Реферат: Циолковский

Реферат: Циолковский

1. Введение.

Вторая половина XX века является эпохой бурного развития ракетной техники.

Наша страна имеет ракеты всех классов и назначений. Мы первыми создали,

успешно испытали и наладили серийное производство межконти­нентальных ракет.

В нашей стране, начиная с 1949 года, ракеты используются для исследований

верхних слоев ат­мосферы. Метеорологические ракеты, созданные в СССР,

запускались в течение Международного геофизического года в различных районах

страны, а также в Арктике и Антарктике.

В наши дни при оценке путей дальнейшего развития ракетостроения полезно

рассмотреть научно-технические изыскания пионеров ракетной техники. Они

заложили сво­ими трудами надежные основы прогресса этого направ­ления

технического развития для науки и промышленно­сти всех стран.

Работы К. Э. Циолковского по ракетодинамике и тео­рии межпланетных сообщений

были первыми серьезными изысканиями в мировой научно-технической литературе.

В этих исследованиях математические формулы и расчеты не затеняют глубоких и

ясных идей, сформулированных оригинально и четко. Более полувека прошло со

дня опуб­ликования первых статей Циолковского по теории реак­тивного

движения. Строгий и беспощадный судья — время лишь выявляет и подчеркивает

грандиозность за­мыслов, своеобразие творчества и высокую мудрость

про­никновения в сущность новых закономерностей явлений природы, которые

свойственны этим произведениям Кон­стантина Эдуардовича Циолковского. Его

труды помогают осуществлять новые дерзания советской науки и техники. Наша

Родина может гордиться своим знаменитым уче­ным, зачинателем новых

направлений в науке и промыш­ленности.

2. ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

«Я учился, творя...»

(К. Э. Циолковский)

Константин Эдуардович Циолковский - выдающийся русский ученый, исследователь

огромной трудоспособности и настойчивости, человек большого таланта. Широта и

богатство творческой фантазии сочетались у него с логической

последовательностью и математической точно­стью суждений. Это был подлинный

новатор в науке. Наиболее важные и жизнеспособные исследования Циол­ковского

относятся к обоснованию теории реактивного движения. В последней четверти XIX

и начале XX сто­летия Константин Эдуардович создавал новую науку,

определяющую законы движения ракет, и разрабатывал первые конструкции для

исследования безграничных ми­ровых пространств реактивными приборами. Многие

уче­ные считали в то время реактивные двигатели и ракетную технику делом

бесперспективным и ничтожным по своему практическому значению, а ракеты —

пригодными лишь для увеселительных фейерверков и иллюминаций.

Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в старинном

русском селе Ижевском, расположенном в пойме ОКИ, Спасского уезда, Рязанской

губернии, в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского. О своих

родителях Циолковский писал:

«Отец всегда был холоден, сдержан. Среди знакомых он слыл умным человеком и

оратором. Среди чиновни­ков— красным и нетерпимым по своей идеальной

честно­сти... У него была страсть к изобретательству и строитель­ству. Меня еще

не было на свете, когда он придумал и устроил молотилку. Увы, неудачно! Старшие

братья рас­сказывали, что он строил с ними модели домов и дворцов. Всякий

физический труд отец в нас поощрял, как и во­обще самодеятельность. Мы почти

всегда все делали сами... Мать была совершенно другого характера — на­тура

сангвиническая, горячка, хохотунья, насмешница и даровитая. В отце преобладал

характер, сила воли, в ма­тери — талантливость»

1.

Первые годы детства Константина Эдуардовича были счастливыми. Он был живым,

смышленым ребенком, предприимчивым и впечатлительным. Летом мальчик строил с

товарищами в лесу, шалаши любил лазить на заборы, крыши и деревья. Много бегал

, играл в мяч, лапту, городки. Часто запускал змея и отправлял ввысь по

нитке «почту» — коробочку с тараканом. Зимой с увле­чением катался на коньках.

Циолковскому было лет восемь, когда мать подарила ему крошечный воздушный" шар

"(аэростат), выдутый из коллодиума и наполненный водородом. Будущий создатель

теории цельнометаллического дирижабля с удовольствием занимался этой игрушкой.

Вспоминая о годах детства, Циолковский писал: «Я страстно любил читать и читал

все, что можно было достать... Любил мечтать и даже платил младшему брату за

то, чтобы он слушал мои бредни. Мы были маленькие, и мне хотелось, чтобы и

дома, и люди, и животные — все тоже было маленькое. Потом я мечтал о физической

силе. Я мысленно высоко прыгал, взбирался, как кошка, на шесты, по веревкам.

На десятом году жизни — в начале зимы — Циолков­ский, катаясь на санках,

простудился и заболел скарлатиной. Болезнь была тяжелой, и вследствие ее

осложнения мальчик почти совершенно потерял слух. Глухота не позволила

продолжать учебу в школе. «Глухота делает мою биографию малоинтересной, — пишет

позднее Циолков­ский, — ибо лишает меня общения с людьми, наблюдения и

заимствования. Моя биография бедна лицами и столкновениями» С 11 до 14 лет

жизнь Циолковского была «самым грустным, самым темным временем. «Я ста­раюсь, —

пишет К. Э. Циолковский, — восстановить его в памяти, но ничего сейчас не могу

больше вспомнить. Нечем помянуть это время»2

.

С 14 лет Константин Эдуардович начал заниматься самостоятельно, пользуясь

небольшой библиотекой своего отца, в которой были книги по естественным наукам

и по математике. Тогда же в нем пробуждается страсть к изо­бретательству. Он

строит воздушные шары из тонкой, па­пиросной бумаги, делает маленький токарный

станок и конструирует коляску, которая должна была двигаться при помощи ветра.

Модель коляски прекрасно удалась и двигалась на крыше по доске даже против

ветра! «Про­блески серьезного умственного сознания, — пишет Циол­ковский об

этом периоде своей жизни, — проявились при чтении. Так, лет четырнадцати я

вздумал почитать ариф­метику, и мне показалось там все совершенно ясным и

по­нятным. С этого времени я понял, что книги вещь немуд­реная и вполне мне

доступная. Я стал разбирать с любопытством и пониманием некоторые отцовские

книги по естественным и математическим наукам... Меня увлекает астролябия,

измерение расстояния до недоступных предметов, снятие планов, определение

высот. И я устраиваю астролябию — угломер. С помощью ее, не выходя из дома,

определяю расстояние до пожарной каланчи. На­хожу 400 аршин. Иду и проверяю.

Оказывается, верно. С этого момента я поверил теоретическому знанию!»

3. Выдающиеся способности, склонность к самостоятель­ной работе и

несомненный талант изобретателя заставили родителей К. Э. Циолковского

задуматься над его буду­щей профессией и дальнейшим образованием. Константину

Эдуардовичу было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для знакомства

с промышленностью и продолжения самообразования. Один из лучших знатоков

биографии Циолковского инженер Б. Н. Воробьев пишет о будущем ученом: «Как и

многие юноши и де­вушки, стекавшиеся в столицу для получения образова­ния, он

был полон самых радужных надежд. Но никто и не думал обращать внимание на

молодого провинциала, всеми силами стремившегося к сокровищнице знаний.

Тя­желое материальное положение, глухота и практическая неприспособленность к

жизни меньше всего способство­вали выявлению его талантов и способностей»

4.

Из дому Циолковский получал 10—15 рублей в ме­сяц. Питался одним черным хлебом,

не имел даже кар­тошки и чаю. Зато покупал книги, реторты, ртуть, сер­ную

кислоту и прочее для различнейших опытов и само­дельных приборов. Я помню

отлично, — пишет Циолков­ский в своей автобиографии, — что, кроме воды и

черного хлеба, у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и

покупал там, на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал 90 копеек в месяц...

Все же я был счастлив своими идеями, и черный хлеб меня ни­сколько не огорчал»

5.

Кроме опытов по физике и химии, Циолковский много читал, он тщательно изучал

курсы начальной и высшей математики, аналитической геометрии.

Три года жил Циолковский в Москве. Вернувшись домой к отцу, стал давать

частные уроки по математике и физике плохо успевающим гимназистам.

Несомненные пе­дагогические способности и хорошие отзывы об этих частных

уроках решили вопрос о выборе профессии. Осенью 1878 года Константин

Эдуардович сдал экстерном экза­мен на звание учителя народного училища, а

месяца че­рез четыре был назначен на должность учителя арифме­тики и

геометрии в Боровское уездное училище Калуж­ской губернии.

По рекомендации жителей Боровска Циолковский «попал на хлеба к одному вдовцу

с дочерью, жившему на окраине города», Е. Н. Соколову. Циолковскому «сдали

две комнаты и стол из супа и каши». Дочь Соколова Варя была ровесницей

Циолковского — моложе его на два месяца. Ее характер, трудолюбие пришлись по

душе Константину Эдуардовичу, и он вскоре на ней женился. «Венчаться мы

ходили за 4 версты пешком, не наряжа­лись. В церковь никого не пускали.

Вернулись — и никто о нашем браке ничего не знал... Помню, в день венчания

купил у соседа токарный станок и резал стекло для элек­трических машин. Все

же про свадьбу как-то пронюхали музыканты. Насилу их выпроводили. Напился

только вен­чавший поп. И то угощал его не я, а хозяин».

B своей квартире в Боровске Циолковский устроил маленькую лабораторию. У

него в доме сверкали электри­ческие молнии, гремели громы, звонили

колокольчики, за­горались огни, вертелись колеса и блистали иллюминации. «Я

предлагал желающим попробовать ложкой невидимого варенья. Соблазнившиеся

угощением получали электрический удар.

Посетители любовались и дивились на элек­трического осьминога, который хватал

всякого своими лапами за нос или за пальцы, и тогда у попавшего к нему в

«лапы» волосы становились дыбом и выскакивали из любой части тела».

1881 году 24-летний Циолковский самостоятельно разработал основы

кинетической теории газов. Работу он послал в Петербургское физико-химическое

общество, где она получила одобрение видных членов общества, в том числе и

гениального русского химика Менделеева. Од­нако важные открытия, сделанные

Циолковским в глухом провинциальном городке, не представляли новости для

науки: аналогичные открытия были сделаны несколько раньше в Германии. За

вторую научную работу, названную «Механика животного организма»

6, Циолковского единогласно избирают членом физико-химического общества.

Эту моральную поддержку своим первым научным исследованиям Циолковский

вспоминал с благодарностью всю жизнь. В предисловии ко второму изданию своей

ра­боты «Простое учение о воздушном корабле и его построе­нии» Константин

Эдуардович писал: «Содержание этих работ несколько запоздало, т. е. я сделал

самостоятельно открытия, уже сделанные ранее другими. Тем не менее,

общество отнеслось ко мне с большим вниманием, чем поддержало мои силы.

Может быть, оно и забыло меня, но я не забыл г.г. Боргмана, Менделеева,

Фан-дер-Флита, Пелурушевского, Бобылева и в особенности Сеченова»

7. В 1883 году Константин Эдуардович написал в форме научного дневника

работу «Свободное пространство», в которой он подверг систематическому

изучению ряда за­дач классической механики в пространстве без действия силы

тяжести и сил сопротивления. В этом случае основ­ные характеристики движения

тел определяются только силами взаимодействия между телами данной

механиче­ской системы и особое значение для количественных вы­водов

приобретают законы сохранения основных динами­ческих величин: количества

движения, момента количества движения и кинетической энергии. Циолковский был

глубоко принципиален в своих творческих исканиях, а его умение

самостоятельно работать над научными проблемами - великолепный

пример для всех начинающих. Его первые шаги в науке, сделанные

в труднейших условиях, - это шаги большого мастера, революционного

новаторства, зачинателя новых направлений в науке и технике.

3. Работы по воздухоплаванию и экспериментальной аэродинамике.

Реферат: Циолковский

Результатом исследовательской работы Циолковского было объемистое сочинение

«Теория и опыт аэростата». В этом сочинении давалось научно-техническое

обоснование создания конструкции дирижабля с металлической оболочкой.

Циолковским были разработаны чертежи общих видов дирижабля и некоторых

важных узлов конструкции.

Дирижабль Циолковского имел следующие характерные особенности. Во –

первых, это был дирижабль переменного объема, что позволяло сохранять

постоянную подъемную силу при различных температурах окружающего воздуха и

различных высотах полета. Возможность изменения объема конструктивно

достигалась при помощи особой стягивающей системы и гофрированных боковин

(рис. 1)

Во – вторых, газ, наполняющий дирижабль, можно было подогревать путем

пропускания по змеевикам отработанных газов моторов. Третья особенность

конструкции состояла в том, что тонкая металлическая оболочка для

увеличения прочности и устойчивости была гофрированной, причем волны гофра

располагались перпендикулярно оси дирижабля. Выбор геометрической формы

дирижабля и расчет прочности его тонкой оболочки были решены Циолковским

впервые.

Этот проект Дирижабля Циолковского не получил при­знания. Официальная

организация царской России по проблемам воздухоплавания — VII

воздухоплавательный отдел Русского технического общества — нашла, что проект

цельнометаллического дирижабля, способного из­менять свой объем, не может иметь

большого практиче­ского значения и дирижабли «вечно будут игрушкой ветров».

Поэтому автору было отказано даже в субсидии на постройку модели.

Обращения Циолковского в Генераль­ный штаб армии также не имели успеха. Печатный

труд (1892 г.) Циолковского «Аэростат металлический управ­ляемый» получил

несколько сочувственных отзы­вов, и этим дело ограничилось.

Циолковскому принадлежит прогрессивная идея пост­ройки цельнометаллического

аэроплана.

Реферат: Циолковский

В статье 1894 года «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная

машина», опубликованной в журнале «Наука и жизнь»

8, дано описание, расчеты и чертежи моноплана со свободнонесущим,

безрасчалочным крылом. В противоположность зарубежным изобретате­лям и

конструкторам, разрабатывавшим в те годы аппа­раты с машущими крыльями,

Циолковский указывал, что «подражание птице в техническом отношении весьма

за­труднительно вследствие сложности движения крыльев и хвоста, а также

вследствие сложности устройства этих органов».

Аэроплан Циолковского (рис. 2) имеет форму «за­стывшей парящей птицы, но

вместо головы ее вообразим два гребных винта, вращающихся в обратные

стороны... Мускулы животного мы заменим взрывными нейтраль­ными двигателями.

Они не требуют большого запаса топлива (бензина) и не нуждаются в тяжелых

паровиках и больших запасах воды. ...Вместо хвоста устроим двойной руль — из

вертикальной и горизонтальной плоскости. ...Двойной руль, двойной винт и

неподвижность крыльев придуманы нами не ради выгоды и экономии работы, а

единственно ради исполнимости конструкции».

В цельнометаллическом аэроплане Циолковского крылья уже имеют толстый профиль, а

фюзеляж — обте­каемую форму. Весьма интересно, что Циолковский впер­вые в

истории развития самолетостроения особенно под­черкивает необходимость

улучшения обтекаемости аэро­плана для получения больших скоростей.

Конструктивные очертания аэроплана Циолковского были несравненно более

совершенными, нежели более поздние конструкции братьев Райт, Сантос-Дюмона,

Вуазена и других изобре­тателей. Для оправдания своих расчетов Циолковский

пи­сал: «При получении этих чисел я принял самые благо­приятные, идеальные

условия сопротивления корпуса и крыльев; в моем аэроплане нет выдающихся

частей, кроме крыльев; все закрыто общей плавной оболочкой, даже пассажиры».

Циолковский хорошо предвидит значение бензиновых (или нефтяных) двигателей

внутреннего сгорания. Вот его слова, показывающие полное понимание

устремлений технического прогресса: «Однако у меня есть теоретиче­ские

основания верить в возможность построения чрез­вычайно легких и в то же время

сильных бензиновых или нефтяных двигателей, вполне удовлетворяющих задаче

летания». Константин Эдуардович предсказывал, что со временем маленький

аэроплан будет успешно конкурировать с автомобилем.

Разработка цельнометаллического свободнонесущего моноплана с толстым

изогнутым крылом есть крупнейшая заслуга Циолковского перед авиацией. Он

первый иссле­довал эту наиболее распространенную в наши дни схему аэроплана. Но

идея Циолковского о постройке пассажир­ского аэроплана также не получила

признания в царской России. На дальнейшие изыскания по аэроплану не было ни

средств, ни даже моральной поддержки.

Об этом периоде своей жизни ученый писал с горечью: «При своих опытах я

сделал много-много новых выводов, но новые выводы встречаются учеными

недоверчиво. Эти выводы могут подтвердиться повторением моих трудов каким-

нибудь экспериментом, но когда же это будет? Тяжело работать в одиночку

многие годы при неблаго­приятных условиях и не видеть ниоткуда ни просвета,

ни поддержки».

Над разработкой своих идей о создании цельнометаллического дирижабля и хорошо

обтекаемого моноплана ученый работал почти все время с 1885 по 1898 год. Эти

научно-технические изобретения натолкнули Циолков­ского на ряд важнейших

открытий. В области дирижабле­строения он выдвинул ряд совершенно новых

положений. В сущности говоря, он был зачинателем теории металли­ческих

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты