Реферат: Влияние реформ Петра I на историю Отечества

Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и

механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и

"рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России:

"Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и

Вальтерам Скоттам!"

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной

Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи,

использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение.

Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то,

что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время

накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить

подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы

Петра.

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа,

"требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная

преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в

ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое

при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа,

как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно

насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности

государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем

развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной

работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и

русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы:

военную, органов власти и управления, сословного устройства русского

общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

2. Экономические реформы.

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность

совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой

четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском

государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия -

Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и

др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась

высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего

освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших

сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на

восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие

потребности государства в сырье для российской промышленности привели к

широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г.

поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для

шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в

Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения

феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих

крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие

сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-

землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились

города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян),

мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы,

повышались старые денежные сборы и вводились новые.

Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших

денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей

обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с

которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с

государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства

(примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб.

в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских

и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200

новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была

также направлена на ограждение молодой российской промышленности от

конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких

таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но

использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,

приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В

зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились

на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было

предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием

(посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян,

приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном

обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На

купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого

потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также

вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались

силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных

отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными

были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные,

судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась

предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей,

которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В

1711 г. в указе о передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову

полотняной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим

умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой,

бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной,

кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других.

Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита

Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение

литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство

Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и

вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в.

в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс.

пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. более 2

млн. пудов.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая

промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими

предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые

заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло

укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря

меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки

конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою

очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела

нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми

передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за

сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью

обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от

импорта.

3. Административные реформы.

В. О. Ключевский писал: "Преобразование управления - едва ли не самая

показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней

особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский, вообще

относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы

управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в

государственном управлении, административно-территориальном делении России

диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно

более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих

военных расходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Для Петра-

реформатора было также характерно стремление перенести военные принципы на

сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма показателен в

этом плане Указ от 10 апреля 1716 г., присланный императором в Сенат:

"Господа Сенат! Посылаю вам книгу Воинский устаф (которой зачат в Петербурхе

и ныне совершен)... И понеже оной хотя основанией воинских людей, аднакож

3касается и до всех правителей земских". Петр относился к государственному

учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к военному

уставу, а к чиновнику - как к военнослужащему. Американский исследователь

Д.Крайкрафт отмечал: "Петр не только одевался как солдат, но и действовал и

думал как солдат".

Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления, приказы

сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или сводились на нет

бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения

дублировали друг друга по своим функциям.

Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия

на европейские, по сути своей оставшись прежними.

Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления:

вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое вымирание,

своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала

принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников

царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор

Ромодановский, по словам современника, "злой тиран, пьяный по вся дни".

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства

городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а

также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне

судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была

поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши

находились главные поступления государственных доходов с городов, а также

общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши

стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту

должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к

финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную

массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и

править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень

удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной

войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных

войск. В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г.

провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь

подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии

Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской,

Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли

генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись

воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как

орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710г. воеводы

стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были

вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер

и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила

преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из

общегосударственного в губернское учреждение.

В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена

особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать

одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства

упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами -

в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8.

Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния

будет содержать определенное количество полков.

Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась,

и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-

прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций.

Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и

предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной

прибыли.

Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В

результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале

XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею

быть, а Санкт-Петербург еще не стал.

Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая

называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".

Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший создание

нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил

отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил:

"Указ, что по отбытии нашем делать.

1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и

всего имения, тож и ябедником да последует; 2. Смотреть во всем государстве

расходов и ненужные а особливо напрасные, отставить; 3. Денег, как возможно,

збирать, понеже деньги суть артериею войны; 4. Дворян собрат молодых для

запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячю

человек людей боярских грамотных для того ж; 5. Вексели исправить и держать в

одном месте; 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям,

осмотреть и посвидетельствовать; 7. О соли старатца отдать на откуп и

потщитца прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать;

9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить,

в чем пристойно, дабы тем подату охоту для большева их приезду. Петр."

В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр

настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все

лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.

Для установления жесткого контроля над управлением Петр в 1711 г. создает

систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им

вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных

поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если

их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного.

Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие

возможности для сведения счетов.

Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом Петр не

остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства

фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только

он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль

Сената как органа государственной власти была резко снижена.

Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще только

начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы государственного

управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая

эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться

вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.

Шведская государственная система была построена на принципах камерализма -

учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе в

XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал создание

учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой

регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда,

установления единообразия штатов и жалованья.

Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил

обусловленные особенностями России изменения. Указ Петра от 28 апреля 1718

г. гласит: "Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава

сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском

регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить

по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть".

В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии.

Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715 г. -

только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных

дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа началась

в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу

предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а

также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г.

назначаются президенты и вице-президенты коллегий (см. таблицу 1 в

приложении).

Документ от 12 декабря 1718 года: "Реестр коллегиям. О должности, что в

которой управляти надлежит...

1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя и

посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов

и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты