Реферат: С.Ю. Витте и его экономическая политика

конечном итоге укрепить экономи­ческие и полити­ческие позиции России на

международной арене.

В целом на этом этапе он попытался приспособить экономическую политику к

общеполитической доктрине царствования Александра II! с ее курсом на

отстава­ние консервативных начал во всех сферах жизни страны, к укреплению и

расшире­нию роли самодержавного государства. Усиление государственного

вмешательства в хозяйственную жизнь страны нашло отражение в ряде мер - от

разработки и ши­рокого внедрения тарифного за­конодательства, чрезвычайного

усиления регули­рующей роли государства во внутренней и внешней торговле до

выкупа в казну почти всех желез­ных дорог, расширения казенного промышленного

сектора и усиления роли Государственного банка во всей народнохозяйственной

системе и т.д. Вместе с тем он попытался активизировать и частный сектор,

ввести но­вую систему налогообложения, облегчить порядок возникновения и

дея­тельности ак­ционерных предприятий.

Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с

дефицитом в 74,3 млн. руб. Расходные статьи бюджета при ак­тивной политике по

развитию промышленности быстро росли: с 1893 г. по 1903 г, они возросли почти

вдвое - с 1040 до 2071 млн. руб. Первое время он носился с мыслью получить

дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Идея

выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвала панику среди

финансистов. Новый министр скоро понял ошибочность такого шага к

оздоровле­нию бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением

рента­бельно­сти промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового

обло­жения, с ростом прямых и косвенных налогов. Немалую роль в увели­чении

статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственной моно­полии на

продажу вино - водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в

казну. Витте также сумел увеличить доходы государствен­ных предприятий и

имуществ. Так, используя свой опыт железнодорож­ных тарифов, он сначала

уменьшил убыточность действо­вавших железных дорог, а затем даже получил от

них небольшую прибыль. Ему удалось также существенно понизить долю бюджетных

отчислений на армию и флот. Это дало ему возможность направлять в народное

хозяйство (глав­ным обра­зом в промышленность и строительство) до 55 %

бюджетных ас­сигнований.

Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы, разра­батывавшейся еще

М.Х. Рейтерном, Н.Х. Бунге и Н.А.Вышнеградским и имевшей целью введение в

России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за

границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5-

и 6 - процентных облигаций старых займов на займы с более низкими про­центами

и более длительным сроками погашения. Ему удалось это сделать, рас­ширив для

размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные

рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 гг., заключенные на парижской

бирже. Это позволило осуществить ряд мер по стабилизации курса руб­ля и с

1897 г. перейти на золотое обращение. Металлическое со­держание рубля было

уменьшено на 1/3 - кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 копейки золотом.

Данная реформа проводилась в несколько этапов. В мае 1895 г. было раз­решено

заключать сделки на золотую монету. В следующие месяцы зо­лото уже

принималось на текущие счета банков, и в конце года был уста­новлен

фиксирован­ный курс для империала (10- рублевой золотой монеты) и для

полуимпериала (5-рублевой золотой монеты). А 3 января 1897 г. вышел указ "О

чеканке и выпуске в обращение золотых монет". Новые мо­неты с прежним

содержанием золота имели другой номинал: 15 рублей - империал и 7,5 -

полуимпериал. Таким образом, про­изошла девальвация рубля на одну треть (о

которой только что упоминалось). Окончательно был введен свободный размен

золота на кредитные билеты. По­следние со­гласно закону от 29 августа 1897 г.

выпускались по схеме; до 600 млн. руб. они обеспечивались золотом на

половину, свыше - на 100 %, Се­ребряная мо­нета была сохранена как

вспомогательная.

Проводимая Витте реформа почти сразу же вызвала бурю негодова­ния:

"Против нее была вся мыслящая Россия". Если отмести неприязнь к личности

само­го Витте, то основные возражения его противников своди­лись к тому, что

с появле­нием в обращении золотых монет все сбережения, хранящиеся в

кредитных рублях, будут обменены на золото, которое вследствие исчезнет, и

что, кроме того, золото сделается объектом скупки иностранными государствами

и уйдет из России.

Витте возражал, что если золото уйдет за границу, то не "просто так". Разве

не получим мы в обмен на него кредиты, товары, услуги? Разве не будет все это

способствовать росту промышленности, ради которой и за­теяна реформа?!

Спор между Витте и его противниками был разрешен самим време­нем. К концу XIX

в. по темпам прироста промышленной продукции (более 12 % в год!) Россия

обгоняла Европу, лидируя и на мировом рынке сель­скохозяйственной про­дукции.

Иностранные инвестиции текли рекой. Рос­сия ширилась и богатела. Золото

прочно вошло в обиход, и на него приходилось до 2/3 всей денежной массы-

Опасе­ния о его скупке не оправ­дались, напротив, "публика часто предпочитала

пользо­ваться кредитками как более удобными в обиходе". И все же все было не

так безоб­лачно, хотя эти меры позволили укрепить конвертируемость русской

валюты на ми­ро­вых рынках и облегчить приток в страну иностранных капиталов.

Со второй половины 90-х гг. экономическая программа Витте приоб­ретает все более

отчетливые контуры. Этому в немалой степени способст­вовала его борь­ба с

оппонентами из дворянско-помещичьих кругов и их сторонниками в высших эшелонах

власти. Виттевский курс на индустриа­лизацию страны вызвал протест поместного

дворянства. И либералов, и консерваторов объединяло неприятие ме­тодов

реализации этого курса, за­трагивавших коренные интересы аграриев. Что

ка­сается претензий поме­щиков, то они были и реальными, и надуманными.

Действи­тельно, покровительственная таможенная система, особенно четко

проявившаяся в таможенном тарифе 1891 г. и в русско-германских торговых

договорах, вела к росту цен на промышленные товары, что не могло не затрагивать

сельских хозяев. Ущем­ление своих интересов они видели также и в пере­качке

средств в торгово-промышленную сферу, что не могло не сказаться на модернизации

сельского хо­зяйства. Даже золотое обращение, повысив курс рубля, оказалось для

помещиков-экспортеров невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные

продук­ты снижало их конкурен­тоспособность на мировом рынке. Но более всего

раздра­жали реакционное дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором

высшему сосло­вию не отводилось прежней роли. Особенно массированным нападкам

ми­нистр и его политика подверглись в ходе работы Особого совещания по делам

дворянского сословия (1897 -1901 гг.), созданного по велению Ни­колая II для

вы­работки программы помощи высшему сословию. Критика была столь ожесточенной,

претензии реакционно-консервативных сил, требовавших восстановления прежнего

социально-экономического и поли­тического статуса дворянства как правящего

со­словия, так противоречили проводимой политике, что фактически стал вопрос о

том, в каком направ­лении и каким путем идти дальше России.

[6]

В своих выступлениях на совещаниях и во всеподданнейших записках Витте показал,

что поместное дворянство вовсе не было обойдено забо­тами правитель­ства. В

ряду мер помощи помещикам были перечислены: организация дешевого и льготного

кредита, особая тарифная политика правительства, ограждавшая поме­щичий хлеб от

конкуренции дешевого сибирского зерна, закупка фуража интендант­ством и т.п.

Главной же при­чиной оскудения поместного дворянства он считал его неумение

приспо­собиться к новым условиям, понять перспективы развития страны. В одном

из первых своих выступлений на совещании 29 ноября 1897 г. Витте, еще

сравнительно недавно придерживающийся идеи об исключи­тельности и самобыт­ности

России, развитие которой, как он считал ранее, шло и должно было идти сво­им

путем, отличным от Запада, теперь заявил, что существуют закономерности, общие

для всего мира, с которыми необ­ходимо считаться "В России теперь проис­ходит

то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к

капиталистиче­скому строю, - гово­рил он. - ...Россия должна перейти на него.

Это мировой непре­ложный за­кон". Заявление смелое и весьма ответственное.

Самодержавие, разви­вая промышленность, модернизируя сельское хозяйство,

серьезно не задумыва­лось о сущности преобразований, о тех

социально-экономиче­ских последствиях, к которым неизбежно должна была привести

эта поли­тика. Витте убеждал своих оп­понентов, что решающая роль в жизни

страны переходит от землевладения, сель­ского хозяйства к промышленно­сти,

банкам. "Мы находимся у начала этого движе­ния, которого нельзя ос­тановить без

риска погубить Россию".[7] Гигантская сила

со­временной промышленности, банков и в России подчиняет себе аграрный сектор

эко­номики. Выход, по его мнению, для дворянства один - обуржуазиться,

за­няться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства.

Однако то, что стало очевидно для министра финансов, почти не встретило

сочувствия у участников совещания. Большинство никак не ото­звалось на его

речь, не видя, видимо, и смысла в обсуждении этой про­блемы. Лидер же

консерваторов-охранителей В К Плеве, в то время товарищ министра внутренних

дел отмел все выводы и аргументацию Витте. "Россия, - утверждал он. - имеет

свою отдельную историю и специ­альный строи". Указанные оппонентом законы

развития он пренеб­режи­тельно называл "гадательными". По его мнению,

"имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета

капитала и бур­жуазии и борьбы со­словий". Ближайшие же годы показали, как

грубо оши­бался Плеве. Но тогда его по­зиция вызвала сочувствие в правящих

верхах, да и у самого царя.

Совещание приложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бес­плод­ных и

безуспешных, чтобы поддержать и восстановить прежнее по­ложение высшего

сословия, считавшегося "первой опорой престола". Витте не отказался от своих

идей, и ему пришлось отстаивать свой курс на индустриализацию страны,

развивая и дополняя его новыми элементами. Ускоренное промышленное развитие

страны Витте рассчитывал обеспе­чить за счет привлечения иностранных

капиталов в виде займов и инве­стиций, за счет повышения рентабельности

народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных

конкурентов, за счет активиза­ции русского экспорта.

Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В рос­сийской

экономике произошли значительные сдвиги. За время про­мышленного подъема 90-х

гг., с которым совпала его деятельность, про­мышленное производст­во

фактически удвоилось, в строй вступило около 40 % всех действовавших к

нача­лу XX в. предприятий и было построено столько же железных дорог, в том

числе великая Транссибирская магист­раль, в сооружение которой Витте внес

немалый личный вклад. Ведь же­лезнодорожное строительство способствовало

формирова­нию рынка индустриального труда. Кроме того, с проведением

Сибирской магист­рали начиналось перемещение населения центральных и южных

губернии на Вос­ток, освоение сибирских недр, вывоз местной

сельскохозяйственной продукции в Европу, а также экспорт российской продукции

в Китай и Восточно-Азиатский реги­он. С этой целью было начато строительство

Восточно-Китайской дороги в Мань­чжурии. Все это были звенья единой

стратегии, направленной на преодоление от­сталости России. В итоге Рос­сия по

важнейшим экономическим показателям при­близилась к ведущим капиталистическим

странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти

сравнявшись с Францией. Но все же отстава­ние от За­пада оставалось еще

весьма значительным.

С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место в

деятельности министра финансов занимала проблема взаимоот­ношении

предпринимателей и рабочих. В царствование Алексан­дра 111 политина

правительства в этой области, отражая общую направ­ленность социальной политики

самодержавия, носила сугубо попечительный характер. Правительством был издан

ряд законов, регули­ровавших отношения между фабрикантами и рабочими, и создан

орган по контролю за соблюдением этих законов - фабричная инспекция. При Витте

последняя была существенно реорганизована. В ее компетенцию входил контроль за

техническим состоянием предприятий, точным оформлением докумен­тации при

получении их владельцами ссуд из Государственного банка и наблюде­ние за

правильным использованием кредитов. Вместе с тем фабричным инспекто­рам

вменялось в обязанность "следить и своевре­менно доводить до сведения

ми­нистерства финансов... о нездоровых про­явлениях и неустройствах на

фабриках, которые могут породить беспорядки".

[8]

Первоначально Витте, полностью разделявший попечительный харак­тер

правительственной рабочей политики, склонен был видеть причину стачечного

движения почти исключительно в подстрекательстве антигосу­дарственных

элемен­тов, которые якобы искусственно стремились внести рознь в отношения

между тру­дом и капиталом во имя "отвлеченных или заведомо ложных идей...

совершенно чуждых народному духу и складу русской жизни". Однако вскоре рост

забастовочно­го и революционного движения послужил достаточно убедительным

доказательст­вом несостоя­тельности его прежних представлений о причинах

социальной напря­жен­ности на предприятиях. Это побудило правительство

вернуться на путь усо­вершенствования фабричного законодательства. При

активном участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении

рабочего вре­мени на предприятиях (2 июня 1898 г.), о вознаграждении рабочих,

поте­рявших трудоспособность в ре­зультате несчастного случая на производстве

(2 июня 1903 г.), о введении на фаб­риках и заводах инсти­тута фабричных

старост (10 июня 1903 г.), которые были уже первым ша­гом вперед в разработке

рабочего законодательства. Таким образом Витте, видимо, рассчитывал

установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от

технического состояния предприятий и кон­чая сферой социальных отношений.

Политика эта встречала упорное сопротивление МВД, пытавшегося, в свою очередь,

полностью подчинить себе фабричную инспекцию, расши­рив ее полицей­ские

функции. Витте удалось удержать за собой общее ру­ководство фабричными

инспекторами и председательство в Главном по фабричным и горнозаводским де­лам

присутствии - межведомственном ор­гане, созданном в 1899 г. Но на местах

ин­спектора оказались в подчинении у губернаторов, что было вынужденным

компро­миссом. Оказались уре­занными и принятые законы, что, как отмечал

впоследствии Витте; послу­жило причиной социальной напряженности. В целом он,

конечно, не относился к тем, кто благоволил к рабочим. "В деле организации

ра­бочего труда он терпеть не мог "крайностей" по поводу "утрирования" ги­гиены

труда".[9]

Менее успешной была деятельность Витте в сфере аграрного сектора эко­номики.

При всем своем неприятии дворянских претензий к правитель­ству он пред­принял

немало усилий по обеспечению помещиков средст­вами для модернизации их

имений. Продолжая линию своих предшественников, он активизировал

деятель­ность кредитных учреждений по выдаче ссуд землевладельцам и сельским

хозяе­вам. Условиями кредита и строгим контролем за их выполнением Витте

пытался форсировать капи­талистическую перестройку помещичьих хозяйств.

Однако этот процесс в силу сохранения крепостнических пережитков, последствий

мирового аг­рарного кризиса, ряда тяжелых неурожаев и т. д. шел крайне

медленно.

В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался ярым сторон­ником

консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя за­конодательные

меры Александра III по сохранению патриархально-попечительных начал в

россий­ской деревне. По его мнению, "общинное землевладение наиболее способно

обес­печить крестьянство от нищеты и бездомности".

[10] Витте знал, что тяжелое эконо­мическое положение де­ревни ведет к

падению платежеспособности крестьян, а это, в свою оче­редь, подрывает

государственный бюджет и внутренний рынок промыш­ленности. Таким образом, выход

из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности

крестьян, их имущественной и гра­жданской неполно­правности.

В октябре 1898 г. он обращается к Николаю II с запиской, в которой

уговари­вает царя "завершить освобождение крестьян", сделать из крестья­нина

"персону", освободить его от давящей опеки местных властей и об­щины. Лишь

разразившийся финансовый и промышленный кризис, неурожаи 1899 и 1901 гг.,

крупные крестьян­ские выступления 1902 г - за­ставили Николая II создать ряд

комиссий и совещаний для пересмотра крестьянского законодательства и

выработки мер по подъему сельского хозяйства.

Витте возглавил один из важнейших таких межведомственных орга­нов - Осо­бое

совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902 -1905 гг.),

сыгравшее заметную роль в разработке нового курса аг­рарно-крестьянской

полити­ки правительства. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и

отстаивать в ожесточенной борьбе с реакци­онно-консервативными помещичьими и

бюро­кратическими кругами, на­строения которых отражала Редакционная комиссия

по пересмотру крестьянского законодательства, возглавлявшаяся В. К. фон

Плеве, став­шим министром внутренних дел. Основные столкновения Витте и Плеве

заклю­чались в следующем.

Витте считал, что "сельскохозяйственный вопрос", затрагивавший и

разо­рявшихся помещиков и вечно полуголодных обезземеленных кре­стьян, вполне

мо­жет быть решен на основе личной инициативы и капита­листической

предприимчи­вости самих предпринимателей - "сельских хозяев". Витте

решительно возражал против сохранения общинного земле­владения, выступая за

частную собственность на землю, за то, чтобы кре­стьянин чувствовал себя ее

хозяином. Все должны быть "равноправными" собственниками: крестьянин - клочка

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты