Реферат: Промышленный переворот в России

молодая хлопчатобумажная промышлен­ность, которая по темпам роста шла впереди

всех других отраслей. На хлопчатобумажных предприятиях почти не применялся

крепо­стной труд, что было одним из важнейших факторов высоких тем­пов

развития. Благодаря внедрению машинной техники, кон­центрации производств и

применению вольнонаемного труда хлопчатобумажная промышленность стала

обладать важными пре­имуществами над другими отраслями, сдавленными оковами

фео­дально-крепостной монополии. Для быстрой механизации хлопчатобумажных

предприятий большое значение имело использование российскими

предпринимателями передового технического прогресса машин­ной индустрии

Англии, где с 1842 г. был снят запрет на вывоз машин за границу.

Наивысший прогресс в становлении крупного фабричного про­изводства был

достигнут в наиболее прибыльной отрасли хлопча­тобумажной промышленности — в

хлопкопрядении. За 50-е годы механизация бумагопрядильного производства

России приняла особо бурные формы.

В середине XIX в. наиболее отчетливо проявилась важнейшая особенность

российского фабричного бумагопрядения — высокая концентрация производства при

дальнейшей усиленной машини­зации последнего.

Главной причиной усиленной концентрации бумагопрядиль­ного производства в

России в этот период являлась всевозрастающая капиталистическая конкуренция,

выдерживали только крупные рентабельные конкурентоспособные предприятия с

более совершенной машинной техникой. Боль­шинство мелких бумагопрядильных

предприятий в начале 60-х го­дов оказались не конкурентоспособными и

вынуждены были пре­кратить свое существование.

Наиболее интенсивно развивалась хлопчатобумажная промыш­ленность Петербурга,

большинство фабрик которой были акциони­рованы, и давали огромные прибыли.

Высокая механизация производства на петербургских бумаго­прядильнях

способствовала высокой норме производительности труда, которая была в 2—2,5

раза больше, чем в других промышленных центрах страны. В ходе концентрации

хлопчатобумажного производства в 50-х годах стал развертываться

прогрессирующий процесс комби­нирования, связанный с устройством на крупных

бумагопрядиль­ных фабриках механического ткачества и ситцепечатания.

Комбинирован­ные фабрики отличались вы­сокой рентабельностью в тем­пах

накопления капитала и роста производительности труда, а также большими

воз­можностями в конкурентной борьбе. Мас­совое внедрение машин и

комбинирование машинного производства обеспечили скачок в

производительности труда.

В конце 1857 г. было учреждено Товарищество Кренгольмской бумагопрядильной и

ткацкой мануфактуры, главным учредителем и акционером которой стал обрусевший

немецкий предпринима­тель Л. Г. Кноп, фирма которого с 40-х годов держала

монополию на поставку английского машинного оборудования для текстиль­ных

фабрик России. Это крупнейшее в тот период хлопчатобумаж­ное предприятие не

только в России, но и в Европе было выстроено в конце 1859 г. близ г. Нарвы

на водопаде р. Нарвы, где была соору­жена вначале система 3 мощных водяных

колес в 1,5 тыс. л. с. Использование в качестве производственной энергетики

силы водо­пада обеспечивало низкую стоимость производства. На этой

комби­нированной фабрике действовали два отделения: бумагопрядиль­ное и

бумаготкацкое. Первое было оснащено 61,8 тыс. механиче­ских веретен. Здесь

было занято почти 1 тыс. прядильщиков, еже годно выделывавших до 62 тыс. пуд.

пряжи. Норма общегодовой выработки кренгольмского прядильщика достигла 930

руб., или на 44 % превышала общероссийскую. Второе, бумаготкацкое отделе­ние

было оснащено 800 механическими станками, где было занято до 700 рабочих,

вырабатывавших приблизительно 130 тыс. кусков миткаля, общегодовая норма

выработки которых на 20 % превы­шала норму выработки на фабриках Московского

района. В после­дующие годы это предприятие непрерывно расширяется, широко

используя льготы, предоставлявшиеся учредителям царским пра­вительством, в

том числе 10-летнее освобождение от оплаты гиль­дейских платежей,

беспошлинный ввоз оборудования, сырья и пр. В 50-е годы значительный сдвиг

произошел в становлении фабричного бумагопрядения на хлопчатобумажных

предприятиях Московского промышленного района, где происходила реконструк­ция

предприятий на базе современной механизации и усиление паровой энергетики

фабрик.

В 1860 г. в бумагопрядильном производстве Мос­ковской губ. было занято до 37

% рабочих всей хлопчатобумаж­ной промышленности, которые вырабатывали до 24 %

всей стои­мости годовой продукции российского бумагопрядения, в то время как

петербургские прядильщики, составлявшие 22 % всех занятых рабочих этой

отрасли, давали 39 % всей стоимости годовой продукции в связи с большей

технической оснащенностью и паровой энерговооруженностью предприятий.

Всего в хлопчатобумажной промышленности России в 1861 г. имелось

приблизительно до 10 тыс. механических станков. Таким образом, на долю

московской промышленности приходилось около 22 %, а Петербургской — до 39 %

^Начало систематического вве­дения механического ткачества не означало еще

конца домашней системы ткацкого производства; Капиталистическая эксплуата­ция

домашних рабочих-ткачей возрастает в этот период в больших размерах. Слабый

удельный вес машинного труда по сравнению с ручным позволял мануфактурным

капиталистам успешно конку­рировать с фабрикой, продавая подчас на рынках

товары по ценам более низким, чем фабричные, и в то же время, получая высокие

барыши. В результате развитая домашнекапиталистическая си­стема в ткацком

производстве длительное время служила мощным тормозом введения машинного

ткачества.

В результате если механическое бумагопрядение при самом своем появлении сразу

заняло господствующее положение в произ­водстве, то механическое ткачество

длительное время далеко усту­пало ручному, более 80 % хлоп­чатобумажной

продукции производилось ручным способом.

Начало массовой механизации бумагопрядения в 50-е годы обусловило

неизбежность технического переворота в отраслях хлопчатобумажного

производства. В российской хлопчатобумажной промышленности механизация

бумагопрядения в первую очередь способствовала введению машинного

производства в ситценабивном деле.

Центрами ситценабивного и красильного производства России являлись Московская

и Владимирская губернии. В конце 50-х го­дов здесь было сосредоточено около

54 % всех российских пред­приятий этой отрасли с 87 % всех рабочих,

производящих 91 % всей продукции.

В 50-е годы усиливается процесс концентрации ситцевой промышленности России.

Начало технической революции в хлопчатобумажном произ­водстве не могло не

оказать революционизирующего влияния и на другие отрасли текстильной

промышленности. Внедрение машин в бумагопрядение в ситцепечатное дело,

вызванное здесь повышением производительности труда, а следовательно, и

резкое снижение цен на бумажные товары, способствовали прочному завоеванию

хлопчатобумажной продукцией внутреннего рынка и значительному вытеснению всех

других текстильных товаров. Все это стимулировало другие отрасли, в первую

очередь шерстя­ную, усилить перестройку на основе механизации производства.

В отличие от бумагопрядильного производства с его наивысшим прогрессом

механизации шерстопрядение в предреформенную эпоху было механизировано

частично и еще не выделилось в само­стоятельную отрасль. Вначале низкая

эффективность производительности механического станка по сравнению с ручным

слабо стимулировала капиталистов к машинизации шерстяного производства.

Только внедрение паровых двигателей резко усилило эффективность рабочих

машин, ,в том числе и механических ткацких станков.

Прогресс механизации хлопчатобумажной и шерстяной про­мышленности в 50-х

годах XIX в. не мог не отразиться на полот­няной промышленности, переживавшей

длительный кризис. В эти годы положение меняется в связи с началом

механизации этой отрасли промышленности. Этому способствовали значительное

таможенное облегчение возможности импорта льнопрядильных машин из-за границы

при их большом удешевлении в этот период, а также ряд новых финансовых льгот

правительства предпринима­телям механических льнопрядилен.

2.2 Усиление технической перестройки тяжелой промышленности

Первые проявления технического переворота в российской промышленности вызвали

объективную необходимость в органи­зации массового машинного производства.

Длительное время российское машиностроение существовало как вспомогательное

производство на предприятиях легкой промыш­ленности и металлургических

заводах. Но в 50-х годах с началом железнодорожного строительства и развитием

пароходства и под влиянием возрастающих требований развивающейся текстильной

промышленности постепенно стали возникать самостоятельные машиностроительные

предприятия. Наибольшее историческое значение имели заводы, возникшие в эти

годы в Петербурге и Поволжье.

Ведущая группа машиностроительных заводов России была сконцентрирована в

Петербурге. Они были созданы при помощи правительственных субсидий и льгот,

выполняя нередко выгодные казенные заказы. В 1860 г. здесь насчитыва­лось 16

предприятий с 6695 рабочими, составлявших 56 % от всех рабочих этой

отрасли, вырабатывающих продукцию на 7261 тыс. руб., или более 91% от всей

суммы производства российских механических заводов. К числу крупнейших

механических заводов России относился старейший завод Франца Берда, где

строились пароходы, железнодорожное оборудование, паровые машины для

фабрично-заводской промышленности.

В зарождающемся отечественном машиностроении преобла­дали мелкие предприятия,

значительная часть которых произ­водила сельскохозяйственные машины, машинное

оборудование для бурно развивающегося в эти годы свеклосахарного

про­изводства, винокуренной промышленности. К 1861 г. насчитыва­лось 53

предприятия по изготовлению сельскохозяйственных машин и орудий.

При сохранении крепостного строя все по­пытки модернизации техники

производства в базисной отрасли промышленности не могли принести существенных

результатов. Основная металлургическая база России—горнозаводский Урал

продолжал пребывать в кризисном состоянии.

2.3 Обострение ломки социально-экономической структуры

Начало массового внедрения машинного производства в передовых отраслях

промышленности явилось качественно новым этапом в развитии производительных

сил, резко увеличивших масштабы общественного производства, подчиненного

действию основных экономических законов капитализма.

Начало наступательного развития крупной машинной инду­стрии было связано, как

и во всем капиталистическом мире, с ростом хлопчатобумажной промышленности,

которая явилась своеобразным «рычагом, перевернувшим промышленность Рос­сии с

мертвой точки на путь более быстрого развития и техни­ческого прогресса».

В 50-е годы наметился крупный сдвиг в развитии отече­ственного

машиностроения, связанного с механизацией произ­водств.

Накануне 1861 г. почти все отрасли обрабатывающей про­мышленности, где

имелось крупное капиталистическое произ­водство, были захвачены технической

перестройкой.

Развитие промышленного капитализма сопровождалось ро­стом производительности

труда. Но в условиях феодально-крепостнической России возможности повышения

производи­тельности труда длительное время были крайне ограничены как самой

организацией общественного труда, так и низким состоянием техники

производства. Российская промышленность до середины XIX в. развивалась

главным образом экстенсивно, рост техники и производительности труда, за

исключением отдельных передовых отраслей, был незначительным, только отрасли,

основывавшиеся на вольнонаемном труде, и в первую очередь хлопчатобумажное

производство, дали значительное увеличение производительности за первую

половину XIX века.

В середине XIX в. с внедрением машинного производства становится

непреодолимым рост капиталистических отношений, неуклонно завоевывающих одну

отрасль промышлен­ности за другой, повсеместно суживая и вытесняя отжившие

феодально-крепостнические отношения. Главную роль в этом прогрессирующем

процессе играло всевозрастающее рабочее движение, принимающее массовый

характер.

Именно с началом промышленной революции в 50-х годах XIX в. связан

значительный подъем рабочего движения в предреформенной России.

Аграрно-крестьянская реформа 1861 г. об отмене крепостного права юридически

оформила неуклонно нарастающий процесс развития капиталистических

производственных отношений. Эта буржуазная реформа явилась решающим моментом

ломки общественных отношений в производстве, обусловив превра­щение их в

господствующие.

Часть 3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (60-70-е годы

XIX в.)

Падение крепостничества в России, положило начало утверждению нового,

капиталистического строя. Система наемного труда стала отныне основой

развития народного хозяйства страны, обусловив действие объективных законов

капиталистического производства — получение прибавочной стоимости и

накопление капитала. Этот главный фактор способствовал ускорению промышленной

революции, в ходе кото­рой в ведущих отраслях экономики стало утверждаться

крупною капиталистическое промышленное производство.

Промышленный переворот в России в первые десятилетия после реформы развивался

крайне неравномерно. Наивысшие темпы ста­новления крупной машинной индустрии

наблюдались в ведущих промышленных городских центрах, в то время как в

развитие промышленного производства проходило в условиях длительного

сохранения сильнейших пережитков крепостничества «с большой постепенностью,

среди массы переплетающихся, переходных форм». Широкое распространение

получила домашнекапиталистическая система фабрики, что было связано с

баснословной дешевизной труда закабаленных сельских рабочих, тормозившей

технический прогресс большой постепенностью, среди массы переплетающихся,

переходных форм».

3.1 Проблемы транспортной революции

Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности труда

вызвали глубокие преоб­разования в отраслевом и территориальном размещении

произ­водительных сил. Центральное место в этом генеральном процессе

принадлежало железнодорожному транспорту. Став общим усло­вием

производственного процесса железные дороги стали играть относительно

самостоятельную роль мощного фактора, стимулирующего быстрый рост основных

отраслей тяжелой промышленности в странах капитализма.

Революция транспорта, вызвав гигантское распространение железных дорог и

парового флота, явилась важнейшей основой циклических подъемов производства

мирового капитализма. Же­лезнодорожное строительство в этот период было

главной сферой массового расширения основного капитала капиталистического

производства в международном масштабе.

В отстающих, аграрных странах, к числу которых принадле­жала пореформенная

Россия, введение железнодорожной системы транспорта явилось поистине

предвестником современной ин­дустрии, могущественнейшим фактором промышленной

револю­ции как в смысле ускорителя разрушения докапиталистических форм

производства, так и в смысле стимулятора создания современной передовой

машинной индустрии.

После падения крепостного права перестройка экономики России в новых,

капиталистических условиях хозяйства в первое пореформенное десятилетие

носила сложный и затяжной характер. Падение производства в начале 60-х годов

распространилось почти на все ведущие отрасли тяжелой и легкой

промышленности.

С целью создать постоянный источник финансирования част­ного железнодорожного

строительства царское правительство в 1867 г. создало специальный кредитный

«железнодорожный фонд» формально обособленный от государственного бюджета..

Главным источником его пополнения являлись облигационные железно­дорожные

займы с правительственной гарантией дохода на общую сумму в 600 млн. руб.,

выпускаемые на лондонском и парижском денежных рынках по ростовщически низким

курсам. Из средств этого фонда царская казна покупала акции частных железных

дорог, выдавала всевозможные ссуды, субсидии и «вспомощество­вания»

учредителям и правлениям железнодорожных обществ, доплачивала казенные

заказы, выдавала премии за выделку рельсов и подвижной состав заводам.

Массовому привлечению иностранного ссудного капитала в же­лезнодорожное дело

России способствовала благоприятная конъ­юнктура заграничного денежного рынка

в период промышлен­ного подъема 1868—1872 гг. с его повсеместным акционерным

учредительством, кредитной экспансией, грюндерством и биржевой спекуляцией.

Этот период вошел в историю российского капита­лизма под названием

концессионной горячки. Железнодорожное строительство приобрело характер

спекулятивного грюндерства на основе массового расхищения государственных

средств. Желез­нодорожная горячка вызвала появление целой когорты крупней­ших

капиталистических воротил — железнодорожных «королей», тесно связанных с

банками, иностранным капиталом, правитель­ственной бюрократией и придворными

кругами.

За 1861— 1880 гг. протяженность железных дорог выросла в 14 раз, достигнув

21 тыс. верст. В результате была создана первая раз­ветвленная

железнодорожная сеть Европейской России с центром; в Москве, которая делилась

на четыре основных, взаимосвязанных между собой узла железных дорог:

Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный. Московский

железнодорожный узел стал главным центром сети российских железных дорог, в

него входило 18 линий длиной в 8 тыс. км.

Чрезвычайно важное значение для развивающейся капиталис­тической экономики

России имело создание железнодорожной сети в Южном горнопромышленном районе

России. Железнодорожная сеть в Южном горнопромышленном районе создавалась

несколькими этапами. Первый из них приходится на конец 60-х и 70-е годы XIX

в., когда была завершена постройка первых южных железнодорожных магистралей,

связавших Донецкий бассейн с промышленным Центром и вывозными портами на

Черном и Азовском морях. В 1878 г было завершено строительство Харьково-

Николаевской магистрали, связывавшей промышленные центры Нижнего Приднепровья

с общей железнодорожной сетью страны.

К концу 60-х годов XIX в. железнодорожный транспорт стал занимать решающее

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты