Реферат: Научно Техническая Революция

скот, нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы. Как это

на первый взгляд ни странно, детям в условиях тяжелой безработицы проще

найти работу, чем взрослым, так как их труд оплачивается гораздо дешевле. При

отсутствии какого либо социального обеспечения со стороны государства, дети

- это единственная опора родителей в старости. Так замыкается порочный круг:

нищета - быстрый рост населения - деградация основных систем

жизнеобеспечения.

На момент обретения независимости отсталые страны не имели технического и

научного потенциала, грамотность была уделом, в лучшем случае, одной трети

населения. Не сильно изменилась ситуация, и сейчас неграмотность - одна из

проблем стран 3-его мира. Развивающиеся страны с 75% мирового населения

выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых затрат на эти цели. В

эпоху НТР, когда наука превратилась в ведущий фактор развития производства,

низкий уровень образования, отсутствие инженеров, врачей, учителей в

развивающихся странах сильно тормозит развитие промышленности и сельского

хозяйства, медицины и культуры.

Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинство

развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными. Для

сравнения: в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а в США

- 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования,

связанные с применением удобрений, различной спецтехники и новейших достижений

селекции и генетики2, а в отсталых странах сохраняется мотыжное

земледелие, то США являются крупнейшим в мире производителем и экспортером

сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки могут обеспечить

лишь 80% своих потребностей в продовольствии. Но НТР не обошла стороной и ряд

стран третьего мира: благодаря комплексу мер по мелиорации, механизации и

внедрению новых видов сельскохозяйственных культур, получившему название

«зеленая революция», в таких странах как Индия, Китай и Таиланд отступила

угроза голода.

Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на сырье в

долгосрочной перспективе растут медленнее, чем цены на продукцию высоких

технологий, в результате чего страдают в первую очередь развивающиеся страны.

Впрочем, бывают и исключения: предпринятое организацией стран - экспортеров

нефти (ОПЕК) в 1973 и в 1979 годах повышение цен на нефть привело к

резкому росту доходов этих стран. Однако более всего от « нефтяного кризиса »

пострадали не развитые страны, а другие страны 3-его мира, поскольку

сокращение спроса на сырье больнее всего ударило именно по ним. Это привело к

тому, что внешний долг этих стран начал расти. Огромная внешняя

задолженность - одна из причин отсталости, так как, выплачивая огромные

проценты по займам (к примеру, на выплаты по внешнему долгу Гондураса уходит

60% госбюджета этой страны), развивающиеся страны не могут направить

значительные средства на развитие медицины и образования, вынуждены повышать

налоги, что замедляет экономический рост. Это подтверждает статистика: если в

среднем в конце 80-х в развивающихся странах темпы экономического роста

составили 3,9%, то в странах с большой задолженностью этот показатель

составил лишь 1,1% .

———————

2Генетика (от греч. génesis — происхождение) — наука о законах

наследственности и изменчивости организмов. Важнейшая задача генетики —

разработка методов управления наследственностью и наследственной изменчивостью

для получения нужных человеку форм организмов или в целях управления их

индивидуальным развитием.

Некоторые страны с крупным внешним долгом (конец 80-х годов)

СтранаРазмер внешнего долгаОтношение внеш. долга к ВНП,%
Бразилия11132
Мексика10263
Чили21101
Филиппины2866

Все эти проблемы (неграмотность, аграрность стран 3 - его мира, проблема

внешней задолженности), по моему мнению, развивающимся странам можно решить

лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм дискриминации стран 3-

его мира (например, они обладают лишь одной третью голосов в различных

международных экономических организациях). Да, конечно, новые индустриальные

страны смогли преодолеть отсталость без благотворительности развитых стран,

но чего бы стоили эти « азиатские драконы » без многомиллиардных иностранных

инвестиций. Но, к примеру, большинство стран Африки просто не в состоянии в

ближайшее время создать условия для инвесторов, такие как политическая и

социальная стабильность, дешевая, но образованная рабочая сила, низкие налоги

и свобода рыночной экономики. То есть, без значительной помощи развитых стран

не обойтись. В настоящее время страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП,

но, учитывая, что в США на видеоигры тратится 10 млрд. долларов, что равно

всему размеру американской помощи бедным странам, то это не намного меняет

ситуацию. И если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, то

можно будет сломить цепь препятствий к построению мира без экономических и

социальных диспропорций между странами.

3.3 Проблема третья: Война и Мир.

Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории

человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изучении природы

атомного ядра было убито 200 тысяч человек,40% зданий превращено в пепел, а

92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости.

С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз. Этого

достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Но, к счастью, после

бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не

применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и СССР, а

также по причине распада последнего, угроза ядерной войны снизилась до самой

низшей отметки за последние 50 лет. Но я думаю, что над человечеством еще

нависнет эта угроза, учитывая, что число стран обладательниц атомного оружия

увеличится, ведь его, при желании, уже в состоянии получить Иран, Пакистан,

Израиль и Индия. Из них наибольшую угрозу представляют Иран и Пакистан, как

страны с фанатиками-исламистами у власти. Выход же я опять вижу во всеобщей

интеграции стран и контроле, к примеру ООН, за всеми разработками в этой

области.

Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и

усовершенствованные « классические » виды вооружений. После второй мировой

войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них - в

развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим

жертвам, но и к усугублению проблем отсталости. Но сейчас, по-моему, после

прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли

мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов, следует путем

введения в район нестабильности «голубых касок» пресекать набирающие обороты

сепаратизм и межнациональные столкновения.

Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаются

демократические ценности, то в долгосрочной перспективе военные перевороты и

гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политические

методы борьбы. Но все это возможно лишь при повышении уровня политической

культуры, а это опять упирается в проблему отсталости

3.4 Проблема четвертая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность.

26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС. В спокойные ночные

часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора, защищавшие все

живое от губительного излучения, были моментально разрушены. На свободу

вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные элементы ,которые

невозможно обезвредить никакими способами . Переносимые ветром и дождями ,они

покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв. километров с населением не

менее 800 тысяч человек !

Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти 30 человек,

погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват, что

стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира?

Виноваты были люди. Физики, инженеры, создавшие далеко не совершенный

реактор, операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из

Минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею. Говоря

конкретнее, виноваты были все мы.

На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными

катастрофами, цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля 1986

года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз сильнее

любого природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывам метана в

шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую человек может

стать даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, не справляясь с

ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные районы Европы)

или землетрясения (из-за образования подземных пустот в результате добычи

нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной коры). Человек - царь

природы. Это «мудрое » изречение привело к осушению Арала и наступлению

пустынь. В 1950-2000 годах человечество потеряет 1/5 плодородного слоя

земли . Наступление пустыни привело к появлению миллионов экологических

беженцев ,а всего от этого процесса пострадал 1 миллиард человек.

Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении природой. В

Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами. В 1984 году во Франции

компьютер ,установленный на плотине водохранилища в долине реки Тари,

самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5 млн.

кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины .

В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа, которая

по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории

промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в

воздух было выброшено вреднейшее хим. вещество, вызывающее удушье и потерю

зрения. Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек .

Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искусственная среда

обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться. Казалось бы,

это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т в 1990

году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал «занято»,

показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире. Избавившись от

угрозы быть съеденным тигром, человек, попав в столь же чуждую ему городскую

среду, может попасть под колеса автомобилей. В России на автодорогах гибнет в 4

раза больше человек, чем погибло за все годы войны в Афганистане! По подсчетам

специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во

всех стихийных бедствиях вместе взятых.

Раздел IV

4. НТР в обществе и искусстве.

4.1 Технический прогресс и нравственное развитие общества.

В начале XX века возник ряд ''антиутопий'', в которых описываются опасности,

которые несет человечеству грядущая 'машинная цивилизация''. Как пример можно

привести сатирический рассказ С. Линкока 'Человек в асбесте'', написанный еще

в начале века. Итогом развития машинной цивилизации, по мнению автора, будет

вечный, бессмертный и однообразный мир, полностью безопасный и в равной мере

бессмысленный.

''Будущий человек Линкока потерял человеческие чувства и стремления. Линкок

высмеивает стандартизацию жизни, нивелировку человека в Америке (действие

происходит на Бродвее). Это произведение и ряд ему подобных, выражают общую

мысль — опасность обнищания духовной жизни, атрофии человеческой

деятельности, деперсонализация личности.

В машинной цивилизации К. Воннегута ('Завтрак для чемпионов'') ясно видны уже

ставшие реальностью проблемы — умирание природы, рост преступности, духовное

обнищание.

Отрыв научно-технического прогресса от нравственного развития общества

вызывает мнимую альтернативу: либо прогресс науки и техники, либо прогресс

человека. Так, например, английский культур-философ А. Тойнби считает: мораль

статична, я техника динамична, и разрыв между техническим развитием и

нравственным развитием человечества постоянно увеличивается.

Подобный подход исключает компромиссное решение проблемы. Ключ к решению – в

комплексном решении: единство и неразрывность научно-технического,

социального и нравственного прогресса. Если процессы НТР не контролировать,

это может вызывать серьезные диспропорции и противоречия в общественном

развитии.

НТР повышает меру социальной и моральной ответственности людей в связи с тем,

что созданные ими силы могут угрожать существованию самого человечества.

Проблема свободы встает не только как проблема личного выбора, но и как

проблема общей ответственности людей за определение путей развития

человеческой цивилизации, способной обеспечить не просто выживание, но и

оптимальные условия жизни будущих поколений.

4.2 НТР, личность, искусство.

В истории человечества индивидульно-личностное мироощущение и самоощущение

обычно усиливалось в кривизне эпохи. Индивиду приходится самому искать ответы

на новые вопросы, к которым неприменимы старые подходы. Человеческое ''я''

приспосабливается к новым факторам. Информационные перегрузки вызывают

необходимость индивидуального отбора усваиваемой информации. Множественность

и сменяемость социальных ролей личности создают необходимость их осознания и

интеграции в определенной системе личных ценностей, в рамках целостного

образа ''я''. Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности,

индивидуализирует требования к любви, дружбе.

НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее

для людей. Но успехи НТР вызывают у ее творцов чувство превосходства над

искусством. Тем более что в искусстве подобного прогресса нет, по сравнению с

НТР оно кажется малоподвижным. Кроме того, современны формы искусства во

многом зависят от техники. Но именно в этом постоянстве воплощен внутренний

мир человека с нетленными ценностями и душевными перивязанностями. Искусство

реагирует на изменение жизни и вбирает в себя явления современности.

НТР увеличивает меру материальных потребностей человека, искусство же

увеличивает меру его внутренних потребностей. Очевидно, что искусство должно

не расцвечивать НТР, а помочь осознать ее не как самоцель, а как средство.

НТР создает человека, уверенного в том, что знания заменяют культуру.

Человек фиксирует информацию, полученную от произведения, но диалог с

произведением не возникает. Так в романе М. Фриша ''Homo Фабер''

представляется этот новый тип человека — преуспевающий инженер Вльтер Фабер

за три месяца успевает облететь полмира. Эти постоянные перемещения – способ

автора раскрыть характер человека деловитого, преуспевающего и равнодушного к

таким понятиям, как семья, дом, родина.

Для Фабера преклонение перед техникой заменило религию. В иных убеждениях,

иных духовны ценностях он не нуждается. Характерно то, что Фабер не читал

Толстого. В картинных галереях Парижа и Рима ему скучно. Но гораздо серьезнее

жизненная позиция Фабера, определяемая по формуле ''это меня не касается''.

Мораль книги: ''Технократ отчужден от живого мира''.

В проблеме охраны внутреннего мира человека роль искусства неоценима —

''Красота спасает мир''.

4.3 Влияние на искусство.

НТР часто порождает смешение и взаимопроникновение жанров. В отдельных

случаях, границы между точными и гуманитарными науками становятся практически

неразличимы. Творческого человека не может удовлетворить его

узкопрофессиональная деятельность. Математические методы проникают в чисто

гуманитарные области и часто помогают глубже осмыслить явление, обнаружить в

нем важные закономерности. При этом применение математического аппарата само

по себе не придает точности и достоверности научному исследованию. С помощью

этого аппарата исследуется не само явление, а его математическая модель,

которая может быть как удачной, так и не удачной (что в гуманитарных науках

встречается чаще).

На грани науки и искусства стоит такая форма творчества, как педагогическое

мастерство. Хороший педагог — всегда не только ученый, но и художник, артист.

Огромную роль здесь играет искусство отбора — из необозримого объема

информации необходимо отобрать нужную и в каком виде донести до слушателя.

Через педагогическое творчество происходит вовлечение людей в сферу научных

идей концепций, в сферу научной этики и эстетики.

Этические и эстетические вопросы все чаще проникают в научные исследования,

т.к. ответственность науки перед природой и человечеством за последнее время

сильно возросла. (Главный герой пьесы ''Физики'' убежден — ''нынешний гений

обязан быть непризнанным'').

Еще одно соединение науки и искусства — научно-популярная литература. В своих

лучших образцах она поднимается до уровней художественных произведений.

''Популярное изложение'' — вовсе не ''вульгаризация''. Потребность в

литературе, способной рассказать высокоразвитым читателям, что происходит вне

их узкого круга, характерна для эпохи НТР.

Значимость науки в жизни общества резко повышается. Совершенно закономерно

стремление искусства проникнуть в мир научных проблем, отразить жизнь и быт,

взаимоотношения и столкновения людей, связанных с наукой. Для того чтобы

писатель мог достоверно передать мир науки и его людей, он должен, прежде

всего, знать эту область жизни, и не в общих чертах, а довольно близко.

Писатель не должен благоговеть перед ''таинством'' и величием науки, именно

прозаичность и обыденность придает произведению достоверность и силу.

Искусственный интеллект и творчество.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты