Реферат: Реформы и реформаторские замыслы в первой половине 19 века

интересам самодержавия, увеличивая в составе дворянства прослойку, полностью

зависимую от царской власти. С другой стороны, возрастание численности

беспоместных дворян вело к изменению социальной природы высшего сословия.

Ограничить получение дворянства лишь царским пожалованием за особые заслуги

перед престолом Николай I не решился, хотя проект подобного закона и был

разработан Комитетом 6 декабря 1826 г. Однако в 1845 г. право выслуги было

значительно ограничено: теперь потомственное дворянство

приобреталось чином штаб-, а не обер-офицера на военной службе и чином

статского советника (5-й класс), а не коллежского ассесора (8-й класс) по

гражданской службе. Права личного дворянства отныне сообщались получением

чина 9-го класса по Табели о рангах.

Закрыть путь в ряды дворянства выходцам из купечества, духовенства, лицам с

высшим образованием, но в тоже время поощрить наиболее активных

представителей этих слоев был призван Манифест 10 апреля 1832 г., учреждавший

новую сословную группу почетных граждан (потомственных и личных).

Потомственными почетными гражданами становились дети личных дворян и

священнослужителей (при наличии образовательного ценза), ученые и художники

(при наличии степеней и званий) купцы 1-й гильдии (при наличии особых заслуги

или 10-летнего в ней пребывания). К личным почетным гражданам по рождению

принадлежали дети православных священников, не имевшие необходимого

образования, по выслуге лет — чиновники низших рангов, а также лица с высшим

образованием. Почетным гражданам предоставлялся минимум прав: освобождение от

рекрутской повинности, уплаты подушной подати и телесных наказаний.

7.2. Крестьянский вопрос.

Практические мероприятия правительства Николая I по крестьянскому вопросу

были направлены на облегчение положения крепостных, регулирование их

отношений с помещиками под контролем государства. Так, указ 1833 г. запрещал

перевод крестьян в разряд дворовых с лишением их надела, продажу крепостных

на публичных торгах и с «раздроблением семейств», а также уплату дворянских

долгов крестьянами без земли. В 1844 г. помещики получили право отпускать

своих дворовых на свободу по двухстороннему соглашению, утверждаемому

местными властями. Секретный комитет 1847 г. одобрил предложение о разрешении

крепостным крестьянам выкупаться целыми селениями при продаже помещичьих

имений с публичных торгов за долги. Соответствующий указ императора 8 ноября

1847 г. определил размер выкупной суммы (она равнялась последней на торгах

цене), срок и порядок ее внесения крестьянским обществом. Никакой помощи от

казны не предполагалось. Значительное число поступивших от крестьян

ходатайств заставило правительство в 1849 г. скорректировать уже утвержденные

условия: возможность внесения выкупа теперь обусловливалась согласием

помещика.

Ряд царских указов облегчал торгово-предпринимательскую деятельность

крепостных. Власти облегчили процедуру выдачи им «видов на отлучку», снизили

плату за паспорта. С разрешения помещика крестьяне могли учреждать заводы и

фабрики, а с 1848 г. и покупать незаселенную землю на свое имя.

Особняком в череде правительственных мероприятий по крестьянскому вопросу

стоит инвентарная реформа. В 1847-1848 гг. в Юго-Западном крае (Волынская,

Киевская и Подольская губернии) были введены так называемые инвентарные

правила, в 1852— 1855 гг. их действие распространялось и на белорусские

губернии. Согласно этим правилам вся земля, находящаяся в пользовании

крестьян к 1847 г., сохранялась за ними без изменений. Регламентировались и

крестьянские повинности: был установлен обязательный для всех имений высший

предел барщины, ликвидированы разнообразные платежи. Землевладельцы не могли

уменьшать наделы и увеличивать повинности. На основе общих правил специальные

губернские комитеты для каждого поместья составили инвентари, которые

представляли собой описание имений с фиксацией размера крестьянских наделов.

Инвентари утверждались генерал-губернатором. Решительность правительства при

проведении инвентарной реформы объяснялась спецификой края. Большая часть

помещиков юго-западных, белорусских и литовских губерний была польского

происхождения. Стремлением ослабить их влияние и предотвратить

обезземеливание крестьян (в большинстве своем русских, малороссов и

белорусов) и руководствовались власти, вводя инвентари. Реформа вызвала

недовольство не только помещиков, но и части крестьян, так как в ряде случаев

новые правила ухудшили их положение.

7.3. Реформа П.Д. Киселева

Наряду с частными мерами правительство пыталось решить и более общую задачу

постепенного освобождения крестьян и возвращения им гражданских прав. В

процессе перехода крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы»

намечалось три этапа. На первом этапе предполагалось ограничить барщину тремя

днями в неделю; на втором — ввести законодательное регулирование крестьянских

повинностей; на третьем — предоставить крепостным личную свободу без

наделения их землей. Каких-либо сроков освобождения крепостных установлено не

было. Начать преобразования планировалось с реформирования государственной

деревни, а затем распространить этот опыт на частновладельческие имения.

Таким образом, речь фактически шла о двуединой реформе: результаты изменений

в положении казенных крестьян должны были стать мощным орудием воздействия на

дворянство.

Сам проект так и не был реализован, но его обсуждение выдвинуло на ключевые

позиции в разработке правительственного курса по крестьянскому вопросу Павла

Дмитриевича Киселева (1788-1872). В 1829-1834 гг. Киселев возглавлял

гражданское и военное управление Дунайских княжеств. Проведенные под его

руководством реформы были высоко оценены царем. В 1836 г. Киселев возглавил V

отделение императорской канцелярии, созданное для разработки нового положения

об управлении государственными крестьянами, а с 1837 г. стал первым министром

государственных имуществ. Николай I считал его своим «начальником штаба по

крестьянской части». Поэтому проведенная в 1837-1841 гг. реформа

государственной деревни получила название «реформы Киселева».

Важным направлением реформы была перестройка системы управления казенными

крестьянами. Кроме создания в рамках Собственной его императорского

величества канцелярии V отделения и учреждения министерства государственных

имуществ, в каждой губернии образовывались местные палаты государственных

имуществ. Губернии делились на округа, которые в свою очередь объединяли

несколько волостей государственных крестьян (около 6 тыс. душ мужского пола).

Собиравшийся периодически волостной сход избирал на три года волостное

правление, волостного голову и писаря. Волости подразделялись на сельские

общества (около 1,5 тыс. душ в каждом). Сельский сход избирал сельского

старшину, а для исполнения полицейских функций — сотских и десятских.

Рассмотрение крестьянских имущественных исков на небольшие суммы и дел о

незначительных правонарушениях было поручено волостным и сельским расправам

(судам).

Для ликвидации малоземелья Министерство государственных имуществ организовало

переселение крестьян в малонаселенные губернии, а также выделяло им

дополнительные земли из государственного фонда.

Власти стремились осуществить систему «попечительства» над крестьянами:

строились школы, больницы, ветеринарные пункты, создавались образцовые фермы

для распространения среди крестьян новейших агротехнических знаний,

расширялась общественная запашка для увеличения страховых резервов на случай

чрезвычайных ситуаций. Были учреждены специальные кредитные кассы, которые

выдавали крестьянам «вспомогательные» ссуды.

Главная цель реформы — приблизить положение государственных крестьян к

состоянию «свободных сельских обывателей» — оказалась выполненной. В итоге

проведенных преобразований уровень жизни казенных крестьян несколько вырос,

недоимки сократились, увеличились земельные наделы. Эти позитивные изменения

сопровождались ростом бюрократического аппарата и созданием системы мелочной

чиновничьей опеки над государственной деревней.

7.4. Указ об обязанных крестьянах

Попытка приступить к реализации второй части двуединой реформы оказалась

менее удачной. Созданный в 1839 г. Секретный комитет задумывался для

разработки системы мер, регламентировавших взаимоотношения между помещиками и

крепостными при сохранении за первыми всех прав на землю. Однако вышедший из

его недр проект указа «Об обязанных крестьянах», утвержденный 2 апреля 1842

г., мало походил на первоначальные предположения. Отныне помещики могли

заключать со своими крестьянами договоры, на условиях заметно отличавшихся от

порядка, введенного Указом о вольных хлебопашцах 1803 г. Крестьяне получали

личную свободу и участок земли в пользование за исполнение установленных

повинностей. Помещик, таким образом, сохранял за собой собственность на

землю, но не мог изменить размеры надела, предоставленного крестьянину, и

повинностей за него. Нормы надела и повинностей указом не регламентировались:

их установление отдавалось на взаимное соглашение крестьян и землевладельца.

За помещиком оставались полицейские и судебные функции в селениях обязанных

крестьян. Практическая роль указа 1842 г. была незначительной: за 1842-1858

гг. из 10,7 млн крепостных мужского пола на положение обязанных крестьян было

переведено 27 173 крестьянина шести помещиков.

8. Политика в отношении народного образования и печати.

Николай I прекрасно понимал огромное значение учебных заведений для

воспитания молодого поколения в «правительственном духе», подготовки

необходимых стране кадров образованного чиновничества, т.е., в конечном

счете, и для сохранения стабильности существующего строя, и для планируемых

изменений в нем. Система среднего и особенно высшего образования, сложившаяся

в царствование Александра I, явно потеряла управляемость и нуждалась, по

мнению императора, в усиленном надзоре за ней со стороны власти. Новое

поколение молодых людей необходимо было воспитать на основе синтеза

образованности и коренных русских национальных начал: православной веры,

сознания верноподданнического долга перед троном, единения царя и народа.

Реализовать эту важную задачу был призван С.С.Уваров, назначенный в 1833 г.

министром народного просвещения.

8.1. Преобразования в сфере начального и среднего образования

Еще в мае 1826 г. создается Комитет по устройству учебных заведений, которому

поручается пересмотреть их действующие уставы. В 1827 г. Николай I в

специальном рескрипте запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и

высшие учебные заведения. 8 декабря 1828 г. был утвержден новый «Устав

гимназий и училищ уездных и приходских», фактически ликвидировавший

преемственность между начальной, средней и высшей школой. Каждый тип школы

становился сословно обособленным и замкнутым: 1) одноклассное приходское

училище с элементарной программой предназначалось для детей «нижних

сословий»; 2) трехклассное уездное училище предназначалось для детей

городских обывателей (купечество, мещане) и давало более широкие знания

(например, начала геометрии, географии, общие знания по истории); 3) дети

дворян и чиновников получали возможность учиться в семиклассной гимназии,

курс наук в которой готовил к поступлению в университет. Получить высшее

образование после приходских и уездных училищ было невозможно. Однако

утвердить сословный характер в образовании не удалось. Во всех учебных

заведениях вплоть до университетов значителен был удельный вес учащихся

недворянского происхождения. Путь туда был закрыт только для крепостных: они

могли быть допущены лишь в приходские и уездные училища.

В 1833 г. было приостановлено открытие новых частных учебных заведений в

Москве и Петербурге, преподавать же в них отныне могли только русские

подданные, прошедшие предварительные испытания и имеющие свидетельство о

своих знаниях и «нравственных качествах». Для наблюдения за частными

училищами создавалась особая инспекция. Детей можно было воспитывать только в

России. Одновременно министерство народного просвещения с 1832 г. пыталось

создать сеть благородных пансионов — сословных (дворянских) средних учебных

заведений, содержащихся на средства дворянства, но полностью подконтрольных

правительству. За 10 лет число благородных пансионов достигло 42. Ужесточение

государственного контроля за домашним обучением способствовало унификации

образовательной системы, основанной на единых принципах и отвечающей единым

требованиям.

8.2. Политика по отношению к высшей школе.

Реформы затронули и высшую школу. После подавления польского мятежа 1830-1831

гг. правительство вынуждено было пойти на закрытие Варшавского и Виленского

университетов, превратившихся в очаги польского национализма. В 1834 г. в

Киеве открылся Университет Св.Владимира, где могли получить образование и

поляки. Для чтения лекций туда приглашали польских профессоров. Выпускники

Киевского университета должны были стать проводниками русского влияния в

Царстве Польском и Западном крае.

В 30-40-е гг. был открыт ряд специальных высших учебных заведений:

Технологический, Межевой, Земледельческий институты, Архитектурное училище,

Училище правоведения. В этих вузах готовились кадры для аппарата управления и

различных отраслей экономики.

26 июля 1835 г. был издан новый Университетский устав. Главные принципы

университетской реформы Александра I (1804 г.) остались неизменными:

сохранялись и университетский совет как основа самоуправления, и выборность

ректора и профессорско-преподавательского состава кафедр, и запрещение

полиции появляться в университетах. Основные изменения, внесенные уставом,

касались организации управления, которое стало теперь не только более

бюрократическим, но и более профессиональным. Упразднялся университетский

суд. Контроль за студенчеством со стороны администрации стал более жестким.

Полицейские функции выполняли университетский инспектор и его помощники,

назначаемые попечителем учебного округа из числа чиновников. Несколько

ограничивалась и беспредельная до этого автономия университетов. Кандидатура

избранного университетским советом ректора должна была получить одобрение

императора. Министр народного просвещения обладал такими же полномочиями в

отношении избранных профессоров. Взамен неугодного властям кандидата на

вакантную кафедру мог быть назначен другой ученый. Средняя и низшая школа

были изъяты из ведения университетов и подчинены непосредственно попечителям

учебных округов.

При университетах создавались подготовительные курсы для поступающих. Сам

срок обучения был продлен до четырех лет. Возобновились постоянные стажировки

лучших выпускников университетов за границей для завершения подготовки к

профессорскому званию. Учебный план изменился в сторону расширения объема

изучаемых дисциплин. В нем была восстановлена философия. Особое же внимание

стало уделяться преподаванию отечественной истории, литературы, права. В

структуре университетов в 1835 г. впервые появились кафедры русской истории,

словесности, российского законодательства. Фактически прекратилась практика

приглашения для чтения лекций иностранных ученых. Образование приобретало

национальный характер, все больше ориентируясь на решение общегосударственных

задач в духе национально-государственных и духовных традиций России. Именно в

николаевских университетах ковались кадры реформаторов 60-70-х гг. XIX в.

События, связанные с общеевропейской революцией 1848-1849 гг., подтолкнули

власть к принятию превентивных охранительных мер против возможных волнений.

Университетская автономия была фактически ликвидирована. Деканам факультетов

поручалось проверять содержание читаемых лекций по записям слушателей.

Воспрещались внеучебные контакты профессоров со студентами. Из учебных планов

университетов были исключены философия и политэкономия. Курсы психологии и

логики поручались профессорам богословия. Число студентов каждого

университета ограничивалось 300 человеками (за исключением медицинских и

богословских факультетов). Плата за обучение была повышена. В ближайшем

окружении Николая I вынашивались проекты упразднения университетов. Против

этого выступил С.С.Уваров, поручивший профессору И.И.Давыдову опубликовать

статью в защиту университетского образования. Недовольный подобной

самостоятельностью Николай I отправил Уварова в отставку, но университеты не

закрыл. Новым министром народного просвещения в октябре 1849 г. был назначен

князь П.А.Ширинский-Шихматов, сторонник жесткого курса в отношении высшего

образования.

8.3. Цензурная политика.

После восстания декабристов недоверие правительства к печати резко усилилось.

Первоначально власть избрала самый простой путь борьбы с прессой —

ужесточения цензурных правил и ограничений. В этом духе и был составлен новый

цензурный устав, утвержденный царем 10 июня 1826 г. В кругах литераторов он

был прозван «чугунным». Управление цензурой централизовывалось в Главном

цензурном комитете Министерства народного просвещения. От цензоров требовали

«ограждения святыни, престола, постановленных от него властей, законов

отечественных, нравов и чести народной и личной от всякого, не только

злонамеренного и преступного, но и неумышленного на них покушения». Не

допускалось опубликование каких-либо сочинений, критикующих монархическую

форму правления, православную церковь, государственные органы и должностных

лиц. Запрещалось высказывать самостоятельные (даже некритические) мысли о

действиях власти. Вершиной государственной «мудрости» составителей устава (он

готовился М.Л.Магницким еще в александровское царствование) стала возложенная

на цензоров обязанность следить за «литературными вкусами» и дать «полезное»

направление печати.

Однозначно негативная реакция общества на «чугунный» устав нашла отклик в

Николае I. Император дал распоряжение подготовить новую редакцию цензурных

правил, и 22 апреля 1828 г. они были опубликованы. Полномочия цензоров

значительно ограничивались. Им запрещалось произвольное толкование текста в

негативном для автора смысле. Руководством в их деятельности могли быть

только общие цензурные правила, а не собственные представления чиновников о

справедливости или несправедливости авторских суждений и мыслей.

С.С.Уваров понимал, что прямое давление на печать малоэффективно. Безмолвие

не являлось для него свидетельством согласия общества с властью. Одним из

первых министр народного просвещения понял необходимость пропаганды

правительственного курса в официальных и официозных изданиях. Поощрял он и

частно-издательскую деятельность в правительственном духе. Это не мешало

Уварову активно бороться с журналами, допускавшими слишком вольные

рассуждения на политические темы. Так, в 1831 г. была закрыта «Литературная

газета», в 1832 — журнал «Европеец», а в 1836 г. после публикации знаменитого

«Философического письма» П.Я.Чаадаева наступила очередь «Телескопа».

Революционные потрясения 1848 г. вынудили власть усилить надзор за печатью. В

феврале — марте 1848 г. секретный комитет во главе с А.С.Меншиковым произвел

ревизию цензурного ведомства, выявив в его организации массу недостатков. На

основании выводов ревизии 2 апреля 1848 г. был образован новый цензурный

комитет под председательством генерала Д.П.Бутурлина. «Бутурлин-скому»

комитету надлежало осуществлять контроль за деятельностью цензоров,

рассматривая уже вышедшие в свет и прошедшие предварительный просмотр

издания. Последние годы царствования Николая I, получившие название «мрачного

семилетия» (1848-1855 гг.), ознаменовались цензурными гонениями: за

«неблагонамеренные» публикации были сосланы М.Е.Салтыков-Щедрин,

И.С.Тургенев, арестованы И.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин, фактически прекращен ввоз

в Россию иностранной литературы.

9. Экономическая политика

9.1. Особенности экономической политики.

Долгое время творцом экономической политики николаевский России был министр

финансов Егор Францевич Канкрин (1774-1845). Главными своими задачами на

посту Министра финансов он считал поддержание равновесия государственного

бюджета и нормализацию денежного обращения в стране. Поэтому Канкрин крайне

негативно относился к субсидированию промышленных предприятий за счет средств

казны, не допуская при этом и учреждения частных банков. Денежные вклады

населения могли поступать только в государственные кредитные учреждения,

откуда шли на ссуды помещикам под залог имений. Промышленный же кредит вовсе

не был организован. Достаточной формой содействия промышленности министерство

финансов считало покровительственные таможенные пошлины, введенные еще

тарифом 1822 г. Канкрин выступал и против железнодорожного строительства,

полагая что оно приведет к большим затратам и нежелательным социально-

политическим последствиям.

Под давлением крупнопоместного дворянства, недовольного жестким

протекционизмом Канкрина, Николай I поручил его преемнику на посту министра

финансов Ф.П.Вронченко пересмотреть ставки таможенных пошлин. Новый тариф был

утвержден в 1850 г. И хотя общее снижение пошлин оказалось незначительным,

таможенный сбор за ввоз промышленного сырья уменьшился в среднем вдвое. Новая

тарифная система вызвала раздражение отечественных фабрикантов, но зато

стимулировала повышение конкурентоспособности русских товаров.

Для покрытия громадного бюджетного дефицита правительство вынуждено было

периодически пересматривать ставки налогообложения в сторону их повышения: в

1827 г. была восстановлена система винных откупов, с 1830 г. подушная подать

стала взиматься и с инородцев, в 1846 г. был удвоен вспомогательный земский

сбор, а в 1848 г. повышен налог на табак и установлен акциз со свекловичного

сахара внутреннего производства. Министерство финансов пыталось бороться с

дефицитом и путем сокращения расходных статей бюджета, но успеха на этом

поприще не снискало: военные расходы империи постоянно росли, поглощая все

сэкономленные суммы. Для покрытия дефицита государство прибегало к

заграничным займам и к выпуску в обращение билетов Государственного

казначейства, приносивших владельцам 4 % годовых. С той же целью

правительство негласно заимствовало банковские капиталы из различных

кредитных учреждений. Несмотря на принимаемые меры, сумма государственного

долга постоянно росла и в 1852 г. достигла 400 млн рублей. Расходы бюджета

также зачастую превышали его доходы: в 1852 г., например, на 34 млн рублей.

При содействии министерства финансов в 30-е гг. были учреждены «Лесной

журнал», «Земледельческая газета», «Мануфактурные и горнозаводские известия».

За границу направлялись специальные агенты для сбора информации о новейших

технических изобретениях и открытиях. В 1828 г. при министерстве был учрежден

Мануфактурный, а в 1829 г. — Коммерческий советы. В их состав входили

представители промышленников и купечества. Советы были призваны содействовать

развитию торговли и промышленности. При поддержке властей в 1829 г. в

Петербурге, а в 1831 г. в Москве были организованы первые промышленные

выставки.

Потребности растущей промышленности подчас толкали правительство на принятие

мер, непопулярных в глазах дворянства. Так, в 1835 г. был издан закон о

договоре найма. Отныне помещикам запрещалось отзывать своих крепостных,

ушедших в город на заработки, ранее окончания срока их договора с

фабрикантом.

9.2. Денежная реформа Е.Ф. Кранкина.

Развитию промышленности и торговли способствовала и проведенная в 1839—1843

гг. денежная реформа.

Постоянное обесценивание бумажных ассигнаций, которые без устали печатались

правительством, дезорганизовало денежное обращение. К 30-м гг. существовали

вексельный, податный, таможенный, биржевой и простонародный курсы бумажных

денег. К тому же все они были крайне неустойчивыми, меняясь в зависимости от

условий различных районов и времени года. Восстановить прежнюю стоимость

обесцененного рубля не представлялось возможным. Повышение же цен на

драгоценные металлы заставило правительство задуматься о переходе к

серебряному монометаллизму. Е.Ф.Канкриным был разработан план реформы.

В 1839 г. специальным царским Манифестом главной платежной единицей

объявлялся серебряный рубль, обмениваемый на ассигнации по строго

фиксированному курсу — 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 руб. серебром.

Учрежденные тогда же депозитные кассы предназначались для хранения серебряной

монеты. Они выдавали вкладчикам взамен серебра билеты депозитной кассы (в

соотношении 1:1), которые использовались для платежей наравне с серебряной

монетой. В итоге за сравнительно короткое время был создан значительный

разменный металлический фонд. Это дало возможность приступить с 1841 г. к

выпуску кредитных билетов, обеспеченных активами государственных кредитных

учреждений и свободно размениваемых на серебро. С 1843 г. началась

постепенная замена различных денежных знаков кредитными билетами. Выпуск

билетов депозитных касс прекращался. К 1853 г. в стране остался только один

вид ценных бумаг — государственные кредитные билеты, обменивавшиеся на

серебряную монету в соотношении 1:1. Денежная реформа Канкрина, являясь по

сути лишь технической мерой, все же придала большую устойчивость коммерческим

сделкам.

Экономическая политика государства накануне отмены крепостного права явно не

соответствовала потребностям капиталистического развития страны. Меры

бюджетной экономии, усиление налогового пресса, контроль за денежным

обращением в стране, поддержание покровительственных таможенных пошлин — вот

и весь набор мер, которые могло предложить правительство. Подобный курс был

рассчитан на поддержание состояния статус-кво в экономике, но не мог

обеспечить форсированного промышленного рывка и вывести Россию на качественно

новый уровень.

10. Заключение

В заключении следует отметить, что хотя далеко не все из задуманного Николаем

I было претворено в жизнь, но политика его правительства была более

эффективна, нежели политика правительства Александра I.

Так например, итоги политики правительства Николая I по крестьянскому вопросу

нельзя недооценивать. В результате тридцатилетней «окопной войны» против

крепостного права самодержавию удалось не только смягчить наиболее одиозные

проявления крепостнических порядков, но и значительно приблизиться к их

ликвидации. В обществе окрепла убежденность в необходимости освобождения

крестьян. Видя настойчивость правительства, постепенно свыкалось с этой

мыслью и дворянство. В секретных комитетах и комиссиях, в министерствах

внутренних дел и государственных имуществ ковались кадры будущих

реформаторов, разрабатывались общие подходы к грядущим преобразованиям.

Но, в остальном, что касается административных преобразований, экономических

реформ (за исключением денежной реформы Е.Ф. Кранкина). Существенных перемен

не происходило.

Россия по прежнему оставалась крепостническим государством, отстающей от

западных стран по целому ряду показателей.

11. Список использованной литературы:

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год изд.

1.«История России XIX век»В.Г. ТюкавкинМосква, «ВЛАДОС»2001
2.«Россия в мировом сообществе цивилизаций». Учебное пособие для ВУЗов. Л. И. СеменниковаБрянск, «Курсив»1995
3.«Курс лекций по русской истории» Ключевский В. О.Москва, ВЗТ.1993
5.«Курс лекций по истории XIX в.»Корнилов А. А.Москва1993

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты