Реферат: Научно Техническая Революция

Реферат: Научно Техническая Революция

План.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 2

Раздел I

  1. Социально-экономическое положение стран мира накануне НТР. . . . .

    . . . . . . . . . . . .стр. 2

1.1 Первое появление научного и технического прогресса. . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . .стр. 2

1.2 Предпосылки НТР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 2

Раздел II

  1. Научно-техническая революция и её значение. . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 3

2.1 НТР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 3

2.2 Составляющие НТР: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 3

а) Процесс интеграции науки и производства. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .стр. 3

б) Революция в подготовке кадров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 4

в) Революция в организации производства труда в системе управления. . . . . .

. . . . . . . стр. 4

2.3 Требования НТР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 4

2.4 Повышение темпов экономического роста. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 4

2.5 Привод НТР к эпохе массового потребления. . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 4

2.6 Универсальность НТР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 5

а) Смысл универсальности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 5

б) Факторы производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 5

в) Составная часть воспроизводства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 5

2.7 Значение НТР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 6

Раздел III

  1. Проблемы НТР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 7

3.1 Проблема первая: демографический взрыв. . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 7

3.2 Проблема вторая: Нищета и отсталость. Их причины, влияние на

демографический рост и пути решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.стр. 8

3.3 Проблема третья: Война и мир. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 10

3.4 Проблема четвёртая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность. . . . .

. . . . . . . .стр. 11

Раздел IV

  1. НТР в обществе и искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 11

4.1 Технический прогресс и нравственное развитие общества. . . . . . . . .

. .. . . . . . . . . . .стр. 11

4.2 НТР, личность, искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 12

4.3 Влияние на искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 13

Раздел V

  1. Новейшая революция в естествознании. . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 14

5.1 НТР в естествознании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 14

5.2 Революционный сдвиг в технике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 15

5.3 Основные черты НТР на современном этапе своего развития. . . . . . . .

. . . . . . . . . . .стр. 15

5.4 НТР и труд. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .стр. 16

Раздел VI

  1. Всемирный характер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 17

6.1 Мировой характер. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 17

6.2 Первоначальное толкование НТР буржуазно-реформистскими теоретиками. . .

. . . .стр. 18

6.3 Распространение “технофобии”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 19

Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.

19

Что же дальше?

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 21

Введение.

Свой выбор темы я хочу обосновать тем, что:

Во-первых, тема научно-технической революции очень актуальна в наше время.

Наука не стоит на одном месте, она постоянно развивается, и вместе с наукой

развиваемся мы (люди). Мне интересно, что будет дальше, к чему же мы всё-таки

придём, и начало к своему ответу я хочу найти в осмыслении темы научно-

технической революции.

Во-вторых, я выбрала эту тему, так как заинтересована в улучшении не только

экономики, но и в улучшении быта людей. Я считаю, что НТР очень сильно

повлияла на улучшение быта людей. Взять на примере даже самую элементарную

бытовую технику, компьютеры, средства массовой информации. Ведь

действительно, как улучшается быт человека! Человек стал намного меньше

тратить физических сил, всё стало автоматизировано. Даже если взять во

внимание сельское хозяйство, неправда ли, что на поле, с появлением техники,

стало намного лучше работать, ну а если идёт хорошо работа на поле, мы ведь

даже можем видеть какие-то перспективы.

В третьих, заинтересованность в теме научно-технической революции передалась

мне от моих родителей. Мои родители привили мне интерес не только к улучшению

быта человека, но и к улучшению образования, науки, медицины. Вы спросите:

«Причём здесь НТР?». Да притом, что даже если взять на примере компьютер, то

этим можно ответить на все вопросы. С помощью компьютера можно узнавать много

нового и интересного, с помощью компьютера облегчилась участь медицины и

многое другое. Проанализировав все выше перечисленные факторы, я не

сомневаюсь в своём выборе.

Раздел I

1. Социально-экономическое положение стран мира на кануне НТР.

1.1 Социально-экономическое положение стран мира на кануне НТР.

Прогрессом можно называть только такое развитие, при котором возрастает число

возможностей, открытых перед людьми, или, иными словами, при котором

возрастает степень их свободы. Если принять такое определение прогресса, то

прилагательное ''технический'' перед словом ''прогресс'' становится

избыточным, поскольку только технический прогресс является истинным

прогрессом. Так называемый ''моральный прогресс'', при котором человек

накладывает на свое поведение дополнительные ограничения, или ''социальный

прогресс'', при котором все больше проблем перед обществом решаться

социально-психологическими способами, не могут считаться настоящим

прогрессом, ибо ведут к ограничению свободы. Научный и технический прогресс

впервые начали сближаться в 16-18 веках, когда мануфактурное производство,

нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального

решения практических задач.

Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, в

связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением

Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимно стимулировать

друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества, радикально

преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.

1.2 Предпосылки НТР.

Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта:

самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми

паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной

глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых

стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и отсталость,

да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно. В связи с

развитием техники и транспорта мир познал, что такое безработица и кризис

перепроизводства, засилье только что появившихся монополий. К тому же, ряд

государств (к примеру, Германия) не успели к разделу колоний, и начало

крупномасштабных войн было лишь вопросом времени. Научно-технический прогресс

встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются все более

разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы в локальных

конфликтах (таких как русско-японская война), а затем применены во время

первой Мировой Войны. Первая Мировая произвела огромный переворот в

общественном сознании.

Всеобщий оптимизм начала ХХ века под влиянием ужасов войны, понижения уровня

жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода

сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств, падение

значения духовных ценностей - все это было свойственно не только Германии,

проигравшей войну, но и странам-победительницам.

Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны и

революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.

Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия. Неправильная

экономическая политика приводит многие страны мира сначала к биржевому, а

затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности этот кризис не имел

себе равных: в США за 4 года производство сократилось на треть, а каждый

четвертый стал безработным. Все это привело к очередному всплеску пессимизма

и разочарования. Демократическая волна уступила место тоталитаризму и росту

государственного вмешательства. Фашистские режимы, установившиеся в

Германии и Италии, увеличив число военных заказов, избавили свои страны от

безработицы, чем завоевали огромную популярность в народе. Униженная Германия

увидела в Гитлере лидера, способного поднять страну с колен. Окрепший

Советский Союз также начал активную милитаризацию и был готов ликвидировать

унизительные последствия Брестского мира. Таким образом, очередной глобальный

конфликт был неизбежен. Вторая Мировая Война была самой разрушительной в

истории человечества.

В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов человек,

то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия еще долго

будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не парадоксально,

именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой

атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изобретения разрушительного

оружия началась новая прогрессивная эра в развитии человечества.

Раздел II

2. Научно-техническая революция и ее значение.

2.1 НТР.

Научно-техническая революция, коренное, качественное преобразование

производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития

общественного производства. В ходе НТР, начало которой относится к середине

XX в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в

непосредственную производительную силу. НТР изменяет весь облик общественного

производ­ства, условия, характер и содержание труда, структуру

производительных сил, общественного разделе­ния труда, отраслевую и

профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту

производи­тельности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни

общества, включая культуру, быт, пси­хологию людей, взаимоотношение общества

с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

Научно-техническая революция является закономерным этапом человеческой

истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она

представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и

последствия в социалистических и капиталистических странах принципи­ально

различны.

2.2 Составляющие НТР:

а) Процесс интеграции науки и производства.

Во-первых, научно-техническая революция характеризуется глубоким процессом

интеграции науки и производства, притом такой интеграции, что производство

постепенно превращается как бы в технологический цех науки. Формируется

единый поток - от научной идеи через научно-технические разработки и опытные

образцы к новым технологиям и массовому производству. Повсеместно идет

процесс инновации, возникновение нового и его быстрое продвижение в практику.

Резко усиливается процесс обновления и производственного аппарата, и

выпускаемой продукции. Новые технологии и новые изделия становятся

воплощением все более современных достижений науки и техники. Все это

приводит к кардинальным изменениям в факторах и источниках экономического

роста, в структуре экономики и ее динамизме.

Когда говорят о научно-технической революции, то в первую очередь

подразумевают именно процесс интеграции науки и производства. Однако было бы

неправильно все сводить только к этой, на наш взгляд, первой составляющей

современной НТР.

б) Революция в подготовке кадров.

Во-вторых, понятие «научно-техническая революция» включает в себя революцию в

подготовке кадров по всей системе образования. Новая техника и технология

требуют нового работника — более культурного и образованного, гибко

приспосабливающегося к техническим нововведениям, высоко дисциплинированного,

имеющего к тому же навыки коллективного труда, что является характерной

чертой новых технических систем.

в) Революция в организации труда в системе управления.

В-третьих, важнейшей составляющей НТР является подлинная революция в

организации производства и труда, в системе управления. Новой технике и

технологии соответствует и новая организация производства и труда. Ведь

современные технологические системы обычно базируются на взаимосвязанной

цепочке оборудования, на котором работает и которое обслуживает довольно

разносторонний коллектив. В связи с этим выдвигаются новые требования к

организации коллективного труда. Поскольку процессы исследования,

конструирования, проектирования и производства неразрывно связаны между

собой, переплетаются и взаимно проникают друг в друга, перед управлением

стоит сложнейшая задача - связать воедино все эти этапы. Сложность

производства в современных условиях многократно возрастает, и чтобы

соответствовать ему, само управление переводится на научную основу и на новую

техническую базу в виде современной электронно-вычислительной,

коммуникационной и организационной техники.

2.3 Требования НТР.

Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и

организованности работников. Об этом свидетельствуют следующие факты:

численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году

достигнет 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается 70

миллионов студентов. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к

регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную

концепцию, известную как непрерывное образование. Также тенденцией в области

образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано заменой

человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и его

переориентировкой на более творческие виды деятельности.

2.4 Повышение темпов экономического роста.

В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-1970

годах объясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом

трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста

(см. табл.). Во многом именно благодаря этому фактору на западе смогли

построить так называемое государство благоденствия, когда при сохранении

демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам гарантируется

определенный уровень социального обеспечения и благосостояния. Во многих

капиталистических странах мира это привело к росту роли государства, которое,

по мнению сформировавшемуся в обществе после войны, должно взять заботу о

своих нуждающихся гражданах на себя.

Среднегодовые темпы роста ВНП, %

США

Германия

Япония

Англия

Франция

1900-19503,51,94,41,42,1
1950-19703,96,79,62,85,3

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты