Реферат: Реформаторы царской России

Реферат: Реформаторы царской России

Подпись: Министерство общего профессионального образования РФ
Уссурийский государственный педагогический институт





Кафедра социально -
экономических наук.






Тема: Реформаторы царской России










реферат студента 211 группы 
физико-математического 
факультета Романюк Максима




научный руководитель
Куцый В. Ю. доцент,
кандидат исторических наук.
















Уссурийск 1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Аграрный и политический строй пореформенной России

3. Время и реформы С.Ю. Витте

4. Путь Столыпина

5. Столыпинская аграрная реформа

6. Список литературы

1. В В Е Д Е Н И Е

Каждое время для истории России было по-своему судьбо­носным. Однако ,

отдельные периоды можно назвать определив­шими дальнейшую жизнь народа страны

на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были

вторая по­ловина XIX века и начало XX века; время развития революцион­ного

движения.

Мы совсем не знаем страну, отделенную от нас Октябрем 1917 года. Не знаем

потому, что смесь правды и лжи, которую мы впитывали под названием

"отечественная история", вкупе с умолчаниями и провалами, когда речь шла о

самых драматичных страницах российского бытия, больше всего исказила в

людском восприятии как раз годы, предшествующие революции.

На политической арене действовали в это время, конечно, не только

представители революционного движения. Но полити­ческие деятели,

принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались, как

правило, искаженно, а зачастую просто оглуплялись, окарикатуривались. Между

тем на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные

исторические личности, придерживавшияся различных обществен­но-полититческих

взглядов, отражавших все цвета тогдашнего достаточно пестрого политического

спектра. И не зная этих людей, нельзя понять глубинной сути происходивших в

стране процессов.

Невозможно определить свое отношение ко всем тем, кто был в царском

окружении, правительстве, проводил политику цариз­ма в губерниях; особенно

интересны те люди, которые внесли существенный вклад в решение главного для

царской России вопроса - аграрного. Наиболее яркие личности того времени,

конечно, С.Ю.Витте и П.А.Столыпин.

2. АГРАРНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

Для аграрного устройства капиталистической России было характерно два

наиболее крупных явления : раздутые помещичьи латифундии и крестьянская

община.

Есть спор о том, насколько капиталистически переродились помещичьи хозяйства.

Автор [3] считает, что это перерождение не зашло слишком далеко. В ту пору,

до тракторов, вести чис­то капиталистическое хозяйство на больших площадях

было прос­то нерентабельно.

В своих экономических работах В.И. Ленин называл оптималь­ным владение 500

десятинами земли. Более значительные имения он считал докапиталистическими

латифундиями. Между тем, пло­щадь некоторых из них достигала нескольких тысяч

десятин.

Многоземелье помещиков было оборотной стороной крестьян­ского малоземелья.

Крестьяне были вынуждены арендовать часть помещичих земель. За это они были

обязаны со своими лошадьми и инвентарем обработать у помещика определенные

участки. Это называлось "отработкой". Практиковались также "испольщина" (

половина выращенного и собранного крестьянином урожая шла помещику ),

"земельный наем" ( договор о найме заключался зи­мой, когда у крестьянина

кончался хлеб ) и прочие кабальные, полукрепостнические формы эксплуатации.

Только их наличие и позволяло существовать латифундиям.

Крестьянская община - это еще более древний институт, чем латифундия. В нашей

публицистике утвердился очень односторон­ний взгляд на общину. Так А.Пушкарь

в газете "Известия" за

14.02.90 пишет : "община была осколком первобытно-общинного строя, идеальным

механизмом для фискального полицейского над­зора". В.Гавричкин -

"Известия"(4.03.90) : "община - это ско­лок феодальных отношений". По-

видимому, журналисты, используя наиболее хлесткие определения, оставались в

плену прежних представлений об общине. Более глубокое изучение фактов и

до­кументов приводит в настоящее время многих историков к другим выводам. Да,

в пореформенную эпоху община была пережиточным явлением. Многие, в том числе

и сами крестьяне, ругали ее за косность и рутину. Но почему-то получалось

всегда так, что в изменившихся условиях менялась и община. Еще в период

феода­лизма община многое сделала для утверждения трехпольной сис­темы

земледелия вместо беспорядочного засевания одних и тех же площадей.

Затем, после реформы 1861 года наступил сравнительно бла­гоприятный для

крестьянского хозяйства период: распались кре­постные цепи, малоземелье еще

не очень ощущалось, цены на хлеб держались высокие. И в громадном большинстве

общин, в целых регионах, прекратились земельные переделы. Более того,

стихийно начался процесс формирования частной собственности

на общинную землю. Ее стали продавать, завещать по наследству и т.п.

Но в 80-90 годах XIX века обстановка резко изменилась. Разразился мировой

сельско-хозяйственный кризис, и помещики поспешили переложить убытки на

крестьян. Выросло крестьянское население, и на общинных землях стало тесно.

Наконец, случил­ся ряд неурожайных лет ( особенно сильный неурожай был в

1891). Встал вопрос о физическом выживании крестьян. И община после нелегкой

внутренней борьбы вынуждена была возобновить переделы. Тогда же появился

самый уравнительный вид разверст­ки земли - по едокам.

Но сразу же встал и другой вопрос: как переделять землю, если один крестьянин

всегда удобрял свои полосы, а другой довел их до истощения ? Долго и горячо

обсуждался этот воп­рос, и решение, похоже, было найдено. В Пензенском архиве

об­наружен такой документ: "Мы, крестьяне, - говорилось в приго­воре села

Никольского, - должны землю удобрять назьмом, а ес­ли по истечении 12-летнего

срока земля будет поделятся, и окажутся участки неуназьменными, то при

разделе нерадивому домохозяину возвратить тот самый участок, который не был

им удобрен в течение 12 лет".

Голодные годы многому научили, и с конца XIX века в ряде нечерноземных

губерний крестьяне начали отказываться от трех­польной системы и всем

обществом переходить к многопольным севооборотам с высевом кормовых трав.

Правда этот процесс шел медленно. Но ведь в сельском хозяйстве медленное, но

неуклон­ное накопление новых явлений - залог нового развития.

Таким образом, община не была ни "сколком", ни "осколком". Она жила богатой

внутренней жизнью.

Община - явление не исключительно русское, а мировое. В Европе она исчезла

сравнительно рано, в России просущество­вала до коллективизации, а во многих

странах Востока все еще сохранилась.

Некоторые общинные традиции до сих пор живы в развитых странах (например, в

Голландии - Абрамов: "Как я был фермером в Голландии",Известия 1989 год) - и

не все они плохи.

Была ли община прообразом коллективного ведения сельского хозяйства в деревне

при социализме ? Вопрос этот активно об­суждается в исторической литературе.

Переход к коллективному ведению сельского хозяйства был голубой мечтой всех

народников, и они охотно расписывали те случаи, когда крестьяне, скажем, всем

обществом скашивали лу­ги, а затем делили сено в копнах. Но дальше этого дело

не шло. В дореформенную эпоху отдельные помещики пытались вво­дить

"коллективные запашки", в пореформенную - некоторые зем­ства. Но крестьяне

смотрели на это как на барские причуды, на новый вид барщины и старались

избавиться от подобных нов­шеств. Маркс считал источником большой жизненной

силы русской общины как раз ее дуализм - общественная собственность на землю

и частный характер производства и присвоения.

В дореволюционной России около 20% общин владели землей на подворном праве.

Этот вид собственности довольно близок к частной. В период же столыпинской

аграрной реформы произошло почти полное отождествление подворной

собственности и част­ной. В остальных случаях дореволюционная община была

собст­венником земли ( в отличии от колхоза, который был только ее

пользователем). Более свободно распоряжаясь землей, община и своим членам

давала больше свободы. Даже в тех селениях, где земля находилась в общинном

владении, крестьянин мог сдать свой надел в аренду на весь срок от передела

до передела (12- -15 лет) или сам арендовать надел у соседа, уходящего на

за­работки в город. В свою очередь сельское общество, как собст­венник, могло

сдать в аренду частным лицам некоторые свои угодья (например, каменоломнии,

песчаные карьеры или торфяни­ки).

Общинная собственность - это особый вид собственности. И при том довольно

гибкий, так как он с одной стороны, создавал некоторую социальную

защищенность для членов общины, а с дру­гой - позволял домохозяину в

определенных пределах манипули­ровать передоверенной ему частью этой

собственности. Правда, здесь скрывалось то противоречие, которое нередко

создавало напряженную обстановку в общине и мешало крестьянину спокойно

хозяйствовать. В общем же, в благоприятные периоды хозяин по­лучал более

значительную свободу действий. А вот в плохие времена верх брали

уравнительные тенденции,-конечно, только в отношении земли.

Отдельное крестьянское хозяйство по сравнению с помещичей латифундией было

настолько малой величиной, что между ними невозможен был сколько-нибудь

равный диалог. Все отношения крестьянина с помещиками и с властями

осуществлялись, как правило, через общину. Именно она торговалась с помещиком

насчет аренды, а потом распределяла и арендованные участки и отработки. Без

общины помещик окончательно бы смял и порабо­тил крестьянина, лишил его

всякой исторической перспективы. Как могла, община отстаивала интересы

крестьян, выступая в роли своеобразного крестьянского "профсоюза", а в

революцион­ные годы - "стачкома".

Судьбы общины и помещичьего хозяйства на целые века были сплетены теснейшим

образом. Но каждый из них мог бы существо­вать без другого и добивался этого.

Община издавна претендо­вала на помещичьи земли. Ликвидация помещичьего

землевладения открывала путь для наиболее демократичного решения аграрного

вопроса. Крестьянин, получив землю и избавившись от кабальных форм

эксплуатации, имел бы возможность поднять уровень своего хозяйства. В таких

условиях община должна была либо ускорить свою перестройку, либо тихо уйти со

сцены. После ликвидации помещичьего землевладения крестьянин уже не испытывал

бы в ней острой нужды.

В свою очередь, помещики были не довольны существованием общины. По поводу

условий найма и аренды помещик предпочел бы договариваться не со всем

крестьянским миром, а с каждым крестьянином в отдельности. Большие опасения

вызывал у поме­щиков земельно-распределительный механизм общины, который

только силой всей государственной машины удерживался на границе помещичьих

владений. А в период революции 1905-1907 гг. помещики в один голос

заговорили о необходимости скорейшей ликвидации общины. Ведь именно она была

инициатором разгрома помещичьих усадеб, захвата или уничтожения помещичьего

иму­щества. Конечно, это было варварство, но сами помещики были во многом

виноваты в том, что в России сохранялась, по выра­жению В.И. Ленина, "самая

дикая деревня". Тем не менее поме­щики выставляли общину виновницей всех

неустройств и низкого уровня сельского хозяйства в России. Ликвидация общины

приве­ла бы к раздроблению крестьянства, что открывало перед поме­щиками

возможности спокойного хозяйствования и перестройки своих имений на

капиталистический лад.

Слишком медленное политическое развитие России определя­лось, в основном, ее

аграрным устройством. Солженицин объяс­няет : "российская государственная

власть срослась с имущим напуганным дворянством, весь правящий слой дрожал и

корыстно держался за свои земли - дворянские, великокняжеские, удель­ные.

Только начнись где-нибудь какое-нибудь движение земель­ной собственности -

ах, как бы не дошло и до нашей". Держась за влась и за землю, самодержавие,

помещики, военная и граж­данская бюрократия надеялись : "будет вот так само-

само-само плыть еще триста лет".

Только военные поражения вынуждали царизм к уступкам. По­ражение в Крымской

войне - и освобождение крепостных. Пора­жение в войне показало общую слабость

власти; дальше отклады­вать реформы было невозможно. Александр II произнес

свою зна­менитую фразу : " Лучше мы освободим крестьян сверху, нежели ждать,

когда они сами освободят себя снизу".

Отмена крепостного права потребовала реформы местного са­моуправления и суда;

но создав орган местного самоуправления- - земства, Александр II

категорически отказывался "увенчать здание" общероссийским представительным

собранием. Он не до­пускал и мысли, чтоб даже министры приходили к единому

мнению по каким-либо вопросам без него.

Реформы 60-х годов оставили Россию такой же самодержавной монархией, которой

она была и до них. Остались сословные при­вилегии дворянства и ограничения в

гражданских и имущественных правах крестьян.

Будущую революцию могло предотвратить постепенное превра­щение неограниченной

монархии в конституционную. Но добро­вольно от неограниченной власти не

отказываются. Основная масса поместного дворянства была заинтересована в

сохранении самодержавия и сословного строя. На них держалось экономичес­кое

благополучие помещиков и их влияние в стране. Требовать конституционных прав

и свободы предпринимательства-дело бур­жуазии. Она в России была слаба и в

середине XIX века голоса не имела. Реформа 1861 года смяла часть преград на

пути ее роста. Но не все. Среди прочего осталась община.

Естественно, что люди, находившиеся в царском окружении, выдвинувшиеся

благодаря своему уму и образованности (как Вит­те) или бойцовским качествам и

деловитости (как Столыпин), понимая необходимость преобразований в деревне,

осуществляли такие реформы и проводили их таким образом, чтобы сохранить

господство правящего класса.

Так в статье "Столыпин и революция" Ленин назвал Столыпина "уполномоченным

или приказчиком" русского дворянства, воз­главляемого "первым дворянином и

крупнейшим помещиком Никола­ем Романовым".

3. В Р Е М Я И Р Е Ф О Р М Ы

С. Ю. В И Т Т Е

С.Ю.Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 года и воспи­тывался в семье своего

деда А.М.Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. саратовским

губернатором, а затем членом совета управления Кавказского наместника и

управля­ющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края.

Он происходил из малоизвестных обрусевших немцев, ставших дворянами в 1856 г.

(хотя он сам насаждал версию потомствен­ного дворянства и верности

православию ). Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где, в 1870 он

кончил курс наук в новороссийском университете по математическому факультету

со степенью кандидата, написав диссертацию "О бесконечно малых величинах".

Молодой математик помышлял остаться при универ­ситете для подготовки к

профессорскому званию. Но юношеское увлечение актрисой Соколовой отвлекло его

от научных занятий и подготовки очередной диссертации по астрономии. К тому

же против ученой карьеры Витте восстали его мать и дядя, зая­вив, что "это не

дворянское дело". 1 июля 1871 года Витте был причислен чиновником в

канцелярии Новороссийского и Бес­сарабского генерал-губернатора, а еще через

два года назна­чен столоначальником. В управлении Одесской железной дороги,

куда его определил на службу дядя, он на практике изучил же­лезнодорожное

дело, начав с самых низших ступеней, побывав в роли конторщика грузовой

службы и даже помощника машиниста, но скоро, заняв должность начальника

движения, превратился в крупного железнодорожного предпринимателя. Однако в

апреле 1877 года он подал прошение об увольнении с государственной службы.

После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. при надлежавшая казне

железная дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железных дорог. Там

Витте получил место началь­ника эксплуатационного отдела. Новое назначение

потребовало переезда в Петербург. В столице он прожил около двух лет. События

1 марта 1881 г., оставившие заметный след в биогра­фии Витте, застали его уже

в Киеве. В это время Витте ока­зался под влиянием славянофильских идей,

увлекался богослов­скими сочинениями; он сблизился с руководителями

"славянско­го движения"; как только до Киева дошла весть о покушении на

Александра II, Витте написал в столицу Фадееву и подал идею о создании

дворянской конспиративной организации для охраны императора и борьбы с

революционерами их же методами. Фадеев подхватил эту идею в Петербурге и с

помощью Воронцова-Дашко­ва создал пресловутую "Святую дружину". В середине

марта 1881 года в Петербурге состоялось посвящение Витте в ее чле­ны. Он был

назначен главным правителем дружины в Киевском районе. Витте ревностно

относился к исполнению возложенных на него дружиной обязанностей. По ее

распоряжению он был на­правлен в Париж для организации покушения на

известного ре­волюционера-народника Л.Н. Гартмана, участвовал в литератур­ных

предприятиях дружины провокационного характера, в част­ности, в составлении

брошюры, изданной (Киев, 1882 год) под псевдонимом "Свободный мыслитель",

содержащей критику прог­раммы и деятельности "Народной воли" и предрекавшей

ее ги­бель.

В конце апреля 1881 года Александр III встал на сторону врагов каких бы то ни

было перемен в системе государствен­ного управления. (М.Н. Катков и К.П.

Победоносцев). Последо­вало смещение покровительствовавшего "Дружине"

министра внутренних дел графа Н.П. Игнатьева, была ликвидирована "Дружина".

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты