Реферат: Разложение первобытно-общинного строя

касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства

они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми

воинами.

Тем не менее общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста

и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в

том числе классовой, дифференциации, к имущественному расслоению населения на

богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты,

остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям.

Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген

и другие античные полисы) деление на свободных и рабов стало основным. В I

тысячелетии н.э. в Европе разложение родового строя вело к возникновению

феодальной формации.

Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход

от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который

привел к замене матриархата патриархатом. Занятие скотоводством и земледелием

стало возможным уже не всем. родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства.

народов она. состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама

прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода

переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших

самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и

собственником основных средств производства — скота, орудий земледелия и

продуктов нового производства — становится основной работник — пастух и пахарь,

мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над

женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе — старшему в семье

мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца — к старшему

сыну по праву первородства (у славян — к старшине, с согласия всех сыновей)

[13]. Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей,

но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это

было неустранимой трещиной в родовом строе.

Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо

социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровно-родственной связи. Род и

племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена

общины могли лишь члены рода. "Чужаки" могли пользоваться только

гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С

развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали

все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы,

участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали

оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В

результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные

интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего

только кровнородственные связи. Между тем интересы "пришлого" населения и

членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в

которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров.

Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей

права и обязанности как коренного населения, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой

общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из

нескольких семей. Но в отличие от рода семья являлась собственником своего

имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая).

Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организмом, выполняла

функции организации общих дел (например, совместного пользования землей,

орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и

продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения

взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общественной

собственностью, существовавшей в родовой общине.

Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя с его

общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной

организации племен в период становления раннеземледельческих и

раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между

племенами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного

обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила

и для защиты собственных интересов племен.

В рассматриваемый период активизируются процессы миграции в поисках лучшей

территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности

на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в

Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях

не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала

постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной

демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска Параллельно

происходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса,

переднеазиатских и скифских "царей". Они получали значительные привилегии не

только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую на

передачу по наследству, на приоритет перед народным собранием, к тому времени

превратившимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно

сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров,

скифов), верховного судьи.

Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это,

в свою очередь вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее

сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление

государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в

Месоам ерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной

организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ,

в ряде случаев не только способствовали формированию классов или

стратификации общества, но и инициировали эти процессы.

Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у

наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в

объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе

каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой "тотем" (своего

"идола"). В период объединения племен религиозные нормы содействовали

укреплению власти "царей", базилевсов, верховных (часто — военных) вождей.

Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными

канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и

бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам

и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению

верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта

власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением

выборного срока, а затем — пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса,

а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как

причины преобразования первобытно-общинного строя в цивилизованные общества

.и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать,

что этими факторами исчерпываются условия и -причины возникновения

государства. К числу последних следует отнести преобразование родовой общины

в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации

населения, а также усиление войн и военной организации племен, влияние

религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной

царской государственной власти.

4. Завершение процесса возникновения государства

Согласно марксистско-ленинской теории коренной причиной возникновения

государства явился раскол общества на противоположные классы с непримиримыми

противоречиями. "Государство, — писал В.И. Ленин, — есть продукт и проявление

непримиримости классовых противоречий"[14]

. И только там, где такие противоречия существуют как устойчивое, повторяющееся

явление, марксистско-ленинская теория готова признать возникновение и

существование государства. По этой причине официальная советская историография

долгое время относила государства Месоамерики в лучшем случае к "военной

демократии", хотя демократии там не было и в помине. Не получило признания и

государство скифов. Между тем государственность языческих славян безусловно

признавалась.

Второе ошибочное следствие заключалось в том, что все государства Древнего

мира должны были безоговорочно считаться рабовладельческими. Ф. Энгельс,

назвал деление на господ и рабов первым крупным разделением общества на два

класса. Поэтому возникновение кастовой и иной стратификации советскими

теоретиками необоснованно отождествлялось с рабовладением. Это требовалось

для того, чтобы подтвердить ленинский тезис о непримиримости классовых

противоречий как основе государства и признании государства только орудием

господствующего класса для подавления другого класса или классов.

Однако основоположники марксизма допускали и иной подход к объяснению

появления древнейшего государства. Как писал Ф. Энгельс, к государству

"стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития

пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов (например, -на Востоке

— орошение) и. для защиты от .внешних врагов". Значит, он допускал некоторые

"общечеловеческие" функции государства. Сегодня их наличие в социальной, или

политической функции современного буржуазного государства вряд ли можно

отрицать.

Отсюда следует, что возникновение государства .все же было связано в разные

эпохи по-разному - с необходимостью осуществления общих интересов населения.

И несмотря на то что представители, разных классов или каст не получали

равного удовлетворения своих интересов, все же некоторые общие интересы

(например; защита от внешних нападений, обеспечение общественных работ,

санитарных условий) государством удовлетворялись.

Признание государства органом всего общества — характерный мотив любого

идеалистического учения о государстве, то есть учения, исходящего из идеи, а

не из эмпирически установленных фактов. Если государственная власть — от

Бога, значит она должна быть равной ко всем и не иметь классового уклона.

Так, по крайней мере следует из христианской религии. Патриархальная теория

государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся

семью, так же опекающую своих подданных, как отец — своих детей. Договорная

теория Ж.-Ж. Руссо предоставляет власти только то, чем наделяют ее

"договорившиеся" граждане. Но в действительности такой договор никогда не

заключался. Наконец, теории, утверждающие власть государства через согласие

подданных на подчинение власти, теория правового государства, требующая

подчинения власти законам, справедливости, соблюдению прав человека, отражают

хотя и правильные, но сугубо идейные и психологические основы появления и

существования государства, а не порожденные причинами и условиями его

происхождения объективные признаки.

Заключение

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих

потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных

форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы

и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей

экономике послужил толчком к трем крупным разделением общественного труда –

отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя

людей, занятых в сфере торговли.

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные

многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского

труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В

связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство

уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным

было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на

патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с

интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.

Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации,

повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста

производительности труда обусловил появлению экономической возможности для

товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной

собственности, социального расслоения первобытного общества, образования

классов, зарождения государства.

Кардинально усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие

общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает

необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в

государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Этот

длительный и сложный процесс постепенно приобретал все более отчетливо

выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения

населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов

общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.

Возникновение государства выражает переход человеческого общества от

первобытной стадии к цивилизации, т.е. обретение им качеств

саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно

становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль.

Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и

управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями

общества, а, следовательно, служит его интересам. Государство интегрирует

общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально

представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по

управлению делами всего общества, решающая его проблемы, вытекающие из

природы всякого общества. Оно является политической организацией всего

населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны

общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя

общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам

самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его

классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер.

Первобытное общество еще не оторвалось от природы, не обрело, «собственной

основы» в виде персонифицированной, частной собственности, особой

политической организации: Оно базируется преимущественно на природно-

естественных основаниях, на природном хозяйственно-социальном единстве,

общины, рода; племени.

Важнейшей особенностью, характеризующей общество в условиях цивилизации,

становится движение к свободе — постепенно, утверждающиеся (с перерывами,

поворотами назад, зигзагами) автономия личности, .экономическая свобода,

основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом

(народовластие в тех или иных формах).

При цивилизации появляются новые факторы: избыточный продукт – основа частной

собственности, экономической свободы, и обособленная, автономная личность —

основа индивидуальной свободы человека.

Поэтому .в условиях цивилизации резко осложняется задача обеспечения

целостной организации общества, его надлежащего (естественного)

функционирования и возникает необходимость в особой политической организации

общества, во внешней власти, а отсюда в формировании государства — особой

организации политической власти, т.е. власти, опирающейся на аппарат

принуждения и, в зависимости от особенностей общества, на свой авторитет,

традиции, обыкновения, иные факторы. При помощи государства и создается в

условиях цивилизации такая целостная организованность людей, которая

позволяет говорить об обществе как едином организме, существующем на

определенной территории.

Список литературы

1. Кутафан О.Е. Основы государства и права. Учебник для ВУЗов. - М.:

Юристъ. 1996.

2. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник для ВУЗов. -

М.: Юристъ, 1996.

3. Массон В.М. Этнос в доклассовом и ранеклассовом обществе. - М.:

Проспект. 1998

4. Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996.

5. Соловьев С.М. Сочинения Т.1 Кн. 1 - М.: Мир 1988

6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. - М.:

Проспект. 1996

7. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве. Учебное

пособие. – Казань: Изд. КФЭИ, 1997.

8. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права:

Учебное пособие. – М: Гардарика, 1996.

9. Першиц А.И. Периодизация первобытной истории (состояние проблемы) //

Вопросы истории. 1980 №3

[1] Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996. С. 35

[2] Черниловский З.М. Хрестоматия по

всеобщей истории государства и права: Учебное пособие. – М: Гардарика, 1996. С.

29

[3] Там же с. 34

[4] Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве

и государстве. Учебное пособие. – Казань: Изд. КФЭИ, 1997. С. 76

[5] Центральной Америки (гр. mesos – средний)

[6] Лазарев В.В. Общая теория права и

государства. Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ, 1996. С. 57

[7] Першиц А.И. Периодизация первобытной

истории (состояние проблемы) // Вопросы истории. 1980 №3 с. 253

[8] Першиц А.И. Периодизация первобытной

истории (состояние проблемы) // Вопросы истории. 1980 №3 с. 256

[9] Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996. С. 40

[10] Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996. С 41

[11] Там же с. 42

[12] Кутафан О.Е. Основы государства и

права. Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ. 1996. С. 61

[13] Соловьев С.М. Сочинения Т.1 Кн. 1 - М.: Мир 1988 с. 90

[14] Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996. С 46

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты