антиправительственных выступлений и бунтов солдат и матросов.
За эгоистическую приверженность к привилегиям правящих классов, держащих
народ в кабале, пришлось расплачиваться всем, в том числе и самим
угнетателям. Только по 24 губерниям Европейской России в течение 1905 года
было разгромлено около 3 тысяч помещичьих имений. Общая сумма убытков от
этого превысила 47 миллионов руб. Убытки несли и российские предприниматели.
Революционная борьба стоила и народу огромных жертв, напряжения духовных сил.
Ему противостояли жестокая власть, мощные репрессивные силы. Не ограничиваясь
мерами полицейского воздействия, правительство широко использовало против
народа армию. В 1905 – 1906 годах гражданские власти 6484 раза вызывали
войска для подавления революционных выступлений. Общее число участвовавших в
этих акциях солдат составляло 5175 тысяч (численность армии чуть превышала
миллион солдат), а это значит, что некоторые воинские части многократно
участвовали в карательных действиях. В 1907 году войска вызывались 15678 раз.
Эта была настоящая война правительств против народа. И, как во всякой войне,
в ней были жертвы с обеих сторон. С июля 1904 по июнь 1909 года от разного
рода репрессий (от обысков до расстрела) пострадало 1,5 миллиона человек.
Только в ходе вооруженных выступлений рабочих и солдат было убито 14 тысяч
человек. За участие в вооруженных выступлениях 75 тысяч человек было
заключено в тюрьму. За 1904 – 1907 годы было предано суду 127 тысяч
военнослужащих, в том числе несколько сотен офицеров. Карали не только за
участие в революционных выступлениях, но и за «недостаточную твердость» в их
подавлении. В ходе революции несли немалые потери и защитники правительства:
полиция, воинские части.
Острейшее политическое противоборство в 1905 – 1907 годах поколебало
привычный уклад жизни. Революция при всех ее издержках и жертвах мощно
ускорила ход модернизации всех сторон общественной жизни.
Важнейшими проявлениями модернизации политическою строя стали ограничение
самодержавия и устранение полного политического бесправия народа.
Под давлением всероссийской политической стачки в октябре 1905 года,
проходившей под лозунгом «Долой самодержавие!», император Николай II был
вынужден 17 октября подписать Манифест. Он «даровал» неприкосновенность
личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Манифест подтверждал
ранее данное обещание созвать представительный орган – Государственную думу,
причем было установлено как незыблемое правило, что никакой закон не мог
вступить в силу без одобрения Государственной думой. Был расширен круг лиц,
допускаемых к выборам.
Провозглашение политических свобод открыло простор для формирования
политических партий. В дополнение к РСДРП, Партии социалистов-революционеров,
возникших ранее вопреки запретам, в 1905 – 1906 годах оформляются
Конституционно-демократическая партия, Союз 17 октября, Союз русского народа,
Русская монархическая партия и другие партии. Их организации и отделения
стали действовать почти по всех губерниях и областях: РСДРП – в 79,
социалистов-революционеров – в 76, монархических союзов и партии в 66,
конституционных демократов – в 44, Союза 17 октября – в 37 и т.д. Создание
политических партий, постепенное складывание системы взаимодействия их между
собой в с правительством привели к возникновению определенного политического
механизма, через который реализовывались и взаимно корректировались интересы
различных социальных и политических сил. Для России это был громадный шаг
вперед по пути формирования гражданского общества.
Революционная борьба и давление на правительство со стороны либеральной
оппозиции обусловили начало превращения самодержавия в конституционную
монархию. Важнейшим проявлением этого стала деятельность Государственной
думы. Выборы в I Государственную думу состоялись в феврале – марте 1906 года,
а первое ее заседание открылось 27 апреля 1906 года. В составе депутатов было
179 кадетов, 16 октябристов, 18 социал-демократов, 63 автономиста
(представители буржуазно-помещичьих кругов Польши, Украины, Прибалтики,
других национальных регионов), 97 членов трудовой крестьянской группы, 105
беспартийных. Тон в Думе задавали кадеты. Дума намеревалась заняться
законотворческой деятельностью, решать насущные вопросы жизни общества, через
законодательство влиять на политику правительства. Однако выдвижение в Думе
радикальных требований по агарному вопросу, негативная реакция депутатов на
правительственную декларацию встревожили царя, и 8 нюня того же года он
распустил Думу, хотя она была избрана на 5 лет.
Недолго (около трех с половиной месяцев – с 20 февраля по 2 июня 1907 года)
просуществовала и II Государственная дума, показавшаяся царю еще более
«левой» и тоже разогнанная им.
I и II Государственные думы не успели принять сколько-нибудь существенных
законов. Их заседания использовались для пропаганды позиций разных
политических сил. Но, тем не менее, начало парламентаризму в России было
положено. Государственная дума превратилась в элемент политической системы.
Правительство начало учиться использовать Думу в своих целях. В процессе
формирования парламентаризма было по-новому определено и место
Государственного Совета в системе власти. До 1906 года он был совещательным
органом при царе и не играл существенной роли. В 1906 году он был
преобразован в верхнюю палату парламента, с правом отклонять законы,
одобренные Думой. Часть членов Государственного Совета назначалась царем,
часть – избиралась без соблюдения демократических принципов. Совет стал
фильтром, преградой на пути законопроектов, поступавших из Думы на
утверждение императора.
Революционные события вынудили царя осуществить и другие преобразования в
государственном устройстве. В частности, было реорганизовано правительство,
ранее действовавшее под непосредственным руководством императора.
Существовавшая должность председателя Комитета министров не была сколько-
нибудь значительной. С 1906 года стал действовать Совет Министров во главе с
председателем, полномочия которого были весьма значительны.
Революция оказала глубокое воздействие на социально-экономическое развитие
страны. Она ударила по прибылям предпринимателей, но при всех потерях рабочих
от забастовок привела к улучшению положения рабочего класса. В 1905 – 1907
годах рабочие во многих местах явочным порядком устанавливали восьмичасовой
рабочий день. И хотя это их завоевание сохранить не удалось,
продолжительность рабочего дня сократилась до 9 – 11 часов. В ходе острых
столкновений рабочих с владельцами предприятий последние пришли к выводу, что
для смягчения конфронтации целесообразно пойти на повышение зарплаты. Если в
1904 году средний заработок фабрично-заводского рабочего в Европейской России
составлял 214 рублей в год, то в 1905 – 1906 годах – 258 рублей в год. После
революции зарплата рабочих уже никогда не опускалась ниже уровня 1900 – 1904
годов. На некоторых предприятиях владельцы согласились на заключение
коллективных договоров с рабочими. Такие факты были единичными, но прецедент
был создан. Следствием борьбы рабочих явилось введение их социального
страхования.
Революционная борьба не была безрезультатной и для крестьянства. Так, 3
ноября 1905 года царь объявил об отмене с 1907 года выкупных платежей. После
ликвидации крепостного права крестьяне выплатили, с учетом начисления на
первоначальный выкуп 5%, общую сумму в 1544 миллионов рублей, что в 2 раза
больше установленной в 1861 году суммы. В 1905 году за ними числилось еще не
менее 1600 миллионов рублей задолженности, так что крестьяне избавились от
весьма обременительных платежей. Были снижены также налоги на 80 – 85
миллионов рублей в год. Крестьяне добились отмены некоторых сословных
ограничений; были запрещены телесные наказания по приговору властей.
Непосредственным результатом революции стала долго откладывавшаяся
правительством аграрная реформа. Ее разработка и проведение связаны с именем
Петра Аркадьевича Столыпина, в 1906 году назначенного министром внутренних
дел, а с 3 июня 1907 года занявшего, с сохранением должности министра
внутренних дел, пост председателя Совета Министров. Начало реформе было
положено Манифестом царя от 3 ноября 1905 года об отмене выкупных платежей,
что привело к изменению формы землевладения. Поскольку выкуп считался
законченным, земля из условного владения перешла в полную собственность
крестьянских дворов или общин (там, где сохранилось общинное пользование).
Одновременно в 1906 году был изменен порядок переселения крестьян: были
отменены ограничительные правила о паспортах, разрешена свобода передвижения.
В том же году были изданы указы об отводе части кабинетских и удельных земель
для переселения крестьян. Устанавливались некоторые льготы переселенцам.
По-настоящему аграрная реформа развернулась после издания 9 ноября 1906 года
царского указа о крестьянском землевладении и землепользовании. Идеи этого
указа были развиты в законе, принятом 10 июня 1910 года.
Столыпинская агарная реформа затронула важнейшие стороны социально-
экономического строя в России. Она имела целью при сохранении, в основном,
помещичьего землевладения создать слон крепких крестьян-землевладельцев и
одновременно высвободить из сельскою хозяйства работников для промышленности.
По указу от 9 ноября 1906 года крестьяне получали право выхода из общины.
Выходящие из общины крестьяне получали в собственность отдельных хозяев (а не
в собственность всего двора, как раньше выдавались наделы) все земли,
находившиеся в их надельном пользовании. Крестьяне могли требовать соединения
переходивших к ним в собственность наделов в единый участок и создать хутор
или выйти на отруб (т.е. обособить свой участок от других крестьян).
В 1906 – 1907 годах царь передал часть кабинетских и удельных земель
Крестьянскому банку для их продажи. Через Крестьянский банк, который
установил довольно высокие цены на землю, стали продавать часть своих
владений и помещики. Своим правом на выход из общины за 10 лет (1906 – 1916)
воспользовалось 2,5 миллиона крестьянских дворов (или 26% всех общинников).
Остальная масса крестьян предпочла не выходить из общин. За эти же годы было
создано около 400 тысяч хуторов и 1,2 миллиона отрубов. На хутора выходили
преимущественно богатые крестьяне.
Реформа Столыпина включала в себя и переселение выходивших из общины крестьян
в районы Сибири. За 1906 – 1914 годы в Сибирь переселилось 3040000 крестьян,
из которых 2516000 (83%) остались там, создав свои хозяйства или нанявшись в
батраки. 524000 вернулись назад, увеличив число недовольных правительством.
Благодаря переселенческой политике удалось несколько смягчить малоземелье в
центре России и создать широкую сеть крестьянских хозяйств на Востоке, где
возникла крупная база земледелия и животноводства.
Хотя реформа после гибели Столыпина (1911 год) постепенно свернулась и не
достигла в полном объеме поставленных целей, она ускорила развитие деревни по
капиталистическому пути, приблизила аграрный строй России к прусской модели
аграрной модернизации. В свою очередь, изменения в деревне стали одним из
факторов ускорения развития промышленности.
Революция, даже подавленная, заставила правительство осуществить ряд
преобразований и в других сферах жизни общества. Так, несколько было
облегчено бремя воинской повинности: в апреле 1906 года были сокращены сроки
воинской службы в пехоте с 4 до 3 лет, в других сухопутных войсках с 5 до 4
лет, на флоте с 7 до 5 лет. Стала расширяться сеть учебных заведений, был
несколько облегчен доступ к образованию детям рабочих и крестьян, женщинам.
Были осуществлены некоторые меры, направленные на повышение роли научных
учреждений в изучении производительных сил страны и развитии промышленности.
Революция создала во многом новую ситуацию для духовенства, особенно
православного, тесно связанного с самодержавием. В начале 1900-х годов в
России действовало 48375 православных церквей, 267 мужских монастырей и
пустыней, 208 женских монастырей и общин. Численность белого духовенства
составляла 203000, монахов и монахинь 20200. Православная церковь давно
прочно срослась с самодержавием, выполняла многие политические,
административные и даже полицейские (надзор за умонастроениями) функции.
Революция выявила кризисное состояние русской православной Церкви. Хотя
духовенство старалось внушить и властвующим, и угнетенным христианские
чувства, оно в большинстве своем оказалось на стороне господствующих классов,
вызвав тем самым недоверие трудящихся. Как и многие годы назад,
священнослужители продолжали твердить, что «Господу было угодно устроить в
человеческом общежитии так, чтобы одни были богаты, другие бедны».
Характерно, что накануне 9 января 1905 года в «Церковных ведомостях»,
публиковавших информационные и методические материалы в помощь священникам,
содержались поучения Томского архиепископа Макария «О хранении заветов
старины», призывавшие: «Добрый русский человек!.. храни неизменно верность
Царю, зная, что на небе Бог, а на земле – Царь – Божий помазанник». Когда же
самодержавие откровенно продемонстрировало свой антинародный характер, это
нанесло удар и по авторитету церкви. Например, с чувством тревоги священник
М.Чельцов писал в «Церковном вестнике» 10 февраля 1905 года о ситуации, в
которой оказалось духовенство: «... не обличаем неправду деющих, а только
народ призываем к терпению... Если так пойдет далее, мы останемся совершенно
одни: часть паствы уйдет в сектантство, другая в социалистические партии».
События 1905 – 1907 годов подорвали не только веру в царя, но и усилили отход
россиян от религии.
Стремление очистить Церковь от несвойственных ей политических функций
стимулировало обновленческое движение среди православных. Под влиянием
кризиса русской православной Церкви и официальной религии активизировались
религиозно-нравственные искания интеллигенции, закладывались основы
«богоискательства». Часть духовенства включилась в демократическое движение,
разделив судьбу простою народа, завоевывая авторитет не только духовным
служением, но и защитой социальных интересов трудящихся. Даже В.И.Ленин писал
о депутате II Государственной Думы священнике Ф.В.Тихвинском, как о человеке,
достойном «всякого уважения за его искреннюю преданность интересам
крестьянства, интересам народа, которые он безбоязненно и решительно
защищает».
Главным обретением демократической интеллигенции, сделавшей исключительно
много для революции, был «глоток свободы», который дал ей мощный заряд
творческого вдохновения.
Важнейший морально-политический итог бурных революционных лет состоял в том,
что подданные российского императора начали становиться гражданами России.
Ход развития событий в 1905 – 1907 годах и характер преобразований в стране
показали, что ни одна из альтернатив, существовавших накануне революции, не
осуществилась в чистом виде. Преобразования представляли собой совокупность
результатов взаимодействия и противоборства разных тенденций. Несомненно одно
– именно революция изменила облик страны, ускорила ее модернизацию в 1907 –
1916 годах.
Однако в первые годы после революции во внутренней политике правительства
доминировала репрессивная линия. Действия правительства определялись принципом:
«Сначала успокоение, потом реформы», – сформулированным его главой
П.А.Столыпиным. В деревню направлялись карательные отряды. С большой нагрузкой
работали суды: в 1907 – 1909 годах по политическим делам было осуждено более
26000 человек, в том числе 5086 человек приговорены к смертной казни.
Победой консервативных сил стал закон о выборах в III Государственную думу,
опубликованный царем 2 июня 1907 года. Выборы должны были проводиться, как и
в прежние Думы, по 4 куриям – землевладельцев, городских обывателей (с
подразделением на городские курии первого и второго разряда), крестьян и
рабочих. Однако представительство выборщиков от курий было изменено в пользу
землевладельцев. В землевладельческой курии один выборщик приходился на 250
избирателей, в первом разряде городской курии – на 1000 избирателей, во
втором – на 15000, в крестьянской курии – на 60000, в рабочей курии – на
125000. При таком представительстве один голос помещика приравнивался к 543
голосам рабочих. По новому закону менее 1 процента населения избирали две
трети выборщиков. Избирательным правом не пользовались женщины, мужчины до 25
лет, учащиеся, военнослужащие. Не получили избирательных прав нерусские
народы Средней Азии, Сибири, кочевники Астраханской и Ставропольской
губерний. Резко сократилось число депутатов от населения Кавказа и Польши.
Новый порядок выборов гарантировал помещичье-буржуазное большинство в Думе.
Правительство и предприниматели усилили наступление на права рабочих. Вновь
увеличилась продолжительность рабочего времени до 10 часов. В ноябре 1907
года Сенат подтвердил право фабрикантов объявлять локаут, если происходила
частичная забастовка рабочих; в январе 1908 году Сенат вынес определение о
праве фабричной администрации увольнять рабочих за «дурное поведение». В
течение 1906 – 1912 годов было закрыто 600 профсоюзов, 700 профсоюзам было
отказано в регистрации.
Были закрыты многие газеты. Репрессии обрушились на левые партии.
Более конструктивный и созидательный характер имела экономическая политика
правительства, направленная на поддержку предпринимательства и привлечение
иностранных капиталов. В 1909 – 1913 годах промышленность страны переживала
подъем. За пять предвоенных лет промышленное производство возросло на 54%, и
в значительной мере за счет технического переоснащения, поскольку общее
количество рабочих увеличилось лишь на треть. В целом за 1900 – 1913 годы
производительность труда выросла в России в 1,5 раза. Все отрасли
промышленности находились на подъеме, особенно такие, как сталелитейная,
металлургия, нефтяная, производство электроэнергии, сельскохозяйственных
машин. И хотя необходимость в импорте изделий машиностроения сохранилась, но
за счет собственного производства страна в основном удовлетворяла потребность
в вагонах, паровозах, паровых котлах, подъемных машинах, торговых судах,
насосах, локомобилях, оборудовании для пищевой и обрабатывающей