скот, нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы. Как это
на первый взгляд ни странно, детям в условиях тяжелой безработицы проще
найти работу, чем взрослым, так как их труд оплачивается гораздо дешевле. При
отсутствии какого либо социального обеспечения со стороны государства, дети
- это единственная опора родителей в старости. Так замыкается порочный круг:
нищета - быстрый рост населения - деградация основных систем
жизнеобеспечения.
На момент обретения независимости отсталые страны не имели технического и
научного потенциала, грамотность была уделом, в лучшем случае, одной трети
населения. Не сильно изменилась ситуация, и сейчас неграмотность - одна из
проблем стран 3-его мира. Развивающиеся страны с 75% мирового населения
выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых затрат на эти цели. В
эпоху НТР, когда наука превратилась в ведущий фактор развития производства,
низкий уровень образования, отсутствие инженеров, врачей, учителей в
развивающихся странах сильно тормозит развитие промышленности и сельского
хозяйства, медицины и культуры.
Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинство
развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными. Для
сравнения: в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а в США
- 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования,
связанные с применением удобрений, различной спецтехники и новейших достижений
селекции и генетики2, а в отсталых странах сохраняется мотыжное
земледелие, то США являются крупнейшим в мире производителем и экспортером
сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки могут обеспечить
лишь 80% своих потребностей в продовольствии. Но НТР не обошла стороной и ряд
стран третьего мира: благодаря комплексу мер по мелиорации, механизации и
внедрению новых видов сельскохозяйственных культур, получившему название
«зеленая революция», в таких странах как Индия, Китай и Таиланд отступила
угроза голода.
Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на сырье в
долгосрочной перспективе растут медленнее, чем цены на продукцию высоких
технологий, в результате чего страдают в первую очередь развивающиеся страны.
Впрочем, бывают и исключения: предпринятое организацией стран - экспортеров
нефти (ОПЕК) в 1973 и в 1979 годах повышение цен на нефть привело к
резкому росту доходов этих стран. Однако более всего от « нефтяного кризиса »
пострадали не развитые страны, а другие страны 3-его мира, поскольку
сокращение спроса на сырье больнее всего ударило именно по ним. Это привело к
тому, что внешний долг этих стран начал расти. Огромная внешняя
задолженность - одна из причин отсталости, так как, выплачивая огромные
проценты по займам (к примеру, на выплаты по внешнему долгу Гондураса уходит
60% госбюджета этой страны), развивающиеся страны не могут направить
значительные средства на развитие медицины и образования, вынуждены повышать
налоги, что замедляет экономический рост. Это подтверждает статистика: если в
среднем в конце 80-х в развивающихся странах темпы экономического роста
составили 3,9%, то в странах с большой задолженностью этот показатель
составил лишь 1,1% .
———————
2Генетика (от греч. génesis — происхождение) — наука о законах
наследственности и изменчивости организмов. Важнейшая задача генетики —
разработка методов управления наследственностью и наследственной изменчивостью
для получения нужных человеку форм организмов или в целях управления их
индивидуальным развитием.
Некоторые страны с крупным внешним долгом (конец 80-х годов) | ||
Страна | Размер внешнего долга | Отношение внеш. долга к ВНП,% |
Бразилия | 111 | 32 |
Мексика | 102 | 63 |
Чили | 21 | 101 |
Филиппины | 28 | 66 |
Все эти проблемы (неграмотность, аграрность стран 3 - его мира, проблема
внешней задолженности), по моему мнению, развивающимся странам можно решить
лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм дискриминации стран 3-
его мира (например, они обладают лишь одной третью голосов в различных
международных экономических организациях). Да, конечно, новые индустриальные
страны смогли преодолеть отсталость без благотворительности развитых стран,
но чего бы стоили эти « азиатские драконы » без многомиллиардных иностранных
инвестиций. Но, к примеру, большинство стран Африки просто не в состоянии в
ближайшее время создать условия для инвесторов, такие как политическая и
социальная стабильность, дешевая, но образованная рабочая сила, низкие налоги
и свобода рыночной экономики. То есть, без значительной помощи развитых стран
не обойтись. В настоящее время страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП,
но, учитывая, что в США на видеоигры тратится 10 млрд. долларов, что равно
всему размеру американской помощи бедным странам, то это не намного меняет
ситуацию. И если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, то
можно будет сломить цепь препятствий к построению мира без экономических и
социальных диспропорций между странами.
3.3 Проблема третья: Война и Мир.
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории
человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изучении природы
атомного ядра было убито 200 тысяч человек,40% зданий превращено в пепел, а
92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости.
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз. Этого
достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Но, к счастью, после
бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не
применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и СССР, а
также по причине распада последнего, угроза ядерной войны снизилась до самой
низшей отметки за последние 50 лет. Но я думаю, что над человечеством еще
нависнет эта угроза, учитывая, что число стран обладательниц атомного оружия
увеличится, ведь его, при желании, уже в состоянии получить Иран, Пакистан,
Израиль и Индия. Из них наибольшую угрозу представляют Иран и Пакистан, как
страны с фанатиками-исламистами у власти. Выход же я опять вижу во всеобщей
интеграции стран и контроле, к примеру ООН, за всеми разработками в этой
области.
Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и
усовершенствованные « классические » виды вооружений. После второй мировой
войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них - в
развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим
жертвам, но и к усугублению проблем отсталости. Но сейчас, по-моему, после
прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли
мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов, следует путем
введения в район нестабильности «голубых касок» пресекать набирающие обороты
сепаратизм и межнациональные столкновения.
Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаются
демократические ценности, то в долгосрочной перспективе военные перевороты и
гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политические
методы борьбы. Но все это возможно лишь при повышении уровня политической
культуры, а это опять упирается в проблему отсталости
3.4 Проблема четвертая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность.
26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС. В спокойные ночные
часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора, защищавшие все
живое от губительного излучения, были моментально разрушены. На свободу
вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные элементы ,которые
невозможно обезвредить никакими способами . Переносимые ветром и дождями ,они
покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв. километров с населением не
менее 800 тысяч человек !
Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти 30 человек,
погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват, что
стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира?
Виноваты были люди. Физики, инженеры, создавшие далеко не совершенный
реактор, операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из
Минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею. Говоря
конкретнее, виноваты были все мы.
На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными
катастрофами, цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля 1986
года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз сильнее
любого природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывам метана в
шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую человек может
стать даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, не справляясь с
ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные районы Европы)
или землетрясения (из-за образования подземных пустот в результате добычи
нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной коры). Человек - царь
природы. Это «мудрое » изречение привело к осушению Арала и наступлению
пустынь. В 1950-2000 годах человечество потеряет 1/5 плодородного слоя
земли . Наступление пустыни привело к появлению миллионов экологических
беженцев ,а всего от этого процесса пострадал 1 миллиард человек.
Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении природой. В
Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами. В 1984 году во Франции
компьютер ,установленный на плотине водохранилища в долине реки Тари,
самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5 млн.
кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины .
В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа, которая
по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории
промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в
воздух было выброшено вреднейшее хим. вещество, вызывающее удушье и потерю
зрения. Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек .
Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искусственная среда
обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться. Казалось бы,
это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т в 1990
году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал «занято»,
показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире. Избавившись от
угрозы быть съеденным тигром, человек, попав в столь же чуждую ему городскую
среду, может попасть под колеса автомобилей. В России на автодорогах гибнет в 4
раза больше человек, чем погибло за все годы войны в Афганистане! По подсчетам
специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во
всех стихийных бедствиях вместе взятых.
Раздел IV
4. НТР в обществе и искусстве.
4.1 Технический прогресс и нравственное развитие общества.
В начале XX века возник ряд ''антиутопий'', в которых описываются опасности,
которые несет человечеству грядущая 'машинная цивилизация''. Как пример можно
привести сатирический рассказ С. Линкока 'Человек в асбесте'', написанный еще
в начале века. Итогом развития машинной цивилизации, по мнению автора, будет
вечный, бессмертный и однообразный мир, полностью безопасный и в равной мере
бессмысленный.
''Будущий человек Линкока потерял человеческие чувства и стремления. Линкок
высмеивает стандартизацию жизни, нивелировку человека в Америке (действие
происходит на Бродвее). Это произведение и ряд ему подобных, выражают общую
мысль — опасность обнищания духовной жизни, атрофии человеческой
деятельности, деперсонализация личности.
В машинной цивилизации К. Воннегута ('Завтрак для чемпионов'') ясно видны уже
ставшие реальностью проблемы — умирание природы, рост преступности, духовное
обнищание.
Отрыв научно-технического прогресса от нравственного развития общества
вызывает мнимую альтернативу: либо прогресс науки и техники, либо прогресс
человека. Так, например, английский культур-философ А. Тойнби считает: мораль
статична, я техника динамична, и разрыв между техническим развитием и
нравственным развитием человечества постоянно увеличивается.
Подобный подход исключает компромиссное решение проблемы. Ключ к решению – в
комплексном решении: единство и неразрывность научно-технического,
социального и нравственного прогресса. Если процессы НТР не контролировать,
это может вызывать серьезные диспропорции и противоречия в общественном
развитии.
НТР повышает меру социальной и моральной ответственности людей в связи с тем,
что созданные ими силы могут угрожать существованию самого человечества.
Проблема свободы встает не только как проблема личного выбора, но и как
проблема общей ответственности людей за определение путей развития
человеческой цивилизации, способной обеспечить не просто выживание, но и
оптимальные условия жизни будущих поколений.
4.2 НТР, личность, искусство.
В истории человечества индивидульно-личностное мироощущение и самоощущение
обычно усиливалось в кривизне эпохи. Индивиду приходится самому искать ответы
на новые вопросы, к которым неприменимы старые подходы. Человеческое ''я''
приспосабливается к новым факторам. Информационные перегрузки вызывают
необходимость индивидуального отбора усваиваемой информации. Множественность
и сменяемость социальных ролей личности создают необходимость их осознания и
интеграции в определенной системе личных ценностей, в рамках целостного
образа ''я''. Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности,
индивидуализирует требования к любви, дружбе.
НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее
для людей. Но успехи НТР вызывают у ее творцов чувство превосходства над
искусством. Тем более что в искусстве подобного прогресса нет, по сравнению с
НТР оно кажется малоподвижным. Кроме того, современны формы искусства во
многом зависят от техники. Но именно в этом постоянстве воплощен внутренний
мир человека с нетленными ценностями и душевными перивязанностями. Искусство
реагирует на изменение жизни и вбирает в себя явления современности.
НТР увеличивает меру материальных потребностей человека, искусство же
увеличивает меру его внутренних потребностей. Очевидно, что искусство должно
не расцвечивать НТР, а помочь осознать ее не как самоцель, а как средство.
НТР создает человека, уверенного в том, что знания заменяют культуру.
Человек фиксирует информацию, полученную от произведения, но диалог с
произведением не возникает. Так в романе М. Фриша ''Homo Фабер''
представляется этот новый тип человека — преуспевающий инженер Вльтер Фабер
за три месяца успевает облететь полмира. Эти постоянные перемещения – способ
автора раскрыть характер человека деловитого, преуспевающего и равнодушного к
таким понятиям, как семья, дом, родина.
Для Фабера преклонение перед техникой заменило религию. В иных убеждениях,
иных духовны ценностях он не нуждается. Характерно то, что Фабер не читал
Толстого. В картинных галереях Парижа и Рима ему скучно. Но гораздо серьезнее
жизненная позиция Фабера, определяемая по формуле ''это меня не касается''.
Мораль книги: ''Технократ отчужден от живого мира''.
В проблеме охраны внутреннего мира человека роль искусства неоценима —
''Красота спасает мир''.
4.3 Влияние на искусство.
НТР часто порождает смешение и взаимопроникновение жанров. В отдельных
случаях, границы между точными и гуманитарными науками становятся практически
неразличимы. Творческого человека не может удовлетворить его
узкопрофессиональная деятельность. Математические методы проникают в чисто
гуманитарные области и часто помогают глубже осмыслить явление, обнаружить в
нем важные закономерности. При этом применение математического аппарата само
по себе не придает точности и достоверности научному исследованию. С помощью
этого аппарата исследуется не само явление, а его математическая модель,
которая может быть как удачной, так и не удачной (что в гуманитарных науках
встречается чаще).
На грани науки и искусства стоит такая форма творчества, как педагогическое
мастерство. Хороший педагог — всегда не только ученый, но и художник, артист.
Огромную роль здесь играет искусство отбора — из необозримого объема
информации необходимо отобрать нужную и в каком виде донести до слушателя.
Через педагогическое творчество происходит вовлечение людей в сферу научных
идей концепций, в сферу научной этики и эстетики.
Этические и эстетические вопросы все чаще проникают в научные исследования,
т.к. ответственность науки перед природой и человечеством за последнее время
сильно возросла. (Главный герой пьесы ''Физики'' убежден — ''нынешний гений
обязан быть непризнанным'').
Еще одно соединение науки и искусства — научно-популярная литература. В своих
лучших образцах она поднимается до уровней художественных произведений.
''Популярное изложение'' — вовсе не ''вульгаризация''. Потребность в
литературе, способной рассказать высокоразвитым читателям, что происходит вне
их узкого круга, характерна для эпохи НТР.
Значимость науки в жизни общества резко повышается. Совершенно закономерно
стремление искусства проникнуть в мир научных проблем, отразить жизнь и быт,
взаимоотношения и столкновения людей, связанных с наукой. Для того чтобы
писатель мог достоверно передать мир науки и его людей, он должен, прежде
всего, знать эту область жизни, и не в общих чертах, а довольно близко.
Писатель не должен благоговеть перед ''таинством'' и величием науки, именно
прозаичность и обыденность придает произведению достоверность и силу.
Искусственный интеллект и творчество.