Реферат: Происхождение древнерусского государства

страшна своими собственными силами.

Есть еще одна немаловажная проблема – на протяжении многих лет историки

обходили вниманием 2 ряда источников, дающих важные данные, до­полняющие

сведения “Повести времен­ных лет": 1) Воскресенская, Никонов­ская и др., 2)

Иоакимовская и ряд других новгородских летописей, сообщающих не только то,

как произошло призвание варягов, но и почему это случилось. В Никоновской

летописи мы находим о призвании варягов следующее: “И по сем собравшеся реша

о себе:“поищем межь себе, да кто-бы в нас князь был и владел нами; поищем и

уставим такового или от нас, или от Казар, или от Полян, или от Дунайчев, или

от Воряг”. И бысть о сем молва велиа: овем сего, овем другого хо­тящем; таже

совещавшася послаша в варяги”. Это место чрезвычайно ценно: оно показывает

тип работы состави­теля “Повести временных лет”: он не писал самостоя­тельную

историю — он сокращал протограф. Приведенный отрывок дает чрезвычайно важные

све­дения. Прежде всего управление посредством князя от­нюдь не являлось

какой-то новинкой. Это была давно известная институция. Затруднение было в

том, что кня­зя не было. Историки представляют дело так, будто до появления

Рюрика с братьями в Древней Руси была аморфная масса людей, вообще без

государственного строя. Шлeцер ви­дел в наших предках полудикарей, живших

наподобие зверей и птиц. А из отрывка видно: в середине IХ века новгородцы не

только имели давний опыт княже­ского управления, но и знали, что делается на

Дону (Хазария), на Днепре (у полян), на Дунае (у тамошних славян) и даже в

Западной Европе (у варягов). Стадия культуры у новгородцев была совсем иная,

чем это представляли себе немцы, основоположники нашей историографии.

Дело с призванием князя обстояло гораздо сложнее, чем думали. Новгородцы не

только послали к варягам, а сначала обсуждали, откуда им лучше всего

раздобыть князя. Было предложение прежде всего избрать князя из своей среды.

Это, очевидно, наткнулось на соперничест­во между местными группами и не

решало междоусобно­го спора. Удовлетворяло всех лишь нейтральное решение —

выбор чужого, который не имел никаких пред­убеждений, а мог судить

справедливо.

Если бы речь шла о том, чтобы получить вообще вы­сокоавторитетного князя, то

проще всего было бы обра­титься к Византии или Риму, но этого не сделали и об

этом даже не думали, ибо нуждались не в чужестранце, который ничего не

понимал в местных условиях, а в сла­вянине, который знал веру, язык, право и

обычаи, мог “судить их по праву”. Нужно помнить, что функция кня­зя состояла

отнюдь не в руководстве войском (для этого существовали воеводы), а, главное,

в управлении и судо­производстве. Нуждались в умелом, разумном управителе и

справедливом, знающем законы судье. Этим требова­ниям мот соответствовать

только славянин. Действительно, один из предлагаемых кандидатов был “от

полян”, т. е. из Киева. В славянстве другого кандидата — “от дунайчев” вряд

ли можно сомневаться, так как на нижнем течении Ду­ная, о котором только и

могла быть речь, сидели лишь славяне. Третий кандидат был “от хозар”. Хорошо

известно, что на Дону и на нижней Волге (Итиль) было много сла­вян и они

играли видную роль в жизни Хазарии. Наконец, четвертый кандидат был “от

варяг”. Вряд ли приходится сомневаться, что и здесь речь шла о славянине. Как

и почему это случилось, стано­вится ясным из ряда Новгородских летописей, в

первую очередь — Иоакимовской.

Иоакимовская летопись до нас не дошла. Но самая существенная часть ее,

попавши в руки Татищева, была перепечатана в его “Истории” и тем вошла в

оби­ход. Небезынтересно будет отметить, что самая полная Новгородская

летопись, по содержанию в основном сов­падающая с Иоакимовской, до сих пор не

опубликована. Объясняется это тем, что Новгородские летописи наме­ренно

отодвигались на задний план, содержание их под­вергалось сомнению, ибо оно

противоречило “Повести временных лет”, которая стала как бы каноном

истори­ков.

Обратимся теперь к данным Новгородских летописей, которых насчитывается

вместе с Иоакимовской 14. Ока­зывается, в Новгороде существовала династия

князей, насчитывавшая ко времени призвания варягов 9 поколе­ний. После смерти

последнего из них, Гостомысла, начались неурядицы из-за отсутствия князя

(этот-то момент и отмечает “Повесть временных лет” как начальную точку

русской истории). Были найдены законные наследники князя и ими оказались

“варяги” Рюрик, Синеус и Трувор, ибо они были внуками Гостомысла по линии

его средней дочери Умилы, к тому же сла­вянами по отцу. Проясняется, почему

братья “пояша по себе всю Русь”, т. е. разделили между собой всю Русь, —

потому что они имели на то право, а государство настолько велико, что

требовало при тогдашних путях сообщения нескольких князей. Трое братьев-

князей были особо удачным решением по­сланцев: каждая значительная часть Руси

получала по князю. Ипатьевская летопись говорит, что по смерти братьев Рюрик

“прия власть всю един”. Отсюда следует, что братья были не его ставленниками,

как это случилось да­лее с его воеводами, а равноправными князьями. Итак, мы

видим, что Новгородские летописи исчер­пывающим образом разъясняют все

недоумения в связи с призванием варягов-князей. А все вышеизложенное

показывает, что летописи не только недостаточно точно понимались, но и не все

они изучались и сравнивались.

В поддержку антинорманской теории говорят также работы по изучению

присхождения слов и заимствований в русском языке, например, происхождение и

значение термина "русь". Филологи из Европы — Экблом, Стендер-Петерсен,

Фальк, Экбу, Мягисте, а также историки Пашкевич и Дрейер пытались утвердить

и укрепить построение, согласно которому "русь" происходит от "руотси" —

слова, котором финны называют шведов и Швецию. "Русь" в смысле "Русское

государство" — означало государство шведов-руси. Пашкевич говорил, что "русь"

— норманны из Восточной Европы. Против этих построений выступал

Г.Вернадский, говоривший о том, что термин "русь" имеет южнорусское

происхождение, и что "рукхс" — аланские племена южных степей середины I

тысячелетия нашей эры. Слово "русь" обозначало существовавшее задолго до

появления варягов сильное политическое объединение Русь, совершавшее военные

походы на побережье Черного моря. Если обратиться к письменным источникам

того времени — византийским, арабским, то можно увидеть, что они считают

русь одним из местных народов юго-восточной Европы. Также некоторые

источники называют его, и это особенно важно, славянами. Отождествление

понятия "русь" и "норманны" в летописи, на которое упирали норманисты,

оказалось позднейшей вставкой.

Более пятидесяти ученых на протяжении двух веков занимались проблемой

скандинавских заимствований в русском языке. Норманисты хотели показать,

что многие предметы и понятий в русском языке имеют скандинавское

происхождение. Специально для этого шведский филолог К.Тернквист проделал

огромную работу по поиску и отсеивания из русского языка скандинавских

заимствований. Результат был совершенно неутешителен. Всего было найдено

115 слов, абсолютное большинство из которых — диалекты XIX века, в наше время

не употребляемые. Лишь тридцать — очевидные заимствования, из которых

только десять можно привести в доказательство норманской теории. Это такие

слова, как "гридин", "тиун", "ябетник", "брьковск", "пуд". Такие слова, как

"наров", "сяга", "шьгла" — употребляются в источниках по одному разу. Вывод

очевиден. Точно с таким же успехом исследователь А.Беклунд пытался доказать

наличие на территории русского государства скандинавских имен.

Таким образом мы видим, что все доводы норманистов можно опровергнуть если

всесторонне подойти к изучению русской истории.

5. Альтернативные взгляды.

В последнее время в истории, как в науке, появились теории, способные, если

не перевернуть устоявшиеся традиционные взгляды на историю, но заставить

историков вступить в полемику и заново доказать или отвергнуть, как

ошибочные, “незыблемые” исторические факты.

Одной из таких теорий является “Новая хронология” А.Т.Фоменко. В ней есть

место и Руси. И вот, что о ней говорится: в XIV веке возникло новое

государство — Русь, она же Орда, она же Монголия, государство русско-

славянское в основе своей, хотя и с включением тюркских народов. Это

государство с центром в Новгороде, как тогда именовался нынешний

Ярославль (Москва основана лишь около 1380 года), охватывало всю Европу, в

том числе Западную, Сибирь, Турцию, Балканы, Китай, Индию — словом, весь

почти Старый Свет, кроме Юго-Восточной Азии, Аравии и Африки к югу от Сахары.

Возглавлял эту империю русский царь, он же великий князь, он же хан. В XV

веке начинается раскол, в первую очередь религиозный, но и политический,

именно тогда, прежде единое, христианство распадается на православие,

католицизм, ислам, иудаизм, буддизм, западная часть империи стремится

отделиться и создает свое первое государство (или государства), собственно

Рим — итальянский, — только и возникший в конце XIV века, но Русь и Турецкая

Оттоманская (что значит Атаманская, от казачьих атаманов)

империя, то ли в союзе, то ли представляя еще единое государство, захватывают

Константинополь и обрушиваются на Запад (точная хронология событий, видимо,

не вполне ясна и самим авторам), укрепив империю и даже заселив ее русскими и

беженцами из Византии. В XVI веке внутри Руси-Орды начинается гражданская

война: Русь и Турция, подстрекаемые Западом, поднимаются друг на друга во

второй половине XVI века. Запад при помощи военной агрессии и внутренней

смуты свергает древнюю Ордынскую династию и сажает на престол “западников”

Романовых, в результате чего откалывается Китай, великая империя распадается

на Россию, Турцию, Индию и ряд иных государств, чтобы никогда более не

воспрянуть (пока?) в полном объеме, разве что, в существенно меньших

размерах, в XIX веке, когда в Российскую империю входили и Аляска, и Польша,

и Финляндия, да в период 1945 — 1985 годов, когда СССР возглавил

социалистический лагерь, включающий Восточную Европу, Монголию,

Афганистан и даже временами Китай (“Империя”, стр. 270; не ясно, правда,

почему концом эпохи назван 1985 год, ведь советская империя начала

распадаться в 1989 — 1990 годах, — возможно, имеется в виду приход к власти

М. С. Горбачева). C помощью математико-статистических методов анализа

источников авторы выяснили, что на самом деле различные летописи и хроники

описывали одни и те же события под разными названиями, одних и тех же людей

под разными именами, одни и те же географические пункты под разными

наименованиями, напри-мер: Чингисхан — великий князь Московский Георгий

Данилович; Батый — князь Ярослав Всеволодович, он же Иван Калита, он же

Ярослав Мудрый, и не исключено, что он же — еще и Тамерлан, турецкий султан

Мехмед (Магомет) II Завоева-тель и египетский фараон Тутмос III. Армения —

Германия, Самара — Самарканд, готы — казаки — хетты, русские — монголы. И

т.д. и т.п. “Долгая” же хронология, по мнению авторов, разводящая указанные

события, людей, географические названия и наименования народов, есть

результат как ошибочной интерпретации текстов, так и целенаправленной

деятельности историков, стремившихся исказить подлинную историю и , особенно,

место в ней Руси-Орды. Злонамеренные историки переписали в XVI — XVII веках

древние летописи и даже Писание, дабы исключить оттуда всякие упоминания о

великой русской империи, и особо усердствовали в этом историки отечественные,

побуждаемые узурпаторами Романовыми, которые желали скрыть великое прошлое

своего Отечества — из низкопоклонства перед Западом. Более всего преуспел в

этом немец на русской службе Г. Ф. Миллер, но не отставали от него Н. М.

Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский.

Более правдоподобно выглядит Гиперборейская теория В.Н.Демина. По его

гипотезе изначально на Земле существовал единый народ, единое государство —

Гиперборея. Находилось оно на нынешнем Северном полюсе, где раньше был теплый

климат, и в результате катаклизма исчезло. А народ, ее населявший и

являвшийся хранителем древних знаний и традиции, стал основой для всех

народов мира. Причем ближайшими потомками гиперборейцев являются славянские

племена. Развивая антинорманскую теорию автор задает себе вопрос: “так, может

быть, русские варяги, даже в самоназвании которых содержится намек на

древнейшие арийские корни, и есть последние гиперборейцы, хранители традиций

погибшей арктической прародины?” И анализируя факты и аргументы,

заимствованные из археологии, языкознания, этнографии, мифологии и фольклора

убеждается в том, что ответ на этот вопрос положительный.

“Оно зародилось, пережило расцвет, катастрофические потрясения и упадок

на Севере, где климат в те времена был иным, нежели теперь.

Постепенно мигрировали на юг из-за неблагоприятных условий жизни многие

индоевропейские прапредки современных этносов (индийцев, иранцев,

греков, испанцев, итальянцев, армян, осетин и др). Ближе к северным широтам

обосновалась часть славян, из которых впоследствии вычленилась и русская

нация. Варяги — последние пассионарии Севера — промелькнувшие на

евразийском небосклоне, как сияющий болид, оставили после себя неизгладимый

след в русской истории!”(В.Н.Демин)

6. Заключение.

В заключение можно отметить основные моменты данной работы.

В основу русской истории положена летопись, пестрящая пропусками, ошибками и

описками. Крупная, отдельная и оригинальная ветвь русского летописания —

новгородская — была оставлена без должного внимания. Многое в летописях, как

мы видели выше, было понято неверно из-за того, что понимали текст, исходя из

норм современного языка, а старых норм просто не знали. Нельзя было

ограничиваться толкованием неясных, темных мест, исходя только из

рассматриваемого отрыв­ка. Надо было понимать его в свете предыдущего и

по­следующего. Необходимо было логическое понимание времени, места, условий,

событий. Словом, надо было быть русским историком. А их, таких историков, не

бы­ло. Основоположниками русской исторической науки были немцы, которые со

времен Петра I поставили себе задачей создать историю Руси. Они не знали и

сотой до­ли того, что знаем мы теперь. Да и не могли знать уже потому, что

некоторые из них не владели даже русским языком! (Байер, например).

Стол­кнувшись с дикой, неграмотной Россией, они приняли, что это было так и

прежде, выпустив из виду, что пред­ставляла собой Киевская Русь и в какую

бездну невеже­ства и бедности она свалилась из-за нашествия и веково­го

владычества татар. Достаточно напомнить, что храм св. Софии в Киеве служил

после разгрома татар мно­го лет... конюшней. Открытие в 1800 году такого

гени­ального произведения XII века, как “Слово о полку Игореве”, было похоже

на гром среди ясного неба: никто не мог сначала даже подумать, что русская

культура того времени поднималась до высот, с которыми не могла сравниться

вся западноевропейская литература соответ­ствующего времени. Естественно, что

при такой бедности знаний о Древ­ней Руси представления Шлецера, что наши

предки бы­ли настоящими дикарями, были до известной степени обоснованны:

судили по настоящему, забывая о блестящем прошлом. Выводы, к которым пришли

ученые не­мцы, стали своего рода каноном, в достоверности кото­рого

сомневаться считалось чем-то вроде святотатства. И, может быть, главное: на

историю давила политика — германскому влиянию в России было выгод­но

поддерживать в русских убеждение, что без варягов им не обойтись. Норманская

теория считалась “благона­меренной", и всякий, выступавший против нее,

подвер­гался сомнению в “благонадежности” и т.д. Защищать диссертацию на

антинорманскую тему не было возмож­ности: она непременно была бы провалена в

совете про­фессоров. При­ведем цитату из книги проф. Н.П. Загоскина “История

права русского народа”, (1899, 1, 336—338):”Вплоть до второй половины

текущего столетия уче­ние норманской школы было господствующим и автори­тет

корифеев ее Шлецера — со стороны немецких ученых, Карамзина — со стороны

русских писателей пред­ставлялся настолько подавляющим, что поднимать голос

против этого учения считалось дерзостью, признаком не­вежественности и

отсутствия эрудиции, объявлялось почти святотатством. Насмешки и упреки в

вандализме устремлялись на головы лиц, которые позволяли себе протестовать

против учения норманизма. Это был ка­кой-то научный террор, с которым было

очень трудно бо­роться”.

Закончить хочется, перефразировав слова летописи : ИСТОРИЯ наша велика и

обильна, а порядка в ней нет.

7. Список литературы:

Н.М.Карамзин “История Государства Российского”

изд.Книжный сад, Москва, 1993

С.М.Соловьев “Чтения и рассказы по истории России”

изд.Правда, Москва,1989

С.М.Соловьев “История России с древнейших времен”

В.О.Ключевский “Курс русской истории”

Д.С.Лихачев “Повесть временных лет” перевод

С.Лесной “Откуда ты, Русь?”

изд.Донское слово, Ростов-н-Д, 1995

В.Демин “Тайны русского народа”

изд.Вече, Москва, 1997

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты