Реферат: Новгородская феодальная республика

И хотя готландскими купцами в этот период тоже были немцы, чтобы отли­чать их

от немецких купцов из материковых германских городов, русские называли их

готами или варягами. Немцев, упомянутых в летописи под 1188 годом (это первое

их упоминание), следует считать шведами: посколь­ку речь идет о шведских

городах, жители их, очевидно, должны быть шве­дами. Обычно же шведы

именовались “свеями”.

В конце 80-х годов XII века Новгород установил торговые связи с Лю­беком.

Появившись в Новгороде, немецкие купцы также создали свой двор и построили

церковь св. Петра. В 1187 г. император Фридрих I Барбарос­са пожаловал Любеку

грамоту, по которой русским и другим купцам пре­доставлялось право

беспошлинной торговли в Любеке. Это позволяет пред­полагать существование в

Любеке постоянной русской (скорее всего, нов­городской) колонии. Торговля с

Любеком и немецкими городами развива­лась весьма интенсивно и в конце XIII в.

приобрела первостепенное зна­чение, датчане и готы были оттеснены на второй

план.

Состав импорта из Западной Европы в Новгород установить нелегко. Письменных

источников мы почти не знаем. Из археологических материалов с уверенностью

можно назвать лишь янтарь. Изделия из янтаря в Новгоро­де весьма

многочисленны (более 2000 экземпляров). Янтарь привозился в Новгород чаще

всего в необработанном виде и обрабатывался здесь местными ремесленниками.

Наименьшее число янтар­ных находок собрано в слоях XIII века.

Причем янтарь ввозился в Новгород не только из Прибалтики, но и из

Приднепровья, где также имелись его месторождения. Резкое сокращение ввоза

янтаря в XIII в. объясняется тем, что в ре­зультате татаро-монгольского

нашествия прекратилась доставка товаров в Новгород по днепровскому пути. Из

Прибалтики янтарь в это время также не ввозился, так как на протяжении всего

XIII столетия Новгород нахо­дился во враждебных отношениях с Тевтонским

орденом. В начале 40-х го­дов между ними шла война, во время которой торговые

отношения с При­балтикой были совсем прекращены.

К числу предметов импорта с Запада относятся украшения (впрочем, весьма

немногочисленные).

В Новгород ввозились и некоторые сорта тканей, прежде всего сук­но.

Установлено, что в XII веке в новгородском импорте пре­обладали английские

ткани высокого качества. Однако в XIII столетии появляются и фламандские

ткани, которые в дальнейшем всецело захватывают местный рынок. Помимо сукон,

в Новгород ввозились и дорогие византийские ткани - паволока. Под 1228 г.

паволока упоминается в чис­ле даров, которые вез в Псков новгородский князь

Ярослав Всеволодович.

В XII-XIII веках высокого уровня в Новгороде достигло ювелирное ремесло. В

ряде мастерских найдено большое количество меди в виде готовых изделий,

полуфабрикатов, отходов производства, слитков и прос­то кусочков мели.

Известно, что на территории Новгородской земли медь не добывалась. Поэтому

приходилось ввозить ее из-за границы. Металл в виде сырья поставляли в

Новгород готские и не­мецкие (любекские) купцы, независимые от Тевтонского

ордена. Торговле цветными металлами не помешали враждебные отношения

Новгоро­да с Орденом.

В первой половине XIII в. на севере Европы, в районе Балтики, стала

развиваться соляная торговля. Новгород участвовал в ней как покупатель. Из

всех импортных товаров соль была предметом наиболее массового потребления.

Она была не только необходимым пищевым продуктом, но и в большом количестве

использова­лась в кожевенном деле.

Внешняя торговля Новгородской республики не ограничивалась запад­ным

направлением, она велась и с южными странами. Археологические дан­ные

позволяют утверждать, что в XII - XIII вв. Новгород был связан торговыми

отношениями с Северным Кавказом, Средней Азией, Ираном и, мо­жет быть, с

Византией. Об этом свидетельствуют находки явно южного про­исхождения.

Скорлупа грецких орехов обнаружена при раскопках в различ­ных слоях

различного времени. Наибольшее число находок приходится на XII век, а начиная

с 40-х годов XIII в. скорлупа грецких орехов встречается редко. Находки

миндаля единичны. Как грецкий орех, так и миндаль могли ввозиться из

Византии, Крыма или с Кавказа.

Привозными являются изделия из самшита. Cамшит - южное дерево, оно до сих

пор произрастает на Черноморском побережье Кавказа. В Новгород его ввозили,

очевидно, волжским или днепровским путем. Сам­шитовые гребни, бытовавшие в

Новгороде в течение пяти столетий, встре­чаются при раскопках, причем чаше

всего в слоях XIII в. и очень редко - в слоях XII века. В это время

обострилась борьба русских княжеств с по­ловцами, что затруднило движение

купцов по волжскому торговому пути. В Новгород древесина самшита привозилась

в необработанном виде, а гребни изготовлялись местными ремесленниками. Этот

вывод был сделан на основании абсолютного сходства самшитовых гребней по

форме и размерам с некоторыми видами костяных гребней местного новгородского

производства. Кроме того, техника нарезки зубьев на многих деревянных и

костяных гребнях абсолютно идентична. Из самшита изготовлялись не только

гребни. В слоях XIII в. найдена маленькая круглая самшитовая шкатулка, у

которой еще не выточена внутренняя полость. Очевидно, это полуфабрикат

изделия, по каким-либо причинам не обработанного до кон­ца, выброшенного или

потерянного новгородским мастером. Частые находки самшитовых гребней в

Новгороде свидетельствуют о том, что они были обычными предметами обихода,

которые мог купить любой житель города, а не предметами роскоши, доступными

лишь людям состоятельным.

Вообще же из дальних стран на Русь чаще всего ввозились именно предметы

роскоши. В домонгольских слоях древнего Новгорода обнаружены

обломки дорогой по тому времени привозной поливной посуды. Она была в

употреблении лишь у зажиточных кругов новгородского общества.

В конце XII - начале XIII в. в Новгород привозилась белоглиняная фа­янсовая

посуда с белой непрозрачной поливой и росписью кобальтом (си­ней) и марганцем

(сиренево-фиолетовой). Это были, как правило, чаши и блюда, украшенные

сюжетным орнаментом в сочетании с геометрическим. На дне с внутренней стороны

часто изображались птицы, а стенки у венчика украшались косыми широкими

параллельными линиями. В слое второй поло­вины XII в. найдена часть

люстрового блюда с арабской надписью.

Центром производства фаянсовой поливной керамики с росписью люст­ром и

кобальтом был Иран. Новгородские экземпляры также, несомненно иранского,

происхождения. Самые поздние находки такой посуды относятся ко времени до

1240 г. С середины XIII века встречается лишь золотоор­дынская поливная

керамика. Это говорит о том, что со времени тата­ро-монгольского нашествия

ввоз иранской посуды на Русь прекратился, так как образовавшееся на Волге

государство татаро-монголов - Золатая Орда - стало контролировать волжский

торговый путь, значение которого упало.

Одной из статей русского импорта издавна были различные пряности, которые

пользовались широким спросом. С Запада и с Востока ввозилось также вино. О

связях со Средиземноморьем свидетельствуют находки греческих губок.

Русь экспортировала в различные страны и свои товары. К сожале­нию, у нас нет

почти никаких источников, свидетельствующих о составе новгородского экспорта.

В летописи иногда сообщается о приключениях возвращавшихся ”из-за моря”

новгородских купцов. Очевидно, что они ездили за заморским товаром не с

пустыми руками, а везли и свои товары, ко­торыми торговали “за морем”.

Что это были за товары? Прежде всего, пушнина. Новгородская земля издавна

славилась своими охотничьими угодьями. Меха очень ценились за границей, как

на Востоке, так и в Европе, и были важнейшей статьей русского экспорта. По

свидетельству арабских писателей Русь поставляла меха бобров, черных лисиц,

соболей, белок и других пушных зверей.

Пушнина поступала в Новгород в виде дани, которую новгородцы бра­ли с

подвластных им северных племен.

К числу товаров, экспортировавшихся из Новгорода за границу, от­носится воск.

Из него изготовлялись свечи, спрос на которые в христи­анских странах был

велик. Кроме того, воск широко применялся в ремес­ле, в частности, в

ювелирном деле (литье по восковой модели). Воск на­чали вывозить еще в

домонгольское время - корпорация купцов-вощников существовала в Новгороде,

очевидно, уже в XII веке. В самой Новгородской земле бортничество было

развито меньше, чем в Северо-Восточной Руси, поэтому Новгород, хотя и

торговал своим воском, прежде всего, играл роль транзитного центра в торговле

воском, ввозившимся из соседних княжеств.

4.Денежная система.

В Новгородской республике период с XII по XIV вв. был безмонетным. В течение

этих столетий в обращении находились крупные серебряные слитки – гривны

серебра и рубли. Основной денежной единицей рассматриваемого периода была

гривна серебра. Она представляла собой продолговатый слиток из высокопробного

серебра весом около 200 грамм. Разумеется, серебряной гривной расплачивались

только в случае очень крупной торговой сделки. Роль более мелких денежных

единиц выполняли различные товары от беличьих шкурок до ювелирных изделий.

В XII веке гривна серебра делилась на 4 гривны кун, каждая из которых, в свою

очередь, делилась на 20 ногат, или на 50 резан, или на 150 вевериц (векшей).

Термином “куны” обозначалась не только одна из денежных единиц, но и деньги

вообще.

На протяжении истории Новгородской республики ее денежная система

неоднократно видоизменялась, однако о коренном изменении можно говорить лишь

в одном случае. Если гривна серебра раннего периода существования республики

делилась на 20, 50, 150 (все числа кратны 10) и более мелких единиц, то в XV

веке новгородская гривна состояла из 14 денег (кратно 7). Деление на 7 и на

10 – это основы совершенно различных счетных систем. Введение новой системы

счета и явилось основным преобразованием денежной системы Великого Новгорода.

Археологические изыскания позволили установить, что смена счетной системы

денег произошла примерно на рубеже XII и XIII веков.

Также удалось установить, что в конце XIII века в употреблении у новгородцев

появилось слово “рубль”, вероятнее всего, этим словом обозначались слитки

серебра в 200 грамм, то есть гривны. Таким образом, можно утверждать, что

новгородский рубль и серебряная гривна – разные названия одного предмета(11).

III.КУЛЬТУРА.

1.Архитектура.

Построенный в 1050 году Ярославом Мудрым Софийский собор стал для новгородцев

символом независимости и особого значения Новгорода. Дальнейшее развитие

архитектуры некоторым образом отражает развитие самой Новгородской

республики.

Еще в начале XII века, до образования республики, новгородские князья

переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь.

В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить

потерянной для них Софии новые сооружения. Георгиевский собор Юрьева

монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и

строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после

Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если

не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская

летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор – “мастер Петр”.

Георгиевский собор сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-

западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной

внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг

в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела

лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все

это придавало собору характер монолитного целого. И хотя время постройки

Георгиевского собора не принадлежало времени существования Новгородской

республики, о соборе стоило упомянуть, чтобы показать разницу княжеского

стиля со сложившимся впоследствии.

После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не

выстроили ни одного здания. Понимая зыбкость своего положения, они не

решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств.

Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый тип

храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания

небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве.

Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры –

заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными

между собой небольшим деревянным помостом.

Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на

хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная

многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества с конца

двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.

Первая дошедшая до нас постройка нового типа – церковь Благовещения у деревни

Арканжи под Новгородом. Она была построена по заказу архиепископа Ильи в 1179

году в качестве монастырской церкви. Это квадратный четырехстолпный

однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне.

Основными строительными материалами для этого храма послужили кирпич и

известняковая плита. Простота и отсутствие архитектурных излишеств у этой

церкви имеют особый смысл: добродетель, как и красота, не кричит о себе, но

выражается, прежде всего, в скромности и смиренномудрии.

В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской

плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся

кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для

Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно

неровный вид и скульптурную пластичность.

Такова церковь Преображения, или, как называлась она в народе, Спаса на

Ковалеве. Эта церковь была построена в 1345 году по заказу боярина Онцифора

Жабина. К трем фасадам здания примыкают разновеликие притворы (южный притвор

- усыпальница Жабиных). Примечательной особенностью церкви Преображения

является то, что купол имеет сферическую, а не луковичную форму. Полусфера

была основной формой купола в Византии, откуда была унаследована Русью.

Однако, по мере развития русского национального самосознания и искусства,

сферический купол заменялся куполом в форме луковицы. В форме купола, так же,

как и в отсутствии архитектурных излишеств, заключается особый духовный

смысл. Сферический купол символически обозначает небесный свод. Но, в то же

время, он говорит о некоторой завершенности и самодовольности. Купол в форме

луковицы как бы устремлен вверх особым молитвенным горением: он напоминает

пламя свечи (12).

Лишена архитектурных ухищрений, но обладает особой красотой церковь

Преображения (Спаса на Ильине улице) в Новгороде, построенная в 1374 году по

заказу “боярина Василий Данилович со уличаны Ильины улицы”.

Церковь Власия на Волосовой улице в Новгороде была построена в 1407 году.

Выполняла функции приходской церкви. Это одна из позднейших церквей

Новгородской республики, и в ней отразилась основная особенность церквей

последнего периода Великого Новгорода. Храм четырехстолпный, с одной световой

главой, но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части столбов

округлы.

2.Иконопись.

В Новгородской республике сложилась отдельная и своеобразная школа

иконописных мастеров. Первые новгородские иконы были написаны в XI столетии.

Наивысшего расцвета иконопись достигла в XIV-XV веках, после чего, с утратой

Новгородом независимости, начинается ее медленное угасание. И хотя в

дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные иконы, они

все же не выдерживают сравнения с тем, что было создано во времена

республики. Новгородское искусство, по сравнению с искусством Киевской Руси,

Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской Москвы, отличается особой

полнокровностью и почвенностью. Новгородские художники не любят сложных,

замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная символика как

византийских теологов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочитают

изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева

Пятница и другие), от которых они ожидают помощи в своих сельских работах и

торговых делах.

Но было бы неверным недооценить в новгородской иконе умозрительное начало. В

ней, как и во всем средневековом искусстве, очень много отвлеченного,

условного, много такого, что переносит все изображаемое в совсем особую

среду, в которой события протекают вне времени и вне пространства. В этом

своеобразном сочетании почвенности и умозрительности и заключается

особенность новгородских икон.

Рассмотрим развитие новгородской иконописи на примере нескольких произведений.

Икона “Спас Нерукотворный” датируется приблизительно рубежом XII-XIII веков.

Икона свидетельствует о влиянии византийского искусства на новгородское. Лик

Христа с разделанными тонкими золотыми нитями волосами написан в мягкой

"сплавленной" манере с помощью неуловимых переходов от света к тени. В

подборе красок художник крайне сдержан и лаконичен: его скупая

колористическая гамма строится на сочетании оливковых и желтых цветов.

Главный акцент поставлен иконописцем на больших глазах, обладающих огромной

выразительностью. В совершенстве владея линией, он позволил себе, ради

достижения большей экспрессии, дать асимметрическое построение лица, что ярче

всего сказывается в по-разному изогнутых бровях. Торжественная "иконность"

этого лика наглядно говорит о том, что написавший Спаса художник имел перед

глазами хорошие византийские образцы либо прошел выучку у византийского

мастера.

В иконах XIII века новгородские мастера уже проявляли самобытность. К этому

периоду относится икона “Николай Чудотворец”. Эта икона сохранила подпись

художника (Алекса Петров сын) и дату (1294), что делает ее совершенно

уникальным памятником. По сторонам от Николы изображены в гораздо меньшем

масштабе фигуры Христа и Богоматери, а поля иконы украшают еще меньшие по

размерам фигурки излюбленных новгородцами святых и полуфигуры архангелов и

апостолов. В византийском искусстве такое соотношение размеров не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты