Реферат: Отношения России с Индией

востоковедения РАН предполагается проводить ежемесячные семинары и

конференции по различным вопросам индийско-российских отношений, включая

политические, экономические, торговые и научные связи, в крупнейших городах

Российской_Федерации.

6. Претворение в жизнь положений совместного документа по сотрудничеству в

области торговли, экономики, промышленности, финансов, науки и техники вплоть

до 2010 года. Индийская сторона при этом особо подчеркивает и выделяет такие

сферы, как энергетика, сталелитейная, нефтяная, угольная промышленность,

информационная технология, фармацевтика, космос, атомная энергетика, наука и

техника. Индийцы помнят о той значительной помощи, оказанной Россией в

промышленном и техническом развитии страны. Там помнят Бхилаи, нефтеразведку,

другие объекты совместного сотрудничества с Россией.

7. Сотрудничество в области науки и техники на основе Долгосрочной программы,

разработанной в 1997 г., что является самой большой двусторонней программой,

когда-либо осуществлявшейся Россией и Индией.

VI Отношение США к сближению России и Индии.

Активное сближение между Россией и Индией, идея создания политического союза

Россия-Индия-Китай как альтернативы модели однополюсного мира, по-видимому,

не на шутку встревожили США, что побудило президента Б. Клинтона отправиться

в конце марта 2000 г. с визитом в Южную Азию.

С тех пор, как 30 лет назад Ричард Никсон побывал в Исламабаде, а 22 года

назад Джимми Картер заехал в Дели, лидеры США обходили проблемный регион

стороной. Нарушил этот обычай Билл Клинтон – 14 марта он прибыл в Дели и до

25 марта побывал не только в Индии, но и в Пакистане и Бангладеш. Поговорить

здесь ему действительно было о чем: теперь, после “холодной войны”, когда

Пакистан уже не является для США единственным союзником в регионе и

противовесом просоветской Индии, отношения с этими странами нужно фактически

выстраивать заново.

“Я убежден, что укрепление мира, процветания и свободы в XXI веке будет во

многом зависеть от того, в состоянии ли Америка установить партнерство с

Южной Азией”, – написал Клинтон в статье для газеты “The Times of India”

накануне визита. Впрочем, столь глобальные замыслы имели скромное

практическое воплощение. Клинтон привез $84 млн. для программы развития

энергетики в Индии, Бангладеш и Непале, 97 млн. на продовольственную помощь

Бангладеш и еще 6 млн. – для защиты тропических лесов.

Шестидневный визит не обещал Клинтону легкой жизни – решить беспокоящие США

вопросы не удалось. В первую очередь это касается темы ядерной безопасности.

Индия и Пакистан провели успешные испытания ядерного заряда, но Договор о

всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) не подписали. Уговорить Дели

или Исламабад подписать договор было бы настоящей победой администрации

Клинтона. Но это, по-видимому, невозможно. “До тех пор, пока существует угроза

нашей безопасности, никакое давление не заставит нас принять такое решение”, –

заявил за несколько часов до прилета Клинтона индийский премьер Атал Бихари

Ваджпаи. Теоретически Вашингтону проще было добиться подписания ДВЗЯИ у

Исламабада – здесь еще свежи воспоминания о “многолетней дружбе” с

американским народом в годы советской войны в Афганистане. Но на такую уступку

Исламабад мог пойти, если, например, Вашингтон стал бы посредником в

урегулировании территориального спора Пакистана с Индией из-за штата Джамму и

Кашмир. Но этого не произошло.

Выступая на совместном заседании обеих палат индийского парламента, Клинтон,

затронув кашмирскую проблему, признал, что только “Индия и Пакистан могут ее

решить”. По его словам, США готовы в случае обращения к ним за помощью

содействовать восстановлению спокойствия в Кашмире. Главный документ,

подписанный в ходе поездки Клинтона в Индию, – совместное заявление “О видении

мира”. При наличии ряда острых вопросов, разногласия по которым у “двух

величайших демократий”, как величали себя лидеры США и Индии, остаются,

документ отражает максимальное сближение точек зрения обеих сторон на многие

проблемы. Вместе с тем и американцы, и индийцы констатировали

принципиально различные подходы к ядерным вопросам. “Индия и Соединенные Штаты,

– отмечается в заявлении, – разделяют мнение о том, что необходимо стремиться к

сокращению и полному уничтожению ядерного оружия, но не всегда согласны друг с

другом в отношении путей достижения этих общих целей”. В частности, Вашингтон

не согласен с утверждениями Индии, что ядерное оружие необходимо ей для

обеспечения безопасности в Южной Азии.

Попутно Клинтон объявил Индию “форпостом демократии в Азии”. Это и почетно, и

не очень противоречит модели “многополярного мира”, приверженцем которой

считает себя Индия, и не задевает стратегических целей США. Однако в речи на

обеде в честь лидера США президент Индии Нараянан достаточно определенно

высказался о приверженности его страны идее многополярности современного

мира.

В целом сложилось впечатление, что Вашингтон и Дели в ходе визита Клинтона

ставили перед собой задачу как можно меньше затрагивать темы, вызывающие

взаимное раздражение. И это им явно удалось. Премьер Ваджпаи дал высокую

оценку результатам визита главы Белого дома и подписанным документам,

предусматривающим широкое развитие индийско-американских отношений. Как

отметил в этой связи один из видных политологов Индии Брахма Челланей, “у

индо-американских отношений новый старт, но в ограниченных рамках”. Вторя

ему, бывший заместитель министра иностранных дел страны Диксит, комментируя

слова совместного заявления о том, что “стороны переходят к новой фазе

длительного и динамичного сотрудничества”, заявил: “Посмотрим. Для динамики

нужно реальное наполнение, а не политические лозунги”.

В Индии, конечно, есть круги и прозападные, и провосточные по убеждениям, по

политическим соображениям. Но для них сейчас на первом плане стоят интересы

своей страны, а не прозападные или провосточные шатания. То же можно сказать

и в отношении российско-индийских связей. Да, эти связи укрепляются и

расширяются, но не за счет других стран. Мы не требуем, чтобы Индия дружила

только с нами и порвала с другими. Они не требуют от нас того же. Каждый

волен выбирать себе друзей в зависимости от своих интересов. А эти интересы

могут совпадать, но по некоторым вопросам могут и не совпадать. Хотя к

консенсусу и надо стремиться.

Американцев беспокоит не только возросшая самостоятельность Индии, но и

развитие российско-индийских отношений, особенно в области атомной энергетики

и космических программ.

Индия – одна из наиболее развитых стран в области ядерной технологии

, включая производство источниковых материалов. Она охватывает полный ядерный

цикл – от геологоразведки до добычи, производства, управления отходами. Сложный

циклотрон переменной энергии в Калькутте и ускоритель средней энергии

“пеллетрон” в Мумбае – это ведущие исследовательские центры страны. Сейчас в

Индии действуют 8 атомных электростанций, производящих 8 млрд. кВт

электроэнергии, планируется строительство еще 4-х. У Индии есть и своя атомная

бомба, и ее носители. Известны успехи Индии и в освоении космоса. Индия

– единственная страна в третьем мире, сумевшая создать собственные спутники

дистанционного обнаружения, да и вывести их на орбиту тоже. Сейчас там

завершаются работы над геосинхронной пусковой установкой спутников, способной

вывести на орбиту спутник весом до 2-х тонн.

Прогресс Индии в области атомной энергетики и космических программ привлек

внимание во всем мире, в том числе и в России. Заключаются лизинговые

соглашения по конкретным проектам, в частности по маркетингу информации

индийских спутников, на предоставление космических услуг. Естественно,

успешно продвигаются и совместные проекты в области атомной энергетики. И то,

и другое вызывает нескрываемое раздражение на Западе, особенно в США. А

индийско-российский корабль идет своим курсом.

Наконец, насколько реально создание альянса Индия-Китай-Россия и каковы

могут быть отношения этого альянса к Японии?

Создание альянса Индия-Китай-Россия не только реально, но эти три страны

довольно активно двигаются в этом направлении. В 1999-2000 гг. Москву уже

посетили высокопоставленные представители Дели и Пекина. Они заявили: мир

должен быть многополярным, а не однополярным. Когда это претворится в жизнь?

По-видимому, не завтра, не послезавтра. Надо политику и практику сблизить,

проанализировать, изучить. В том числе сблизить и позиции трех этих стран

треугольника, в том числе и в отношениях между собой. В первую очередь это,

между прочим, относится и к России. А в области политики у России есть свои

проблемы и с Китаем, и с Японией.

VII Российско-индийские отношения на рубеже XX-XXI веков.

Новый этап отношений России с Индией неразрывно связан с внешнеполитической

программой В.В. Путина, основные моменты которой были озвучены во время

разговора, состоявшегося по горячей линии 27 марта 2000 г. между премьер-

министром Аталом Бихари Ваджпаем и и.о. президента Российской Федерации

Владимиром Путиным. Индийский руководитель сердечно поздравил г-на Путина с

его впечатляющей победой на выборах. Он сказал, что весь индийский народ был

рад его избранию и передал г-ну Путину наилучшие пожелания в работе на

высоком посту. А.Б. Ваджпаи напомнил о беседе, имевшей место между индийским

премьер-министром и российским исполняющим обязанности главы государства 27

января 2000, отметив, что двусторонние отношения между Индией и Российской

Федерацией испытаны временем и основываются на постоянстве, доверии и

взаимопонимании.

Премьер-министр повторил свое приглашение г-ну Путину посетить Индию с

государственным визитом при первой возможности в ближайшее время. Он сказал,

что народ Индии окажет ему радушный прием. Премьер-министр также отметил, что

надеется, что во время визита нового российского президента будет подписана

Декларация о стратегическом партнерстве между Индией и Российской Федерацией.

В.В.Путин поблагодарил премьер-министра за поздравления. Он с благодарностью

принял приглашение посетить Индию при первой возможности в ближайшее время.

Визит В.В. Путина не заставил себя долго ждать, так как в 90-е годы связи

между Россией и Индией оказались в застое, а экономическое сотрудничество

резко сократилось. Во многом это было обусловлено распадом бывшего Советского

Союза и сложностями становления нового строя в России.

Однако сегодня, когда Россия обретает стабильность - политическую

и экономическую, а Индия преодолела полосу частой смены правительств и

премьеров, стороны демонстрируют заинтересованность в том, чтобы вывести

свои отношения на качественно новый уровень. Эту задачу и был

призван решить визит Владимира Путина. Программа его пребывания в Индии

включала переговоры с премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаи, встречу с

президентом Индии Кочерилом Раманом Нараянаном, посещение парламента, беседу с

крупнейшими индийскими бизнесменами. Предполагалось подписание

основополагающего документа - Декларации о стратегическом

партнерстве между Россией и Индией. В этом документе, ориентированном на

длительную перспективу, конкретизированы основные направления доверительного

партнерства, охватывающего весь комплекс двусторонних отношений.

Накануне поездки Владимир Путин дал интервью индийским СМИ и российскому

телеканалу РТР. Он заявил о стремлении России всемерно расширять политическое,

экономическое и культурное сотрудничество с Индией. При этом было подчеркнуто,

что это сотрудничество не направлено против кого бы то ни было. Оно отвечает

интересам двух стран и интересам мирового сообщества. Поясняя смысл выражения

"стратегический" применительно к партнерству, российский президент отметил, что

это не означает создание какого-то военного альянса. Под термином

"стратегический" подразумевается долгосрочное, рассчитанное на длительную

перспективу партнерство, обусловленное прагматическими национальными интересами

обоих государств. Владимир Путин высказался за то, чтобы Индия была

мощной, развитой, самостоятельной державой и существенным фактором в

международных делах.

Все вышеизложенное Президент России В.В.Путин подтвердил уже на совместной

пресс-конференции в Хайдарабадском Дворце г. Дели, 3 октября 2000 года.

Был подписан ряд важных российско-индийских соглашений, касающихся разных

областей сотрудничества. Базовым документом, конечно, является

Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Индией. В ней

закрепляется весь комплекс многосторонних отношений между двумя государствами.

По итогам встречи принято и совместное заявление, в котором отражены

согласованные позиции России и Индии по наиболее актуальным глобальным и

региональным проблемам. Обеими странами отмечено и выражено стремление к

расширению торгово-экономических контактов. Будет и дальше активно продолжено

наше сотрудничество в военно-технической, научно-технической, культурной и

других сферах.

При обсуждении ключевых международных проблем российская и индийская стороны

констатировали совместимость интересов и целей. Мы готовы

взаимодействовать по таким крупномасштабным проблемам как создание современного

демократического мироустройства, укрепление международной безопасности и

сохранение соответствующих договоренностей в этой сфере, включая договор по

противоракетной обороне. Договорились сотрудничать по проблемам

регионального характера, таким как, например, Афганистан. Мы высказали

одинаковые подходы к решению таких вопросов как борьба с международным

терроризмом, религиозным экстремизмом, трансграничной преступностью и

наркобизнесом. Затрагивалась и проблема реконструкции, реформы Организации

Объединенных Наций. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что Россия видит в

Индии сильного и достойного кандидата в постоянные члены Совета Безопасности

ООН. Необходимое внимание было уделено и положению в Южной Азии. Мы

высказали надежду на то, что будут продолжены конкретные усилия по

возобновлению переговорного процесса между Индией и Пакистаном в направлении.

Всего в Индии В.В. Путин провел четыре дня. В ходе визита Владимира Путина

сопровождала солидная свита официальных и достаточно влиятельных персон.

Были подписаны 11 соглашений в разных сферах, а также главный документ —

Декларация о стратегическом партнерстве между Республикой Индией и РФ,

которую скрепили своими подписями президент Владимир Путин и премьер-министр

Индии Атал Вихари Ваджпаи.

Как сказал сразу после торжественной церемонии президент РФ, Декларация

имеет исключительно важное значение именно потому, что в ней затронут весь

комплекс двусторонних отношений между Россией и Индией, а также

согласованы позиции по наиболее важным национальным и мировым проблемам,

«продемонстрированы совместимость интересов и целей» во всем, что касается

укрепления международной безопасности, борьбы с терроризмом и наркобизнесом, с

религиозным исламским экстремизмом. Кроме того, в Декларации подробно

расписаны приоритеты индийско-российского сотрудничества: от

металлургии, строительства и сферы топливного энергетического комплекса до

культурных обменов, от традиционного военно-технического сотрудничества (ВТС)

до совместных банковских структур, от ядерной энергетики до торгового

судоходства и т. д. Все это «углубление и расширение» предполагается ввести на

фоне единства политических воззрений в глобальном масштабе. Россия будет

поддерживать Индию в ее намерении войти в Совет Безопасности ООН в качестве

постоянного члена.

«О судьбах мира» за эти четыре дня говорилось много. В том числе и о том, чем

чреваты в глобальном масштабе региональные конфликты. Для Индии наиболее

болезненный из них — это очаг постоянного напряжения в Кашмире, на границах с

Пакистаном. Пакистан — страна «пороговая», имеющая ядерное оружие, но не

обладающая ни внешним миролюбием, ни внутренней стабильностью. Ядерный

потенциал Индии тоже достаточно велик. Касаясь в своих выступлениях темы

взаимоотношения двух, «не здоровающихся через порог» соседей, Владимир Путин

четко заявил, что российская позиция предполагает невмешательство во

внутренние дела других стран. В то же время Москва разделяет озабоченность

Дели и считает своевременной индийскую концепцию формирования коллективного

фронта по борьбе с терроризмом. «Наши отношения с Индией имеют

самостоятельное и непреходящее значение», — сказал президент, подчеркнув, что

отношения с другими странами на эти контакты влиять не будут.

Слова эти достаточно многозначительны. В геополитических играх вокруг 952-

миллионной державы активно участвуют и США. Россия же, связанная с этой

южноазиатской страной узами долгого партнерства, вовсе не собирается

отступать в этом регионе от своих интересов. Но для этого требуется быть

гибче и умело играть на опережение, учитывая, что из некогда сугубо аграрной

полуколониальной страны Индия постепенно превращается в современное и

перспективное государство. И претенденты на ее рынок не дремлют.

Военно-техническое сотрудничество остается главным в нашей торговле с

Индией. И в ходе этого визита был заключен новый контракт на поставку

310 танков Т90С, вплотную обсуждалась продажа авианосца «Адмирал Горшков».

Правда, как пояснил журналистам застигнутый ими врасплох чуть ли не за полночь

вице-премьер Клебанов, лично Путин эти вопросы вплотную не обсуждал.

Как мы видим, в ходе этого визита был затронут широкий круг проблем,

начиная от региональной безопасности и заканчивая культурными связями.

Но эта встреча на высшем уровне не была первой в 2000 году. Ее предваряла

поездка в Индию российской делегации во главе секретарем Совета безопасности

РФ Сергеем Ивановым. Во время визита г-н Иванов нанес визит премьер-министру,

министру иностранных дел и министру обороны. Он провел детальные переговоры

по двусторонним региональным и международным вопросам с Главным секретарем

премьер-министра и Советником по национальной безопасности.

Во время встречи с премьер-министром г-н Иванов вручил ему письмо российского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты