Реферат: Политические и правовые учения в Древнем Риме

Реферат: Политические и правовые учения в Древнем Риме

НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

«Политические и правовые учения в Древнем Риме»

Срок сдачи работы .

Преподаватель .

Студента факультета .

Специальности .

Группы .

. .

Содержание

Содержание.....................................................................2

1.Политико-правовые взгляды Цицерона...........................................3

Список использованной литературы..............................................12

2.Основные идеи раннего христианства..........................................13

2.1.Происхождение христианство................................................13

2.2.Распространение христианства в Римской империи........................... 15

2.3.Разделение христианство на две ветви-православия и католицизма... 17

Список использованной литературы..............................................19

1.Политико-правовые взгляды Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый римский оратор, юрист,

государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное

внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы

освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-

правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в

работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и

судебных речах.

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под

заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона,

Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон

как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с

собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и

политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права,

с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и

политической действительности. В целом творческое использование идей

предшественников в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием

им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и права.

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res

populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей,

собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей,

связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем

самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение

общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для

древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое

общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий

правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия

государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до

современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину

происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их

страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить

вместе.

Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко

распространенные в его время представления о договорном характере

возникновения государства.

Влияние Аристотеля заметно и в трактовке - Цицероном роли семьи как

первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем

возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и

собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной

образования государства является охрана собственности. Нарушение

неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон

характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.

Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а

согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям

человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и

сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на

всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон,

приводит к пониманию того, что «всем этим миром правит разум». Данное

положение, сформулированное еще древнегреческим философом Анаксагором,

используется Цицероном для обоснования своего понимания «природы» как

обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего источника разумных

и справедливых установлений и действий людей. Именно благодаря тому, что люди

самой природой наделены «семенами» разума и справедливости и, следовательно,

им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение

упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права.

Разум — высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающий все

низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т.

д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудрости нет места

ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков».

В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание

анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм

из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в

«характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа

правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть

оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «И вот, когда

верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого

одного царем, а такое государственное устройство — царской властью. Когда она

находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община

управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является

такая община, в которой все находится в руках народа».

Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не наилучшие, но

они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только

сохраняются те основы и связи (в том числе — и правовые), которые впервые

накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства.

Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы

предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на

последнее место ставится демократия. «Благоволением своим,— пишет Цицерон, —

нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы».

Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и

должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в

смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах

государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает

недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения

за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.

Так, при царской власти, пояснял Цицерон, все прочие люди отстранены от

участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой и

отстранен от власти и при господстве оптиматов. При демократии же, «когда все

вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки

само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном

положении».

Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том,

что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости,

находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Царская

власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается

тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести)

превращается в господство клики богатых и знатных. Хотя такая власть и

продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает

Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие

люди считаются наилучшими». Соответственно и полновластие народа, по оценке

Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к

ее тиранической власти.

Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы,

господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства,

поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как

общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное

для всех право.

Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона,

можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного

устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств

трех простых форм правления. «Ибо, — подчеркивал он, — желательно, чтобы в

государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была

уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были

предоставлены суждению и воле народа». В качестве важнейших достоинств такого

государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое

равенство его граждан.

Как путь к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием) трактовал

эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к

сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях

магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в полномочиях

сената, народной власти — в полномочиях народных собраний и народных

трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью

«предков», создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо

придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность крена в сторону

того или иного начала смешанной государственности и выступая за их взаимное

равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерного распределения прав,

обязанностей и полномочий — с тем, чтобы достаточно власти было у

магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно

свободы у народа».

Достоинства государственного устройства Рима — это по оценке Цицерона, плод

многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного

одаренного лица, от которого обязательно что-то ускользает. В отличие от Рима

в других государствах формы правления создавали на основе своих законов и

установлений отдельные лица (например, Минос — на Крите; Ликург — в Спарте;

Тесей, Драконт, Солон, Клисфен, Деметрий Фалерский — в Афинах и т. д.).

Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от

платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально

осущестимой, подразумевая при этом практику римской республиканской

государственности в лучшую пору ее существования («при предках»).

Платоновское же государство — это, скорее, не реальность, а лишь желание, оно

«не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком было бы возможно

усмотреть разумные основы гражданственности».

Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона состоял в том, что

он, отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений,

выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских

граждан в рамках «общего правопорядка». Эта «срединная» позиция отчетливо

проявилась и в политическом лавировании Цицерона между «оптиматами» и

«популярами» — приверженцами, условно говоря, двух линий политической

ориентации соответственно на верхи и низы общества. Сознавая различие целей

оптиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивал представление о том, что

подлинные интересы тех и других вполне могут быть соединены и учтены в рамках

«общего согласия». Себя Цицерон, после избрания его на народном собрании

консулом, аттестовал (не без демагогии) как истинного защитника народа, как

консула-популяра.

С этой позиции «истинного популяра» и борца за «всеобщее согласие» и благо

государства он атаковал своих политических противников, в частности таких

лжепопуляров, по его оценке, как Рулл, Катилина, Клодий. За его ведущую роль

по подавлению «заговора Катилины» Цицерон получил от народного собрания

благодарность и почетный титул «отец отечества». Это было в 63 г. до н.э., а

в 58 г. до н.э. при трибунате Клодия Цицерон был вынужден покинуть Рим, куда

он снова возвратился лишь через 17 месяцев, когда Клодий потерял свое

влияние. В конце 50-х гг. Цицерон выступал против всевластия триумвиров

(Помпея, Цезаря и Красса) и возможной военной диктатуры. В 40-х гг.

установление режима личной власти Цезаря он расценил как «ночь республики»,

«утрату свободы в государстве» и тиранию. Убийство Цезаря (44 г. до н. э.) он

встретил с радостью. Хотя Цицерон и не был в числе заговорщиков, однако

последние считали его своим человеком и после убийства Цезаря в сенате

выкрикивали «Цицерон!» в знак восстановления свободы.

С учетом специфики практической политики и ее особой логики следует все. же

признать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался верен основным

идеям и принципам той теоритической концепции государства, которую он

развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась

представлениям об «общем благе», «согласовании интересов», «общем

правопорядке» и т. д.

При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан

римской республики, но вовсе не рабов.

Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и

предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать

неблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону,

отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействовать

прочности и долговечности государства как «общего правопорядка».

Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым,

воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях

о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может

быть справедлив».

В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие

государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный

государственный деятель, по Цицерону, должен «как диктатор установить в

государстве порядок». Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, а в

общих интересах как спаситель республики. Следуя Платону, Цицерон полагал,

что истинным правителям в награду за их дела «назначено определенное место на

небе, чтобы они жили там вечно, испытывая блаженство».

Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены

необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины,

справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не

должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные

несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим

несправедливость и трудиться для общего блага.

Всемерно восхваляя политическую активность граждан, Цицерон подчеркивал, что

«при защите свободы граждан нет частных лиц». Он отмечал также долг

гражданина защищать отечество в качестве воина.

Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны и для правовой теории

Цицерона. В основе права лежит присущая природе справедливость. Причем

справедливость эта понимается Цицероном как вечное, неизменное и неотъемлемое

свойство и природы в целом, и человеческой природы. Следовательно, под

«природой» как источником справедливости и права (права по природе,

естественного права) в его учении имеются в виду весь космос, весь окружающий

человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и

общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу,

внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе» (в силу ее божественного

начала) присущи разум и законообразность, определенный порядок. Именно данное

духовное свойство природы (ее разумно-духовный аспект), а вовсе не ее

предметный и телесно-материальный состав, занимающий подчиненное и

второстепенное место (как тело по отношению к душе, чувственные части души по

отношению к разумной ее части) и является, по Цицерону, подлинным источником

и носителем естественного права.

Цицерон дает следующее развернутое определение естественного права: «Истинный

закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся

на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга,

приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда

это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не

воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать

полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь

ограничивать 1его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и

мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого

закона не можем».

Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народы в

любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем

будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель,

судья, автор закона».

Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряется данному

закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, который неминуемо

понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежать обычного

людского наказания.

В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим влиянием

соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это влияние заметно

и там, где он видит существо и смысл справедливости (и, следовательно,

основной принцип естественного права) в том, что «она воздает каждому свое и

сохраняет равенство между ними».

Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать

чужую собственность. «Первое требование справедливости, — отмечал он, —

состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет

спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты