Реферат: Политические и правовые учения в Древнем Риме

собственностью как общей, а частной — как своей». С этих позиций он отвергал

такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление крупных

землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества,

отнятых у законных владельцев.

Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло

«раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-

либо государство вообще было основано». Само государство (как «общий

правопорядок») с его установлениями и законами является по своей сущности

воплощением того, что по природе есть справедливость и право.

Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические

учреждения, писаные законы и т.д.) соответствовали справедливости и праву,

ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.

Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и

постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов,

решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — то

существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право

предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение

голосованием или решением толпы». Закон, устанавливаемый людьми, не может

нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла,

честное из позорного.

Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному

праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или

несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости и

праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в

Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г. до н. э.,

согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и

ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти

по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и

многие другие «пагубные постановления народов», по словам

Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего

согласия принятые разбойниками».

Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того,

соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков.

Важное значение Цицерон (под влиянием Платона) придавал введению (преамбуле)

к закону, поскольку «закону свойственно также и стремление кое в чем

убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель такой преамублы —

укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в

интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений.

Свои общие представления о справедливыхзаконах Цицерон конкретизировал в

предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Имея в виду

универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для

одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких

духом».

Ряд важных положений о правовой регламентации государственной деятельности

высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что

империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. Следует, считал

он, установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан

меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен

будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано

или поздно начать повелевать». В общем виде им формулируется и следующий

правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все».

В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от писаного

содержится деление самого писаного права на частное и публичное право. Так

называемое право народов трактуется им как частью положительное право разных

народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как

международное естественное право). Он формулирует существенный принцип

международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых

международными договорами. Проводя различие между справедливыми и

несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну,

которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется им как

вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В

качестве причины справедливой войны им указывается необходимость защиты

государства, в качестве цели — установление мира. Цицерон выступал за

гуманное обращение с пленными и побежденными.

Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеям Цицерона в области

международного права, следует вместе с тем отметить его в целом одобрительное

отношение к завоевательным войнам римской державы и ее претензиям на мировую

гегемонию.

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве,

оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды

находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и

христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его

идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские

просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста.

Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за

свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О.

Мирабо, М. Робеспьера и др.).

В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание многочисленных

авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о

смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о

естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф.

Аквинский, Г. Греции, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому

кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных

интерпретаторов.

Список использованной литературы

1. Цицерон «Речи» 1 том, Наука, М. 1993

2. Саллюстий Крисп «Сочинения» Наука, М. 1981

3. Плутарх «Сравнительные жизнеописания» 2 том, Наука, М. 1991

4. Теодор Момзен «История Рима» 3 том, СПет. 1995

5. Цицерон «Об обязанностях» Наука, М. 1993

6. С. Л. Утченко «Цицерон и его время» Мысль 1985

2.Основные идеи раннего христианства.

2.1.Происхождение христианство

Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. Его родство с иудаизмом

проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как

иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признается только

христианами и является для них главнейшей). О несомненной близости

первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют также

найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих

принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме -

ожидания скорого прошествия Учителя праведности, в эсхатологических

представлениях, в истолковании идей греховности человека, в обрядности, в

организации общин и отношении к собственности. Относительно быстрое

распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в

самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся

кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне,

чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между

рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций,

между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать

утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла

утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство

провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение,

надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание

божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда

искупить все человеческие грехи и пороки.

Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий

мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и

законченном виде. Однако история религиозных учений свидетельствует о том,

что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных

влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные

концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские

воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в

мощную культурно-интелектуальную силу, способную противопоставить себя всем

национально-этническим культам и превратиться в массовое национальное

движение. Усвоение первоначальным христианством предшествующего религиозно-

культурного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разрозненных

представлений, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее

признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали

неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) и

нравственное учение римского стоика Сенеки ( ок. 4 до н. э. - 65 н. э.).

Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматривающей Логос в

качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Филона -

священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не

существует, только через Логос - Слово. Учение Филона о прирожденной

греховности всех людей , о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе

как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий- высший

Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило одной из идейных

предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал,

оказало заметное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижение добродетели,

близко к взглядам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека

считал достижение свободы духа посредством осознания божественной

необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной

необходимости, то она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает

невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности.

Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных

требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает

признание единство человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее

сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от

социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал

золотое правило морали, которое звучало следующим образом:

"Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались

стоящие выше"

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея:

"И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы

с ними"( Мф. 7:12 ).

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости

чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в

пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных

для общества и человека, скромность и

умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой

принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку

собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного

милосердия.

Усвоение христианство различных элементов восточных культов, эллинистической

философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она

относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры.

2.2.Распространение христианства в Римской империи

Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и греков, в

странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческом языке. В первые

полтораста лет в Риме и западной части империи было мало последователей

христианства. Греки принимали христианство скорее, потому что они были мягче

нравами и образованнее. Христианское учение не делало различия между людьми

по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, ни

свободного, ни раба, а все - одно во Христе.

Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этих обществ

сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной

вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались.

Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.

Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары

в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить

душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищами церкви". Святым делом

считалось у христиан и освобождение раба. "Раба выкупить - значит душу

спасти". Христианский епископ Киприан учил: "В плененных братьях вы должны

видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать

из рук варваров Того, кто нас вырвал у диавола". Христиане праздновали три

дня в неделе: среду, пятницу и воскресенье, в память о пленении Христа,

мученичестве Его и воскресении. В праздники они не украшали дверей и улиц

цветами, не водили хороводов, и это бросалось в глаза окружающим.

К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных

направлений, которые вели горячие споры друг с другом и внешними идейными

конкурентами. Раннехристианские общины не знали догматики и культа

позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения

богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех

общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву,

принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и

человеком.

В христианской общине можно было заметит различие между особыми ревнителями

веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных. От

"совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были

впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были

окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным

большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой

подготовки.

Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Если

посвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишь

после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали

собираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всеми

остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся

отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только

часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не

осквернить себя. Касающиеся стояли в дурной одежде среди нищих, у церковной

двери.

По мере роста христианского космополитизма и формирования основных

догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с

ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских

восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно,

оформился окончательно.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением

социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов

и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники,

торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан

постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство

богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный

срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы,

митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосредотачивают в своих руках

всю полноту власти.

Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной

направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических

тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской

властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить

мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из

национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая

религия, понятная всем народам империи.

Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным

входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо

избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола, пышность идолослужения.

Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать

богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах.

Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами.

Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать

перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д.

Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона перед

изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь. Иногда

народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например землетрясения,

обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов был видеть причину

несчастья в "безбожии" христиан, в том, что христиане, отрицая богов,

навлекли грев на всех.

Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились

активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337)

своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в

государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его

председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских

церквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждении

христианского вероучения.

2.3.Разделение христианство на две ветви-православия и католицизма.

Православие и католицизм - два крупнейших направления од­ной из величайших

мировых религий - христианства.

Христианство начало распространяться с 1 в. н.э. на терри­тории Малой Азии, в

восточных провинциях Римской империи, пер­воначально как вероисповедание

подневольного еврейского народа, а позднее - и всего зависимого населения:

рабов, крестьянства и т.д.. Возникновение христианства было связано с

рождением на Зем­ле Спасителя - Сына Божиего Иисуса Христа, воплощенного

Бога. После распятия и воскресения Христа проповедью его Учения в раз­ных

землях и разным народам занимались 12 апостолов - учеников Христа. Ими же

были написаны и книги "Нового Завета" о жизни, страданиях. Учении, смерти и

воскресении Иисуса Христа - Еванге­лия, что по-гречески означает "Благая

весть".

После апостолов быстро разраставшейся сетью христианских об­щин стали

управлять их преемники - епископы. Епископы меньших го­родов подчинялись

митрополитам - епископам более крупных городов. Митрополиты в свою очередь

подчинялись епископам столичных горо­дов - патриархам. Верховная же власть в

Церкви принадлежала Все­ленским Соборам. Патриархов же в то время было пять:

Римский, Константинопольский, “Александрийский, Антиохский и Иерусалимский.

Размежевание между православием и католицизмом в христиан­стве начало

проявляться после раздела Римской империи на Запад­ную и Восточную./395

г./Основной причиной этого явилось соперни-чесво между константинопольским и

римским патриархом, называвшим себя папой, за главенство в христианском мире.

По мере усиления экономического могущества римских пап в Западной Европе

возрас­тали и их притязания на роль главы Вселенской Церкви, что,

естес­твенно, остальной Церковью было признано незаконным.

Постепенно разногласия усиливались. Так, уже на шестом Все­ленском Соборе

/680 г./ были осуждены некоторые нововведения Римской Церкви, а именно:

принуждение священников и дьяконов к безбрачию, строгие посты в субботы

Великого Поста и изображение Иисуса Христа в виде агнца /ягненка/.

Формальное разделение общехристианской Церкви на западную

/римско—католическую/ и восточную /греко-православную/ произо­шло в 1054 г.,

когда посланник папы римского в Византии кардинал Гумберт после

безрезультатных переговоров с патриархом оставил в храме Св. Софии в

Константинополе письмо, отлучающее от церкви патриарха и его сотрудников.

Патриарх в свою очередь наложил за­прет на кардинала Гумберта.

Окончательно разделение Церквей завершилось после захвата в 1204 г.

Константинополя крестоносцами. Дело в том, что в XI -Х!! вв. католическая

церковь практически возглавила торгово-коло­низационное движение европейцев

на Восток под предлогом, якобы, освобождения Иерусалима и его святынь от

арабов-мусульман. Од­нако Четвертый Крестовый поход отправился уже не в Малую

Азию, а в Константинополь. Крестоносцы взяли город, разграбили его,

осквернили святыни православных храмов и образовали в Констан­тинополе

Латинскую империю, которая просуществовала более 50 лет. С тех пор

православная и католическая Церкви продолжали жить и развиваться отдельно

друг от друга.

Список использованной литературы

1. Религии мира. под ред. Я.Н.Щапова М.: Просвещение,1994

2. Репина Л.П. Римская церковь и распространение хри­стианства.//

Средневековая Европа глазами современ­ников и историков. 4.1, М., 1994.

3. Большая советская энциклопедия. М., 1982

4. Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на

Руси.-М.:Знание, 1992

5. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие

для учащихся среднего возраста. — М., 1992.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты