И хотя готландскими купцами в этот период тоже были немцы, чтобы отличать их
от немецких купцов из материковых германских городов, русские называли их
готами или варягами. Немцев, упомянутых в летописи под 1188 годом (это первое
их упоминание), следует считать шведами: поскольку речь идет о шведских
городах, жители их, очевидно, должны быть шведами. Обычно же шведы
именовались “свеями”.
В конце 80-х годов XII века Новгород установил торговые связи с Любеком.
Появившись в Новгороде, немецкие купцы также создали свой двор и построили
церковь св. Петра. В 1187 г. император Фридрих I Барбаросса пожаловал Любеку
грамоту, по которой русским и другим купцам предоставлялось право
беспошлинной торговли в Любеке. Это позволяет предполагать существование в
Любеке постоянной русской (скорее всего, новгородской) колонии. Торговля с
Любеком и немецкими городами развивалась весьма интенсивно и в конце XIII в.
приобрела первостепенное значение, датчане и готы были оттеснены на второй
план.
Состав импорта из Западной Европы в Новгород установить нелегко. Письменных
источников мы почти не знаем. Из археологических материалов с уверенностью
можно назвать лишь янтарь. Изделия из янтаря в Новгороде весьма
многочисленны (более 2000 экземпляров). Янтарь привозился в Новгород чаще
всего в необработанном виде и обрабатывался здесь местными ремесленниками.
Наименьшее число янтарных находок собрано в слоях XIII века.
Причем янтарь ввозился в Новгород не только из Прибалтики, но и из
Приднепровья, где также имелись его месторождения. Резкое сокращение ввоза
янтаря в XIII в. объясняется тем, что в результате татаро-монгольского
нашествия прекратилась доставка товаров в Новгород по днепровскому пути. Из
Прибалтики янтарь в это время также не ввозился, так как на протяжении всего
XIII столетия Новгород находился во враждебных отношениях с Тевтонским
орденом. В начале 40-х годов между ними шла война, во время которой торговые
отношения с Прибалтикой были совсем прекращены.
К числу предметов импорта с Запада относятся украшения (впрочем, весьма
немногочисленные).
В Новгород ввозились и некоторые сорта тканей, прежде всего сукно.
Установлено, что в XII веке в новгородском импорте преобладали английские
ткани высокого качества. Однако в XIII столетии появляются и фламандские
ткани, которые в дальнейшем всецело захватывают местный рынок. Помимо сукон,
в Новгород ввозились и дорогие византийские ткани - паволока. Под 1228 г.
паволока упоминается в числе даров, которые вез в Псков новгородский князь
Ярослав Всеволодович.
В XII-XIII веках высокого уровня в Новгороде достигло ювелирное ремесло. В
ряде мастерских найдено большое количество меди в виде готовых изделий,
полуфабрикатов, отходов производства, слитков и просто кусочков мели.
Известно, что на территории Новгородской земли медь не добывалась. Поэтому
приходилось ввозить ее из-за границы. Металл в виде сырья поставляли в
Новгород готские и немецкие (любекские) купцы, независимые от Тевтонского
ордена. Торговле цветными металлами не помешали враждебные отношения
Новгорода с Орденом.
В первой половине XIII в. на севере Европы, в районе Балтики, стала
развиваться соляная торговля. Новгород участвовал в ней как покупатель. Из
всех импортных товаров соль была предметом наиболее массового потребления.
Она была не только необходимым пищевым продуктом, но и в большом количестве
использовалась в кожевенном деле.
Внешняя торговля Новгородской республики не ограничивалась западным
направлением, она велась и с южными странами. Археологические данные
позволяют утверждать, что в XII - XIII вв. Новгород был связан торговыми
отношениями с Северным Кавказом, Средней Азией, Ираном и, может быть, с
Византией. Об этом свидетельствуют находки явно южного происхождения.
Скорлупа грецких орехов обнаружена при раскопках в различных слоях
различного времени. Наибольшее число находок приходится на XII век, а начиная
с 40-х годов XIII в. скорлупа грецких орехов встречается редко. Находки
миндаля единичны. Как грецкий орех, так и миндаль могли ввозиться из
Византии, Крыма или с Кавказа.
Привозными являются изделия из самшита. Cамшит - южное дерево, оно до сих
пор произрастает на Черноморском побережье Кавказа. В Новгород его ввозили,
очевидно, волжским или днепровским путем. Самшитовые гребни, бытовавшие в
Новгороде в течение пяти столетий, встречаются при раскопках, причем чаше
всего в слоях XIII в. и очень редко - в слоях XII века. В это время
обострилась борьба русских княжеств с половцами, что затруднило движение
купцов по волжскому торговому пути. В Новгород древесина самшита привозилась
в необработанном виде, а гребни изготовлялись местными ремесленниками. Этот
вывод был сделан на основании абсолютного сходства самшитовых гребней по
форме и размерам с некоторыми видами костяных гребней местного новгородского
производства. Кроме того, техника нарезки зубьев на многих деревянных и
костяных гребнях абсолютно идентична. Из самшита изготовлялись не только
гребни. В слоях XIII в. найдена маленькая круглая самшитовая шкатулка, у
которой еще не выточена внутренняя полость. Очевидно, это полуфабрикат
изделия, по каким-либо причинам не обработанного до конца, выброшенного или
потерянного новгородским мастером. Частые находки самшитовых гребней в
Новгороде свидетельствуют о том, что они были обычными предметами обихода,
которые мог купить любой житель города, а не предметами роскоши, доступными
лишь людям состоятельным.
Вообще же из дальних стран на Русь чаще всего ввозились именно предметы
роскоши. В домонгольских слоях древнего Новгорода обнаружены
обломки дорогой по тому времени привозной поливной посуды. Она была в
употреблении лишь у зажиточных кругов новгородского общества.
В конце XII - начале XIII в. в Новгород привозилась белоглиняная фаянсовая
посуда с белой непрозрачной поливой и росписью кобальтом (синей) и марганцем
(сиренево-фиолетовой). Это были, как правило, чаши и блюда, украшенные
сюжетным орнаментом в сочетании с геометрическим. На дне с внутренней стороны
часто изображались птицы, а стенки у венчика украшались косыми широкими
параллельными линиями. В слое второй половины XII в. найдена часть
люстрового блюда с арабской надписью.
Центром производства фаянсовой поливной керамики с росписью люстром и
кобальтом был Иран. Новгородские экземпляры также, несомненно иранского,
происхождения. Самые поздние находки такой посуды относятся ко времени до
1240 г. С середины XIII века встречается лишь золотоордынская поливная
керамика. Это говорит о том, что со времени татаро-монгольского нашествия
ввоз иранской посуды на Русь прекратился, так как образовавшееся на Волге
государство татаро-монголов - Золатая Орда - стало контролировать волжский
торговый путь, значение которого упало.
Одной из статей русского импорта издавна были различные пряности, которые
пользовались широким спросом. С Запада и с Востока ввозилось также вино. О
связях со Средиземноморьем свидетельствуют находки греческих губок.
Русь экспортировала в различные страны и свои товары. К сожалению, у нас нет
почти никаких источников, свидетельствующих о составе новгородского экспорта.
В летописи иногда сообщается о приключениях возвращавшихся ”из-за моря”
новгородских купцов. Очевидно, что они ездили за заморским товаром не с
пустыми руками, а везли и свои товары, которыми торговали “за морем”.
Что это были за товары? Прежде всего, пушнина. Новгородская земля издавна
славилась своими охотничьими угодьями. Меха очень ценились за границей, как
на Востоке, так и в Европе, и были важнейшей статьей русского экспорта. По
свидетельству арабских писателей Русь поставляла меха бобров, черных лисиц,
соболей, белок и других пушных зверей.
Пушнина поступала в Новгород в виде дани, которую новгородцы брали с
подвластных им северных племен.
К числу товаров, экспортировавшихся из Новгорода за границу, относится воск.
Из него изготовлялись свечи, спрос на которые в христианских странах был
велик. Кроме того, воск широко применялся в ремесле, в частности, в
ювелирном деле (литье по восковой модели). Воск начали вывозить еще в
домонгольское время - корпорация купцов-вощников существовала в Новгороде,
очевидно, уже в XII веке. В самой Новгородской земле бортничество было
развито меньше, чем в Северо-Восточной Руси, поэтому Новгород, хотя и
торговал своим воском, прежде всего, играл роль транзитного центра в торговле
воском, ввозившимся из соседних княжеств.
4.Денежная система.
В Новгородской республике период с XII по XIV вв. был безмонетным. В течение
этих столетий в обращении находились крупные серебряные слитки – гривны
серебра и рубли. Основной денежной единицей рассматриваемого периода была
гривна серебра. Она представляла собой продолговатый слиток из высокопробного
серебра весом около 200 грамм. Разумеется, серебряной гривной расплачивались
только в случае очень крупной торговой сделки. Роль более мелких денежных
единиц выполняли различные товары от беличьих шкурок до ювелирных изделий.
В XII веке гривна серебра делилась на 4 гривны кун, каждая из которых, в свою
очередь, делилась на 20 ногат, или на 50 резан, или на 150 вевериц (векшей).
Термином “куны” обозначалась не только одна из денежных единиц, но и деньги
вообще.
На протяжении истории Новгородской республики ее денежная система
неоднократно видоизменялась, однако о коренном изменении можно говорить лишь
в одном случае. Если гривна серебра раннего периода существования республики
делилась на 20, 50, 150 (все числа кратны 10) и более мелких единиц, то в XV
веке новгородская гривна состояла из 14 денег (кратно 7). Деление на 7 и на
10 – это основы совершенно различных счетных систем. Введение новой системы
счета и явилось основным преобразованием денежной системы Великого Новгорода.
Археологические изыскания позволили установить, что смена счетной системы
денег произошла примерно на рубеже XII и XIII веков.
Также удалось установить, что в конце XIII века в употреблении у новгородцев
появилось слово “рубль”, вероятнее всего, этим словом обозначались слитки
серебра в 200 грамм, то есть гривны. Таким образом, можно утверждать, что
новгородский рубль и серебряная гривна – разные названия одного предмета(11).
III.КУЛЬТУРА.
1.Архитектура.
Построенный в 1050 году Ярославом Мудрым Софийский собор стал для новгородцев
символом независимости и особого значения Новгорода. Дальнейшее развитие
архитектуры некоторым образом отражает развитие самой Новгородской
республики.
Еще в начале XII века, до образования республики, новгородские князья
переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь.
В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить
потерянной для них Софии новые сооружения. Георгиевский собор Юрьева
монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и
строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после
Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если
не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская
летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор – “мастер Петр”.
Георгиевский собор сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-
западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной
внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг
в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела
лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все
это придавало собору характер монолитного целого. И хотя время постройки
Георгиевского собора не принадлежало времени существования Новгородской
республики, о соборе стоило упомянуть, чтобы показать разницу княжеского
стиля со сложившимся впоследствии.
После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не
выстроили ни одного здания. Понимая зыбкость своего положения, они не
решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств.
Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый тип
храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания
небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве.
Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры –
заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными
между собой небольшим деревянным помостом.
Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на
хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная
многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества с конца
двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.
Первая дошедшая до нас постройка нового типа – церковь Благовещения у деревни
Арканжи под Новгородом. Она была построена по заказу архиепископа Ильи в 1179
году в качестве монастырской церкви. Это квадратный четырехстолпный
однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне.
Основными строительными материалами для этого храма послужили кирпич и
известняковая плита. Простота и отсутствие архитектурных излишеств у этой
церкви имеют особый смысл: добродетель, как и красота, не кричит о себе, но
выражается, прежде всего, в скромности и смиренномудрии.
В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской
плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся
кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для
Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно
неровный вид и скульптурную пластичность.
Такова церковь Преображения, или, как называлась она в народе, Спаса на
Ковалеве. Эта церковь была построена в 1345 году по заказу боярина Онцифора
Жабина. К трем фасадам здания примыкают разновеликие притворы (южный притвор
- усыпальница Жабиных). Примечательной особенностью церкви Преображения
является то, что купол имеет сферическую, а не луковичную форму. Полусфера
была основной формой купола в Византии, откуда была унаследована Русью.
Однако, по мере развития русского национального самосознания и искусства,
сферический купол заменялся куполом в форме луковицы. В форме купола, так же,
как и в отсутствии архитектурных излишеств, заключается особый духовный
смысл. Сферический купол символически обозначает небесный свод. Но, в то же
время, он говорит о некоторой завершенности и самодовольности. Купол в форме
луковицы как бы устремлен вверх особым молитвенным горением: он напоминает
пламя свечи (12).
Лишена архитектурных ухищрений, но обладает особой красотой церковь
Преображения (Спаса на Ильине улице) в Новгороде, построенная в 1374 году по
заказу “боярина Василий Данилович со уличаны Ильины улицы”.
Церковь Власия на Волосовой улице в Новгороде была построена в 1407 году.
Выполняла функции приходской церкви. Это одна из позднейших церквей
Новгородской республики, и в ней отразилась основная особенность церквей
последнего периода Великого Новгорода. Храм четырехстолпный, с одной световой
главой, но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части столбов
округлы.
2.Иконопись.
В Новгородской республике сложилась отдельная и своеобразная школа
иконописных мастеров. Первые новгородские иконы были написаны в XI столетии.
Наивысшего расцвета иконопись достигла в XIV-XV веках, после чего, с утратой
Новгородом независимости, начинается ее медленное угасание. И хотя в
дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные иконы, они
все же не выдерживают сравнения с тем, что было создано во времена
республики. Новгородское искусство, по сравнению с искусством Киевской Руси,
Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской Москвы, отличается особой
полнокровностью и почвенностью. Новгородские художники не любят сложных,
замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная символика как
византийских теологов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочитают
изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева
Пятница и другие), от которых они ожидают помощи в своих сельских работах и
торговых делах.
Но было бы неверным недооценить в новгородской иконе умозрительное начало. В
ней, как и во всем средневековом искусстве, очень много отвлеченного,
условного, много такого, что переносит все изображаемое в совсем особую
среду, в которой события протекают вне времени и вне пространства. В этом
своеобразном сочетании почвенности и умозрительности и заключается
особенность новгородских икон.
Рассмотрим развитие новгородской иконописи на примере нескольких произведений.
Икона “Спас Нерукотворный” датируется приблизительно рубежом XII-XIII веков.
Икона свидетельствует о влиянии византийского искусства на новгородское. Лик
Христа с разделанными тонкими золотыми нитями волосами написан в мягкой
"сплавленной" манере с помощью неуловимых переходов от света к тени. В
подборе красок художник крайне сдержан и лаконичен: его скупая
колористическая гамма строится на сочетании оливковых и желтых цветов.
Главный акцент поставлен иконописцем на больших глазах, обладающих огромной
выразительностью. В совершенстве владея линией, он позволил себе, ради
достижения большей экспрессии, дать асимметрическое построение лица, что ярче
всего сказывается в по-разному изогнутых бровях. Торжественная "иконность"
этого лика наглядно говорит о том, что написавший Спаса художник имел перед
глазами хорошие византийские образцы либо прошел выучку у византийского
мастера.
В иконах XIII века новгородские мастера уже проявляли самобытность. К этому
периоду относится икона “Николай Чудотворец”. Эта икона сохранила подпись
художника (Алекса Петров сын) и дату (1294), что делает ее совершенно
уникальным памятником. По сторонам от Николы изображены в гораздо меньшем
масштабе фигуры Христа и Богоматери, а поля иконы украшают еще меньшие по
размерам фигурки излюбленных новгородцами святых и полуфигуры архангелов и
апостолов. В византийском искусстве такое соотношение размеров не