Реферат: Разложение первобытно-общинного строя

Реферат: Разложение первобытно-общинного строя

Содержание

Введение.......................................................................2

1. Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества...... 4

2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе................... 6

3. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства........... 9

4. Завершение процесса возникновения государства..............................16

Заключение....................................................................18

Список литературы.............................................................20

Введение

Данная работа посвящена рассмотрению вопроса о разложении первобытно-

общинного строя и возникновению государства.

Данная тема представляет собой интерес для рассмотрения. Это вызвано тем, что

правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его

исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно

развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический

подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права.

К числу закономерностей, выявленных и подтвержденных современной наукой,

относится тот факт, что государство и право существовали не извечно, а

появились на определенной ступени развития человечества. Это положение

представляется сегодня очевидным: по новейшим данным антропологии, только

история современного кроманьонского человека (homo sapiens или неоантропа)

насчитывает около 40 тыс. лет. Между тем первые государственные образования в

истории человечества возникли лишь около 5 тыс. лет назад. Иными словами,

десятки тысяч лет люди современного типа, неоантропы, существовали, не зная

государства и права. Этому периоду соответствовали другие формы организации

человеческого общества. Их остатки сохраняются у некоторых народов и в

настоящее время.[1]

Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития

государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся

в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная

организация приходит на смену родоплеменной организации, право — на смену

обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных

нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в

экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к

разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытными

обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Написание данной работы преследовало собой цель рассмотреть теоретические

аспекты разложения первобытной общины и возникновению такой формы общности

как государство.

Для достижения поставленной цели был произведен анализ учебной и

общеюридической литературы. Особо хочется отметить учебник для ВУЗов

Пиголкина А.С. «Общая теория права» и учебное пособие автора Черниловского

З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права».

Первая глава реферата рассматривает родоплеменную организацию общества и

первобытно-общинный строй. Вторая глава посвящена социальным нормам при

родовом строе и общественной власти при нем. Следующая глава рассматривает

разложение первобытно-общинного строя и появление государства. Последняя,

четвертая глава показывает завершение процесса возникновения государства.

1. Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества

Самые ранние формы объединения предков современного человёка — архоантропов и

палеоантропов — были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми

связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания

пищи. Такими формами могли быть и отдельные "семьи", но наиболее известны

группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников

донеандертальской, олдувайской культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы

связаны лишь с применением примитивных орудий, которыми служили грубо

обработанные палки, колья, камни.

Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более

совершенные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века): грубо

обработанные каменные копья, топоры, скребки, костяные и каменные "крючки" для

рыбной ловли, стали добывать огонь, строить примитивные жилища. В это время

возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей первобытных

людей, появляется первобытная родовая община, ставшая основной общественной

ячейкой первобытного человека.[2]

Прежние "дородовые" объединения не были устойчивыми, не могли обеспечить условий

сохранения и развития человека как биологического вида. Изготовление и

совершенствование орудий труда требовало развития не только инстинктов, но и

памяти, навыков сознания, членораздельной речи, закрепления и передачи их

последующим поколениям. Преемственность поколений не могла быть осознана и

закреплена без объединения рода как наиболее устойчивой формы естественной

связи между предками и потомками первобытного человека. Кровно-родственная

организация соответствовала и потребности здорового физического развития

человека, поскольку кровосмешение не давало здорового потомства. Установление

экзогамии (брачных отношений только между представителями разных родов) явилось

поэтому одной из важнейших закономерностей эволюции человечества.

[3]

Большое значение имел род как устойчивая форма общежития и для развития

первобытного производства, его материальной культуры. Экономика первобытной

общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху

палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство родового строя было

добывающим, то есть получающим готовый продукт от дикой природы благодаря

охоте, собирательству плодов, рыбной ловле. Лишь на позднейших этапах

родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло

обеспечить только минимальные потребности родовой общины, зачастую при

максимальном напряжении объединенных усилий. Все члены родовой общины, не

исключая и подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно

защищать интересы своего рода. Полученный продукт, добытый охотой и рыбной

ловлей, собирательством плодов, составлял общую собственность общины и

делился среди членов рода поровну, с учетом заслуг каждого охотника,

добытчика первобытного хозяйства. Однако прибавочного, избыточного продукта

такое хозяйство, как правило, не приносило.

Возникший кровно-родственный принцип объединения первобытной общины был в те

времена единственно возможной, естественной формой связи людей. Происхождение

ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о

детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание

плодов, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало

постоянный, хотя и более скромный, доход, нежели охота мужчин, не всегда

удачная. Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывала ведущей, а род

у многих предков современных народов строился на основе матриархата. Известны,

однако, и древние патриархальные роды (например, в Древнем Египте, Иудее,

Индии, у скифов и восточных славян).[4]

Другой закономерностью является и тот факт, что родовая община сохраняла свою

роль не только в глубокой древности, но и на последующих ступенях развития

цивилизации — в период становления раннефеодальных государств у древних

германцев. англосаксов, славянских народов, а также в период развития

раннеклассовых государств Месоамерики[5] в

первом тысячелетии н.э.

Таким образом, род (первобытная родовая община) представлял собой первичную

ячейку организации первобытно-общинного строя, объединяемую кровным родством,

совместным коллек-тивньщ трудом, общей собственностью на продукты

производства и проистекающими из этих условий равенством социального

положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.

2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе

Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри

родовой общины .порождали и соответственные им формы организации общественной

власти и управления делами общины.

В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как

мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода,

решались общим собранием.

Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые

управляли повседневной жизнью .родовой общины. Для решения особо важных дел

собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась

исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их

опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Споры между членами общины

разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким

явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность,

крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев

достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности

вождей, старейшин. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как

своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за

смерть сородича. Все эти функции общественной власти не требовали существования

особого аппарата управления. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и

особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все

мужчины, способные носить оружие.[6]

Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как

первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных,

сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических

форм. По современной этнографической терминологии это было потестарное

правление (лат. poteslas — власть), но еще не политическая власть.

Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых

регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и

поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические

представления первобытных людей. В них тесно переплетались мистификация сил

природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков, от которых

-проистекали обычаи-рода. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу)

или ритуальные действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания

героям, защитникам рода, верным хранителям очага, традиций и долга

продолжения рода.

На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становилось

прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода.

Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов

родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий

между ними. В .обычаях родового строя не было еще видового различия

традиционных, нравственных религиозных и правовых норм, как это имеет место в

более развитых цивилизованных .обществах. Обычаи носили синкретический

(слитный, нерасчленный) характер первоначальных императивов. В современной

исторической пауке к этнографии нормы первобытного общества получили название

"мононорм", специфичных для этого периода истории человечества.

[7]

На поздних стадиях существования родового строя начался процесс отпочкования

новых родовых общин от первоначальных, происходило деление крупных родов на

мелкие роды или большие семьи. Связи между ними сохранялись в. виде более

крупных образований — братств (фратрий) и племен. Развитие племенных

объединений совпало с началом разложения первобытно-общинного строя. Тем не

менее племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной

организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или

диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени

религиозные и бытовые обряды. Организация племенной власти основывалась на

началах родоплеменной демократии: племенной совет, состоявший из верховных

вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени, и военного вождя

племени. Все они избирались соплеменниками.

Деятельность племенных органов содействовала расширению связей между родами и

братствами, урегулированию межродовых конфликтов, отношений с другими

племенами. Основные распределительные, брачно-семейные и другие внутриродовые

отношения продолжали оставаться в ведении органов родовой общины. По мере

развития производительных сил центр тяжести власти перемещался к племенным

органам, сфера регулирования дел племенными нормами постепенно расширялась.

3. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне.

Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства

(охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему — скотоводству и

плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и

этнографии, начался 10-12-тыс. лет назад и продолжался у разных народов —

несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции,

поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже

перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять

скачала "мягкие" цветные металлы — медь, олово, бронзу, золото, серебро, а

затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и

скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на

путь развития цивилизации.[8]

С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные

общественные последствия. Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в

соответствии с марксистской концепцией, отметил появление частной собственности

отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он

называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров.

[9]

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции

отводят развитию в IV—III тысячелетии до н.э. земледелия, дававшего в районах

Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим

обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила,

Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I-II

вв. до н.э. и I тысячелетии н.э. были связаны увеличение населения

Месоамерики и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков,

инков, мексиканских индейцев (I-II вв. до н.э. — I тысячелетие н.э.).

С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитическая

революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно

переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому

прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию

ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных

достижении материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ

перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры.

[10]

Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и

скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт),

которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник

регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления

новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны.

Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения

дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей.

Такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов,

вследствие чего возникло "первое крупное разделение общества на два класса —

господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых".

[11]

Здесь, однако, требуется уточнение. Далеко не везде и не всегда рабовладение

становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и

скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах

основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых,

общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась

параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при

поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и

распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место

занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило

к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно

происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное

влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли

сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств,

где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских

центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и

управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом

социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и

рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои

общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны,

сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не

только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ

Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других

евроазиатских племен[12]. Рабство в этих

обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее

использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты