Реферат: Николай II: реформы или революция

Реферат: Николай II: реформы или революция

План: стр.

Вступление 3

I. Начало царствования Николая II 4

1) «Бессмысленные мечтания» либералов 4

2) Проекты решения крестьянского вопроса 6

а) «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». (С.Ю.

Витте)

6

б) Редакционная Комиссия МВД 8

в) Царский манифест от 6.02.1903 г. (В.К. Плеве) 9

3) Внешнеполитические инициативы царя 10

4) Попытки уступок. «Осенняя весна» Святополк-Мирского 13

II. Николай II и первая русская революция 15

1) «Кровавое» воскресенье 15

2) Маневры власти 17

3) «Булыгинская Дума» 19

4) «Манифест 17 октября» 21

5) Николай II и Государственная Дума 23

а) «Первая российская конституция» 23

б) I Государственная Дума 26

III. Успокоение и реформы 29

IV. Думская монархия 31

V. Николай II и Первая мировая война 34

VI. Февральская революция и отречение Николая 36

Заключение 39

Вступление

Человечество всегда будет мучить вопрос: Что же произошло в России в

семнадцатом? Является ли Николай II виновником или жертвой?

Начиная писать реферат, я поставила перед собой задачу через деяния

Императора Николая II разобраться, справедливо ли его обвиняли в том, что он

был виновником всех трагедий, происходивших в России в период его правления.

Современники видели в нем хорошего семьянина, но не очень хорошего правителя.

Вот, что говорили о нем его современники:

А.Ф. Кони (известный судебный деятель): «Трусость и предательство прошли

красной нитью через всю его жизнь, через все его царствование, и в этом, а не

в недостатке ума или воли, надо искать некоторые из причин того, чем

закончилось для него и то, и другое».

П.Н. Милюков (лидер партии кадетов): «Николай II был, несомненно, честным

человеком и хорошим семьянином, но обладал натурой крайне слабовольной.

Николай боялся влияния на себя сильной воли. В борьбе с нею он употреблял то

же самое, единственное доступное ему средство ― хитрость и

двуличность».

Для написания реферата я использовала многие книги, но подробнее я

остановлюсь на некоторых из них:

С.С. Ольденбург «Царствование Императора Николая II». В этой книге материал

изложен последовательно, может быть, не очень подробно, но в ней я нашла всю

необходимую информацию, которой нет в других изданиях.

Жильяр «Император и его семья». В этой книге самый близкий человек семьи

― Жильяр ― воспитатель рассказывает о Николае II то, чего не

могли знать и видеть другие люди.

Однако при написании реферата я использовала учебник 10 класса по истории.

Многие события в этом учебнике изложены так, как ни в одной другой книге.

Например, я взяла из этого учебника материал о создании Конституции.

Само же название реферата я взяла из книги Шацилло Ф.К., которая так и

называется: «Николай II: реформы или революция».

I. Начало царствования Николая II

1. «Бессмысленные мечтания» либералов

Александр III умер неожиданно, 20 октября 1894 года. Взоры либеральной

общественности с надеждой обратились на его сына и наследника. От нового

императора Николая II ждали, что он изменит консервативный курс отца и

вернется к политике либеральных реформ деда ― Александра II. Общество

напряженно следило за высказываниями молодого царя, выискивая в них малейший

намек на поворот в политике. И если становились известными слова, которые

хоть в какой-то степени можно было истолковать в либеральном смысле, они

сразу же подхватывались и горячо приветствовались. Так, либеральная газета

«Русские ведомости» хвалила ставшие достоянием гласности заметки царя на

полях доклада о проблемах народного просвещения. В заметках признавалось

неблагополучие в данной сфере. В этом увидели признак глубокого понимания

царем проблем страны, признак его намерения приступить к реформам.

Хвалебными отзывами, призванными как бы деликатно подтолкнуть нового царя на

путь реформ, общественность не ограничивалась. Земские собрания буквально

завалили императора приветственными обращениями ― адресами, в которых,

наряду с выражением любви и преданности, содержались и очень осторожные

пожелания политического характера.

Вопрос о конституции, о реальном ограничении самодержавной власти в

обращениях земств к императору не ставился. Скромность и умеренность

пожеланий общественности объяснялась уверенностью в том, что новый царь не

замедлит пойти навстречу велениям времени.

Все с нетерпением ждали, что ответит обществу новый император. Повод для

первого публичного выступления представился царю скоро. 17 января 1895 года

по случаю бракосочетания государя был объявлен торжественный прием депутаций

от дворянства, земств, городов и казачьих войск. Большой зал был полон.

Сквозь почтительно расступившихся депутатов прошел невзрачный гвардейский

полковник, сел на трон, положил на колени фуражку и, опустив в нее глаза,

стал что-то невнятно говорить.

«Мне известно, ― скороговоркой бормотал царь, ― что в последнее

время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекшихся

бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего

управления; пусть все знают, ― и тут Николай попытался добавить металла в

голосе, ― что я буду охранять начала самодержавия так же твердо

неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель»1.

2. Проекты решения крестьянского вопроса

а) «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». (С.Ю. Витте)

В январе 1902 г. государь принял важное принципиальное решение, чтобы

сдвинуть с мертвой точки аграрный вопрос. 23 января было утверждено положение

об Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Это

учреждение имело целью не только выяснить нужды сельского хозяйства, но и

подготовить «меры, направленные на пользу этой отрасли народного труда».

Под председательством министра финансов С.Ю. Витте ― хотя он и был

всегда далек от нужд деревни, ― при ближайшем участии Д.С. Сипягина и

министра земледелия А.С. Ермолова, это совещание состояло из двадцати

сановников, причем наряду с членами Государственного Совета был привлечен и

председатель Московского общества сельского хозяйства, князь А.Г. Щербатов.

В первом же заседании, 2 февраля, были определены рамки работ. С.Ю. Витте

указал, что совещанию придется коснуться и вопросов общегосударственного

характера, за разрешением которых затем надо обратиться к государю. Д.С.

Сипягин отметил, что «многие из вопросов, существенных для сельскохозяйственной

промышленности, не должны, однако, разрешаться исключительно с точки зрения

интересов сельского хозяйства»2; возможны иные, общегосударственные

соображения.

Затем совещание решило обратиться к заинтересованным кругам населения с

запросом о том, как они сами понимают свои нужды. Такое обращение было смелым

шагом; в отношении интеллигенции оно едва ли могло дать практические

результаты. Но в данном случае вопрос задавался не городу, а деревне ―

тем слоям населения, дворянам и крестьянам, в лояльности которых государь был

убежден.

Во всех губерниях Европейской России были учреждены губернские комитеты по

выяснению нужд сельскохозяйственной промышленности. Затем были также

организованы комитеты на Кавказе и в Сибири. По всей России было образовано

около 600 комитетов.

Летом 1902 г. приступили к работам местные комитеты о нуждах

сельскохозяйственной промышленности ― сначала губернские, потом

уездные. Работа была поставлена в широкие рамки. Рассылая уездным комитетам

перечень вопросов, по которым желательно было иметь ответы, Особое совещание

отмечало, что оно «не имело в виду стеснить суждения местных комитетов, так

как этим последним будет поставлен общий вопрос о нуждах сельскохозяйственной

промышленности, дающий им полный простор в изложении своих взглядов».

Ставились самые различные вопросы ― о народном образовании, о

реорганизации суда; «о мелкой земской единице» (волостном земстве); о

создании той или иной формы народного представительства.

Работы уездных комитетов закончились в начале 1903 г.; вслед за тем

губернские комитеты подводили итоги.

Каковы же были итоги этой большой работы, этого обращения к сельской России?

Труды комитетов занимали много десятков томов. Можно было найти в этих трудах

выражение самых различных взглядов; интеллигенция, более подвижная и

активная, поторопилась извлечь из них то, что казалось ей политически

благоприятным для нее. По всем вопросам об «основах правопорядка», о

самоуправлении, о правах крестьян, о народном образовании, из суждений

комитетов было извлечено все, что соответствовало направлению составителей;

все несогласное было либо отброшено, либо вкратце отмечено, как уродливые

исключения.

Выводы комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности были в

значительной мере затушеваны печатью: они не соответствовали взглядам,

господствовавшим в обществе. Они и для правительства явились некоторой

неожиданностью.

б) Редакционная комиссия МВД.

Материал, собранный местными комитетами, был опубликован в начале 1904 года.

На основании этого материала Витте и составил свою «Записку по крестьянскому

вопросу». Он настаивал на упразднении особых сословных органов суда и

администрации, отмене особой системы наказаний для крестьян, на устранении

всех ограничений свободы передвижения и выбора рода занятий, а главное

― на предоставлении крестьянам права на свободное распоряжение своим

имуществом и на выход из общины вместе со своим общинным наделом,

превращающимся в личную собственность крестьянина. Насильственного разрушения

общины Витте отнюдь не предлагал.

Но еще в конце 1903 года свои прямо противоположные рекомендации представила

так называемая Редакционная Комиссия МВД, учрежденная в июне 1902 года с

согласия царя министром внутренних дел В.К. Плеве для «редактирования»

существующего законодательства о крестьянах. В традиционном патриархальном

укладе жизни крестьян Комиссия видела залог их приверженности самодержавию.

Это для Комиссии было куда важнее экономической целесообразности. Поэтому

предлагалось охранять сословную обособленность крестьянства, удалить надзор

за ним со стороны властей, не допускать перехода земли в личную собственность

и свободной торговли ею. В качестве уступки духу времени выдвигалось самое

общее пожелание «принять меры по облегчению выхода из общины умственно

переросших ее крестьян». Но тут же следовала оговорка, что во избежание

распространения в деревне взаимной вражды и ненависти выход из общины

допустим лишь с согласия большинства ее членов.

в) Царский Манифест от 6.02.1903 г. (В.К. Плеве)

Редакционная Комиссия МВД была намеренно создана в противовес «Особому

совещанию» Витте. В.К. Плеве вообще был главным противником Витте в

правительственных округах. Он был назначен на место убитого 2 апреля 1902

года Д.С. Сипягина.

В противостоянии с Витте Плеве одержал победу. В августе 1903 года министр

финансов вынужден был уйти в отставку. Вместо одного из ключевых министерств

Витте получил чисто церемониальный и никак не влияющий на реальную политику

пост председателя Комитета министров. Труды возглавлявшегося им «Совещания»

оставались без последствий.

Николай II явно склонялся к политике, предлагавшейся Плеве. 6 февраля 1903

года, в день рождения своего «незабвенного родителя», император подписал

Манифест, готовившийся почти год. В нем говорилось, «смута, посеянная отчасти

замыслами, враждебными государственному порядку, отчасти увлечением началами,

чуждыми русской жизни, препятствует общей работе по улучшению народного

благосостояния». Подтвердив свой обет «свято блюсти вековые устои державы

Российской», царь одновременно предписывал властям неуклонно соблюдать заветы

веротерпимости и заявлял о предстоящем пересмотре законов, «касающихся

сельского состояния», об участии в этом пересмотре «лиц, пользующихся

доверием общества». Но местным комитетам «Особого совещания» предписывалось

положить в основу трудов своих «неприкосновенность общинного строя

крестьянского землевладения». Манифест говорил лишь о временном изыскании

способов к облегчению выхода из общины отдельных крестьян и о принятии

безотлагательных мер к отмене стеснительной для крестьян круговой поруки.

Последнее и было единственной практической мерой, обещанной в Манифесте.

3. Внешнеполитические инициативы царя

Русское правительство в декабре 1898 г. разработало ноту, основанную на опыте

последних месяцев и сводившую общие предложения ноты 12 августа к нескольким

конкретным пунктам.

«Несмотря на проявившееся стремление общественного мнения в пользу всеобщаго

умиротворения, — говорилось в этой ноте, — политическое положение значительно

изменилось в последнее время. Многие государства приступили к новым

вооружениям, стараясь в еще большей мере развить свои военные силы.

Естественно, что при столь неопределенном порядке вещей нельзя было не

задаться вопросом о том, считают ли державы настоящую политическую минуту

удобной для обсуждения международным путем тех начал, кои изложены были в

циркуляре от 12 августа...

Само собою, разумеется, что все вопросы, касающиеся политических соотношений

государств и существующего на основании договоров порядка вещей, как и вообще

все вопросы, кои не будут входить в принятую кабинетами программу, будут

подлежать безусловному исключению из предметов

обсуждения конференции»3.

Успокоив, таким образом, опасения Франц

ии и Германии насчет возможности постановк

и политических вопросов, русское правительство

выдвигало следующую программу:

1. Соглашение о сохранении на известный срок настояще

го состава сухопутных и

морских вооруженных сил и бюдж

етов па военные

надобности.

2. Запрещение вводить новое огнестрельное оружие и новые взрывчатые вещества.

3. Ограничен

ие употребления разруши

тельных взрывчатых составов и запрещение

пользоваться метательн

ыми сна ряда ми с

воздушных шаров.

4. Запрещение уп

отреблять в морских войнах подводные миноносны

е лодки (тогда еще только производи

лись с ними первые опыты).

5. применение Женевской конвенции 1864 г. к морской войне.

6. Признание нейтраль

ности судов и шлюпок, занимающихся спасением

утопающих во время морских боев.

7. Пересмотр деклараций 1874 г. о законах и обычаях войны.

8. Принятие начала прим

енения добрых услуг посредничества и

добровольного третейского разбирательства;

соглашение о применение

этих средств; уста

новление единообразн

ой практики в этом

отношении.

В этой ноте первоначальная основ

ная идея сокращения и огранич

ения вооружений уже оставалась только «первым

пунктом» наряду с другим

и предложениями.

Русская программа для мирной конференции была таким образом сведена к

нескольким положениям, вполне конкретным. Местом ее созыва была избрана

Гаага, столица Голландии, одной из наиболее «нейтральных» стран (и в то же

время не официально «нейтрализованной», как Швейцария и Бельгия).

Для того чтобы обеспечить участие всех великих держав, пришлось согласиться

на то, чтобы не приглашать африканские государства, а также римскую курию. Не

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты