Реферат: Распад Римской империи и её историческое значение

Реферат: Распад Римской империи и её историческое значение

Министерство образования Республики Беларусь

Брестский государственный технический университет

Кафедра социально-политических и исторических наук

Реферат па курсу

«История Беларуси в контексте мировой цивилизации»

на тему: «Распад Римской империи и её историческое значение с позиции

наших дней»

Выполнил: студент гр. Т-61

Рабчук М. В.

Преподаватель: Стрелец М. В.

Брест 2002

1. Общее положение в Западной Рим­ской империи.

В V в. В 395 г. произошло окончательное политическое разделение ранее единой

Средиземноморской империи на два государственных образования: Запад­ную

Римскую империю и Восточную Рим­скую империю (Византию). Хотя во главе и той

и другой стояли родные братья и сы­новья Феодосия, а в юридической теории

сохранялась идея единой Империи, управ­ляемой лишь двумя императорами,

факти­чески и политически это были два самостоятельных государства со своими

столицами (Равенна и Константинополь), своими императорскими дворами, с

разны­ми задачами, стоящими перед правительст­вами, наконец, с разными

социально-эко­номическими базами. Процесс историче­ского развития на Западе и

в Византии стал приобретать разные формы и пошел поразным путям. В Восточной

Римской импе­рии процессы феодализации сохраняли чер­ты большей

преемственности старых общественных структур, проходили медлен­нее,

совершались при сохранении сильной центральной власти императора в

Констан­тинополе.

Иным оказался путь формирования фе­одальной формации на Западе. Его

важней­шей особенностью является ослабление центральной власти римского

императора и ее уничтожение как политической над­стройки. Другой его

особенностью является постепенное формирование на территории Империи

самостоятельных политических образований — варварских королевств, в рамках

которых процесс развития феодаль­ных отношений приобретает отличные от

Византии формы, в частности форму син­теза новых отношений, формирующихся в

недрах разлагающихся античных структур, и отношений, развивающихся в среде

заво­евателей — варварских племен и племен­ных союзов.

Постепенное ослабление центральной власти Западной Римской империи

объяс­няется серьезными социально-экономиче­скими изменениями римского

общества IV—V вв. прежде всего упадком городов, сокращением товарного

производства и торговли, постоянно усиливающейся натурализации экономики и

перемещением центра экономической жизни из городов в деревню — огромные

латифундии, которые превращаются в центры не только сельского хозяйства, но и

ремесла и торговли ближай­шей к поместью округи.

Связанные с античными формами хо­зяйства и городской жизнью общественные

слои, прежде всего муниципальные собст­венники, или, как их называли в IV—V

вв., куриалы, разорялись и деградировали. На­против, все более укреплялись

социальные позиции крупных магнатов, собственников огромных земельных

массивов с самым раз­нообразным населением, располагающих большим запасом

продовольствия и ремес­ленной продукции, имеющих собственную охрану и

укрепленные виллы. Слабые западноримские императоры наделяют могу­щественных

магнатов, которые, как пра­вило, принадлежали к высшему социально­му слою

Империи — сенаторам — и зани­мали важные посты в армии, в провин­циальной

администрации, при император­ском дворе, рядом привилегий (освобожде­ние от

налогов, от обязательств по отно­шению к ближайшему городу, наделение

элементами политической власти над насе­лением поместий и др.). Такие магнаты

помимо императорских благодеяний само­вольно (в ряде случаев с согласия

населе­ния) распространяют свою власть (патроциний) на соседние независимые

деревни, в которых проживали свободные земледель­цы.

Укрепляется и церковное землевладе­ние. Церковные общины отдельных горо­дов,

управлявшихся епископами, теперь располагали крупными земельными владе­ниями,

на которых жили и трудились раз­ные категории работников — колоны, рабы,

зависимые и свободные земледельцы. В V в. на Западе распространяется

монашест­во, организуются монастыри, владеющие обширными землями. Укреплению

церков­ного, и в частности монастырского, земле­владения способствовали и

добровольные дары верующих христиан, и щедрые подар­ки императоров, и более

благоприятные условия существования, поскольку церков­ные земли были

освобождены от тяжелых налогов. Между светскими магнатами и церковными

иерархами начинается сбли­жение. Зачастую члены одной и той же сенатской

семьи становятся высшими чи­новниками и занимают епископские кафед­ры

(например, семья знатного галльского аристократа Сидония Аполлинария).

Не­редки случаи, когда представитель знати начинал свою карьеру в качестве

имперско­го чиновника, а затем принимал священни­ческий сан и

становился церковным деятелем (например, Амвросий Медиоланский).

Важным фактором экономического по­ложения Западной империи в IV в. и

осо­бенно в V в. становится налоговая политика государства. В целом можно

говорить о резком возрастании налогового бремени, которое превышает

экономические воз­можности налогоплательщиков, постепен­но погружает их в

нищету, подрывает их хозяйство. Содержание роскошного импер­ского двора,

разветвленного бюрократиче­ского центрального и провинциального аппарата,

армии требовало огромных средств. В то же время общий экономиче­ский

упадок и сокращение материальных ресурсов, натурализация Империи, изъятие из-

под налогового пресса церковных земель и многих магнатских латифундий,

разоре­ние обширных пространств варварскими полчищами сокращали возможности

нало­гоплательщиков. Тяжесть налогового бре­мени усугублялась хищениями и

произ­волом бюрократического аппарата и сбор­щиков налогов.

Невыносимый фискальный гнет, про­извол бюрократии задевали и социальные

интересы провинциальной знати, которая вместе с местными церковными общинами

во главе с епископами боролась за свои привилегии, а также требовала от

слабею­щего центра более энергичных мер по поддержанию и безопасности границ

и подавлению социальных движений коло­нов, рабов, зависимых и обездоленных

лю­дей. В V в. с каждым десятилетием имперское правительство все хуже и хуже

выполняло эти важнейшие задачи, утрачи­вая свое право на существование.

Провин­циальная аристократия и местная церковь, располагающие огромными

земельными массивами и обширным штатом работни­ков, постепенно берут в свои

руки функции подавления социальных движений в своих областях, отражения

варварских вторже­ний, игнорируют распоряжения императо­ров, вступают в

сепаратные контакты с предводителями пограничных варварских племен.

Происходит сужение социальной опоры Римской империи, начинается ее медленная,

но неуклонная агония.

Важным фактором социально-полити­ческой ситуации в западноримском обще­стве V

в. становится постепенное расхож­дение интересов христианской церкви,

объ­единяющейся вокруг римского папы, и им­ператорского правительства.

Церковь, рас­полагающая разветвленной организацией, огромными богатствами и

сильным мораль­ным воздействием, приобретает и полити­ческое влияние.

Западным римским импе­раторам не удалось нейтрализовать это вли­яние и

поставить его под собственный кон­троль, как это сделали византийские

монархи. Этому способствовало и формаль­ное разделение резиденций: центром

запад­ной церкви стал Рим — символ римской мощи и культуры, центром

императорского двора — Медиолан, а с 402 г.— Равенна. Средством политического

влияния запад­ной церкви стала и поддержка провинци­альной знати, и активная

благотвори­тельность среди низших классов (реализа­ция огромных запасов

продовольствия и материальных ресурсов церкви), что контр­астировало со все

усиливающимся налого­вым прессом центрального правительства. И по мере того

как падал авторитет Импе­рии и ее бюрократического аппарата, воз­растало

социальное и политическое влия­ние церковной организации.

Общее одряхление Западной Римской империи ярко выразилось в развале ее

во­енной организации. Реформированная Ди­оклетианом и Константином армия к

концу IV в. стала обнаруживать свою слабость и малую боеспособность. При

сокращении материальных ресурсов и населения Импе­рии, массовом уклонении от

военной служ­бы возникали все большие трудности с комплектованием армии.

Пограничные войска превращались в слабодисциплинированные поселения военных

колонистов, занятых больше своим хозяйством, чем во­инской службой.

Составленная из насильно набранных рекрутов, зачастую тех же угнетаемых

коло­нов, завербованных преступников и других сомнительных элементов, римская

полевая армия теряла боевые качества. Воины зача­стую становились орудием

честолюбивых планов своих командиров или грабителями своего собственного

населения, а не эффек­тивным средством защиты государства от внешнего врага.

Огромная армия, насчитывающая око­ло 140 тыс. пограничных и около 125 тыс.

полевых войск, требующая колоссальных средств для своего содержания, с

каждым десятилетием все хуже и хуже выполняла свои прямые функции. Ослабление

армии не было секретом для имперского прави­тельства, и для укрепления

военной орга­низации западноримские императоры вста­ли на путь, известный еще

в IV в.: заключе­ние договоров с вождями варварских пле­мен, по которым

последние объявлялись союзниками (федератами) Империи, полу­чали от

императоров места для поселения, продовольствие и снаряжение, регулярную

плату и превращались в наемные соедине­ния римской армии. Однако это был

опас­ный путь. Такие варварские дружины во главе со своими конунгами

(королями) да­леко не всегда повиновались император­ским приказам, они

проводили самос­тоятельную политику, нередко обращали свое оружие не столько

против внешнего врага, сколько против мирного населения с целью грабежа. К

тому же возможность сепаратных контактов с варварскими дру­жинами со стороны

местной аристократии питала наряду с другими причинами силь­ный

провинциальный сепаратизм и создавала условия для союза местной знати и

варварских предводителей вопреки интере­сам императорского двора.

Изменившиеся социально-экономиче­ские и политические условия, и прежде всего

установление императорского абсо­лютизма в форме домината, усиление

фис­кального гнета и системы всеобщего закрепощения требовали и пересмотра

ра­нее действующего в ранней Империи клас­сического римского права. К началу

IV в. накопилось огромное количество различ­ных правовых документов, далеко

не всегда

соответствующих друг другу: часть респуб­ликанских законов вплоть до законов

12 Таблиц, некоторые преторские эдикты, ре­шения сената, толкования и

«ответы» зна­менитых юристов, наконец, многочис­ленные конституции

императоров со вре­мен Северов, приравненные к законам. Чтобы сделать

правовую систему действую­щей в новых изменившихся условиях, приспособить ее

к нуждам деспотического государства и обеспечивать хотя бы мини­мальный

общественный порядок, нужно было провести систематизацию действую­щих

правовых норм, приспособить их к новым условиям и объединить в форме общего и

единого государственного свода, систематизированного кодекса римского права.

В конце III в. был создан кодекс Грегорианус, куда вошли императорские

кон­ституции от Адриана до конца III в.; в начале IV в. был составлен кодекс

Гермогенианус, включивший императорские кон­ституции до Константина Великого.

В начале V в. в кодекс императора Феодосия II были включены конституции от

Констан­тина до Феодосия II, а также фрагменты и сочинения крупнейших римских

юристов. Определился ограниченный круг произве­дений классической юридической

литера­туры: сочинения Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина, Гая, которые

считались iura. Окончательная кодификация римского права была проведена в

начале VI в. импе­ратором Восточной Римской империи Юс­тинианом, собравшим

все императорские конституции.

Для составления Кодекса Юстиниан со­здал Комиссию во главе с известным

юри­стом и государственным деятелем Трибонианом. С учетом предшествующего

опыта перед Комиссией была поставлена задача не только собрать императорские

конституции и цитаты из трудов юристов, но и поста­раться объяснить и

устранить противоречия в текстах классических юристов.

В Кодекс Юстиниана вошли четыре части: Институции — учебник, в основу

которого были положены Институции Гая, Дигесты (Пандекты) — извлечения из

тек­стов классических юристов в 50 книгах по публичному, частному, уголовному

праву и т. д. Каждая книга делилась на титулы и параграфы и включала цитаты

по граждан­скому праву с комментариями Сабина, фрагменты сочинений по

преторскому эдикту, изложение гезропза с опорой на Папиниана. В текстах

классических юри­стов проводились замены устаревших поня­тий на

соответствующие современным, делались вставки, пояснения. Кодекс Юс­тиниана

включал 12 книг по частному, уго­ловному праву, положение о государст­венном

управлении, право магистратов. Но­вые законы Юстиниана вошли в четвертую

часть — Новеллы. Кодификация римского права была завершена.

Серьезные изменения произошли в вещном праве, перестали существовать все,

кроме римской, виды собственности (после эдикта Каракаллы, превратившего всех

жи­телей Империи в граждан, отпало понятие перефинской собственности; после

лише­ния Италии податных привилегий при Ди­оклетиане выделение особой

провинциаль­ной собственности также потеряло смысл). Произошел коренной

пересмотр древних представлений о собственности, было отме­нено деление вещей

на res mancipi и res nec mancipi, движимая и недвижимая собствен­ность были

уравнены.

Перенесение права собственности те­перь не нуждается в формализме или

преторской поддержке и остается в виде простой передачи — традиции. Акты

пере­дачи собственности оформляются в виде записи (например, в поземельных

книгах). Другим способом остается приобретение - собственности по давности

владения. Он берется на вооружение государством для стимуляции обработки

земли, особенно невозделанных участков. Добросовестный владелец по

приобретательной давности по­лучает вещную исковую защиту, т.е. после десяти

лет владения становится полным собственником.

Государство всячески поощряет долго­срочную аренду невозделанных участков в

форме эмфитевзиса — фактического найма за ежегодный налог. Теперь он

превраща­ется в юридически оформленный найм, арендатор получает такую же

защиту, как и собственник, право на отчуждение и пере­дачу по наследству. На

нем основывается и развивается идея вечной аренды для част­ных владельцев.

Иски приобретают общий характер. При Юстиниане эмфитевзис сли­вается с ius in

agro vectigali.

Контроль государства за развитием вещного права проявляется в городах, где

оно развивается в направлении запрета декурионам отчуждать собственность без

раз­решения магистрата.

Главным типом закладного права на все виды имущества стала ипотека. Через

ипо­теку государство могло оказывать некоторую защиту низшим слоям населения,

поскольку должник, сохраняя права вла­дения, имеет свободу действия вплоть до

отчуждения.

Изменение основополагающих поня­тий права повлияло на изменение в процес­се.

Стал развиваться ранее редко применяв­шийся экстраординарный процесс. Он

ос­новывался на праве магистрата осуществ­лять защиту и являлся

административным разбирательством. Формулярный процесс отмирает, так как

исчезла разница в граж­данстве и видах собственности. Экстраор­динарный

процесс становится нормой. Если весь ординарный процесс (легисакционный и

формулярный) строился на согла­шении сторон, то новый процесс — на власти

магистрата. Магистрат выступает в нем не как судья, а как администратор,

защищая новые отношения в праве.

Одним из решающих факторов истори­ческого развития общества и государства в V

в. стало революционное движение угне­тенных и обездоленных слоев населения.

Мучительное формирование новых классов производителей осложнялось наличием

де­спотического государства, тормозившего внедрение более мягких форм

зависимости, чем рабство. Всеобщее закрепощение, установленное при доминате в

IV в., представ­ляло собой систему, причудливо сочетаю­щую новую форму

зависимости и собствен­но рабовладельческих отношений, систему, от которой

жестоко страдали не только са­мые низшие, но и средние слои римского

населения. Все это обостряло социальную обстановку в Империи, создавало

большую напряженность в классовых отношениях, выливавшуюся в разные формы

социально­го и классового протеста. Положение усу­гублялось невыносимым

фискальным гнетом, произволом чиновников и армии, включая наемные варварские

дружины, об­щим оскудением, отсутствием внутренней безопасности и

стабильности. Особенно­стью массовых движений V в. был их раз­нородный

социальный состав, участие представителей разных классов и социаль­ных групп,

рабов, колонов, разоряющихся свободных земледельцев, ремесленников,

торговцев, низших городских и даже неко­торых средних слоев, куриалов.

Социаль­ный протест часто переплетался с сепа­ратными настроениями и

религиозными столкновениями, и в таком случае состав участников народных

движений становился еще более пестрым. Не имея четких поли­тических программ,

массовые движения V в. объективно были направлены против деспотического

государства, остатков от­живших рабовладельческих отношений, опутывающих

римское общество и мешаю­щих движению вперед.

Примером мощного, разнохарактерно­го по своему социальному составу народно­го

движения является движение багаудов в Галлии, возникшее еще в III в., а в V

в.

вспыхнувшее с новой силой. «Что же иное породило багаудов,— восклицает

Сальвиан,— как не наши непомерные взыскания, нечестность правителей,

проскрипции и грабежи, творимые людьми, которые пре­вратили взимание

общественных повинно­стей в источник собственного дохода, а налоги — в свою

добычу?..» Движение ба­гаудов охватило центральные области Гал­лии, но

особенно сильным и организо­ванный оно было в округе Арморика (совр.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты