Реферат: Христианство

Практи­чески была предана забвению древнерусская мифология — легенды о

славянских богах и создании мира, которая в отличие от греческой и римской

мифологии не была записана в свое время.

При всем том христианство не смогло вытеснить связанные с природой,

сельскохозяйственным календарем, местными условиями языческие обряды и

представления полностью, особенно в деревне. В народном восприятии

православия до новейшего времени сохранились отдельные элементы поклонения

силам природы, остались древние праздники: весны — масленица, лета — Троица,

Иван Купала и зимы — Святки и др. Такое сохранение в христианской вере

обрядно­сти языческих черт называется двоеверием.

КАТОЛИЦИЗМ

В современном мире римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн.

последователей, что намного превышает число по­следователей других

направлений христианства. Латинская традиция западного христианства известна

как католическая (с греч. — универ­сальная) церковь, однако точнее

использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви стоит

римский папа — так с III — IV вв. стали называть себя епископы Рима. С VI в.

этот термин закрепился за главой христианской общины «вечного города», Рима,

столицы огромной империи. Римские епископы, называющие себя «наместниками

Бога на земле», поставили себя в привилегированное положение, претендуя на

почетное (по преданию, церковь Рима была основана апостолами Петром и Павлом)

и юридическое (как церковь столицы империи) первенство среди всех

христианских церквей.

Термин «латинский» подчеркивает, что использование латыни в качестве

официального языка Западной Римской империи определило связанность истории

этой христианской традиции с историей народов и государств Западной Европы.

Латинская традиция западного христи­анства прослеживается примерно с IV в.;

латинизация европейских народов шла одновременно с их христианизацией.

Римско-католическое направление развивалось не столько на основе особой

теологии, сколько на религиозно-политических и правовых прецендентах.

Христианизированные народы империи стали римскими гражда­нами и признали

особое положение церкви Рима. Европа к западу от линии Скандинавия-Карпаты-

Дунай превращалась в целостное хри­стианское сообщество, связанное общим для

всех латинским языком и признанием верховенства папского престола. Эта

западноевропейская общность в средние века осознавала себя как «Христианское

царство».

Становление латинской традиции шло одновременно с процессами разделения

Римской империи на Западную и Восточную и упадком императорской власти на

западе. В ранее едином христианстве с IV—V вв., как мы уже говорили, начали

обособляться два направления: западное (латинское) и восточное (греко-

православное). Формальное разделение произошло в 1054 г., когда римский папа

Лев IX и византийский патриарх Михаил Керулларий, отказавшийся признать

притязания Рима на верховенство над греческой церковью, наложили друг на

друга анафему.

С V — VI вв. началось усиление роли римских первосвященников:возрастало

их экономическое и политическое могущество. Сначала в Италии, а затем и далеко

за ее пределами расширяется юрисдикция папской Церковной области. Пытаясь

утвердить свое верховенство не только над церковными иерархиями, но и над

светскими феодальными правителями, папство кропотливо создавало свою латинскую

Римско-католическую духовно-светскую империю. Тактика союза с победите­лем и

обращения в свою веру завоевателей приносила папству успех в период

средневековья: евангелизация норманнов, «деяния Бога через франков», союз с

германскими императорами, крестовые походы, Реконкиста и конкиста. В

средневековой Западной Европе Римско-католическая церковь превращалась в опору

всей феодальной системы. Умело пользуясь угрозой отлучения и закрепляя

юридическими нор­мами латинского канонического права и папскими буллами свои

духовные и светские привилегии, папство пыталось объединить раздробленную,

погрязшую в междоусобных войнах Европу в единую теократическую монархию под

властью папы.

Из Рима по всей Европе протянулась паутина могущественных католических

монастырей, находившихся под юрисдикцией папы и не зависимых от местной

феодальной власти. Создавались и активно действовали многочисленные военно-

религиозные и нищенствующие католические ордена. Эта жизненная артериальная

система папства превращалась в уникальную абсолютную монархию. Благодаря

гиб­кому приспособлению к региональному множеству конфликтующих между собой

сеньоров она сумела создать строго иерархизированную и одновременно

унифицированную наднациональную структуру.

Огромную роль в формировании единой культурной вотчины народов Западной

Европы сыграла латынь, официальный язык права, религии и образования. Еще

долго после того, как латинский язык утратил функцию разговорного, его

значение и роль в церкви, суде и университете сохранялись. Народы Западной

Европы пришли к общей вере и к общему культурному наследию одновременно;

позднее они - передавали и то и другое также одновременно и другим

народам,жившим за пределами Европы. Это способствовало формированию чувства

общности, сознания принадлежности к единому универсаль­ному сообществу и

наднациональной христианской церкви. В то же время религия со «специальным»

языком способствовала концентрации власти и могущества в руках особого

религиозного сословия — католического духовенства, которое поставило себя в

привилегиро­ванное положение по отношению ко всем остальным верующим.

Средневековая идея о том, что европейское «Христианское царство»;со столицей

в Риме можно путем светской экспансии расширить до пределов всего «знаемого

мира», получила реальное воплощение в;XV — XVI вв. вместе с освоением

Атлантики и началом колониальной экспансии Европы. Это позволило Римско-

католической церкви ком­пенсировать в Новом Свете потери, которые ей нанесла

Реформация на еворпейском континенте.

Раскол в латинской традиции западного христианства привел к победе

реформаторов и созданию в XVI в. северной, или проте­стантской, традиции

западного христианства. С этого времени церкви латинской традиции

сосредоточились на юге Западной Европы. Кре­стовые походы под парусами

доминировавших на море в XVI в. Португалии и Испании позволили учредить

церкви латинской тради­ции не только в Центральной и Южной (Латинской)

Америке, но и во многих районах Африканского побережья и отдельных регионах

Азии.

Миссионерская деятельность и колониальная экспансия XIX — XX вв.

способствовали еще более широкому географическому рас­пространению

Римско-католической церкви. Иммиграция из Ир­ландии, Италии и других

европейских стран с латинской традицией христианства привела к формированию

латино-христианских ан­клавов в Северной Америке, Австралии и других регионах с

доми­нирующим протестантским влиянием.

Борьба за утверждение капиталистических отношений, начавшаяся именно в русле

реформационного движения, сопровождалась делением Европы на католические и

протестантские государства. Победа буржу­азии в протестантских государствах

привела к соглашению (Вестфаль­ский мирный договор 1648 г.) о признании

принципа «Чье правление, того и религия». Однако этот принцип не мог быть

долговременным, и впоследствии европейские страны развивались уже с

гетеротипными в религиозном отношении обществами.

В первой половине XX в. сначала в Италии, а затем в других странах активно

развивались социально-политические формы дея­тельности католиков-мирян. Роль

простых верующих в жизни Римско-католической церкви стабильно возрастала.

Наряду с конфессиональными (с лат. — вероисповедными) политическими пар­тиями

были созданы многочисленные профсоюзные, рабочие, крес­тьянские,

профессиональные, молодежные, студенческие, женские и другие организации

верующих католиков.

Быстрый количественный рост католических церквей в Латинской Америке и Африке

привел к выработке Ватиканом новой политической стратегии, ориентированной на

укрепление своих позиций в бывших колониальных и зависимых странах. Латинская

традиция западного христианства вошла в период качественных перемен. Прежде

всего это касалось все возраставшей степени отказа от латинского язы­ка —

литургия стала вестись на национальных языках, Библия была переведена и

начала изучаться также на местных языках, в жизнь множества национальных

церквей были введены элементы местных культур и обычаев. Возникло сильное

напряжение между латинским центром и начавшей количественно доминировать

многоязычной неевропейской периферией, между универсализмом доктрины и

множественностью национальных форм ее выражения. Встал вопрос о, том, как и

до какой степени латинская традиция может приспособиться к этой

множественности, не разрушая своих основообразующих струк­тур. Сказывался и

многовековой груз традиционного консерватизма и кумулятивный (т.е.

готовившийся шаг за шагом в течение многих лет и даже десятилетий) способ

выработки и принятия официальных доку­ментов исключительно в центре.

Римско-католическая церковь остается уникальной для совре­менного мира

иерархической структурой, в которой сложно и при­чудливо переплелись

религиозные, экономические, полити­ческие и социальные элементы. Ни одна

христианская традиция не знает столь тесного переплетения доктрины, права и

практической политики.

У Римско-католической церкви накоплен огромный опыт пропа­гандистской

работы. Сегодня под контролем католиков действуют многочисленные типографии и

издательства, радиостанции и теле­компании, издаются международные и приходские

газеты и журналы, общая и специальная религиозная литература. Много пишут о

финан­совой империи Ватикана.

К Римско-католической церкви примыкают униатские церкви, т.е. национальные

христианские церкви, подписавшие унию (с лат. — союз с Ватиканом. Униатские

церкви принимают вероучение и руководство Римско-католической церкви, но

сохраняют нацио­нальные особенности в богослужении и обрядовой практике.

Униатские церкви придерживаются различных обрядов: греческого, халдейского,

армянского, маронитского, сирийского и коптского. В Советском Союзе действуют

церкви греческого (восточного) обряда, расположен­ные преимущественно на

Западной Украине.

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантизм — одно из трех основных направлений хри­стианства, возникшее в

Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации. В 1529 г. группа глав

небольших государственных образований (преимущественно германских земель) и

представителей свободных городов, участвовавших в работе имперского сейма в

г.Шпейере, где большинство делегатов составляли католики, вы­ступила с

официальной протестацией против сейма, направленной на пресечение движений за

реформу Римско-католической церкви.

Хронологически захлестнувшее Западную Европу реформационное движение

совпадало с кризисом феодального строя и ранними буржуаз­ными революциями.

Антифеодальные выступления широких народных масс и движения нарождающейся

буржуазии приобретали религиоз­ную окрашенность. Практически невозможно

отделить в них религиоз­ные требования от требований социально-экономических

и политиче­ских: все было тесно переплетено. В плане религиозном Реформация

привела к самому глубокому кризису в истории Римско-католической церкви, от

латинской традиции западного христианства откололась значительная часть

верующих, образовавших новую, протестантскую, или северную, традицию

западного христианства.

Термин «северная традиция» вводится потому, что это направление христианства

характерно прежде всего для народов Северной Европы и Северной Америки, хотя

практически сегодня протестантские церкви распространены по всему миру.

Термин «протестант» не является термином специальным, а сами участники

Реформации чаще называли себя реформаторами или евангелистами. Различные

протестантские церкви принято классифицировать по деноминациям, т.е. по

группам религиозных объединений с аналогичными принципами организацион­ной

структуры и вероучениями вне зависимости от того, автономны они или

объединены на национальном, религиозном или международном уровне.

Протестантские деноминации обладают высочайшей степенью адаптации к местным

условиям за счет столь же высокой степени рассеяния.

Реформация, вызвавшая раскол западного христианства, заверши­лась отказом от

признания верховенства римского папы и от ис­пользования латинского языка в

качестве единственного официально допускавшегося для религиозного общения

языка. Если отличительной чертой католицизма является строго централизованная

иерархическая церковь, то своеобразие протестантизма состоит в существовании

множества различных независимых христианских движений-церквей, общин и сект,

автономных в своей религиозной жизни.

Северная, или протестантская, традиция западного христианст­ва — это традиция

национальная, местная, локальная. Исходя из императива более глубокого и

осознанного восприятия веры всеми верующими, реформаторы отказались от

мертвой и непонятной широ­ким массам латыни и начали процесс переосмысления

христианства в категориях национальных культур и национальных языков.

Кальвин наиболее последовательно выражал буржуазную на­правленность

Реформации, интересы и настроения боровшейся за власть буржуазии. В центре

его учения — доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой все

люди делятся на избранных и осужденных.

В период Реформации в протестантской традиции уже просле­живаются два

основных течения, которые получат дальнейшее раз­витие в последующие

столетия. Первое, собственно протестантское направление стремилось создать

реформированный вариант латинской церкви. Сторонники этого направления

отвергали руководство пап­ского престола, формировали национальные церкви,

создавая новое выражение христианской веры в категориях национального языка и

культуры, освободились от всего, что с их точки зрения диссонировало со

смыслом Священного Писания.

Радикальных протестантов, особенно в период Реформации, пре­следовали почти

во всех европейских странах. Более гостеприимными для них стали Нидерланды; в

Англии XVII в. непродолжительное время они сами имели доминирующие позиции,

но настоящей родиной радикального протестантизма стала Америка.

Однако уже начиная с XVIII в. консервативное и радикальное течения начали

сближаться и смешиваться друг с другом, создавая новые протестантские церкви,

общины и секты. К ним можно отнести мормонов и пятидесятников. В XVIII в. в

рамках протестантской традиции родились такие религиозно-нравственные

течения, как пие­тизм и ривайвелизм (пробуждение). Эти движения, особенно

среди церквей, именующих себя евангелическими, придавали особое значе­ние

различиям между формальными и настоящими христианами, налагающими на себя в

силу личной веры определенные обя­зательства.

Протестантская, или северная, традиция способствовала значи­тельному

обмирщению западного христианства. Библия как един­ственный источник

вероучения и личная вера как инструмент спасения качественно уменьшили роль

духовенства и место таинств в религиоз­ной жизни.

Косвенно обмирщение религиозной жизни в протестантизме спо­собствовало

секуляризации (с лат. — освобождение от церков­ного влияния), после того как

мотивы и стимулы для освящения повседневной жизни верующих утратили свое

значение. Однако если в странах с доминирующим протестантским влиянием темпы

секуля­ризации общества выше, то в странах с доминирующей латинской традицией

намного сильнее атеистические и антиклерикальные движения.

Принципы, лежащие в основе протестантской традиции, способ­ствовали активной

разработке протестантскими теологами вопросов, связанных с такими понятиями,

как «откровение», «вера», «психология веры». В век Просвещения протестантская

теология оказала влияние на появление и развитие рационализма. Позднее

протестантская мысль воздействовала на философию либерализма, в XX в.

протестантские теологи оказали влияние на развитие экзистенциализма и

диалектиче­ской теологии. Из крупных протестантских теологов ОО в. можно

назвать К.Барта, Р.Бультмана, Д.Бонхёффера и П.Тиллиха.

Многие протестантские церкви принимают активное участие в движении за

объединение всех христианских конфессий. Это движение носит название

экуменического (греч. «экумена» — мир, Вселенная) и имеет своей целью

восстановление утраченного в период средневековья христианского единства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Религии мира. под ред. Я.Н.Щапова М.: Просвещение,1994

2. Энциклопедия для детей. Т.6.-М.: Аванта+,1998

3. Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на

Руси.-М.:Знание, 1992.-64с.

4. Христианство: Энцикл. Слов.:В 2-х т.-М.,1993-

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты