Реферат: Самодержавие и русское общество в последней трети 19 века

судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации

отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были

изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц.

Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые судьи,

которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и

помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх

крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе.

Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых

предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В

отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между

крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали

единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

Образование

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства,

рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские

университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый

университетский устав 1884г упразднял их автономию. Был ликвидирован

университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели,

избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром

просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный

чиновник – попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших

выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет,

присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподавателем. Государство не

забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»:

льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были

ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен.

Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу

И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882г, принадлежит

и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом

документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии

«детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых лавочников и тому

подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными

способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В

средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской

национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не

возымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной

ограниченности государственных чиновников.

1884 год был ознаменован введением нового университетского устава – военные

гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой министра

внутренних дел графа Н.И.Игнатьева (1882г) и назначением на этот пост графа

Д.А.Толстого начался период открытой реакции.

Печать

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882г новых

«Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация

получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и

редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакция

обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей.

Усилилась цензура.

В соответствии с новым законодательством в 1884г прекратил существование

ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого

был М.Е.Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета М.Н.Каткова (1818-1887)

«Московские ведомости». Именно на 80-е гг. приходится заключительный период

деятельности этого известного русского публициста, в своё время слывшего

либералом и много сделавшего для расширения круг дозволенных к обсуждению в

печати вопросов. Но с середины 60-х гг., а особенно после установления нового

правительственного курса при Александре III, Катков немало способствовал

усилению охранительного духа и нетерпимости в стане власть имущих.

Обладая тонким публицистическим талантом и репутацией либерала, он сумел

заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения реформ,

объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев, быть может,

недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29 апреля 1881г, - и

крушение было бы неизбежно»

Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция

контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах:

а) божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа

его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ;

б) полная централизация власти;

в) осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие

условиям русской жизни;

г) шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном понимании (в

качестве типичной фигуры представлялся помещик- крепостник).

Действия правительства по отношению к другим народам.

В тесной связи со всем реакционным социально-политическим курсом царского

правитель­ства находилась и его политика в отношении различных народов,

населявших Российскую империю. Был принят ряд мер по НАСИЛЬСТВЕННОЙ

РУСИФИКАЦИИ ОКРАИН, которая заключалась в преследовании “иноверцев” (не

христиан), в натравливании одной нации на другую.

В Прибалтийском крае правительство боролось с германизацией: в 1885г. всем

должност­ным лицам было велено вести делопроизводство и переписку на русском

языке. В 1887г. было велено вести на русском языке в средних учебных

заведениях. В 1893г. Дерптский университет был переименован в Юрьевский.

Был принят ряд стеснительных мер в отношении евреев. Черта еврейской

оседлости (где разрешалось жить евреям) была сокращена, и в пределах “черты

оседлости” евреям было запрещено селиться вне городов и местечек. В 1887г.

была введена печально известная “ПРОЦЕНТНАЯ НОРМА” для еврейских детей при

поступлении в учебные заведения. В 1891г. было запрещено селиться в Москве

евреям-ремесленникам, которые имели это право по закону 1865 года, а в 1891

году был произведён ряд выселений евреев из Москвы.

Воинствующая националистическая политика правительства Александра Ш

выражалась также в решительном преследовании русской демократической культуры

(печати, литературы, школы, театра, музыки) и культуры других народов

империи.

Итоги и значение контрреформ.

Переход самодержавия в начале 80-х гг. к прямой и неприкрытой реакции

оказался воз­можным в результате поражения революционеров в 1881г., слабости

крепостного и рабочего движения, бессилия либеральной оппозиции. Самодержавию

не удалось провести серию контрреформ в сословном вопросе, в области

просвещения и печати, в сфере местного само­управления. Главная задача,

которую ставило себе самодержавие, заключалось в том, чтобы укрепить класс

помещиков, позиции которого были подорваны условиями социально-

эконо­мического развития пореформенной России. Другой социальной базой, на

которую в то время могло бы опереться самодержавие, не было.

Однако реакции не удалось осуществить программу контрреформ в том объёме, в

каком она была задумана. Попытка реакции пойти по пути “исправления роковых

ошибок 60-х г.” (буржуазных реформ) была сорвана начавшимся с середины 90-х

г. новым подъёмом революционного движения. На арену революционной борьбы

выступил пролетариат, поднявший народные массы на сознательную политическую

борьбу.

В самих “верхах” в то время не было единства: наряду с реакционным

направлением, тре­бовавшим решительного “пересмотра” реформ 60-70-х гг. было

и оппозиционное, требовавшее “уступок духу времени“. Даже среди консерваторов

наиболее дальновидные их представители понимали невозможность восстановления

старых порядков.

В начале 90-х г. в стране стала складываться иная социально-политическая

обстановка. Некоторые новые задуманные контрреформы, например, судебная,

проект которой был готов уже в 1886г., или пересмотр общего законодательства

о крестьянах, вопрос о которых ста­вился на обсуждении высших

правительственных органов в 1892г. так и не были проведены. Более того, в

обстановке революционного подъёма 90-х гг. правительству на практике не

удалось полностью реализовать те реакционные меры, которые были изложены в

законах, изданных в конце 80-х – начале 90-х гг. Реакция оказалась бессильной

повернуть вспять исторический процесс.

Революционное движение во второй половине XIX в.

Разночинная интеллигенция (выходцы из различных сословий - духовенства,

купечества, мещанства, мелких чиновников и т.д.) в общественно-политическом

движении появляются в 60-х гг. Программа общинного социализма была взята на

вооружение народниками и партией социалистов-революционеров. В 1861г. было

создано тайное революционное общество разночинцев «Земля и воля», где главным

средством воздействия на крестьян принималась пропаганда.

Но эта умеренная деятельность не нашла широкого отклика, падение крепостного

права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали

дальнейшему подъему революционного движения, которое на первый план выдвинуло

революционных народников. Главный вопрос о характере пореформенного развития

России они решали с позиций утопического социализма, и «зародыши социализма»

видели в русском крестьянине, причем свершение социальной революции считали

легким делом, а решающую роль отводили «героям», «критически мыслящим

личностям», направляющим массы, толпу.

Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин,

П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в

движении народников: бунтарское (анархистское), пропагандистское,

заговорщическое.

В частности, Бакунин считал, что любое государство препятствует развитию

личности. Лавров рассматривал в качестве ведущей силы исторического прогресса

интеллигенцию. Ткачев же, как идеолог заговорщического направления, возлагал

надежды на революционное меньшинство, на захват власти группой революционеров

и переход к социалистическим преобразованиям.

Заговорщическая политика привела к появлению в среде народничества деятелей

типа С.Г. Нечаева, заявлявшего, что революционная цель оправдывает средства и

использующего методы мистификации и провокации.

В 60-70 гг. образуются организации народников, постепенно склоняющихся от

просветительской деятельности - к революционной.

Весной 1874г. началась практическая деятельность народников – «хождение в

народ», целью которого было подготовить крестьян к восстанию. Но это движение

было разгромлено, и за ним последовали массовые аресты.

В 1876г. создается народническая подпольная организация «Земля и воля»,

видными участниками которой были Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов,

В.И. Засулич и др., с целью передачи и равномерного распределения всей земли

между крестьянами.

В августе 1879г. «Земля и воля» распадается на две организации: «Народную

волю» (1879-1882) и «Черный передел» (1879 - 1884 гг.).

«Чернопередельцы» (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и

другие) выступали против тактики террора и за проведение широкой

пропагандистской работы среди крестьян.

«Народовольцы» (А.Д. Михаилов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская)

взяли на вооружение террористическую борьбу. Именно они организовали семь

покушений на царя, и 1 марта 1881г. Александр II был убит.

В 80-е - 90-е гг. XIXв в народничестве значительное влияние приобретает

либеральное народничество, которое ориентировалось на переустройство общества

мирными, ненасильственными средствами.

В 70-х гг. народничество распадается на два лагеря – либеральный и

революционный.

В конце XIX в. острый характер приобретает полемика между народниками и

марксистами. Народники считали неприемлемым для России марксистское учение.

Наследницей народнической идеологии в 1901г. стала созданная из разрозненных

народнических групп нелегальная партия социалистов-революционеров (эсеров),

которая носила леворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее

основными целями являлись: уничтожение самодержавия, создание демократической

республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной

собственности на землю, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.

Эсеры проводили огромную работу среди крестьян и рабочих, широко использовали

тактику индивидуального террора.

К началу XX в. народническое движение трансформируется в партию эсеров.

Российское рабочее движение.

Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает

пролетариат. Рабочее движение оказывает все большее влияние на общественно-

политическую жизнь страны, что было новым явлением для пореформенной России.

Уже в 70-е гг. рабочие бунты стали перерастать в стачки, число которых

постоянно росло. Важную роль в развитии рабочего движения сыграли два первых

рабочих союза, хотя в них были еще сильны народнические взгляды: «Южно-

российский союз рабочих», основанный в 1875г. в Одессе и «Северный союз

русских рабочих», возникший в Петербурге в 1878г. на основе разрозненных

рабочих кружков.

В декабре 1875г. в результате предательства он был разгромлен южный союз, а

его руководитель Заславский был приговорен к 10 годам каторги и умер в

тюрьме. Та же участь постигла и северный союз. В январе 1879г. был арестован

один из его руководителей – Обнорский, а другой – Халтурин, после прекращения

существования союза стал народовольцем.

В 80-е - 90-е гг. стачечное движение как метод борьбы рабочего класса

становится более организованным и массовым. Главными его центрами становятся

Петербургский и Центральный промышленный районы.

Крупнейшим событием этих лет стала стачка (1885) на текстильной фабрике

Морозова близ Орехово-Зуева Владимирской губернии, отличавшаяся небывалым

размахом, организованностью и стойкостью забастовщиков. Причем, из-за

вскрытых фактов серьезного притеснения рабочих, жестокости и произвола на

фабрике арестованным был вынесен оправдательный вердикт.

С середины 90-х гг. в России еще большее усиление стачечного движения дает

возможность говорить о начале пролетарского этапа в освободительном движении

России. Они носят уже не только экономический, но и политический характер, и

в это время свое распространение получает марксизм, происходит формирование

революционных партий.

Рабочее законодательство в России в это время все еще весьма несовершенно, и

одновременно крепнет движение пролетариата.

Активизация стачечного движения рабочих, создание рабочих союзов, начало

пролетарского этапа освободительного движения.

Распространение марксизма и группа «Освобождение труда».

Широкое распространение марксизма в России связано с группой «Освобождение

труда», которая возникла в 1883г. в Женеве, и с именем возглавившего ее Г.В.

Плеханова. Переход в нее «чернопередельцев»: Аксельрода, Л.Г. Дейча, В.И.

Засулич, В.И. Игнатова был связан с серьезным кризисом народнической

доктрины.

Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии.

После победы социалистической революции рабочие должны установить “диктатуру

пролетариата”. В будущем этот тезис был отвергнут многими социалистическими

партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-

ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и

крестьянами. В следующей работе “Наши разногласия”, полемизируя с

народниками, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь

капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь

не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского

хозяйства. Вскоре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также

отметить, что Плеханов предостерегал от попыток установления “быстрого

социализма”. Иначе, писал он, “возникнет обновленный царский деспотизм на

коммунистической подкладке”.

Главной задачей группы “Освобождение труда” ее члены считали пропаганду и

распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходимо создать

условия для возникновения в России рабочей партии марксистского типа. Ими

были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено

250 переводов марксистских работ, которые разошлись по всей России.

Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка:

нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В

1888г. такой кружок возник в Казани, впоследствии в него был принят бывший

студент Владимир Ульянов.

На сходных позициях стояли и марксистские группы и кружки России, возникшие в

80-е - 90-е гг. в Москве, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Риге, Вильно и в

других городах, которые сыграли не меньшую роль в распространении

марксистской теории революционной борьбы, хотя и практически не были связаны

с революционным движением.

В 90-е гг. XIX в. широкое распространение получает «легальный марксизм»,

представленный группой интеллигентов, которые начали излагать марксистское

учение в книгах и статьях в такой форме, которая позволяла обойти русскую

цензуру (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.А.

Кистяковский и другие). Их взгляды были противоположны взглядам народников

(они признавали прогрессивность капитализма), а накануне революции 1905г. они

полностью порвали и с социал-демократией.

Они также отказались от революционной идеи, что благосклонно воспринималось

самодержавием, и выступали за реформистский путь развития, против

социалистической революции и диктатуры пролетариата.

Начало политической деятельности В. И. Ленина

Подпись:                               В. И. Ленин. 1901

Реферат: Самодержавие и русское общество в последней трети 19 века

Летом 1887 года семья Ульяновых, в которой уже не было Ильи Николаевича - он

скоропостижно скончался в январе 1886 года, - покинула Симбирск и поселилась

в Казани. Там Владимир Ульянов стал студентом университета. В характеристике,

направленной директором Симбирской гимназии по запросу университета,

отмечается: "Весьма талантливый, постоянно усердный и аккуратный, Ульянов во

всех классах был первым учеником и при окончании курса награжден золотой

медалью, как самый достойнейший по успехам, развитию и поведению..."

В университете молодой Ульянов установил связи с революционно настроенным

студенчеством. Арестованный за активное участие в студенческой сходке в

декабре 1887 года, он был исключен из университета и выслан в деревню

Кокушкино, расположенную в 40км от Казани, где проживал под негласным

надзором полиции около года. Здесь он самостоятельно пополнял свои знания по

университетскому курсу.

Вернувшись в Казань, В. И. Ленин становится участником одного из нелегальных

марксистских кружков, организованных Н. Е. Федосеевым. В кружке он изучает

"Капитал" К. Маркса, Ф. Энгельса в переводах выдающегося пропагандиста

марксизма в России того времени Г. В. Плеханова и других членов русской

марксистской организации в Женеве "Освобождение труда". Эти работы читал и

изучал молодой Ульянов в Казани.

В начале мая 1889 года семья Ульяновых выехала в Самарскую губернию, на хутор

близ деревни Алакаевка, а осенью переселилась в Самару - тоже на Волге (ныне

г. Куйбышев). В этом городе В. И. Ленин прожил около четырех лет. Здесь он

вел активную революционную работу, став организатором и руководителем первого

в Самаре марксистского кружка, готовился к завершению своего высшего

образования. В Самаре Владимир Ильич перевел с немецкого на русский язык

первый программный документ коммунистов "Манифест Коммунистической партии",

написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 году. Рукопись этого перевода (не

дошедшая до нас) ходила по рукам, ее читали в кружках революционной молодежи

Самары и других городов Поволжья.

Годы жизни в Казани и Самаре имели большое значение для дальнейшей

революционной деятельности В. И. Ленина. В этот период окончательно сложились

и оформились его марксистские убеждения. Но жизнь в провинциальной Самаре не

удовлетворяла Владимира Ильича; его тянуло на простор революционной работы, в

гущу политической борьбы, и 31 августа 1893 года он переехал в Петербург.

В тогдашней столице царской России, центре русского рабочего движения, он

установил связи с передовыми рабочими крупных заводов, вел занятия в

марксистских кружках, просто и доходчиво разъяснял самые сложные вопросы

учения Маркса. Глубокое знание марксизма, умение применять его в условиях

русской действительности, твердая уверенность в непобедимости революционного

дела, выдающиеся организаторские способности скоро сделали В. И. Ленина

признанным руководителем петербургских марксистов. Здесь В. И. Ленин

познакомился с Н.К.Крупской, ставшей впоследствии его женой, на одном из

нелегальных собраний социал-демократов. В Петербурге В. И. Ленин находился

под негласным надзором полиции. В целях конспирации он неоднократно менял

местожительство. Включившись в активную революционную работу, В. И. Ленин вел

энергичную борьбу с антимарксистскими течениями (либеральным народничеством и

"легальным марксизмом"), мешавшими распространению марксизма в России.

В октябре 1895 года на основе объединения разрозненных марксистских кружков в

Петербурге под руководством В. И. Ленина была создана общегородская социал-

демократическая организация, получившая в декабре название "Союза борьбы за

освобождение рабочего класса". "Союз борьбы" стал первым зачатком

революционной партии пролетариата в России, он связал борьбу рабочих за

насущные экономические требования с политической борьбой против царизма и

капиталистической эксплуатации. Петербургский "Союз борьбы" осуществил

переход от узкой кружковой пропаганды к политической агитации среди широких

масс рабочего класса; он руководил стачечным движением петербургских рабочих,

печатал и распространял среди них направленные против царского самодержавия

листовки, прокламации, брошюры, автором многих из которых был В. И. Ленин.

Весной 1895 года Ленин выезжал за границу, чтобы установить связи с русскими

марксистами, проживавшими в Европе, ознакомиться с опытом западноевропейского

революционного движения. В Женеве, Париже и Берлине он присутствовал на

собраниях рабочих, изучал их жизнь и быт, познакомился с видным деятелем

революционного движения Полем Лафаргом, встретился с одним из руководителей

германской социал-демократии Вильгельмом Либкнехтом. В публичных библиотеках

Ленин изучал марксистскую литературу, с которой не мог познакомиться в

России, делал выписки, составлял конспекты.

В начале сентября 1895 года Владимир Ильич Ленин, обогащенный новыми идеями и

планами, вернулся в Россию, где за ним началась упорная слежка царской

полиции. В декабре 1895 года В. И. Ленин был арестован. В течение 14 месяцев

его содержали в одиночной камере N 193 дома предварительного заключения в

Петербурге. Там он не прекращал революционной деятельности: через оставшихся

на воле товарищей продолжал руководство "Союзом борьбы". Свои нелегальные

работы в тюрьме он писал лимонным соком или молоком, которые наливал в

маленькие чернильницы, сделанные из мякиша хлеба.

В феврале 1897 года по решению царского суда В. И. Ленин был выслан на 3 года

из Петербурга в Восточную 'Сибирь. Ссылку он отбывал в селе Шушенском

Минусинского округа Енисейской губернии. В то время это было глухое место, на

сотни километров удаленное от железной дороги (ныне Шушенское - населенный

пункт, центр одного из районов Красноярского края. В 1938 г. там был открыт

Дом-музей В. И. Ленина. Прилегающая к нему часть поселка восстановлена в том

виде, какой она имела в конце прошлого века, и превращена в мемориальный

заповедник). Здесь Н. К. Крупская, также приговоренная к ссылке по делу

петербургского "Союза борьбы", стала женой В. И. Ленина и до конца его жизни

оставалась близким другом, соратником и верным помощником.

За годы ссылки В. И. Ленин написал более 30 теоретических работ, в которых

разработал многие вопросы программы, стратегии и тактики партии рабочего

класса России. В Шушенском был закончен труд "Развитие капитализма в России",

явившийся непосредственным продолжением "Капитала" К. Маркса. Опираясь на

глубокое знание жизни, используя сотни книг и многочисленные статистические

данные (в книге упоминается и цитируется свыше 500 различных литературных

работ, фактически изученная и использованная литература во много раз больше),

В. И. Ленин в своей работе доказал, что капитализм в России развивается не

только в промышленности, но и в сельском хозяйстве; он вскрыл глубокие

противоречия, свойственные капиталистическому обществу, и показал, что

российский пролетариат представляет собой реальную силу, призванную сыграть

руководящую роль в революционном движении страны. Книга вышла в свет в марте

1899 года в Петербурге под псевдонимом Владимир Ильин.

В ссылке В. И. Ленин вновь и вновь обращался к произведениям Маркса и

Энгельса, особенно к их философским работам, внимательно следил за русской и

иностранной прессой, за развитием русского и международного социал-

демократического движения. Он продолжал исследовать аграрные отношения в

России, изучал жизнь сибирской деревни, переводил на русский язык некоторые

иностранные издания, писал отзывы на печатные публикации. Среди экспонируемых

материалов - перевод книги английских ученых-экономистов супругов С. и Б.

Вебб "Теория и практика английского тред-юнионизма", рецензия на статью

английского экономиста Д. Гобсона "Эволюция современного капитализма",

опубликованная в журнале "Начало" в мае 1899 года, и другие.

Вместе с В. И. Лениным в Шушенском находились еще двое ссыльных социал-

демократов из рабочих - финн О. Энгберг и поляк И.Проминский. В других местах

Минусинского округа ссылку отбывали его товарищи по революционной работе в

Петербурге: Г. М. Кржижановский, А. А. Ванеев, П. Н. Лепешинский,

В.В.Старков, М. А. Сильвин, В. К.Курнатовский и другие. Владимир Ильич

встречался с ними, обсуждал вопросы революционной борьбы, поддерживал их

боевое настроение. В экспозиции помещен "Протест российских социал-

демократов", написанный В. И. Лениным в августе 1899 года. В нем объявлялась

решительная борьба русским оппортунистам ("экономистам"), утверждавшим, что

рабочий класс России должен заниматься только экономической борьбой, а

политическая борьба - дело буржуазии. Протест был подписан 17 политическими

ссыльными - соратниками В. И. Ленина.

Срок ссылки В. И. Ленина заканчивался. Царское правительство запретило ему

проживать в столице, в промышленных центрах и крупных университетских городах

России, и он решил поселиться в Пскове - небольшом в те времена

провинциальном городе недалеко от Петербурга. 29 января 1900 года В. И. Ленин

и Н. К. Крупская покинули Шушенское. По пути к новому месту жительства

Владимир Ильич посетил ряд городов, чтобы договориться с местными социал-

демократами о поддержке газеты, которую он намеревался создать. Из-за

полицейских преследований выпускать в России революционную газету было

невозможно, и в июле 1900 года В. И. Ленин уехал из России, чтобы осуществить

свой замысел за рубежом. Это была первая эмиграция Владимира Ильича. Она

длилась до ноября 1905 года.

Заключение

Все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам, обладали одной

общей ярко выраженной чертой. Государство, построенное по принципу пирамиды,

вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего не оставлять

вне своего контроля. Отсюда и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за

всем следящего и всем руководящего «государева чиновника – будь то

губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа. Это

стало итогом развития российской самодержавной государственности, достигшей

при Александре III своей вершины.

Не следует думать, что ужесточение контроля со стороны государства было

следствием недобрых намерений людей, озабоченных лишь тем, чтобы удержать

власть в своих руках. Напротив, представление о сильной государственной

власти как единственном условии самосохранения общества исходило от деятелей,

искренне заботившихся о спокойствии и благе России. Одним из них был

Победоносцев, всесильный обер-прокурор Синода, детально разработавший идею

русской национальной государственности.

Победоносцев считал, что западные парламентарные демократии изначально

порочны, ибо постоянно обсуждают, толкуют и изменяют государственный закон в

угоду времени, а так же интересам тех или иных групп людей. Между тем такие

интересы могут быть временными, к тому же они не всегда совпадают с

интересами всего народа. Идея же российского самодержавной

государственности, освящённой самой Церковью, предполагает, с точки зрения

Победоносцева, лишь один вариант толкования государственных законов – заботу

о благе и спокойствии народа. Собственно закон своим первоначальным

источником имеет, как писал Победоносцев, «жизнь народа и её хозяйственные

условия». Изначальное содержание закона, не облачённое в слова, несёт в себе

народ. Формулирует же закон и следит за его исполнением государство. Именно

оно – в силу священной природы царской власти – исходит при толковании

законов из единственно правильной, никем не оспариваемой точки зрения. В этом

и состоит, по мнению Победоносцева, главное преимущество российского

государственного устройства перед западным. Российская государственность

воплощает в себе идею совершенной государственной власти, которая охраняет

благо народа и в своей законодательной деятельности исходит из реальных

условий народной жизни.

Правительство Александра III считало, что реформа должна лишь следовать за

жизнью, а не менять её. Приверженцы охранительного курса полагали, что Россия

ещё не готова к тем преобразованиям, которые проводил в жизнь Александр II.

Поэтому 80-е – начало 90-х гг. ХIX в. запомнились современникам как пора

выжидания, затишья, «болезненного спокойствия». «Болезненного» потому, что

Россия требовала продолжения реформ.

Проводимые в «жизненных интересах народа» контрреформы оказались бессильными

перед самим течением жизни: она брала своё. Земская контрреформа не

остановила земского движения, но настроила значительную часть земцев против

самодержавия. Увеличенный избирательный ценз при проведении городской реформы

стал ещё одним стимулом для деловых людей, чтобы задуматься о повышении

уровня своих доходов. Это в свою очередь способствовало развитию городской

экономики, усилению городской буржуазии, требующей от самодержавия

предоставления ей всё новых и новых прав.

Контрреформы в сфере образования также дали результат, прямо противоположный

ожидаемому: в университетах усилился дух свободомыслия. Не имели успеха и

мероприятия правительства в области печати: количество изданий в России год

от года увеличивалось. Росло и число желающих вставить где-нибудь свою

статейку – за всем не уследишь, как бы не мечтали об этом сторонники

российской державности.

Реальные итоги контрреформ в полной мере дали знать о себе тяжелейшими

социальными потрясениями в начале XX в. Однако в последние годы ХIХ в., на

исходе царствования главного «контрреформатора» Александра III, власти

предержащие могли быть довольны: основные цели, намеченные в царском

манифесте 1881г., казались достигнутыми или близкими к достижению.

Самодержавие находилось в зените, территория империи увеличивалась за счёт

завершившегося присоединения среднеазиатских земель, международное положении

России упрочилось, а внутренний мир, хоть и прозрачный, всё же поддерживался.

И лишь два крупных события омрачили последние годы царствования Александра

III. Они приподняли завесу над реальным положением вещей в империи. Неурожай

и голод 1891г., а также последовавшая вскоре эпидемия холеры обнаружили

неспособность государства справляться с результатами стихийных бедствий,

страшную и безысходную нищету народа.

Однако спокойствие и тишина уходящего века не означали молчания, некоего

исторического провала, упадка. Жизнь вопреки диктуемым ей правилам,

продолжалась, заставляя каждого совершать собственный неповторимый выбор.

Прислушаться к тишине этой эпохи стоит хотя бы потому, что именно в последние

десятилетия XIX столетия росли и воспитывались люди, которые в недалёком

будущем станут вершителями судеб России.

Александр III скончался осенью 1894 года от болезни почек, усилившейся из-за

ушибов, полученных во время железнодорожной катастрофы под Харьковом, и

постоянного неумеренного употребления спиртного. Он похоронен в

Петропавловском соборе.

Список литературы

1) В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших

времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 1998 год.

2) «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева,

Москва, «Высшая школа», 1998 год.

3) «Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией

А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор»,

1994 год.

4)Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.

5) Энциклопедия Т.5 «История России и её ближайших соседей» Ч.2./ Под ред.

Аксёнова – М., «Аванта+», 1997 г.

6) Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций.— М.: Высш.шк., 1997.— 431 с.

7) Федоров В.А. История России. 1861—1917: Учеб. для вузов. — М.:

Высш.шк., 1998.— 384 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты