Реферат: Влияние реформ Петра I на историю Отечества

Реферат: Влияние реформ Петра I на историю Отечества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 27

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

Влияние реформ Петра I на историю Отечества.

Автор: Мульцын К.А.

ученик 11 «Б» класса.

Руководитель: Яшина Е.И.

г. Новосибирск, 1999 г.

План:

I. Введение.

II. Портрет Петра I

III. Реформы Петра I

1) Предпосылки петровских реформ

2) Экономическая реформа

3) Административная реформа

4) Реформа в области культуры и быта

5) Церковная реформа

6) Военная реформа

7) Итоги реформ

IV. Реформы Петра I и особый путь России

V. Современные аспекты реформ

VI. Заключение

Введение.

В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь

избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти

своим самобытным путем? Страна переживает переломный момент: упадок

экономики, производства, деградация общественного сознания. Только сильная

рука может вытащить наше государство из этого «постсоветского пике» и

поставить его вновь на ноги. Я убежден в том, что для успешного выхода из

кризисной ситуации такого масштаба необходимо хорошо знать историю, изучить

подобные ситуации имевшие место, прежде всего, в родной стране. Как

говорится, все новое – это просто хорошо забытое старое, тем более что Россия

переживала уже не одну подобную ситуацию. Но, бесспорно, самым ярким и

эффективным политиком, поставившим страну на твердый курс, был в XVIII

столетии великий человек, первый русский император – Петр I.

Тем не менее, до сих пор обсуждается вопрос: прав ли был Петр, выбирая путь

полной ориентации на запад? С другой стороны, необходимо посмотреть, был ли

Петр I чисто западником, или же просто использовал достижения запада, чтобы

продвинуть Россию вперед. И еще один интересный момент: как бы сложилась

судьба страны, не будь Петра I?

Цель, преследуемая данной работой: проанализировать ситуацию, имевшую место в

18-ом столетии в России, выявить весь спектр проблем, рассмотреть способы их

решения путем реформ, выявить слабые и сильные стороны реформ Петра в

различных сферах общества, проанализировать последствия реформ, сравнить

ситуацию Петровскую с ситуацией современной, рассмотреть возможность

ориентации современной России на западные страны, на восточные страны или же

выбрать самобытный путь развития.

Поставленная цель выполняется посредством анализа фактов, исторических

документов (из вкладок и приложений к литературе), сравнения мнений историков

по спорным вопросам, анализ точек зрения разных историков на личность Петра,

его реформы и их последствия; с помощью социального прогноза.

При подготовке реферата были использованы труды таких величайших историков,

как С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов.

Сергей Михайлович Соловьёв. В своих чтениях Соловьёв глубоко анализирует

деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела

Петра Великого. Он подчёркивает громадность преобразований и

продолжительность влияния дел Петра на историческое развитие России.

Знаменитый историк осуждает взгляды как западников, так и славянофилов,

считая, что они не смогли глубоко изучить все процессы, которые происходили

во время царствования Петра. Он осуждает благоговейное уважение к делам Петра

одних и резкое порицание других. Заслуга Соловьёва состоит в том, что он один

из первых видит, что вся деятельность Петра была обусловлена предшествующим

развитием России, он обращается к допетровской истории, чтобы понять, откуда

произошёл этот переворот, для чего он понадобился. В этот период, считает

историк, в жизни русского народа произошёл переход из одного возраста в

другой - из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором

господствует мысль. Соловьёв бережно относится к наследию Петра, высоко

оценивает его личность как преобразователя.

Василий Осипович Ключевский. Образ Петра I складывается у Ключевского долго и

сложно. Так в "Исторических портретах" знаменитый историк развивает мысль

Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как "вождя",

почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования

совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли

Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он

неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал

несоответствие между их замыслом и результатами.

Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и другим

должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более проявлялась

антимонархическая позиция Ключевского. Он укоряет Петра за самодурство,

деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения поставленных задач и т.

п.

Сергей Фёдорович Платонов. Основа всего жизненного труда Платонова -

стремление избежать тенденциозности, подгонки фактов под предвзятую схему.

Именно с этих позиций он подходит к оценке петровских преобразований.

Отвергнув тенденциозные, похвальные и пренебрежительные трактовки его

личности и деятельности, высоко оценив "богатство природных способностей

Петра" как полководца и гражданского администратора, Платонов не стремится к

оценкам, а делает простой вывод из анализа фактов о том, что в созданном

Петром "государстве не было ни привилегированных лиц, ни привилегированных

групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед

государством".

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся сжатое и сухое

изложение петровского периода. Краткость изложения основных фактов жизни и

деятельности Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим

материалом.

Именно здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие некоторые

экономические показатели того времени. Много внимания уделено международному

положению России и его изменению в связи с событиями петровской эпохи.

Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к другим источникам

информации о деятельности Петра Великого.

История СССР, несмотря на то, что была издана в 1975 году, представляет собой

источник многих очень важных фактов и оценок. Учебник был написан для

исторических факультетов ВУЗов и в нём даётся серьёзный анализ всем событиям

петровской эпохи.

Портрет Петра I[1]

Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) - первый император

всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея

Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С.

Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его

второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична,

умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким

образом, при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу круга

родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и

роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались физической

крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Пётр цвёл

здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев,

именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, но этого

очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал

проявления семейной вражды.

Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных

переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С.

Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в Пустозёрск.

Положение матери Петра стало очень затруднительно.

Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали

учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек

учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой

шутовской коллегии пьянства.

Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же

начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и

русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана

Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Пётр не терял

интереса к истории, придавал ей большое значение для народного образования.

До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему

было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным

отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в

большом московском дворце и заботился о его обучении.

Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось

предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных листов”, то есть

картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за

границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с

которой знакомились старшие братья и даже сёстры Пётра под руководством

киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику,

диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский

язык. Но перед началом этого обучения царь Фёдор умер, и началась смута 1682

года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования. До конца

жизни он игнорировал грамматику и орфографию.

Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников престола. По общему

мнению, наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был

очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это,

любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и др.) устроили дело так, что сразу

после смерти Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего

царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не

могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были

царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих

врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.

Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали список

“изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая 1682

года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на

Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам.

Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский дворец и на глазах членов

царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы

Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал

удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не

изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его

сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра, вероятно,

отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через

год 11-летний Пётр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.

Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от

правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-

го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было

вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в

государственных делах.

За всё время регентства Софьи Наталья Кирилловна приезжала в Москву лишь на

несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном селе

Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть

знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным правительством

Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился переносить какие-то

стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица

Наталья, женщина “ума малого”, по выражению её родственника князя Куракина,

заботилась, по-видимому, исключительно о физической стороне воспитания своего

сына. Мы видим Петра окружённым “молодыми ребятами народу простого” и

“молодыми людьми первых домов”; первые, в конце концов, взяли верх, а

“знатные персоны” были отдалены. Весьма вероятно, что и простые и знатные

приятели детских игр Петра одинаково заслуживали кличку “озорников”, данную

им Софьей.

Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он рвётся из

печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу молодёжи из

придворных служителей: забавляется, играет с ними: как все живые дети любит

играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села Преображенского он построил

себе “потешную” крепость - Пресбург и около неё собрал целую дюжину

“потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд “преображенские конюхи”,

как выражалась Софья. Потом этой компании Пётр придал форму двух солдатских

полков (Преображенского - в селе Преображенском и Семёновского - в соседском

селе Семёновском), и понемногу из “потешных” полков у Петра образовались

настоящие полки, положившие впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра

получила широкие размеры и серьёзное значение. Пётр понял важность военного

дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству.

“Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней артифициальных”

появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман. Сохранившиеся

тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях усвоить прикладную

сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости: те же

тетради показывают, что основания этой премудрости так и остались для Петра

тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями

Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как

Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик (“дедушку русского

флота”) и научился плавать на нём, он весь ушёл в это дело и начал строить

суда на большом Переяславском озере. Многим это казалось пустой забавой.

Осуждали в Петре и его близость к немцам. Пётр часто бывал в немецкой

слободе, ведь именно там он мог найти объяснения многим непонятным для

русских людей вещам, например астролябии. Пётр особенно сблизился с

шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным, и со швейцарцем

Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под влиянием

Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князь Борис

Алексеевич Голицын воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов не

могли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.

Вследствие неблагоприятных условий детства Пётр остался без правильного

образования и вместо богословско-схоластических познаний приобрёл военно-

технические. Молодой государь представлял собой необыкновенный для

московского общества культурный тип. У него не было любви к старым обычаям и

порядкам придворной московской жизни, зато образовывались близкие отношения с

“немцами”. Пётр не любил правительство Софьи, боялся Милославских и

стрельцов, которых считал опорой и друзьями Софьи.

Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи,

ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Пётр весь ушёл в

свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым человеком.

Единственным крупным и неудачным вмешательством матери в личную жизнь Петра

была женитьба на Е.Ф. Лопухиной 27 января 1689 года раньше достижения Петром

17 лет. Царица Наталья надеялась отвлечь сына от пустых забав и сделать его

более солидным. Так как приближался конец опёки царевны Софьи над царями и

царством, это была скорее политическая, чем воспитательная мера.

С женитьбой Пётр не изменил своих привычек. Несходством характеров супругов и

нелюбовью двора к Лопухиной объясняется то, что “изрядная любовь” Петра к

жене “продолжилась разве токмо год”, а затем Пётр стал предпочитать семейной

жизни - походную, в полковой избе Преображенского полка. Новое занятие -

судостроение - отвлекло его ещё дальше: с Яузы он вместе со своими кораблями

переселился на Переяславское озеро и весело проводил там время даже зимой.

Реформы Петра I[2]

1. Предпосылки реформ.

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки

петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную

опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции

значительно уступала промышленности западно-европейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого

дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и

неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла

боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение

почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и

вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед

необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить

себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли

значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли

кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами.

Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда -

основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся

от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась

внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного

строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты