Реферат: Христианство

Реферат: Христианство

Школа №3

РЕФЕРАТ

по истории

на тему:

«Христианство»

Выполнил:

Северчуков Р.В.

Проверил:

Губин Б.С.

Кузнецк

2000 г.

ПЛАН:

1. Раннее христианство.

2. Православие.

3. Католицизм.

4. Протестантизм.

5. Вывод.

6. Литература.

Так что же такое христианство? Если говорить совсем коротко, это рели­гия, в

основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог при­шёл в мир.

Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на

кресте, как чело­век. Его смерть и последующее вос­кресение из мёртвых

изменили судь­бу всего человечества. Его проповедь положила начало новой,

европей­ской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово

Иису­са, а Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие с людьми, бытие

на кресте.

Христиане верят, что мир соз­дан единым предвечным Богом, и создан без зла.

Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё в раю попал под

искушение са­таны — одного из ангелов, восстав­ших против Божией воли, — и

совер­шил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу

человечества. Человек нарушил Бо­жий запрет, возжелал сам стать «как бог».

Это изменило самую его приро­ду: утратив благую, бессмертную сущ­ность,

человек стал доступен страда­ниям, болезням и смерти, и в этом христиане

видят следствие перво­родного греха, передающегося из по­коления в поколение.

Человек был изгнан из рая с на­путствием: «В поте лица твоего будешь есть

хлеб...». Потомство первых лю­дей — Адама и Евы — населило землю, но с первых

дней истории существо­вала пропасть между Богом и челове­ком. Чтобы вернуть

человека на путь истинный, Бог явил Себя избранному Им народу — иудеям. Бог

не раз от­крывался пророкам, заключал «заве­ты» (т. е. союзы) со «Своим»

народом, дал ему Закон, содержавший правила праведной жизни.

Священное Писание евреев про­никнуто ожиданием Мессии — того, кто сможет

избавить мир от зла, а людей — от рабства греху. Для этого Бог послал в мир

Своего Сына, ко­торый страданиями и смертью на кресте искупил первородный

грех всего человечества — бывшего и будущего. Воскресение Христа зна­менует

для христиан победу над смертью и вновь обретённую воз­можность вечной жизни

с Богом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился», — говорил св. Афанасий

Великий.

С той поры для христиан начи­нается история Нового Завета с Бо­гом. Это Завет

Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого (т. е. старого, прежнего) Завета

заключается в са­мом понимании Бога, Который, по словам апостола, «есть

Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета ос­нова отношений Бога и человека

— закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга,

как Я возлюбил вас»; Он Сам являл пример совершенной любви.

Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум не вмещает

представления о едином Боге, существующей в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына

и Бога-Духа Святого. Таинственно проявление божествен­ной любви, посылающей

Сына Божия на смерть. Тайной является соединение ( «неслиянное и

нераздельное» ) божест­венной и человеческой природы во Христе, рождение Сына

Божия от Девы. Непостижима для рационального ума возможность воскресения

после смер­ти и то, что смерть одного человека (и одновременно Бога) спасает

от смерти всё человечество. Необъяснимо с точ­ки зрения обыденной логики одно

из главных таинств христианства — при­частие, основанное на евхаристии

(претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), и приобщение верую­щих

через вкушение этих божествен­ных даров к Богу.

Эти тайны можно постичь, толь­ко уверовав, а вера, по определению апостола

Павла, «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невиди­мом» (Евр. 11.1).

Господь просветляет разум человека и преобразует всё его существо, давая ему

возможность не­посредственного видения духовной реальности, разумения и

исполнения воли Бога. Такой опыт святых и праведников составляет Священное

Предание христиан. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт

людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Священ­ное Писание христиан

— Библию (греч. «книги»).

Реферат: Христианство

Библия — это не изложение ве­роучения и не история человечества. Библия — это

рассказ о том, как Бог искал человека.

Вот эпизод из самого начала Библии: после того как люди совер­шили первый

грех, они «услышали голос Господа Бога... и скрылся Адам и жена его от лица

Господа Бога меж­ду деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал

ему: где ты?» (БЫТ. 3.8-9).

Итак, Библия — это речь Бога, об­ращённая к людям, а также рассказ о том, как

люди слушали — или не слу­шали — своего Творца. Этот диалог длился свыше

тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тыс. до Рождества

Христова (Р. X.). Большинство книг Ветхого Завета со­ставлено с VII по III в.

до Р. X.

К началу II в. по Р. X. к Ветхому Завету были присоединены книги Но­вого Завета.

Это четыре Евангелия (греч. «благая весть») — описания зем­ной жизни

Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний

апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна

Богослова, в ко­тором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют

также Апо­калипсисом (греч. «откровение»).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке — иврите. Книги Нового

Завета в основном бы­ли созданы уже на греческом языке (точнее, на его

диалекте — койнэ).

Реферат: Христианство

Более 50 человек в разные вре­мена принимали участие в написании Библии. И

при этом Библия оказалась единой Книгой, а не просто сборни­ком разрозненных

проповедей. Каж­дый из авторов свидетельствовал о своём опыте встречи с

Богом, но хри­стиане твердо уверены, что Тот, с Кем они встречались, всегда

был Одним и Тем же. «Бог, многократно и многооб­разно говоривший издревле

отцам в пророках, в последние дни сии гово­рил нам в Сыне... Иисус Христос

вче­ра и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 1.1, 13.8).

Ещё одна характерная особен­ность христианства как религии за­ключается в

том, что оно может су­ществовать только в форме Церкви. Церковь — это

сообщество людей, ве­рящих во Христа: «...где двое или трое собраны во имя

Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20).

Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих,

объединённых общим ме­стом проживания, одним священно­служителем, одним

храмом. Такая общность составляет приход.

Церковью, особенно в правосла­вии, принято называть также храм, который в

этом случае воспринимает­ся как «дом Божий» — место соверше­ния таинств,

обрядов, место совмест­ной молитвы.

Наконец, Церковь может пони­маться как форма христианской веры. За два

тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных

традиций (конфессий), ка­ждая из которых имеет свой Символ веры (краткая

формула, вобравшая в себя основные положения вероуче­ния), свой обряд и

ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церк­ви (Византийская

традиция), Католи­ческой Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви

(традиция Реформации XVI в.).

Кроме того, есть понятие Зем­ной Церкви, объединяющей всех верующих во

Христа, и понятие Небес­ной Церкви — идеального божест­венного устроения

мира. Есть и дру­гое толкование: Небесную Церковь составляют святые и

праведники, окончившие свой земной путь; там, где земная Церковь следует

заветам Христа, она составляет единство с небесной.

Зародившись в отдалённой про­винции Римской империи (Иудее) в I в.,

христианство до середины IV в. было гонимо римскими властями. То в одной

провинции, то в другой, а то и по всей империи сразу (как, например, при

императоре Деции) поднималась волна преследований: разрушали храмы,

арестовывали свя­щеннослужителей и простых верую­щих. Раба-христианина

преследовали так же, как офицера или патриция, принявших христианство.

Эти три столетия гонений на все последующие века научили христиан двум

великим истинам (с которыми согласны даже те, кто не считает себя верующими):

истина не зависит от воли властей; правым может оказать­ся человек униженный

и бедный.

Реферат: Христианство

А спустя ещё 17 веков — в XX сто­летии — другая империя вновь объя­вила войну

христианам. И вновь — поруганные и разрушенные храмы, и вновь сотни тысяч

убитых. На этот раз землёй, политой мученической кровью, стала Россия.

Атеистическая империя требовала безусловного со­гласия не только с её

политикой, но и с её философией, с её мировоз­зрением. Ни одна из волн

гонений на христиан в Римской империи не пролилась более десяти лет. В

Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий.

Возле одного из сибирских лаге­рей есть могила, в которой лежат 50

священников. Их вывели из лагеря, приказали вырыть траншею. Выстро­или на её

краю. А затем с пистолетом подходили к каждому и задавали один вопрос: «Ну

что, есть твой Бог или нет?». После ответа «да» следовал вы­стрел. Не отрёкся

ни один.

В XX в. христиан (прежде всего священников) убивали в нацистской Германии

и Мексике, в Кампучии «красных кхмеров» и маоистском Ки­тае, в Албании (где

религия была за­прещена конституцией) и Югославии, Румынии и Польше...

Так непросто складывались отно­шения Церкви с властями земными. Но и внутри

самой Церкви на протяжении всей истории её существования проис­ходило

множество драматических, а порой и трагических событий.

Христианство уже давно пе­рестало быть монолитной религией. Причины

политического характера, внутренние противоречия, накап­ливавшиеся начиная с

IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных

церквях существовали различия в богослу­жении и богопонимании. С разде­лением

Римской империи на два самостоятельных государства обра­зовались и два центра

христианст­ва — в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них

стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе,

привела в Риме к совершен­но особой роли папы как Римского первосвященника —

главы Вселен­ской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась

Цер­ковь на Востоке.

Образовались две христианские конфессии (лат. «исповедание», т. е.

направления христианства, имеющие различия в вероисповедании) — пра­вославие и

католичество. В XVI в. Като­лическая Церковь испытала раскол:

возникла новая конфессия — протес­тантство. В свою очередь Православная

Церковь в России пережила тяжелей­ший раскол на старообрядческую и

православную церкви.

Сегодня христианство представ­ляют три конфессии, каждая из кото­рых делится

на множество деномина­ции, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся

по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов

признают догмат (определение Церкви, имеющее безус­ловный авторитет для

каждого её чле­на) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа,

признают единое Священное Писание — Библию.

Подсчитать точное число хрис­тиан не так-то просто. Однако общие

статистические данные дают следую­щие цифры.

Православная Церковь состоит из 15 автокефальных (администра­тивно

самостоятельных) церквей, 3 автономных (полностью независи­мых) и насчитывает в

своих рядах около 120 млн человек.

Римско-католическая Церковь объединяет около 700 млн верующих.

Протестантские церкви, входя­щие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около

350 млн. человек.

П Р А В О С Л А В И Е

Слово «православие» является переводом, калькой греческого слова

«ортодоксия». Православие, таким образом, в прямом смысле слова есть в

отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это

слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV — VIII вв.), когда

представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его

идей (религиозных и фило­софских) , доктрин, формулировали положение

изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение,

православными были и церкви, его содержащие.

В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в

общецерковное исповедание веры («Символ веры») прин­ципиально новое

утверждение о Святой Троице (так называемое «Филиокве»), что явилось одной из

причин «Великого раскола». Восточные церкви с того времени стали называться

православными, а все западные епархии (области), подчиненные Риму, оказались

в Римско-католической или просто католической церкви.

В настоящее время насчитывается 15 Автокефальных (т.е. самостоятельных)

церквей, включая и Русскую, содержащих право­славную веру, общую для всех

них.

Каковы особенности этой веры, что выделяет ее из многочисленных в настоящее

время христианских конфессий (исповеданий)?

Отметим лишь наиболее существенные специфические положения православного учения.

Православные церкви в современном мире

В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к одной церкви. Римской,

возглавляемой одним первосвятителем — папой Римским, православные церкви

сохраняют ранние христианские тра­диции полицентризма, т.е. принадлежат к

нескольким церквям. В современных условиях в странах, где большое число

приверженцев православия, церкви имеют подчас, национальный характер или,

сохраняя исторические традиции, являются наднациональными.

Старейшими самостоятельными являются Константинопольская, Александрийская,

Антиохийская и Иерусалимская церкви, возглав­ляемые патриархами.

Константинопольский патриарх, называемый также вселенским, т.е. всемирным, не

только является главой право­славных в Турции, но ему подчиняются отдельные

епархии и верующие в Греции и некоторых других странах Европы, в Северной и

Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии. Также имеют свои епархии и паству в

различных странах и другие автокефальные церкви. Александрийская церковь

объединяет православных Африки. Антио­хийская и Иерусалимская церкви имеют

большое число приверженцев на Ближнем Востоке, среди арабов, греков, людей

других националь­ностей.

Наиболее многочисленной среди православных церквей является Русская

православная церковь во главе с патриархом Московским и всея Руси,

объединяющая также Украинскую и Белорусскую пра­вославные церкви. К Русской

православной церкви принадлежат верующие многих национальностей в нашей

стране и за ее пределами, в частности в Западной Европе, Америке, Японии

(Автономная Японская церковь) и др.

Автокефальными являются также Румынская, Болгарская, Серб­ская церкви,

возглавляемые патриархами, Грузинская церковь с католикосом-патриархом во

главе, Греческая (Элладская), Кипрская, Польская, Чехо-Словацкая и другие

православные церкви, возглавля­емые митрополитами и архиепископами.

Существует также и создан­ная в Сремских Карловцах (Югославия) отдельная

Русская зарубеж­ная православная церковь, возглавляемая ныне митрополитом.

С конца XVI в. на Западной Украине, в Польше и некоторых других странах

существует греко-католическая или униатская церковь, кото­рая при сохранении

православной обрядности и славянского бого­служения признает своим главой

папу Римского и разделяет католиче­ские догматы веры. Особое место среди

христанских церквей, занимает Армянская церковь, придерживающаяся так

называемого монофи-зитства (греч. «монэ фисис» — единое естество),

руководители которой не приняли канона Халкидонского собора 451 г. о двойной,

божест­венной и человеческой природе Христа. Армянская церковь возглавля­ется

католикосом-патриархом в Эчмиадзине (Армения). Кроме того, существуют

армянские патриархата в Иерусалиме, Стамбуле и в Ливане.

Значение христианизации Руси

Распространение христианства на Руси вначале только в городах и пригородных

усадьбах, затем с XII — XIII вв. и в деревнях способство­вало обогащению

местной славянской культуры достижениями древней общеевропейской

средиземноморской культуры. На Руси стали читать, причем часто в готовых

славянских переводах, сделанных просветите­лями Кириллом и Мефодием и их

учениками, многие античные и византийские сочинения, осваивая достижения

мировой цивилизации в области литературы, хронографии (летописания),

природоведения, календаря и прежде всего в христианском вероучении и

библейской истории. Славянская письменность, применявшаяся прежде

ограни­ченно, с принятием христианства получила широкое распространение, так

как новая. религия, перенесенная из Средиземноморья, была религией письменной

культуры в отличие от язычества, носителя культуры устной. Вместе с

христианством на Руси стали строить большое число деревянных и каменных

церквей, получила распространение храмовая архитектура, было заложено

производство эмалевых изделий, стекла, мозаик, появилось иконописание и

настен­ная живопись (фрески), изготовление книг, написанных на перга­менте.

Вместе с тем христианство, принесшее на Русь новые церковные песнопения,

боролось с традиционным народным искусством, свя­занным с язычеством.

Преследовались и уничтожались народные музыкальные инструменты — гусли, гудки

(скрипки), жалейки и другие духовые инструменты. Из городского быта

стремились вытес­нить народные пляски, считавшиеся «бесовским скаканием».

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты