Реферат: Отношения России с Индией

Пегов (1967 - 1973), В.Ф.Мальцев (1974 - 1977), Ю.М.Воронцов (1977 - 1983),

В.Н.Рыков (1983 - 1988), В.Ф.Исаков (1988 - 1991), А.М. Дрюков (1991 - 1996),

А.С.Чернышев (1996 - 1999), А.М. Кадакин (с 1999 года).

Послы Индии в СССР и Российской Федерации:

В.Л. Пандит (1947 - 1949), С. Радхакришнан (1949 - 1952), К.П.Ш. Менон (1952 -

1961), С.Датт (1961 - 1962), Т.Н. Кауль (1962 - 1966), Кеваль Сингх (1966 -

1968), Д.П. Дхар (1969 - 1971), К.Р.Ш. Шелванкар (1971 - 1975), Д.П. Дхар (1975

- 1976), И.К. Гуджрал (1976 - 1980), В.К. Ахуджа (1980 - 1983), Нурул Хасан

(1983 - 1986), Т.Н. Кауль (1986 - 1989), А. Гонсалвес (1989 - 1992),Р.Сен (1992

- 1998), С.К.Ламба (с 1998 года).[2]

IV. Отношения России и индии: взгляд в прошлое и в будущее.

За 50 лет дипломатических отношений между Москвой и Дели менялось многое -

международная обстановка, состав правительств в Индии и России, их политика и

т.д. Исчез СССР, но взаимная заинтересованность двух государств в тесном

сотрудничестве осталась неизменной. Визит Е.М.Примакова в декабре 1998 г. в

Индию является убедительным свидетельством этого. Советский

Союз установил дипломатические отношения с этой страной, даже не дожидаясь

формального предоставления ей политической независимости. Индийский

народ - жертва колониального насилия - пользовался неизменной симпатией

советского народа. Осенью 1953 г. в Дели прибыла официальная советская

делегация и начались переговоры о строительстве в Индии с советской финансовой

и технической помощью завода в Бхилаи. Обмен визитами Дж.Неру и Н.С.Хрущева с

Н.А.Булганиным в 1955 г. ознаменовал собой начало длительного периода ничем не

омрачаемой советско-индийской дружбы, который продолжался вплоть до распада

СССР.

Российско-индийское сотрудничество в 50-60 гг. развивалось по нарастающей.

Крепло взаимное доверие, формировался механизм взаимных консультаций и

согласования позиций на международной арене, особенно по вопросам, живо

затрагивавшим интересы обеих стран.

Кульминацией советско-индийского сближения стал Договор о мире, дружбе и

сотрудничестве от 9 августа 1971 г., который придал правовую основу

"особым отношениям" между двумя странами и сделал эти отношения важным фактором

международной жизни. Стороны сформулировали общие цели и направления

сотрудничества - всеобщий мир, приверженность принципам мирного

сосуществования, стремление покончить с остатками колониализма и расизма,

прекращение гонки вооружений и достижение всеобщего и полного разоружения,

охватывающего как ядерные, так и обычные виды вооружений. Договор

предусматривал развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества во всех

областях экономики, науки, техники и культуры.

За соглашением о строительстве завода в Бхилаи последовали десятки соглашений

о строительстве других крупных объектов в государственном секторе, которые, в

основном, создавались с финансовой помощью СССР. В 1956-1970 гг. 50%

советских кредитов предназначалось для развития металлургии, 18% -

нефтедобычи и нефтепереработки, 9% - для развития тяжелого машиностроения, 5%

- горнодобывающей промышленности. В начале 80-х гг. на объектах, построенных

при содействии СССР, производилось около 40% чугуна и стали, почти 80%

металлургического оборудования, более 40% горно-шахтного и свыше 55% тяжелого

энергетического оборудования, более 10% электроэнергии, значительная часть

нефти и нефтепродуктов, каменного угля, приборов, медицинских препаратов и

другой продукции. Одновременно со строительством промышленных объектов СССР

передавал Индии технологии, привлекал к проектным работам индийских

специалистов для передачи опыта. Осуществлялась крупномасштабная подготовка

кадров. При содействии СССР подготовлено в общей сложности более 120 тыс.

индийских специалистов.

Распад Советского Союза крайне негативно сказался на российско-индийских

отношениях, особенно в сфере экономики. Если в 1990-91 гг. доля СССР в

экспорте Индии составила 16,2%, а импорте - 5,8% (более 10% внешнеторгового

оборота), то в1993-94 гг. - 2,9% и 1,1% соответственно (или менее 2%

внешнеторгового оборота). Это при том, что на долю России в составе СССР

приходилось примерно 80% советско-индийской торговли.

Утрата индийского рынка промышленного оборудования усугубила трудности

российской тяжелой промышленности, особенно предприятий ВПК, которые

оказались без заказов, без средств, а инженеры и рабочие, составляющие цвет

научно-технической интеллигенции и специалистов, - без заработной платы. Товары

широкого потребления, в том числе и индийского производства, которые СССР

прежде закупал в Индии, теперь приобретались на Западе за твердую валюту.

Веским аргументом в пользу восстановления российско-индийского

сотрудничества стал долг Индии России по ранее предоставленным

кредитам, который превышал 10 млрд. долл., а ежегодные выплаты по которому

составляли около 1 млрд. долл. Если учесть, что среди всех должников бывшего

Союза Индия была чуть ли не единственной страной, которая исправно платила

долги, то станет понятным, что для обескровленной и находящейся в глубоком

кризисе российской экономики эти выплаты представляются жизненно необходимыми.

Обрыв российско-индийских связей тяжело сказался и на Индии.

Уменьшились ее возможности для политического и экономического маневра на

международной арене. В тяжелом положении оказались вооруженные силы Индии,

которые оказались без запасных частей для военной техники советского

производства. Понимая все неудобства зависимости армии от одного или немногих

источников снабжения, Индия накануне распада СССР начала диверсифицировать

источники снабжения военной техники. Однако этот процесс не получил своего

завершения. Наконец, резкий спад торгово-экономических связей с Россией

отразился на положении производителей товаров, которые прежде закупал СССР, а

также для потребителей советских товаров, которые теперь приходилось покупать

на свободном рынке.

Поворотным моментом в развитии российско-индийского сотрудничества стал

официальный визит Президента России Б.Н. Ельцина в Индию

в январе 1993 г. В ходе визита были подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве

и 13 межправительственных соглашений. Договор признавал преемственность с

Договором о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией от 9 августа 1971

г. и провозглашал решимость обеих стран активно развивать свои отношения в

политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других

областях. В Договоре 1993 г. были сохранены положения о взаимных консультациях

«по всем важным вопросам, затрагивающим интересы обеих сторон». Россия и Индия

обязались незамедлительно вступать друг с другом в контакт в случае

возникновения ситуаций, создающих угрозу миру или нарушение мира для

согласования своих позиций в интересах устранения возникшей угрозы или

восстановления мира.

В конце июня - начале июля 1994 г. в Москве состоялась вторая российско-

индийская встреча на высшем уровне. По итогам визита премьер-министра Индии

Нарасимха Рао были подписаны Московская декларация о защите интересов

многонациональных государств, Декларация о дальнейшем углублении

сотрудничества и 9 соглашений по отдельным направлениям двусторонних

отношений.

Индия приветствовала образование Содружества Независимых Государств и

поддержала усилия России, направленные на утверждение духа добрососедства и

сотрудничества в пространстве бывшего СССР. Она с пониманием отнеслась к

озабоченности России соблюдением прав человека на территории бывшего Союза. В

свою очередь Россия поддержала действия Индии по созданию атмосферы доверия в

Южной Азии, налаживанию отношений добрососедства и сотрудничества между

государствами этого региона.

В конце марта 1997 г. состоялись визит премьер министра Индии X.Д. Деве Гавда в

Москву и его встречи с Б.Н.Ельциным и членами российского правительства. В

результате переговоров правительственных делегаций подписан новый пакет

документов, который включал соглашения об избежании двойного налогообложения, о

сотрудничестве и взаимопонимании в таможенных делах, в деле защиты растений, в

области физической культуры и спорта. Сторонами принято окончательное решение о

строительстве российскими специалистами двух атомных электростанций в Индии.

Были обсуждены вопросы расширения военно-технического сотрудничества, а также

сотрудничества в области торговли, сельского хозяйства, добычи угля и нефти и

т.д. Обе стороны оценили общее состояние российско-индийских отношений

как высоко доверительные и близкие. Таким образом, Москва и Дели сумели

создать правовую базу двухсторонних отношений, восстановить прежний уровень

доверия и наметить ряд конкретных направлений сотрудничества.

На базе достигнутых договоренностей окрепли связи между руководителями обеих

стран, между парламентами, министерствами и ведомствами. Развиваются

отношения между регионами, между банковскими и коммерческими структурами. В

1992 г. была учреждена Межправительственная российско-индийская комиссия по

торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. На

трех заседаниях комиссии (сентябрь 1994 г., октябрь 1995 г. и март 1997 г.)

был рассмотрен комплекс вопросов стимулирования торгово-экономических связей

между двумя странами. В результате принятых мер удалось остановить падение

торгового оборота, который в 1995-96 финансовом году составил около 2 млрд.

долларов.

Сегодня формируется новая модель российско-индийских отношений, существо

которой выражается формулой "Россия и Индия - стратегические партнеры".

Официальное признание этой формулы Москвой и Дели свидетельствует о том, что и в

новых геополитических условиях Россия и Индия придают важное значение

отношениям друг с другом и собираются их строить на долговременной основе, что

они готовы заменить прежнюю политизированную модель союзнических отношений

новой, деполитизированной и более прагматической моделью партнерства,

свободного от каких бы то ни было предвзятостей и основанного на принципах

равенства и взаимной выгоды.

Однако формула стратегического партнерства не имеет под собой достаточно

глубокой научно проработанной основы и организационного обеспечения. Эта

формула нуждается в дальнейшей конкретизации. Разрабатывая эту формулу,

стороны должны прежде всего исходить из положений, которые не вызывают у них

сомнений и которые уже зафиксированы в основополагающих документах, принятых

во время встреч на высшем уровне. К числу таких положений относятся:

Первое. У России и Индии нет пограничных, территориальных и других

трудноразрешимых проблем. Толерантность культур обеих стран, маловероятность

значительных миграционных потоков населения исключают возможность возникновения

конфликтов на этнической, религиозной или национальной основе.

Второе. Коренные национальные интересы России и Индии совпадают. Обе

страны стремятся не допустить, чтобы на смену двуполярному миру пришел мир

однополярный, с явным доминированием одной группы стран или одного "центра

влияния". Оба государства осудили агрессию США и Великобритании против Ирака в

декабре 1998 г.[3] Россия заинтересована в

том, чтобы Индия оставалась единой и неделимой страной, чтобы ее роль на

глобальном и региональном уровнях постоянно возрастала, чтобы она заняла одно

из ведущих мест в мировой экономике и политике, в международных организациях. С

другой стороны, и Индии нужна великая, единая и сильная Россия, как один из

важнейших центров мирового влияния.

Между Россией и Индией существуют разные подходы к Договору о

нераспространении ядерного оружия и Договору о всеобъемлющем запрещении

ядерных испытаний. Это, пожалуй, самые крупные расхождения между нашими

странами по ключевым международным проблемам. Но по этим вопросам Индия

расходится и с США, и многими другими государствами. Расхождения такого рода

существовали во времена Советского Союза и не мешали нашей дружбе. Наличие

этих расхождений не мешает США и другим членам западного сообщества

вкладывать миллиарды долларов в индийскую экономику.

Третье. В результате изменений геополитической ситуации в Азии и особенно

на пространствах, разделяющих границы России и Индии, образовалась зона особых

интересов и повышенной заботы обеих государств. Эта зона характеризуется

политической и социальной нестабильностью, чревата конфликтами, которые могут

иметь продолжение и на территориях России и Индии и угрожать их

внутриполитической стабильности и территориальной целостности. А это значит,

что российско-индийское сотрудничество в современных условиях приобретает

жизненно важное значение для обеих стран.

"Доктрина Гуджрала", определяющая приоритеты внешней политики Индии и

названная по имени ее автора - Министра иностранных дел, - имеет много общего

с концепцией внешней политики России. Оба государства придают первостепенное

значение отношениям с соседями. Таким образом, районы, находящиеся между

границами России и Индии, попадают в зону их взаимных интересов.

Сотрудничество Индии с государствами Средней Азии и Казахстаном отвечает

интересам России, поскольку оно служит противовесом активности соседних

мусульманских стран, США и других западных государств. По той же причине

Индии выгодно присутствие в этом регионе России.

Ключевую роль на азиатском материковом геополитическом пространстве, как

известно, играют Россия, Индия и Китай. Для России, как и для Индии, Китай - не

выбор, а судьба. При любых условиях и Россия и Индия должны стремиться к миру и

взаимопониманию с этой великой азиатской страной. Но отношения Москвы и Дели с

Пекином в прошлом не были простыми. Москву и по сей день беспокоит нелегальная

миграция китайцев в Сибирь и на Дальний Восток. Отношения между Индией и Китаем

осложняют проблема тибетских беженцев, а также удержание части индийской

территории в Гималаях, захваченной китайцами в 1962 г. Но у России,

Индии и Китая есть и общие интересы - мир, стабильность в Центральной Азии,

противодействие исламскому и всякому другому экстремизму и сепаратизму, борьба

с международным терроризмом и наркобизнесом.

Исторический опыт (в том числе и негативный) показывает, что Россия и Индия

способны влиять на отношения в треугольнике Пекин-Москва-Дели. А это значит,

что российско-индийское взаимодействие на этом направлении не может быть

компенсировано их сотрудничеством по отдельности с любой третьей страной. В

последние годы внешняя политика Китая претерпела заметные перемены.

Развивается его сотрудничество с Россией и с Индией, что содействует

интересам мира и стабильности в Азии.

Имеются достаточно благоприятные возможности для наращивания

российско-индийского торгово-экономического и научно-технического

сотрудничества. Обе страны располагают большими природными ресурсами,

научно-техническим потенциалами, растущими внутренними рынками; решают сходные

задачи - перестройки производства на базе современных технологий и выхода на

мировые рынки наукоемкой продукции; испытывают при этом одинаковые трудности и

при решении своих стратегических задач могут в основном рассчитывать на

собственные силы. К тому же экономики обеих стран взаимно дополняют друг друга.

С учетом сказанного напрашивается идея - в перспективе вести дело к организации

крупномасштабной кооперации природных, научно-технических и производственных

потенциалов России и Индии, их растущих рынков для ускорения темпов

экономического развития и обеспечения обеим странам достойного места в системе

международного разделения труда. Задача не из легких. Но даже частичное

продвижение в этом направлении могло бы стать серьезным ускорителем развития

России и Индии.

Некоторые составляющие такой кооперации уже определены межправительственными

соглашениями. Это - электроэнергетика, металлургия, электроника, информатика,

ядерная физика и т.д. Но реализация этих направлений продвигается крайне

медленно. Мешает многое, в том числе конкуренция транснациональных

корпораций, глубоко внедрившихся в экономику Индии и захвативших за время

спада индийско-российского делового сотрудничества даже те ниши на индийском

рынке, которые в свое время удерживал СССР, а также неподготовленность

российских коммерческих структур к условиям свободной конкуренции,

недостаточное информационное обеспечение и т.д.

Есть две главные, по мнению автора, причины, устранение

которых может помочь решить все другие. Первая заключается в том, что

программы сотрудничества, принятые обеими странами, имеют нередко разрозненный

характер, недостаточно увязаны между собой. Возьмем программу военного

сотрудничества, которая рассчитана до 2005 г. Как известно, российский ВПК,

кроме производственных мощностей, располагает новейшими технологиями, которые

могут с успехом найти применение и в гражданских областях производства, связи и

т.д. Более широкий подход к программе военного сотрудничества и увязка ее с

другими программами могли бы оживить обмен высокими технологиями,

инвестиционное сотрудничество, которые до сих пор не получили достаточного

развития. Можно было бы продумать вопрос более рационального использования

индийских долгов. Вторая причина состоит в том, что обе страны

(это больше относится к России), пройдя через этапы прямого государственного

вмешательства в экономику, слишком уверовали во всесилие решений,

постановлений, соглашений и т.д. Слабо используются такие декларированные

соглашениями формы сотрудничества, как совместное предпринимательство, участие

в выполнении ключевых общенациональных программ друг друга и т.д. Чтобы

заработали программы и соглашения, государство должно увязать усилия

разрозненных частных структур с общегосударственными интересами, создать

систему поощрения именно тех родов и направлений деятельности, которые отвечают

его приоритетам - в виде льготного кредитования, гарантий, развития

инфраструктуры и так далее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты