Реферат: Тридцатилетняя война

Реферат: Тридцатилетняя война

Содержание:

1. Характер Тридцатилетней войны. 3

2. Политическая обстановка в Германии в конце XVI - начале XVII века. 5

3. Религиозная реакция в лютеранских княжествах. 6

4. Города и бюргерство как объект дворянской агрессии. 7

5. Датская интервенция. 10

6. Политические планы Валленштейна 11

7. Итоги Тридцатилетней войны. 13

Список использаванной литературы 17

1. Характер Тридцатилетней войны.

Тридцатилетняя война (1618—1648гг.) представляет собой не только самый

длительный, но и самый сложный кон­фликт XVII столетия.

Столкновение двух внутригерманских группировок было осложнено военным и

дипломатическим вмешатель­ством иностранных государств, вследствие чего

возник­шая в Германии гражданская война превратилась в за­тяжной

международный конфликт, чреватый для страны губительными последствиями.

Прежде всего следует решительно оспорить глубоко ошибочное представление о

Тридцатилетней войне как войне религиозной. Это представление сводится к

тому, что миллионы людей (и при том не только немцев, но и датчан, шведов и

французов), как бы внезапно увлечен­ных неодолимым порывом веры, разом

пренебрегли сво­ими повседневными трудами и заботами для того, чтобы

установить во всей Германии безраздельное господство «правой веры» и силой

оружия приневолить инаковерующих блюсти «истинную веру».

На подобном представлении не стоило бы останавли­ваться, если бы речь шла о

давних гипотезах, о наивных заблуждениях прошлого. К сожалению, подобную

точку зрения повторяет и современная буржуазная историогра­фия, и это

обстоятельство обязывает нас опровергать ее идеалистические концепции.

Несколько лет назад во Франции вышла шеститомная «История международных

отношений» под редакцией академика П. Ренувена. Автор второго тома профессор

Г. Зеллер настаивает на том, что Тридцатилетняя война была вызвана

религиозными разногласиями.

Новейшая западногерманская историография дает противоречивую и путаную оценку

Тридцатилетней вой­не, так как не может согласовать и примирить

вероиспо­ведную расстановку сил в этой войне с проявившимися в столкновениях

вероисповедных группировок ясно вы­раженными политическими (а не

религиозными) стрем­лениями.

Так, П. Рассов считает, что Германия в период, пред­шествовавший войне, была

целиком поглощена вероиспо­ведным размежеванием. «Каждое исповедание,— по его

мнению,— таило в себе притязание на абсолют» и «Тридцатилетняя война должна

была стать германской вероисповедной войной». Однако тот же автор признает, что

данная война «снова (после Карла V) яви­лась со стороны императора

попыткой превратить импе­рию в политический организм».

Другой западногерманский историк, К. Нольден, утверждает, что в XVII веке

имперская идея уже не носи­ла присущего ей столетием ранее религиозного

характе­ра, и тем не менее, по его представлению, «идея империи», очищенная,

наконец, от всяких религиозных наслоений и дополнений, встретила противников,

в числе которых на­ряду с «княжеским государственным эгоизмом»

самосто­ятельно фигурирует «протестантизм».

Неопровержимые факты, уже давно обобщенные Ф. Мерингом, показывают, что

размежевание двух лаге­рей, евангелической унии и католической лиги,

опреде­лялось отнюдь не вероисповедными мотивами.

Достаточно указать на место, которое в гигантском конфликте XVII века

занимало то или иное немецкое. или внегерманское государство, чтобы понять,

сколь малую роль играли религиозные побуждения в политических и военных

планах участников войны, а также тех держав, которые оказывали экономическое

и дипломатическое воздействие на ход и характер этой войны.

Императора и католическую лигу поддерживала испанская католическая держава,

тогда как немецких протестантов поддержи­вал «христианнейший король»

католической Франции и его первый министр — кардинал Ришелье. Немецким

протестантам пытался про­тягивать руку помощи мусульманский повелитель—султан

Турции.

Католическая лига сурово осуждала протестантов, отнявших v католической

церкви земли, и объявляла возврат этих отнятых церковных земель своей

священной задачей, а глава католической лиги Максимиллиан Баварский,

прельстившись доходами от со­ляных варниц зальцбургского архиепископа, отнял

их вооруженной силой, а самого злополучного архиепископа упрятал в тюрьму и

гноил там до конца его дней.

Протестантский князь Христиан Н Саксонский настойчиво стре­мился вступить в

католическую лигу, чтобы свести счеты с сосед­ними протестантскими князьями —

своими соперниками, а сыновья других протестантских князей — принцы

Люнебургский, Лауенбургский, Голштинский сделали проще: они поступили на

службу к им­ператорскому католическому полководцу Валленштейну, у которого

правой рукой был убежденный протестант, талантливый генерал Ганс Георг фон

Арним.

Сам Валленштейн заявлял, что он мог бы составить свое войско из протестантов

не хуже, чем из католиков. Тот же Валленштейн много позднее, держа речь перед

солдатами, говорил, что «папский Рим не подвергался разграблению с 1527 года,

а между тем он ныне гораздо богаче». Когда шведский король Густав-Адольф

вознамерился выступить в роли «спасителя» обиженных и угнетенных не­мецких

протестантов,—это было осуществлением замысла, который в течение шести лет

день за днем выковывал один из высших пре­латов католической церкви —

кардинал Ришелье, замысла, который, несмотря на все протесты немецких

католиков, не встретил осужде­ния со стороны «святого отца» в Риме—папы

Урбана VIII. В то же время протестантские Нидерланды решительно отвергли

предложен­ный им союз со шведским государем, ничуть не сочувствуя и не

снисходя к просьбам своих немецких единоверцев.

Все эти факты показывают, что место того или иного государства или князя в

рядах протестантов или католи­ков определялось интересами и расчетами, не

имеющи­ми ничего общего с религией, с верой, однако всякий раз прикрываемыми

мнимой заботой о вере.

Задача марксистского анализа событий заключается вовсе не в том, чтобы

отрицать значение религиозной или любой другой демагогии, маскировавшей

подлинные причины войны, а в том, чтобы под покровом религиоз­ных лозунгов,

требований и разногласий обнаружить реальные, классово обусловленные причины

конфлик­тов. Тридцатилетняя война была религиозным конфлик­том по форме, но

отнюдь не по своему содержанию.

2. Политическая обстановка в Германии в конце XVI - начале XVII века.

После Аугсбургского религиозного мира в Германии укрепилось мелко-державное

княжевластие и стало уменьшаться значение императорской власти. Каждый

император при вступлении на престол связывал себя «изби­рательной

капитуляцией», подтверждавшей княжеские привилегии. С умалением компетенции

императора соот­ветственно расширилась компетенция князей. В их ве­дении

оказались вопросы экономической политики, пра­ва, суда, а также и вопросы

церковного управления сво­ими территориями. Политика князей отныне сводилась

к погоне за доходами и стремлению всеми правдами и неправдами увеличить

налоги и расширить территорию своего княжества. В отличие от прежней

императорской политики, это была односторонняя политика крепостни­ческого

гнета, стяжательства и военных авантюр.

Принадлежность того или иного владения к опреде­ленной религии, как известно,

определялась формулой Аугсбургского религиозного мира — решением князя,

предписывавшего подданным угодное ему вероисповеда­ние. Население не всегда

пассивно подчинялось князю. Вероисповедная или сектантская оппозиция являлась

выражением социального протеста, ответом на полити­ческие и религиозные

гонения. Решительность, с кото­рой религиозные репрессии применялись как в

католиче­ских, так и в протестантских владениях, свидетельство­вала об

остроте классовой борьбы, о напряженности противоречий.

Карта вероисповедной принадлежности германских княжеств выглядела следующим

образом. Оплотом лютеранства стали княже­ства немецкого Севера: Саксония,

Гессен, Браиденбург, Голштиния, Мекленбург, Померания, Пруссия. Владетели

этих княжеств успеш­но провели в собственных интересах секуляризацию

церковных земель и в полной мере подчинили себе вновь созданную лютеран­скую

церковь.

Реформация имела успех и на Верхнем Рейне. Однако здесь, в Пфальце, Вюртемберге,

Бадене, возобладал кальвинизм в своей уме­ренной форме.

На Нижнем и Среднем Рейне, где исстари сложились могущест­венные духовные

княжества архиепископов Кёльнского, Трирского и Майнцского, трех католических

курфюрстов Германии, а также в епископстве Мюнстерском и герцогстве Юлихском

утвердился ка­толицизм. Подлинной цитаделью католицизма оказались юг и юго-

восток страны — владения баварского и австрийского дома.

3. Религиозная реакция в лютеранских княжествах.

Феодально-дворянские интересы на юге Штирии ничем существенным не отличались

от таких же феодально-дворянских интересов на севере. Точ­но так же совпадали

и абсолютистские притязания кня­зей юга и севера.

Именно поэтому на севере, как и на юге, имела мес­то феодальная реакция,

которая также принимала кле­рикальный характер.

Различие заключалось в том, что орудием реакции здесь служила не

католическая, а лютеранская церковь, в полной мере приноровленная к

требованиям князя и непосредственно подчиненная ему. Ни о каком возвра­те к

католицизму здесь не могло быть и речи, так как князья и дворяне не были

намерены расставаться с за­хваченными церковными имуществами, а аппарат

люте­ранской церкви оказался надежным инструментом в руках протестантского

властителя.

Управляемая подчиненной князю консисторией люте­ранская церковь внушала

верующим повиновение не­бесным и земным властям, которые почти

отождествля­лись. Она пресекала малейшие признаки брожения и по­давляла

отступление от твердо установленной лютеран­ской догматики.

Кальвинизм, даже в его умеренной форме, рассмат­ривался как государственное

преступление, а религиоз­но-сектантская оппозиция преследовалась с

необычайной жестокостью. Этико-философским и богословским иска­ниям здесь,

как и на юге страны, не было места. Застыв­ший в неподвижных догматических и

богослужебных формах лютеранский протестантизм должен был служить гарантией

незыблемости феодального строя и непрере­каемости власти князя.

Проповедников «лжеучений» ждали полицейские кары. Когда канцлер Саксонии

Крелль осмелился смяг­чить вражду между лютеранами и кальвинистами, он

поплатился за это жизнью, казненный после нескольких лет тюремного заключения

и пыток.

В одном только Лейпциге, как указывал Ф. Меринг, было публично сожжено 20

тыс. женщин, объявленных ведьмами. При этом перед толпой, созерцавшей

«поучительное» зрелище казни, была 53 раза прочитана библия.

Если Ф. Энгельс говорил о том, что в эпоху Возрождения была сломлена «духовная

диктатура» папы, то К. Маркс, оценивая лютеранство, сложившееся к концу XVI

века в Саксонии, с горечью замечал, что оно «стало новым папством».

4. Города и бюргерство как объект дворянской агрессии.

Несмотря на то что в начале XVII века наметились первые симптомы

на­чинавшегося упадка производства и торговли, крупные города на юге страны и

на Рейне продолжали под­держивать широкую международную торговлю и до са­мого

начала Тридцатилетней войны сохраняли свое благосостояние. На протяжении двух

с половиной сто­летий (с начала XIV до середины XVI века) в Германии в

обстановке крутого экономического подъема успешно протекал процесс

первоначального накопления. Результатом этого процесса явилось сосредоточение

весьма значительных денежных богатств в руках немецких бюргеров, главным

образом южногерманских и рейн­ских. Под знаменем феодальной реакции уже в XVI

веке началось расхищение богатств, аккумулированных в процессе

первоначального накопления: были ликвидиро­ваны или вынуждены

самоликвидироваться крупные компании. В посягательстве на них, помимо

дворянства, участвовали бюргерские круги, упорно враждовавшие с компаниями.

В начале XVII столетия паразитическое немецкое дворянство добивалось и

добилось дальнейшего ограб­ления бюргерства. От вооруженного насилия на

боль­шой дороге оно переходило к организованным действи­ям крупными отрядами,

как это делала банда Грумбаха. Однако крупные города были достаточно сильны,

чтобы обезопасить свои товары на немецких дорогах и отразить натиск

дворянских банд.

Возраставший налоговый и административный гнет княжеской и императорской

власти и посягательства на городские вольности питали оппозицию,

приобретавшую религиозную окраску. Горожане искали выход в создании

протестантских церковных общин, с их помощью пытаясь выйти из-под суровой

опеки католического ду­ховенства, стремясь найти в церковной автономии путь к

защите своей муниципальной независимости. На Верхнем Рейне и Верхнем Дунае

оплотом протестантизма являлись Франкфурт, Страсбург, Шпейер, Вормс,

Нюрнберг, Ульм, Регенсбург, Донаувёрт. Не менее упорно держались

протестантизма Кёльн и Аахен на Севере.

С 1560 по 1598 год тянулась борьба жителей города Аахена против католицизма,

в защиту самоуправления и протестантизма. Еще в 1560 году протестантам Аахена

было запрещено свободное отправление богослуже­ния. В том же году запрещено

было избирать в город­ской совет протестантов. В 1581 году дело дошло до

восстания, в ходе которого из города были изгнаны императорские комиссары и

был избран протестантский совет. Духовенство и знать покинули Аахен. В 1593

году последовал императорский указ о реставрации католи­цизма. Применение

вооруженной силы на этот раз было предотвращено заступничеством

протестантских князей.

В 1598 году император Рудольф II объявил свой «при­говор», приведенный в

исполнение тремя католическими князьями. Из города изгонялись заодно с

протестант­скими проповедниками и все члены совета—протестан­ты. С запретом

протестантского богослужения ликви­дировалось и городское самоуправление.

Совет, очи­щенный от крамольных элементов, отныне превращался в подголосок

императора и епископа.

Упомянутые ранее события в Кёльне: изгнание эксархиепископа Гебхарда и

водворение нового архиепи­скопа Эрнста Баварского—привели к тому, что

кёльн­ские горожане оказались обремененными тяжкими по­борами в пользу церкви

и дворян-авантюристов Юга, поддерживавших нового пастыря.

Еще более острым был конфликт императора с Донаувёртом, который повлек за

собой окончательное раз­межевание сил в преддверии назревавшей в Германии

гражданской войны.

В 1580 году епископ Марквард Аугсбургский завла­дел не только церковной

властью, но и светской юрис­дикцией в Донаувёрте. С этого момента

католический клир своим поведением бросал вызов населению проте­стантского

города. Не находя защиты у императора, совет города обратился за содействием

к собравшемуся в Вормсе съезду имперских городов, который оказал моральную

поддержку горожанам и магистрату Донаувёрта. Полученный в городе

императорский указ об опале вызвал в 1607 году восстание плебейских масс

города, знавших, что им придется расплачиваться за не­милость императора. Они

не ошиблись. В том же году город был обложен контрибуцией, которую не было

на­дежды покрыть целому поколению горожан. Столь же тяжким ударом явилось

превращение Донаувёрта из имперского города в город, подвластный

католическому баварскому дому.

На удар, незаслуженно нанесенный Донаувёрту, отозвались другие города.

Стремление восстановить Донаувёрт в правах имперского города послужило

толчком для образования в 1608 году евангелической унии.

Если до возникновения евангелической унии дворяне рассчитывали на «легальное»

обирательство с помощью налогов и пошлин, то наличие протестантской

организа­ции открывало новое русло дворянским посягательст­вам. Отныне

бесчинство в том или ином городе и его ограбление стали оправдываться

вероисповедной непри­миримостью. Католическая реакция давала стихийно

проявлявшемуся движению благочестивый лозунг, она вводила безудержный

дворянский разбой в широкое русло организованной внутригерманской

крестоносной экспансии. Эта экспансия облекала грабительскую алчность в

одеяние религиозной нетерпимости. Однако объективный смысл всей этой

экспансии сводился к то­му, чтобы довести до конца экспроприацию богатств,

оказавшихся в руках бюргеров в результате первона­чального накопления.

Разгром городов и расхищение их богатств станови­лись благочестивой приманкой

для немецкого дворян­ства и примыкавшего к нему деклассированного сброда,

подобно тому, как это имело место четырьмя столетия­ми ранее во Франции, где

феодальные силы под знаме­нем альбигойского похода растоптали и уничтожили

благосостояние и культуру южнофранцузских городов.

Трагический для Германии анахронизм состоял в том, что чреватый губительными

последствиями для экономического развития страны разгром городов ста­новился

фактом семнадцатого, а не тринадцатого сто­летия.

Ответом на образование евангелической унии яви­лось возникновение в 1609 году

католической лиги. Именно в этой организации стали сплачиваться католи­ческие

дворяне. Во главе лиги стал крупнейший из южногерманских католических

князей—Максимилиан Баварский (1597—1651 гг.), для которого религиозные цели

никогда не заслоняли политических соображений. Политика начинавшейся жестокой

католической реак­ции не помешала этому государю ограбить и лишить свободы

Зальцбургского архиепископа, а стремление единовластно господствовать над

лигой побудило его воспротивиться вступлению в нее трех рейнских

архи­епископов. Не желая усиливать Габсбургов, Максими­лиан долгое время

сохранял корректные отношения с евангелической унией.

Это последнее обстоятельство доказывает, что усиле­нию императорской власти с

самого начала противились не только протестантские, но и католические князья.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты