

союзы племен. Этот процесс начался в конце 5 и в целом закончился в 8-9

веках. Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные

этнокультурные сообщества, которые имели определенные локальные особенности.

Различия в культуре и быте между племенными объединениями так и не были

преодолены во времена существования Древнерусского государства и его

народностей (9-13 века).

Время образования Киевской Руси, по определению монаха Нестора, - 852 год. Но

еще славяне имели некое представление об искусствах: вырезали на дереве

образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не

изменялись от солнечного жара и не смывались дождем. В древних вендских

могилах были найдены многие глиняные урны, весьма хорошо сделанные, с

изображением львов, медведей, орлов и покрытые лаком; также копья, ножи и

мечи, и кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправой и насечкою.

Карамзин писал, что, «не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и

выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах

своих умели наслаждаться действием так называемых искусств изящных».

К началу IX века на территории нашей страны не существовало единого

государства. Здесь жили отдельные племена: чудь, весь, ильменские славяне,

кривичи, древляне, поляне и другие; между ними часто вспыхивали ссоры,

происходили бесконечные стычки, гибли люди и их имущество. Поэтому, как

гласит предание, однажды представители племен собрались вместе и призвали

иностранного князя, чтобы он наконец навел у них порядок. Этим призванным

князем оказался варяг по имени Рюрик. Случилось это, по мнению летописца, в

862 году.

Огромное значение в становление, развитие и процветание Руси внесли (кроме

Рюрика) три правителя – князь Олег, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Данная

работа заключается в рассмотрении и анализе их правления и реформ, повлёкших

за собой не только становление российского государства как такового, но и

признание его равным другим, более древним и могучим государствам

1. Князь Олег (Вещий) – (897-912)

Олег родственник князя Рюрика (по преданию - зять). После смерти последнего

начал править в Новгороде. Ему подчинялись окрестные племена: чудь, меря,

ильменские славяне, весь, кривичи. Из них и еще из варягов собрал он большое

войско и двинулся на юг. Занял Смоленск, посадил там править своего человека.

Пошел в землю северян и вскоре посадил своего ставленника в Любече. В 882

году войско Олега подошло к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир, люди

из дружины Рюрика. Олег хитростью выманил их из города и убил. Затем он занял

Киев и провозгласил его столицей, сказав: «се буди мати городам русским». С

этого, собственно, и начинается история Киевской Руси.

Олег активно строит города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от

набегов кочевников.

Первым признаком государства стал также регулярный сбор дани с подвластных

племен. Главным занятием Олега было расширение пределов государства на восток

и запад от Днепра. В 883 году ему покорилось племя древлян. Но самое

знаменитое его деяние - это установление тесных контактов с Византией.

В 902 году, оставив в Киеве править сына Рюрика Игоря, Олег совершил свой

знаменитый византийский поход. Его войско было многочисленным и

разноплеменным: варяги, ильменские славяне, чудь, кривичи, меря, поляне,

северяне, древляне, радимичи, хорваты, дулебы, тиверцы. Летописец говорит,

что поплыли по Днепру две тысячи кораблей по сорок человек в каждом. Да еще

по берегу скакало верховое войско. Скорее всего, это поэтическое

преувеличение. Достоверным является то, что Олег с войском переплыл Черное

море и добрался-таки до Босфора, на котором стояла столица Византии

Константинополь (Царьград в летописи). Сейчас этот город находится в Турции и

называется Стамбул.

Греки, чтобы не допустить северных варваров к городу, перекрыли цепями вход в

бухту «Золотой Рог». Олег высадившись на берег, начал опустошать окрестности

города. Но все-таки очень хотелось попасть в сказочный город, и тогда,

говорит летопись, Олег придумал невиданную хитрость. Вытащив на берег ладьи,

он велел поставить их на колеса. Распустили паруса, и, поймав ветер, ладьи

двинулись по суше, как по морю. Греки смертельно перепугались и выслали

послов с просьбой не разрушать города, а лучше взять дань. При этом и греки

были не без хитрости: они попытались отравить Олега, прислав отравленное

угощение.

Но их хитрость не удалась. Пришлось по всем правилам вести переговоры.

Сохранился договор с Византией - первый международный документ молодого

государства. Наряду с выплатой дани греки вступали в торговые отношения с

Киевом. Любопытно, что в договоре оговаривается следующее положение: в

Константинополе русские могут жить только у Св. Мамы, чиновники переписывают

их имена; входить в город они могут только без оружия и не более чем

пятьдесят человек одновременно в сопровождении императорского чиновника.

Торговать могут беспошлинно. Императоры Леон и Александр целовали крест в

соблюдении договора; привели также к присяге Олега и мужей его, те клялись по

русскому закону: оружием, Перуном, богом своим, Волосом, скотьим богом, и

таким образом утвердили мир. Предание прибавляет, будто Олег велел руси сшить

паруса шелковые, а славянам - полотняные, будто воины повесили щиты свои на

воротах цареградских в знак победы, и когда пошли они домой, то русь подняла

паруса шелковые, а славяне - полотняные, но ветер разодрал их; тогда славяне

сказали: примемся за свои холстинные паруса, не дано славянам парусов

полотняных. Это предание любопытно потому, что в нем видно различие между

русью и славянами, различие в пользу первой. Под именем руси здесь должно

принимать не варягов вообще, но дружину княжескую, под славянами - остальных

ратных людей из разных племен; естественно, что корабль княжеский и другие,

везшие бояр и слуг княжеских, были красивее, чем корабли простых воинов.

Олег, заключает предание, возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями,

овощами, винами и всяким узорочьем; народ удивился такому успеху и прозвал

князя "вещим", то есть кудесником, волхвом.

В 911 году в Константинополе был заключен договор, содержащий юридические

нормы взаимоотношений русских с греками. Летописец добросовестно перечисляет

все пункты этого договора. Удивительно, как быстро сумели славяне принять

основные законы христианского государства: по ним карались убийство,

членовредительство, воровство, лжесвидетельство. Истинность свидетельских

показаний устанавливалась с помощью клятвы по обрядам своей религии. За самые

тяжкие преступления наказанием была смерть, за воровство или

членовредительство - денежные штрафы в пользу потерпевшего.

И может быть, самое удивительное, что стороны договаривались о взаимопомощи в

чужом краю например, выкупить из неволи русского или грека, проводить его

домой, где родственники вернут деньги.

По заключении договора послы с богатыми подарками возвратились в Киев.

Это было последнее славное дело при княжении Олега. Он правил 33 года с 879

по 912 год. Место его захоронения точно не известно.

Было предание, что перед смертью Олег ходил на север, в Новгород и Ладогу; в

этом предании нет ничего невероятного, оно же прибавляет, что Олег и

похоронен в Ладоге; все указывает нам на тесную связь севера с югом, связь

необходимую. Север хотел иметь у себя могилу вещего преемника Рюрикова, юг -

у себя: по южному преданию, Олег похоронен в Киеве, на горе Щековице; в

летописи находим также предание о самой смерти Олега .

Спрашивал он волхвов кудесников, от чего ему умереть? И сказал ему один

кудесник: "Умереть тебе, князь , от любимого коня, на котором ты всегда

ездишь". Олег подумал: "Так никогда же не сяду на этого коня и не увижу его",

- и велел кормить его, но не подводить к себе и так не трогал его несколько

лет, до самого греческого похода. Возвратившись в Киев, жил Олег четыре года,

на пятый вспомнил о коне, призвал конюшего и спросил: "Где тот конь мой, что

я поставил кормить и беречь?" Конюший отвечал: "Он уже умер". Тогда Олег

начал смеяться над кудесником и бранить его: "Эти волхвы вечно лгут, -

говорил он, - вот конь-то умер, а я жив, поеду-ка я посмотреть его кости".

Когда князь приехал на место, где лежали голые кости конские и череп голый,

то сошел с лошади и наступил ногой на череп, говоря со смехом: "Так от этого-

то черепа мне придется умереть!" Но тут выползла из черепа змея и ужалила

Олега в ногу: князь разболелся и умер.

При разборе преданий об Олеге мы видим, что в народной памяти представлялся

он не столько храбрым воителем, сколько вещим князем , мудрым или хитрым,

что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростию Олег овладевает

Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на

восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростию пугает греков, не дается в

обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа «вещим». В

предании он является также и князем-нарядником земли: он располагает дани,

строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному

водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве,

впервые соединенными силами совершают дальний поход. Таково предание об

Олеге, историк не имеет никакого права заподозрить это предание, отвергнуть

значение Олега как собирателя племен.

И именно в эти годы русский народ обрёл величайшее своё сокровище, по

значимости превосходящее силу любого оружия, - письменность. Факт, не

подлежащий сомнению: летописная статья о создании славянской письменности

сопряжена в "Повести временных лет" с правлением князя Олега Вещего, который

ни при каких условиях не мог быть непричастным к сему воистину эпохальному

событию отечественной истории, сравнимому разве что с принятием христианства.

Блистательное правление Вещего князя продолжалось целых 33 года. Именно при

нём Русь стала мировой державой: её границы простёрлись от моря и до моря.

Деяния Олега Вещего как верховного правителя созданной им Державы - сплошная

череда героических подвигов, которая увенчалась беспримерными историческими

событиями в истории Руси: и тем, что Вещий князь прибил щит победителя над

воротами Царьграда, и тем, что именно во время его правления получила

хождение русская азбука. После его смерти процесс дальнейшего формирования

Державы Рюриковичей сделался уже необратимым. О бесспорных заслугах в этом

деле Вещего Олега, думается, лучше всего сказал Н.М. Карамзин: "Мудростью

Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя

основывает великие Империи и служит им надёжною опорою в их опасной новости.

Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с

Олегом в завоеваниях, которые утвердили её бытие могущественное".

2. Князь Ярослав (Мудрый) (1019-1054)

Отец - Владимир I, Великий князь Киевский. Мать - Рогнеда, Полоцкая княжна.

Летописец упоминает всего 12 сыновей Владимира, не указывая их старшинства.

Но Ярослав, видимо, не был старшим сыном. Он родился в 978 году по некоторым

данным в 980 году).

Вначале, еще при жизни отца, Ярослав получил в княжение Ростов и только после

смерти одного из старших братьев, Вышеслава, - Новгород. В Новгороде он

доставил много хлопот уже больному отцу, отказавшись в 1014 году платить ему

традиционную дань.

Смерть отца застала Ярослава в Новгороде (Владимир как раз готовился к войне

с собственным отпрыском). Власть в Киеве захватил сводный брат Ярослава,

князь Святополк, начавший свое правление с убийства возможных конкурентов, т.

е. сводных братьев: Бориса, Глеба и Святослава. Ярослава предупредила о

происходящем и о возможной опасности его сестра Предслава, жившая в Киеве,

прислав ему послание следующего содержания: «Отец умер, а Святополк сидит в

Киеве, убил Бориса, послал и на Глеба, берегись его».

В 1016 году Ярослав созвал варяжскую дружину (по разным сведениям 1 000 или 6

000 человек) и 40 000 новгородцев и отправился воевать со Святополком;

заявив: «Не я начал избивать братьев, но Святополк; да будет Бог отместник

крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и

Глеба; пожалуй, и со мной то же сделает». Новгородцы охотно поддержали своего

князя, потому что надеялись и дальше не платить дань Киеву. Святополк, в свою

очередь, собрал войско и вышел навстречу Ярославу. Они встретились около

Любича. Войска двух князей, пришедшие с разных сторон, стояли на разных

берегах Днепра. И так они и стояли то ли три недели, то ли три месяца, пока

Ярослав не решился напасть ночью и незаметно, под покровом темноты

переправиться на другой берег. Неожиданное нападение решило дело, и сражение

закончилось в пользу Ярослава. Побежденный Святополк, однако, остался жив и

бежал в Польшу, к своему зятю, польскому королю Болеславу Храброму.

Таким образом в 1016 году Ярослав занял Киевский стол.

Но междоусобица на этом не закончилась. Вначале Болеслав натравил на Киев

печенегов, от которых Ярослав отбился с большим трудом. В ответ Ярослав

выступил в поход против Болеслава, но поход закончился неудачей. Болеслав же,

в свою очередь, пошел на Ярослава. На берегу Буга состоялось сражение которое

Ярослав проиграл, потеряв почти все свои войска, и был вынужден бежать в

Новгород. Судя по всему, он готов был бежать и дальше, за море, но новгородцы

не позволили, заявив, что собираются продолжать сражаться против Святополка.

Святополк в это время вместе с польскими войсками Болеслава вступил в Киев

(1017 год), захватив там все Ярославово имущество, а также мачеху, жену и

сестер. поляки, правда, недолго пробыли в Киеве, поскольку в городе готово

было подняться восстание против них, они ушли, унося награбленное, а

Святополк остался княжить.

В 1019 году Ярослав собрался с силами (деньгами помогли новгородцы) и снова

пошел на Святополка. на этот раз тот был разбит и бежал к печенегам, но нова

вернулся, приведя печенегов с собой. По словам летописца, битва (на реке

Альте, 1019 год) была жестокая, но печенеги были разбиты. Святополк же был не

то убит в бою, не то бежал в город Брест и там умер от ран.

Таким образом 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским.

Но на этом неприятности с братьями и другими родственниками у Ярослава не

закончились. Недоразумения этого рода продолжались до 1032 года. В 1021 году

случился набег племянника Ярослава Полоцкого князя Брячислава Мзяславича на

Новгород, в 1024-м началась междоусобица с младшим братом Ярослава князем

Мстиславом Тмутараканским, желавшим поделить русские земли поровну, что в

итоге и было сделано (1025 год), - граница прошла по берегам Днепра: с

востока земли Мстислава, с запада - Ярослава; положение это сохранялось

вплоть до смерти Мстислава (в 1032 году.) К этому времени Ярослав научился

предупреждать междоусобные разборки, отправляя в тюрьму возможных зачинщиков

смуты еще до того, как они успевали что-либо натворить: именно в 1032 году он

посадил в тюрьму Псковского князя Судислава, последнего из братьев,

недовольного разделом земельных владений. С этого времени Ярослав был

единоличным правителем Киевской Руси (за исключением Полоцкого княжества) и

провозгласил себя «самодержцем».

Ярослав вел очень активную внешнюю политику так или иначе поддерживая

отношения со всей тогдашней Европой: с Норвегией дружеские и родственные;

воевал, а затем мирился с Польшей (походы 1022, 1030, 1031 годов, а в 1043

году польский король Казимир женился на сестре Ярослава, заключив таким

образом союз; с этих пор Ярослав и Казимир предпринимали совместные военные

экспедиции например, против Мазовии в 1047 году), вовремя его правления

происходили первые столкновения с финскими племенами, ходил он против ятвягов

и чуди (1030 год) и Литвы (1041 год), отражал набеги печенегов (например, в

1036 году). Воевал по старой памяти с Византией: в 1043 году Ярослав отправил

в поход против Византии своего старшего сына Владимира, после того как греки

в ссоре убили русского купца, но это - последнее известное военное

столкновение Киевской Руси с Византией (мир был заключен в 1046 году).

Ярослав связал свою семью династическими браками с самыми известными

владетельными домами Европы: сам Ярослав был женат на Шведской принцессе

Ингигерде; его сын Изяслав - на сестре польского короля Казимира; Всеволод -

на греческой царевне дочери византийского императора Константина Мономаха;

еще два сына -- на немецких княжнах; Гарольд Норвежский взял в жены дочь

Ярослава Елизавету король Венгрии Андрей - Анастасию, Генрих I Французский -

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты