Реферат: Промышленный переворот в России

крепо­стнических тенденций: ассигнования получали преимущественно

горнопромышленники, владельцы вотчинных и посессионных предприятий, а также

купцы первой гильдии ^. В 30—40-х годах расширилась сеть городских купеческих

банков, общая числен­ность которых к 1857 г. достигла 150. Последние

открывались не только в промышленном Центре, но и на окраинах страны, в

частности в Сибири, что свидетельствовало о вовлечении их в

общекапиталистический процесс, хотя по указу царского прави­тельства

деятельность этих банков носила крайне ограниченный характер. Проблема

развития коммерческого кредитования для развивающейся капиталистической

промышленности и торговли оставалась одной из самых острых в предреформенную

эпоху.

К мерам, стимулирующим развитие промышленности, относи­лось учреждение

Мануфактурного и Коммерческого советов — совещательных буржуазных организаций

при Министерстве финансов.

Важнейшим показателем вызревания объективных условий для развития машинного

производства являлся значительный рост капиталистической мануфактуры.

Возникновение мануфактуры в промышленном производстве России, так же как и на

Западе, относится к феодальному периоду. Мануфактура являлась вершиной

производительных сил в эпоху феодализма, наиболее прогрессивным элементом,

несущим в себе залог будущей перегруппировки общественных сил.

Капиталистическая мануфактура в значительной степени способствовала

расширению внутреннего рынка. Главным орудием для завоевания спроса на

мануфактурную продукцию являлось удешевление товаров. Последнее

осуществлялось путем совер­шенствования производства за счет систематического

разделения труда, внедрения новых инструментов и орудий, повышения

квали­фикации части рабочих и грубой эксплуатации рабочей силы. Однако

сохранение ручного труда как базиса мануфактуры при возрастающих требованиях

рынка на определенном этапе развития капитализма становилось тормозом для

действия основных эконо­мических законов капиталистического воспроизводства —

полу­чения прибавочной стоимости и накопления капитала. Сфера применения

техники в условиях мануфактурного капитализма была довольно узка. Неизбежно

наступал поворотный момент, когда введение машины и новых организационных

форм станови­лось объективной необходимостью для капиталистического

произ­водства. Благодаря машине создавалась безграничная возможность

увеличения производства прибавочной стоимости. Вводя впервые машину и тем

самым увеличивая производительность труда, капиталист значительно понижал

индивидуальную себестоимость товара, получая избыточную прибавочную

стоимость, что являлось главным стимулом внедрения машин. Маркс указывал,

что «в течение того переходного периода, когда машинное производ­ство

остается своего рода монополией, барыши достигают чрезвы­чайных размеров, и

капиталист стремится как можно основатель­нее использовать “первой страсти

миг златой " посредством возможно большего удлинения рабочего дня. Большой

барыш обостряет неутолимую жажду еще большего барыша».

Немаловажным фактором, усиливающим начальный процесс внедрения машин в

промышленное производство, являлось сосу­ществование России на мировом рынке

с развитыми капиталисти­ческими странами Запада, где бурно развивалась

промышленная революция. Индустриальная экономика западных государств

уси­ливала свой спрос на техническое сырье, зерно, экспортируемые из России.

Первое место во внешней торговле России занимала капиталистическая Англия. По

европейской границе доля Англии составляла около трети ввоза и до половины

вывоза.

1.2 Появление первых хлопчатобумажных фабрик.

Главным моментом в техническом перевороте являлась замена ручного труда

машиной, что знаменовало собой переход от ману­фактуры к фабрике. Но в ранний

период развития машинной индустрии не только в России, но и в странах

капиталистического Запада первоначально встречались предприятия, оснащенные

рабо­чими машинами, приводимыми в действие водяными двигателями, конным

приводом и даже человеческой силой. Подобного рода предприятия переходного

типа были широко распространены в до­реформенной России.

Первой отраслью промышленности, захваченной техническим переворотом, стало

хлопчатобумажное производство. Капиталисти­ческая организация

хлопчатобумажной промышленности стимули­ровала и обусловливала необходимость

совершенствования произ­водства, широкий внутренний рынок и быстрый оборот

капитала, высокопроизводительный труд вольнонаемных рабочих обеспечи­вали

быстрый прогресс этой отрасли. Решающую роль в этом прогрессирующем развитии

играл фактор отрыва значительной части беднейшего крестьянства от

натурального хозяйства, зависи­мость его от товарного производства и рынка.

Современники отме­чали, что именно широкие слои «народных низов» стали

по­треблять хлопчатобумажные ткани и этим способствовали увели­чению этого

производства.

Хлопчатобумажное производство включает три основные от­расли: бумагопрядение,

ткачество, набивку и окраску тканей. В России хлопчатобумажная промышленность

стала развиваться первоначально с набойки ткани. В последние десятилетия

XVIII в. ситценабивное производство получило распространение под

Петер­бургом, где имелась значительная по размерам Шлиссельбургская

мануфактура, а также в промышленном селе Иванове Владимир­ской губ., где еще

с 1776 г. стала действовать первая крупная ситце­набивная мануфактура

М.И.Гарелина. В первой половине XIX в. ситценабивное производство и ткачество

бумажных изделий полу­чили широкое распространение в Московском промышленном

районе, вызвав широкий спрос на бумажную пряжу.

Машинное производство в хлопчатобумажном деле впервые было внедрено в

бумагопрядении на импортном хлопке в Петер­бургском районе. Первой

хлопчатобумажной фабрикой в России стала Александровская казенная мануфактура

близ Петербурга на Шлиссельбургском тракте. Основанная в 1798 г.

предпринима­телем Осовским, она на следующий год после его смерти была

передана в казенное ведомство и финансировалась «сохранной казной».

В 1821 г. на мануфактуре впервые развернулось машинное льнопрядение. К концу

20-х годов Александровская мануфактура представляла собой крупную

механизированную фабрику с нес­колькими корпусами. Здесь действовала система

машин, оснащен­ная тремя паровыми двигателями общей мощностью в 89 л. с.

Несколько сот прядильных машин имели до 35,5 тыс. веретен, на которых в 1828

г. было произведено 20,7 тыс. пуд пряжи, что составляло в среднем 23,3 фунта

пряжи на веретено. Это свидетель­ствует, что за 1810—1828 гг.

производительность прядильного прои­зводства на этой фабрике в ходе

технического прогресса возросла в 2,3 раза. Александровская мануфактура в эти

годы производила свыше 55 % всей отечественной пряжи. Ее продукция

продава­лась через комиссионеров ткацким предпринимателям Централь­ного

промышленного района. В 20-е годы значительно расширилась деятельность

механической мастерской при Александровской мануфактуре, сыгравшей

значительную роль в оснащении первых частных бумагопрядилен машинным

оборудованием и техни­ческими кадрами.

Вторая половина 30-х и начало 40-х годов XIX в. были важным периодом в

истории российского бумагопрядения, связанным с началом притока в это дело

крупных капиталов. Необходимо учитывать, что доминирующее положение Англии

как «про­мышленной мастерской мира» оказывало постоянное воздействие на

необходимость расширения размеров первых бумагопрядильных предприятий, что

обусловливалось как импортом английского оборудования, так и конкуренцией

английских товаров. Новая техника была рентабельна только на крупных

капиталистических предприятиях с массовым производством. Значительную роль в

относительно слабых темпах внедрения машинного производства играла и

дешевизна рабочей силы. В этом отношении характерно замечание гамбургского

мануфактур-корреспондента Ф. Буссе в письме министру финансов в 1838 г. по

поводу внедрения новей­ших машин в российское бумагопрядильное производство,

который риторически пишет: “.везде ли в России годны сельфакторы, если

принять в соображение, что заработная плата в России вообще очень умеренна, а

разность в цене сельфактора перед обыкно­венными мюль-дженни очень

значительна".

Начиная с 1843 г. в России ежегодно возникает по несколько бумагопрядильных

фабрик. В конце 1843 г. в стране их насчиты­валось 59, они были оснащены 324

тыс. веретен с общей выработкой 325 тыс. пуд. пряжи. Из них на Московскую губ.

приходилось 22 предприятия со 138 тыс. веретен и производством до 132 тыс. пуд.

пряжи. Через четыре года, в 1847 г., в России насчитывалось 64 бумагопрядильни,

оснащенных 765,3 тыс. веретен, из коих пол­ностью действовали 650 тыс. Из них

на долю восьми бумагопряди­лен Петербурга приходилось 279 тыс. веретен, или 43

% от числа всех действующих в России '^. В результате частные

бумагопря­дильные фабрики завоевали прочные позиции в хлопчатобумажной

промышленности, оставив далеко позади производство казенной Александровской

мануфактуры, удельный вес которой в отече­ственном производстве в эти годы

снизился до 3 % пряжи. В Центральном районе насчитывалось 55 бумагопрядилен, из

них 35 купеческих и 20 вотчинных. Из капиталистических предприятий выделялось

восемь наиболее крупных, оснащенных 20—30 тыс. веретен, в их число входили

бумагопрядильни 3. С. Морозова (Богородско-Глуховская мануфактура, основанная в

1842 г.) купцов Лепешкина, Мазурина, Малютина, Симонова, Хлудова. Коншина.

Среди вотчинных бумагопрядилен доминировали мелкие предприятия, оснащенные 2—3

тыс. веретен.

В результате значительного прилива капитала в бумагопрядение усилилась

конкуренция между фабрикантами, вызывая значи­тельное снижение цен со стороны

наиболее мощных фирм и ликви­дацию маломощных предприятий.

Важными показателями утверждения фабричного бумагопряде­ния в России является

динамика ввоза хлопка-сырца и бумажной пряжи из-за границы.

Только с конца 40-х годов XIX в. наметился незначительный сдвиг в механизации

ткачества. Во Владимирской губ. первая ткацкая машинная фабрика была основана

в 1846 г. в г. Шуе фабрикантом Поповым как отделение на его действующей

бумаго-прядильне, где первоначально были поставлены 108 станков. Рост

прибыльности позволил предпринимателю через 5 лет увеличить число ткацких

станков до 150 . В 1848 г. начинается постройка механической ткацкой фабрики

на Никольской мануфактуре Саввы Морозова в пос. Никольском в Орехово-Зуеве.

Однако механическое ткачество в этот период имело ничтожную величину.

Начальный этап машинизации хлопчатобумажной промышлен­ности стимулировал и

обусловливал рост первых капиталисти­ческих фабрик. Прогрессирующий процесс

развития хлопчатобу­мажной промышленности был общеевропейским явлением.

1.3 Начальные шаги машиностроения

Начало технического перевооружения текстильной промыш­ленности вызывало

настоятельную потребность в машинном произ­водстве. Но в условиях отсталой

феодально-крепостнической системы хозяйства создание отечественного

машиностроения наталкивалось на объективные, сложно преодолеваемые трудности,

связанные с требованием высоких капиталовложений в новую организацию

производства, наличием инженерно-технических кадров и квалифицированной

рабочей силы. Поэтому новая отрасль промышленности — машиностроение до

середины XIX в. находи­лась в зачаточном состоянии. Изготовление машин и

усовершен­ствованных орудий в этот период производилось на трех типах

предприятий: на казенных заводах и мануфактурах, в механи­ческих мастерских

при крупных частных мануфактурах и фабри­ках и специализированных

механических заводах. Но на всех этих типах предприятий новые машины

изготовлялись ремесленно-мануфактурными методами, что являлось общемировым

явлением.

Основным центром зарождающейся машиностроительной промышленности издавна был

Петербург. Здесь в пригородном районе были расположены Ижорские

Адмиралтейские заводы, оснащенные усовершенствованным оборудованием и

квалифици­рованным контингентом рабочих. На этих заводах строились первые

металлообрабатывающие станки, канатные машины и паровые двигатели. Здесь была

изготовлена первая в стране самоходная паровая землечерпалка.

С 1804 г. началась постройка паровых двигателей на первом частном

машиностроительном предприятии заводчика Ф. Берда в Петербурге. К 1820 г. это

предприятие имело 3 паровых двига­теля общей мощностью в 42 л. с. и 70

металлообрабатывающих станков. Завод выпускал ежегодно до 10 паровых машин

преиму­щественно для пароходов.

Имя Торогута фигуриро­вало на дебатах в английском парламенте в 1825 г.,

когда один из его членов — Галловейт назвал его «искуснейшим меха­ником» в

Комитете по рассмотрению вопроса о запрещении вывоза машин из Англии ^.

Машинами с завода Торогута была оснащена писчебумажная Ярославская фабрика

кн. Гагарина. Несмотря на высокое качество машинной продукции завода

Торогута, предприятие оказалось малорентабельным и было ликвидировано. А

предприниматель вынужден был перейти на службу в Луганский механический и

литейный завод. Этот казенный завод в Екатерино-славской губ., основанный еще

в конце XVIII в., длительное время являлся убыточным предприятием из-за

отсталой социаль­ной структуры, базируемой на подневольном труде.

Обстоятельное исследование Е. И. Дружининой свидетельствует, что в 30-е годы

на Луганском заводе был проведен ряд мероприятий по его техни­ческому и

социальному подъему. Был упразднен архаический институт непременных

работников. Заводские мастеровые были объединены в артельную организацию

труда на сдельной оплате, что вызвало известную заинтересованность в работе,

более береж­ном отношении к инструментам. В результате заводская продукция

стала выпускаться, более высокого качества при более низкой ее себестоимости.

В 1847 г. по ходатайству Московского отделения Мануфактур­ного совета в

Москве был открыт машиностроительный завод пред­принимателей Риглея и

Гоппера. В отчете Департамента мануфак­тур и внутренней торговли за 1847 г.

отмечалось, что это новое механическое заведение «будет приготовлять большую

часть машин, выписываемых доселе из чужих краев, и вместе с тем починять уже

находящиеся на фабриках английские и другие иностранные машины ». Это

предприятие, получившее денежное пособие от казны, возглавил английский

инженер-механик Л. Риг-лей, который получил привилегию от правительства на

беспошлин­ный ввоз в Россию машинного оборудования из-за границы.

Перво­начально на заводе было занято 115 рабочих и здесь же «безвоз­мездно»

практиковались воспитанники Технологического инсти­тута. Однако это

предприятие оказалось малорентабельным. После 4-летнего действия завода его

предприниматели в 1852 г. подали прошение в Департамент мануфактур и торговли

о ликвидации его «по невыгодности и даже убытку» . Среди главных трудно­стей

в организации отечественного машиностроения было сохране­ние в стране

крепостного права. Господство принудительных форм труда в горнодобывающей и

металлургической промышленности в сильнейшей степени тормозило внедрение

машинного произ­водства и развитие машиностроения. За 1830—1850 гг. число

маши­ностроительных предприятий в России возросло с 7 до 25 заводов.

Но в целом это были небольшие предприятия с общим числом рабочих в 1475

человек с производительностью в 423,4 тыс. руб. Несмотря на известный рост

отечественного производства, в осна­щении развивающейся капиталистической

промышленности глав­ное место принадлежало импорту машинного оборудования,

который к 1850 г. почти в 2,5 раза превосходил отечественное производство.

Таким образом, в 30-40-е годы XIX в. общий рост продукции машиностроительных

заводов по сравнению с бурным развитием хлопчатобумажного производства,

особенно бумагопрядения, следует признать ничтожным, особенно учитывая

возросший спрос на машиностроительную продукцию этой отрасли.

Подготовительный период промышленного переворота протекал в условиях

разложения и кризиса феодально-крепостнической системы, что налагало свой

отпечаток на этот исторический процесс.

Часть 2

НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ 50-х ГОДОВ XIX в.

50-е годы XIX в. занимают особое место в мировой истории и в истории России.

Именно в эти годы окончательно созревают внутренние и внешние факторы,

ускорившие падение крепостниче­ства.

В эти же годы промышленный переворот в капитали­стических странах Европы и

США ускоряет свои темпы. Начало крупномасштабного железнодорожного

строительства и парового судостроения в этих странах усиливает производство

продукции тяжелой индустрии и общий промышленный потенциал. Эти факторы

оказывали сильное воздействие на феодально-крепостническую Россию,

экономический строй которой переживал тяжелый кризис. В 50-е годы в

экономической структуре России, глубоко втянутой в миро­вой капиталистический

рынок, окончательно укрепляется бур­жуазный уклад в ведущих сферах хозяйства.

Резкое обострение международных противоречий привело к Крымской войне

1853—1856 гг., окончившейся поражением царизма» и продемонстрировавшей

«гнилость и бессилие крепостной России». Острая экономическая и политическая

необходимость введения новых капиталистических форм хозяйства, нарастающая

непримиримая антифеодальная борьба народных масс заставили царское

правительство пойти на от­мену крепостного права.

Нарастающая промышленная революция в стране повлекла за собой не только

изменения в технике и организации промышлен­ного производства, но и вызвала

глубокие общественные пере­мены.

2.1. Переход к массовой машинизации

текстильного производства

Общемировой процесс промышленной революции в середине ХIХ. в. глубоко

захватил развитые отрасли промышленной эконо­мики дореформенной России.

Массовое внедрение машинной техники началось с ведущих отраслей текстильной

промышлен­ности, где наблюдалось наибольшее применение форм наемного труда с

его высокой производительностью в отличие от крепост­нических мануфактур.

Как и в других странах Запада, главной сферой распростра­нения фабрики стала

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты