Реферат: Реформы и реформаторские замыслы в первой половине 19 века

отмены крепост­ного права в России. Один из самых разумных про­ектов был

подготовлен в канцелярии Аракчеева. Он предусматри­вал постепенный выкуп

помещичьих крестьян, которые освобож­дались с землей (по две десятины на

душу), отдаваемой им на правах аренды. Сами крестьяне объявлялись

государственными. Позже они могли выкупить свои наделы у помещиков. Сами

дворяне получа­ли за крестьян денежную компенсацию, которая могла помочь им

поднять хозяйство и избавиться от долгов. На встрече с помещиками Полтавской

и Черниговской губерний в 1821 г. Александр I призы­вал их согласиться на

освобождение своих крепостных, но не встре­тил с их стороны никакой

поддержки.

3.9. Попытки религиозного просвещения

С 1812 г. в стране дей­ствовало Библейское общество, которое издавало и

распространяло Священное писание (особенно Новый Завет). Этому обществу

покровительствовал сам император, который по­ставил в его главе своего

приятеля А.Н.Голицына, пожертвовал 25 тыс. рублей и делал ежегодный взнос в

10 тыс. рублей. В 1817 г. Министерство народного просвещения было

преобразовано в Ми­нистерство духовных дел и народного просвещения, во главе

кото­рого стал тот же Голицын.

Однако к 1820-м гг. Александру I становится ясно, что Библей­ское общество не

может выполнить поставленной перед ним зада­чи. Более того, влиятельному

церковному деятелю архимандриту Юрьева монастыря Фотию удалось убедить

императора, что Об­щество ущемляет права православной церкви, всегда бывшей

опо­рой престола. В 1822 г. последовал указ, запрещавший тайные об­щества и

масонские ложи, причем, с военных и гражданских чинов должна была быть взята

подписка о непринадлежности к указан­ным организациям. В 1824 г. была

прекращена деятельность Биб­лейского общества, мечты императора о единении

христианских религий разбились о реалии жизни.

3.10. Ужесточение режима

Потерпев поражение в попытках провести реформы, Александр I теряет надежду и

на воспитание просвещенного общественного мнения. Теперь ему не остается

ничего кроме как спасать традиционный режим.

В 1819 г. проверке реакцио­нера М.Л.Магницкого подвергся Казанский

университет. Чуть поз­же Магницкий предложил наказать учебное заведение

«публичным стен оного разрушением». Правительство поступило более

циви­лизованно, назначив Магницкого попечителем Казанского округа. Результат

по словам современников получился примерно тот же, что и предлагал

попечитель. В 1821 г. назначенный попечителем Петербургского учебного округа

Д.П.Рунич «разгромил» Петербург­ский университет, затеяв скандальный судебный

процесс против профессоров Арсеньева, Галича, Германа, Раупаха. От

реакционных деятелей в сфере просвещения не отставала и цензура, хотя

фор­мально продолжал действовать устав 1804 г.

В 1821-1825 гг. помимо секретной гражданской полиции вво­дится сеть тайной

полиции в армии. Появились особые агенты, ко­торые следили за деятельностью

своих коллег. Все это не спасало правительство от проявления недовольства.

Летом 1819 г. вспых­нуло восстание военных поселян в Чугуеве (под Харьковом).

Его удалось подавить только с помощью двух дивизий регулярных войск с

артиллерией. 16—18 октября 1820 г. произошло восстание лейб-гвардии

Семеновского полка в Петербурге. Шефом семеновцев значился сам Александр I.

Солдаты не выдержали жестокого об­ращения со стороны командира полка

полковника Шварца. Его по­ведение явилось слишком большим контрастом с тем, к

чему они при­выкли при прежнем командире. Александр I, бывший в тот момент на

конгрессе в Троппау, узнал о восстании от австрийского канцлера Меттерниха,

что еще больше увеличило раздражение императора.

4. Итоги реформ Александра I.

Причинами неудач правительственного реформаторства явля­ется невнятная

политика самого Александра I, который, по словам хорошо знавших его людей,

готов был ввести республиканское прав­ление, лишь бы «все подчинялись ему по-

прежнему». Кроме того, Россия была не готова к структурным реформам,

поскольку, во-пер­вых, слой истинно просвещенных людей оказался еще слишком

узок. Недаром император сетовал по поводу предстоящих преобра­зований, что их

«некем взять». Во-вторых, момент для проведения реформ был явно неподходящим.

Победив Наполеона, Россия на­ходилась па вершине европейской славы и ее

порядки доказали свою жизнеспособность и непоколебимость. В-третьих,

экономическое положение страны в связи с повышением цен на хлеб и другую

сель­скохозяйственную продукцию казалось прочным. Страна не ощу­щала тогда

потребности в резких переменах.

Видя фактический крах своей политики, император все больше отходил от

государственных дел. С 1822 года единственным докладчиком царю всех дел стал

Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из таких

путешествий он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 года в Таганроге

закончилось правление Александра I, который был первым царем, задумавшимся об

ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного права, которое

являлось основным препятствием для развития промышленности и сельского

хозяйства, тормозило созревание нового экономического уклада – капитализма.

Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не только

изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской

деятельности в обществе.

5. Император Николай I

Будущий император родился 25 июня (6 июля) 1796 г. Николай был третьим сыном

великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны.

Николай не был подготовлен к занятию престола: от трона его отделяли два

старших брата и их возможное потомство. Как и большинству великих князей,

Николаю Павловичу была уготована военная карьера. Еще отец назначил его шефом

сначала Конного, а затем Измайловского полка. После бракосочетания Александр

I назначил брата генерал-инспектором по инженерной части, шефом лейб-гвардии

саперного батальона, а в 1818 г. командиром бригады 1-й Гвардейской дивизии.

Летом 1819 г. император впервые сообщил Николаю и его жене о своем намерении

вскоре отречься от престола и о нежелании Константина Павловича наследовать

старшему брату. Однако никаких мер по привлечению брата к государственным

делам Александр I не предпринял. Николай совершенно не представлял себе

сложности предстоящей миссии.

Неожиданная смерть Александра I возвела Николая I на престол. Николай I

понимал реформы как компромисс между прошлым и будущим, а не уничтожение

первого во имя второго. Он не торопился с радикальными изменениями, полагая,

что им должен предшествовать длительный подготовительный период. Поспешность

в решении сложных проблем могла привести, по его мнению, к тяжелым социальным

и политическим последствиям.

Наиболее удобной формой подготовки реформ, с точки зрения императора, были

секретные комитеты, объединявшие представителей высшей бюрократии. Самым

известным из созданных при Николае I был Комитет 6 декабря 1826г., названный

так по дате учреждения. Под председательством В.П. Кочебея комитет должен был

разобрать и рассмотреть бумаги, оставшиеся в кабинете Александра I после его

смерти и содержащие проекты различных преобразований.

Сохранить целостность огромной и многонациональной империи, предохранить

страну от разрушительных последствий революционных потрясений могла, по

мнению Николая I, только абсолютная монархия. Самодержавие представлялось ему

и наиболее удобным механизмом осуществления преобразований. Император был

убежден в неограниченных возможностях и всесилии государственной власти, в ее

безусловной способности обеспечить благо подданных. Для этого лишь необходим

эффективный, рационально организованный аппарат, действующий по указаниям

сверху

6. Особенности внутренней политики Николая I.

6.1. Основные направления реформы государственного аппарата

Отвергнув планы радикальных реформ и тесного сотрудничества с обществом,

новый император выбрал путь постепенной трансформации и адоптации режима к

происходящим переменам. Подобная логика правительственного курса требовала

определенной перестройки государственного аппарата. Ведущим ее направлением

стала бюрократическая централизация, сосредоточение всех властных рычагов в

руках монарха, усиление личностного начала в управлении огромной Российской

империи.

План реформы центрального и местного управления был разработан еще Комитетом

6 декабря 1826 г. Многие его положения восходили к отвергнутым в свое время

проектам М.М.Сперанского, хотя абсолютный характер власти монарха теперь под

сомнение не ставился. В соответствии с принципом разделения властей

Государственный совет как орган сугубо законосовещательный предполагалось

освободить от многочисленных административных и судебных дел. Вновь возникла

идея разделения Сената на «Сенат правительствующий» (верховный

административный орган) и «Сенат судебный» (высший судебный орган). Принцип

разделения властей должен был быть положен и в основу преобразования местных

государственных органов. Однако предложения Комитета так и не были

реализованы, а административные реформы Николая I получили совершенно иную

направленность.

Во второй четверти XIX в. происходит неуклонное снижение роли традиционных

органов власти в системе государственных учреждений. Так, например,

систематически нарушалась монополия Государственного Совета на

законотворчество. Часто законопроекты поступали к царю из других ведомств,

минуя обсуждение в Государственном совете. Утвержденные Николаем I

всеподданнейшие доклады министров также становились законами без

предварительного рассмотрения в Совете. Из компетенции его аппарата была

изъята кодификация законодательства. Так и не стал полноценным правительством

Комитет министров: наиболее важные решения принимались на еженедельных

встречах монарха с министрами или на заседаниях специальных комитетов и

совещаний. Многих своих контрольных и надзорных полномочий лишился Сенат, все

больше превращаясь из «правительствующего» в судебный. Под полным контролем

обер-прокурора оказался Святейший Синод.

6.2. Собственная его императорского величества канцелярия

Властная пирамида была увенчана недостающим звеном — Собственной его

императорского величества канцелярией. Она возникла еще в конце XVIII в. и

занималась в основном делопроизводством. Однако при Николае I канцелярия

необычайно разрослась: 31 января 1826 г. в ее составе были созданы первое и

второе отделения, 3 июля 1826 г. — третье, 26 октября 1828 г. — четвертое, 29

апреля 1836 г. — пятое, 30 августа 1842 г. — шестое. Во главе каждого

отделения стоял особый начальник (главноуправляющий или управляющий),

подчиненный лично императору.

Первое отделение контролировало ход исполнения царских повелений, готовило

проекты высочайших указов и рескриптов. Через него свои отчеты и доклады

императору представляли министры и губернаторы.

Второе отделение канцелярии было образовано по инициативе М.М.Сперанского для

кодификации законов. Ему были переданы дела Комиссии составления законов.

Кроме того, второе отделение осуществляло цензуру юридической литературы,

издаваемой частными лицами, готовило заключения по правовым вопросам для

высших государственных учреждений, активно участвовало в законотворческой

деятельности.

Содействовать наведению элементарного порядка в сложной и запутанной системе

управления огромной империей, утверждению принципов законности в деятельности

государственного аппарата и в жизни общества было призвано созданное Третье

отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Но решить эти

задачи мыслилось в традиционной бюрократической манере — путем усиления

контроля и надзора за чиновничеством и населением со стороны лично

подчиненного царю органа.

Четвертое отделение вело свою историю от Канцелярии императрицы Марии

Федоровны (матери Николая I), управлявшей женскими учебно-воспитательными

учреждениями. Постепенно в ведение IV отделения перешли благотворительные

(воспитательные дома с кредитными учреждениями при них, детские приюты и

т.п.) и некоторые специальные учебные заведения (в том числе Царскосельский

лицей), находившиеся под покровительством императрицы и других членов царской

семьи.

Пятое отделение было учреждено как центр для разработки реформы

государственной деревни. Возглавил его П.Д.Киселев. Но даже после образования

Министерства государственных имуществ V отделение сохранилось как орган,

стоящий над ним по вопросам законодательства и надзора.

Временным считалось и шестое отделение. Оно было создано для разработки плана

административных реформ на Кавказе и упразднено в 1845 г. после учреждения

Кавказского наместничества.

Таким образом, создание императорской канцелярии отражало тенденцию к

усилению централизма в системе государственной власти. Она превратилась в

орган, связывающий монарха со всеми правительственными учреждениями,

обеспечивающий его активное личное участие в управлении государственными

делами и надзирающий за всеми основными частями бюрократической машины.

6.3. Перемены в центральных ведомствах

Несколько изменилась при Николае I и система центральных органов власти.

Путем механического объединения ряда разнородных учреждений (Департамент

уделов, многочисленные дворцовые конторы, Кабинет его императорского

величества, Капитул императорских и царских орденов, Театральная дирекция,

Академия художеств, музеи и некоторые научные учреждения) в 1826 г. было

образовано Министерство императорского двора и уделов. В 1837 г. было создано

Министерство государственных имуществ, управлявшее государственными

крестьянами и государственной собственностью. В конце 20-х — середине 30-х

гг. были проведены существенные реформы в Военном и Морском министерствах,

направленные на ведомственную централизацию военного и военно-морского

управления. В самостоятельное ведомство обособился Почтовый департамент,

преобразованный в 1830 г. в Главное управление почт. Но не всегда изменения в

государственном аппарате порождались объективными процессами общественно-

политического развития страны. Так, из

состава Министерства императорского двора и уделов в 1852 г. было выделено

самостоятельное Министерство уделов, возвращенное обратно уже через 4 года.

Эта операция была произведена специально для обеспечения министерским

портфелем пользовавшегося расположением Николая I Л.А.Перовского, ушедшего в

отставку с поста министра внутренних дел. Сразу же после смерти Перовского в

ноябре 1856 г. два министерства были вновь объединены.

6.4. Местное управление

Для системы местного управления николаевской России характерно усиление

власти губернаторов и постепенное падение самостоятельности губернских

правлений, превратившихся в своеобразные исполнительные канцелярии при

«хозяевах губернии». Важнейшей полицейской реформой этого времени стало

разделение в 1837 г. территории уездов на более мелкие полицейские единицы —

станы — во главе со становыми приставами.

6.5. Итоги административных преобразований

Административные преобразования Николая I, направленные на повышение степени

управляемости огромной империи, привели в итоге к существенному росту

бюрократического аппарата как в центре, так и на местах. Качественный же

состав чиновничества, его образовательный и нравственный уровень в целом явно

не соответствовали потребностям модернизирующейся страны. Переломить же

ситуацию лишь путем усиления централизации, создания все новых и новых

органов надзора и контроля, постоянным личным вмешательством царя в процесс

принятия управленческих решений было невозможно. Необходимо было привлечь к

управлению представителей общественности, пересмотреть отношения власти и

общества. Эта задача была явно не по плечу николаевскому режиму и самому

императору.

7. Сословная политика

Социальная политика Николая I была направлена на укрепление сословного строя,

судьба которого, в глазах императора, неразрывно увязывалась с судьбой

самодержавия. Правительство стремилось не допустить размывания сословных

перегородок, встроить рождающиеся в процессе капиталистического развития

новые слои населения в старую сословную пирамиду.

7.1. Политика по отношению к дворянству.

Материально поддержать разорявшееся дворянство были призваны раздачи

государственных земель и льготные денежные ссуды. Законом 16 июля 1845 г. об

учреждении заповедных наследственных имений (майоратов) власть стремилась

предотвратить чрезмерное дробление и оскудение дворянского землевладения.

Владельцам поместий, состоявших не менее чем из 400 крестьянских дворов или

10 тыс. десятин незаселенной земли, разрешалось объявлять свои имения

майоратами. Майорат целиком переходил по наследству к старшему сыну.

Задаче укрепления положения крупных и средних землевладельцев в местных

органах дворянского самоуправления был посвящен Манифест 6 декабря 1831 г. Он

установил имущественный ценз для участия дворян в выборах кандидатов для

замещения государственных и общественных должностей. Правом голоса

пользовались потомственные дворяне, имевшие в собственности в пределах

губернии не менее 100 душ крепостных или 3 тыс. десятин земли. Через

уполномоченных могли участвовать в выборах владельцы не менее 5 душ крестьян

или 150 десятин земли. Таким образом, возможность активного участия в

корпоративной жизни сословия предоставлялась, прежде всего, наиболее

состоятельной части дворянства. Сама деятельность уездных и губернских

дворянских собраний ставилась под более жесткий контроль правительственных

чиновников.

Гораздо сложнее было поставить преграду на пути проникновения в

первенствующее сословие лиц «неблагородного» происхождения. Открытая Табелью

о рангах возможность получения дворянства по службе со временем привела к

резкому росту числа беспоместных дворян. С одной стороны, это отвечало

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты