Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

культура у одних народов развиваются быстрее, а у дру­гих медленнее. Там, где

природные условия были более благоприятными, а людей было больше, развитие

производства шло быстрее. И наоборот, там, где природные условия были

особенно трудными, а людей жило сравнитель­но мало, производство развивалось

медленнее. Вот почему наиболее отсталые народы живут в тропических джунглях,

в пустынях, на севе ре Канады или там, где население в течение тысячелетий

было изолировано от других наро­дов, как это случилось, например, с

абориге­нами Австралии.

Поэтому-то «дикари» XIX в. и могут слу­жить своеобразным источником наших

зна­ний о далеком прошлом человечества: ведь когда-то наши предки жили так же

или, вер­нее, почти так же, как они.

Материалистическое понимание истории пер­вобытного общества наиболее четко и

полно было изложено Энгельсом в 1884 г. в книге «Происхождение семьи, частной

собственности и государства». С тех пор накопилось огромное количество новых

сведений о далеком прошлом человечества. Следы существования первобыт­ных

людей обнаружены археологами чуть ли не во всех уголках земли. Число находок

не­прерывно растет.

Немало новых подробностей узнали за это время ученые и о жизни современных

культурно отсталых народов. Благодаря всему этому наши знания о первобытном

обществе стали значи­тельно полнее и конкретнее. Однако книга Энгельса до сих

пор по праву остается настоль­ной книгой каждого, кто серьезно интересу­ется

историей первобытного общества.

Что такое первобытнообщинный строй

Мы познакомились с историей возникнове­ния науки о первобытном человечестве.

Теперь мы вправе спросить: а как же выглядело пер­вобытное общество в целом и

каковы его отли­чительные черты?

Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления

древнейших обезьянолюдей и кончая возникновением пер­вых классовых обществ,

ученые называют эпо­хой первобытнообщинного строя или эпохой доклассового

общества. Эта самая длительная в истории человечества эпоха делится на две

части. Первая часть охватывает время от оче­ловечения обезьяны вплоть до

появления че­ловека современного вида; иначе говоря, пер­вая часть — время

становления человека и обще­ства (тод.т. 7 ДЭ, ст. «Происхождение человека»).

Вторая часть начинается с момента возникно­вения людей современного вида и

кончается вместе с самим доклассовым обществом. Самой главной и самой важной

особенностью первобыт­нообщинного строя было отсутствие эксплуата­торов и

эксплуатируемых, богачей и бедняков. Оказывается, десятки и даже сотни тысяч

лет люди прекрасно обходились без частной собст­венности. Люди доклассового

общества жили сравнительно немногочисленными и относи­тельно самостоятельными

группами — община­ми. Все члены общины были равны, все без исключения

участвовали в общественном про­изводстве, сотрудничая друг с другом и

помо­гая друг другу в беде. Это и понятно: люди мало знали об окружающем их

внешнем мире, их

СРЕДНИЕ ВЕКА

Средние века, средневековье—так назвали гуманисты — люди эпохи Возрождения

время от падения Западной Римской империи до начала Возрождения (XIV—XVI

вв.). Гуманисты ставили себе в заслугу то, что они возродили литературу,

науку и искусство древних греков и римлян откуда происходит и само название

целой исторической эпохи — «Возрождение».

Предшествующий период гуманисты считали временем варварства и невежества,

когда господствовали всяческие суеверия, поддерживаемые католической

церковью. Период между античной культурой и Возрождением гуманисты стали

называть средним веком, средневековьем. С XVII в. это название вошло во все

учебники истории и сохранилось в буржуазной литературе до наших дней. Начало

средних них веков буржуазные историки связывают с падением Западной Римской

империи (V в. н. э.),

конец — со взятием Константинополя турками (1453) или открытием Колумбом

Америки (1492).

Марксистская историческая литература тоже пользуется понятием «средние века»,

но вкла­дывает в него другое содержание. Сред­невековье — это в р е м я

господства феодального строя. По учению Маркса — Энгельса — Ленина, исто­рия

человеческого общества развивается зако­номерно и в своем развитии переходит

от одного строя хозяйственных и общественных отноше­ний к другому, более

совершенному и прогрес­сивному. Средние века — период от падения

рабовладельческого строя до появления капи­талистического. Начало средних

веков на тер­ритории Европы относится ко времени падения Западной Римской

империи под ударами вар­варов, т. е. германцев и славян. С их приходом пал

рабовладельческий строй и начался про­цесс образования феодального строя.

Концом средних веков марксистская наука считает время первых буржуазных

революций.

В странах Востока (государствах древней культуры, таких, как Китай, Индия и

др.) фео­дальный строй сложился раньше, чем в Европе, но просуществовал

дольше. Страны Восто­ка развивались медленнее, чем европейские, в частности

потому, что европейские колони­заторы с XVII в. порабощали и огрубляли эти

страны.

Феодальный строй отличается от рабовла­дельческого тем, что трудящиеся уже не

рабы, а крепостные, или зависимые, люди, т. е. люди, обязанные жить в

определенном месте и рабо­тать на определенного господина — сеньора («сеньор»

— значит старший). Положение кре­постного и зависимого человека при

феодализ­ме немногим легче, чем раба. Крепостной не мог уйти от своего

господина— сеньора. Он был прикреплен к земле, т. е. к своему участку и к

своему господину (откуда и само название его— «крепостной»). Крепостной

обязан был работать на полях сеньора, или, как говорили на Руси, на своего

барина (откуда этот вид работы и на­зывался — барщина), но, в отличие от

раба, крепостной имел собственное хозяйство, которое он вел на участке земли,

принадлежавшей гос­подину, имел свою семью (рабы, как правило, не имели

семьи).

Иногда крепостной, кроме барщины или вза­мен ее, обязан был отдавать

господину — се­ньору часть продуктов, которые он получал в своем хозяйстве

(оброк), или, как это было в более позднее время, платить определенную

денежную сумму.

Кроме крепостных, в средние века были кре­стьяне, которые находились в менее

тяжелой зависимости: они несли меньшую барщину, платили меньший оброк, чем

крепостные, могли уходить от своего господина и переходить к другому либо

уходить на заработки в города.

Так как при всех условиях крепостной, или зависимый, человек работал не

только на господина, но и на себя, то он был больше заинтересован в повышении

производительности своего труд чем раб. Поэтому феодальный строй более

прогрессивен, чем рабовладельческий.

Эпоха феодализма длилась в Европе свыше тысячи лет. Ее делят на три периода:

V—XI вв. - раннее средневековье, когда вся хозяйственна жизнь

сосредоточивалась в деревне; XI—XV вв.- период развитого феодального способа

производства, когда ремесло отделилось от сельского хозяйства и появились

города как центры ремесла и торговли; последний период, до середины XVII в.,—

разложение феодального строя и появление в недрах феодализма элемент

капиталистического хозяйства.

Средние века — это время крупных крестьянских восстаний против феодалов и

феодальных порядков, время борьбы горожан с феодала и всего народа с самой

реакционной силой средневековья—католической церковью. Имей бога церковники

внушали подданным, что их долг — беспрекословно повиноваться господи Тех, кто

был с этим не согласен, предавали пыткам и казням. Вместе с тем история

среди) веков — это также история развития просвещения, появления первых школ

и университете Отдельные роднички новой культуры к концу средних веков

слились в единый поток и образовали могучее культурное движение, которое

зазвали Возрождением.

В средние века зародились и сформировались современные европейские государств

развилась наука и своеобразное искусство |литература. Со времени буржуазных

революций в передовых странах мира установился капиталистический строй и

господство буржуазии. Однако во многих странах Азии и Африки еще и до сих пор

сохраняются феодальные порядки.

НОВОЕ ВРЕМЯ

Мы живем в эпоху крушения капитализма. Социализм восторжествовал в нашей

стране и одержал решающие победы в ряде других стран. Социалистические

революции в странах Европы, Азии и Америки привели к образова­нию мировой

социалистической системы. Более трети населения земного шара освободилось от

эксплуататоров. СССР—самая передовая страна в мире—уже строит коммунизм.

Вопрос о строи­тельстве коммунизма в других социалистических странах стоит на

очереди. Мощная волна на­ционально-освободительных революций сметает

колониальную систему. В Азии, Африке и Америке идет борьба за освобождение от

коло­ниального ига.

Новая история, или новое время в истории человечества,—это эпоха капи­тализма

от его возникновения и до на­чала его крушения в Октябре 1917 г. Новую

историю делят на два периода: от английской буржуазной революции середины

XVII в. (1640) до Парижской коммуны (1871) и от Парижской коммуны до Великой

Октябрьской социалисти­ческой революции.

Капитализм вступил в период крушения. Надо знать историю капитализма. Это

помо­жет нам разобраться во многих событиях на­ших дней.

В капиталистическом обществе существуют два основных класса: буржуазия и

пролетариат. Однако население капиталистических стран состоит не только из

рабочих и буржуазии. Почти во всех странах есть крестьяне, поме­щики, мелкие

торговцы, ремесленники и др.

Буржуазные ученые говорят, что рабочий «свободен, как птица». Но это не так,

хотя наемные рабочие при капитализме лично сво­бодны. Дело в том, что

пролетарии не имеют своих средств производства и своего хозяй­ства. Фабрики,

заводы, шахты, железные до­роги принадлежат буржуазии. Поэтому про­летарий

вынужден продавать свою рабочую силу предпринимателю: наниматься на

ману­фактуру, фабрику, завод,— иначе он и его семья умрут с голоду.

Капиталистическое производство начало возникать еще в эпоху феодализма — в

средние века. В XVI—XVII вв., после Великих геогра­фических открытий, которые

проложили морской путь в Азию, Америку, Австралию и Океанию, началось

закабаление и ограбление европей­скими колонизаторами народов вновь открытых

стран. «Рыцари наживы» беспощадно грабили захваченные страны.

В Англии, Голландии, Франции и других европейских государствах, которые

захватили колонии, скапливались крупные капиталы. В XVII в. в ряде стран уже

существовали ману­фактуры — крупные предприятия, принадле­жавшие

капиталистам, на которых работали наемные рабочие. Но машины на мануфакту­рах

применялись мало. Товары изготовлялись в основном вручную.

Англия была первой страной, где не только накопились крупные капиталы у

буржуазии, но была и масса свободных рабочих рук: кре­стьяне, согнанные

крупными землевладель­цами с земли, вынуждены были искать работу на

мануфактурах, а позднее на фабриках. В середине XVII в. в Англии произошла

бур­жуазная революция, утвердился новый, капита­листический строй. Английскую

революцию считают началом нового времени, хотя в других странах Европы и Азии

еще продолжали сущест­вовать феодальные порядки, а на значительной части

территории Африки, Америки и Австра­лии сохранялся первобытнообщинный строй.

Освобожденная революцией от оков феода­лизма, Англия развивалась быстрее

других стран. В последние десятилетия XVIII в. в Анг­лии начался промышленный

переворот. Рас­пространение машинного производства и паро­вого транспорта

ускорило победу капитализма в Европе и США и способствовало .закабале­нию

колоний. В колониальных странах рынки наводнялись привозными фабричными

изделия­ми. Местное ремесло разрушалось, а тысячи ремесленников разорялись.

Важнейшим событием первого периода но­вой историй была буржуазная революция

во Франции (1789—1794). Она подняла народные массы на борьбу против отжившего

строя. Ре­волюция решительно, до основания разрушила феодальные порядки во

Франции. Она происхо­дила под лозунгами свободы, равенства и брат­ства.

Однако во Франции вместо гнета феодалов установился гнет капиталистов.

После французской буржуазной революции капитализм победил в ряде стран

Европы, и Аме­рики. Чем больше появлялось фабрик, заво­дов, железных дорог,

тем многочисленнее и орга­низованнее становился пролетариат. Рабочие

устраивали стачки и поднимали восстания против эксплуататоров, борясь за

лучшие

условия существования, а с середины XIX в. началась борьба пролетариата

за власть.

В 1848 г. вышел в свет «Манифест Комму­нистической партии», написанный

Марксом и Энгельсом. В «Манифесте» раскрыты законы истории человеческо­го

общества. Маркс и Энгельс научно доказали, что капитализм не вечен и будет

унич­тожен пролетарской революцией. Они полностью обосновали неизбежность

победы социализма.

В 1871 г. в Париже впервые в мировой исто­рии рабочим удалось захватить

власть и соз­дать пролетарское государство — Парижскую коммуну. Героически

боровшаяся Коммуна просуществовала только 72 дня. К власти вер­нулась крупная

буржуазия. Со времени Па­рижской коммуны начался второй период новой истории

— период упадка капитализма и пере­растания его в империализм.

До 1917 г. Россия отставала в своем разви­тии от передовых стран — Англии,

Франции, Германии, США. Татаро-монгольское иго, длившееся более двух

столетий, задержало ее развитие. В 1649 г., когда в Англии победила

буржуазная революция и был казнен король Карл I, в России еще только

оформлялось закрепощение крестьян.

Крепостное право долго задерживало раз­витие капитализма в России. И только

после освобождения крестьян в 1861 г. в России начался период капитализма.

На рубеже XIX и XX столетий капитализм вступил в новую и последнюю стадию

своего развития — империализм, или моно­полистический капитализм. В это

время образовывались мощные объедине­ния крупнейших промышленников и

банки­ров — монополии. Они захватили руководство всей хозяйственной жизнью

капиталистических стран, подчинили себе буржуазные парламен­ты,

государственный аппарат. В руках моно­полистов оказались школы, университеты,

научные учреждения, печать, театр, кино.

Империалисты доводят до крайности эксплуа­тацию народов своих стран,

закабаляют и гра­бят народы других стран, особенно отсталых. Крупные

капиталисты получают огромные при­были от производства оружия, строительства

военных кораблей и т. п., поэтому они стоят за бешеную гонку вооружений, за

войны.

В конце XIX в., когда захват колоний был уже завершен, начались

грабительские войны

между империалистическими странами за пере­дел колоний, за передел мира.

Первая мировая война 1914—1918 гг. была империалистической войной за передел

мира.

Может показаться, что, вступив в стадию империализма, капитализм достигает

своей наибольшей силы, но это не так. Монополии не заинтересованы в

производстве дешевых то­варов для народа. Им выгоднее поддерживать высокие

цены, чтобы получать наибольшую прибыль. При империализме замедляются тем­пы

роста производства, многие предприятия не используются на полную мощность, а

мил­лионы людей обречены на безработицу.

Империализм — это капитализм паразитиче­ский, загнивающий, умирающий.

Револю­ционные рабочие и их марксистские партии борются за свержение

капиталистического строя. Усиливается освободительное движение народов

колоний. Крайне обостряется борьба и между самими капиталистическими

госу­дарствами. Обострение всех противоречий ка­питализма ослабляет его и

подводит к проле­тарской революции. Империализм— это канун пролетарской

рево­люции, так учил Ленин.

На рубеже XIX и XX вв. Россия, где про­тиворечия империализма приобрели

особую остроту, стала страной самого передового в ми­ре рабочего движения.

Только в России воз­никла подлинно революционная марксистская партия,

большевистская партия" во главе с Ле­ниным. Когда в 1914 г. капиталисты в

погоне за прибылями развязали мировую войну, только большевики во главе с

Лениным последователь­но боролись за мир, за пролетарскую револю­цию. В 1917

г. в России победила пролетарская революция, совершившаяся под руководством

ленинской Коммунистической партии.

Буржуазные революции, ограничивались лишь заменой — феодализма капитализмом;

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила частную

собственность на средства производства и всякую эксплуатацию человека

человеком, вырвала самые корня эксплуатации. С 1917 г. начался период

крушения капитализма и победы социализма — сначала в России, затем в других

странах. В России была установлена диктатура пролетариата — новый тип

демократии, демократии для трудя­щихся. Октябрь 1917 г. открыл новый период

всемирной истории — новейшую историю.

Список литературы.

1.Гуревич П. С. Древний мир. Основы культуроведения. — М., 1989.

2.Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.

3.Степанянц М. Т. Средние века. — М., 1997.

4.Э. А. Арустамов Новое время XIX- XX веков. — М., 2000. .

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты