Реферат: Новгородская феодальная республика

допускалось. Святой утратил суровость фанатического отца церкви. Перед нами

добрый русский святитель, готовый оказать помощь своему подопечному. Линейная

обработка лика упрощена, обнаруживая тягу художника к центрическим, округлым

формам, к плавным параболическим линиям. Все это придает образу совсем иное,

по сравнению с византийскими иконами, эмоциональное звучание. Необычно для

византийских икон и обилие орнаментальных мотивов. Одеяние святителя

разукрашено так, как будто художник воспроизводил народные вышивки. И даже

нимб декорирован тончайшим орнаментом. В подобной трактовке много от наивной,

почти что деревенской непосредственности восприятия.

И уж совершенно отличается от византийских образцов датируемая XIII веком

большая краснофонная икона, на которой представлены в рост фигуры Иоанна

Лествичника, Георгия и Власия. Все они даны в неподвижных, застывших позах,

напоминая резанные из дерева и раскрашенные истуканы. Иоанн Лествичник в два

с лишним раза больше стоящих по его сторонам святых, подбор которых был

несомненно продиктован заказчиком или заказчиками иконы. Вся композиция

подчинена двум измерениям, в фигурах нет ни малейшего намека на объем.

Художник накладывает краски большими, ровными плоскостями, избегая

светотеневой моделировки. Типы лиц - чисто русские. Здесь намечается та

техника иконного письма, которая сделается в дальнейшем своего рода каноном.

От периода начала XIV века осталось мало памятников новгородской иконописи.

Но известно, что за это время иконописцы особых успехов не достигли.

Однако рубеж XIV-XV столетий можно считать расцветом иконописания. В иконах

этого времени краски приобретают невиданную до этого чистоту и насыщенность.

Палитра светлеет и проясняется, из нее исчезают последние пережитки былой

сумрачности. Излюбленным становится пламенный киноварный цвет, определяющий

радостный, мажорный характер всей палитры. Эта киноварь дается в смелом

сочетании с золотом фона и с белыми, зелеными, нежно-розовыми, синими,

плотными вишневыми и желтыми красками иконы.

Нигде так явственно не дает о себе знать прямая связь иконописного сюжета с

реальными жизненными интересами, как на одной новгородской иконе,

происходящей из Власьевской церкви. Наверху, на фоне скалистого пейзажа,

восседают св. Власий и св. Спиридоний, а внизу расположились охраняемые ими

коровы, козы, овцы, телята и кабаны, окрашенные в яркие красные, оранжевые,

белые, фиолетовые, голубые и зеленые цвета. Власий был популярнейшим в

Новгороде святым, покровителем скотоводства. Против него восседает

Спиридоний, епископ Тримифунтский. Этот святой был весьма почитаем в

Византии. Согласно легенде, он вышел из пастухов. Уже будучи епископом, он

продолжал ходить с пастушеским посохом и носить шапку из ивовых прутьев. Само

слово "спиридон" означает по-гречески круглую плетеную корзинку. Христианской

Церковью Спиридоний был возведен в покровители плодородия земли. Надо

отметить, что святые не выступают в новгородской и вообще в древнерусской

иконописи самостоятельной силой, вроде языческих богов. Они изображаются как

молитвенники, вот поэтому на рассматриваемой иконе присутствуют не только св.

Власий и св. Спиридоний, но и Богородица, к которой обращены молитвы святых.

Еще одно отличие изображаемых святых от языческих богов – это аскетичность

образа, в отличие от вседовольности Перунов, Велесов и прочих (13).

Особенно красива икона “Чудо Георгия о змие” (поздний XIV в.). Фигура

Георгия, восседающего на белом коне четко выделяющаяся на красном фоне,

превосходно вписана в прямоугольник иконной доски. Художник не боится

перерезать поля иконы концом развевающегося плаща, правой рукой Георгия,

хвостом и передними ногами коня. Георгий был одним из любимых святых

новгородцев: он не только воитель, но и крестьянин. Вышесказанная мысль о

том, что святые – это не самостоятельная сила, но молитвенники о нуждах

молящихся подтверждается наличием в правом верхнем углу божественной десницы.

К числу шедевров новгородской иконописи XV века принадлежит икона “Молящиеся

новгородцы”. Она датируется 1467 годом. Это было время упадка

государственности Великого Новгорода на фоне возвышения Москвы, и вся мысль

иконы обращена к надежде на божественный промысел. Здесь изображены два мира:

горний и дольний, новгородцы обращаются к Богу и Его святым с просьбой о

заступничестве. Иконописец как бы хочет сказать, что спасение Новгорода – в

молитве и благочестии. Между прочим, под воздействием событий XV века:

заключением флорентийской унии и взятием Константинополя турками Новгород,

еще прежде Москвы, стал называть себя “новым Римом”. Здесь зародились

благочестивые сказания о бегстве святых и святынь из опозоренных центров

древнего благочестия и о переселении их в Новгород: об иконе Тихвинской

Божьей Матери, чудесно перенесенной из Византии в Новгород, и о столь же

чудесном приплытии туда же на камне св. Антония римлянина с мощами (14).

3.Берестяные грамоты.

Одна из главнейших особенностей Великого Новгорода – это повсеместное

распространение грамотности. Уровень грамотности населения Новгорода был

невиданным для современных ему европейских государств, где лишь

привилегированные сословия имели возможность обучаться письму (15).

Предпосылка для такого уровня образованности заключается в доступности нужных

материалов. Новгородская земля богата лесом, и, разумеется, изготовить из

березовой коры пригодный для письма листок гораздо проще, чем выделывать

пергамент из кож. Исследователи установили, что бересту варили в воде, это

придавало ей эластичность, снимали с нее наиболее грубые слои и, как правило,

обрезали со всех концов, придавая листу прямоугольную форму. В большинстве

случаев буквы на бересте нацарапаны острыми предметами, но находились также

грамоты с чернильными надписями, конечно, сохранность таких надписей гораздо

хуже, чем нацарапанных.

Берестяные грамоты – это особый источник исторических знаний. В летописях

говорится о событиях государственного масштаба, то есть о событиях, которые

кажутся летописцу важными и достойными внимания потомков. Но не менее важно

для истории знать о жизни простых людей, про их быт, без этого невозможно

дать полную картину никакому предмету истории. Государство есть общность его

граждан, поэтому, не зная о жизни граждан, невозможно в полной мере знать и о

самом государстве. Такие знания нам дают берестяные грамоты.

И поскольку значение берестяных грамот огромно для исследования жизни

Новгорода, необходимо остановиться на этом вопросе более подробно.

Одной из первых найденных новгородских грамот является письмо следующего

содержания: ”Поклон от Грихша к Есифу. Прислав Онанья. молви... Яз ему

отвечал: На реки ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосьи:

вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито...". Грамота оборвана. У

нее нет конца, и из первой строки вырван большой кусок. Но взаимоотношения

участников запечатленного в ней события понятны. Есиф, которому послана

грамота, - господин, феодал, землевладелец. Грихша, автор письма, - приказчик

Есифа. Федосья - зависимая от Есифа крестьянка, она сидит на "безатьщине", то

есть пользуется каким-то выморочным участком земли, прежний владелец которого

обязан был варить пиво в пользу Онаньи.

Онанья потребовал у Грихши, а затем и у самой Федосьи, чтобы та варила для

него пиво. Однако выморочный участок оказался в руках Есифа, который поместил

на него Федосью. На этот участок распространилось исключительное право Есифа

взимать доходы в свою пользу - иммунитет нового владельца, отрицающий права

любых других лиц на вмешательство в его владения. Грамота датируется примерно

концом XIII века. Причем, характерно упоминание пива: установлено, что пиво

не только было известно в Великом Новгороде, оно было любимым и очень

распространенным напитком среди новгородцев.

Еще одна грамота, свидетельствующая о характере феодальных отношений в

Новгородской республике. Это хозяйственное письмо приказчика своему

господину: "Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе

семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего

слова". В этом письме приказчик Михаил просит своего господина Тимофея

прислать распоряжение о посеве семян: земля уже вспахана. Это письмо говорит

нам о том, что семена для посева находились под особым контролем владельца

земли. Ведь от их сохранности и правильного распределения зависели урожай и

главные доходы владельца. Без специального распоряжения феодала даже

приказчик не рисковал поступить по своему усмотрению.

Вот текст письма, найденного в слое рубежа XIV-XV веков: "От Бориса к

Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми целовек на жерепце, зане ли

здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле." Борису, находящемуся

вне Новгорода, понадобился конь для разъездов. Он просит немедленно прислать

ему слугу на жеребце. Очевидно, Борис богатый человек и у него много слуг.

Если бы слуг было немного, он позвал бы по имени того, который ему нужен;

здесь же Борис полагается на выбор самой Настасьи. Заодно она должна прислать

ему забытую дома рубашку.

Отличается оригинальностью грамота такого содержания: "Есть град между небом

и землею, а к ному еде посол без пути, сам ним, везе грамоту непсану". Это

загадка на библейскую тему: "Есть город между небом и землей, а к нему едет

посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную". Город между небом и

землей - это ковчег, в котором Ной спасался во время потопа. Немой посол -

голубь, посланный узнать, не показалась ли земля. А грамота неписаная –

масличная ветвь, которую голубь несет в клюве как знак, что земля близка. Эта

грамота, написанная простым горожанином, свидетельствует о повсеместном

знакомстве новгородцев со Священным Писанием.

В ходе раскопок было найдено множество берестяных грамот, раскрывающих способ

обучения письму в Новгороде.

Первая найденная из таких грамот представляет собой небольшой обрывок. На нём

неуверенным, корявым почерком нацарапано начало азбуки: "А Б В Г Д Е Ж З...

". Потом писавший запутался и вместо нужных ему по порядку букв стал

изображать какие-то их подобия.

Самая значительная находка запечатленных на бересте ученических упражнений –

это несколько грамот, написанных в промежутке между 1224 и 1238 годами.

Первой нашли грамоту, не представляющую собой специально подготовленный для

письма лист бересты. Длинная надпись грамоты сделана на овальном донышке

туеса, берестяного сосуда, который, отслужив срок, был отдан мальчику и

использован им как писчий материал. Овальное донышко, сохранившее по краям

следы прошивки, было укреплено перекрещивающимися широкими краями бересты.

Вот эти-то полосы и заполнены записями.

На первой полосе старательно выписана вся азбука от "а" до "я", а затем

следуют склады: "ба, ва, га, да,..." и так до "ща", потом: "бе, ве, ге,

де..." до "ще". На второй полосе упражнение продолжено: "би, ви, ги, ди..." и

доведено только до "си". Дальше просто не хватило места. Иначе мы прочли бы и

"бо, во, го, до...", и "бу, ву, гу, ду...".

Таким образом, в Новгороде применялся способ обучения грамоте по слогам.

Русские буквы не совпадали с обозначаемыми ими звуками. Ребёнку было довольно

трудно осознать, что "аз" означает звук "а", "буки" - звук "б". И только

заучивая слоговые сочетания: "буки-аз - ба, веди-аз - ва", он приходил к

умению читать и понимать написанное.

Мальчик, записывавший азбуку и склады в этой грамоте, просто упражнялся, он

уже умел читать и писать. В этом можно убедиться, перевернув берестяное

донышко. Там в прямоугольной рамке написано тем же корявым почерком: "Поклон

от Онфима к Даниле".

Еще одна грамота, написанная тем же Онфимом: "Яко с нами Бог, услышите до

послу, яко же моличе твоё, на раба твоего бы". Это отрывок из богослужебного

текста. И, скорее всего, эти слова написаны были под диктовку учителя. Данный

документ еще раз подтверждает мысль, что образование на Руси, в частности – в

Новгороде, носило церковный характер.

Кроме обучения письму, новгородцев учили счету. В Новгороде, как и в других

русских областях, использовалась алфавитная система нумерации, когда роль

цифр играли буквы с черточками наверху, называемыми “титло”. Причем в

качестве цифр использовались не все буквы, а только те, которые присутствуют

в греческом алфавите, и числовые значения букв возрастали в том же порядке, в

каком следовали буквы в греческом алфавите.

В грамоте XIV века воспроизведена вся система существовавших тогда цифр.

Сначала идут единицы, затем десятки, сотни, тысячи и, наконец, десятки тысяч

вплоть до обведённой кружочком буквы "Д". Так изображалось число 40000. Конец

грамоты оборван.

Посредством изучения материалов археологических раскопок было установлено,

что выполнение упражнений на бересте – это второй этап обучения грамоте.

Упражнения первого этапа выполнялись на деревянных дощечках. Такие дощечки

были найдены во множестве в Новгороде. Одна из поверхностей дощечек, как

правило, украшена различным орнаментом, а другая углублена и имеет бортик по

краям, а по всему донышку образовавшейся таким образом выемки – насечку из

штриховых линий. Каждая дощечка имеет на краях по три отверстия. Ей

соответствовала такая же парная дощечка, при помощи дырочек они связывались

друг с другом орнаментированными поверхностями наружу. На одной из найденных

таких дощечек датированной первой половиной XIV века вместо орнамента

тщательно вырезана азбука от "а" до "я", и эта находка объяснила, каково

назначение дощечек. Выемка на них заливалась воском, и обучавшиеся грамоте

новгородцы писали свои упражнения не на бересте, а на воске, подобно тому,

как сейчас при обучении используется классная доска. Написанное на воске

сглаживалось с помощью специальной лопатки. Азбука, помещенная на поверхности

одной из дощечек, служила пособием. На нее ученик смотрел, списывая буквы.

Научившиеся писать буквы на воске переходили к упражнениям на бересте.

Вот еще одна береста. Это духовное завещание: "Во имя Отца и Сына и Святого

Духа. А аз раб Божии Михаиль, отхождя живота сего, пишю рукопсание при своем

животе, что ми Кобилькеи 2 рубля ведати..."

Последняя береста, о которой хотелось бы сказать. Она написана в XIV

столетии. В этой грамоте нацарапаны две строки, правые концы которых не

сохранились. В первой строке следующий текст: "нвжпсндмкзатсут...". Во второй

– запись такого же характера: "ееяиаеуааахоеиа...". Если читать буквы не в

обычном порядке, а по вертикали, сначала первую букву первой строки, потом

первую букву второй строки, затем вторую букву первой строки и так до конца.

Получится связная, хотя и оборванная фраза: "Невежя писа, недуми каза, а хто

се цита" - "Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает...". Хотя

окончания нет, ясно, что "того, кто это читает", обругали.

Эта шутка на бересте позволяет нам еще раз осознать, что за всякой

исторической эпохой стоит простой человек, со всеми своими чувствами,

мыслями, стремлениями. О жизни этого простого человека в Новгородской

республике нам позволяют узнать берестяные грамоты.

Заключение.

В кратких словах содержание настоящего реферата можно передать следующим

образом.

Государственное устройство в Новгороде Великом было весьма своеобразным и

составляет уникальное явление в Русской истории.

Новгород делился, в административном отношении, на концы. Ближайшие к

Новгороду территории подразделялись, в соответствии с количеством концов, на

пять пятин. Более отдаленные от Новгорода земли делились на волости.

Новгородские административно-территориальные единицы пользовались большой

самостоятельностью. Известно, например, что концы и пятины управлялись

выборными должностями, а во Пскове и других городах был собственный князь.

Новгородское население было формально равным по политическим правам, но в

реальности оно делилось на три класса, и права граждан исполнялись в

зависимости от их экономического состояния. Высший класс составляли бояре,

средний – житьи люди, своеземцы и купцы, низший – черные люди. Невозможность

осуществлять свои права в полной мере большинством граждан приводила к

усилению социального антагонизма, ставшего, во многом причиной падения

Новгорода.

Верховная власть в Новгороде принадлежала вечу и Совету господ. Вече-это

собрание всех самостоятельных граждан Новгорода, оно решало все важнейшие

вопросы Новгородской республики. Но так как вече не было постоянно

действующим органом, то, помимо него, верховной властью был наделен постоянно

работающий Совет господ, состоящий из наиболее знатных и влиятельных граждан.

Главной должностью исполнительной власти в Новгороде был посадник; посадник

избирался вечем и приводил в жизнь решения веча. С другой стороны, посадник

был представителем интересов новгородцев перед князем. Князь призывался вечем

и исполнял, в основном, военно-полицейские функции. Отношения князя и

новгородцев регламентировались особыми договорами-рядами. Еще одной ступенью

исполнительной власти были тысяцкие, в подчинении у которых находились более

мелкие чиновники.

Судебная власть в Новгородской республике не была отделена от исполнительной,

поэтому судебными полномочиями были наделены все уровни власти, начиная от

веча и заканчивая тысяцким. Кроме этого, торговым судом ведала крупнейшая

купеческая корпорация - “Ивановское сто”.

В экономике Новгородской республики первостепенную роль играло сельское

хозяйство. Новгородцы занимались земледелием, скотоводством, овощеводством и

плодоводством. Уровень развития сельского хозяйства был довольно высок. Но

скудность почв не позволяла Новгороду полностью обеспечить себя продуктами

сельского хозяйства, поэтому существовала необходимость развивать другие

отрасли экономики – промышленность и торговлю.

Новгород был крупнейшим центром ремесленного производства. Ремесленники

владели множеством техническими приемов во многих отраслях производства, и

прежде всего – в металлообра­ботке. Ремесло было многоотраслевым,

значительной была дифференциация производства, приводившая к появлению

различных, более узких, специальнос­тей в рамках отдельных ремесленных

отраслей. В целом, по техническому уровню ремесленного производства и по

масштабам его распространения Новгород не уступал средневековым городам

Западной Европы.

Изучение торговли древнего Новгорода позволяет прийти к выводу, что торговый

обмен играл существенную роль в хозяйственной жизни нов­городского общества.

Преобладала внутренняя торговля, прежде всего, ре­месленными изделиями.

Именно она приобрела в первую очередь регулярный характер, в отличие от

торговых связей с другими русскими землями и с заграницей. Между Новгородом и

его сельской периферией существовал об­мен в тех пределах, которые допускало

феодальное натуральное хозяйс­тво. Такой характер новгородской торговли

показывает зависимость ее главным образом от ремесла, уровень развития

которого определял интен­сивность внутриторговых отношений. Общий

хозяйственный, политический и культурный подъем Новгородского государства,

выгодное географическое положение на водных путях способствовало

превращению Новгорода в один из крупнейших центров внешней торговли Древней

Руси.

Культурный расцвет Великого Новгорода был во многом обусловлен расцветом

экономическим. Приобретя политическую независимость, Новгород стремился к

выражению своей независимости в искусстве. Но если в политическом отношении

Новгород не был зависим от великих князей, то в архитектуре и живописи он

стремился к независимости от византийского искусства. В архитектуре это

выразилось, прежде всего, в упрощении форм и распространении особой формы

купола-луковицы. А в иконописи – в невиданной для Византии яркости красок и

особой почвенности. Но, разумеется, воздействие византийского искусства на

русское, в частности – на новгородское, было таким, что полностью

освободиться от его канонов не было возможным.

В Новгороде найдено множество берестяных грамот, что, во-первых,

свидетельствует о высоком уровне грамотности среди новгородцев, и, во-вторых

дает нам новые сведения о быте граждан Великого Новгорода.

Вывод.

История Новгородской феодальной республики, как и вся Русская история, очень

поучительна.

История Новгорода Великого говорит нам, что у России есть опыт построения

демократического государства, насчитывающий, по крайней мере, три с половиной

столетия. Разумеется, никто в Средние века не рассуждал о правах человека и

свободе слова, но основной принцип, запечатленный в самом названии демократии

(народовластие), был определяющим в новгородском государственном устройстве;

новгородцы назывались вольными гражданами Новгорода.

Но вот что интересно: за мнимым народовластием скрывалась боярская олигархия.

За полным юридическим равенством скрывалось неравенство экономическое и, как

следствие, фактическое неравенство прав. И в этом еще один урок истории: за

провозглашаемыми демократическими правами может стоять самая примитивная

финансовая олигархия. И если крупные новгородские капиталисты – бояре

находили способ дурачить ”вольных граждан” тогда, когда население небольшого,

по нынешним меркам, города могло непосредственно общаться с предcтавителями

власти, то в наше время развития средств массовой информации и населением в

десятки миллионов человек, когда претендентов во власть иначе как по

телевизору увидеть трудно, у олигархии есть хорошие возможности для

процветания.

И вот третий урок, который можно извлечь из истории Новгородской республики.

В то время, когда Новгородское государство с его республиканским устройством

и слабой централизацией приходило в упадок по причине социальных

противоречий, монархическая Москва собирала под свою руку земли и созидала

новое Русское государство: сильная государственная власть доказала свою

целесообразность в России.

Примечания

1. Ключевский В.О. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 2. Курс русской истории.

Ч. 2. - М. ”Мысль”. 1987. - С. 52.

2. Там же, С. 54.

3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. С.-Пб.”Кристалл”.1998.- стр. 141.

4. Ключевский В.О. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 2. Курс русской истории.

Ч. 2. - М. ”Мысль”. 1987. - С. 74.

5. Там же, С. 77.

6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. С.-Пб.”Кристалл”.1998.- стр. 139.

7.Там же, С. 140.

8.Ключевский В.О. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч.

2. - М. ”Мысль”. 1987. - С. 58.

9. Там же, С. 59 .

10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. С.-Пб.”Кристалл”.1998.- стр. 139.

11. Энциклопедия Русской истории. М. “Эксмо”. 2000.-С.160

12.Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М. “Республика”, 1994. Этюды по русской

иконописи. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи.

Публичная лекция. Ч.2.- С. 226-227.

13.Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.“Республика”, 1994. Этюды по русской

иконописи. Два мира в древнерусской иконописи. Ч.2.-С. 247-250

14.Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М. “Республика”, 1994. Этюды по русской

иконописи. Россия в ее иконе. Ч.1.- С. 274.

15. Энциклопедия Русской истории. М. “Эксмо”, 2000.-С.61

Литература.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. С.-Пб.,”Кристалл”,1998.

Энциклопедия Русской истории. Москва, “Эксмо”, 2000.

Янин В. Л. “Я послал тебе бересту”. Москва, 1975.

Каргер М. Новгород. Ленинград, “Аврора”, 1975.

Социально-экономическое положение в Новгороде под ред. Потапова, Москва,1983.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Сост. А.П.Полякова, П.П.Апрышко. Москва,

“Республика”, 1994.

Ключевский В.О. Собрание сочинений. В 9 т. Москва,”Мысль”, 1987.

Владимирский-Буданов М.В.Обзор истории русского права. Ростов на Дону.

“Феликс” 1995.

Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Москва. “Голос”, 1993.

Древнерусская икона. Альбом для юношества под ред. Ильина, Москва, “Кедр”,1993.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты