Реферат: Реформы Петра I

Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, котрый предусмат-

ривал уничтожение института патриаршества и образование нового ор-

гана - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Свя-

тейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с

Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Фео-

досий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом

абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть,

в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Совре-

менник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались про-

тестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам

духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на

стол кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских свя-

щеннослужителей в государственных чиновников, тем более что для

надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой,

проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были

переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Ниже-

городской и Астраханской губерний (образованы в результате членения

Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священ-

ника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Поста-

новление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям

вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была

возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть

своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата,

строго контролируемую и управляемую светской властью.

Экономические преобразования.

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промыш-

ленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо-

зяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду-

щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали

крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор,

оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в

отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью

применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из

дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических

культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс-

тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив-

ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в

сырье для российской промышленности привели к широкому распростра-

нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра-

щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел-

копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс-

тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также

овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две

зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы

переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в

город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло-

дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению

барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами

строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс.

крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рек-

рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводилсиь новые.

Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно

больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718

г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи-

мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70

копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государс-

тва (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до

12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких

крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было

основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз-

дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо-

лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноев-

ропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен-

ный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но

использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,

приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием.

В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту-

ры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш-

ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления

их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государствен-

ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас-

теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - метал-

лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших

преимущественно товары широкого потребления, работали и посессион-

ные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. По-

мещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных по-

мещика-владельцами.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в

самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос-

сии впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот:

металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные,

кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность,

создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма-

нуфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о

передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотня-

ной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим

умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, порохо-

вой, бумагоделательной, парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, су-

конной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и

многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промыш-

ленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым рас-

положением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на

базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способс-

твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од-

но из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России

выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс.

пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. -

более 2 млн. пудов.

К концу царствования Петра в России существовала развитая много-

отраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Ура-

ле. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал,

петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Ха-

мовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле-

ние капитала благодаря меркантилистской политике государства. Рос-

сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо,

полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальнос-

тям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги,

мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря

этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за

сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная

полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не

зависящая от импорта.

Изменения в области науки, культуры и быта.

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее

противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы

предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зару-

бежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские

культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую

эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия -

первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность

Петра была революционной. В.Я.Уланов писал: "Новым в постановке

культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура

была признана созидательной силой не только в области специальной

техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не

только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к

широким массам народа".

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в

составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении

Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различ-

ных специальностей, главным образом для овладения морскими науками.

Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Моск-

ве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких

наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем

Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий -

автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженер-

ная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возник-

шую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и

Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700

г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится

1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1

января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" -

первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Кунш-

та для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переде-

лавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В

1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учеб-

ник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собра-

ния по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходи-

ли исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как

для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный харак-

тер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел

к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, на-

чинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех

смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким

деталям процесса.

Мир, в котором мы сегодня живем, в значительной мере лишил нас иллюзий

''полного знания'' своей истории. И все же думается, что Петровскую эпоху мы

чувствуем, порой даже ''видим'' глубже и лучше, нежели более поздние периоды

своего исторического движения Нам понятна сама личность Петра I с его

непохожестью на отпрысков европейских императорских фамилий, с его

принципиально нетрадиционными установками поведения и мышления. В чем секрет

этого ''эффекта понимания''? Быть может, в том, что с интересом прочитан

известный роман А.Н. Толстого ''Петр Первый''? Или в том, что мы смотрели

телесериалы, донесшие в зримых образах обаяние эпохи (вспомним кинофильм

''Россия молодая''!)? Или в том, что часто мы вели отсчет нашей

государственности не от древних её времён, а с петровских преобразований?

В Петровскую эпоху цель плавания была ясна: Петр одержим идеей европеизацией

России, её сближения с более развитыми в экономическом и политическом

отношении западными соседями. Чем были для Петра атрибуты европейской жизни,

начиная от устройства армии и кончая модой на ''питие кофия'' или курения

табака? Думается, что прав был замечательный русский историк В.О. Ключевский,

когда писал, что ''сближение с Европой было в глазах Петра только средством

для достижения цели, а не самой целью''. Закрепляя некий антураж европейского

быт в быту российском, Петр Пытался изменить не только внешний (сбрить

бороды, носить европейский камзол), но и внутренний облик россиянина о

внесословной ценности человека, о гражданской чести и достоинстве личности

. Слепое низкопоклонство перед иностранным вообще было чуждо и самому Петру,

и его ''орлам''. Свидетельство тому – блестящие победы русского оружия,

которые заставили изумленную Европу по-новому планировать свои отношения с

неожиданно пробудившимся ''русским медведем''. Россия укрепляла свои рубежи,

расширяла границы, становилась равноправным партнёром во всех европейских

делах – военных, торговых, государственных, а позднее и культурных.

Культурные контакты с Европой в условиях огромных российских расстояний, с

плохими дорогами осуществлялись в основном двумя способами. Прежде всего

участились поездки русских людей за границу, причем не только с деловыми или

дипломатическими поручениями, но и с целью учёбы. Вряд ли возможно

перечислить всех тех ''пенсионеров'' (т.е. посланных учится за рубеж за

казённый счёт), которые получили образование в лучших европейских учебных

заведениях. Часть россиян, например М.В. Ломоносов, жили в Европе годами. По

обычаю того времени многие вели дневники, служащие и по сей день прекрасным

источником знаний об ''осьмнадцатом столетии''. Каждый дневник – живое

общение с далёким прошлым, дошедшее до нас дыхание минувшей эпохи.

Первое что впечатляет в этих записях, - отсутствие удивления перед

заграничными ''чудесами'', столь характерное для дневниковых заметок русских

путешественников XVII века. Особенно же ценно то, что почти все авторы

оставили воспоминание о культурном облике Европы. Сквозь призму этих

воспоминаний можно и сегодня взглянуть на тогдашнюю жизнь в западных городах,

принять участие в развлечениях и карнавалах, постоять перед шедеврами

Возрождения. Европейская архитектура, живопись, музыка постепенно входили в

культурное сознание русских.

Перед нами дневник стольника П.А. Толстого, представителя старинного

дворянского рода, посланного в 1697 году в Италию учиться мореходному делу.

Пишет же стольник. об опере! Конечно, трудно представить себе жизнь

итальянского города без оперы. Рожденный в конце XVI века под воздействием

гуманистических идей Возрождения жанр оперы стал символом итальянского

национального вокального гения, олицетворением итальянской музыки. В начале

XVIII века опере отдавали дань многие просвещенные народы Европы. Для России

же этот вид искусства был пока что ''закрытой книгой''

Итак, представим себе Венецию, знаменитый карнавал с его многоцветьем красок

и обилием представлений, в ряду которых достойное место занимает оперные

спектакли. Как же воспринял этот праздник П.А. Толстой? В отличие от своих

предшественников он не только достаточно подробно описал постановку оперы,

декорации, количество исполнителей на сцене и в оркестре, но и старательно

подсчитал, во что обошлась бы в денежном выражении (в рублях) такая

постановка в России.

В результате посещения зарубежных стран делались более глубокие выводы. Так,

ярый поклонник европейской культуры Федор Салтыков много лет провел в Англии

и там наметил широкий круг реформ, способствующих европеизации российской

экономики, образования, науки, культуры. Любопытно, что в число обязательных

дисциплин в мужских учебных заведениях им были включены ''мусика, пиктура,

скульптура, миниатура''. В стремлении же уровнять ''и женский наш народ.с

европейскими государствами'' он предлагал в учебных заведениях учиться

''музыке инструментальной и вокальной, сиречь на всяких инструментах и

вспевать. Танцовать''.

Другой путь ''знакомства'' русской культуры с культурой европейских стран

обусловлен деятельностью и творчеством иностранцев в России. Их вклад в

развитие обусловлен деятельностью и творчеством иностранцев в России. Их

вклад в развитие русского искусства трудно переоценить. Разве дело в том,

что, например, архитектор Растрелли родился под небом Италии? Гораздо важнее,

что в России он нашел вторую родину и создал шедевры, которые мы по праву

считаем своим национальным достоянием. Или немец Якоб фон Штейли, Оставивший

нам работу по истории русской музыки, которая до сих пор является чуть ли не

единственным заслуживающим доверия документов для современных историков? Или

итальянский капельмейстер Франческо Арайя, создавший первую оперу на русский

текст? Всё это – штрихи к общей картине сближения русской и европейской

культур.

Означает ли сказанное, что русское искусство было готово к тому, чтобы

перенять европейские традиции, взаимообогащающему диалогу? Что оно,

расставшись с ''древним благочестием'', связало свое будущее с новой светской

культурной практикой? Как соотносилось это новое с прочно укоренившимся в

обществе старым имеющим многовековые традиции?

Сочетание старого и нового в эпоху Петра дает удивительно пеструю,

неоднозначную и неравноценную в эстетическом отношении картину развития

искусств. Шедевры национальной художественной культуры ещё не были созданы.

Но от этого общая панорама строительства нового здания – светского искусства

– не теряет своей привлекательности. Скорее наоборот. Произведения музыки,

литературы, живописи, архитектуры рождают ощущение этого движения, передают

пульс стремительной жизни, горячие дыхание истории.

Вот, кажется, мы и подошли к тому главному, что заставляет видеть в

памятниках искусства Петровской эпохи поразительный исторический документ,

лучше всех прочих источников говорящий о времени бурном, ярком,

противоречивым.

Петербург начала XVIII века.

Город становился предметом национальной гордости современников. В нём зримо

воплотилась идея государственного величая России, её непобедимости. Эта мысль

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты