Реферат: Происхождение славян

и бежали – победа осталась за тмутараканским князем.

Обходя утром поле сражения, Мстислав предельно откровенно выразил свои

чувства: «Кто тому не рад? Вот лежит северянин, вот варяг, а дружина своя

цела». Понятно, что союзные Мстиславу северяне, ясы и касоги были оскорблены.

В результате князь-победитель остался с малой дружиной иудео-хазар и просил

побежденного Ярослава о мире. В Киеве снова воссел Ярослав, а за Мстиславом

остались далекие Тмутаракань и Северская земля. Братья стали княжить на Руси

в мире и согласии.

После заключения мира с братом Мстислав жил преимущественно в своих

черниговских владениях. Скончался князь в 1036 году. Он не оставил

наследника, и Ярослав принял власть над всей Русью. Единство державы было

достигнуто на основе соглашения между Новгородом – самостоятельной славянской

«республикой», Киевом, с его влиятельной христианской общиной, и Черниговом –

богатым городом с воинственным населением. Кроме того, к Киевской Руси уже

был присоединен мерянский город Ростов. Именно это соглашение принесло стране

долгожданный покой. Это было самое великое достижение Ярослава, прозванного

Мудрым.

Но будущее страны во многом зависит от верного выбора друзей. Ярослав

поддерживал отношения с варягами и был готов к дружбе с Польшей, но не

испытывал симпатий к Византии. Ухудшение отношений между Киевом и

Константинополем в 30-40-е годы XI века происходило на фоне резкого

обострения противоречий между православным Востоком и католическим Западом.

Римский папа требовал признания себя главою христианской церкви,

константинопольский же патриарх Михаил Кируларий стоял на том, что греческая

церковь ничем не уступает римско-католической. Папа опирался на поддержку

Западной Европы: Германии, Франции, испанских королевств, города-республики

Генуи. А Царьград искал помощи у завоеванной им Болгарии и добровольно

присоединившейся к Византии Сербии. Религиозное противостояние Рима и

Константинополя завершилось окончательным расколом христианской церкви на

римско-католическую и греко-православную в 1054 году.

Тем временем антигреческие настроения Ярослава и его окружения, во многом

вызванные стремлением освободить киевскую митрополию от опеки

константинопольского патриарха, вылились в военный конфликт.

В 1043 году русский флот во главе с сыном Ярослава – Владимиром и воеводой

Вышатой двинулся на Константинополь. Летопись сообщает, что «буря велика»

разбила корабли русские, но, вероятно, причиной гибели русского флота вновь

стал «греческий огонь». Владимиру с частью дружины удалось вернуться на Русь,

а воевода Вышата был пленен и выпущен греками лишь спустя три года. Множество

русских пленных византийцы ослепили. Эта неудача заставила Ярослава

прекратить активную внешнюю политику, направленную против греков.

При дворе Ярослава по-прежнему сохранялись три партии: одна – западническая,

другая – исключительно национальной ориентации и третья, стремившаяся к миру

и дружбе с Византией. Западников возглавлял Изяслав Ярославович (в крещении

Дмитрий, старший сын великого князя), национальную партию – Святослав

Ярославович (сидевший в Чернигове), провизантийскую партию – Всеволод

(княживший в Переяславле, третий сын Ярослава). После смерти Ярослава Мудрого

в 1054 году в Киеве воцарился Изяслав.

В то время изменения произошли и в Великой степи. Проникавшая с XI века в

печенежские кочевья мусульманская пропаганда делала свое дело. Большинство

печенегов высказались за принятие ислама, в результате чего сделались

злейшими врагами всех христианских стран. В 1036 году в отсутствие Ярослава

они совершили набег на Киев. Подоспевший с варягами и новгородцами Ярослав,

пополнив войско киевлянами, дал бой печенегам на месте нынешней Святой Софии.

Разгром печенегов был полный, и это племя больше не тревожило Русь.

Византия в это время терпела тяжелые неудачи в борьбе с родственным печенегам

народом – туркменами-сельджуками. Сознание родства и единоверие двух племен

сделало их грозными противниками греков. Малоазийские области империи

захватывали сельджуки, доходя порой до города Никеи и пролива Босфор, а на

Балканском полуострове греков теснили печенеги. Со второй половины XI века

полное завоевание туркменами-сельджуками всей Малой Азии стало реальной

угрозой для Византийской империи.

В тот же период на историческую сцену Восточной Европы вышли куманы. К

середине XI века они захватили почти всю территорию современного Казахстана,

пересекли нижнее течение Волги и появились в южнорусских степях.

Голубоглазых, светловолосых куманов на Руси стали называть половцами. У

половцев был давний заклятый враг – печенеги. Вражда особенно ожесточилась

из-за вероисповеданий, так как печенеги приняли ислам, а половцы сохранили

языческие верования своих предков.

После смерти Ярослава Мудрого князь Всеволод пытался установить контакты с

половцами, но безуспешно. Постоянные стычки русских и половцев завершились

тем, что в сентябре 1068 года половцы двинулись в большой поход на Русскую

землю. Трое Ярославичей: Изяслав, Святослав и Всеволод – встретили кочевников

на реке Альте. Кавалерийский бой оказался для русских неудачным. Ярославичи

потерпели поражение. Изяслав бежал в Киев, где киевляне потребовали у него

оружие и коней, чтобы вновь сразиться с половцами. Но князь не решился дать

народу оружие: западник Изяслав хорошо знал свою непопулярность. Киев

возмутился, и великий князь, забрав сына Мстислава, бежал в Польшу.

1 ноября 1068 года черниговский князь Святослав Ярославович, имея всего 3

тысячи русских ратников, наголову разбил 12 тысяч половцев в битве на реке

Снови. Оказалось, что половцы удачливы в коротких набегах и стычках конных

отрядов, но борьба с русскими городами и русской пехотой им была не под силу.

Поэтому опасности для существования Руси половцы не представляли.

Но половцы оказались спасателями Византии, так как она, теснимая печенегами,

призвала их на помощь. Ханы Боняк и Шарукан привели на Балканский полуостров

конные рати куманов. К 1091 году с печенегами на Балканах было покончено.

Прижатые половцами и византийцами к морю у мыса Лебурн, печенеги были частью

уничтожены, частью захвачены в плен. Из остатков печенегов сложился доныне

существующий народ – гагаузы.

В годы, полные войн с половцами и княжеских усобиц, проявил себя Всеслав,

князь Полоцкий, внук Изяслава Владимировича.

Полоцк сохранил память о разгроме города Владимиром в 980 году, когда будущий

великий князь убил князя Рогволода и его сыновей и надругался над дочерью

Рогнедой. Когда же на княжеском престоле Полоцка оказался потомок Рогнеды

Всеслав, полочане активно поддержали своего князя в войне с Псковом, а затем

и с Новгородом.

Всеслав захватил и ограбил в 1067 году Новгород, но вскоре был разбит

Ярославичами в бою на реке Немиге. Полагаясь на «крестное целование», князь

встретился с победителями и был схвачен и посажен в Киеве в поруб – уходящий

в землю сруб без окон и дверей, куда узника опускали сверху на веревках и

таким же образом подавали ему пищу; заключение в порубе считалось очень

суровым. Но просидел Всеслав там недолго. Как только выяснилось, что Изяслав,

проиграв битву с половцами на Альте, отказывает киевлянам в оружии и конях,

город восстал. Горожане разнесли поруб и провозгласили освобожденного

Всеслава князем Киева.

Тем временем Изяслав с сыном Мстиславом получили поддержку польского короля.

В 1069 году польское войско с Мстиславом Изяславичем во главе двинулось к

Киеву. Всеслав, не имевший большой дружины, даже не пытался бороться с

регулярными войсками поляков. Он бросил Киев и бежал в родной Полоцк. В Киев

вошел Мстислав и учинил жестокую расправу с населением города. Казни и пытки

вынудили киевлян обратиться к двум другим Ярославичам с просьбой о защите.

Святослав и Всеволод потребовали от Мстислава прекратить кровопролитие в

Киеве. Казни прекратились, а от польского войска киевляне избавились

средством, испытанным еще при Святополке Окаянном: массовыми убийствами

размещенных на постой польских ратников. Поляки вернулись на родину, а в

Киеве вокняжился Изяслав. Но в 1073 году непопулярный князь был вновь изгнан

киевлянами, выступившими в союзе со Святославом и Всеволодом. Изяслав опять

бежал на запад. В Польше князя ограбили, и только заступничество папы вернуло

ему княжеские драгоценности.

Между тем в Киеве воссел на престол второй сын Ярослава Мудрого – князь

черниговский Святослав, которого полностью поддерживал третий Ярославович

–Всеволод.

Тем временем внутри страны часть населения вернулась к язычеству. Славяне

верили в существование упырей, то есть духов покойников, и духов природы:

лесных, водяных, а также домовых. Такие взгляды религией называть

неправильно. Сначала это явление называли двоеверием, затем стали говорить о

суеверии.

Вспышка языческого фанатизма отмечена летописью в 1071 году. В Ростовской

земле объявились волхвы, которые в пору неурожая находили виновных в голоде.

Жертвами волхвов обычно становились женщины. Доставая у несчастных из-за

спины зерно, волхвы убеждали волнующийся народ, что «бабы прячут жито».

Женщины погибали, а движение волхвов захватывало все новые области.

На Белоозере воинствующие язычники столкнулись с Яном, воеводой Святослава.

Разогнав с немногими воинами мятежную толпу, он заставил белоозерцев выдать

ему волхвов-зачинщиков. Ян отдал волхвов-убийц родным погибших. Повешенных на

деревьях волхвов ночью изгрыз медведь, зверь для язычников очень почетный.

Некий волхв появился и в Новгородской земле. Он объявил себя прорицателем,

подбил людей на мятеж против церкви и обещал невиданное чудо. Новгородских

язычников обуздал сын Святослава князь Глеб. Энергичными действиями власти

было подавлено возрождение язычества на севере Руси.

В декабре 1076 года князь Святослав умер. Эта внезапная смерть князя нарушила

сложившееся равновесие на Руси.

По закону Ярослава мудрого после смерти великого князя наследником становился

не сын его, а следующий по старшинству рождения брат. Если прекращалось

поколение братьев, престол наследовал сын старшего брата, после его смерти –

сын следующего брата и так далее. Когда умер Святослав Ярославич, оставивший

пятерых сыновей, возник вопрос: считать его законным великим князем киевским

или узурпатором, захватившим киевский стол при жизни старшего брата Изяслава?

От решения этого вопроса зависели и судьбы сыновей Святослава, потому что в

Древней Руси существовал очень жесткий обычай. Людей, в чем-либо

провинившихся, «изгоняли из жизни», то есть лишали их права заниматься

кормившим их семью делом. Существовало три категории таких людей: попов сын,

что грамоте не выучился, купец задолжавший и крестьянин, отклонившийся от

общины. Попов сын мог наследовать приход отца, но для посвящения в сан нужно

было знать грамоту и уметь служить литургию. Если из-за лени попович грамоту

не разумел, его из прихода изгоняли. Виновным считался и не отдавший долг

купец: «взял в долг - верни». Был ли ограблен караван, потопила ли буря ладьи

с товаром или купец попросту промотал чужие деньги – все это считалось

вопросом праздным. Точно так же и крестьянина, отклонившегося от своей

общины, не принимали жить и работать другие общины, не интересуясь причиной

изгнания.

Но была на Руси и четвертая категория изгоев, никак в своей беде не повинных.

«А четвертый изгой, аще князь осиротеет». В соответствии с этим принципом

князь, осиротевший раньше, чем его отец смог занять великий престол, навечно

лишался всех прав владения наследством предков. Следовательно, для сыновей

Святослава в сложившейся ситуации выбор был очень жесток: они либо получали

право занять в свою очередь великое киевское княжение, либо превращались в

князей-изгоев.

Естественно, что князья-изгои стремились закрепиться на каком-то из русских

столов. Единственно возможным местом была далекая Тмутаракань. Там и началась

непрерывная борьба между изгоями, которых приглашали тмутараканские иудео-

хазары, и Святославичами, потерявшими отцовский Чернигов. Святославичи

стремились вернуть черниговский стол отца, на котором закрепились сначала

Всеволод, а затем его сын Владимир Мономах.

И вот, в 1078 году Олег и Роман Святославичи вместе с Борисом Вячеславичем

двинулись на Русь из Тмутаракани, чтобы мечом добыть свои удельные города.

Против них выступили старшие князья – Изяслав и Всеволод. В страшной битве на

Нежатиной Ниве около Чернигова погиб князь Изяслав. Погиб и бросившийся в

сечу за удел отца юноша Борис Вячеславич. Победу одержали старшие князья.

Великим князем стал Всеволод, торжественно отпевший брата Изяслава. Таким

образом, Святослава на великом троне сменил Всеволод.

Судьба уцелевших Святославичей была печальной: Роман Святославич в 1079 году

был убит в половецких кочевьях, а Олег, добравшийся до Тмутаракани, был

схвачен хазарами, которые передали его грекам. Князь жил в Константинополе,

очевидно, как почетный пленник. Бездеятельная жизнь, к тому же лишенная

какой-либо перспективы, не могла не тяготить молодого, энергичного Олега. И

тут ему повезло. Все изменило происшествие в императорском дворце, когда

русские наемники, крепко напившись вина, решили произвести переворот и напали

на императорскую спальню. Эта пьяная попытка успеха не имела. Греческие воины

отбили нападение и загнали наемников в одно из дворцовых помещений. После их

отправили из столицы в пограничные войска, где больше воевали с сельджуками.

Русская армия при дворе василевса была ликвидирована и заменена воинами из

англосаксов.

После нелепого бунта пьяных варягов, Олега Святославича, как русского,

перевели на остров Родос. Там он женился на греческой патрицианке Феофании

Музалон и через два года получил разрешение вернуться в Тмутаракань, где

укрепились поддержанные хазарами изгои Давыд Игоревич и Володарь.

В 1083 году к причалу Тмутаракани подошла византийская галера с «архонтом

Руси» Олегом и его молодой женой. Олег сошел на берег, и в Тмутаракани

учинилась резня. Были истреблены иудео-хазары, давние враги Олега, и изгнаны

князья Давыд и Володарь. Некоторое время Олег держался в Тмутаракани,

сохраняя отношения с Византией, а в 1094 году, отдав город василевсу Алексею

Комнину, ушел с дружиной на Русь. Он взял в союзники половцев, выгнал из

Чернигова своего двоюродного брата Владимира Всеволодовича Мономаха и

вокняжился в городе своего отца.

Всеволод, ставший великим князем, на короткое время объединил под своей

властью большую часть Руси, посадив сыновей в удельных городах. В поисках

союзника Всеволод начал обращать взоры на Запад, но Западная Европа тогда

являла собой неутешительную картину.

Борьба пап и императоров достигла своего апогея в конце 70-х годов XI века

при противостоянии папы Григория VII и императора Генриха IV из Франконской

династии. Поскольку папа оставался главой церкви, среди феодалов начали

широко распространяться антисистемные культы, противоположные церковному,

например поклонение Сатане. Не представлял исключения и сам император,

состоявший в секте николаитов.

Именно с императором Генрихом IV заключил союз киевский князь Всеволод. Союз

был дополнен династическим браком императора с дочерью великого князя –

Евпраксией Всеволодовной. Так русская княжна стала немецкой императрицей

Адельгейдой.

Генрих был человеком без предрассудков и привлек к участию в «черных мессах»

свою жену. Однако у русской женщины это вызвало отвращение, и она бежала от

мужа к его протвнице, графине Матильде. Матильда переправила ее в Рим, папа

принял Евпраксию и, дав ей отпущение вынужденного греха, отправил несчастную

обратно на Русь. Княжна, вернувшись в дом отца и имея все возможности

устроить свою жизнь, пошла в монастырь около Чернигова, где и закончила свои

дни.

Борьба прогреческих и прозападных настроений распространилась и на русскую

церковь. К грекам, к Византии тяготели иерархи церкви, группировавшиеся

вокруг митрополита, которым обычно был грек. Им противостояли русские

клирики, опиравшиеся на монашество Киево-Печерской лавры.

Не было единства на Руси и в отношении к степным соседям. С Киевской державой

граничили два кочевых народа: торки и половцы, смертельно враждовавшие между

собой. Избиравшие себе союзниками торков, как это делали в XII веке волынские

и киевские князья, сразу становились противниками половцев. Соответственно

те, кто опирался на половцев, как впоследствии черниговские Олеговичи,

становились врагами торков.

Всеволод, не видя возможности, навести порядок в удельных землях, передал

инициативу и фактическую власть своему сыну, княжившему в Чернигове, -

Владимиру Мономаху. Сам же князь скончался в 1093 году.

После смерти великого князя Всеволода, согласно лестничному порядку

престолонаследия, на киевское великое княжение взошел Святополк II

Изяславович, сын старшего из Ярославичей, княживший до того в небольшом

городе Турове. Сын же покойного Всеволода – Владимир Мономах, изгнанный из

Чернигова Олегом, сел в Переяславле.

Положение великого князя Святополка оказалось нелегким. Политическая линия

его отца была малопопулярна и в Киеве, и во всей Руси. Став великим князем,

Святополк не повторил подобных попыток и постарался сменить окружение,

приблизив к себе совершенно новых людей. Они были надежными помощниками

великого князя, но при условии, что их служба хорошо оплачивалась.

Святополк пошел на нехитрую операцию: он пригласил из Германии евреев-

ростовщиков. Ростовщики получили право жительства в Киеве, возможность

построить синагогу и свободу в финансовых операциях. Прибывшие с Запада в

Киев евреи быстро отняли у киевлян большую часть клиентуры. Также они ссужали

великому князю деньги, требуя для себя возможности максимальной наживы.

Наиболее выгодным коммерческим предприятием в то время была торговля рабами.

И кредиторы подталкивали Святополка к военным подходом, целью которых был

захват пленников, служивших платой великого князя ростовщикам.

Святополк решил развязать войну, а воевать ради невольников киевский князь

мог только с половцами. После нескольких неудачных сражений Святополк II, а с

ним Владимир Мономах и старший брат Олега Святославича – Давыд, начали

нападать на становища половцев, стремясь перенести тяжесть военных действий в

половецкую степь. Половцам пришлось защищать зимовья, где находились их

женщины и дети. Воловьи упряжки с семьями и утварью кочевников, двигавшиеся

со скоростью около 4 км/ч, не могли уйти от русской конницы.

Очевидно, что отнюдь не степняки представляли на рубеже XI-XII веков

опасность для Киевской Руси. В это время обозначило себя явление более

грозное - падение нравов, отказ от традиционной русской этики и морали. В

1097 году в Любече состоялся княжеский съезд, положивший начало новой

политической форме существования страны. Там было решено, что «каждый да

держит отчину свою». Таким образом, Русь начала превращаться в конфедерацию

независимых государств.

Но только съезд окончился, один из князей – Давыд Игоревич – схватил с

разрешения Святополка II на киевской земле князя Василько Теребовльского и

велел его ослепить. Инцидент возмутил всех, но, тем не менее, Святополк

остался великим князем, а Давыда лишь в 1100 году «сослали» княжить в Бужск.

Церковь естественно осудила эту акцию с христианских позиций, но не более

того.

Киевляне были крайне недовольны политикой Святополка, но у него была

достаточно сильная дружина. Восставать в таких условиях горожанам было

слишком рискованно. Но все люди смертны и в 1113 году Святополк умер. Сразу

же были разграблены дома многих бояр, двор тысяцкого Путяты и лавки евреев-

ростовщиков. Так произошел первый в Киеве еврейский погром. Не все в городе

одобряли стихийно начавшиеся действия киевлян, и тогда бояре послали

депутацию во главе с митрополитом к Владимиру Мономаху, правителю сильному и

достаточно популярному в народе.

Владимир явился с небольшим отрядом, киевляне не оказали ему никакого

сопротивления, а, наоборот, признали великим киевским князем. Мономах

потребовал прекратить истребление евреев, обещав киевлянам, что князья решат

вопрос о еврейской общине. И на княжеском съезде в Выдобиче этот вопрос был

решен. Владимир Мономах заявил, что конфисковать еврейское имущество, хотя и

нажитое неправедным путем, он не будет. Евреи сохранили право на все,

приобретенное ими на Руси. Но им отказали в праве на жительство, а тайно

приезжавшие лишались покровительства закона. Всем евреям предлагалось

немедленно выехать туда, откуда они явились, для чего им был выделен

необходимый конвой. После событий 1113 года западничество на Руси исчезло до

XIII века, и в дальнейшем боролись лишь две партии: провизантийская и

русская.

Не менее эффективно решил Мономах и половецкую проблему. Русские рати,

проигрывая отдельные стычки, легко выиграли войну со столь немобильным

противником. Решающий поход в 1111 году был общерусским. На Донце кочевники

были разбиты, а в 1116 году сын Владимира Мономаха – Ярополк разгромил

половецкие вежи и на Дону. В 1120 году тот же Ярополк уже не нашел половцев

на Дону: кочевники ушли в глубь степей.

В итоге этих походов западные кочевья между Доном и Карпатами были приведены

к покорности. Половцы, жившие на этой территории, вошли в состав Руси на

началах автономии и, будучи некрещеными, стали называться «свои поганые». В

противоположность им половцы, жившие за Доном – на Волге и Кубани, -

именовались «дикими». «Дикие» половцы обыкновенно выступали союзниками

ростово-суздальских князей, тогда как их степные враги, жившие на южной

границе Волыни, – торки – поддерживали князей волынских и киевских.

Владимир Мономах за годы своего великого княжения (1113-1125) решил обе

проблемы: половецкую и еврейскую, установил на Руси относительный порядок. Он

оставил в наследство своему сыну – Мстиславу Великому, вступившему после него

на престол только проблему Полоцкого княжества. И Мстислав захватил Полоцк,

полоцких князей выслал Византию, а территорию княжества присоединил к Русской

земле. Это был период, когда вся Русь была объединена.

Мстислав Великий, хоть и княживший очень недолго (1125-1132), пользовался

таким уважением, что был канонизирован Русской православной церковью.

После смерти Мстислава Киевская держава стала быстро, спонтанно распадаться.

Первым отпал Полоцк, куда в год смерти Мстислава Великого прибыли из Византии

полоцкие князья. Они были приняты согражданами, и Полоцк вернулся к

самостоятельности. Затем, в 1135 году отделился Новгород. Новгородская

«республика» перестала посылать деньги в Киев.

В Киеве до 1139 года правил брат Мстислава Ярополк. Он умер, оставив престол

брату Вячеславу. И тут в судьбу киевского великокняжеского стола вмешался

Чернигов. Сын Олега Всеволод напал на Киев, выгнал Вячеслава и сел на

киевский престол, объявив себя великим князем. Против него выступила ветвь

Мономашичей, которых поддерживала Волынь. Изяслав, племянник Вячеслава,

пытался вернуть Киев потомству Мономаха, но Всеволод держался на великом

княжении вплоть до своей смерти в 1146 году.

Менее удачлив оказался его брат Игорь. Меньше чем за месяц своего правления

он сумел настроить против себя киевлян, и, когда Изяслав Мстиславович, внук

Мономаха, явился с Волыни с отрядом торков, киевское ополчении покинуло

Игоря. Потерпев поражение под стенами столицы, он пытался бежать, но его

конь увяз в болоте около речки Лебедь. Игоря схватили и заточили в поруб, где

он сидел до тех пор, пока третий брат – Святослав Олегович – не собрал в

Чернигове силы для освобождения ввергнутого Игоря, постригшегося в заключении

в монахи. Но ненависть киевлян, видевших в Игоре своего врага, была опасна и

монаху. Изяслав послал дружину вывести Игоря из поруба и отвести в храм

Святой Софии, где бы святые места охраняли его. Но киевляне на соборной

площади отбили его у стражников и растоптали ногами, а труп бросили здесь же

без погребения.

Началась упорная война между Черниговским и Киевским княжествами. В это время

отделилась и стала фактически самостоятельной Ростово-Суздальская земля, где

правил сын Мономаха – Юрий Долгорукий, законный глава старшей линии

Мономашичей. Изяслав же, любезный киевлянам, относился к младшей линии

Мономашичей. Юрий Долгорукий умер от яда в 1157 году, а его сын Андрей

Боголюбский унаследовал Ростово-Суздальское княжество отца.

Дети Мономаха схлестнулись с его внуками не на жизнь, а на смерть. Борьба

ростово-суздальских князей: Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, с

волынскими князьями: Изяславом Мстиславичем, Мстиславом и Романом, за

киевский стол была борьбой дядьев и племянников. Боролись между собой

стоявшие за князьями военно-политические группировки, выражавшие интересы тех

или иных земель распадавшегося Русского государства. Процесс этот стал

необратимым, и киевская держава к началу XIII века разделилась на несколько

независимых государств.

Окончательно обособились Северо-Восточная Русь и юго-западные земли.

Самостоятельным государством стало Черниговское княжество, где правили

Олеговичи и Давыдовичи. Выделились и Смоленск, и Турово-Пинская земля, обрел

полную независимость Новгород. А половцам, завоеванным и подчиненным, даже не

пришлось нарушать своих обязательств: они сохраняли автономию, на которую

русские князья и не думали покушаться.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты