Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Тема: Семь чудес света: древний мир, средние века и наше время.

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

ДРЕВНИЙ МИР

Еще в глубокой древности люди находили в земле странные каменные предметы,

удиви­тельно напоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники

стрел и копий, охотничьи ножи, пилы... Сверхъестественное происхождение

подобных находок ни у кого не вызывало сомнений. На древнем Востоке

поклонялись «громовым топорам» как таинст­венным и грозным божествам. Древние

греки и римляне считали, что камни, похожие на наконечники стрел,—«острия

громовых стрел»— могут отклонять удары молний и отводить

вредоносные чары волшебников. Подобные, суе­верия сохранялись и в средние века.

Лишь в XVI и ХУЦ вв. некоторые ученые начали наконец догадываться, что

«громовые топоры» и «острия молний» созданы человече­скими руками. Такому

совершенно новому взгляду способствовали Великие географиче­ские открытия

XVI—XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха' Великих географических открытий»).

Изумленной Европе открылся целый мир наро­дов, населявших обширные

пространства Северо-Восточной и Южной Азии, Тропической Африки, Америки,

Австралии и Океании. Мо­реплаватели и землепроходцы сообщали все новые и

новые сведения о «диких» народностях, которые были незнакомы с добыванием и

употреблением металлов и изготовляли утварь и орудия из камня, кости, дерева

и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лон­дона, Мадрида, Лиссабона,

Амстердама и Пе­тербурга появилось множество изделий этих народов.

Оказалось, что каменные орудия «дикарей» удивительно схожи с «громовыми

топорами» и «остриями молний». Более того, у многих ученых возникла смелая

для этой эпохи мысль о том, что не только орудия из камня или кости, но и

весь образ жизни современных «дикарей» во многом похож на образ жизни

первобытных предков цивилизованных народов. В дальней­шем десятки энтузиастов

путешественников и исследователей, собрали богатейшие сведения о

«малокультурных», как их тогда называли, народах.

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Сцена охоты. Наскальный. рисунок. Мезолит.

32 года среди диких австралийцев

Одним из первых европейцев, кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь

диких пле­мен, был Вильям Бакли. В начале XIX в. вместе с другими

осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип. Здесь тогда находи­лась одна из

каторжных тюрем, выстроенных английскими властями в далекой Австралии.

Через три месяца Вильям Бакли бежал, но заблудился в окрестных лесах.

Случайно на­ткнувшиеся на обессилевшего Бакли аборигены (коренные жители

Австралии) спасли его от го­лодной смерти.

Вильям Бакли прожил среди аборигенов Юго-Восточной Австралии 32 года и

вернулся в цивилизованный мир уже в преклонном воз­расте. Его подробный

многодневный рассказ был записан и издан в 1835 г.

Аборигены Австралии ничего не знали о земледелии, и у них не было домашних

живот­ных, если не считать полудикой собаки динго. Все орудия они изготовляли

из камня, рако­вин, костей и дерева. Этими грубыми инстру­ментами они

мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса, плели мешки и сумки, вили

веревки. Огонь добывали трением друг о друга двух палок.

Из года в год кочевали аборигены в поисках пищи. Охотились на животных и

птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапывали корни и луковицы растений,

собирали ягоды, листья, личинки насекомых, опустошали птичьи гнез­да,

отбирали мед у пчел и ос, вылавливали мол­люсков и ракообразных на морском

побережье.

Там, где пищи было много, аборигены раз бивали лагерь, задерживаясь на одном

месте на два-три дня, а то и на несколько месяцев. При длительных остановках

строили прочные хижины-шалаши, из жердей, веток, камней, земли, торфа.

Посуды для приготовления пищи у австралийцев не было. Зато каждая

австралийская семья имела в своем распоряжении так называемую зернотерку —

большой плоский камень, на котором женщины небольшим булыж­ником растирали

твердые корни и зерна, рас­калывали орехи, дробили кости животных. Корни,

клубни, семена предварительно вы­мачивали в воде или подпекали в костре, а уж

затем растирали на камне. Змей сворачи­вали кольцом и запекали в золе. Мелких

жи­вотных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на

части и жарили на раскалённых камнях, забросав сверху кусками коры и песком.

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

КАМЕИНЫЕ ОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГО человека

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Орудия нижнего палеолита.

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Как только естественные запасы пищи исто­щались, люди двигались дальше,

захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несли каменные топоры, копья,

метательные пали­цы — бумеранги, палки для добывания огня;

женщины — корытца из коры, сосуды для воды из сушеных тыкв, мешки и сумки,

пле­тенные из растительных волокон, зернотерки. Женщины переносили и

маленьких детей.

Единственной одеждой взрослым служили наброшенные на плечи и подвязанные

спереди у шеи шкуры кенгуру или динго.

Каждая община, т. е. группа совместно жи­вущих людей, состояла из некоторого

числа семей. Между общинами обычно царил мир. Порой они враждовали, и изредка

дело даже дохо­дило до вооруженных столкновений. Но чаще общины приглашали

друг друга в гости, устраи­вая время от времени шумные совместные пиры,

празднества, вместе охотились и ловили рыбу, регулярно обменивались пищей и

изделиями;

члены соседних общин вступали в браки и т. д.

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Орудия мезолита

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Орудия неолита, четыре наконечника стрел, шли­фованный топор, долото.

Аборигены Австралии отнюдь не были ка­ким-то странным исключением. Со

временем племена полубродячих охотников и собирате­лей были обнаружены

учеными и путешествен­никами и во многих других уголках мира:

в Северной и Южной Америке—индейские пле­мена (шошоны, команчи, индейцы

Калифорнии,

ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в

Африке — бушмены, в Юго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, ееманги,

аэта. По­всюду основные средства труда этих народов, их хозяйственный и

семейный быт, общинная организация в главных своих чертах, несмот­ря на

тысячи местных особеннегстей, были уди­вительно похожи.

Длинные дома ирокезов

И все же в новом мире, впервые открывшем­ся европейцам, племен охотников и

собирате­лей оказалось не так уж много. .Большинству народов Азии, Африки,

Америки и Океании давно были известны земледелие и скотовод­ство. Однако

многие из этих народов не умели еще добывать и обрабатывать металлы, и вся их

жизнь разительно отличалась от европей­ской своей простотой и отсутствием

эксплуа­тации человека человеком. К числу таких на­родов относились и

ирокезы, племена которых в начале XVII в. заселяли обширные простран­ства по

берегам североамериканских озер Он­тарио и Эри.

Жили ирокезы в так называемых длинных домах. В селении стояло обычно от 10 до 30

длинных домов. Каждый из них при ширине в 6—10 м. и высоте до 8 л» был

длиной от 60 до 90 м.

Население одного длинного дома вело общее хозяйство. В каждой овачире — так

называлось это домохозяйство — насчитывалось от 50 до 200 человек (т. е.

10—12 и более семей). Всеми домашними делами управляла умная, энергич­ная,

обычно пожилая женщина, которую вы­бирали из своей среды замужние ирбкезки.

Подобно аборигенам Австралии, ирокезы из­готовляли оружие и орудия из камня,

дерева, кости. Но основным источником существования ирокезов были „не готовые

дары природы, а выращиваемые на предварительно обработан­ной земле растения.

Главной земледельческой культурой у ирокезов была кукуруза (маис), поля

которой занимали десятки и сотни гекта­ров. На обширных полях, возделанных

ироке­зами, росли также тыквы и бобы, на огородах около домов — табак,

подсолнечник, земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки.

Ирокезы обрабатывали землю главным образом при помощи длинной заостренной

палки. Для рых­ления почвы применялась и деревянная лопата. И мужчины .и

женщины работали сообща, кол­лективно. Сев продолжался с апреля по июнь;

сбор урожая— с августа по октябрь.

Кукурузу хранили в глубоких ямах, выко­панных в сухих песчаных местах и

выстланных сухими листьями и еловыми ветвями. Хра­нили кукурузу и в виде

длинных гирлянд, ко­торые плели долгими осенними вечерами все жители поселка

— мужчины и женщины, мо­лодежь и старики. Сплетенные гирлянды раз­вешивались

под скатами крыш и под специаль­но выстроенными навесами или внутри жилища в

виде своеобразных занавесей. Были у иро­кезов и амбары — круглые высокие

башни со стенами из коры вяза. Благодаря всему этому ирокезы запасали столько

зерна, сколько им было необходимо до нового урожая.

В конце октября, после уборки кукурузы, мужчины на лыжах отправлялись в леса

на охоту. В середине зимы охотники возвраща­лись в селения, нагруженные

добычей. Охота давала не только мясо, но и шкуры, из которых женщины

выделывали одежду, обувь, одеяла. А весной и летом мужчины ловили рыбу, в

ре­ках и озерах.

Примитивное земледелие лежит в основе хозяйства очень многих народов. Одни из

них обитают в странах, где на смену жаркому лету приходит суровая снежная

зима, другие — в царстве вечнозеленой растительности. Одним воды всегда не

хватает, другие постоянно бо­рются с избытком влаги в почве. Но где бы ни

жили народы-земледельцы, их быт, их об­щественная жизнь, их духовный мир, их

связи с другими народами — все это всегда неизме­римо сложнее, многограннее и

богаче, чем у любого народа — охотников и собирателей.

Льюис Генри Морган

Однако вернемся к ирокезам. В ходе евро­пейской колонизации большая часть

ирокезов была уничтожена или вытеснена со своих пле­менных территорий. Жалкие

остатки когда-то многолюдных племен доживали свой век в раз­бросанных и

удаленных друг от друга небольших деревнях. Здесь-то в 1818 г. около одного,

из ирокезских поселений в небольшой живо­писной деревеньке с поэтическим

названием Аврора родился будущий неутомимый исследо­ватель культурно отсталых

народов Льюис Ген­ри Морган.

Дети-ирокезы были его сверстниками и то­варищами по играм. С юношеских лет

Морган крепко дружил с Элисрм Паркером — ироке­зом из племени сенека. В

сопровождении своего друга Морган посещал селения ирокезов, изучал их прошлое

и современный быт, их общест­венные порядки. В 1847 г. некая компания добыла

у правительства обманным путем дого­вор на уступку ей за ничтожную цену части

врритории, еще остававшейся у племени сеека. Морган выехал в столицу США

Вашингтон и добился расторжения жульнического |договора.

Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Один из способов изготовления каменных орудий (техника отжима).

Ирокезы высоко оценили услугу Моргана. |S1 октября 1847 г. в торжественной

обстановке |Морган был принят в род Ястреб племени енека и получил имя

Лежащий поперек, что значило в переносном смысле мост, указывая а роль

Моргана как посредника между индейцами и «белыми». Став ирокезом, Морган

узнал много нового: старики открыли ему немало све­дений, державшихся в

строжайшем секрете от «бледнолицых»

Исследуя общественное устройство ирокезов, Морган узнал, что все

взаимоотношения между ирокезами строго зависели от степени IX родства.

Кровные родственники овачир об­разовывали так называемый род. Каждый род unoa

родовое имя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха, Бобр, Ястреб и т. д. Сородичи,

члены одного рода, были обязаны помогать друг другу. Весь род нес

ответственность за преступле­ние, совершенное кем-либо из его членов.

Деятельностью рода и его сношениями с другими родами руководил родовой совет,

в который ходили все взрослые мужчины и женщины. Мужчина и женщина,

принадлежавшие к од­ ному роду, не имели права вступать в брак. Муж и жена

поэтому всегда принадлежали к разным родам, а каждая семья всегда состоя­ла

из членов по меньшей мере двух родов. Несколько родственных между собой родов

образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени

говорили на одном языке.

Продолжая свои исследования, Морган об­наружил сходное общественное устройство и

у остальных племен североамериканских ин­дейцев. А как обстоит дело у других

народов мира? И Морган разослал письма буквально во все концы земли. Полученные

им ответы были удивительно однообразны. Оказалось, что у всех без исключения

культурно отсталых народов —w. у полубродячих охотников и со­бирателей,

и у оседлых земледельцев—пле­менной строй, родовая организация, отношения

родства лежали в основе их общественного устройства. При этом чем ближе, чем

теснее было родство, тем больше и чаще родичи были обязаны помогать друг другу.

Недаром взаим­ная помощь, коллективизм отношений были основным законом жизни

этих народов.

Обдумывая эти факты, Морган задал себе вопрос, а что, если этот общественный

поря­док — обязательный этап .в историческом раз­витии человеческого

общества? Но тогда он должен был господствовать в далеком прошлом и у ныне

цивилизованных народов Европы и азии. С обычным для него энтузиазмом и

энер­гией Моргай немедленно обратился к изучению прошлого греков, римлян,

германцев. Резуль­таты исследований превзошли самые смелые его ожидания.

В 1877 г. в знаменитом труде «Древнее об­щество» Морган нарисовал

величественную кар­тину истории первобытного общества. Морган доказал, что

родо-племенной строй и отношения родства определяли в прошлом общественное

устройство всех без исключения народов земли.

Материалистическое понимание истории

Карл Маркс и Фридрих Энгельс высоко оценили научный труд американского

ученого. «Великая заслуга Моргана,— писал Энгельс,— состоит в том, что он

открыл и восстановил в главных чертах эту доисторическую основу нашей писаной

истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к

важнейшим, доселе неразрешимым загадкам

древней греческой, римской и германской исто­рии». Маркс и Энгельс подошли к

выводам Моргана с точки зрения материалистического понимания истории.

До Маркса и Энгельса уче­ные обычно считали, что история, в отличие от природы,

не подчиняется никаким законам, а судьбы народов зависят исключительно от

прихотей и поступков выдающихся деятелей:

вождей, полководцев, царей и пр.

Маркс и Энгельс впервые доказали, что исторический процесс направляется не

созна­нием и волей отдельных личностей, а теми ма­териальными условиями, в

которых люди жи­вут, трудятся, воспитывают своих детей. Маркс и Энгельс

показали, что образ жизни людей прежде всего зависит от того, каким способом

они добывают себе средства к существованию, т. е. от уровня общественного

производства.

Мы уже знаем, что ученые, исследуя образ жизни культурно отсталых народов,

обнару­жили значительное сходство в способах веде­ния хозяйства, в

общественной жизни и в ре­лигии народов, отделенных друг от друга мо­рями и

океанами, горами и пустынями.

Мы знаем также, что многие современные обычаи, обряды и верования культурно

отста­лых народов удивительно напоминают обычаи, обряды и верования, о

которых упоминается в мифах, легендах и исторических преданиях цивилизованных

народов.

В свете материалистического понимания ис­тории эти удивительные на первый

взгляд фак­ты получили объяснение. Все дело в том, что развитие производства

и общественных отно­шений у различных народов подчиняется одним и тем же

единым для всего человечества истори­ческим законам. Однако хозяйство и

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты