Реферат: Происхождение древнерусского государства

Реферат: Происхождение древнерусского государства

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: Происхождение древнерусского государства.

Спорные проблемы и теории.

МОСКВА

1999

Введение.

Откуда и когда взяла свое начало древняя Русь? На эти вопросы до сих

пор нет точных и однозначных ответов. Да и откуда им взяться, если вся

древне-русская история построена на основании практически одной только

“Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые

повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории

других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их

летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных

теорий относительно подлинной истории российской.

Существуют различные подходы к выделению временных рамок древнерусской

цивилизации. Одни исследователи начинают с появления древнерусского

государства в IX веке, другие — с крещения Руси в 988 году, третьи — с

первых государственных образований у восточных славян в VI веке. Согласно

О.Платонову: русская цивилизация — одна из самых древнейших духовных

цивилизаций мира, базовые ценности, которой сложились задолго до принятия

христианства. В 1980 году А.Т.Фоменко попытался опровергнуть традиционную

“скалигеровскую” хронологию, опираясь на математико-статистические выкладки и

отраженные в древних источниках наблюдения небесных явлений. Он выдвинул

предположение о том, что она неверна, а следовательно ошибается и вся мировая

историческая наука, базирующаяся на этой хронологии.

В.О.Ключевский писал : ”В нашей исторической литературе преобладают два

различных взгляда на начало нашей истории“. Один из них изложен немецким

ученым Шлецером, который считал, что до половины IX века , т.е. до прихода

варягов, на огромном пространстве от Новгорода до Киева все было дико и

пусто, покрыто мраком: здесь жили лю-ди , но без правления, “подобно зверям и

птицам наполняющим их леса”. И только в первой половине IX века варягами из

Скандинавии сюда были занесены первые зачатки гражданственности. Другой

взгляд, является полной противоположностью первому. Он получил свое

распространение гораздо позже, в XIX веке. “Наиболее полное выражение его

можно найти в сочинениях профессоров Московского университета Беляева и

Забелина. Вот основные черты их взгляда: “Восточные славяне искони обитали

там, где знает их наша Начальная летопись; здесь, в пределах русской равнины

они поселились, может быть, еще за несколько веков до Р.Х.” (В.О.Ключевский).

В настоящее время доктором философских наук В.Н.Деминым выдвинута

оригинальная теория о существовании за многие десятки тысячелетий до н.э.

государства, являвшегося прародиной единого древнего народа, Гипербореи.

Теория основана на филологических, археологических и летописных исследованиях

и Руси отводится в ней немалое место.

2. История русской летописи.

Главный источник наших знаний о древней Руси — средневековые летописи. В

архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по

существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9

веке и окончив его спустя семь столетий.

Летописи были общерусскими ("Повесть временных лет") и местными ("

Новгородские летописи "). Летописи сохранились главным образом в поздних

списках.

Первым начал изучать летописи В.Н.Татищев. Задумав создать свою грандиозную

"Историю Российскую", он обратился ко всем известным в его время летописям ,

разыскал много новых памятников. После В.Н.Татищева изучением летописей,

конкретно "Повесть временных лет" занимался А.Шлецер. Если В.Н.Татищев

работал “вширь“, соединяя дополнительные сведения многих списков в одном

тексте и, как бы идя по следам древнего летописца-сводчика, то А.Шлецер

работал “вглубь”, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей.

Оба исследовательских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство

в одном : в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в котором до

нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть большая заслуга обоих

замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан известным

археографом П.М.Строевым. И В.Н.Татищев и А.Шлецер представляли себе "

Повесть временных лет " , как создание одного летописца, в данном случае

Нестора. П.М.Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись, как на свод

нескольких более ранних летописей и такими сводами стал считать все дошедшие

до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с

методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов,

которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был

следующий шаг, сделанный А.А.Шахматовым, который показал, что каждый из

летописных сводов, начиная с 11 века и кончая 16 веком, не случайный

конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со

своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем

создания. Так ис-торию летописания он связал с историей страны. Возникла

возможность взаимопроверки истории страны, историей источника. Данные

источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании

картины исторического развития всего народа. И теперь, приступая к изучению

того или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать вопрос о

том, каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной

действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского

летописания внесли такие замечательные ученые, как: В.М.Истрин,

А.Н.Насонов, А.А.Лихачев, М.П.По-годин и многие другие.

Существует две основных гипотезы относительно "Повести временных лет ".

Первой мы рассмотрим гипотезу А.А.Шахматова.

История возникновения начальной русской летописи привлекала к себе внимание

не одного поколения русских ученых, начиная с В.Н.Татищева. Однако только

академику А.А.Шахматову удалось в начале нынешнего столетия разрешить

вопрос о составе, источниках и редакциях "Повести ". Результаты его

исследований изложены в работах "Разыскания о древнейших русских летописных

сводах "( 1908 год.) и "Повесть временных лет " ( 1916 год. ). В 1039 году

в Киеве учредили метрополию-самостоятельную организацию. При дворе

митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года.

Этот свод, предполагал А.А.Шахматов, возник на основе греческих переводных

хроник и местного фольклерного материала. В Новгороде в 1036г. создается

Новгородская летопись, на основе которой в 1050г. возникает Древний

Новгородский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор

Великий, используя древнейший Киевский свод, составил первый Киево-Печерский

свод, куда включил исторические события, происшедшие после смерти Ярослава

Мудрого ( 1054г. ). На основании первого Киево-Печерского и Новгородского

свода создается второй Киево-Печерский свод. Автор второго Киево-

Печерского свода дополнил свои источники материалами греческих хронографов.

Второй Киево-Печерский свод и послужил основой "Повести временных лет " ,

первая редакция которой была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского

монастыря Нестером, вторая редакция — игуменом Выдубицкого монастыря

Сильвестром в 1116 году и третья – неизвестным автором в том же монастыре в

1118 году.

Интересные уточнения гипотезы А.А.Шахматова сделаны советским исследователем

Д.С.Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039г. Древнейшего

Киевского свода и связал историю возникновения летописания с конкретной

борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против

политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия

стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало

самостоятельности Русского государства. Особого напряжения борьба Руси с

Византией достигает в середине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией

переходит в открытое вооруженное столкновение : в 1050г. Ярослав посылает

войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход

Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051г. возводит на митрополичий

престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило

русское государство. Исследователь предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке

по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных

исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил

будущей основой летописи. Д.С.Лихачев предполагает, что " Сказания о

первоначальном распространении христьянства на Руси " были записаны

книжниками Киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под влиянием

пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре, Никон

предал своему повествованию форму погодных записей — “по летам”. В созданный

около 1073г. первый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество

сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря

этому свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность. В "

Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал летописи

политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод явился

выразителем народных идей. После смерти Никона работы над летописью

непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря, и в 1095 году

появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал

пропаганду идей единства русской земли, начатую Никоном. В этом своде также

резко осуждаются княжеские междоусобицы. Далее в интересах Святополка на

основе второго Киево-Печерского свода Нестером создается первая редакция "

Повести временных лет ". При Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по

поручению великого князя в 1116 году составляет вторую редакцию "Повести

временных лет". Эта редакция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи.

В 1118 году в Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья

редакция "Повести временных лет". Она была доведена до 1117г. Эта редакция

лучше всего сохранилась в Ипатьевской летописи.

1. Норманская теория.

Норманская теория — один из важнейших дискус-сионных аспектов истории

Русского государства. Сама по себе эта теория является варварской по

отношению к нашей истории и к ее истокам в частности. Практически на

основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепенность,

вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась страшная

несостоятельность даже в сугубо национальных вопросах. Обидно, что на

протяжении десятков лет норманистская точка зрения происхождения Руси прочно

была в исторической науке на правах совершенно точной и непогрешимой

теории. Причем среди ярых сторонников норманнской теории, кроме зарубежных

историков, этнографов, было множество и отечественных ученых. Этот обидный

для России космополитизм вполне наглядно демонстрирует, что долгое время

позиции норманнской теории в науке вообще были прочны и непоколебимы.

Лишь со второй половины нашего века норманизм утратил свои позиции в науке.

В данное время эталоном является утверждение, что норманская теория не

имеет под собой почвы и в корне неправильна. Впрочем, и та и другая точка

зрения должна быть подтверждена доказательствами. На протяжении всей борьбы

норманистов и антинорманистов первые и занимались поиском этих самых

доказательств, зачастую сфабриковывая их, а другие старались доказать

беспочвенность догадок и теорий, выводящихся норманистами.

Согласно норманской теории, основанной не неправильном толковании русских

летописей, Киевская Русь была создана шведскими викингами, подчинив восточно-

славянские племена и составившими господствующий класс древнерусского

общества, во главе с князьями-Рюриковичами. Что же послужило камнем

преткновения? Несомненно, статья в “Повести временных лет”, датированная

6370-м годом, что в переводе на общепринятый календарь — год 862-й : ”В лето

6370. Изъгнаша Варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе

володети, и не бе в них правды, и въста родъ на родъ, и почаша воевати сами

на ся. И реша сами в себе: "поищем собе князя, иже бы володел нами и

судил по праву". И идоша за морк к варягам, к Руси; сице бо тии звахуся

Варязи Русь, яко се дркзии зовутся Свие, друзии же Урмане, Анъгляне, друзии

Гъте, тако и си. Реша Руси Чудь, и Словени, и Кривичи вси: "земля наша велика

и обильна, а наряда в ней нет, да поидите княжить и володети нами. И

изъбрашася 3 братья со роды своими, и пояша по собе всю Русь, и приидоша к

Словеном первое, и срубиша городъ Ладогу, и седе в Ладозе старей Рюрик, а

другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Избрьсте, Труворъ. И от техъ варягъ

прозвася Руская земля..."

Этот отрывок из статьи в ПВЛ, принятый на веру рядом историков, и положил

начало построению норманнской концепции происхождения Русского государства.

Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых,

норманисты утверждают, что пришедшие варяги есть скандинавы и они практически

создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-

вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий

смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ,

подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.

Хотя данное построение было впервые упомянуто составителем летописи и с тех

пор на протяжении шести веков обычно включалось во все сочинения по

истории России, общеизвестно, что официальное распространение норманнская

теория получила в 30-40-е годы XVIII века во времена "бироновщины", когда

многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами.

Естественно, что и весь первый состав Академии Наук был укомплектован

немецкими учеными. Считается, что создали эту теорию немецкие ученые Байер и

Миллер под влиянием политической обстановки. Чуть позже эту теорию

развил Шлетцер. На опубликование теории мгновенно среагировали некоторые

русские ученые, в особенности М. В. Ломоносов. Надо полагать, что эта

реакция была вызвана естественным чувством ущемленного достоинства.

Действительно, любой русский человек должен был воспринять эту теорию как

личное оскорбление и как оскорбление русской нации, в особенности такие

люди, как Ломоносов. Именно тогда начался спор по норманнской проблеме.

Загвоздка в том, что противники норманнской концепции не могли опровергнуть

постулаты данной теории из-за того, что изначально стояли на неверных

позициях, признавая достоверность летописного рассказа-первоисточника, и

спорили лишь об этнической принадлежности славян.

Норманисты упирали на то, что термином "русь" обозначались именно

скандинавы, а их противники готовы были принять любую версию, лишь бы не

дать норманистам фору. Антинорманисты готовы были говорить о литовцах,

готах, хазарах и многих других народах. Понятно, что с таким подходом к

решению проблемы антинорманисты не могли рассчитывать на победу в данном

споре. Как следствие, к концу XIX века явно затянувшийся спор привел к

заметному перевесу норманистов. Количество сторонников норманнской теории

выросло, а полемика со стороны их противников стала ослабевать. На ведущую

роль в рассмотрении этого вопроса выдвинулся норманист Вильгельм Томсен.

После того, как в России в 1891г. была опубликована его работа "Начало

Русского государства", где были с наибольшей полнотой и ясностью

сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории, многие русские

историки пришли к мнению, что норманнское происхождение Руси можно считать

доказанным. И хотя антинорманисты продолжали свою полемику, большинство

представителей официальной науки встало на норманистские позиции. В ученой

среде установилось представление о произошедшей в результате опубликования

работы Томсена победе норманистической концепции истории Древней Руси. Прямая

полемика против норманизма почти прекратилась. Так, А.Е.Пресняков

полагал, что "норманистическая теория происхождения Русского государства

вошла прочно в инвентарь научной русской истории". Также основные

положения норманнской теории, т.е. норманнское завоевание, ведущую роль

скандинавов в создании Древнерусского государства признавало подавляющее

большинство советских ученых, в частности М.Н.Покровский и И.А.Рожков. По

мнению последнего на Руси "государство образовалось путем завое-ваний,

сделанных Рюриком и особенно Олегом". Это высказывание как нельзя лучше

иллюстрирует положение, сложившееся в русской науке в то время.

Надо отметить, что в XVIII начале XX века западно-европейские историки

признавали тезис об основании скандинавами Древней Руси, но специально

этой проблемой не занимались. На протяжении почти двух столетий на Западе

было всего несколько ученых-норманистов, кроме уже указанного В.Томсена

можно назвать Т.Арне. Положение изменилось лишь в двадцатых годах нашего

столетия. Тогда к России, уже успевшей стать советской, резко возрос

интерес. Это отразилось и на трактовании русской истории. Стало публиковаться

множество работ по истории России. Прежде всего должна быть названа книга

крупнейшего ученого А.А.Шахматова, посвященная проблемам происхождения

славянства, русского народа и Русского государства. Отношение Шахматова к

норманской проблеме всегда было сложным. Объективно его труды по истории

летописания сыграли важную роль в критике норманизма и подорвали одну из

основ норманнской теории. На основании тексто-логического анализа

летописи, им установлен поздний и недостоверный характер рассказа о призвании

варяжских князей. Но вместе с тем он, как и подавляющее большинство русских

ученых того времени, стоял на норманистских позициях! Он пытался в рамках

своего построения согласовать противоречивые показания Начальной летописи и

нерусских источников о древнейшем периоде истории Руси. Возникновение

государственности на Руси представлялось Шахматову последовательным

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты